Философы культа были и до Иоанна: достаточно вспомнить языческих неоплатоников типа Ямвлиха и христианских неоплатоников типа ПсевдоДионисия. Но у Иоанна совершенно отсутствует не только привкус оккультистской загадочности, без которого немыслим Ямвлих, но и тон восторженной возбужденности, сопровождающий изложение мыслей Псевдо–Дионисия. В каждой фразе Дамаскина есть суховатая трезвость и ясность, соединенная с истовостью, а порой и декоративностью обрядового жеста. Единство рассудочности и мистики могло бы заставить нас вспомнить о Прокле Диадохе, но Иоанн несравнимо проще, доступнее, понятнее Прокла. Его учительство — не для узкого кружка посвященных, а для книжных и попросту грамотных людей всего христианского средневековья. Действительно, прямое воздействие его текстов в оригинале и переводах, н тем более косвенное, опосредованное их влияние на умственную жизнь было уникальным по своей широте . Ни от школьного учителя, ни от школьного учебника не требуют оригинальности в обычном смысле слова. От него требуется иное: излагать материал, почерпнутый откуда угодно, в систематическом порядке, и притом именно в таком порядке, который максимально отвечал бы реальным запросам и реальным возможностям его учеников. Сила, если угодно, оригинальность Иоанна Дамаскина лежит здесь. «Я не скажу ничего своего, — заявляет сам он не без смиренного преувеличения своей зависимости от источников, — но по мере сил соберу воедино и представлю в сжатом изложении то, что было разработано испытанными наставниками» (Jo. Dam. Schriften. I. S. 53, prooem. 6063; Тж. 55, 2.9–11). Цитаты, нормально не оговариваемые, следуют за цитатами, выписки — за выписками, но каким–то чудом их держит сквозное единство мыслительного стиля, твердое, даже жесткое, как иконописный канон. (Искусство иконы — не только предмет мысли Дамаскина, но и ее аналог.) Еще позднеантичиая культура, как бы готовясь к выживанию в новых условиях, создавала традицию компиляций и компендиев. К своему апогею традиция эта должна была закономерно прийти в исторический момент завершения перехода от античности к средневековью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

47 «Ибо если, по Писанию, нет человека, который будет жить и не узрит смерти, а человек и выше человека и ныне нами восхваляемая Дева, то ясно показано, что и Она исполнила тот же самый закон природы, хотя и не одинаково с нами, но превыше нас» (Слово 12, на Успение. PG 97, 1053). 52 Как пишет прот. Сергий Булгаков , смерть Богоматери принципиально «отличается от трехдневного субботствования во гробе Спасителя, которое было активным состоянием за гробом, проповедью во аде, необходимой частью спасительного подвига. Здесь же это есть человеческий удел, которого нельзя было миновать для того, чтобы освободиться от тела смертного и облечься в тело Воскресения» (Ук. соч., с. 124–125). 53 Архимандрит Алексий (Кутепов). Святоотеческое учение о Божией Матери. Загорск, 1979, с. 99–108. Лосский Вл. Всесвятая//ЖМП, 1968, 1, с. 72. 54 Цитаты из творений большинства перечисленных св. Отцов см. в соответствующих параграфах комментария. См. тж.: Сильченков К. Праздник Успения Божией Матери//Вера и разум, 1901, 14, с. 120–132. 55 См., напр., Акафист Успению Богородицы (составленный, кстати, в XIV в. Константинопольским патриархом исихастом Исидором Бухиром), икос 8: Радуйся, Еяже пресветлая душа в вышнем всесветлом Сионе вселяется. Радуйся, Еяже и нетленное тело таможде с душою купно прославляется. 57 Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. В кн.: Сочинения. Т. IV. Спб:, 1905, с. 428. 59 Из его 16 проповедей на праздник Успения укажем две, наиболее характерных: Беседа на празднество Успения и в третий день явления Божией Матери апостолам (Слова и речи. Т. 5. М., 1885, с. 163–166); Слово в день Успения (Там же. Т. 3. М., 1877, с. 193–200. 61 Полный месяцеслов Востока. Т. II. Владимир, 1901. Здесь читаем: «Без сомнения, вера христиан в восшествие Богоматери на небо – истина. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотию, ужели пречистая плоть Честнейшей херувимов и славнейшей серафимов предана тлению? Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери; это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистою плотию весьма древня, современна апостолам и мученикам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

29 Слава, И ныне: здесь читается, т.к. светилен с его Слава, И ныне: отделен пением «Свят Господь Бог наш». В праздники, когда «Свят Господь Бог наш» не поется, Слава, И ныне: в этом месте не читается, как и в случае с седальнами. 30 Хотя сейчас этот возглас обычно произносит священник, ничего специфически священнического в нем нет, и поэтому его могут произносить и миряне. Скабалланович указывает, что на праздничной утрене естественнее всего петь его певцам, вместе со Славословием (см. Толковый Типикон). 31 Поучения для монахов, наподобие тех, что составляют 4-й том Добротолюбия. См. тж: Прп. Феодор Студит «Огласительные поучения и завещание», 1896 (репр. М., Моск. подв. Тр.-Серг.Лавры, 1998). В предисловии описан порядок чтения этих поучений в течение всего года. 32 Если поется служба двум святым, их тропари читаются на часах попеременно. 33 Кондак на часах в неделю читается святому, начиная от славословного. На 1 часе читается кондак святого, на 3 воскресен, и так далее пременяюще глаголем кондаки. Если есть еще попразднство, глаголем пременяюще три кондака. 34 В этой молитве также нет ничего священнического. Во времена Скабаллановича в Киево-Печерской лавре ее читал чтец. Возможно, приходская практика усвоила чтение этой молитвы священнику с тем, чтобы подчеркнуть важность момента – завершающего бдение последнего прославления Бога-Света. 35 В случае, если нет необходимых книг, или неизвестно, какое чтение положено на этот день, в неделю можно прочитать воскресные Апостол и Евангелие из общих чтений на дни седмицы. Эти чтения мы здесь приводим. 36 При этом прокимен и аллилуиарий святого добавляются к рядовым, т.е. канонарх возглашает рядовой прокимен, лик: тойже, канонарх: стих, лик: прокимен, канонарх: прокимен святого, лик: прокимен святого же. 37 В великий праздник – задостойник. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки:

http://azbyka.ru/chinoposledovanie-voskr...

Взгляды Оригена о вечном сотворении своеобразны. Сущностью его позиции является не столько бесконечное возникновение новых миров, сколько обновляющее преображение существующего мира, в котором с самого начала были явлены всемогущество, мудрость и благость Бога. С этим связано и его платоническое представление о предвечном существовании души. Он отталкивается от идеи близких отношений между Богом и миром и представляет последний как обязательное откровение первого. Было бы нечестиво и абсурдно утверждать, что когда–то Бог не проявлял присущие Ему качества, составляющие само Его бытие. Он никогда не был ни праздным, ни бездействующим. Сущность Бога – Его благость и любовь, и Его воля тождественна Его природе. Он должен творить по самой Своей природе, и Он будет творить. Таким образом, необходимость одновременно является и свободным действием. У каждого мира есть начало и конец, предусмотренные Божественным Провидением. Но что было до первого мира? Ориген связывает идею времени с идеей мира, но не идет дальше представления о бесконечном течении времени. Божья вечность – над временем, однако наполняет все время. Ориген представляет себе переход от Бога к миру как вечное порождение Логоса, Который есть явленный образ Отца и через Который Бог сотворяет сначала духовный, а потом материальный мир. И само это порождение – длительный процесс; Бог всегда (αε) порождает Сына, Он никогда не был без Сына, как и Сын никогда не был без Отца 1010 . §143. Человек и грехопадение Церковь всегда верила, что человек был сотворен по образу Бога, чистым и святым, и совершил грехопадение по собственной вине и вследствие искушения сатаны, который сам отпал от своего изначального состояния. Но степень греховности человека и последствий грехопадения не обсуждались в полной мере до пелагианского спора в V веке. То же самое относится и к метафизической проблеме происхождения человеческой души. Однако в рассматриваемый нами период уже начали зарождаться три теории. Тертуллиан – автор традуционизма (или тж. традуцианизма) 1011 , теории, по которой душу и тело человек получает от родителей в процессе продолжения рода 1012 . Он считает, что сотворение Богом мира ex nihilo завершилось на шестой день и что душа Адама была наделена силой воспроизводиться, порождая новые души, подобно тому как первое сотворенное семя растения было наделено способностью к воспроизведению себе подобных. Большинство западных богословов вторили Тертуллиану , ибо эта теория позволяет легко объяснить распространение первородного греха на последующие поколения 1013 , однако грех, который порожден умом, приобретает в ней слишком материальный характер. Адам совершил грехопадение внутренне, когда усомнился и ослушался, еще до того, как он съел запретный плод.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Аристотелевская теория креационизма (или тж. креацианизма) гласит, что каждая отдельная душа непосредственно порождается Богом и оскверняется позже вследствие контакта с телом; тем самым нарушается органическое единство души и тела, а грех оказывается произошедшим от материального. Сторонниками этой теории были восточные богословы и Иероним на Западе. Августин колебался между двумя теориями, и церковь так и не решила этой проблемы. Третьей теории, теории предсуществования души, учил Ориген , а до него – Платон и Филон. Она объясняет первородный грех и личную вину предполагаемым доисторическим существованием и грехопадением каждого человека. Однако она не подтверждается ни Писанием, ни человеческой совестью – разве что в идеальном плане, – и потому была осуждена при Юстиниане как одна из ересей Оригена . Тем не менее после этого она время от времени возрождалась в виде частных спекулятивных мнений 1014 . При изложении христианской веры требовались доказательства как потребности человека в искуплении (в опровержение эпикурейского легкомыслия и стоической самодостаточности), так и возможности искупления человека (в опровержение гностических и манихейских идей о неотъемлемо присущем природе зле, а также фатализма разного рода). Греческие, особенно александрийские отцы церкви очень усердно отстаивают свободу воли как основание ответственности и всей моральной природы человека, а также как необходимую для различения добродетели и порока. Грехопадение повлияло на нее и ослабило, но не уничтожило. Свобода выбора – главная опора богословской системы Оригена . Ириней и Ипполит не могут представить себе человека без неразрывно связанных между собой качеств – разума и свободы. Тертуллиан заявляет открыто, выступая против Маркиона и Гермогена, что свобода воли является одним из врожденных качеств души 1015 наряду с ее происхождением от Бога, бессмертием, инстинктом повелевания и способностью к прорицанию 1016 . Однако, с другой стороны, Ириней, высказывавшийся в духе Павла о причинно–следственной связи первородного греха Адама с греховностью всего человечества, и особенно Тертуллиан с его представлением о наследственном грехе и передаче греха при зачатии предвещали появление системы Августина, разработанной величайшим из отцов церкви в ответ на пелагианскую ересь и оказавшей сильное влияние на деятелей Реформации, но не произведшей никакого впечатления на Восточную церковь и отчасти отвергнутой Римской церковью 1017 . §144. Христос и воплощение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Понедельник «Прииде пост, мати целомудрия» 1 . А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, – и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу , вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут – благие помышления, и не сила только воротится – крепость воли, но и очи откроются – ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. «Се ныне время благоприятно» 2 ! «Се ныне день спасения»! 3 2 Самогласен первой вечерни Великого поста (в вечер сырной недели); тж. самогласен вечерни пятка 2-й седмицы Великого поста. – Редакция «Азбуки Веры» 3 Самогласен утрени вторника и вечерни пятка 2-й седмицы Великого поста. – Редакция «Азбуки Веры» Читать далее Источник: Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия : краткие поучения/свт. Феофан Затворник. - Изд. 4-е. - Москва : Правило веры, 2009. - 398 с. ISBN 978-5-94759-103-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На 38-м листе нарисовано: посажение души в райских местах на престоле и снесение души по совершении литургии на прежнее место. Вверху картины написано: «И посажена бываетъ в райски свтлы мстахъ на престол и внецъ и однї црьска на ней храніма хервимомъ; седитъ с вечерни єгда литргї совершитс» В средине картины написано: «І по совершенїи литргїи агглъ гнь сноситъ с небес дш обнажен, і поставлетъ ю в прежне є мсте»: На 39-м листе нарисовано: приближение смерти внезапное, нечаянное. В углу картины вверху написано: «Пристп смрть ко мн аки хищъникъ и начахъ плакати сетнаго мира г ркою печалїю». На 40-м листе нарисована притча о чистоте душевной. Вверху картины написано: «Притча о чистот дшевн. Чистота єсть дшевна подобна и равна аггльском єстеств. дша стоитъ аки невста крашена, стоитъ одесню престола гн» Ниже облаков написано: «стоитъ превыше слнца, млтва же из стъ є аки пламень исходитъ до нбсъ предъ бга». На стороне картины написано: «Дїаволъ предъ нею паде аки котъ не могїи терпти чистоты дшевны, смиренїемъ змїа оукрот. постомъ и молитвою льва свза дша гршна тмою помрачена». Внизу картины написано: «лна подъ ногами є». На 41-м листе нарисовано избавление матери своей от муки чрез милостыню и молитву сына. В углу картины написано: «члкъ нкїй матерь им блдниц и слчис єй в той скверн оумрти, онъ же молитвою и милостынею матерь свою мки изъбави». На 42-м листе нарисовано раздаяние всего имения одного человека за умершую свою дочь некрещеную. Вверху картины написано: «Нкій члвкъ дщерь им некрщенн. оумерш же дщери єг . нже за дш є вс имнїе дасть црквамъ и нищимъ и непрестанно бга мл за ню. Приде же к нем гласъ ко хртїна дщ тво, не тж». На 43-м листе написано: «Єгда сщенницы понахі ды оуреченны поютъ и каноны глютъ, а внихъ ко стіхомъ заплы сть, покой гди помни дш раба твоег. і мкъ. впиш гди в книги животны иже єсть на небесхъ. І оуслышавъ сї аггелъ гднь радостенъ на небо ходитъ и тамо написетъ ймна тхъ шедшихъ дшъ в немерцающемъ свте идже радости нсть числа».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Подчинение врагов Поклонение братьев Скимен Восходящий росток Пробуждение Князь и вождь Сберегаемое для Него Чаяние народов Обе темы, как видно, рисуют картину мессианских ожиданий, причем завершение фрагмента с точки зрения композиции может быть отнесено к трем лицам – самому патриарху Иуде, упомянутому князю или вождю, и некоему отдаленному потомку Иуды 1439 . Все три вероятности не противоречат друг другу, поскольку речь идет о том, что «чаяние народов» 1440 будет относиться к роду Иуды, а значит, косвенно это чаяние возлагается на самого Иуду и всех его наследников 1441 . Первым претендентом на роль непосредственного предмета пророчества является, конечно, царь Давид: образы восходящего ростка и поднимающегося скимна (молодого льва) указывают на его молодость и постепенное овладение царством; поклонение старших братьев позволяет провести параллель между ним и Иосифом (ср. тж. Пс 151 ). Однако Давид не стал «чаянием народов», а потому то, что «сберегается для него», должно было быть понято как отложенное на неопределенное будущее (ср. слав. ложєна єм) 1442 . Вопрос «кто поднимет его?» может указывать на отдаленность исполнения эсхатологических обетовании, которые как бы «спят» до времени, и запрет приближать их человеческими усилиями 1443 . Позднее отголоски этого «сна», вероятно, зазвучат в новозаветной христологии, а именно – мотиве положения во гроб Иисуса Христа, истинного «льва от колена Иудина» ( Откр 5:5 ). Ожидаемого народами Спасителя Септуагинта, безусловно, называет «князем», так как слова «не оскудеет... пока не наступит» выражают не условие оскудения, а уверенность в том, что благословенный род никогда не прервется до наступления обещанного, которое, таким образом, тоже относится к носителю титула. ANATOΛH Слово νατολ имеет в Септуагинте, согласно Юнгерову, два значения: «восход солнца и всход растений, т.е. отрасль» 1444 . Они оба могут относиться ко Христу, поскольку для описаний Мессии характерна как солнечная символика, так и растительная 1445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

После шести слов о Непостижимом, составляющих особую тетрадь, внесено пять следующих слов: Л. 253. Иже въ сты ца нашего іанна зла т ста архиеппа. костнтина града. слово и книгъ глемы. маргарите. ем начало. созанїи адалюв. и како прї т дш. и стрти спсов . Нач. Добри трьпнїа трди. и добришїи пл иже трдомъ послд. (Монфоконом не принято в издание, но издано Савилием Т. V. р. 648.). Л. 238. Того же адам. ко преже снсти ем древа размна. відвше кое зло кое ли добро. и еже в дом почитис. же въ цркви глемаа. Нач. Люб бо постъ. понеже мти цломрїа е (ed. Montfauc. Т. IV. р. 670.). Л. 240. Тогоже чесо ра. древо размно. добро и зл наречес. и како разметс. еже со мною еси в раи. Нач. Мнго моли вчера вашю любовь. помните глема (ibid. р. 781.). Л. 247. Того глашенїе. къ хотщи крещати, и притчи винограда. Нач. Зр въ стад врны примшены тж вца (Т. VIII. inter spuria, р. 98.). Л. 255. Того же слово покаанїи. и миленїи, и ко скоръ бъ въ спнїе. и късенъ на мченїе. в немь повсть. и аравъ (чит. раав) блница. Нач. Въсега бо блжнныи аплъ. бжтвеныи небесныи ирїемл зыкъ (Т. II. р. 326.). Первые три слова читаются и в Златоструе (слово 1. 50 и 51.); а последние два помещены в помянутых изданиях Маргарита Московском и Острожском, в виде прибавления к нему под 1 и 8-м. Наконец согласно с теми же изданиями, после всех читается л. 496 об. и четвёртое слово блгочетиво. и непорочн ив. Нач. Всюд бо и надовсми. ко же рещи бжтвеными повстьми (Т. VI. Hom. 4. р. 693. inter spuria). Перевод слов тот же самый, какой и в предыдущей рукописи. На нижней переплётной доске подпись: се з ива семено в снъ попо в сздале прода есми книг в дестъ. їва зла т устъ, поп никоском ван омин сн а книга писана мо рка, и кто с за т книг поимае т . и мн иван семенов сн та книга чищати, л т . з. сема .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Л. 527 об. Того сложенїе въкратц о бывше пожар тверско, та и похвала обновленїи црковнаго крашенї бывшаго бголюбивы епкопо тферско, акакїе. Слово чв (по друг. г). Нач. бновленї почитати, древнїи зако е довр ставлеиъ. – Праведно и мн неключим показас не предати забвенїю, – пишет Максим, но кроткы писанїемъ влено сътворити послни родо съданое неизслдованными сдбами влкы вс въ преславно гра е тверско при гдртв блговрнаго самодержца всеа рсїи великаго ивана млада васильєвича і акакїи бголюбиво епкп добр и чтн правще црковны кормила тверскїе епископи. въ. лто осмы тысщи. в. кв. июл мца. слнцю полднь минющю сдбами бжїими нензреченными, огнь не вмы кд възгорвс внезаап и дхъ бренъ възставъ севрски странъ граны страны. сам же стн всю окртъ и великю соборню црко в со всми стыми бразы, и сщенными съсды, и пеленами и с книгами і ины многы сщенны храмы, и дворы всми вс вкпе вытреби в мале времени . Но, – говорит Максим, – тщанием и прилежанием Акакия Бог возвратил храму древнюю доброту, не хш первы. Л. 530. Сї словеса сотвори єсть инокъ в темницы затворенъ и скорб, ими себ тешаше і твержаше в терпнїи въ. з. м. ноє лто. Слово чг (по друг. и). Нач. Не тж ни скорби. ни тоски о ни же любезна а ми дше стражеши бес правды ни. наипаче подобаше ти блга прїатї о тх иже дховн позовала еси преложивши имъ трапез дха ста исполнен, сир цетворное сказанїе бгодхновеннаго пснопнї двва превеши бесды еллинскї на бесд шмціаго вщанї рскаго, і ины многї книги дшеполезны. ов бо превеши. ов же премнго имщи ложное чюжы словесъ, красотою истинны твердивши . Л. 531. Того посланїе къ нкоем дрг его сдщ в темници и спросивш него како избыти искшенї сатанина, бываєм истицанїю скверном во сн, і скоктанеи стжаєм, і помысло в блны. і малодшї. Слово чд (по друг. кв). Нач. Поне прошенїю твоем дивис что в таковеи скорби бдержи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010