574 «Настоят: делати благое мзды ради и делати благое любве ради Божия несогласна суть. Отвещаем: несогласна суть намерением, сиречь аще кто единыя ради мзды даелает благое. Аще же обоя намерения совокупятся, сиречь, аще убо кто в первых любве Божия, потомже мзды ради небесныя благое делает, таковым образом изрядно обоя согласует... Аще мзда есть временная и деланию неравная и недостойная, от Бога отвращающая... безчестно есть и мерзостно ради таковыя мзды делати... Аще же мзда есть преизящная вечная, яже на зрении лица Божия состоится, таковыя ради мзды делати не точию есть безчестно, но и весьма преславно. Ибо любление мзды вечныя, понеже лежит на зрении Бога, человека еще зде на земли с Богом совокупляет, от земных прелестных красот отвращает...» (Там же. С. 986). 575 «Суть наемницы злы, суть наемницы добры. Злы наемницы тии суть, иже работают Богу прибытка ради временнаго. Добры же сии суть, иже работают Богу мздовоздаяния ради живота вечнаго» ( Стефан (Яворский) , митр. Камень веры. С. 985). 578 Ср., например, в его ответе Фенелону: «Вы думаете ввести нас в затруднение таким вопросом: “Хочет человек славить Бога, чтобы быть счастливым, или скорее хочет быть счастливым, чтобы славить Бога”? Вам отвечают двумя словами: это две вещи нераздельные; слава Божия, без сомнения, более великолепна сама в себе, чем человеческое блаженство; но отсюда не следует, что можно разделить эти вещи: тем более что это хорошо установлено всеми учителями: Бог, Который не имеет нужды ни в чем для Себя Самого, полагает свою славу как раз в нашей пользе: мы говорили Вам, что Школа хорошо расположила эти мотивы, указывая, какой из них первый, а какой второй; но что она не разделяет их: разрушьте, если можете, это различие, где содержится все учение, которое мы противопоставляем Вашему» (Bossuet Jaeques-Béningue. Œuvres. T. I–XLIII. Versailles, 1815–1819. T. XXIX. 1817. P. 54) 582 «Мы, нижеподписавшиеся, смиренно св. Синоду сим нашим писанием объявляем, что в прошлых годех предложенныя от нас преосвященному Стефану, митрополиту рязанскому, богословския пропозиции из богословии и иных писем преосвященнаго Феофана, архиепископа Псковскаго, взятыя от нас, в помянутой богословии не были читаны. Також под совестию исповедуем, что мы оныя пропозиции вышеупомянутому преосвященному митрополиту без всякаго челобитья на кого и доношения и не с намерением обиды чьей и помешательства к степени архиерейской, но просто в разсуждение, предложили. А понеже произошло из того на нас мнение, акибы ков на преосвященнаго архиепископа сочинивших: того ради, сие исповедание ему принося, прощения у него просили и получили. Но дабы весьма от нас помянутое отошло мнение, просим всепокорнейшее, при сем нашем исповедании, и весь святейший правительствующий Синод подати нам милостивое прощение. Архимандрит Феофилакт Лопатинский. Иеромонах Гедеон Вишневский» (Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. С. 705).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Аще ли начнеши отметати и облыгати яко лжущих нас, не пощадим, но укажем самеми вещьми смиряющася тя паче, а не по истинне творяща се. И нам убо удобь будет бес подвига победа в сих, твоего же побеждения преславно некое и нарочито знамение и болшее отсюду и не худо указание явится добродетелей твоих. И ниже ко оному прибегнути ти мощно есть и благословно мнетися отразити глаголемая от нас, яко многих мнением или слухом некоим не истинным прелыцаеми есмы. Великая некая и дивная уверихомся непщевати о тебе. Аще бы и тако, многих мнение паче истинны не подобает предпочести. Случает бо ся множицею, и не чюдо, многих мнению являтися ложну, опасному испытанию предварившу, и ни едину прочее беду в зазоре от сего имети. Аще бы никогда же мы искус твоего жительства прияли быхом, видел бы ся тебе извет быти некий благословен. Аще ли же и спожихом тебе в летех немалых, и от внешних вяшше мы паче многих неже ин кто, разве иже от тебе по духу рожденных, чрез все время жития насладихомся твоего совета. Кое слово будет уветно, еже неверным глаголемым от нас быти? Тем же всяку извету благословну и ответу праведну отъяту и иземше себе порицателнаго от тебе зазора, удобь на указание добродетелей твоих пойдем. Мноземи убо и инеми, но и паче всех от збывшагося ныне на тебе смотрения, высокое же и безстрастное жителства и души твоея чистоту укажем и реченное самеми делы и вещьми истинными покусимся утвердити. He неведомо убо, о блаженне, всем ум имущим, колика высота и достоинство пастырьскаго председания и чести, еже душам начальствовати и настояти и спасены приводити Христови. Колик же и каков страх и трепет присно вещь в себе имать, не бо якоже о безсловесных зде сотворяемо видим. О безсловесных бо пастырех – хотящии растлити стадо, егда узрят того от стада бежаща, оставльше еже ко оному брань, чред расхищением доволни бывают. Зде же, аще и все возмут стадо, ниже тако пастыря отступают, но и паче неистовятся и настоят со многим сверепьством и не первее престают, дóндеже или онаго низложат, или побеждени будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому настоятели церквей на основании ст. 246 пунк. 4 угол. уст. 182 по получении известия о вступлении в окружной суд обвинительного акта, должны: а) прежде всего просить выдачи копии с этого акта (ст. 559) и кроме сего просить в семидневный срок от получения извещения о дополнении списка свидетелей, предназначенных к вызову в суд если откроются таковые после предварительного следствия (ст. 560); по прибытии в то место, где находится окружный суд заявить в канцелярию оного об избранном месте пребывания дабы посылаемые на их имя повестки не могли оставаться без последствий; б) рассматривать в канцелярии суда подлинное дело, выписывать из оного нужные сведения (ст. 570) и просить копию с судебного приговора (ст. 792, 793, 794 и 830); представлять отзывы против тех частей приговора, которые касаются вознаграждения за вред и убытки; прочие же части оного могут быть оспариваемы лишь тогда, когда ими нарушается право вознаграждения (ст. 859); г) отзыв сей должен быть подан в суд, постановивший приговор не позже как в двухнедельный срок со времени объявления приговора в окончательной форме (865). К сему следует присовокупить, что все производство дел в ведении уголовного процесса должно быть на простой бумаге, согласно 879 ст. уст. гражд. судопр. Об окончательном судебном решении по уголовному процессу донести чрез благочинного духовн. консистории (церк. предп. настоят. церк. кавказск. епарх. нач. 14 ноября 1876 г. 3654). 309 . О всех похищениях из церквей на сумму ниже ста рублей, если при этом не будет совершено других важных преступлений – оскорбления например святыни, епархиальные преосвященные доносят Св. Синоду при отчете о состоянии епархии; о похищениях свыше ста рублей: – немедленно вне срока (ук. Св. Син. 17 дек. 1865 г.; II. С. З. 23 ноября 42701). 310 . Святотатством признается всякое похищение церковных вещей и денег как из самых церквей, так и из часовен, ризниц и других постоянных и временных церковных хранилищ хотя бы они находились и вне церковного строения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершенно в другую сторону поворотились челобитчики: там вступаются за то, что писано строго: здесь настоят, почему слабо? Кому уподоблю род сей? ( Мф. 11:16 . Зач. 40). Где же, впрочем, положено в новоисправных книгах, чтобы не употреблять мантии, точно так, как написано в правилах Св. Василия Великаго ? Отнюдь нигде. Если же один или несколько монахов усмотрено безчинно ходящих; то книги ли в том виновны, или одни те монахи? Иначе можно нанесть укоризну и всей Вере Христианской, если судить о ней по некоторым поступкам людей, несообразным с Верою. Надобно знать при сем, что замечание о хождения монахов яко бы без мантии взято из Проскинитария Арсения Суханова : он видел в Греции властей духовных, ходящих без мантии. Относится ли слово ко книгам или к нам 144 ? 50) «А в пострижении, Государь, иноческом в Потребнике печатном той мантии и параман на постриженников класти у них не указано.» Замечание о парамане взято опять у Суханова и с Греков. Мы ссылаемся на самую книгу Требник первого новоисправного издания. 145 Там велено возлагать на постриженников мантию, названную в книге «палий», что значит то же. Не упомянуто почему-то о парамане: но, как свидетельствует доселе самый опыт, и параман, как и мантия, возлагаются на монахов при пострижении. О парамане не упомянуто в особенности потому, вероятно, что носят его живущие в Монастырях еще ранее пострижения полного, особенно при рясофоре. Подобно не сказано в Требниках времени Челобитной и о Кресте, с параманом вместе возлагаемом, потому, без сомнения, что он на всякого Христианина возлагается еще при Крещении. Кто же, однако, усомнился бы по Требнику челобитчиков о том, указано ли возлагать на монахов, при пострижении, Крест? Все это знают и исполняют, равно как все знают и о парамане. 51) «Да они же, Государь, в покаянии и исповеди Псалмы и молитвы исповедником и над умершим прощательные и разрешительные молитвы, и величания Святым отставили.» Что слово здесь, то клевета. Клевета сия взята из Проскинитария Арсения Суханова , который, видя в Греции того времени, что некоторые из Священников не совсем точно исправляли службу Божию, в особенности опускали Полеелейные празднования, в кои бывают у нас Величания, записал это в своих наблюдениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Ин.5:11. Он же отвеща им: Иже мя сотвори цела, Той мне рече: возми одр твой, и ходи.    Не я дерзнул, говорит, сие учинить, но Врач мой, мне сказавший: «возми одр твой, и ходи». Сие же служило величайшим для Иудеев обличением, когда так им ответствовал: Тот, Который имеет такую власть, что одним только словом исцелил мою многолетнюю и неисцелимую болезнь, Тот имеет по справедливости власть нарушить и субботу. Таковый Божественный и всемогущественнейший человек никак бы мне не повелел взять одра моего, если бы ведал, что таковое дело есть грех. Ин.5:12. Вопросиша же его: кто есть человек, рекий ти: возми одр твой и ходи?    Виждь злость Иудейскую! Расслабленный отвечал им, что исцеливый меня повелел мне сие сделать: и они молчанием проходят исцеление, судят же только о взятии одра. Не говорят: кто есть сотворивый тя здравым, кто есть твой врач? но «кто есть рекий ти: возми одр твой, и ходи?» Оставляют великое и удивления достойное дело, а настоят на мнимое закона нарушение. Хотят чудо утаить, но вывесть на среду кажущееся закона преступление. Ин.5:13. Исцелевый же не ведяше, кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте.    Не ведал исцелевый расслабленный, кто был Врач его; ибо Иисус Христос скоро, по совершении чудеси, уклонился, то есть, отшел и удалился от множества народа, тамо Его ищущего. Сделал же сие, во-первых, бегая человеческие славы; также, чтобы при Его отсутствии свидетельство расслабленного было достоверным и неоспоримым; еще же, дабы Его присутствие вящей не воспалило во Иудеях зависти, ибо присутствие тех, которым завидуют, воспаляет сердца завидующих: напоследок, чтобы и нам показать пример нелицемерного и совершенного благотворения. Сим примером прямо научает нас Спаситель, вопия: людие, не ожидайте молитв и прошения, когда намереваетесь помощь сделать нуждающимся: но сами вызываясь, произвольно благодетельствуйте, сколько можете благодетельствовать, так как и Я помиловал расслабленного. Не требуйте от облагодетельствованных вами мзды и благодарности; но бегайте тщеславия, мздовоздаяния и платы, как Я уклонился, исцелив расслабленного, совсем будучи незнаемый. Тогда за благодеяние ваше воздаст вам праведный добрых дел воздаятель Бог. Но рассмотрим и другое подобное Иисуса Христа благотворение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И Духом; потому что пали нужно умереть не только греху или быть чистыми от него, но и жить Богови ( Рим. 14, 8 ) 397 . Поэтому именно и необходимо тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, мог он соделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову 398 . Веруем несомненно и исповедуем, что в настоящей жизни дух наш, и по возрождении, требует поддержки и обновления, подобно тому, как и тело наше требует для себя пищи и пития, и что для сего Господь и благоволил установить евхаристию, чтобы мы при посредстве Св. Духа, питаясь телом и кровию Христовою, поддерживали или укрепляли и усовершали свою духовную жизнь. Но эта же самая вера и исповедание убеждают нас и в том, что бытие евхаристии, как таинства, не препятствует быть в Церкви и миропомазанию, как таинству же. Вся сила в том, что евхаристические хлеб и вино укрепляют нашу духовную жизнь, питая наши души, по подобию того, как обыкновенный хлеб и обыкновенное вино укрепляют нашу телесную жизнь, питая наше тело. Между тем таинство миропомазания укрепляет нашу духовную жизнь не питанием душ наших, а сообщением им всего потребного для жизни и благочестия ( 2Пет. 1:3 ), – того, необходимость чего для христианина, остающегося на земле для подвига, искренне сознают и лютеране, несмотря на то, что почитают евхаристию богоустановленным средством к укреплению духа его. Вследствие сего-то, конечно, сознания суперинтендент их, совершая над детьми конфирмацию свою, молит Бога, чтобы управлял ими чрез Св. Духа и утверждал их в исповеданной ими по время ее вере, независимо от таинства евхаристии 399 . § 363. Основания – из творений св. отцев и писателей Церкви Настоят они: в подлинных и несомненных творениях древнейших отцев и писателей Церкви 400 вовсе не упоминается о миропомазании, а в творениях тех, кои жили в последующие времена, говорится о нем, как об одном из обрядов таинства крещения 401 . § 364. Опровержение их I. Если бы древнейшие из отцев и писателей Церкви действительно не упоминали в своих творениях о миропомазании; то а) обстоятельство это не давало бы еще права отвергать его, как таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Плоды ветвей оных суть не яблоки, не орехи, не другое что-либо тленное и ничтожное: нет, вот какие эти плоды: уврачевание немощных членов, отпущение грехов, истребление порока, исцеление душевных болезней, непрестанная молитва , дерзновение к Богу, – все духовные сокровища, изобилующие небесными благами. Во всякое время срывай сии плоды, и однакож они всегда будут произрастать в избытке, никогда не изменят надеждам любящих их. Притом древа, растущие на земле, однажды только в год приносят плоды; и если не снимешь сих плодов в свое время, то с наступлением зимы они гибнут и спадут с древа, и само древо тогда теряет красоту свою. Но духовные древа не боятся ни зимнего хлада, ни летнего зноя, не подлежат влиянию времен годичных, и никогда не бывают без плодов; напротив всегда являются в одинаковой красоте, и ни тление, ни перемена погоды на них не действуют. Сколь многие с того времени, как тело сего мученика (Иулиана) всаждено в земле, – сколь многие, говорю, почерпнули исцеление из св. гроба его, и однакож плод не умаляется! пожали ниву, а класы все еще не оскудели! доселе непрестанно почерпали из источника, а струи все еще не иссякли! Это источник приснотекущий, неистощимый; – чем более почерпают из него, тем обильнейшие он источает чудеса!». Св. Злат. Похв. слов. муч. Иулиану: хр. чт. 1834 г. ч. 4 с. 135–137. 16 Таковым напоминаем следующее рассуждение бл. Августина, идущее и к нашему предмету: «Люди неверующие, когда говорим им о прошедших или будущих чудесах, которых не можем представить на опыте, настоят, чтобы мы объяснили происхождение их; а поскольку мы не в состоянии сделать это (ибо они превышают силы разума человеческого), то почитают слова наша ложными, тогда как сами должны бы уяснить нам бесчисленные чудные вещи, которые мы или видим или же можем видеть. Если они сознают, что человек не может сделать того; то должны признать и то, что не следует им почитать того или другого не бывшим или не могущим быть никогда из-за того, что нельзя объяснить причины того: ибо и сами не могут сделать этого в отношении к предметам естественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Состав Советов предоставлен был избранию собрания прихожан как в отношении числа членов Совета, так и в отношении срока их полномочий; единственным условием поставлено было непременное участие в Совете местных причта и церковного старосты; председатель – избирается. Деятельность Совета определена по двум путям: во-первых, – выяснения положения семейств и, во-вторых, активной им помощи. В первом отношении Советы обязывались немедленно составить и вести списки семей, члены коих находятся в рядах армии, точно выяснить имущественное положение каждой такой семьи и определить размер средств, коих лишилась семья вследствие нахождения ее члена в рядах армии. Во втором отношении Совет обязан разъяснить семьям лиц, ушедших на войну, положение о призрении, предоставленном сим семействам законом, какового положения они в большинстве случаев не знали, и принять меры к изысканию средств для помощи семье, оказавшейся, в виду призыва на войну главы или членов семьи, в состоянии, требующем посторонней помощи. Средства на удовлетворение своих нужд Попечительные Советы изыскивают путем сбора пожертвований в приходе, получают пособие из церковных сумм. Чтобы, очевидно, не оставить кого-либо без помощи в тех случаях, когда бы состав Совета был склонен не идти далее буквальных указаний, в синодальном определении были перечислены все возможные виды семейств призванных, поручаемые Попечительным Советам: а)если на войне находится глава семьи, б)в случае кончины главы семьи, в) если на войну призваны младшие члены семьи. В первом случае Совет «принимает меры к изысканию средств для помощи этой семье». Во втором Совет «изыскивает средства к надлежащему обеспечению этой семьи до тех пор, пока в этом будет настоят надобность», т. е., очевидно, простирая свою попечительность и на время после войны. В третьем случае Совет «оказывает помощь по мере возможности» 25 . Наконец, Святейшим Синодом на заседании 20 июля был составлен текст синодального послания при обнародований манифеста. Послание напоминало, что «народ русский в течение своей многовековой истории неизменно стремился к мирному прохождению своего жизненного пути», «но вместе с тем считал своею священною обязанностью защищать слабых и угнетаемых меньших братий, родных по вере и по племени».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1838 г. Дело об убийстве свящ.Сченсновича). 485 Вызов священников из других епархий в Полоцкую начался в 1833 г. Пр.Смарагд прежде всего обратился к Могилевскому первосвященному с просьбой прислать кандидатов для замещения священнических мест в Полоцке. Из Могилева прибыло только 4 окончивших курс семинарии. Их оказалось мало. Смарагд тогда отнесся к Смоленскому и Псковскому епархиальным начальствам с приглашением окончивших курс в семинариях на службу в Полоцкую епархии, но там никто не откликнулся. Положение было критическое. В сентябре чувствовался большой недостаток в священниках, диаконах, причетниках, – в это время в епархии недоставало 10 священников, 16 диаконов и 75 причетников. Между тем, имелись в виду еще новые присоединения униатских приходов, следовательно, новые свободные священнические места, а замещать их было некем. Поэтому пр.Смарагд просил Синод выслать ему из других епархий 15 священников и 50 причетников, а также 5 священников, известных своей ученостью, которых бы можно было командировать в приходы для принятия в православие униатов. Синод поручил пр.Смарагду обратиться к Подольскому и Волынскому преосвященным, не пожелает ли кто из духовенства их епархий перейти на службу в Полоцкую епархию, а владыке Петербургскому, Московскому и Тверскому предписал предложить образованным священникам своих епархий, не откликнется ли кто-либо на зов пр.Смарагда. Хотя вызываемым предлагались большие льготы и выгоды: 1) сверх своих доходов от занимаемых мест и штатного жалования, если такое было, назначалось на время служения особое жалованье по 300 руб. в год; 2) прогоны на 3 лошади, 2 р. в сутки на содержание в пути и 500 р. на первоначальное обзаведение, – вызов не имел успеха. Только в Московской епархии (из трех епархий) один священник, Ив.Антонов, дал согласие, но епархиальное начальство не согласилось командировать его, так как он состоял под следствием и был запрещен от священнослужения. Предложение было сделано и окончившим курс С.-Петербургской духовной академии, но из них только один Пав.Весин, кандидат X курса, (впоследствии протоиерей, настоят.Екатерининской, что на Васил.острове, в СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Другий грех есть «живущий» в человеке, но «не обладающий» человеком; и не иное что есть, как «немощь» природная, «плоть» со страстьми и похотьми востающая на духа, «растление» и злость, с человеком родившаяся, которому греху силою веры и духа противятся благочестивые, и не попускают владети над собою. Например, востает похоть к нечистоте, или ко отмщению, или ненависти, или обиде ближняго и проч. – они ту похоть укрощают, усмиряют и побеждают. И хотя сему греху противятся благочестивые, однако же, немощию убеждаеми, часто «творят, чего не хотят и не знают» ( Рим. 7, 19 ) (3:218). Грех вредит паче всякого яда, змия, разбойника... (5:222, см. ГРЕХ, 285). Грехи самые страшные наши мучители А что когда посмотрим «взад себе», посмотрим умным нашим оком, что мы тамо увидим? Ах, страшно туды нам и взглянуть! Тамо стоят лютые наши соперники, за нас крепко держащиеся, и немилостиво нас к Судии влекущии, и в темницу вечную предати тщащиися; тамо, глаголю, грехи наша, чрез все житие наше соделанные, как страшилища некая хотящая на нас пасти, и во дно адово низринути; грехи, глаголю, наши на нас настоят, СОВЕСТЬ нашу уязвляют, бодут, как мечем. Сии враги мучительные АНГЕЛОВ с неба во дно адово низринули, и пленицами мрака связали; сии враги праотца АДАМА со всем родом его из рая выгнали; сии на весь мир страшный потоп навели; сии враги Содомские и Гоморрские грады попалили; сии враги столько людей Божиих в пустыне повалили, до земли обетованной не допустили; сии, наконец, мучительные враги, и ныне грады, великия государства разоряют, столько крови проливают и всякия другия беды и напасти наводят. Такие, говорю, так лютые враги наши «позади» нас стоят, и возстают на нас (1:77). Что пороки на лице, то грехи на душе (4:388). Грехи покрывают душу, как рубища и грязь, такая ДУША мерзка пред Богом Видишь человека в рубища одеяна, полунага, всего пороками замарана. От сего обрати ум твой к душе грешной, которая БЛАГОДАТИ Божией, как прекрасной одежды, обнажилася, и вместо того вся ПОРОКАМИ греховными, как рубищами, обложилася.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010