99 . Священнослужители Лавры, отпускаемые по благовидным причинам за стены обители или города, не имеют права священнодействия без разрешения: а) отпускающего их Наместника (выдающего соответствующую справку) и б) правящего епархиального архиерея той местности, где желает священнодействовать отпущенный, или настоятеля той обители, в которую прибыл временно отпущенный из Лавры. 100 . Послушники во время продолжительного отпуска из Лавры не должны носить иноческого одеяния. (Указ. св. Синода 17 от 30 апреля 1873 г.). 12. Условия увольнения из Лавры 101 . Иноки, изменившие своим обетам, живущие зазорно, монастырской дисциплине подчиняющиеся лишь настолько, чтобы иметь возможность бесплатно пользоваться келией и столом и своей неисправностью кладущие пятно на Святую Лавру, после увещания и принятия, дисциплинарных мер могут быть удалены из обители как негодные к монашеской жизни и вносящие соблазн в среду остальных братий. 102 . Иноки, уволенные из Лавры, должны в кратчайший срок, указываемый Наместником, сдать Эконому келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарю взятые из библиотеки книги, остричь волосы и в мирской одежде удалиться из обители. 103 . Если какой-либо брат, уволенный из Лавры, или самостоятельно ее оставивший, познает свое согрешение, возвратится обратно в Лавру и будет просить Наместника и всю братию принять его снова, обещаясь исправить свою прежнюю жизнь и исполнять положенный Устав, то такового брата можно, по всестороннем рассмотрении дела его, принять. Но прежде принятия он должен свое покаяние засвидетельствовать на бумаге, и только тогда зачислить его сначала в разряд вновь поступающих, а затем – по долгом испытании – в число братии. 104 . В случае смерти какого-либо брата Лавры, все его имущество по описи, составляемой Казначеем, Экономом и Благочинным, передается на склад и является общим лаврским имуществом. В исключительных случаях, с благословения Наместника, умирающий брат может и иным образом распорядиться своими личными вещами, составив для сего особое завещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А сам чередный неотсрочно должен без всякого извета прийти ко всякому пению, и доносить надзирателю в церкви о своей кельи братии, которые не пришли на молитву с причинами, зачем не пришли? И ежели чередный о сем вознерадит, вина не пришедших на молитву взыщется на нём, по изображению церковному; так же и на трапезу. 4. Об исхождении братии из кельи Всякий брат должен не исходить из монастыря без собственного позволения Настоятеля или Наместника, а внутри монастыря без ведома очередного. Чередный должен для всяких злых случаев, кроме церкви и трапезы, во весь день при келье быть: и должен ведать всякого брата, куда и на какое время который вне монастыря за ведомом Настоятеля или Наместника отлучится. И ежели на урочное время не возвратится, должен о том доносить Настоятелю или Наместнику. Всякий брат за позволением Настоятеля или Наместника, куда имеет пойти вне монастыря, должен уведомить очередного, куда и на какое время отпущен, так же и внутри монастыря, куда, зачем имеет пойти, должен очередного известить. 5. О рукоделии Ежели который брат имеет рукоделие, тому свободно, известив очередного, ходить в мастерские монастырские избы, также и в кельи своё рукоделие управлять вольно, только чтобы не пакостил в ночи во время сна братии: ибо тому и от всякого брата не надлежит быть, чего должен чередный предупреждать. А писем никаких по кельям, как выписок из книг, так и грамоток советных без собственного ведения Настоятеля, под жестоким на теле наказанием, никому не писать и грамоток не принимать, кроме ведения Настоятеля по духовным и гражданским регулам, чернил и бумаги не держать, кроме тех, которым собственно от Настоятеля для общей духовной пользы позволится. А очередному накрепко сего надзирать; понеже ничто так не разоряет монашеского безмолвия, как суетные и тщетные письма. И ежели сего нерадением не усмотрит чередный, жестоко истяжется. А ежели которому брату что потребное писать, в трапезе общей чернильницей и на бумаге общей за собственным Настоятеля позволением да пишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Слава Богу, что еще только малое похищение попущено, чтобы возбудить нашу бдительность против большей опасности. Надобно внимательно и деятельно воспользоваться сим указанием. За сим паки мир вам, и братии. Февр 25-го. 1847 564 Мир вам, о. наместник, и братии. Господь да поможет душе многотерпеливого раба Своего старца Иннокентия, если настал исход ее, и да отверзет ей дверь Своего света. Не очень спешу возвращать вашего посланного, потому что не думаю, чтобы вам спешить нужно было. Вчера о. архимандрит Донский сказал мне о болезни о. Иннокентия и предполагал ехать в Ростов: но я не полагал сего нужным, потому что Яковлевские наместник и казначей люди благонадежные, не дают причины заботиться о сохранении порядка в обители; а для погребения, без сомнения, пригласят преосвященного Ярославского. Но когда я увидел из сообщенного вами письма, что наместник болен, а казначей говорит: не знаю, что делать: то нужным почел изъявить согласие, чтобы Донский архимандрит путешествовал. Ему, как благочинному монастырей ставропигиальных, может быть, понадобится действовать официально, во что вам войти было бы не можно. А при нем, если не пригласите преосвященного, быть вам не очень уместно. Если о. Иннокентий желает общения ваших молитв, сие можно исполнить в другое время. Быть в лавре на следующей неделе помышлял и прежде вашего предложения, и предложение приемлю, и желаю исполнить. Г. Горского благодарю за замечания. Хронологическими разноречиями писателей проповедь не может заниматься, и должна просто остановиться на чем-нибудь одном, известном и не опроверженном. Но в одном числе была ошибка: вместо 12 поставлено было 20: и он указал сие. Спасибо. Возвращаю письмо о. Поликарпа. Как часто, бывшие близко с нами, преходят от нас туда, откуда несть возвращения! Как ближе и ближе становится наша чреда! А мы не свободны в путь, связанные попечениями о здешнем. Помолитесь о моей лености, да не найдет день Господень, яко тать, но да убужду себя, или да убужден буду, не совсем поздно, и возжгу светильник, и соберу хотя капли елея, и препояшу чресла, и буду яко раб, ждущий Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Московские государи отправляли в присоединенные к их княжеству уделы и города своих наместников, потом воевод, которые были областными управителями и судьями своих округов. В обыкновенном ходе государственного устройства все церковные вотчины должны были подлежать их суду, который был, разумеется, выше владельческого суда. Но, как известно, ведение наместников, волостелей и воевод в известной стране было слишком тяжело для обывателей, вследствие системы кормления. Потому церковные власти и учреждения и желали льготы—независимости их владельческого суда в своих вотчинах и самых вотчин от ведомства разных областных чиновников. Они обращались к московским государям с челобитьями о принятии их вотчин в свой непосредственный суд. Так было в удельных княжествах. Так стало и в московском государстве. Московские государи были весьма щедры и благосклонны на челобитья церковных учреждений. Они являлись при таких челобитьях покровителями церковных властей и учреждений, как по благоговейным чувствам к Вере и Церкви, так и в видах сосредоточения церковно-гражданской судебной власти в своем непосредственном ведении. Несудимые жалованные грамоты раздавались щедрою рукою. Ими предоставлялся владельческий суд церковным властям и учреждениям, независимый от областных судов, равносильный суду государственному, но суд, состоящий в непосредственном ведении самого государя. «A сужу аз сам князь», или «Великий Государь и Великий Князь» или «боярин мой введенный»,—это была обыкновенная формула, выражающая привилегию в судебно-гражданских делах монастырей и церквей и заключающая грамоты, которыми ограждалась самостоятельность и независимость суда жалуемых церковных властей и учреждений от наместников, воевод, волостелей и пр. Грамот, жалующих такие льготы церковным вотчинам, чрезвычайное множество как отпечатанных доселе, так и не печатных, сохраняющихся в Несудимые грамоты давались всеми московскими государями. Весьма часто и, кажется, всегда данная одним царем грамота подтверждалась последующими без изменения или с ограничениями по законам, установленным после пожалования.

http://sedmitza.ru/lib/text/439421/

2) Не согласуются между собой типы подчинения монастырей и регламент их открытия/упразднения и утверждение кандидатуры игумена. Если назначение наместников/игуменов ставропигиальных монастырей очевидно относится к компетенции Патриарха (и Синода ?), то почему монастыри, находящиеся в каноническом подчинении епархиального архиерея, получают свой статус и игумена из центра? В контексте разукрупнения епархий и образования митрополий было бы логично координационные функции архиерейской власти в делах монастырей свести если не сразу на епархиальный, то, по крайней мере, на митрополитанский уровень. Если поставление игумена производит епархиальный архиерей, то он и должен принимать решение об утверждении его кандидатуры. В противном случае административная власть архиерея расходится с его сакраментальной властью! 3) Типы подчинения монастырей представлены непоследовательно. Приписные монастыри ничем не отличаются от епархиальных, находясь в той же канонической зависимости от епархиального архиерея, неважно, какой епархии. Вообще, приписные монастыри – явление временного характера, что необходимо проговаривать отдельным пунктом. В реальности русской церковной жизни у монастырей имеются скиты в других епархиях – об этом нигде не сказано в положении. Или они все – приписные? Тогда не ясно, почему обладание приписного монастыря не стоит наряду со скитами и подворьями. За то упущено из виду очевидное разделение епархиальных монастырей на «архиерейские», управляемые правящим архиереем через наместника, и «простые», управляемые игуменом и зависящие от архиерея только в вопросе утверждения кандидатуры игумена и его поставления, рукоположения насельников и церковного суда. Если ввести такое четкое деление, то снимается напряженность между архиереями и монастырями, управляющимися одними игуменами. Наконец, не отражены случаи управления ставропигиальных монастырей викарными архиереями в должности игуменов (напр. Троице-Сергиева лавра, Новоспасский, Донской и Валаамский монастыри в России, Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская лавры на Украине). В отличие от других ставропигиальных монастырей такие игумены в архиерейском сане могут быть наделены полномочиями для самостоятельного решения вопросов о рукоположении насельников и церковного суда над ними, аналогично епархиальным архиереям. В последнем случае Священноархимандрит монастыря является лишь апелляционной инстанцией для несогласных с решением игумена-архиерея.

http://bogoslov.ru/article/2755236

2. Назначить иеромонаха Игнатия (Депутатова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря города Рязани. Слушали: 6. Прошение Преосвященного епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима о назначении монахини Питиримы (Пасновой) настоятельницей Ибского Серафимовского женского монастыря Сыктывдинского района республики Коми. Постановили: Назначить монахиню Питириму (Паснову) настоятельницей Ибского Серафимовского женского монастыря Сыктывдинского района республики Коми с возложением наперсного креста по должности. Слушали: 7. Прошение Преосвященного митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы об освобождении монахини Магдалины (Петровой) от должности настоятельницы Иверского Богородицкого женского монастыря села Шерауты Комсомольского района Чувашской республики и о назначении монахини Епистимии (Оняновой) настоятельницей обители. Постановили: 1. Освободить монахиню Магдалину (Петрову) от должности настоятельницы Иверского Богородицкого женского монастыря села Шерауты Комсомольского района Чувашской республики по состоянию здоровья. 2. Назначить монахиню Епистимию (Онянову) настоятельницей Иверского Богородицкого женского монастыря села Шерауты Комсомольского района Чувашской республики с возложением наперсного креста по должности. Слушали: 8. Прошение Преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора о благословении на открытие Свято-Тихоновского женского монастыря города Торопца Тверской области и о назначении монахини Иоанны (Калашниковой) настоятельницей обители. Постановили: 1. Благословить открытие Свято-Тихоновского женского монастыря города Торопца Тверской области. 2. Назначить монахиню Иоанну (Калашникову) настоятельницей Свято-Тихоновского женского монастыря города Торопца Тверской области с возложением наперсного креста по должности.   ЖУРНАЛ N 90 Имели суждение: О вызове Преосвященных для присутствия в Священном Синоде на зимней сессии 2005/2006 годов. Постановили: Для участия в зимней сессии Священного Синода 2005/2006 годов вызвать следующих Преосвященных:

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

10. Десять делегатов от духовных семинарий из числа кандидатов, избранных тайным голосованием учеными советами семинарий (по одному кандидату от каждой семинарии). Избрание делегатов осуществляется съездом ректоров тайным голосованием согласно процедуре, установленной Патриархом (в период местоблюстительства – Священным Синодом). Избранным может быть любой член корпораций – клирик, монашествующий или мирянин. Избранные делегаты утверждаются Патриархом (в период местоблюстительства – Священным Синодом). 11. Пять делегатов от мужских ставропигиальных (Патриарших) монастырей, избранных тайным голосованием на съезде, состоящем из наместников и представителей монастырей из числа их насельников (по одному от каждой обители). Процедуру голосования устанавливает Патриарх (в период местоблюстительства – Священный Синод). Избранные делегаты утверждаются Патриархом (в период местоблюстительства – Священным Синодом). 12. Пять делегатов от женских ставропигиальных (Патриарших) монастырей, избранных тайным голосованием на съезде, состоящем из игумений и представительниц монастырей из числа их насельниц (по одной от каждой обители). Процедуру голосования устанавливает Патриарх (в период местоблюстительства – Священный Синод). Избранные делегаты утверждаются Патриархом (в период местоблюстительства – Священным Синодом). 13. Два делегата от каждой епархии – один приходской клирик и один мирянин, избранные тайным голосованием на епархиальном собрании. Процедуру избрания устанавливает епархиальное собрание. Избранные делегаты утверждаются епархиальным архиереем (в период местоблюстительства, в отношении епархии города Москвы – митрополитом Крутицким и Коломенским). 14. По одному делегату от монашествующих каждой епархии, в которой есть действующие епархиальные монастыри (кроме епархии города Москвы). Делегат избирается из числа насельников или насельниц монастырей тайным голосованием на епархиальном съезде монашествующих в составе всех наместников, игуменов и игумений епархиальных обителей, а также представителей епархиальных обителей из числа их насельников и насельниц (не менее одного представителя от каждой обители). Число участников епархиального съезда, а также процедуру избрания делегатов устанавливает епархиальный архиерей. Избранный делегат утверждается епархиальным архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Для участия в торжествах на Святую Гору Афон прибыли: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Кронштадтский Назарий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Успенского Псково-Печерского мужского монастыря; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря; архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря; архимандрит Паисий (Чекан), наместник Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря; архимандрит Пимен (Адарченко), наместник мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. В соборе присутствовали руководитель рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Афона Аристос Казмироглу. За богослужением пел хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, регент — архимандрит Глеб (Кожевников). После молебна со словом приветствия от имени Священного Кинота Афона к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился протэпистат старец Павел, который поблагодарил Святейшего Патриарха за посещение и высказал добрые пожелания Русской Церкви и русскому народу.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/28/vo...

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион , председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря ; епископ Богородский Антоний , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального мужского монастыря ; схиархимандрит Илий (Ноздрин) ; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Порфирий (Шутов) , наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Успенского Псково-Печерского монастыря ; архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Паисий (Чекан), наместник Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря; архимандрит Пимен (Адарченко), наместник мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; иеромонах Макарий, духовник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; иеромонах Илия, эконом Старого Русика.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской епархии ;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Верейский Амвросий , наместник  Сретенского ставропигиального монастыря ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Дмитровский Феофилакт , и.о. первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ;  епископ Балашихинский Николай , главный редактор  Издательства Московской Патриархии ;  епископ Зарайский Константин ;  епископ Сергиево-Посадский Парамон , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры ;  епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Луховицкий Петр ;  епископ Истринский Серафим , председатель  Синодального отдела по делами молодежи ;  епископ Бронницкий Фома , первый заместитель председателя  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата, наместник  Донского ставропигиального монастыря ;  епископ Клинский Стефан , председатель  Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами ;  епископ Солнечногорский Алексий , наместник  Данилова ставропигиального монастыря ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей;  архимандрит Феофилакт (Безукладников) , наместник  Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца г. Видное Московской области; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник  Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник  Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря ; игумен Евмений (Лагутин), благочинный монастырей Московской областной епархии, настоятель Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Ногинского района Московской области; игумен Варфоломей (Петров), наместник  Николо-Угрешского ставропигиального монастыря ; клирики столичных и подмосковных храмов.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010