Исходя из двух отмеченных образцов – Рипсиме и Карениса, – в VII в. крипты превращаются в маленькие подалтарные часовни с полукруглыми апсидами-алтарями на востоке и с единственными входами в них со стороны наоса храма. В апсиде полуподземной усыпальницы Карениса, в юго-восточном направлении устроена глубокая ниша, где установлен двойной каменный саркофаг (крышка утеряна). Небольшой размер камер саркофага склоняет к предположению о том, что здесь было не захоронение, а помещение мощей-реликвий. Примечательно, что церковь посвящена апостолам, а по другим данным – евангелисту Матвею и апостолу Андрею, мощи каждого из которых, вероятно, хранились в отделениях этого аркофага. Учитывая небольшие размеры крипты, не способной вместить в себя всех молящихся в храме, вполне вероятно, что в нее во время службы проходили только священнослужители. Возможно, к началу VII в. произошли существенные изменения богослужения в храмах-мартириях, что и отразилось на архитектурном решении крипт церквей Рипсиме и Карениса 242 . Вероятно, с VII в. в Армении перестали создавать внешние входы в крипты, но воспоминания о них сохранялись на некоторых постройках того же столетия в виде рудимента – больших орнаментированных перемычечных блоков под алтарным окном восточного фасада (Рипсиме, Гарнаовит). В Гарнаовите, где под алтарем нет крипты (раскопки начала 1990-х гг. в алтаре подтвердили это), помещение такого камня является лишь символическим отражением, вероятно, мемориального характера этого храма. Размещение святых мощей под алтарем церкви имело параллели в других сферах мемориального зодчества. Часовни над криптами и погребениями возводились в VI–VII вв. армянами, в частности, в Иерусалиме и на Элеонской горе 243 . В самой Армении ярким образцом создания храма-мартирия над реликвией, не содержащей мощи, но являющейся предметным свидетельством страданий святого или чудодействия, являлась церковь с восьми-колонной ротондальной структурой в Хор-Вирапе, возведенная в начале 640-х гг. католикосом Нерсесом III Строителем над глубокой ямой заточения Св. Григория Просветителя 244 . В те же годы в соседней Картли, над другой почитаемой реликвией – святым крестом просветительницы Нино на горе перед Мцхетой, – был построен храм Джвари 245 . Подобным образом, над крестом, еще в начале IV в. Григорием Просветителем был воздвигнут Эчмиадзинский собор 246 . Правда, сам этот крест, установленный несколько ранее тем же Св. Григорием, еще не мог восприниматься реликвией. Значение это пришло к нему позднее. В отличии от практики строительства церквей над усыпальницами, а также от варианта Хор-Вирапа, где реликвия находилась также в подземном ярусе, подобные кресты располагались в центре храма, играя активную роль в его пространстве. В этом они проявляют сходство с реликвиями, помещаемыми в специальных сосудах в интерьере храма, о которых также будет идти речь в настоящей статье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Традиция строительства крипт под алтарным возвышением с середины VII в. в Армении постепенно замирает, хотя храмы-мартирии по-прежнему возводятся. Мощи и другие реликвии все чаще вмуровывают в основания стен. Судя по описанию церкви Шалата, данному Степаносом Орбеляном (XIII в.), такой обычай восходит к IV в. 252 Тот же автор сообщает о захоронении блаженного епископа Тер-Барсега (1143–1148) в монастыре Магарта, основанном апостолом Варфаломеем. «И сохранили (вмуровали) в стене церкви подобно трем мананам израильским..., как утверждает историограф Михаел», – свидетельствует летописец (перевод мой. – А. К.) 253 . Интересно и другое сообщение Степаноса Орбеляна. Согласно ему, в пространстве основанного в 895 г. собора Погос-Петроса монастыря Татев были возведены два (подкупольных) столпа, по подобию Бойоса и Х’ак’ума (Йак’ум) – столпов Соломонова храма. Устои Татевской церкви «служат символами двух главных апостолов – Петра и Павла, мощи которых уложены под эти столпы; собранные там многие святые мощи апостолов, святых отцов и мучеников вложены были в основания церкви и в углы» (перевод мой. – А. X.) 254 . Принадлежность приведенных примеров к одной из армянских областей – Сюнику – не может служить основанием для локализации этой традиции в его пределах, поскольку существовали и другие подобные случаи. Популярность такого обычая в средние века была связана со стремлением повысить значимость основываемого храма, а также надежно укрыть реликвию от всевозможных посягательств. Обе эти причины отмечены католикосом Ованнесом Драсханакертци (начало X в.). Описывая первые постройки католикоса Нерсеса III Таеци (Строителя) – прославленного строителя храма Звартноц, Драсханакертци сообщает, что, завершив церкви в Хор-Вирапе и Св. Саргиса (Сергия) в Двине, Нерсес основывает церковь во имя св. Григора. «А при основании богосозданной (богом сотворенной) церкви устной паствы Христа, реликвенные кости (букв.: реликвенные частицы костей – «зншхарс воскер’ац») святого Григора раздельно положил во внутрь четырех толстостенных столбов, дабы основательно спрятать (сохранить) небесную драгоценность от оскверняющих похитителей и к гордости порядков (устоев – «каргац») христианской веры. Он богоотмеченную и честную главу не в глубине, а снаружи установил за «гзроцем», в божественном хранилище-реликварии (букв, хранилище драгоценностей – «и гандзаранс») для надежды верящих в нее и для излечения страждущих» (перевод мой. – А. К.) 255 . Особенности текста не позволяют судить, о каком храме идет здесь речь – четырехстолпном кафедральном соборе Двина, последнюю кардинальную перестройку которого я склонен относить к эпохе католикоса Нерсеса Строителя 256 , 2001, р. 337., или о храме Звартноц близ Валаршапата, на который в данном случае указывают его исследователи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВАРТНОЦ ц. свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников арм. и мировой средневек. архитектуры, руины к-рого находятся в 3 км к югу от древней столицы и духовного центра Армении Вагаршапата . З. возведен католикосом Нерсесом III Таеци Строителем, вероятно, в 643-650 гг. По нек-рым предположениям, он построен на месте языческого храма бога Тира, разрушенного свт. Григорием Просветителем ( Мнацаканян. 1971 (рус.). С. 10). В 1900 г. здесь была найдена урартская стела с клинописью царя Русы III (605-590 гг. до Р. Х.), в которой сообщается о крупных строительных работах, произведенных им ( Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. С. 113). К юго-западу от храма открыты фрагменты дворца католикоса. Постройка имела Г-образную форму, в центре находились 2 зала для приемов, небольшая зальная церковь, зап. стороной открывающаяся в коридор. К храму дворец был обращен верандой с колоннадой. К юго-востоку находился корпус хозяйственного назначения. Звартноц. 643–650 гг. Вид с юга. Фотография. 2006 г. Звартноц. 643–650 гг. Вид с юга. Фотография. 2006 г. Современник строительства храма еп. Себеос сообщает: «В то время армянского католикоса Нерсеса посетила мысль построить жилище (резиденцию.- А. К.) вблизи святых церквей города Вагаршапата, на дороге, где, говорят, царь Трдат вышел навстречу святому Григору. Построил там и одну церковь во имя небесного Звартноца (смысл слова неясен.- А. К.), который появился в видении святого Григора сонмом Небесных Сил. И построил сию церковь высоким строением и изумительной красой, достойной божественной чести, которой посвящена. Подвел воду из реки и оросил бесплодную местность и окрестности, посадил сад и саженцы…» ( Себеос. 1939. С. 120; перевод мой.- А. К.). Анализ сообщения Мовсеса Каганкатваци о строительстве З. дает основание предположить, что он был освящен в 652 г. ( Мнацаканян. 1971 (арм.). С. 15). Согласно Ованнесу Драсханакертци, Нерсес был похоронен к северу от храма, в гробнице, им же «придуманной» ( Ованнес Драсханакертци. 1996. С. 92). Перечисляя архитектурные творения католикоса Нерсеса, Киракос Гандзакеци наряду с ц. Сурб-Саргис в Двине (нач. 40-х гг. VII в.) и мартирием в Хор-Вирапе (нач. 40-х гг. VII в.) упоминает «Сурб-Григор, который потом был уничтожен арабами» ( Киракос Гандзакеци. 1982. С. 56; перевод мой.- А. К.). Краткая надпись на греч. языке: «Нерсес построил, помните» - на блоке размером 37×88 см указывает на ктиторство католикоса или на то, что он был архитектором ( Hasrat " yan. 1988. P. 60). На капителях колонн под экседрами сохранились греч. монограммы, к-рые можно расшифровать как «Нерсес» и «католикос» ( Мнацаканян. 1971 (арм.). С. 11).

http://pravenc.ru/text/182733.html

Агатангехос указывает, что был «очевидцем» событий, изложенных им. «Получив приказ твоего царского величества, о, храбрый из мужей, Трдат, написать все это как надлежит в летописных книгах, мы изложили все, упорядочив все по образцу греческого мастерства». Из «Предисловия» понятно одно – автора звали Агатангехосом, родом он был из Рима, обучался латинской и греческой письменности, состоял секретарем при дворе армянского царя Трдата Аршакуни (298–330) и, возможно, был двоюродным братом Григория Просветителя. Мовсес Хоренацй называет Агатангехоса «искусным секретарем Трдата», а Лазар Парпеци неизменно именует его «блаженным». Труд Агатангехоса можно разделить на три части. В первой речь идет о том, что Арташир Сасанид в Персии организовал заговор и убил царя Артавана из Парфянской династии. Армянский царь Хосров Аршакуни (Аршакид. – К.А.) десять лет воевал с Арташиром, который подослал к нему убийцу Анака (парфянина). За это потомство Анака было истреблено; спасся только младенец Григор (будущий св. Григорий Просветитель, Григор Партев Лусаворич, 301/14 – ок. 320), которого увезли в Кесарию, где он был воспитан как христианин. Арташир, покорив Армению, приказал уничтожить потомство Хосрова, из детей коего спасся только младенец Трдат: его увезли в Рим, там он вырос, стал могучим мужем, совершил великие подвиги и, наконец, при поддержке римлян, отвоевал у персов отчий престол. Именно в это время на службу к Трдату поступил Григор. Трдат, узнав, что Григор христианин, стал уговаривать его отречься от христианства, затем подверг мучениям и велел заточить в арташатском Хор Вирапе. Из последующего повествования можно узнать о мученичестве Рипсимянских дев, об умопомешательстве Трдата и о том, как Григор был призван из Хор Вирапа для излечения Трдата. Вторая часть («Учение св. Григора») – пространная проповедь, а третья («Спасительное обращение нашей страны Армении»), представляющая собой, фактически, житие св. Григора, повествует о видении Григора, о постройке гробниц-часовен для святых дев Рипсимянских, о рукоположении Григора в Кесарии, об обращении армян в христианство, о разрушении языческих капищ и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Аревелци, Гандзакеци, Бардзрабердци; арм. (?)] (ок. 1198, Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) - 1271, Хор-Вирап), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , затем в мон-ре Хоранашат в Тавуше изучал грамматику и богословие у Ванакана Вардапета , к-рый воспитал целую плеяду деятелей арм. культуры XIII в. Имел ученую степень вардапета , а с 1235 г.- звание «рабунапет» (верховный наставник). Знал греч., евр., сир., лат. и персид. языки. Основал школу в мон-ре св. Андрея в Кайенаберде, где преподавал в 1235-1239 и 1252-1255 гг. В 1239 г. совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути посетил Сис, столицу Киликийской Армении , где встретился с царем Хетумом I, и резиденцию арм. католикосов в Ромкле, где нашел радушный прием у католикоса Костандина I. В 1243 г. присутствовал на II Соборе в Сисе, был направлен в Вост. Армению для подписания соборных решений арм. князьями и духовенством (1245). После успешного выполнения возложенного на него католикосом поручения В. В. привез подписанные документы обратно в Киликию. Мнение В. В. оказало решающее значение при принятии постановления III Сисского Собора (1251/52), созванного после получения грамоты папы Римского Иннокентия IV , в к-рой тот просил сообщить об отношении армян к вопросу о Filioque. Поскольку участники Собора не смогли прийти к единому мнению, католикос обратился к наиболее авторитетным ученым Вардану Вардапету и В. В., к-рые нашли толкование об исхождении Св. Духа «и от Сына» верным. По возвращении в 1252 г. в Вост. Армению В. В. участвовал в созыве Ахпатского и Дзагаванского Соборов, открыл школы в Сагмосаванке, Хоракерте, Ариче и при др. мон-рях. В 1255 г. основал школу в Хор-Вирапе и разработал для нее учебную программу, включавшую изучение античной философии, логики, риторики и грамматики. Его учениками были мн. видные представители средневек. арм. науки и культуры. В 1264 г. он был вызван к ильхану Хулагу, к-рый, как об этом сообщает В. В. в своей «Всеобщей истории», принял его с почетом и расспрашивал о «разных премудростях». Остаток жизни В. В. провел в различных мон-рях Вост. Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и писанием трудов.

http://pravenc.ru/text/154119.html

Во-вторых, из всех тетраконхов с обходом лишь в Звартноце среднее ядро «обобщено», вписано в круг, то есть, как и в храме Воскресения, композиция сформирована двумя концентрическими кольцами стен, причем внутренняя стена покоится на колоннах. В-третьих, центральное место в иерусалимском памятнике занимает небольшая (чуть выше человеческого роста) часовня Св. Гроба, где после снятия с Креста в пещерной гробнице был похоронен Иисус Христос . По ранним описаниям и по изображениям Св. Гроба на ампулах Святой Земли можно заключить, что гробницу еще при императоре Константине окружали восемь витых колонок, на капителях которых стояли подаренные Константином серебряные чаши. Колонки соединялись между собой арками (возможно конхами), пышно украшенными золотыми лилиями, вверху же постройка оканчивалась островерхим шатром с венчавшим его золотым крестом. Вход в пещеру, вероятно, был оформлен двускатным портиком на четырех колонках 305 . Этот облик Св. Гроба, скорее всего, был сохранен и после реставрации начала VII в. В самом центре Звартноца имеется основание небольшого круглого в плане сооружения с углублением в середине, к которому с западной стороны ведут ступени короткой лестницы. Отвергая возможность расположения на этом месте купели для крещения взрослых, С.Х. Мнацаканян вполне обоснованно предполагает, что здесь находилась стелла с крестом, внутри которой хранились мощи св. Григория, основателя армянской церкви. «...Здесь на высоком круглом основании возвышалась небольшая, по всей вероятности, восьмиколонная (судя по ширине ведущих вниз лестниц) ротонда, перекрытая сферическим куполом» 306 . Иные примеры армянских балдахинов на восьми колоннах (кроме сохранившегося в описании ал-Мукаддаси купольной церкви над колодцем в Хор-Вирапе, построенной тем же католикосом Нерсесом) нам неизвестны. Налицо аналогия основной идеи размещения посредине круглого храма небольшого мемориального сооружения и его формы в храмах Звартноц и Воскресения. Копии Св. Гроба Господня, часто помещенные в копиях ротонды Анастасис, – распространенное явление в средневековой Европе 307 . Возможное нахождение под балдахином Звартноца мощей св. Григория не противоречит копированию в Звартноце иерусалимского образца. Известно, например, что во многих копиях Св. Гроба хранились реликвии святых, а также производилось погребение 308 . Поэтому предположение о хранении мощей св. Григория, распространившего христианскую веру в Армении, в постройке, созданной по образцу Св. Гроба Господня, кажется вполне логичным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Тертуллиан в труде «Против иудеев» (197 г.), перечисляя народы, принявшие христианство, называет парфян, лидийцев, фригийцев, каппадокийцев и армян. На это же указывает и блж. Августин в сочинении «Против манихеев». На рубеже II–III вв. армянские цари Вагарш II (186–196), Хосров I (196–216) и их преемники получили известность как гонители христианства; их деяния описал епископ Кессарии Каппадокийской Фирмилиан (230–269) в «Истории гонений на Церковь ». У Евсевия Кесарийского имеется упоминание о датируемом 251–255 гг. письме Дионисия, епископа Александрийского, «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан». Из него следует, что в Армении в середине III в. существовала организованная и признанная церковью христианская община. 2. Принятие христианства Принятие христианства в 301 г. – важнейшее в истории армянского народа событие, главную роль в котором сыграли Григор Лусаворич (Просветитель), ставший первым католикосом (патриархом) Армянской церкви (302–326), и царь Армении Трдат III (287–330). Из сочинений армянских историков V в. следует, что в 287 г. Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, он совершил обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит. Один из сподвижников царя, Григор, будучи христианином, отказался участвовать в этом жертвоприношении. Когда Трдату стало известно, что Григор – сын Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II, он повелел за эти «преступления» поместить Григора в темницу в Хор Вирапе 33 , предназначенную для смертников. В тот же год царь издал два указа, в одном из которых приказал арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан и лишать их имущества, а во втором – предавать смертной казни укрывающих христиан. Согласно Преданию, принятие христианства в Армении теснейшим образом связано с деятельностью и мученической смертью свв. девушек-христианок или «дев-рипсимеянок», которые, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежали из Рима на Восток. Посетив Иерусалим и поклонившись святыням, девы, минуя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях близ Вагаршапата. Трдат, очарованный красотой девы Рипсиме, пожелал взять ее в жены, но, встретив отчаянное сопротивление и неповиновение, приказал предать всех девушек мучительной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первым уцелевшим историческим произведением об Армении считается труд некоего Агафангела Римлянина (также Агатангехос и Агатангелос), позже причисленного к лику святых. Он создан еще до появления армянского алфавита. Авторство этого сочинения, называемого «Историей Армении» 179 , и время его написания по сей день находятся под вопросом 180 . Цель Агатангехоса – написать историю возникновения Армянской церкви. Можно предположить, что сверхзадачей автора было прославление не только Армянской, но также Грузинской, Агванской и Абхазской церквей, что следует, например, из арабской версии «Истории». Однако в последующих редакциях церковная история упомянутых народов осталась за пределами изложения: в каноническом на сегодняшний день тексте Агатангехоса нет ни слова об их христианизации. Из–за многочисленных редакций сильно пострадало и начало текста – все, что касается происхождения Сасанидской династии; осталась только история возникновения (в результате деятельности пришедшего из Кесарии проповедника) Армянской церкви как обособленной национальной Церкви. В «Истории» последовательно проводится мысль, что Армянская церковь изначально имела тесную связь с греческой. В ней нет упоминаний о сирийских проповедниках, за исключением единственного фрагмента, где говорится, что царь Трдат приказал собрать детей из различных областей своего царства для обучения, «и их он разделил на две группы: одних назначил обучаться сирийской письменности, а других – греческой». Исследователи, отмечая, что этот отрывок использован механически, склонны приписывать его Корюну, а не Агатангехосу. В результате трудов позднейших редакторов св. Григор (безусловно – реальный исторический деятель) в «Истории» превращается в легендарную величественную личность, «чудесного мужа», славного своим происхождением от парфянских Аршакидов, мученичеством, долголетним заключением в Хор Вирапе, своей проповедью, учением, которое приобрело каноническое значение, и обращением армян в христианство. Григор – подвижник и визионер, и видение его несет существенную экклезиологическую нагрузку. Оно своим символизмом должно утвердить тайну происхождения национальной Армянской церкви: Армянская церковь хотела утвердить свою независимость как от греков, так и от сирийцев, а для этого нужно было доказать, что она основана не в конце 3 и не в начале 4 в. и не людьми (св. Григором или апостолами), а Самим сошедшим с небес Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Студенты армянских вузов совершили паломничество в монастырь Хор Вирап 29 апреля 2008 г. 13:03 Студенты и преподаватели армянских вузов совершили паломничество к месту, откуда началось распространение христианства в Армении — монастырскому комплексу Хор Вирап. Паломничество было организовано молодежным центром Армянской Апостольской Церкви. Молодые люди помолились за мир на своей Родине, процветание Армянской Церкви и благополучие армянского народа. По рассказу известного армянского историка Агатангехоса (Агафангела), в Хор Вирапе, что в переводе с армянского означает «глубокая яма», претерпел страдания священномученик Григорий, Просветитель Армении (Григор Лусаворич), первый армянский Католикос. Монастырь был построен в IV веке на месте дворцовой тюрьмы, где, по преданию, в конце III века за проповедь христианства был заточен в глубокую яму Григор Лусаворич. Монастырь располагается на холмах, где около 176 до н. э. была основана древняя столица Армении Арташат. Арташат был хорошо укреплен и занимал по сравнению с прежней столицей — Армавиром — более выгодное положение, поскольку близ него проходили важные торговые пути, в том числе Шелковый путь. Именно в подземной тюрьме Арташата армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение 13 лет Григора Лусаворича. Однако царь серьезно заболел и был исцелен по молитве заключенного сщмч. Григория. В благодарность Трдат III не только выпустил мученика, но и объявил христианство государственной религией. С территории монастыря открывается необыкновенный вид на библейскую гору Арарат. После Хор Вирапа студенты и их преподаватели в тот же день продолжили паломничество к другому памятнику раннего христианства — монастырскому комплексу Нораванк, находящемуся в 122 км от Еревана. Здесь паломников встретили декан факультета богословия Ереванского государственного университета епископ Анушаван Жамкочян и духовный пастырь Нораванка иерей Саак Мартиросян. Они рассказали об истории монастыря. Монастырь Нораванк в XII-XIV вв. являлся кафедрой епископов Сюника. Древнейшее сооружение монастыря, которое носит имя святого Иоанна Крестителя, сооружено в IX-X веках. Притвор главной церкви монастыря, украшенный рельефами на религиозные сюжеты, был перестроен известным зодчим и скульптором Момиком после очередного сильнейшего землетрясения в Армении. Церковь поражает совершенством форм и богатством декора. Путь в Нораванк идет через высокие скалы с глубокими пещерами, которые остаются неисследованными.

http://patriarchia.ru/db/text/399112.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ [Григор Лусаворич; арм. ] (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?). Основные сведения о жизни Г. П. собраны в т. н. цикле Жития Г. П. Арм. текст сохранился в составе «Истории Армении», автором к-рой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел (всего известно 17 редакций и фрагментов на 8 языках; подробнее см. в ст. Агафангел ). Сравнение текста «Истории...» Агафангела с сообщениями арм. средневек. авторов, в особенности Мовсеса Хоренаци , заставляет предположить, что существовал и др., неизвестный ныне вариант жизнеописания Г. П. ( Марр. 1905. С. 142; Тер-Гевондян А. Н. Вопрос о редакциях Агафангела по данным Хоренаци//ИФЖ. 1975. 4. С. 129-139 (на арм. яз.)). Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74) Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74) Арм. средневек. историографы полагали, что Г. П. принадлежал к парфянскому царскому роду ( Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 63; потомок Г. П. католикос Саак I Великий († 439) носил прозвание Партев () - Парфянин). Согласно Мовсесу Хоренаци, юность Г. П. прошла в Кесарии Каппадокийской; он был женат на христианке Марии (по др. версии, Иулитте) и имел 2 сыновей. После 3 лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в мон-рь вместе с младшим сыном, к-рый, достигнув совершеннолетия, последовал за отшельником Никомахом; старший сын Г. П. избрал светский образ жизни. В «Истории...» Агафангела историческая хроника органично сочетается с агиографическими и эпическими материалами. В 1-й части излагается история армяно-иран. войн. 2-я часть рассказывает о мученичестве Г. П., о его заключении в Хор-Вирапе и о гонениях на христиан, начатых царем Трдатом. В отдельной главе описывается Житие и мученичество дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц, превращение царя Трдата в вепря (свиноголового), освобождение Г. П., к-рый излечил царя и обратил его ко Христу. При содействии Трдата христианство распространилось по всей стране (традиц. дата Крещения Армении - 301). Далее следует гл. «Учение», прерывающая повествование Агафангела. Она представляет собой самостоятельное сочинение и популярно излагает ВЗ и НЗ. В последней части - «Обращение армян» - рассказывается о низвержении языческих храмов в городах и областях Армении, о распространении христианства, о путешествии царя Трдата и Г. П. в Рим к имп. Константину, о Никейском Соборе. В греч. и араб. версиях Жития Г. П. приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

http://pravenc.ru/text/168061.html

  001     002