Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВАРТНОЦ ц. свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников арм. и мировой средневек. архитектуры, руины к-рого находятся в 3 км к югу от древней столицы и духовного центра Армении Вагаршапата . З. возведен католикосом Нерсесом III Таеци Строителем, вероятно, в 643-650 гг. По нек-рым предположениям, он построен на месте языческого храма бога Тира, разрушенного свт. Григорием Просветителем ( Мнацаканян. 1971 (рус.). С. 10). В 1900 г. здесь была найдена урартская стела с клинописью царя Русы III (605-590 гг. до Р. Х.), в которой сообщается о крупных строительных работах, произведенных им ( Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. С. 113). К юго-западу от храма открыты фрагменты дворца католикоса. Постройка имела Г-образную форму, в центре находились 2 зала для приемов, небольшая зальная церковь, зап. стороной открывающаяся в коридор. К храму дворец был обращен верандой с колоннадой. К юго-востоку находился корпус хозяйственного назначения. Звартноц. 643–650 гг. Вид с юга. Фотография. 2006 г. Звартноц. 643–650 гг. Вид с юга. Фотография. 2006 г. Современник строительства храма еп. Себеос сообщает: «В то время армянского католикоса Нерсеса посетила мысль построить жилище (резиденцию.- А. К.) вблизи святых церквей города Вагаршапата, на дороге, где, говорят, царь Трдат вышел навстречу святому Григору. Построил там и одну церковь во имя небесного Звартноца (смысл слова неясен.- А. К.), который появился в видении святого Григора сонмом Небесных Сил. И построил сию церковь высоким строением и изумительной красой, достойной божественной чести, которой посвящена. Подвел воду из реки и оросил бесплодную местность и окрестности, посадил сад и саженцы…» ( Себеос. 1939. С. 120; перевод мой.- А. К.). Анализ сообщения Мовсеса Каганкатваци о строительстве З. дает основание предположить, что он был освящен в 652 г. ( Мнацаканян. 1971 (арм.). С. 15). Согласно Ованнесу Драсханакертци, Нерсес был похоронен к северу от храма, в гробнице, им же «придуманной» ( Ованнес Драсханакертци. 1996. С. 92). Перечисляя архитектурные творения католикоса Нерсеса, Киракос Гандзакеци наряду с ц. Сурб-Саргис в Двине (нач. 40-х гг. VII в.) и мартирием в Хор-Вирапе (нач. 40-х гг. VII в.) упоминает «Сурб-Григор, который потом был уничтожен арабами» ( Киракос Гандзакеци. 1982. С. 56; перевод мой.- А. К.). Краткая надпись на греч. языке: «Нерсес построил, помните» - на блоке размером 37×88 см указывает на ктиторство католикоса или на то, что он был архитектором ( Hasrat " yan. 1988. P. 60). На капителях колонн под экседрами сохранились греч. монограммы, к-рые можно расшифровать как «Нерсес» и «католикос» ( Мнацаканян. 1971 (арм.). С. 11).

http://pravenc.ru/text/182733.html

[Аревелци, Гандзакеци, Бардзрабердци; арм. (?)] (ок. 1198, Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) - 1271, Хор-Вирап), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , затем в мон-ре Хоранашат в Тавуше изучал грамматику и богословие у Ванакана Вардапета , к-рый воспитал целую плеяду деятелей арм. культуры XIII в. Имел ученую степень вардапета , а с 1235 г.- звание «рабунапет» (верховный наставник). Знал греч., евр., сир., лат. и персид. языки. Основал школу в мон-ре св. Андрея в Кайенаберде, где преподавал в 1235-1239 и 1252-1255 гг. В 1239 г. совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути посетил Сис, столицу Киликийской Армении , где встретился с царем Хетумом I, и резиденцию арм. католикосов в Ромкле, где нашел радушный прием у католикоса Костандина I. В 1243 г. присутствовал на II Соборе в Сисе, был направлен в Вост. Армению для подписания соборных решений арм. князьями и духовенством (1245). После успешного выполнения возложенного на него католикосом поручения В. В. привез подписанные документы обратно в Киликию. Мнение В. В. оказало решающее значение при принятии постановления III Сисского Собора (1251/52), созванного после получения грамоты папы Римского Иннокентия IV , в к-рой тот просил сообщить об отношении армян к вопросу о Filioque. Поскольку участники Собора не смогли прийти к единому мнению, католикос обратился к наиболее авторитетным ученым Вардану Вардапету и В. В., к-рые нашли толкование об исхождении Св. Духа «и от Сына» верным. По возвращении в 1252 г. в Вост. Армению В. В. участвовал в созыве Ахпатского и Дзагаванского Соборов, открыл школы в Сагмосаванке, Хоракерте, Ариче и при др. мон-рях. В 1255 г. основал школу в Хор-Вирапе и разработал для нее учебную программу, включавшую изучение античной философии, логики, риторики и грамматики. Его учениками были мн. видные представители средневек. арм. науки и культуры. В 1264 г. он был вызван к ильхану Хулагу, к-рый, как об этом сообщает В. В. в своей «Всеобщей истории», принял его с почетом и расспрашивал о «разных премудростях». Остаток жизни В. В. провел в различных мон-рях Вост. Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и писанием трудов.

http://pravenc.ru/text/154119.html

Студенты армянских вузов совершили паломничество в монастырь Хор Вирап 29 апреля 2008 г. 13:03 Студенты и преподаватели армянских вузов совершили паломничество к месту, откуда началось распространение христианства в Армении — монастырскому комплексу Хор Вирап. Паломничество было организовано молодежным центром Армянской Апостольской Церкви. Молодые люди помолились за мир на своей Родине, процветание Армянской Церкви и благополучие армянского народа. По рассказу известного армянского историка Агатангехоса (Агафангела), в Хор Вирапе, что в переводе с армянского означает «глубокая яма», претерпел страдания священномученик Григорий, Просветитель Армении (Григор Лусаворич), первый армянский Католикос. Монастырь был построен в IV веке на месте дворцовой тюрьмы, где, по преданию, в конце III века за проповедь христианства был заточен в глубокую яму Григор Лусаворич. Монастырь располагается на холмах, где около 176 до н. э. была основана древняя столица Армении Арташат. Арташат был хорошо укреплен и занимал по сравнению с прежней столицей — Армавиром — более выгодное положение, поскольку близ него проходили важные торговые пути, в том числе Шелковый путь. Именно в подземной тюрьме Арташата армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение 13 лет Григора Лусаворича. Однако царь серьезно заболел и был исцелен по молитве заключенного сщмч. Григория. В благодарность Трдат III не только выпустил мученика, но и объявил христианство государственной религией. С территории монастыря открывается необыкновенный вид на библейскую гору Арарат. После Хор Вирапа студенты и их преподаватели в тот же день продолжили паломничество к другому памятнику раннего христианства — монастырскому комплексу Нораванк, находящемуся в 122 км от Еревана. Здесь паломников встретили декан факультета богословия Ереванского государственного университета епископ Анушаван Жамкочян и духовный пастырь Нораванка иерей Саак Мартиросян. Они рассказали об истории монастыря. Монастырь Нораванк в XII-XIV вв. являлся кафедрой епископов Сюника. Древнейшее сооружение монастыря, которое носит имя святого Иоанна Крестителя, сооружено в IX-X веках. Притвор главной церкви монастыря, украшенный рельефами на религиозные сюжеты, был перестроен известным зодчим и скульптором Момиком после очередного сильнейшего землетрясения в Армении. Церковь поражает совершенством форм и богатством декора. Путь в Нораванк идет через высокие скалы с глубокими пещерами, которые остаются неисследованными.

http://patriarchia.ru/db/text/399112.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ [Григор Лусаворич; арм. ] (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?). Основные сведения о жизни Г. П. собраны в т. н. цикле Жития Г. П. Арм. текст сохранился в составе «Истории Армении», автором к-рой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел (всего известно 17 редакций и фрагментов на 8 языках; подробнее см. в ст. Агафангел ). Сравнение текста «Истории...» Агафангела с сообщениями арм. средневек. авторов, в особенности Мовсеса Хоренаци , заставляет предположить, что существовал и др., неизвестный ныне вариант жизнеописания Г. П. ( Марр. 1905. С. 142; Тер-Гевондян А. Н. Вопрос о редакциях Агафангела по данным Хоренаци//ИФЖ. 1975. 4. С. 129-139 (на арм. яз.)). Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74) Свт. Григорий Просветитель. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 74) Арм. средневек. историографы полагали, что Г. П. принадлежал к парфянскому царскому роду ( Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 63; потомок Г. П. католикос Саак I Великий († 439) носил прозвание Партев () - Парфянин). Согласно Мовсесу Хоренаци, юность Г. П. прошла в Кесарии Каппадокийской; он был женат на христианке Марии (по др. версии, Иулитте) и имел 2 сыновей. После 3 лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в мон-рь вместе с младшим сыном, к-рый, достигнув совершеннолетия, последовал за отшельником Никомахом; старший сын Г. П. избрал светский образ жизни. В «Истории...» Агафангела историческая хроника органично сочетается с агиографическими и эпическими материалами. В 1-й части излагается история армяно-иран. войн. 2-я часть рассказывает о мученичестве Г. П., о его заключении в Хор-Вирапе и о гонениях на христиан, начатых царем Трдатом. В отдельной главе описывается Житие и мученичество дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц, превращение царя Трдата в вепря (свиноголового), освобождение Г. П., к-рый излечил царя и обратил его ко Христу. При содействии Трдата христианство распространилось по всей стране (традиц. дата Крещения Армении - 301). Далее следует гл. «Учение», прерывающая повествование Агафангела. Она представляет собой самостоятельное сочинение и популярно излагает ВЗ и НЗ. В последней части - «Обращение армян» - рассказывается о низвержении языческих храмов в городах и областях Армении, о распространении христианства, о путешествии царя Трдата и Г. П. в Рим к имп. Константину, о Никейском Соборе. В греч. и араб. версиях Жития Г. П. приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Во-вторых, из всех тетраконхов с обходом лишь в Звартноце среднее ядро «обобщено», вписано в круг, то есть, как и в храме Воскресения, композиция сформирована двумя концентрическими кольцами стен, причем внутренняя стена покоится на колоннах. В-третьих, центральное место в иерусалимском памятнике занимает небольшая (чуть выше человеческого роста) часовня Св. Гроба, где после снятия с Креста в пещерной гробнице был похоронен Иисус Христос . По ранним описаниям и по изображениям Св. Гроба на ампулах Святой Земли можно заключить, что гробницу еще при императоре Константине окружали восемь витых колонок, на капителях которых стояли подаренные Константином серебряные чаши. Колонки соединялись между собой арками (возможно конхами), пышно украшенными золотыми лилиями, вверху же постройка оканчивалась островерхим шатром с венчавшим его золотым крестом. Вход в пещеру, вероятно, был оформлен двускатным портиком на четырех колонках 305 . Этот облик Св. Гроба, скорее всего, был сохранен и после реставрации начала VII в. В самом центре Звартноца имеется основание небольшого круглого в плане сооружения с углублением в середине, к которому с западной стороны ведут ступени короткой лестницы. Отвергая возможность расположения на этом месте купели для крещения взрослых, С.Х. Мнацаканян вполне обоснованно предполагает, что здесь находилась стелла с крестом, внутри которой хранились мощи св. Григория, основателя армянской церкви. «...Здесь на высоком круглом основании возвышалась небольшая, по всей вероятности, восьмиколонная (судя по ширине ведущих вниз лестниц) ротонда, перекрытая сферическим куполом» 306 . Иные примеры армянских балдахинов на восьми колоннах (кроме сохранившегося в описании ал-Мукаддаси купольной церкви над колодцем в Хор-Вирапе, построенной тем же католикосом Нерсесом) нам неизвестны. Налицо аналогия основной идеи размещения посредине круглого храма небольшого мемориального сооружения и его формы в храмах Звартноц и Воскресения. Копии Св. Гроба Господня, часто помещенные в копиях ротонды Анастасис, – распространенное явление в средневековой Европе 307 . Возможное нахождение под балдахином Звартноца мощей св. Григория не противоречит копированию в Звартноце иерусалимского образца. Известно, например, что во многих копиях Св. Гроба хранились реликвии святых, а также производилось погребение 308 . Поэтому предположение о хранении мощей св. Григория, распространившего христианскую веру в Армении, в постройке, созданной по образцу Св. Гроба Господня, кажется вполне логичным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...