Итак, послушайте, что Бог открыл мне за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос…. Вопрос 689 . Другой христолюбивый муж, оказывавший странноприимство отцам, вопросил того же старца: что мне делать, я всегда скорблю о том, что, когда приходит ко мне кто-либо из отцов, не имею нужных вещей, чтобы предложить ему? Ответ. Сей помысл от диавола; достаточно предложить им то, что у тебя есть, по сказанному: довольствуйтесь тем, что есть ( Евр. 13, 5 ), и Бог известит их о твоем усердии. Кто ищет таких вещей, тот не может быть странноприимцем, но желает, чтобы никто к нему не приходил. Если ты, имея что предложить (отцам), пожалеешь сего от скупости, то, хотя бы ты и тысячекратно старался угодить им, сердце их не получит извещения о твоем усердии, разве только оная вещь нужна тебе на другое необходимое дело или, может быть, на то, чтобы предложить ее больным или более важным лицам…. 157 . Вопрос того же к тому же великому старцу. Отец мой! Помолись обо мне, я изнемогаю от труда. Прежде чем я просил у тебя совета, если и принимался за дело, какое было мне по силе, делал то без труда; а с тех пор как ты подал мне совет, я тружусь до изнеможения. И пред сим я писал к тебе, прося совета, ты же счел меня высокомудрствующим и напомнил мне о фарисее, а я сказал тебе то, отец мой, не по высокомудрию, а по нужде. Прошу тебя, помолись, чтобы Господь открыл тебе, что во мне есть. Ответ великого старца. Брат! Божественное Писание говорит: Без рассуждения не делай ничего (всё с советом твори) ( Сир. 32, 21 ). Когда ты делал не по совету, а по своей воле, то трудился неблагоразумно; ибо нет никого, кто не имел бы нужды в советнике, кроме Самого, Создавшего премудрость. Когда же ты решился по Богу отсечь свою волю, прийти во смирение и принять малейшего твоего брата советником, то подвиг тем на зависть ненавистника добра – демона, всегда питающего зависть против всех. Видишь ли строптивость вражию? Я ничего на назначал тебе сам собою, но ты упросил меня, и я посоветовал тебе, как брату. Ты же, услышав, оставил совет без исполнения и спросил меня вторично, а я напомнил тебе о фарисее, ибо и тот говорил с самохвальством то, что говорил. Ты искал удостоверения [В славянском: извещения], а это не что иное, как высокомудрие. ...

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

(25) Но ты, Александр, ищешь узнать от меня, чем я владею более других людей или что я знаю мудрого по сравнению со многими. Ты видишь меня, я живу так, как с самого начала был создан. Я живу так, как был рожден матерью, – нагим, без богатства и забот. Поэтому все, что делает Бог , я ведаю, и что должно произойти, я знаю. А вы ужасаетесь, обращаясь к предсказаниям относительно того, что ежедневно приходит к вам, не понимая ежечасно являемые вам дела Бога. Голод, войны, молнии, засухи, дожди и неурожаи я предсказываю. Как и откуда это происходит, и почему, мне дает знание Провидение. И это очень радует меня, что Бог сделал меня советником 647 в своих делах, как сына возлюбленного, что Бог посредством своих дел оказал благодеяние мне 648 . Если на царя находит страх перед врагами или иной испуг, он приходит ко мне как к вестнику Бога, и я, обратившись к Провидению Бога, упрашиваю его дать какое-нибудь благо явившемуся ко мне. И устранив этот страх, я отпускаю его в смелой уверенности. (26) Что лучше, скажи мне, вредить людям и пользоваться дурной славой или оберегать их и признаваться благодетелем? И что подобает сыновьям Бога, воевать и сносить созданное Провидением о Земле, или жить в мире и еще восстанавливать поврежденное и разрушенное, служа Создателю? Не помогут тебе, царь Александр, эта власть, ни груды золота или множество слонов, ни одежда пестрая и отличная на тебе, ни войско, сейчас тебя окружающее, ни кони и телохранители и все то, что ты отнял у других войнами и сражениями. Но для тебя будет в высшей степени благотворно, если поверишь моим речам и послушаешься моего слова. (27) А ты, Александр, если убьешь меня, я не боюсь, хотя говорю тебе то, что полезно тебе. Я отправлюсь к Богу моему, который устроил все. Он знает суд надо мной, и ничего не сокрыто от того, чьи глаза – все звезды, солнце и луна, и Он будет судить и неправедных, и от Него ты не укроешься, и тебе некуда будет бежать от Него. Так что не разрушай того, что Бог хочет, чтобы созидалось, и не силься уничтожать то, что Он желает устраивать, и не проливай кровь городов и не ходи по трупам народов. Тебе ведь лучше более прожить, чем убивать других, и, умирая, не считать счастливыми других, и в захвате чужого скорее видеть убыток, чем считать это прибылью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй прообраз таинства крещения в Ветхом Завете - это Ноев ковчег (1 Пет. 3, 18-21). Вместе с тем это образ Церкви, в которую человек входит через крещение. В волнах всемирного потопа погибло все человечество, кроме тех, кто вошел в ковчег, в том числе погибли дети и младенцы. Грех был уничтожен вместе с грешниками, так как в то время еще не было Церкви Христовой и возрождающего действия ее, которое могло бы исцелить душу человека, положить разделение между человеком и грехом, дать силы человеку противостоять тому потоку греха, зла и разврата, который покрыл землю до водного потопа. Еще один ветхозаветный прообраз крещения - прохождение израильтян через Чермное (Красное) море. Все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор. 10, 1-2). Облако - символ благодати, море - купели крещения. Сам Моисей - прообраз Христа в смысле пророческого служения. Через Моисея дан Ветхий Завет, через Христа - Новый Завет. Израильтяне вышли из Египта вместе со своими семьями, они прошли по дну расступившегося моря, держа на руках своих детей и младенцев, следовательно, в событиях, имеющих прообразовательный смысл, участвовали младенцы. Если младенцы не способны к осознанной вере на уровне суждений, то они не лишены другого аспекта - веры на уровне интуиций и мистических переживаний. Господа окружали дети; ученики Христа, видимо, считая, что дети неспособны к пониманию Евангелия, не допускали их ко Христу, но Господь сказал: Не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Вряд ли эти слова можно понять только в буквальном смысле. Душа приходит ко Христу через действие благодати. Дети ощущали благодать, потому спешили ко Христу, встречали и окружали Его, между тем как их отцы, обученные букве закона, проявили большую холодность. Особенно это было видно во время торжественного входа Господа в Иерусалим, называемого Вербным Воскресением. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Мф. 21, 16, ср. Пс. 8, 3). Сердце детей оказалось более восприимчивым к Свету Евангелия, чем изощренные умы иудейских книжников. В Евангелии от Марка написано, что Господь благословил детей и возложил на них руки. Благословение - это священнодействие, значит, дети были способны и готовы принять благодать Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне. Показывает, что они борются из-за того же и терпят то же, что и он; а это свидетельствует о великой их добродетели. Вы, говорит, имеете во мне образец, потому что знаете, что я переносил страдания на ваших глазах, когда, действительно, был наказан и брошен в темницу; вы и теперь даже слышите об этом. ГЛАВА ВТОРАЯ Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли. Слова эти значат вот что: если вы желаете доставить мне какое-либо утешение в моих испытаниях; если желаете оказать какую-либо отраду, которую рождает любовь; если думаете доказать, что имеете некоторое общение со мной в духовных делах и ради Господа; если скорбите обо мне и сочувствуете моим страданиям; то за все это воздайте мне взаимной друг ко другу любовью. Заметь, как он в их единодушии видит для себя личное благодеяние и полагает, как будто он сам удостоился милости. И не сказал: доставьте мне радость, но дополните. Вы, говорит, начали во мне радость и уже доставили мне мир; желаю, чтобы эта радость была доведена до конца. В чем же моя радость? Не в том, чтобы мне освободиться от опасности, или получить от вас что-нибудь, но в том, чтобы вы мудрствовали одинаково. Имейте ту же любовь. Это больше, чем мыслить одинаково. Имейте ту же любовь. Когда ты любим чрезмерно, отвечай не слабой любовью, но равной мерой. Будьте единодушны и единомысленны. Будьте как бы одна душа, не по природе, но по мыслям и согласию; на это апостол указывает словами: будьте единомысленны. Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию. Ничего, говорит, не делайте по зависти или соперничеству, что бывает, когда мы говорим: вот, я поднатужусь, чтобы меня не превзошел такой-то; в этом именно и состоит любопрение (ε). Затем апостол матерью такой ревности выставляет тщеславие, потому что из последнего рождается первая. Когда мы ищем славы человеческой, чего мы для нее не делаем?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1063...

Не давал я в рост, и мне никто не давал в рост: все проклинают меня. Вместо этого LXX перевели: не оказывал я пользы и мне никто не оказывал пользы; а Феодотион: я не должен был и мне никто не был должен. Смысл всего этого от лица Христа такой: не оказалось никого, кто достойно получал бы деньги Мои; и Мне никто не давал в рост, благотворя святым и бедным, делая Меня должником себе. Или: не оказывал Я пользы, и Мне никто не оказывал пользы; ибо никто столько не хотел принимать, сколько Я хотел дать. И Мне никто не оказывал пользы; ибо спасение тварей есть приобретение для Творца. Или: Я не должен был, и Мне никто не должен был: никто не дал Мне, сколько Я хотел получить, и не сделал Меня должником себе в чем либо. Слова: и Мне никто не был должен имеют такой смысл: как мог быть Мне должен проценты тот, кто не оказался достойным получить Моего капитала? Все проклинают, говорит, Меня. Ибо кто из еретиков и заблуждающихся не проклинает Христа, веруя в превратное, или веруя превратно, и еще более превратным образом богохульствуя. Ст. 11. Говорит Господь: не во благо ли конец твой? Не пришел ли Я к тебе во время скорби и во время бедствия и страдания против врага? Это можно понимать от лица Иеремии, который призван был пророчествовать во время самое тяжкое и уже при наступлении плена и потерпеть жестокости от народа неверующего. На сказанное выше: горе мне мать моя, что ты родила меня человеком. который спорит и ссорится со всею землею и пр., Господь отвечает: смотри не на настоящее, а на будущее; ибо конец твой и последнее твое будет во благо. Да и в настоящем, когда хотели угнетать тебя враги, Я был с тобою и ты был охраняем моею помощью. Это можно относить как к Иеремии, так, по домостроительству воспринятой плоти, и ко Спасителю. Вместо поставленного нами по еврейскому: все проклинают Меня, до того места, где написано: во время скорби против врага, в Вульгате написано: сила Моя ослабела в тех, кои проклинают Меня; да будет, Господи, по устроению их, если Я не предстал пред Тобою во время поражения их и во бремя скорби их, во благо против врага. Смысл такой: сила Моя ослабела в тех, кои проклинают Меня, ибо они не понимаюсь силы Моей, которая в немощи совершается, и чем больше они проклинают Меня, тем больше оскудевает в них сила Моя. И пророк или Господь присоединяет и говорит: да будет, Господи, по устроению их, то есть пусть разражаются надо Мною проклятия, высказываемые врагами; и они обратятся во благо, ибо если во время скорби их и бедствия, когда их опустошал враг и спешил взять их в плен, Я не предстал пред лицем Твоим и не молил Тебя за них, говоря: Отче, отпусти им, неведят бо, что творят ( Лук. 23,34 )? Но мы часто видим в этой книге, что Иеремия молился за народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Согрешил я, но Ты посетило меня. Пал я, но Ты восставило меня. В неведении был я, но Ты научило меня. Слеп я был, но Ты просветило меня. 7. Откуда мне сие, что так возлюбил Ты меня, Господи? Беден я, Боже мой! покажи мне, сколько обязан я любить Тебя; объясни мне, сколько должен я хвалить Тебя; открой мне, сколько должен я угождать Тебе. Возгреми, Господи, гласом сильным и крепким во внутренний слух сердца моего; научи и спаси меня, и восхвалю Тебя, создавший меня, когда был я ничто; просветивший меня, когда был я во тьме; воскресивший меня, когда был я мертв; от юности моей снабдевавший меня всеми Твоими благами. Непотребный я червь, смердящий грехами, и Ты питаешь меня всеми превосходными дарами Твоими. Отверзи мне, ключ Давидов, «Который отворяет – и никто не затворит», кому отверзешь: «затворяет – и никто не отворит», кому затворишь ( Апок.3, 7 ), – отверзи мне дверь света Твоего, чтобы войти, увидеть, познать и исповедаться Тебе всем сердцем моим, «велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего» ( Пс.85, 13 ). «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» И «что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» ( Пс.8, 2, 5 ). Господи, упование Святых, Столп крепости их, Жизнь души моей, которою живу, и без которой умираю; Свет очей моих, которым вижу, и без которого слепотствую, Радость сердца моего и Веселие духа моего, да «возлюблю Тебя всем сердцем моим, и всею душою моею, и всею внутренностью моею» ( Лк. 10:27 ); потому что Ты прежде возлюбил меня. «И откуда это мне» ( Лук. 1, 43 .), Творец неба и земли и бездны, благих моих не требующий? «И откуда это мне», что возлюбил Ты меня? О мудрость, отверзающая уста немым, о, Слово, Которым все сотворено! отверзи уста мои, дай мне глас хвалы, да поведаю все благодеяния Твои какие оказывал Ты мне, Господи, от начала. Ты сотворил меня так, что разве малым чем не равен я Ангелам, потому что приял я от Тебя одинаковый с ними разум к познанию Тебя; но разве малым чем не равен, как сказал я; потому что блаженное ведение о Тебе имеют они уже в видении, а я имею только по упованию; они – «лицем к лицу», а я – «сквозь тусклое стекло, гадательно»; они – вполне, а я – »отчасти " ( 1Кор. 13, 12 .), «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» ( 1Кор. 13, 10 ); – тогда откровенным уже лицем узрим лице Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Если врач, ухаживающий за больным, получает вознаграждение, то не получит ли гораздо больше тот, кто по силе своей во всем сострадает ближнему? А если он не во всем сострадает ближнему, но в чем-то да, а в чем-то нет, то в чем он сострадает, в том проявляет только свою волю. Знай же и то: насколько человек предается смирению, настолько и преуспевает. Сейчас ты остался в своей келье, это лишит тебя (благих) дел, потому и скорбей у тебя не будет. Если же ты прежде времени избавишься от забот, то общий враг приготовит тебе не покой, а ввергнет в такое смятение, что ты (невольно сам) пожалеешь и скажешь: «Лучше бы мне не родиться на свет». Брат спросил: – Однако помысел говорит мне, что, если я уйду куда-нибудь безмолвствовать, то достигну совершенного безмолвия. Ведь я погряз во многих грехах и хочу избавиться от них. И к тому же ко мне не приходит ни плач, ни раскаяние. А помысел говорит мне, что я не стяжаю их до тех пор, пока буду находиться среди людей. Снизойди к моей немощи, отче, и скажи, как мне спастись от лукавых помыслов? Старец ответил: – Ты говоришь, брат, что погряз в грехах. Должник, пока сначала не отдаст долга, то куда бы ни пошел: в город ли, в селение – он все равно должник. Он нигде не может поселиться свободно и спокойно вздохнуть. Если же он усердно трудится, то поначалу люди будут относиться к нему с презрением, и бедняга будет стыдиться их. Но отдав со временем долг, станет свободным и как свободный человек уже может смело и совершенно открыто жить среди людей и селиться там, где захочет. Если же человек всеми силами своими постарается терпеливо перенести досады, поношения, бесчестия и лишения за содеянные им грехи, то научится смирению и труду, и за это ему простятся его грехи. Как сказано в Писании: Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои ( Пс. 24:18 ). Подумай о том, сколько издевательств и поношений претерпел наш Владыка Христос и потом взошел на Крест. Поэтому никто не может достичь совершенного и плодотворного безмолвия и святого и совершенного покоя, если прежде не сострадал Христу и не претерпел Его страданий, по словам апостола: Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Во-вторых, состояние свободы, которое можно назвать реальным, и притом в двух противоположных видах. В виде реально-злом и реально-добром. Первый вид реальной свободы представляется состоянием падения, когда человек, определив себя, как ото было в раю, в пользу зла и продолжая грешить по изгнании из рая, более и более затруднял для себя нормальное нравственное развитие, и его свобода или энергия самоопределения, воплощаясь более и более в безнравственных действиях и хотениях, становилась естественно более сильной в злом, чем в добром направлении, и делала для себя невозможным поворот в противоположную сторону без особенной божественной помощи. – Преобладающая склонность ко злу сделалась в человечестве особенно сильной перед потопом, но и после потопа природа человеческая не изменилась к лучшему. Против склонности ко злу было направлено все законодательство Моисея (со множеством запрещений и угроз) и вся деятельность пророков. Вот как ап. Павел описывает состояние ветхозаветного человека: «Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, предан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр; а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Ибо знаю, что не живет во мне, т. е., в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ... ( Римл. 7:14–24 ). Второй вид реальной свободы, т. е. реально-доброй, представляется состоянием действительного возрождения по обращении ко Христу Спасителю, когда верующий, получив по вере дары оправдания и освящения в таинствах, с помощью Божественной благодати более и более побеждаем следы врожденных ему или приобретенных им до обращения злых наклонностей и делает для себя все менее возможным поворот в противоположное состояние. Наконец, – состояние свободы, которое можно назвать идеальным опять в обоих его видах: идеально – добром и идеально – злом. Это такое состояние свободы, которое в Священном Писании называется рабством или праведности ( Римл. 6:18 ), или греху ( Иоан. 8:34 ), т. е. когда воплощение свободы в нравственно-добром или злом характере становится до того полным и всесторонним, что поворот в противоположное состояние представляется уже безусловно невозможным. Такое состояние нравственной свободы с нравственной, ничем непобедимой более, необходимостью учением церкви предполагается в состоянии с одной стороны – добрых ангелов, равно как и святых людей, и с другой – злых ангелов и нераскаянных грешников в загробной жизни, после славного явления миру Спасителя и последнего суда Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, почему мы молимся за не хотящих уверовать, кроме как из-за того, что Бог в них производит и само желание ( Фил. 2, 13 )? Об иудеях определенно молится апостол: «Братия, желание сердца моего и молитва к Богу об Израиле во спасение» ( Рим. 10, 1 ). Так зачем он молится за неверующих, если не затем, чтобы уверовали? Ибо иначе не получают спасения. Итак, если вера молящихся предваряет благодать Божию, то неужели вера тех, за которых молятся, чтобы они уверовали, тоже предваряет Божию благодать? Ведь за них именно для того и молятся, чтобы им, неверующим, то есть не имеющим веры, вера была дарована. Значит, когда провозглашается Евангелие, некоторые веруют, некоторые же нет; но верующие вместе с голосом проповедника, который приходит извне, изнутри слышат Отца и научаются; неверующие же извне слышат, изнутри же не слышат и не научаются. Ибо " никто, – говорит Иисус, – не приходит ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его». О чем яснее сказано после. Спустя некоторое время, когда Иисус говорил о поедании Своей плоти и питии Своей крови, даже некоторые из учеников Его сказали: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на это, сказал им: «Это ли соблазняет вас?» И немного после: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие». И тут же Евангелист добавляет: «Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» ( Ин. 6, 44–66 ). Итак, быть привлеченным Отцом к Сыну, и услышать, и научиться от Отца, чтобы прийти к Сыну, есть не что иное, как получить от Отца дар, через который человек веровал бы в Сына. Потому что не между слышащими и не слышащими Евангелие, а между верующими и не верующими провел различение Сказавший: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». 16. Итак, вера – и начавшаяся, и совершенная – есть дар Божий; и в том, что этот дар одним дается, а другим не дается, пусть не усомнится никто, не желающий противостать яснейшим местам Священного Писания .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Чем отличается православное учение о первородном грехе от того, которое предложил блж. Августин? Августин считал, что на всех людей перешел сам первый личный грех Адама. Причину этого мнения видят в неточном переводе Августином слова μαρτα, которое он перевел в смысле греха (peccatum) как единичного акта. Между тем как то, что называется в собственном смысле грехом, т. е. беззаконие или нарушение воли Божией, апостол обозначает словами преступление (παρβασις, παρπτωμα – Рим.5:14 ) или непослушание (παρακο – Рим.5:19 ). Слово же μαρτα, как это ясно видно из контекста, ап. Павел употребляет для обозначения греховного расстройства человеческой природы. Указывая в человеке арартча, апостол разумеет не действительные проступки, а расположение ко греху, он различает это последнее от первых, как их причину (Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех ( Рим.7:20 ); Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу ( Рим.7:18 )). Эта наклонность ко греху не есть нечто случайное в нас и преходящее, но постоянное, живущее в нас, живущее во плоти, в членах, остающееся до смерти. Это глубокое расстройство вошло в человеческую природу через грех первого человека. Это μαρτα [амартия], это расстройство человеческой природы во всех ее душевных и телесных свойствах, расстройство ума, воли, чувства и самой телесной жизни, то, что у древних восточных отцов именовалось словом φθορ [фторá], что значит тление, Церковь и называет первородным грехом. При этом грех Адамов не отождествляется с первородным грехом, а считается лишь причиной последнего. Мнение блж. Августина о переходе первого греха Адамова (т. е. вины за этот грех) на всех людей Церковь отвергает. Например, свт. Григорий Палама отрицал виновность в грехе Адама его потомков. «Свт. Григорий ставит вопрос: почему потомки первого человека понесли последствия греха, который они не совершали? Он отвечает на это в соответствии с концепцией, разделявшейся почти всеми греческими отцами Церкви, согласно которой грех Адама не был коллективным грехом рода человеческого, но тлением человеческой природы; о личной ответственности людей речь может идти лишь в той мере, в какой они подражают Адаму; наследуют же они от него при рождении единственно тление и смерть, которые, в свою очередь, приводят ко греху» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010