Глава 2 1–4. Совет приближенных царя приступить к выбору новой царицы. 5–7. Сведения о Мардохее и Есфири. 8–15. Есфирь в гареме Артаксеркса. 16–18. Есфирь-царица. 19–23. Мардохей и заговорщики. Эсф.2:1 .  После сего, когда утих гнев царя Артаксеркса, он вспомнил об Астинь и о том, что она сделала, и что было определено о ней. Эсф.2:2 .  И сказали отроки царя, служившие при нем: пусть бы поискали царю молодых красивых девиц, «Он, – т.е. Артаксеркс, – вспомнил об Астинь». Это было непростое воспоминание. Чувство жалости к удаленной супруге и сердечная пустота снедали царя; это делает вполне естественным и понятным тот совет, который «отроки царя, служившие при нем» (т.е. ближайшие его царедворцы) считают нужным дать, чтобы уврачевать царя от мучительных и нежелательных «воспоминаний». Эсф.2:5 .  Был в Сузах, городе престольном, один Иудеянин, имя его Мардохей, сын Иаира, сын Семея, сын Киса, из колена Вениаминова. Эсф.2:6 .  Он был переселен из Иерусалима вместе с пленниками, выведенными с Иехониею, царем Иудейским, которых переселил Навуходоносор, царь Вавилонский. Некоторые толкователи пытались на основании этих стихов установить возраст Мардохея. Относя слова Эсф.2 к Мардохею, они полагали, что Мардохей был переселен из Иерусалима во времена Иехонии, т.е. в 599 году, и насчитывали ему теперь свыше 120 лет. Другие толкователи с большей вероятностью относили дату 6-го стиха не к Мардохею, а последнему упоминаемому перед этим предку Мардохея – Кисе, из колена Вениаминова, прадеду Мардохея. В подтверждение этого указывают и на само имя Мардохея – вавилонское, а не палестинское, по-видимому, дающее заключить, что и рожден был Мардохей в Вавилоне. Эсф.2:7 .  И был он воспитателем Гадассы, – она же Есфирь, – дочери дяди его, так как не было у нее ни отца, ни матери. Девица эта была красива станом и пригожа лицем. И по смерти отца ее и матери ее, Мардохей взял ее к себе вместо дочери. Еврейское имя Есфири – Гадасса, что значит «митра». Персидское значение имени Есфирь – звезда. Она была «дочерью дяди» Мардохея, т.е. приходилась двоюродной сестрой ему (ср. Эсф.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов      Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов    Рождество Христово. Фреска древнего сербского храма в монастыре святого Павла, Афон. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей. Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод. Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2). Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11). Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке.

http://pravoslavie.ru/67336.html

Для чего же сектантам нужны эти лжепророчества? Ведь существуют совершенно ясные слова Господа о сроках Второго Пришествия: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф. 24:36 ). Несмотря на эти всем понятные строки, руководители сект снова и снова назначали конкретные даты, конечно корректируя при этом старые предсказания, которые не исполнились. При этом всегда находилось некоторое число людей, готовых им верить. Что же по этому поводу говорит Священное Писание ? Бог сказал Моисею: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей.» ( Втор. 18:22 ) Такого пророка в Ветхом Завете было повелено предавать смерти ( Втор. 18:20 ). В наш век торжества гуманизма, конечно, никто не рискнет побивать камнями за ложную дату конца света. Тем более, что рядовые члены различных сект сами стремятся к тому, чтобы оказаться обманутыми. Они постепенно принимают в свое сознание образ мыслей, используемый в конкретной организации, отдавая при этом обществу годы жизни, здоровье и материальные средства. Поэтому оказавшись в конце концов перед возможностью полного разочарования в учении общества, адепты организации оказываются одновременно и перед возможностью краха всей своей жизни. Ибо «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:21 ). А раз сокровище в «обществе Сторожевой башни», то «Свидетели Иеговы» готовы поверить любому малоправдоподобному аргументу, оправдывающему руководство секты, только бы сохранить свои иллюзии. Несмотря на такие пессимистические выводы нужно отметить, что обращение к фактам существования подобных не исполнившихся «пророчеств», играет важную роль в полемике с представителями «Общества Сторожевой башни». Известие о существовании в истории организации таких эпизодов, подтвержденное достоверными текстами первоисточников «Свидетелей Иеговы», заставляет сектантов задуматься о истинности вероучения общества. 2.7. О душевном здоровье членов секты «Свидетели Иеговы»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Добро без наград 08.01.2018 09:01:58 Алла Новикова-Строганова                                                          “Сей есть Сын Мой  возлюбленный, в котором  Мое благоволение”                                             Рассказ Николая Семёновича Лескова “Человек на часах” впервые был опубликован в 4 журнала “Русская мысль” за 1887 год под названием “Спасение погибавшего”. В подзаголовке автор указал точную дату описываемых событий – 1839 год. Писатель обратился к событиям 50-летней  давности – периоду царствования Николая I. Однако здесь легко читается актуальный смысл изображаемого, несмотря на заверения писателя о том, что «теперь всё это уже “дела минувших дней”» . Писатель на протяжении всей своей творческой жизни искал и изображал героя-праведника – деятеля, бескорыстно творящего добро, –  сознательно, а чаще бессознательно, по душевному порыву. В лесковском художественном мире создан целый «иконостас» святых и праведников земли русской, которой нельзя было бы устоять «с одною дрянью», с «изолгавшимися христопродавцами» (VI, 535). Только праведные спасают свою страну от окончательного упадка и гибели: «Господь сказал: если я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие. не истреблю и ради десяти» (Быт. 18: 26, 32).  В предисловии к циклу рассказов о праведниках Лесков указал на древнерусское убеждение в том, что «без трёх праведных несть граду стояния» , то есть ни один русский город не уцелел бы, не будь в нём хотя бы трёх праведников. Праведники воплощают идеал, заданный Самим Христом: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него»  (1-е Ин. 2: 29). «Дети! Да не обольщает вас никто, – взывает святой Апостол Иоанн Богослов. – Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен»  (1-е Ин. 3: 7). Герой рассказа «Человек на часах» – солдат-часовой Постников – тип истинно лесковского “ героя-праведника ”. В мучительной нравственной борьбе он сумел сделать правильный – праведный – выбор, “не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастно врага” .

http://radonezh.ru/analytics/dobro-bez-n...

Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души праведников и, поправ смерть, воскрес. Затем Он неоднократно являлся Своим ученикам и на сороковой день вознесся на Небо, проложив путь в Царство Божие всем, кто последует за Ним. В День Пятидесятницы на апостолов сошёл Святой Дух, который с тех пор непрерывно присутствует в Церкви. Приобщаясь к Церкви Христовой и живя активной церковной жизнью, человек сближается с Богом, освящается, обоживается, в силу чего удостаивается вечной блаженной жизни на Небесах. Как Христос подтверждал то, что Он и Бог, и Человек Будучи Богом, Иисус Христос открыто объявляет Свою Божественную природу. Он говорит: «Видевший Меня, видел Отца» ( Ин.14:9 ), «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» ( Ин.8:25 ). Говоря с ними об Аврааме, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). Но Он также именует Себя и Сыном Человеческим . О Нем можно и должно говорить как о человеке, за исключением одного отличия – Он совершенный человек, ибо Он не имеет греха. Человеческая природа Иисуса Христа единосущна нашей, но она всецело свободна от первородного греха. В Нем вновь явлено человеческое естество во всей его непорочности и чистоте. Его человеческое естество пронизано Божеством, преображено и совершенно непричастно греху. Весь мир живёт по календарю от Рождества Христова Весь мир живет по календарю, который привязан к дате рождения Спасителя. Поэтому всякий раз, когда мы называем ту или иную дату, она неизбежно привязана к дате рождения Иисуса Христа. Иисус Христос – основатель самой многочисленной религии Иисус Христос – основатель самой многочисленной религии, которую в наше время исповедуют более 2х миллиардов человек на всей планете. Это единственная религия, чьи последователи живут во всех без исключения странах мира. В мире насчитывается более четырех миллионов христианских храмов. Главная книга христиан — самая известная из всех книг в мире

http://azbyka.ru/iisus-khristos

Другое дело, что пребывающий в Церкви народ Божий не участвует в интригах, в обмане, в лицемерии, которые присутствуют в политике. Церковь не исповедует государственных идеологий — коммунизм, либерализм и так далее. Церковь не является партией. Она является той силой, которая позволяет человеку сохранить трезвость ума, не дойти до безумия. Она проповедует вещи, которые не согласны с делами политических деятелей. Всем известно, что бывают ситуации, когда ради победы на выборах они обманывали, а то и убивали. Конечно же, мы вне такой политики. Но ведь она может быть и иная. Вспомните, были периоды правления благочестивых руководителей — например, святых благоверных князей и императоров, которые действовали в согласии с Церковью. Участие в такой политике, разумеется, для Церкви допустимо. — Отец Геннадий, давайте вернемся к празднованию Нового года. Как Вы полагаете, какое решение было бы более правильным — перейти на новый стиль или объявить общегосударственным праздником 14 января? — Нужно помнить, что в Церкви вопрос времени никогда не был догматическим. Мы никогда не сможем доказать точную дату рождения Христа, она достаточно условна. Я не думаю, что в Церкви нужно отталкиваться от настолько второстепенных вещей. Конечно, я знаю, что старый стиль — правильный, новый — приемлемый, но из вопроса времени вообще не следует делать кумира. Это не тот фактор, который должен создавать проблемы. Помните слова апостола Павла: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38-39). Это очень важный отрывок. «Высота, глубина» — это пространство, «настоящее, будущее» — время. Т.е. пространство и время — суть творения Божии, они не превыше Творца и потому не могут быть препятствием в любви Божией к нам. Поэтому вопросы точности или неточности времени или даты не могут быть для нас решающимии в деле нашего спасения.

http://pravmir.ru/ujti-ot-vneshnego/

Жителям древнего Содома или тем, кто отверг проповедь Иисуса и его учеников? Это будет труднее для тех, кто лично отверг Иисуса. (Выделено Н.П.) Здесь лидеры иеговистов говорят, что некоторые жители Содома будут воскрешены по милосердию Иеговы, и им будет легче принять Христа как царя во время Тысячелетнего Царства, которое у свидетелей Иеговы – также тысячелетний день суда. Но в русском издании этой же книги в 1989 году комментарий даёт противоположное представление. Будут ли воскрешены в день суда такие чрезмерно извращённые люди? Как исходит из Священного Писания, этого явно не случится . Например, Иуда, инспирированный ученик Иисуса, написав об ангелах, которые покинули своё место на небе, чтобы иметь половую связь с человеческими дочерьми, продолжает дальше; «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» ( Иуд. 6, 7 ; Быт. 6:1, 2 ). Да, из-за их крайней безнравственности, жителей Содома и окрестных городов постигло уничтожение, после которого они, очевидно, никогда не будут воскрешены» (Выделено Н.П.) Здесь лидеры толкуют наоборот, что никто из жителей Содома никогда не будет воскрешён. В этих комментариях виден не свет и не уточнения или подправки, а полные противоречия. У апостолов Христа таких противоречий не было. Поэтому приравнивать свой «свет» к истинному свету апостолов, как настаивают вожди Сторожевой Башни, значит заниматься плохим делом. Поэтому учительная деятельность руководства культа выглядит совершенно плохо. Мы уже это видели в первой части книги. Факт заключается в том, что даже апостолы никогда не объявляли точных дат, когда должны произойти конечные пророческие события. У них тоже была книга пророка Даниила, и они могли бы заняться подсчётом, если бы хотели. Однако они помнили повеление Христа: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ). Но, что касается руководителей Сторожевой Башни, они на это повеление не обращали никакого внимания. Они не раз и не два назначали дату, когда должна произойти Армагеддонская битва, и всякий раз терпели провал.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

" Жить верой " декабря 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Серафима Саровского Старого Петергофа " Святая Церковь сегодня, за несколько дней до праздника Рождества Христова, отмечает память святых праотец. Они были ветхозаветными праведниками и жили верою в пришествие Спасителя, - сказал владыка. - Мы знаем, что первые люди, совершив грех, осознали свои деяния, и Господь, дабы не оставить их в отчаянии, дал обещание, что придет на землю и " семя Жены сотрет главу змия " (Быт. 3:15), который их искусил и обманул - обещая сотворить богами, сделал рабами. И вот, от Адама передавалась эта благая весть. Аврааму Господь сказал, что от него родится много людей, и через него благословится весь род человеческий. Мы знаем многих праведников Ветхого Завета, которые жили верой в пришествие Спасителя " . " Одним из них был пророк Даниил, чью память мы сегодня совершаем, - продолжил архипастырь. - Он предсказал дату рождения Христа. Пророки и праведники не просто жили в окружении языческого мира, они усердно проповедовали своей жизнью и верой в истинного Бога. И те волхвы, которые придут поклониться Христу, жили ожиданием Спасителя по пророчеству пророка Даниила. Через 490 лет волхвы нашли рожденного Христа в Вифлеемской пещере. Господь прославил их не за дела, ведь никакими делами плоть не оправдается, а за веру, которой они жили в ожидании пришествия в мир Спасителя " . " В сегодняшнем евангельском чтении тоже сказано о вере. Мы слышали, как Господь в первый день по Воскресении явился ученикам, когда они сидели за закрытыми дверями. Приветствуя их миром, Он показал себя воскресшим. Не было лишь среди Его учеников апостола Фомы, и когда они рассказали ему о воскресшем Христе, тот ответил, что не поверит в это, пока не вложит персты в Его раны и руку в ребро. Спаситель явился ученикам спустя неделю и обратился к Фоме: " Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим " (Ин. 20:27). Апостол Фома не стал подходить, и лишь воскликнул: " Господь мой и Бог мой " (Ин. 20:28). Спаситель сказал: " Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие " (Ин. 20:29). Так жили и ветхозаветные праведники, которые не видели Господа, но спаслись. Это урок для нас, мы должны так же веровать в воскресшего Христа. В этом заключается смысл нашей жизни. А если нет веры, то непонятно, зачем мы живем. Вера, по словам святителя Иоанна Златоуста, делает нас собеседниками Бога. Вот какой чести сподобляются верующие - они беседуют с самим Богом и Творцом, приходя в храм, чтобы поклониться Господу и получить Его благодать. Чтобы наши светильники веры не гасли, мы должны как можно чаще приходить в храм и зажигать лампады души, которые светили бы всем окружающим " , завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Закончил жизнь Понтий Пилат бесславно. Вскоре после этих событий он был отозван в Рим и заточен в тюрьму, где покончил с собой. О пятом члене Символа веры Христиане верят, что Христос воскрес на третий день после смерти на Кресте. После Воскресения Христос в течение сорока дней являлся ученикам, беседовал и ел с ними, чтобы показать, что Он действительно воскрес телом. Воскресение Спасителя, Его страдания, смерть и погребение были предсказаны еще в Ветхом Завете. Именно это имели в виду составители Символа веры , говоря по Писанием, то есть согласно Писаниям, предсказаниям ветхозаветных пророков. О шестом члене Символа веры Под Небом, о котором говорится в Священном Писании , не следует понимать какое-то конкретное место во вселенной и тем более наше небо – атмосферу Земли. Небо – это другой мир, иное состояние бытия. Слова одесную Отца означают: по правую сторону, на первом месте, во славе. Согласно древнему царскому церемониалу, сидение по правую руку от царя означало соучастие в царских почестях, во власти и управлении царством. Этими словами подчеркивается равенство Иисуса Христа с Богом Отцом в Их славе и могуществе. О седьмом члене Символа веры О Своем Втором пришествии Христос сказал: Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24, 27 ) 39 . Подробно описав признаки Своего Второго пришествия, Христос, однако, не открыл нам его сроки. Нигде в Библии нет точного указания на дату конца света, поэтому всякие вычисления и прогнозы с точным указанием года не имеют под собой никакой почвы и, как показывает практика, ни разу еще не сбылись. Ко Второму пришествию Спасителя мы должны быть готовы всегда. Христос сказал: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф. 24, 42 ). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24, 36 ). Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1,7 ). Совершителем последнего суда будет Сам Иисус Христос . Предметом суда будут не только дела – добрые и злые, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. После суда праведные обретут жизнь вечную, а грешные будут отвергнуты.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть Праздник в пост - или пост в праздник? 29.03.2017 335 Время на чтение 4 минуты Как «совместить» светские праздники и православные посты - вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то - иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко. - Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова? - На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 - 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья - язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010