35. Поучение в Вербное Воскресение Держа в руках сию зелёную ветвь, сие знамение победы – может ли каждый из нас в радости сердца – сказать: «я оюнел, помолодел, как сия веточка и обновился духом и телом; я восторжествовал сам над собою и над моими врагами – над моими лютыми страстями, над миром и диаволом; теперь не возвращусь я на старую дорогу грешной моей жизни, теперь не поддамся соблазнам, теперь не прельстит меня ни одна вещь мира сего, теперь не поверю я коварным внушениям диавола». Так христианин, надлежало бы тебе и думать, и говорить по окончании и совершении пути святой Четыредесятницы! Не для того ли ты постился, чтобы умолкли в теле твоём все страсти? Не для того ли ты воздерживался в пище и питии, чтобы умертвить в себе похоть плоти? Не для того ли убегал зрелищ, чтобы не возжигать похоти очес? Не для того ли ты одевался просто, скромно, по-христиански – чтобы не надмевала тебя гордость житейская? – Подумай: какую ты победу торжествуешь ныне пред всею церковью? Отвечай: «я торжествую победу над самим собою и над страстями своими». – О, блажен ты, если ты одержал действительно сию победу! – Но чтоб навсегда восторжествовать над самим собою, – тебе надобно отселе премного бодрствовать; ибо враг хитр, зол и неутомим: он ещё много раз будет восставать на тебя, и ещё более ухищряться против тебя, и ещё, ещё не раз побеждать тебя. И Господа сопровождали иудеи в Иерусалим с ветвями в руках от ваий; однако Господь не решился воссесть на престоле царей иудейских. Почему? Потому, что Он не одержал ещё было победы над всеми Своими врагами, над смертию и адом, ибо победа Его полная состояла не в сем торжественном входе; но в распятии Своем на кресте: вот когда Он победил всех врагов Своих. Христианин! Продолжай же, и ты свою победу до крови, до креста, – распни себя со страстями и похотями: тогда только твоя победа будет полная, совершенная и окончательная. Пусть умрут все твои страсти в тебе, иначе – сам себя обманешь: «претерпевый до конца, той спасется» 10 . Страсти такого рода, что убьёшь одну – на месте ея появятся другие страсти. Обуздаешь утробу от объедения – явится в тебе гордость; перестанешь пьянствовать – покажется страсть к нарядам; смиришь свою гордость – впадёшь в лицемерие; словом: одного идола переменишь на другого. Поэтому, постарайся сбросить все худое и грешное; брось всякое пристрастие к миру и удовольствиям, распни себя со всеми страстями и похотями. Правда, что это не может быть не болезненно для плоти; за то отрадно для духа. Жизнь и свет, и огонь – благодатный возжигаются только в мертвенной плоти. – Не тело удручай своё, но страсти: пусть они умрут. Особенно сокрушай дух свой горделивый – смирением, жадность – воздержанием, сластолюбие – сухоядением, похоть плоти – целомудрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кстати говоря, в тестовом режиме я делала несколько замеров по теме мусульманской идентичности в Рунете. Стереотипы, с которыми сталкивалась в религиоведческой экспертизе последних лет, не подходят к тому, что я увидела. Но выступать сейчас с какими-то заявлениями преждевременно: нужно полное исследование. Если мы не сможем этим заниматься, то хорошо бы, чтобы этим занялся кто-то другой. Расхождение наших религиоведческих представлений об исламе и картины в соцсетях представляется существенным, и этим надо заниматься. Мария Кузьмичева: Говоря о христианах, возможно, что те, кто наиболее активно упоминает Иисуса Христа, — это протестанты. —А можно как-то отличить при изучении соцсетей православных от католиков и от протестантов? Алина Багрина: Можно. Но не в этот раз. Мария Кузьмичева: Да, Пасха в этом году совпадала… Доля католиков крохотна. Их в России меньше, чем 0,5%, по данным «Арены» . При желании, конечно, в социальных сетях можно их отследить, но мы не делали отдельных исследований. То же самое и с протестантами. Фото: @jenich_jenich Благовещение, Вербное Воскресение, Пасха: общее и разница —Вы изучали не только Пасху. Недавно были и другие материалы по анализу соцсетей. Алина Багрина: Совершенно верно. Доступ к системе Brand Analytics мы получили в начале апреля, и, «готовясь» к Пасхе, провели анализ на Благовещение и в Вербное Воскресение. Некоторые общие моменты обратили на себя внимание. — Например? Мария Кузьмичева: Например, социально-демографический профиль. Как-то принято считать, что интернет — это для молодых. А по православным праздникам, мы видим, что в сетях наиболее активны женщины (до 75% от общего числа авторов), возраст — старше 45-ти лет, — это, впрочем, данные только по сетям, в которых указывается возраст. При этом Пасха оказалась наиболее молодежной. На Пасху на группу 18-35 лет пришлось порядка 50-60% всех упоминаний. Алина Багрина: По полевым данным, сейчас 70% российских студентов активно присутствуют в соцсетях, а с возрастом пропорция пользователей снижается. Но этот «молодежный флер» вокруг рунета в скором будущем будет уходить. Рунет седеет, пресловутые «котики», издержка малодетности, однажды рискуют выглядеть трагически.

http://pravmir.ru/pasha-v-sotsialnyih-se...

Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда — сухоядение; Великий Четверток — по некоторым уставам сухоядение, по другим — елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением. Великий Пяток — совершенный пост; Великая Суббота — сухоядение, но разрешается вкушение вина «труда ради бденнаго», что закреплено литургически в том, что по отпусте Великой Субботы совершается чин благословения вина и хлеба, но без елея, потому что в этот день устав о трапезе разрешает вино, но запрещает елей. Вино мыслится как пища более постная, нежели елей. Вино, подразумеваемое уставом, есть средство отнюдь не опьяняющее, а укрепляющее. Чистое некрепленое виноградное вино с водой (а иначе в те времена, когда редактировался устав, не пили) укрепляет силы человека и назначается в те дни, когда совершается полная Литургия, всенощное бдение и т. д. Между прочим, у святых отцов нигде не говорится о грехе пьянства как о грехе, отдельном от чревоугодия. Пьянство всегда рассматривалось исключительно как сопуствующее обжорству. В современном мире, по крайней мере в России, это не так. Пьянство выделилось в самостоятельный грех, с обжорством никак не связанный. К сожалению, каждый народ в каждую эпоху имеет те или иные свои пороки. Если говорить о России, то это пьянство, а в Византии были распространены несколько иные телесные грехи, которые в России особенного распространения не имели. Кстати говоря, в римских войсках под страхом сурового наказания (а в военное время под страхом смерти) было запрещено пить воду без вина, не закрашенную вином, потому что виноградное вино обладает дезинфицирующими свойствами. Это хорошо знали древние, которые ввели такое запрещение во избежание эпидемий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима? В чем наше отличие от жителей Иерусалима? 28 апреля, 2013 В чем наше отличие от жителей Иерусалима? Господь вошел в Иерусалим ради спасения человеков. Но что иерусалимляне  считали спасением, чего они ожидали  от Мессии? Земных благ и мирового Господства. Не получив желаемого, жители Иерусалима с легкостью отвергли Того, Кого за несколько дней перед этим прославляли и встречали как Спасителя. Все чудеса, которые совершил Господь, иудеи  справедливо оценили как  знамение, как залог того, что в дальнейшем произойдет нечто большее. Они оказались  правы в этом отношении, но ошиблись в более важном — что же должно последовать за таковым началом. А должно было случиться самое главное для людей — они должны были быть спасены для Царства Небесного. Об этом Господь неоднократно говорил, но ведь всегда мы слышим лишь то, что хотим услышать. Не свободу от Рима принес Господь, но свободу от греха, не просто мировое господство, но Царство Отца Небесного в дар, не обеспеченную жизнь, а жизнь вечную; все это казалось маловажным для иерусалимлян, поглощенных сиюминутными заботами. Но в чем наше отличие от жителей  Иерусалима? Так ли мы жаждем Царства Небесного, так ли хотим быть с Богом? Для нас очень часто Царство Небесное — не место богообщения, а средство избежать посмертных страданий. Если бы это было не так, мы бы стремились к молитве, а не понуждали бы себя помолиться. Старались всегда и во всем приблизиться хоть немного к Богу, а не так, как бывает зачастую: помним о Господе по нужде, понимая, что без Него мы ни на что не способны. Это не любовь, это страх перед правителем или судьей, подобное настроение не приближает нас к Богу, а лишь вызывает Его скорбь. Еще в детстве мне приходилось слышать в проповеди одного благочестивого священника, что Господь, войдя в Иерусалим, плакал о наших грехах. И сейчас мы, с ветками вербы в руках, но с сердцами, лишенными любви, можем лишь вызывать жалость, но никак не радость у Господа. Мы хотим от Бога многого: здоровья, мира, спокойствия, благополучия. Но очень редко кто из нас желает от Бога просто Его Самого. Даже причащаясь, мы так редко храним благодать Святого Причастия в себе. Разоряем этот непостижимый уму дар уже до вечера, а все потому, что для нас земное куда важнее небесного. А сколько людей за последние годы в России стали ходить в храм, но не нашли Бога, не обрели в своем сердце того, что могло бы их оставить в Церкви. Более этих людей в храме нет, и это тоже повод для скорби.

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresene-v-c...

Но тогда совсем особое, ни с чем не сравнимое значение приобретает то единственное земное торжество и прославление Христа – прославление, которое Он Сам вызвал, которого Он Сам хотел. И мы знаем, что слова Осанна Сыну Давидову, которые выкрикивала толпа, и пальмовые ветви, которыми она, как символами победы, встретила Христа, – все это пахло политическим восстанием, ибо и слова и символы эти относились, по традиции, к царю, означали провозглашение Его царем и непризнание римского владычества. Слышишь ли, что они говорят? ( Мф. 21:16 ) – спрашивали Христа враги. Но Он и тут не отрекся от этой хвалы, не назвал ее ошибкой. Итак, Он желал этого торжества накануне предательства, страданий и смерти; желал, чтобы хоть на несколько мгновений, хоть в одном месте было признано и провозглашено, что подлинная власть, подлинная слава не у тех, кто достиг ее внешней мощью, но у Того, Кто учил лишь любви. Этот вход в Иерусалим навеки стал развенчанием власти, основанной на силе и принуждении, требующей нескончаемого восхваления. На несколько часов в Святом Городе просияло Царство света и любви, и люди узнали, приняли его и, самое главное, не могли с той поры забыть о нем. Создавались и погибали гигантские империи, переходили из рук в руки огромные территории, достигали неслыханной славы и уходили в небытие земные властители. «Какая слава на земли стоит тверда и непреложна?» 116 – вопрошает поэт, и мы отвечаем: никакая. А Царство нищего и бездомного Учителя по-прежнему стоит и светит все тем же светом, все той же радостью, все тем же обещанием. И не только раз в году, на Вербное воскресенье, но всегда и во веки веков. «Да приидет Царствие Твое», – молятся христиане, и оно все время приходит, все время побеждает, даже если победа эта невидима и незаметна в грохоте земных и преходящих побед. Царство Божие здесь и сейчас За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим. Перед началом Страстной недели, посвященной воспоминанию о страданиях и смерти Христа, – светлый праздник, который и теперь, спустя почти две тысячи лет, остается

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Важнейшее время для поста или, как говорит Катехизис,  «важнейший пост» святая есть Четыредесятница и страстная седмица. В обычных разговорах эти оба поста вместе называются «Великим постом», но собственно Великий пост  составляют 40 дней, начиная с понедельника первой недели после масленицы до Лазаревой субботы. Суббота Лазарева и следующее за ней Вербное Воскресенье уже не относится к Великому посту, но они составляют промежуточные дни между Великим постом и страстной седмицей (в первый из означенных дней, в Лазареву субботу, разрешается на масло и икру, а во второй, в Вербное Воскресенье, – и на рыбу). Посты сии, как известно, положено наблюдать пред праздником Пасхи: первый, т.е. св. Четыредесятницу, «по примеру Самого Иисуса Христа, Который  постился сорок дней и сорок ночей», когда вступал в дело общественного служения роду человеческому (Мф. 4:2), а второй, т.е. страстную седмицу, в воспоминание последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он окончательно уготовал Себя на страдания и пострадал за нас на кресте. Тот и другой пост ведут свое начало от времен самих Апостолов. В «Постановлениях Апостольских» о Великом посте (т.е. Четыредесятнице) говорится: «да совершается этот пост прежде поста пасхи (т.е. страстной седмицы), начинаясь со второго дня (т.е. с понедельника первой недели), а оканчиваясь в пятницу (т.е. на шестой неделе пред Лазаревой субботой): потом начинайте святую седмицу пасхи (т.е. страданий Христовых) 176 . О посте страстной седмицы в тех же «Постановлениях Апостольских» говорится следующее: «Господь заповедал нам поститься в те шесть дней по причине нечестия и злости иудеев, призывая сокрушаться и плакать о погибающих. Он и Сам плакал о них, что они не уразумели времени посещения их... Итак, нам должно плакать о них, что они не уверовали в пришедшего Господа, но отвергли учение Его, явив себя недостойными спасения. Посему поститесь во дни пасхи (т.е. страстной седмицы), питаясь только хлебом и солью, овощами и водой; воздержитесь в сии дни от вина и мяса: это суть дни плача, а не веселия. В пяток и субботу пробудьте совершенно в посте, если вы крепки силами, – можете снести так, чтобы совершенно ничего не вкушать до петелоглашения. Если же кто не может провести двух дней в воздержании от пищи, то да сохранит по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе: егда отъят будет от них жених. и тогда постятся в тыя дни ( Лк. 5:35 ). В сии то дни Господь отъят был от лжеиудеев и ко кресту пригвожден и со беззаконными вмянен ( Ис. 53:12 )« 177 . Из приведенных слов Постановлений Апостольских можно хорошо видеть как основание, так и назначение святой четыредесятницы и страстной седмицы: общее их основание – пример Самого Христа, назначение – желание подражать Ему и помнить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Фото: храм-московка.рф Как католик в православном храме Христа встретил Случай на Вербное воскресенье 25 апреля, 2021 Случай на Вербное воскресенье Фото: храм-московка.рф Джузеппе приехал на родину жены к Вербному воскресенью. И с ее семьей пришел в православный храм в Москве. Прихожане дивились, глядя на восторженного итальянца с вербой. «Чему ты радуешься, ведь у вас праздник уже прошел?» — спрашивали католика. А он хотел встретить Христа. И у него это получилось.  Елена Кучеренко «Покайся и вернись» Несколько лет я близко общаюсь с одной семьей наших прихожан. А у тех есть родственники за границей — католики. Сестра главы этого дружественного мне семейства в молодости вышла замуж за итальянца и перешла в его веру. Собственно, это была первая и единственная ее вера, потому что раньше ее религиозные вопросы не волновали. Так что не перешла, а скорее — уверовала. В общем, приняла мужнину веру, нарожали они трех маленьких шумных католиков и зажили долго и счастливо в своем Палермо. Этот их католицизм никого не волновал, пока ее брат Боря, в свою очередь, неожиданно не уверовал здесь, по месту. Вместе с женой и детьми они тут же крестились и стали нашими прихожанами — православными христианами. Горячими и бескомпромиссными. Период их неофитства я застала во всей красе. И не только застала, но и идейно разделяла. Мне кажется, что мое неофитство не закончилось до сих пор. Но я этому даже рада. Честно говоря, очень не хочется взрослеть. Мои друзья, духовно прозрев, вынесли на помойку всю классическую литературу. Потому что там сплошные безнравственность, распутство и Анна Каренина — прелюбодейка и самоубийца. А Борина супруга Лиля была, на минуточку, филологом. Так что с ее стороны это было прямо исповедничеством. Опустевшие полки они заставили Лествицами, Типиконами, Акафистниками и полным собранием сочинений Игнатия Брянчанинова. Говорили они тогда исключительно на смеси церковнославянского с нижегородским и каждую свободную секунду молились. Хотели вообще пойти пешком по Святой Руси. Но бездуховные бабушки и дедушки воспротивились. Пришлось странничество оставить до лучших времен.

http://pravmir.ru/kak-katolik-v-pravosla...

В Московском Патриархате напомнили, что посещение кладбищ на Пасху не является церковной традицией 9 апреля. ПРАВМИР. В Москве временно закроют все кладбища для борьбы с распространением коронавируса. До окончания режима повышенной готовности кладбища будут открыты только для похорон, сообщил мэр столицы Сергей Собянин. По его словам, нельзя подвергать опасности москвичей, особенно пожилых людей, которые составляют большую часть посетителей кладбищ. Мэр города напомнил, что в обычные годы только на Вербное воскресенье, Пасху, Красную горку и Радоницу на кладбища приезжает навестить могилы родных и близких около миллиона человек. Он также рассказал, что в прошлом году похоронил маму и тоже планировал на Вербное воскресенье поехать к ней на могилу. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда в своем телеграм-канале назвал решение властей закрыть кладбища обоснованной и ожидаемой. Он напомнил, что практика посещения кладбищ на Пасху сложилась в советское время и не является церковной традицией. В Москве заболели коронавирусом 6698 человек. Погибли от инфекции 38 больных. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 мая, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/moskovskie-kladbishha-...

Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых. Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели… Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным. Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен. Читайте также — Вербное воскресенье: какое торжество и какое горе в этом празднике! Почему праздник называют Вербным воскресеньем Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresene/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010