Песнь 5 Ирмос: Страстей мя мглы,/яко от глубокия нощи избавляяй,/утреневати сподоби дух мой, молюся,/во свете дне повелений Твоих, Христе. Страшныя мглы и темнаго облака устрашися Богомудрый Артемий/ и преставися в вечный живот,/во свете дне повелений Твоих, Христе. Страшныя мглы избави нас/ и одержащия болезни исцели, премудре Артемие,/предстояй во свете дне повелений Христовых. Страстьми многими одержим есть/и стремлением греховным погружен;/избави мя, Господи, от прегрешений/молением угодника Твоего Артемия. Богородичен: Страшными Херувимы славима еси, Пречистая Дево,/избави нас от напасти/ и возведи во свет дне повелений Сына Твоего. Песнь 6 Ирмос: Бездна грехов и прегрешений буря мя смущает/ и во глубину нужднаго реет мя отчаяния,/но Твою крепкую руку мне простри, яко Петрови,/о Управителю, и спаси. Двери Небесныя отверзошася тебе,/и райския пищи насладился еси, водворився в жизни вечней,/ и со святыми пребываеши, Артемие;/молися убо о нас Богу и от тли ны возведи. Со Ангелы ликовствуеши, у Престола Владычня предстоя/ и благодать имея исцеляти недуги любовию приступающих к тебе,/премудре Артемие. Имея к Богу Божественное дерзновение, преблаженне Артемие,/верою чистою хвалящих тя поминай,/от бурей и от напастей спасай и от тли возведи. Богородичен: Даниил Тя гору мысленную провиде,/от неяже Камень отсечеся, Пренепорочная,/ и сниде от Небеси роса во чрево Твое, Богоразумием напоив землю:/Ты бо израстила еси Избавителя всех Творца. Кондак, глас 8: Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/имиже от многоразличных недуг избавляемся,/с верою приемлюще я и взывающе:/радуйся, Артемие Богомудре. Икос: От юности возлюбив Бога и незлобив сый,/в детстве явился еси, яко муж смыслен,/от громнаго же прещения смерть вкусил еси/и угодник явился Владыце, пречудне Артемие,/положено же бысть тело твое на пусте месте,/идеже обретошася мощи по тридесять третием лете преставления твоего,/чудеса творяща преславная и исцеления многа недужным,/с верою приходящим ко гробу твоему и вопиющим:/радуйся, Артемие Богомудре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородичен. Радоватися вещавый, претворил еси печаль прародителей, Господи, радость внося востания Твоего в мире: того убо Живодавче, Рождшею Тя, свет просвещающ сердца, свет щедрот Твоих низпосли, еже вопити Тебе: человеколюбче Богочеловече, слава Твоему востанию. Изрекши (приветствие) «радуйтесь», Ты, Господи, изменил печаль прародителей, вместо нее внесши в мир радость Твоего воскресения. Посему, ради Родившей Тебя, Жизнеподатель, ниспосли (нам) свет, просвещающий сердца, свет Твоего милосердия, чтобы восклицать Тебе: человеколюбивый Богочеловек, слава Твоему воскресению! Стихира, глас 4. Утро бе глубоко, и жены приидоша на гроб Твой, Христе, но Тело не обретеся желаемое ими. Темже недоумевающимся, иже в ризах блещащихся представшии глаголаху: что живаго с мертвыми ищете? Воста, якоже предрече, что не помните глагол Его? Имже веровавша, виденная проповедаху, но мняхуся лжа благовещения: тако быша еще косни ученицы. Но Петр тече, и видев прослави Твоя в себе чудеса. Было глубокое утро. Жёны пришли к Твоему гробу, Христе, но не нашли Твоего желанного тела. Посему, когда они недоумевали, им предстали в блестящих одеждах Ангелы и сказали: «зачем ищете Живого между мертвыми? Он воскрес, как сказал прежде. Зачем не помните слов Его?» Поверивши им, они рассказали все виденное; но их благовестие показалось неистинным, – так были еще косны ученики Его. Но Петр пошел и, увидев, прославил виденные им чудеса Твои. Эксапостиларий 5. Живот и путь, Христос воста из мертвых, Клеопе и Луце спутешествова, имаже и познася во Еммаусе, преломляя хлеб: еюже души и сердца горяща бяху, егда тема глаголаше на пути, и писания сказоваше, яже претерпе. С нимаже, воста, зовем, явися же и Петрови. Христос – жизнь и путь, воскресши из мертвых, сопутствовал Клеопе и Луке, которые и узнали Его в Еммаусе, когда Он преломлял хлеб. Души и сердца их горели в то время, когда Он говорил с ними на пути и писаниями объяснял им то, что Он претерпел. Воскликнем вместе с ними: воскрес Господь и явился Петру. ( Лк. 24:13–34 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Если бы, – как справедливо замечает Шуберт, – Евангелие Марка существовало только лишь в двух экземплярах и в двух обществах, то и тогда восполнение одного экземпляра чрез другой было возможно и составляло интерес для многих» 106 . Говорить, поэтому, «о потерянном заключении Евангелия Марка», как о какой-то твёрдо установленной, хотя и неизвестной, величине, тот же учёный считает просто непозволительным 107 . И ещё более непозволительною эта устарелая, ни на чём не основанная, гипотеза является в своей новой форме у Рорбаха. Не исправляя старого заблуждения, этот ученик и последователь Гарнака прибавляет лишь к нему целый ряд новых, и притом таких, против которых не может не протестовать даже простое нравственное чувство 108 . На взгляд, между тем, всякого непредубеждённого, не мудрствующего лукаво читателя положение дела очень просто и ясно. Следуя в повествовании о жёнах мироносицах, ходивших ко гробу на рассвете первого дня недели, главным образом евангелиста Марку, автор псевдо-евангелия в той же 16-й главе, стихе 7, Евангелия Марка читал следующее повеление ангела св. жёнам: идите, рцыте учеником Его (Христа) и Петрови, яко варяет вы в Галилеи: тамо Его видите, якоже рече вам. Вот слова, которые, как это с уверенностью можно утверждать, определили для автора дальнейший, за стихом 57, ход повествования! Представить именно ап. Петра, во главе с другими учениками, как то лицо, которому первому явился воскресший Господь, было в прямых интересах автора; повеление ангела как раз совпадало в этом случае с его тенденцией. Представить же это явление, как бывшее в Галилее, давало основание и Евангелие Матфея ( Мф.28:7, 10, 16 ; ср. также Мф.26:32 ; Мк.14:28 ). Правда, согласно повелению ангела, псевдо-евангелист должен был бы представить учеников оставившими Иерусалим в первый же день недели; между тем, по его словам, они не только оставались в нём в течение всего праздника опресноков, но, как оказывается из стиха 59, в течение всего этого времени ничего будто бы даже и не знали о воскресении Господа, – и потому «плакали и были печальны».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Припев: Святителю, отче Питириме, моли Бога о нас. Светом Твоим всю вселенную озаривый,/просвети тьму мою, Господи,/мрак души моея разжени,/в честней памяти угодника Твоего Питирима.  Припев: Святителю, отче Питириме, моли Бога о нас. Светильник сый Солнца Праведнаго,/озараяся присно Светом невечерним, отче наш Питириме,/облистай ум и сердце наше,/да, радующеся, Спасу нашему поем:/иного, разве Тебе, Бога не знаем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Что Тебе принесем, Христе Спасе наш,/кия песни воспоем благосердию Твоему,/яко возсиял еси нам свет спасения,/избавление от беззаконий наших чудесы многими святителя Питирима.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Мати Святая, Богородице, рождшая Свет Неприступный,/не презри моления недостойных чад Твоих, во тьме грехов сущих,/но просвети нас светом боговедения, да, утренююще, славим Тя.  Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи.  Припев: Святителю, отче Питириме, моли Бога о нас. Бездна зол моих смущает мя/и низводит мя во глубину отчаяния,/но Ты, Боже, пучина милости сый неисчерпаемая,/даждь ми руку помощи, яко Петрови,/предстательством милостиваго угодника Питирима, и спаси мя.  Припев: Святителю, отче Питириме, моли Бога о нас. Бездно милости и щедрот, Господи,/ущедри ны, погибшее создание Твое,/укроти волны страстей наших/и в пристанище спасения ны возведи,/молитв ради святителя Питирима.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Отче наш Питириме, служителю верный Милостиваго Бога,/умоли Его благостыню, да имиже весть судьбами спасет ны, погибающия,/и явит нам всемогущую помощь по твоему предстательству.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Пресвятая Владычице, Мати милосердия,/обышедше, обыдоша нас врази веры нашея, и несть заступающаго, и погибаем,/потоцы бо беззаконий премогоша ны, и отчаяваемся,/но Ты Матерними Твоими щедротами приклони Сына Твоего на милость,/да спасет ны от бед, якоже от кита Иону.  Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Видл еси зиждему святымъ Трифаномъ обитель в Печенге, за окияномъ моремъ, и тамо устремися видти того труды и подвизи. И пребыв немного время, пророчески тому о составлении обители прорече, оставлявши бо Трифаново селние и возвращаешися паки къ Керти, вся тому изрекъ: «О Трифане, сподобился еси обитель воздвигнута и братию собрати, будут бо людие и сла зл неукротимы, яко дикии зври, твоей ярости и острожелчию подобящася». Море убо на плщу своею теб 701 ношаше ис Печенги в 702 пу л. 416 об. стыню (ъ)в Чюпу(ъ) 703 , влеком корабли своими струями, идже ядовитыя черви очистил еси, и по тонямъ телса мертвыхъ, востающа бсовским дйством, вид и симъ уснути до Христова втораго пришествия повелваеши, да не безсмертно пребудет злое, яко же рече иже 704 богословию тезоименитый Григорие 705 . Богородичен: Уловити мя всегда ищет прелукавый и от того мя стей исхити, Владычице, и божественным кровом крилу Твоею цла соблюди. Пснь 6 Ирмос: Бездна послдняя и прегрешений буря смущает мя 706 , и во глубину нужную реет мя нечаяние, но сам крпкую руку ми простри, яко Петрови, ото тля, Боже мой, возведи мя 707 . Чювственныя страсти побдив воздержания броздами, чюдодйственне Варлам, чистотою душевною 708 божественно вооружився, стяжав безстрастие и це л. 417 ломудрие, имъже Богови паче приближився. Юности цвт поты и труды умертвив, воздержаниемъ в вышний вниде чертогъ, во одежду оболчен, достойну звания, на нюже и зван бысть, украшен добродтелми, в нвестнице неизреченныя славы возлеглъ еси. Добродтелми, труды и поты, Варлам, покой со всми святыми приемля, ихже и возвесели своимъ житиемъ. Образ быв и подобие къ добродтели, отче, возводя всех къ высоте божественнаго рачения, добродтели прилжати наказуя. Богородиченъ: Теб общую любочестия, Всенепорочная, нашего естества вси славимъ, устна едина бывша, и едино согласие совершающа воспвающих Тя, едину Матерь неискусомужную 709 . Кондак. Глас 4: Волнений множество невлажно проходя, безплотныя враги струями слез твоих крпко погрузил еси, богомудре

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобный памятник, добавим, относится к XVI в. 4) По предварительном поучении духовника и пред самою исповедью вставлялось чтение молитвы – «Господи Боже наш, Петрови и блудници слезами...» и пр. По какому побуждению, изолированно от других молитв, внесена сюда эта молитва, объяснить нет возможности, тем более, что часть чина по половину пред-исповедного поучения здесь не сохранилась. По-исповедная часть в таком памятнике вполне совпадает (только с молитвенной стороны) с основною редакциею, однако из нее устранены две последних разрешительных по исповеди молитвы (и молитва прощальная: с Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю...», хотя имеется та же самая ссылка на нее), а три молитвы «разрешити исповедника» имеют цельную общую нумерацш ( а.– г.) 499 . 5) Из семи по-исповедных молитв основной редакции оставлено только три: «Господи Боже, Петру и бдудници слезами..., Боже, простивый Нааном Давида...» и «Господи, иже пророком твоим Нааном...» (т. е. 4, 1 и 3-я), из молитв же «разрешити исповедника» устранена первая, а взамен её, к оставшимся присоединена новая, это – известная и теперь предпричастная молитва: «Владыко Господи, един имеяй власть отпущати грехи…» все эти последние молитвы имеют общую нумерацию ( а-г., но без надписания) и потому понимаются, как одно целое. Этим молитвам придано здесь, однако, другое значение, именно – они служат в данном случае заменою прощальной молитвы (Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю...) в основной редакции и потому понимаются центром объективного элемента чинопоследования. Что-же касается до разрешения от епитимии, то для этой цели сюда присоединены еще две новых молитвы, это: «Боже великий, иже сведый немощь...» и «Владыко Господи... иже спасения ради рода человеческаго сподобивыйся снити...» 500 , которые и надписываются «молитвы разрешити исповедника» 501 . 6) По-исповедными молитвами оставлены – или те же самые, что и в предыдущем случае, но только с присоединением сюда молитвы – «Господи Боже... преклонивый небеса» (патая в основной редакции) и «Бог, нас ради вочеловечевыйся...» – молитвы собственно разрешительной по смерти. К указанным молитвам присоединены те же самые «молитвы разрешити исповедника» и в том же порядке, как и в основной редакции, но с присовокуплением к ним пред-причастных молитв: «Владыко Господи, един имеяй власть отпущати...“ и «Господи, несмь достоин...“ Все эти молитвы понимаются здесь, как разрешительные именно по епитимии, почему и надписаны: «молитва разрешити исповедника, егда скончает заповедь и введет его в црквь» 502 . Чин исповеди в этом последнем случае надписан: «последование и чин исповеданию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

«Господи агнче и пастырю…» Взамен её, здесь вообще присоединены к чину молитвы от клятвы – «Боже страшный... послав единороднаго Сына...» (в двух редакциях), «Владыко... сподобивыйся снити...» (2 же), «Боже... сведый немощь...» и молитвы – «простити сына духовнаго» – «Владыко Господи, иже своим учеником и апостолом заповедав...» и «разрешити сына духовнаго» – «Бог святый, иже благоутробия бездна...» Все эти последние молитвы, очевидно, собраны сюда из двух различных редакций требников. При священническом поновлении, помещенном здесь же, – добавим, – как разрешительная молитва, указывается одна же – «Боже, простивый Нааном...» 566 . Не трудно видеть, что и в настоящем случай мы имеем дело с памятником, в котором два чина соединены в одно, как это было и выше. г) Внесение 69 псалма в пред-исповедную часть сопровождалось иногда привнесением сюда молитвы – или «Владыко... мене худаго и неподобнаго...» 567 , или «Боже, простивый Нафаном...», (тогда из основного молитвенного элемента устранялись псалмы – 6 и 4), – или «Господи... Петру и блуднице слезами…» (причем она занимала место указываемого псалма, а этот последний относился к самому концу пред-исповедной части). В первом случае – к указываемой особенности, в той же самой пред-исповедной части, присоединялась другая (пред вновь внесенною сюда молитвою), это – произнесете ектении, в которой совершитель чинопоследования молится – «о .даньи грх . и спасении сего раба имярекъ», «о Господу Богу нашему гласа нашего и помиловати насъ», «о своего раба и сподобити». В по-исповедной части таких памятников цикл молитв был не одинаков, именно – или одна только «Владыко... преклонивый небеса...» 568 , – или «Господи... Петрови и блудници...», «Господи..., пришедый ко св. своим апостолом дверем затворенным...», «Господи... иже от грх помощь еси...», «Боже... простивый Нааном...» и, наконец, при самом отпусте мол. (собственно разрешительная по смерти) «Бог, нас ради вочеловчивыйся...» 569 Первые списки, судя по другим деталям, касающимся собственно исповеди, – правильнее; во вторых – объективный центр сосредоточивается в только что упомянутой молитве, произносившейся уже после по-исповедного поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

тому ж » 514 . Трудно объяснить, какое именно значение придается в чине данному сочетанию молитв, единственному в своем роде. Судя по месту их в чине, они должны бы пониматься разрешительными по исповеди, но по содержание – их скорее надо признать разрушительными по окончании епитимии. Эта невозможность точного определения в данном случае тем более неизбежна, что мы имеем здесь дело с испорченным памятником со стороны устава касательно самой исповеди. Последнее вытекает между прочим из того, что в рассматриваемом памятнике нет собственно исповеди, и указываемые четыре молитвы непосредственно примыкают к упомянутой, пред-исповедной молитве; для самой же исповеди здесь механически присоединено в конце несколько поновлений без всяких при них комментариев. и 2) Обратно, когда к пред-исповедной молитве рассматриваемой редакции присоединялись псалмы 50-й, 69-й и наконец 6-й. В по-исповедной части такие чины резко разнятся – и между собою и от своего прототипа. Так, в одних на этот раз положены только две молитвы: «Господи, иже от грех помощь еси...» и «Боже, простивый Нафаном Давида...», – каковые молитвы требуется произносить тотчас по исповеди 516 . В других положено также только две молитвы, это: Асхалона и «Господи Иисусе Христе... агнче и пастырю...», причем последняя молитва выслушивалась исповедником стоя на коленах я при чтении им самим псалмов – 6 и 50 517 . Но при таком ограниченном количестве собственно по-исповедных молитв, сюда присоединена еще масса (какой на данный предмет не встречается еще ни в одном чине) молитв для разршения от епитимии, – с надписанием: «мол. разрешити исповедника», – это: – «Господи... иже от грехов помощь еси...» 518 , «Господи... иже Петрови и блудници слезами...», «Боже, простивый Нааном...» «Владыко, призываяй праведники во святыню...», «Господь премилостивый да ущедрит тя...» и, наконец, «Боже всемогий, исповедавшуся тебе рабу...» В третьих тотчас по исповеди положены те же самые молитвы, что и во вторых, но о произнесении при их чтении псалмов ничего не говорится, а сверх того, мол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   Итак, «глагола Ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть»; в свою очередь, теплейший и готовейший на деятельность более всех остальных, Петр, «слышав», говорится, «яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг: и ввержеся в море». Эпендима — это своего рода верхняя одежда, которую сирийцы и финикийцы носят поверх остальной одежды, почему и называется она «эпендима», «эпендит». Бывает же, что она обвивается прямо на нагое тело, как тот юноша, который следовал за Господом, арестованным иудеями, был одет в покрывало прямо на нагое тело, которое оставив в руках схвативших его воинов, бежал нагим. Петр же, будучи нагим, не оделся в эту эпендиму, но, сложив ее, препоясался ею, хотя и предстояло ему плыть вплавь, потому что он был далек от земли на 200 локтей. Итак, таким образом Петр, будучи горячее всех, прибыл раньше всех; другие же ученики прибыли на лодке, влача сеть с рыбою, еще и как бы для того, чтобы принести ее Дарователю и возмочь как бы изречь Ему оное священное выражение: «Твоя — от Твоих». «Егда убо излезоша на землю», далее повествуется, «видеша огнь лежащь, и рыбу на нем лежащу, и хлеб». Некоторые считали, что здесь говорится о жаре, о раскаленных огнем углях, на которые была положена рыба; но из того, что далее следует — говорят другие, — не допускается слово «жар» понимать в прямом смысле, потому что хлеб ведь не был бы положен на огонь. Посему, говорят они, — Евангелист не сказал: «огонь горящий», но — «лежащий», следовательно здесь «жаром» называется некая кожа, которую путешественники употребляли взамен стола (простирая ее на земле, и ставя на нее еду). Следовательно, когда Апостолы сошли на берег, они увидели еще и другое — это чудо, большее того, которое произошло на море: потому что они увидели хлеб и рыбу, взятую не из глубины морской, но из ничего сотворенную, лежащие и приготовленные для еды, и при этом с отрадным видением Господа, — и все, охваченные восторгом, они позабыли о пойманной рыбе; посему Господь и говорит им: «Принесите от рыб, яже ясте (поймали) ныне», этим возвращая их к их заботе, чтобы они вынесли на берег свой лов и измерили его, дабы кто не сказал, что множество рыб им только вообразилось (ката фahmaciah).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Antiphonon (2). Антифон (2): Der ich in der geheimnissvollen Quelle der Wiedergeburt die Kindschaft erhalten und die Erlösung, in Trägheit und Vergehungen habe ich das Leben verschwendet; jetzt rufe ich zu dir, o Gütiger: Schenke mir eine Quelle der Thränen der Busse, und wasche ab die Befleckung meiner Versündigungen, allmächtiger und gnadenreicher Erlöser! Во источнице тайном паки рождения, сыноположение приим и избавление, в лености житие и грехопадениих изнурив, Блаже, ныне зову Тебе: слез покаяния источник ми даруй, и омый скверну моих согрешений, всесильне Спасе и многомилостиве! Ehre... Слава... Der Sturm der Sünden umfängt mich, o Erlöser, ich vermag die Wogen nicht zu ertragen und falle nieder vor dir, dem einzigen Steuermann: Wie dem Petros reiche mir die Hand deiner Menschenliebe, und errette mich! Буря греховная обдержит мя, Спасе, и ктому не терпя волнения, к Тебе припадаю единому Правителю; яко Петрови руку ми простри человеколюбия Твоего, и спаси мя! Jetzt... (Theotokion): И ныне... (Богородичен): Bette uns ans unsern Nöthen, Mutter Christi, des Gottes, die du geboren hast den Schöpfer des All’s, damit wir Alle zu dir rufen: Freue dich, du einziger Beistand unserer Seelen! Избави нас от бед наших, Мати Христа Бога, рождшая всех Творца, да вси зовем Тя: радуйся едина предстательство душ наших! Antiphonon (3). Антифон (3): Wozu ist die Leidenschaftlichkeit der Welt? Wozu die Einbildung der zeitlichen Dinge? Sehen wir nicht, dass dieses Erde und Staub ist? Wesshalb mühen mir uns also vergeblich ав? Warum verlassen wir nicht vielmehr die Welt und folgen nicht dem, der ruft: «Wer mir nachfolgen will, der nehme mein Kreuz auf sich, und er wird егвеп das ewige Leben!» Где есть мирское пристрастие? где есть привременных мечтание? не се ли сия зрим землю и пепел; что убо труждаемся всуе? почто не отвержемся мира, и не последуем Зовущему: «хотяй ити вслед Мене, да возмет крест свой, и живот вечный наследит!» Stichos: Kommt, Kinder, höret mich; die Furcht des Herrn will ich euch lehren!

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010