Скачать epub pdf Слово в первый день святые Пасхи Р цыте учеником Его и Петрови, яко воста Господь ( Марк. 16:7 ; Матф. 28:7 ). Вот уже третий день настал, как один из ревностнейших учеников Христовых, – добрый по сердцу, но слабый по естественному своему расположению, усердный до излишества, но робкий до малодушия, Симон Петр, – в мрачном уединении, вдали от взоров друзей и врагов своих, оплакивает свое троекратное отвержение от Господа и Учителя своего возлюбленного. Глава его преклонена долу, взор его тускл и мрачен, лице покрыто смертною бледностию, из очей льются горькия слезы, уста его безмолвствуют; но сердце, исполненное жестокой скорби и уныния, тем не менее говорит к Сердцеведцу Богу своими тяжкими вздохами и болезненными стенаниями: «Господи, не погуби мене до конца, Господи не отрини мене во век». Одна мысль наиболее занимает, теснит, смущает и потрясает все существо его, мысль ужасная, но, как казалось ему, совершенно справедливая: может ли такой преступник, как он, ученик неблагодарный, друг вероломный, нарушитель собственной клятвы, ожидать себе пощады и прощения? Уже мрачные тучи грозного правосудия небесного собрались в его воображении над главою его, и готовы разразиться над ним; уже не раз гибельное отчаяние покушалось вторгнуться в колеблющуюся храмину души его и завладеть его сердцем: но в тоже время являлся светлый луч утешительной надежды на безприкладное милосердие Божие, и грозные тучи, как ночные призраки, рассеевались в очах его, и его сердцу становилось легче, сладкий мир снова водворялся в душе его. Но вдруг новые сомнения начинают тревожить его, новые безпокойства возмущают неутвердившийся дух его: «мое преступление,» говорит он сам в себе, «больше всех других. Давид и Манассия прощены, мытарь и блудница оправданы, но они нарушали закон по заблуждению, или неведению, в жару страсти или в ослеплении, между тем как я не могу иметь для себя ни одного из сих оправданий. Я знал моего Господа и Учителя, видел Его чудодействующим на море и суше, ходил с Ним по водам, слышал глас Его, изгонявший духов нечистых и воскрешавший мертвых, был свидетелем славного Его преображения, исповедал Его Христом и Сыном Бога живого, был любим Им и любил Его от чистого сердца и, несмотря на то, отвергся от Него, и отвергся троекратно! Не ужели есть еще для меня помилование?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но оставим иносказание и скажем без притчи, что апостол Петр есть тот камень, на котором мы можем прочно и незыблемо основать и утвердить здание нашей радости о воскресении Христовом. Ибо и он был грешник, как и мы, и он подвергся искушению тяжкому, как и мы нередко подвергаемся; но не смотря на то, он удостоился участия в радости о воскресшем Господе чрез Его к нему явление, и не только общего наравне с прочими участия, но и некоторого в том предпочтения, и в какую пору? Тогда как он еще горькими слезами оплакивал свое троекратное отречение от своего возлюбленного Господа и Учителя. Чтобы яснее видеть это, припомним все, что говорится в Евангелии о явлении Христа воскресшего Петру, и тогда уверимся, как много и нежно пекся о нем Господь, и как радость Петрова в явлении Его должна быть полна и совершенна. Прежде всего Ангел, восседая на камени гробном, в ризах блестящих, и благовествуя мироносицам о воскресении Христовом, велел возвестить о сем и Апостолам, а в числе их не пропустил упомянуть и Петра: рцыте, говорит он им, учеником Его и Петрови, яко воста Господь от мертвых ( Марк. 16:7 ; Матф. 28:7 ). Это была великая отрада для согрешившего и почитавшего себя недостойным лика Апостольского. Но воскресший Христос еще большее оказал милосердие Петру, нежели Ангел: ибо Ангел сказал прежде об Апостолах, а потом уже упомянул и Петра; но Спаситель явился Петру прежде, нежели прочим Апостолам, как свидетельствуют о сем сами Апостолы, которые, не видев еще Христа, рассказывали Клеопе и спутнику его, возвратившимся из Эммауса, яко воста Господь, и явися Симону ( Лук. 24:33 ), – и в частности апостол Павел, который, исчисляя порядок явлений Христовых говорит, что Он явился Кифе, т. е. Петру, таже единонадесяти ( 1Кор. 15:5 ). Следовательно, сначала явился Петру, а потом уже и единонадесяти. Евангелист Матфей, описывая явление Христово мироносицам, упоминает, как они взялись за ноги Его, и поклонились Ему ( Матф. 28:3 ). Описал также Поанн горькия слезы и трепетную радость Магдалины во время явления ей Христова; – слезы, когда, не открывая ей Себя, Он сказал ей только: жено! – радость же, когда, открывши Себя дружественным языком, воззвал к ней: Марие! Но обстоятельств и образа явления Христова Петру, хотя ни один Евангелист не описывает, – кто однако же усомнится, чтобы воскресший Господь не явил и Петру столь же милостивое лице, как и мироносицам? Не с такою ли же поспешностию и горячностию бросился и он к ногам Христовым, как и мироносицы?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И сущу Петрови во дворе низу, прииде едина от рабынь архиереовых: и видевши Петра греющася, воззревши на него, глагола: и ты с Назарянином Иисусом был еси. Он же отвержеся, глаголя: не вем, ниже знаю, что ты глаголеши: и изыде вон на преддворие: и алектор возгласи. И рабыня видевши его паки, начат глаголати предстоящым, яко сей от них есть. Он же паки отметашеся. И помале паки предстоящии глаголаху Петрови: воистинну от них еси: ибо галилеанин еси, и беседа твоя подобится. Он же нача ротитися и клятися, яко не вем человека сего, егоже вы глаголете. И второе алектор возгласи. И помяну Петр глагол, егоже рече ему Иисус, яко прежде даже петель не возгласит двакраты, отвержешися Мене трикраты: и начен плакашеся. Хотя Петр был и горячее всех, однако оказался немощен, и отрекся от Господа, быв смущен страхом. И такой страх навела на него служанка! Попустил же ему Бог потерпеть это по особенному промышлению, чтобы он не превозносился, чтобы был сострадателен к другим, падающим, дознав сам на себе глубину человеческой немощи. Что же касается до того, одна ли была рабыня, уличавшая Петра, или была еще другая, - то Матфей говорит, что была другая, а Марк, что (в оба раза обличала Петра) одна и та же рабыня. Но это нисколько не затрудняет нас относительно истинности Евангелия. Ибо здесь противоречие Евангелистов не касается чего-либо важного и относящегося к нашему спасению. Не сказали - один, что Господь был распят, а другой, - что не был распят. Итак Петр, смущенный страхом и забывши слово Господне - иже отвержется Мене, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, - отрекся от Христа: но покаяние и слезы опять возвратили его Христу. Ибо начен, сказано, плакашеся. То есть, закрыв лицо свое, горько стал плакать. Матфей (говоря об отречении Петра) сказал неясно: прежде даже алектор не возгласит: Марк это пояснил: прежде даже петель не возгласит двакраты. Петухи обыкновенно в один раз делают по несколько возгласов, потом засыпают: а после некоторого времени снова начинают пение. Поэтому смысл Матфеева сказания такой: прежде даже алектор не возгласит, то есть, прежде нежели успеет кончить первый раз своего пения, трикраты отвержешися Мене. Но да постыдятся новатиане, не приемлющие согрешивших после крещения, покаяния и причащения св. Таин! Вот Петр, отрекшийся уже после причащения пречистого тела и крови, снова был принят (в апостольский лик). Ибо падения святых для того и описываются, чтобы мы, когда по невнимательности своей падаем, взирали на пример их и спешили бы покаянием исправиться. ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

И тогда для нашего сознания действительно все озарится Пасхальным светом, в котором залог воскресения и нашей великой и многострадальной Родины, и мы с Христовой Церковью действительно будем радоваться и веселиться: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». 14. Праздник Светлого Христова Воскресения Христос Воскресе! «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» ( Матф. 28, 20 ). Из этих слов Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых и явившегося всем одиннадцати Апостолам на горе в Галилее, где они собрались по особому повелению Ангела, переданному им через жен мироносин, как повествует об этом св. Евангелист Марк, – «идите рцыте учеником Его и Петрови, яко варяет вы (т. е. ожидает вас) в Галилеи» ( Марк. 16, 7 ) – с несомненностью видно, что эти слова Господа через Апостолов обращены ко всей Его Церкви. Ведь Апостолы вскоре после воскресения своего Учителя сами приняли мученический венец, а до скончания века пребывает св. Церковь и Господь невидимо, но истинно и действительно, пребывает в ней «во вся дни», значит пребывает Он и среди нас, грешных. Пребывает среди нас Царь славы, Которому дана всякая власть на небе и на земле, т. е. пребывает среди нас всемогущий и всесовершенный Бог, непостижимый нашим слабым умам по Своему существу, но изливающий в наши сердца Свою благодатную сострадающую любовь, которая преображает нас и делает нас сынами Его вечного царства. Этому Своему явлению во время которого Господь дал повеление Своей Церкви насаждать Его царство во всем мире, Господь придает особо важное значение и предупредил о нем Апостолов еще до крестных страданий, на Тайной Вечери: «По воскресении Моем варяю вы в Галилеи» ( Матф. 26, 32 ), а теперь напомнил об этом Ангел. Вот в праздник Воскресения Христова, преимущественно пред другим временем все «аще кто благочестив и боголюбив» и могут своим духом почувствовать, своим духовным зрением ощутить присутствие среди нас Господа славы, воскресшего из мертвых и даровавшего нам воскресение наших душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

(Иоан, 21:15-25) «Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?» — Симон больше всех обещал Господу, перед Его страданиями, свою верность: «Аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнуся» (Матф. 26:33); «ныне душу мою за Тя положу» (Иоан. 13: 37); «аще ми есть с Тобою и умрети, не отвергуся Тебе» (Марк. 14: 31); «с Тобою готов есмь и в темницу и на смерть ити» (Луки 22: 33). Несмотря на все эти горячие уверения, Петр трижды отрекся от Господа и этим, конечно, лишился своего апостольского звания и апостольских прав — перестал быть апостолом. Это отмечает, несомненно со слов самого Петра, и Евангелист Марк, который повествует, что ангел, явившийся женам-мироносицам, говорит: «идите, рцыте учеником Его и Петрови…» — выделяет Петра, как отпавшего чрез отречение от лика апостольского, ставя его на последнее место, после остальных апостолов. За искреннее и глубокое покаяние Господь милостиво восстановляет Петра в его апостольском достоинстве. Трижды Петр отрекся, трижды же Господь заставляет его на вопрос: «любиши ли Мя?» — ответить: «ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя» — и после каждого уверения поручает ему, как апостолу, пасти агнцев Его, пасти овец Его. «Троекратным вопрошением, еже, Петре, любиши ли Мя, трикратное отвержение Христос исправил есть», — поется поэтому в службе 29 июня на день памяти свв. первоверховных апостол Петра и Павла (стихира на «Славу» на «Господи, воззвах»). Совершенно напрасно и неосновательно хотят римо-католики видеть в этом дарование св. ап. Петру каких-то особенных прав и преимуществ, по сравнению с другими апостолами. «Агнцы», которых поручает Господь Петру пасти, это самые молодые, новорожденные, так сказать, члены Церкви Христовой, нуждающиеся в особенной заботливости пастыря, а «овцы» — обыкновенные, уже духовно-зрелые члены Церкви, не требующие уже такого, особенно тщательного ухода и заботы. Весьма характерно, что в первый раз Господь спрашивает Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?» — как бы намекая на то, что Петр обещал Господу большую верность и преданность, чем другие ученики.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

5  Примеч.  к  7 – му  изд. В  настоящее  время  от Яффы до Иерусалима существует железная дорога. 6 Предание повествует, что когда из Гефсиманского сада Господь был веден вдоль потока Кедрского, мимо памятника Авессалома, то при прохождении чрез мост Кедрский, там, где Он даровал зрение слепорожденному ( Ин. 9, 6 ), низринут был в поток, и струями его утолил жажду, во исполнение пророчества: от потока на пути пиет ( Псал. 109, 7 ). С этого места начались истязания и поругания над Господом от сопровождавших Его нечестивых воинов и народа. 7 Ученик Апостола св. Климент повествует, что св. Апостол Петр, в продолжение всей остальной земной своей жизни, когда слышал полуночное пение петуха, то, обливаясь слезами, каялся в минутном отречении своем в грозную ночь страстей Христовых; a по сказанию св. Никифора, глаза у Апостола Петра от частого плача казались красными. Господь, видя искреннее раскаяние ученика Своего, не замедлил утешить его; Ангел Господень, благовествуя женам – мироносицам о воскресении Христовом, присовокупил: идите и рцыте учеником Его и Петрови, яко варяет вы в Галилеи ( Марк. 16, 7 ). Это особенное упоминовение Петра являет великое милосердие Божие к кающимся. 8  Священномученик Киприан объясняет, что последовало оставление это, дабы мы познали и восчувствовали всю тяжесть грехов своих, для удовлетворения за которые правосудие Божие потребовало столь великой жертвы. Оставлен был по человечеству Сын Божий, дабы воззвать к спасителю род человеческий, который так возлюбил Бог , что Единородного Сына Своего не пощадил за спасение его. 11 Послание пресвитеров и диаконов Ахаии, учеников св. Апостола Андрея и очевидцев его мученичества (Христ. Чтен. ч. XVI, стр. 275 и 276, 1824 года). 23 Примеч. к 7-му изд. В настоящее время уже имеется хорошо устроенный о. архимандритом Антонином двухэтажный дом, с удобным помещением для поклонников. 24 Между деревьями замечательнее других Тарфу из породы сосны. Оно дает от себя жидкость, которая в отвердлом состоянии употребляется в пищу. Вкус ее сладок и приятен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

По воскресении Господа, Ангел говорит Мироносицам: рцыте учеником Его, и Петрови, яко варяет вы в Галилеи ( Марк. 16:7 ). В этих словах вы видите до­казательство особенного преимущества Петра пред другими учениками. Но я думаю, и беспристрастный читатель согласится со мною, что здесь скорее надобно видеть снисхождение к Петру,– в том, что он, хотя и отрекшийся, не лишен радости слышать, вместе с другими, о воскресении Господа. Не редко Господь выражал высокую любовь Свою к избранным ученикам Его, называл их братьями, ( Иоан. 20:17 ) друзьями ( Иоан. 15:14 ) Своими; но нигде в св. Писании не видно, чтобы одному кому-нибудь из них Он оказывал исключительное предпочтение, а тем менее – давал власть над другими. Он явился в первый день по воскресении св. Петру, но еще прежде явился Мироносицам, отдельно явился Луке и Клеопе и особенным образом уверил св. Фому в своем воскресении. Только св. Иоанн на­зывается таким учеником, егоже любляше Иисус ( Иоан. 21:20 ). Ему поручает Он с креста Свою пречистую Ма­терь, и назначает его, как бы вместо Себя, сыном Ее ( Иоан. 19:27 ). Известно, что св. Иоанн долго жил и скон­чался в Ефесе; почему же епископы Ефесские не имели и никогда не домогались, на этом основании, особенных преимуществ в церковной иерархии? Конечно, потому, что лю­бовь Господа, равно как и право на получение царствия небесного, приобретаются собственными достоинствами и подвига­ми каждого, а не передаются по наследству. Братская любовь, совершенное равенство и единодушие Петра с прочими Апостолами трогательно изображаются в следующем повествовании св. Иоанна: бяху вкупе Симон Петр и Фома, и Нафанаил, и сыны Заведеевы, и ины от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити; и глаголаша ему: идем и мы с тобою и проч. ( Иоан. 21:2–3 ). Разве здесь есть что-нибудь по­хожее на обращение начальника с подчиненными? Разве не видите вы, каким тесным союзом любве были связуемы Апостолы, как поет наша Церковь ? Разве есть что-нибудь подобное этому в теперешних отношениях папы к подчиненным ему епископам, которые целуют ноги его и величают себя епископами – по милости апостольского седалища? Размыслите, прошу вас, беспристрастно об этих словах: епископ по милости, или благодати (не Духа Святого, а) апостольского седалища!!!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

7, 13). Поелику обвинители считали Его прелестником, принявшим на себя смиренный образ; то Господь говорит им: увидите Меня тогда грядущим с силою и седящим вместе с Отцем (силою называет здесь силу Отца), грядущим не от земли, а с небес. Тогда архиерей растерза ризы своя глаголя, яко хулу глагола: что еще требуем свидетелей? се ныне сами слышасте хулу Его. Что вам мнится? Они же отвещавше реша: повинен есть смерти. У иудеев был обычай раздирать одежду, когда случалось что либо невыносимое. Так и Каиафа, как будто бы по причине богохульства, делал это в обольщение народа, чтобы показать, что Христос произнес страшное богохульство, и этим заставить народ провозгласить Его повинным смерти. Впрочем надобно знать, что Каиафино раздрание одежды было знаком раздрания ветхозаветного архиерейства. Тогда заплеваша лице Его, и пакости Ему деяху. Ови же за ланиту удариша, глаголюще: прорцы нам Христе, кто есть ударей Тя? Когда осудили Его, тогда начали оказывать Ему всякого рода озлобления, и ругались над Ним, закрывая лице Его одеждою, как говорит другой Евангелист (Марк. 14, 65). Поелику Он признаваем был за пророка, то поэтому враги так и ругаются над Ним. Слова - пакости деяху значат: ударяли руками с пригнутыми пальцами, или проще, били кулаками. Петр же вне седяше во дворе: и приступи к нему едина рабыня, глаголющи: и ты был еси со Иисусом Галилейским. Он же отвержеся пред всеми, глаголя: не вем, что глаголеши. Изшедшу же ему ко вратам, узре его другая, и глагола сущым тамо: и сей бе со Иисусом Назореом. И паки отвержеся с клятвою, яко не знаю человека. По мале же приступивше стоящии реша Петрови: воистинну и ты от них еси: ибо беседа твоя яве тя творит. Тогда начат ротитися и клятися, яко не знаю человека, и абие петель возгласи. И помяну Петр глагол Иисусов реченный ему, яко прежде даже петель не возгласит, трикраты отвержешися Мене: и изшед вон плакася горько. Одержимый чрезмерным страхом, Петр забыл о своих обещаниях Учителю и покорился человеческой немощи, как бы умерши от страха и не зная, что говорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

Невероятно, чтобы беспокоились об этом те, которые уже часто видели отваленный камень. Им не прилично было говорить: кто отвалит нам камень, потому что Иудеи запечатали вход гроба, приставив стражу из воинов, и был уже третий день, ибо злодеи говорили Пилату: помянухом, яко льстец Он рече еще сый жив: по триех днех востану ( Мф. 27:63 ). Итак, если жены знали о совершенном чрез ангела чуде и о том, что камень был отвален, что стражи испуганные и омертвевшие убежали, то оне не могли беспокоиться об отвалении камня; если же оне не знали чуда, то надлежало думать о страже, а не о том, как открыть гроб. Но Саломия и не знала этого, и слова вышереченные принадлежали ей одной, ибо Мария Магдалина и другая Мария, когда сидели против гроба, как это передает св. Матфей, делали сие с великим тщанием и видели своими глазами как печать Иудеев, так и вооруженную стражу. Вошедши же, Саломия с другою Мариею увидели юношу, седящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и все ужаснулись: эта – потому, что имела недостаточную веру и была в человеческом расположении духа; а те потому, что часто приходили ко гробу и с любопытством более должного исследовали о воскресении, ибо юноша, могущий устрашить величием, явился также и для этого. И смешивая со страхом ободрение и радость (чрез блеск одежды, чтобы в праздник оне не молчали от страха), он говорит с ними более строго, повелевая не быть любопытными после стольких видений, но оставаться твердо убежденными в том, что он видели. Идите, – говорит он, – рцыте учеником Его и Петрови (ученикам, как таким, которые часто не веровали; Петру, как такому, который по одинаковому с вами любопытству вторично пришел ко гробу), яко варяет вы в Галилеи: тамо Его видите, яко же рече вам ( Мк. 16:7 ), – вам, женам, утром в субботу, явившись свитающи во едину от суббот, как написал св. Матфей ( Мф. 28:1 ). Ученикам же Он не говорил, что по воскресении встретит их в Галилее; за исключением того случая, когда они, после таинственной вечери, воспевши вошли на гору Елеонскую (что записали Матфей и Марк), и Спаситель сказал здесь: по воскресении Моем, варяю вы в Галилеи ( Мф. 26:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вот о чем думали жены. И зело заутра (то же, что у Матфея - в вечер субботный, а у Луки - утру глубоку), во едину от суббот, то есть, в первый день седмицы (ибо субботами называли дни седмицы, а единою - день первый), восстав, идут ко гробу и размышляют: кто отвалит им камень? Но между тем как они размышляли о сем, ангел отвалил камень, хотя жены не чувствовали того. Так и Матфей говорит, что ангел отвалил камень после того, как жены пришли. Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что ангел сидел на камне, а Марк, что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри: то сим не должно смущаться. Ибо могли они видеть ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея: могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда. Впрочем некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, - другие - у Марка, а Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная. Явившийся ангел сказал женам: не ужасайтеся. Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о воскресении. Он называет Иисуса Христа распятым: ибо не стыдится креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. Воста: из чего это видно? из того, что несть зде. И хотите ли увериться? Се место, идеже положиша Его. Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место. Но идите рцыте учеником его и Петрови. Петра отделяет от учеников, или как верховного, именуя его особо от тех, по преимуществу, или вот почему: так как Петр отрекся, то, если бы жены сказали, что им велено возвестить только ученикам, он сказал бы: я отрекся, следовательно уже не ученик Его, а потому Господь отверг меня и возгнушался мною: поэтому ангел и присовокупил: и Петрови, дабы, то есть, не смутился Петр тою мыслию, что будто он не удостоен и слова, как отрекшийся, и потому уже недостойный быть в числе учеников. Посылает же их в Галилею, отводя их от смятения и великого страха со стороны Иудеев. Тогда объял жен трепет и ужас, то есть, они поражены были и видением ангела и страхом воскресения, и потому никомуже ничтоже реша, бояхубося.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010