I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Июнь 1878 года Июнь 2. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить сегодня, в пятницу, раннюю обедню непреткновенно, хотя с великим понуждением, но и не без умиления: всякая благая перемена от Господа. Два с половиной часа. Благодарю Господа, благопременившего во благо сердце мое и мысли мои, дышавшие гневом и озлоблением на жену мою, безвинно обругавшую меня во гневе за то, что я сорвал веревочку у дверей в саду, которою они завязывали дверь, чтобы ребята сторонние не ходили; да они и не ходили, а между тем мне надо было идти в сад и ждать, пока они придут и отвяжут. 2 июня. Благодарю Господа, научившего меня покаянию и самоосуждению искреннему с попранием своего самолюбия и саможаления и самомщения ближнему, причинившему мне огорчение ругательством и непокорением, своеволием. Велика милость Твоя, Господи, надо мною, что я благодатию Твоею победил себя самого, моего ветхого человека, обуревавшегося гневом и мщением, что Ты, Господи, благопременителю и многомилостиве, пременил злобу мою на благость, кротость и смирение. Вот я вкусил мир небесный после бури страстей, покой после мучительства душевного и телесного. Даруй мне всегда побеждать в себе все страсти душетленные и украшаться всеми добродетелями, да буду достойный член Твоего тела, еже есть Церковь . 3 июня. Кто часто и от сердца говорит Господи, помилуй, тот, значит, жив и здрав духом, а кто не говорит или стыдится говорить эту краткую молитву, тот мертв или смертельно болен. Велика эта молитва и крайне необходима грешнику. Оттого она часто и произносится в церкви. Она есть служение покаяния. Кто с кем обращается часто, тот тому подобен бывает. Желаю этого себе и всем, посещающим храм и беседующим с Богом, да будут они подобны Ему или святыне Его. После ранней обедни. Тяжко я согрешил теперь озлоблением и гневом и поношением на отца настоятеля за его корыстолюбие, обиду, неправду относительно прихожанки девицы, отца которой я отпевал в Богоявленской церкви. Настоятель не подписал свидетельства о смерти и погребении ее отца, хотя причт наш весь подписался. Зачем, говорит, не в нашей церкви отпевали? Но разве он мне не хочет верить, что я отпевал его? Иначе отчего же по-братски не подписывает свидетельства об умершем и делает проволочку дела? Церкви не одинаковую ли имеют благодать? Господи! Вспомни склонность к разделению и несогласию и крайнюю любовь к первенству, соединенную с насилием и нахальством настоятеля нашего, много раз препиравшегося из-за первенства публично, и смири, смири его, ибо приспело время смирить гордыню вознесенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Донской и Новочеркасской епархии , выходившее с 1 янв. 1869 по июнь 1917 г. В 1869 г. журнал издавался еженедельно, в 1870-1898 гг.- 2 раза в месяц (в 1898 вышло 27 номеров), в 1899-1914 гг.- 3 раза в месяц, с 1915 по июнь 1917 г. офиц. отдел выходил еженедельно, вместо неофиц. отдела по указу Святейшего Синода от 9 дек. 1914 г. ежемесячно выходил «Донской православный вестник: Прибавление к Донским епархиальным ведомостям». 1-м редактором «Д. е. в.» был назначен и. о. ректора Донской ДС архим. Вениамин (Смирнов ; впосл. епископ Воронежский). В 1869-1876 гг. он выпускал офиц. и неофиц. отделы, в 1877 г.- только неофиц. отдел, а редактирование офиц. отдела было передано в консисторию (соредакторы секретарь А. Ф. Мухин и член консистории игум. Иадор). С 6 за 1878 по 29 за 1908 г. оба отдела выпускались силами ДС, редакторами были с 1878 по 1883 г. 12) преподаватель А. К. Гиляревский, с 1883 13) по 1901 г. 25) преподаватель и инспектор А. А. Кириллов, с 1901 26) по 1905 г. 35) ректор прот. Митрофан Симашкевич (впосл. митр. Донской Митрофан ), с 1905 36) по 1908 г. 9) должность редактора исполнял Кириллов, с 10 его сменил ректор прот. Александр Замятин, к-рый редактировал неофиц. отдел по 1909 г. 13), его преемником с 1909 14) по 1914 г. был преподаватель Д. И. Грацианский, к-рый в 1915-1917 гг. редактировал «Донской православный вестник...». Издание офиц. отдела с 30 за 1908 г. было вновь поручено консистории, редакторами были секретари С. Г. Павловский (1908-1914 16)) и Н. И. Булгаков (1914 27) - 1917). В неофиц. отделе «Д. е. в.» печаталось немало статей, посвященных Донской епархии, ее архиереям и др. выдающимся делателям, мон-рям и святыням, а также истории Донского казачьего войска и его участию в военных кампаниях (русско-тур. войне 1877-1878 гг., экспедициях в Ср. Азию, русско-япон. и первой мировой войнах). В ознаменование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.

http://pravenc.ru/text/178957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (08.12.1840, Новгородская губ. - 23.11.1895, г. Юрьев (ранее Дерпт) Лифляндской губ., ныне Тарту, Эстония), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист. О. род. в семье диакона, окончил Новгородскую ДС (1861), затем СПбДА (1865) по 1-му разряду. При выпуске представил соч. «О попытках к соединению англиканской Епископальной церкви с Православною», написанное по предложению И. Т. Осинина в связи с начавшимся в 1864 г. диалогом Англиканской епископальной церкви с Православной Русской Церковью, но т. к. уровень сочинения был признан недостаточным для присвоения степени магистра, О. был выпущен в статусе старшего кандидата с правом получения магистерской степени после представления новой диссертации. 9 окт. 1865 г. О. был направлен в Смоленскую ДС помощником ректора по профессорской должности и преподавателем гомилетики, обличительного и нравственного богословия. 1 янв. 1866 г. он был перемещен на кафедру Свящ. Писания и евр. языка, 4 июля того же года назначен учителем педагогики и освобожден от преподавания евр. языка. Основной педагогической специализацией О. стало Свящ. Писание ВЗ, однако неоднократно ему поручали временно преподавать и др. дисциплины: с сент. 1867 г. по июнь 1868 г.- словесность, с 1 июля 1868 г. по 27 марта 1869 г.- евр. язык, с 7 февр. по 27 марта 1869 г.- историю лит-ры. С 16 авг. 1868 г. О. преподавал также в Смоленском епархиальном жен. уч-ще, в светских учебных заведениях Смоленска: латинский язык, историю и географию в муж. гимназии, педагогику на педагогических курсах при Смоленском уездном уч-ще. С 13 янв. 1867 г. О. был членом и секретарем правления Смоленской ДС, с 27 февр. 1868 г.- членом педагогического собрания правления семинарии (РГИА. Ф. 797. Оп. 54. Д. 202. Л. 28 об.- 30). О. являлся активным автором «Смоленских епархиальных ведомостей»; был выпускающим редактором 3-8 за 1867 г. и 5/6 за 1868 г. В 1867 г. О. женился на дочери протоиерея смоленского кафедрального собора Павла Жданова (1817-1883; в монашестве Иоанн; с 30 марта 1875 - епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии; с 4 февр. 1878 - епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии).

http://pravenc.ru/text/2578079.html

ЦВ 11 (288) июнь 2004 /  9 июня 2004 г. Патриаршая резиденция в Чистом Переулке Многие десятилетия епископы, священники и миряне со всей страны с разными нуждами приезжают в Патриаршую канцелярию, расположенную в Чистом переулке. Выражение «еду в Чистый» прочно вошло в церковный обиход. Сегодня у Святейшего Патриарха есть резиденция в Даниловом монастыре и Патриаршии покои в Храме Христа Спасителя, однако по-прежнему многие встречи Патриарх Алексий проводит в своей рабочей резиденции в Чистом переулке. Об истории резиденции рассказывает церковный историк. Современное домовладение 5 по Чистому переулку было основано в XVIII веке капитаном Артемием Алексеевичем Обуховым, и по его фамилии переулок долгое время именовался Обуховским или Обуховым. В 1796 году этот участок городской территории перешел к дворянской семье Офросимовых. В частности, с 1805 года владельцем усадьбы был генерал-майор Павел Афанасьевич Офросимов (1752—1817), а после его смерти — его супруга Анастасия Дмитриевна Офросимова (1753—1826), многократно упоминавшаяся в мемуарах начала XIX века. Колоритный образ этой московской барыни нашел отражение на страницах комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» под именем Хлестовой и романа Л.Н. Толстого «Война и мир» под фамилией М.Д. Ахросимовой. После пожара Москвы 1812 года архитектором Ф.К. Соколовым был создан проект усадьбы с типичной для сторомосковских дворянских жилищ планировкой: главный дом в глубине и два флигеля по бокам. Все деревянные строения усадьбы были снабжены мезонинами и портиками уличных фасадов — ионическим у главного здания и тосканскими у флигелей. В 1847 году главный дом был расширен за счет пристройки боковых ризалитов из кирпича. После реконструкции в 1878 году фасад главного корпуса получил существующее в настоящее время архитектурное оформление, тогда же были изменены интерьеры, внутренняя планировка, устроен стеклянный фонарь над внутренней лестницей, ведущей в мезонин. Вдоль линии переулка протянулась ограда с массивными столбами, двумя воротами и кованными решетками.

http://e-vestnik.ru/analytics/patriarsha...

Т.А. Богданова Приложения Приложение I. Хронология жизни и трудов Н. Н. Глубоковского 1863 6 декабря (пятница) – Николай Никанорович Глубоковский родился в семье настоятеля Спасо-Преображенского собора села Кичменгский городок священника Никанора Петровича Глубоковского и Платониды Матвеевны. 8 декабря – Крещен в Кичменгской Спасо-Преображенской церкви. 1866 23 февраля – Умер отец, священник Н. П. Глубоковский. Весна – Переезд семьи Глубоковских в Кобыльск. 1871−1873 Учеба в Кобыльской церковноприходской школе, основанной священником В. М. Поповым. 1873, 16 августа – 1878, июнь Обучение в Никольском духовном училище; окончил первым учеником (свидетельство за 186 от 28 июня). 1878, август – 1884, июнь Обучение в Вологодской духовной семинарии, по окончании причислен к первому разряду и удостоен звания студента семинарии (аттестат за 1466 от 31 июля 1884 г.). 1883 3 июня – Начало литературной деятельности: публикация корреспонденции «Празднование дня Священного Коронования Их Императорских Величеств в учебных заведениях г. Вологды» в «Вологодских губернских ведомостях». В течение года опубликовал еще 5 заметок в «Московских ведомостях» и «Вологодских ЕВ»: о необходимости учреждения Великоустюжского викариатства и по другим вопросам. 1884 В ночь с 13 на 14 августа – Умерла мать, П. М. Глубоковская. С 16 августа по 3 сентября – Вступительные экзамены в МДА, в сентябре зачислен в студенты МДА. Опубликовал в «Московских ведомостях» три заметки. 1885 15 января – В «Московских ведомостях» опубликовал свою первую рецензию: на книгу А. von Reinhold’a «Geschichte der russischen Litteratur von ihren Anfangen bis auf die neuste Zeit» (Leipzig; Berlin, 1885). Опубликовал еще 9 заметок в «Московских ведомостях» (об Исландии, о положении Аляски, приемных экзаменах в МДА, необходимости учреждения Велико-устюжской епархии и по другим вопросам). 1886 Опубликовал 18 заметок (некоторые печатались в нескольких номерах) в «Московских ведомостях» (о жизни зырян, раскопках в Египте, восстании в Судане, интересах России и Англии в Средней Азии, о церковноприходских школах в Вологодском крае и по другим вопросам).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В.В. Виноградов На мази НА МАЗИ Разговорное выражение на мази в современном русском литературном языке неразложимо: оно не распадается на предлог и форму местно-предложного падежа от слова мазь. Этому мешает ударение на мази, не совпадающее с современным литературным и свидетельствующее о проникновении этого выражения в литературную речь из областных народных говоров. Да и значение этого идиоматизма, употребляющегося только в функции сказуемого – «успешно двигается, в благоприятном положении» – не выводится из его составных морфологических элементов. На мази относится к грамматической категории состояния. Это выражение в разговорно-фамильярном стиле современной речи почти исключительно сочетается со словом дело или с обобщенным субстантивированным местоимением все. Оно имеет аналитические формы времени, образуемые с помощью связки (было на мази, будет на мази). Между тем выражение на мази в русском литературном языке XVIII – начала XIX b. еще сохраняло некоторую связь с своим основным этимологическим значением. Выражение на мази первоначально применялось к повозкам и вообще к тем орудиям или средствам передвижения, которые смазывались перед поездкой. У Лажечникова в «Ледяном доме» встречается поговорочный афоризм: «... без мази и воз с места не тронется...» (гл. 4). У Даля в «Пословицах русского народа» (с. 620) отмечено выражение: «У меня дело на чеке, на мази» (М., 1862). Переносно на мази значило: «скоро уедет», «уже окончательно налажено к отправлению, к ходу, к движению, к поездке». Н. И. Греч в 1852 г. в своих «Замечаниях касательно нового издания русского словаря» говорил о необходимости собирания материала по фразеологии русского языка и приводил в качестве примера: «он на мази, т. е. вскоре уедет» (ИОРЯС АН, 1852, 1, с. 337). Вот несколько иллюстраций употребления на мази в этом значении. В «Автобиографической записке» государственного секретаря В.  Р. Марченки (1782–1838) о Петербурге во время нашествия Наполеона: «Эрмитаж, библиотеки, ученые и дела всех присутственных мест вывезены водою на север, чем воспользовались и служащие, присоединив свои ящики к казенным, так что у гр. Аракчеева, например, было в доме не более трех ложек. Затем все жили, по пословице, на мази: кто мог, держал хотя пару лошадей, а прочие имели наготове крытые лодки, которыми запружены были каналы» (Русск. старина, 1896, март, с. 500). У В. А. Жуковского в письме: «Я совсем на мази, чтобы к вам ехать... (Жуковский, 1878, 6, с. 586). У И. С. Тургенева: «Я уже совсем на мази к отъезду...» (Тургенев, 1885, с. 73). В письме А. Н. Серова к В. В. Стасову от 17 сентября 1852 г.: «Теперь я живу в Петербурге уже как дорожный, – на мази махнуть в Крым...» (Русск. старина, 1908, июнь, с. 499).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В кругу древне-христианской символики видное место занимает изображение доброго пастыря. Символ этот стоит в тесной связи с символом агнца (см. Христ. Чт. май–июнь 1878 г.). Как представление о символе «рыбы» вызывает само собой представление о «рыболове», так точно и представление об агнце вызывает представление о пастыре. Отсюда символ доброго пастыря можно считать по происхождению современным символу агнца. «Вы мои овцы», говорит Иегова у пророка Иезекииля, «овцы Моего пастбища, вы люди, а Я Господь Бог ваш 1 . Таким образом весь мир в воззрении пророка представляется овчарней, а Бог – Пастырем. В подобных поэтических выражениях обращается к своему благословенному Пастырю избранный народ через своего Псалмопевца: «Господь пастырь мой... Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» 2 . В этих картинах отражается способ представления, заимствованный из пастушеской жизни народа. Но вместе с тем под этой простой идиллической формой скрывается указание на высшие отношения пастыря и стада. Пророк Иезекиил между прочим замечает, что этот пастырь будет управлять сердцами своих овец 3 . В соответствие с ветхозаветным применением символа Спаситель прямо называет Себя пастырем: Я пастырь добрый 4 и: Я пришел к погибшим овцам дома Израилева 5 . Отсюда символ пастыря перешел в древнюю литературу. Климент Александрийский прилагает к Спасителю наименование «пастыря разумных овец» и «пастыря царских овец» 6 . Аверкий, епископ Иерапольский, замечает о себе, что он составил для своего надгробного памятника надпись: «Аверкий – ученик пастыря агнца» 7 . Таким образом символ этот приобрел право гражданства в литературе уже в первые века христианства. В сфере искусства – то же самое. В числе открытых г. Бозио изображений пастыря одно, по мнению Ажинкура, относится ко второму христианскому веку 8 ; правдоподобность соображений опытного археолога подтверждается свидетельством Тертулиана, который говорит об обычае своего времени украшать изображениями доброго пастыря священные сосуды и домашнюю утварь 9 . Множество подобных изображений в римских катакомбах, Латеранском, Кирхерианском и других музеях не оставляют никакого сомнения в их древнейшем происхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Дело в том, что мотивом для автора служил не исключительно научно экзегетический, объективный с целью раскрыть точный смысл или «разум» занимающего его церковного закона, а вместе с сим и другой не менее благородный – защитить родную для него Казанскую Академию от упреков в неточности ее перевода «Деяний поместных соборов (изд. 1878 и 1901 гг.). Этот второй мотив всюду пересиливал первый, и отозвался не довольно выгодно как на собственных ученых изысканиях автора, так – и, в особенности, на отношении его к мнениям, полемизировавших сторон: мнения благоприятные для защиты Академии автор выставляет как верные, а не благоприятные старается всеми силами раскритиковать, при этом весьма неприкровенно выражает и свои личные симпатии одним, и антипатии к другим, иногда настолько приподнимая тон своей речи, что он становится весьма неудобным для научных объяснений и совсем нецелесообразным: ибо общеизвестна истина: «ты сердишься? Стало быть не прав!» Не чем иным, а именно этим мотивом только и можно объяснить усилия автора отстаивать мнения проф. М. А. Остроумова, иногда явно несостоятельные. Есть еще и третий мотив – также весьма невыгодно отразившиеся на работе г. Бердникова; это мотив – партийности. Автор делит полемизировавших на две резко враждебные партии: противную сторону называет «обновленческой», видное место в которой, по его словам – занимают Н. Аксаков , А. Папков и их вдохновитель проф. Н. Заозерский (стр. 597, май), а свою, к которой относит проф. М. Остроумова, Б. В. Барсова и других – строго православными ревнителями канонов, совершенно добросовестными (стр. 772). «Обновленческую же партию» автор обвиняет напр., в следующих ужасах: а) Папков и Заозерский своими писаниями желали «опорочить неприятное им правило и если можно свести его значение к нулю» (стр. 747, июнь); б) их речи о форме XIII-ro правила есть праздная и забавная игра в открытия (748 стр.); в) в толкованиях правила, они не считаются с совестью и следуют принципу, что цель оправдывает худые средства (стр. 722).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

М.И. Вострышев Основные даты жизни, деятельности и прославления святителя Тихона, патриарха Московского и всея России 1865, 19 (31) января. Родился Василий Беллавин, будущий патриарх Тихон. 1874 – 1878. Учеба в Торопецком духовном училище. 1878 – 1884. Учеба в Псковской духовной семинарии. 1884 – 1888. Учеба в Санкт – Петербургской духовной академии. 1888 – 1892. Преподавание в Псковской духовной семинарии. 1891, 14 (26) декабря. Пострижение в монашество. 1892, 17 (29) марта. Перевод из Пскова в г. Холм Холмско – Варшавской епархии инспектором духовной семинарии. 1892, июнь – 1897, октябрь. Ректор Холмской духовной семинарии. 18 (30) октября. Наречение во епископа Люблинского, викария Холмско – Варшавской епархии. 14 (26) сентября. Назначение епископом Алеутским и Аляскинским. 1905, май. Возведение в сан архиепископа Алеутского и Северо – Американского. 1907, 25 января (7 февраля). Назначение архиепископом Ярославским и Ростовским. 1914, 2 (15) января. Назначение архиепископом Литовским и Виленским. 1917, 21 июня (4 июля). Избрание архиепископом Московским и Коломенским. 1917, 13 (26) августа. Возведение в сан митрополита Московского и Коломенского. 1917, 15 (28) августа. Открытие Священного Собора Православной Российской Церкви и избрание его председателем митрополита Тихона. 1917, 5 (18) ноября. Избрание в храме Христа Спасителя митрополита Тихона патриархом Московским и всея России. 1917, 21 ноября (4 декабря). Торжественное возведение на престол (интронизация) в Успенском соборе Кремля патриарха Тихона. 1918, 19 января (1 февраля). Послание патриарха Тихона с анафематствованием гонителей Церкви и сеятелей братоубийственной брани. 1918, 28 мая (10 июня) – 4 (17) июня. Поездка патриарха Тихона в Петроград. 1918, 8 (21) июля. Слово патриарха Тихона в Казанском соборе об убийстве императора Николая II. 1918, 14 (27) сентября – 22 сентября (5 октября). Поездка патриарха Тихона в Ярославль и Ростов Великий. 1918, октябрь. Письмо патриарха Тихона Совету народных комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010