21 . Сегодня служил милостию Божиею литургию раннюю для Серебренникова; пред совершением и во время совершения проскомидии, и после испытал сильный прилог врагов из-за пристрастия к чистым ризам, коих протоиерей не давал для служения литургии (он был на даче), и из-за неприязни к нему по этому поводу. Смущение, теснота и огонь адский; каялся Господу горячо, осуждая себя в привязанности к тлению и в служении двум господам; молил Господа просветить мои сердечные очи, да вижу нелепость и безумие пристрастия к тлению и да предпочитаю благам всего мира благодать Христову, обитающую в сердце, как сокровище нетленное, некрадомое, вечно пребывающее, да ценю паче всего правду, любовь, мир, кротость, незлобие. За это покаяние и искреннее самоосуждение Господь вскоре посетил меня дивным спасением, претворив огнь в росу благодати, бурю в тишину, тесноту в пространство, тьму во свет, немощь в силу, срамоту в дерзновение, смерть в жизнь, скорбь в радость. Видел я дивное спасение Господа Иисуса Христа, и слезы умиления и благодарности лились из глаз моих. За сим я с силою и дерзновением служил литургию и животворно причастился Святых Таин. Да не мыслю ни на мгновение зло о настоятеле или о ком другом, но вся мне любовию да бывают, да побеждаю благим злое Рим.12:21 ]. Служение наше священническое есть служение небесное, служение нетления и бессмертия, вечной жизни, служение правды и святыни, служение, коим души человеческие возрождаются, очищаются, освящаются, обновляются, возводятся к совершенству, возможному для человека с помощию Божиею, и обожаются. Каков же должен быть священник! Как должен быть удален от всякого пристрастия к земному, как должен быть небесен, кроток, смирен, воздержен, целомудрен! 22 . Осуждаю себя за то, что вчера зашел к отцу Александру и смотрел на играющих в карты у него и на него, тоже играющего, и пил рюмку вина не вовремя, и нюхал табак, творя плоти угодие в похоти [ Рим.13:14 ]. Благоуветливого и благопременительного Бога нашего можно всегда умолить о всем истинно нужном и полезном для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И когда искренно осудил себя, поверг себя в бездну человеколюбия Божия со всеми грехами моими, прося избавления и спасения, Господь преклонился ко мне на милость; но за чревоугодие мое не совершенно избавил меня от врагов, которые еще гнездились во мне и несколько теснили меня; на великом входе они запнули меня, смутив меня и сдавив сердце мое: я не выговорил цесаревны и сына; потом по совершении Таинства не выговорил слов: ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих... Но после причащения Святых Таин оживил, утешил, возвеселил меня Господь дивным спасением Своим, пречистым Телом и животворящею Кровию Своею – я обновился, укрепился. Потом забота о раздаянии просфир развлекла и сбила было меня (не надо во время обедни раздавать просфиры и угождать человекам). Благодарю Господа, давшего мне обильные слезы умиления духовного во время всенощной на воскресенье при чтении акафистов. Господь даровал мне реку благодати. Благодарю Тя, Господи, яко покорил еси жену мою мне, когда она противилась мне, поливая на ночь неумеренно зелень в горшках цветочных, и меня, прогневавшегося на нее, помиловал и умирил по молитве покаяния. Даруй нам согласие и искреннюю друг ко другу любовь. Зачем я раздражаюсь и отпадаю от любви, когда что-либо делает жена вопреки мне, [но не в] погрешности впадает? Надо иметь спокойствие, рассудительность, самообладание. В этом у меня недостаток большой. Стоит ли из-за вещей каких-либо приходить в раздражение? Не стоит. Душа больше их всех. Как же мы ежедневно работаем двум господам? Двоедушие скверно. Или Богу, или мамоне, одному кому-либо. – Конечно Богу. Если будешь хранить мир и любовь со всеми, не взирая на неисправности людские, то будешь работать Богу. 25 июня. После ранней воскресной обедни. После всех бед, которые навел на меня сатана во время литургии коварством своим за грехи мои (чревоугодие и пресыщение), Господь милостиво и державно избавил меня чрез причащение в вере и покаянии пречистых и животворящих Таин и после величайшего смущения, скорби и тесноты даровал мне дивный мир, радость и пространство с дерзновением. Искушение было из-за двух певцов из хора, певших крайне дурно, нескладно, вздорно, спешно, решительно по-козлиному. Это огорчило меня, и я не мог спокойно служить, хотя и не надо бы было возмущаться и мыслить на них зло. Теперь и свою погрешность великую исповедую: вчера вечером я без нужды съел ломтик черного хлеба и выпил полтора стакана сладкого чаю, и это излишество сказалось во мне весьма скверно во время обедни: из-за него сердце мое омертвело, загрубело, сделалось как бы безжизненною массою земли, бесчувственною и неспособною к небесным чувствам и весьма чувствительною и способною к восприятию всякого зла, уныния, раздражительности, нетерпения, злобы, зависти и прочего, что и было. Именно из-за пресыщения и лакомства сердце мое было как лист, ветром колеблемый: царскую фамилию не всю сказал, отпуст крайне сократил, был сам не свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Увы мне! А конец при дверях. Суд готов. 6 июня. Вторник, после утрени. Благодарю Господа, многократно уврачевавшего душу мою ныне утром во время и после утрени от пристрастия к одежде (зачем-де риз порядочных протоиерей не дает) и особенно от острой, смертельной болезни души – от зависти (дьячку: зачем-де ему отдельно везде дают за требы; так на вышке у Неустроева на Козьем болоте). За покаяние и искреннее осуждение мною себя самого Господь помиловал меня, очистил, исцелил душу мою, как ножом отрезал от души болячку зависти, страдание, отъял смерть и даровал жизнь, мир, пространство, свободу. Слава чудному Богу! Понимаешь ли, человек, сколь великое благодеяние Божие тебе – простить тебе грех, например зависть, злобу и прочие, исцелить, оживить твою душу, умерщвленную грехом? Творя грех, например завидуя, ты уподобляешься диаволу, становишься учеником, сыном его или, просто сказать, диаволом и подлежишь вместе с ним уготованному ему мучению огненному. Сколь же велик твой грех ! Сколь ужасно наказание за него! Уже ты и здесь, на земле, в душе получаешь наказание за грех – огонь, палящий внутри душу твою, в показание огня вечного. Поэтому крайне велико благодеяние Господа твоей душе, когда он дарует тебе покаяние и за искреннее покаяние избавляет тебя от наказательного огня, скорби и тесноты, избавляет тебя от сатанинства, принимает опять в общение с Собою, облекая тебя в правду, в мир, свободу, дерзновение, коих ты прежде был лишен. Итак, усердно благодари Бога, спасающего тебя, и на прежние грехи не возвращайся, но храни себя во святыне, правде и истине. 6 июня. После обедни. Благодарю Господа, удостоившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию и неосужденно причаститься Божественных Таин. Увы мне, что я люблю себя и ближних во плоти, а не в духе! Увы мне, что я не люблю многих ближних моих даже по плоти, не только по духу (Павел Николаевич Славинский рассказал мне, что отец Владимир Краснопольский живет прекрасно на даче на бараках, и я уязвился завистию внутренно, как наружно выражал желание ему полного здоровья).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Все эти грубые обманы сами по себе не имели бы значения, но они показывают, насколько сильно было влияние мистических идей, под влиянием которых невежественная толпа готова была верить самому грубому самозванству своих учителей, хотя не раз и убеждалась в этом самозванстве. Еврейские понятия стали проникать в молоканство благодаря самому Уклеину. Путешествуя для распространения молоканства по саратовской губернии, Уклеин познакомился с неким Семёном Далматовым. Далматов был последователем и наставником секты иудействующих, не признававшей Христа за мессию и соблюдавшей постановления Моисеева закона. Уклеину удалось обратить Далматова в молоканство. Но для большего удобства достигнуть этой цели, он принял в число правил запрещение употреблять свинину, рыбу, не имеющую чешуи и вообще пищу, запрещённую Моисеевым законом. Впрочем, эти правила Уклеин не разглашал открыто между своими последователями, так что многие из них ничего об этом не знали. Впоследствии же они послужили также одной из причин внутренних раздоров в среде молоканства. Образование в молоканстве частных сект Прав. Собес. 1858, III и 1859, I. Отеч. Зап. 1828 г. ч. XXXIII, стр. 57. 1864 г., кн. 5, 1867 г., июль и 1870 г., июнь. Странник, 1878 г., январь. Кавказ. Епарх. Вед. 1875 г. стр. 195. Причины образования в молоканстве частных сект заключались в основных началах молоканства, которое, признавая свободу толкования Библии, давало полную возможность развиваться или ослабляться вошедшим в молоканство разнохарактерным идеям. И, во 1-х, с точки зрения основного молоканского учения о религии чисто духовной не могло не порождать волнений привнесение внешних еврейских установлений; во 2-х, можно было быть более или менее последовательным в отрицании вообще религиозной внешности; в 3-х, более или менее задевать общественный порядок, так или иначе решая вопросы социального характера, и, в 4-х, давать больший или меньший простор развитию мистических бредней. От этого вскоре после смерти Уклеина и стали появляться недовольные его учением, начались внутренние распри, и молоканство стало распадаться на частные секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Труды архим. Леонида (Кавелина)//БТр. 1972. Т.9. С.228–240. 26 См.: Архиеп. Антоний (Вадковский) . Из истории христианской проповеди: Очерки и исследования. СПб., 1895. С.265–391; Rose К. Predigt der russisch-orthodoxen Kirche. Berlin, 1952. S. 39–59, 119–128; Kasper K.-H. Die Predigtliteratur der Kiever Rus’ als Spiegel der Zeit. (Ost-)Berlin, 1958 (дисс., машиноп.) (учтены многочисленные анонимные и псевдоэпиграфические слова-поучения). 27 Павлов А.С. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902; Goetz L.K. Kirchenrechtliche und kulturgeschichtliche Denkmäler Altrußlands nebst Geschichte des russischen Kirchenrechts (Pavlov A.S. Kurs cerkovnogo prava, §§40–53). (Kirchengeschichtliche Abhandlungen. Bd. 18/19). Stuttgart, 1905 (перепеч.: Amsterdam, 1963). 28 Иеромон. Августин. Полемические сочинения против латинян, писанные в русской церкви в XI и XII вв.//ТрКДА. 1867. Июнь. С.352–420; Сентябрь. С.461–521 (устарело); Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.). Μ., 1875 (перепеч.: London, 1972); Павлов А.С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. 29 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937 (перепеч.: Ann Arbor/Mich., 1973); 4-е изд.: Париж, 1988 (раннего периода Флоровский касается только во введении [С. 1–29, 521–526], хотя выше [C.V] сам охарактеризовал отчуждение Московского патриархата от своего святоотеческого и византийского наследия как роковой порок русской церкви); Fedotov G. The Russian Religious Mind, I: Kievan Christianity. Cambridge (Mass.), 1966 (cm. рец.: Onasch К.//ThLZ. 1969. Bd.94. S. 609–611); idem. A Treasury of Russian Spirituality. New York, 1948 (Древней Руси посвящены лишь с. 11–49 гл.1) (см. критич. рец.: Florovsky G.//S1EER. 1949. Vol.8. Р.329 f.). 30 Ledit J. Russie (pensée religieuse), I: Jusqu’à l’établissement du Saint-Synode//DThC. Paris, 1939. T.XIV/1. P. 207–333, особ. 207–235. 31 Из относительно новых назовем здесь труды В.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1036 Воуег д’Ажан – главный редактор Bibliotheque des petits polemistes. – К книге (Paris, 1892 рр. 397) приложена обстоятельная биография папы (с портретом) и последняя энциклика (от 16 февр 1892 г.). – Папа Лев ХШ по происхождению итальянец – из фамилии графов Печчи. Род. 2 марта 1810 г. в Карпинетто (в Лациуме, в бывшей Панской Области) и был назван Иоакимом (Vincenzo Gioacchimo); начальное образование получил в коллегии в Витербе (Viterbe), докончил в Римской Коллегии и 22 лет от роду получил степень доктора in utroque jure. Вскоре по окончании учения поступил в один из кат. орденов и проходил различные иерархические степени: в 1843 получил сан епископа; в 1846 назначен кардиналом, хотя кардинальскую шапку получил только в 1853 г.; папой – с 1878 г. Лeb XIII – большой ученый и поэт (к книге д’Ажана приложено несколько его стихотворений на латинск., – последнее помечено 1883 г.: de seipso). Из под его пера вышло, еще за время его епископства, много „бесед“ и „пастырских посланий“, посвященных самым живым и насущным вопросам (перечень и анализ у д’Ажана – стр. 362–371). – Самая обстоятельная биография папы: Leon XIII ет le Vamican раг Tesme (Paris 1880, рр. 349). 1044 И папа, по-видимому, с своей стороны очень доволен своим портретом. Под своим портретом, писанным Шартраном (приложен к книге д’Ажана) папа подписал: Effigiem subjectam oculis quis dicere falsam Audeat? Huic simile vix jam pinxisset Apelles. 1055 Lettre encyclique de ss. Le Pape Leon XIII aux Aarcheveques, Eveques, au Clerge et a tous les catholiques de France (см. в конце книги Д " Ажана, стр. 373–379). В своих „письмах из-за границы“ мы не раз упоминали об этой энциклике, но не имели случая ознакомить с нею подробнее. Восполняем здесь этот пробел. – Папа начинает свое послание выражением своего особенного расположения к французской нации, которая и сама, по его свидетельству, платит ему взаимностью. Ему особенно дорого, поэтому, благополучие Франции, которое, как известно и как показывает ее история, созидалось главным образом двумя доблестями нации: верностью католической церкви и – отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

213 «Какое понятие нужно иметь о религии, – говорит один из современн. западн. богословов Шенкель в своём сочинении «Die Christl. Dogmatik В. I. S. 271–272, – об отношении Духа Божественного к человеческому, чтобы священных писателей – этих сознательнейших носителей откровения, призванных Богом на деятельное, живое служение человечеству, избранных в живые свидетели Его откровения, – чтобы этих Божиих человеков превратить в бессознательные механические орудия, в автоматы, чуждые всякого понимания и личного отношения к тому, что они сообщают другим за безусловную божественную истину». «Откровение не было бы откровением, – говорит также Твестен, – если бы Бог носителям его не сообщил способности к правильному уразумению оного». См. примечан. в стат. Протестантское богословие и вопрос о богодухновенности. Тр. Киев. д. ак. 1864 г. Том третий. 215 Предислов. к толкован. на прор. Исаию. Твор. св. отц. в русск. перев. Том. VI. Ч. 2. Стр. 9–10 220 Более подробные доказательства свободного состояния вдохновляемых можно читать в прекрасной статье: «Ветхозаветные пророки». Христ. Чтен. 1876 г. май-июнь. 221 in Zeitschrift für die gesamte lutherische Theologie und Kirche. 1841. Heft. I. 222 И справедливо ли сомневаться в божественном авторитете наших Евангелий только потому, что писатели их пользовались письменными источниками, когда в исторических книгах Ветх. Завета это пользование очевидно для каждого ( Быт.14, 23 и др.), и однако никто не осмелился на основании этого отрицать божественную их важность. Более подробно развита эта мысль в Чтен. общ. люб. дух. просв. 1878 г. декабр. под рубрикой: «Несколько беглых заметок по поводу сочинения о происхождении первых трёх канонических Евангелий. 223 Пособия для толкования пролога: Corn. Jansenii. comment. in s. Evangelia. T. prim. 1825. Olshausen, Bibl. Comment. Erst. B. 1830. Ebrard, Wissenschaft. Kritik. § 135. Entstehung d. Lukas, 1850. Godet, Comment. z. d. Evangel. des Lukas, 1872. Sevin, Synoptische Erklärung d. drei erst. Evangelien. 1873. и мн. др. На русск. языке; «Толковое Евангелие от Луки» архим. Михаила; «Учебное руководство к чтению Евангелий» Д. Боголепова .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

н. – надпись др.-перс. царя Дария I, высеченная на скале Бехистун (территория совр. Ирана. – Авт.). Уже в 1846 году Раулинсон смог представить полный перевод этой надписи Лондонскому королевскому азиатскому обществу, а в 1857 году увидела свет «Надпись Тиглатпаласара, царя Ассирии», переведённая Раулинсоном, Хинком и Оппертом. Таким образом, благодаря гению и проницательности англичанина Генри Кресвик Раулинсона, ирландца Эдварда Хинкса и немецко-французского учёного Юлиса Опперта, потребовалось не более десятилетия, чтобы расшифровка клинописи стала достоверным фактом. С самых первых дней раскопок в Нимруде у Лэйярда появился молодой друг, Ормузд Рассам, который горел желанием помочь ему во всех его начинаниях. Их дружбу прервёт лишь смерть Лэйярда в 1894 году. Рассаму Лэйярд доверит руководить третьей ассирийской экспедицией (1852­–1854), в которой он уже не сможет принять участие. И если первооткрывателем Ниневии был Лэйярд, случайно обнаруживший здесь клинописные таблички «Куюнджикской библиотеки», то саму библиотеку (больше известной как библиотека Ашшурбанипала) раскопал в 1854 году именно Ормузд Рассам, один из первых археологов – представителей коренного населения страны. Справедливости ради следует добавить, что вершиной изысканий самого Рассама было открытие им в 1878 году Имгур-Энлиля, «поместья» ассирийских царей в Балавате, в 40 км. восточнее Мосула. Здесь из довольно низкого холма ему удалось извлечь две пары огромных (высотой около 7 м) бронзовых ворот, поставленных Ашшур-насипалом II (883–859) и Салманассаром III (859–824) соответственно у входа во дворец и в храм. Эта находка в то время явилась первым доказательством существования в Месопотамии дверей и ворот. Успехи преемника Лэйярда, Ормузда Рассама, были ничуть не меньшими, чем успехи его учителя и покровителя, но... он не был первым, а потому не мог рассчитывать на то, что его открытия вызовут сенсацию в учёном мире. Итак, первый этап работы Генри Лэйярда в Нимруде (продолжался с ноября 1845 по июнь 1847) успешно закончился. Теперь он вместе со своим молодым другом, которому в ту пору было всего 21 год, направляются в Лондон, где Рассам сможет продолжить свою учёбу в крупнейшем университете Великобритании – Оксфорде. 31 июля 1847 года они прибыли в британское посольство в Константинополе, затем в начале октября взошли на борт французского судна, которое взяло курс на Италию. После короткой остановки во Флоренции их путь лежал дальше – в Марсель. Так как в то время во Франции ещё не было железнодорожного сообщения, то путешествие из Марселя до Парижа в почтовом дилижансе заняло ещё четыре дня и три ночи. Наконец Лэйярд и Рассам прибыли в Париж. Как примет их столица Франции и родина Лэйярда?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Н. Муравьёве//ДЧ. 1877. Ч. 1. Март. С. 359-389 (отд. отт.: М., 1877); Исследование о личности первого Лжедимитрия//РВ. 1877. Т. 130. Авг. С. 463-501; Т. 131. Сент. С. 5-33; Окт. С. 472-507; Мысли и чувствования митр. Филарета по делу отобрания литографированного перевода книг Ветхого Завета: По письмам его к архим. Антонию [Медведеву]//ПО. 1878. Т. 1. Янв. С. 106-118; Очерк жизни архим. Антония [Медведева], наместника Св.-Троицкой Сергиевой лавры//Там же. Февр. С. 267-287; Март. С. 393-410; Т. 2. Май/Июнь. С. 275-294; Т. 3. Дек. С. 697-737 (отд. изд.: М., 1878); Типик жен. мон-ря Пресв. Богородицы Благодатной, основанного и устроенного имп. Ириною, женою имп. Алексея Комнена, по ее повелению и мысли составленный и изданный//Древности: Тр. МАО. 1878. Т. 7. Вып. 2. С. 59-76 (отд. отт.: М., 1878); Воспоминания семинариста//ПО. 1879. Т. 3. Сент. С. 100-133; Покров Божией Матери над Москвою: По поводу торжества 500-летия пребывания в Москве чудотворной иконы Божией Матери Владимирской (26 авг. 1395-1895). М., 1895; Восп. об А. В. Горском//БВ. 1900. Т. 3. 11. С. 544-560; Переписка с А. Н. Бахметевой/Сообщ.: прот. А. Беляев//У Троицы в Академии (1814-1914). Серг. П., 1914. С. 510-589. Лит.: Б[утков] П. Ответ на новый вопрос о Несторе, летописце русском//Современник. 1850. 9. Отд. 3. С. 1-52; Журналы собраний Совета МДА за 1870 г. М., 1871. С. 9-10, 15, 39, 109; То же за 1872 г. М., 1873. С. 36, 230-231; То же за 1873 г. М., 1874. С. 6, 8-9, 136, 167, 198-199; Памяти заслуженного проф. МДА П. С. Казанского//ПО. 1878. Т. 1. 3. С. 485-508 (отд. изд.: М., 1878); Я-в Д. П. С. Казанский: (Некр.)//Моск. ЕВ. 1878. 9, 26 февр. С. 91-92; С-в И. Из воспоминаний об академических чтениях по др. гражданской истории покойного проф. МДА П. С. Казанского//ДЧ. 1879. Ч. 2. Май. С. 45-59; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1879). М., 1879; Беляев А. А. Воспоминания [о проф. МДА П. С. Казанском]//ПО. 1880. Т. 1. 3. С. 559-573; 4. С. 708-732; Т. 3. 9. С. 122-149; 1881. Т. 2. 6/7.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010