Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ ((Никола) Кочанов; † 1392?), юродивый, Новгородский, блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОЛАЙ (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), Христа ради юродивый, Псковский, блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские, основатели Старорусского Косинского во имя свт. Николая монастыря (близ совр. г. Ст. Русса). В «Описании о российских святых» упоминается, что «преподобный Константин, строиитель монастыря, преставися в лето 6000 месяца июля в 29 день». Память святого под 29 июля и 6 нояб. (память прп. Варлаама Хутынского) была отмечена в Кайдаловских святках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 229, 346; архиеп. Сергий датировал святцы кон. XVII в., однако, исходя из набора памятей, совр. исследователи относят их к XVIII–XIX вв.). В «Описании о российских святых» по списку Савваитова Константин указан «между святыми града Торжка» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 360; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 311). Вероятно, новгородского святого ошибочно записали в этот раздел, возможно, речь идет о 2 разных святых. В «Перечне святых Новгорода» упоминается «преподобный Костянтин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою» (РНБ. Мих. 2532. Л. 193 об., XVIII в.— ЭК ИРЛИ. ПД). В некоторых списках «Книги глаголемой...» эта информация приобретает более распространенный характер: «Преподобный Константин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою, ученик преподобнаго Варлаама Хутынского» (РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 24–24 об., XVIII в.— ЭК ИРЛИ. ПД). Те же сведения включил в свой «Алфавит русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский: «...еще сего же Варлаама ученик Константин, игумен за Русою» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 124, 1807–1811). Запись о К. и К. содержат под 5 нояб. иконописный подлинник XIX в. (РНБ. Тит. 139. Л. 41–41 об.— ЭК ИРЛИ. ПД) и под 29 июля Четьи-Минеи еп. Ермогена (Добронравина): преподобные Константин и Косьма, ученики Варлаама Хутынского, основали в половине 13 в. Косин, или Косинский, монастырь» (РНБ. Собр. СПб. ДС. 25/7. Л. 155 об., XIX в.— ЭК ИРЛИ. ПД).

http://pravenc.ru/text/2185858.html

Питирим, святитель, епископ Тамбовский и Козловский (Прокопий) († 1698; память 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых) Родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и святой Церкви своим детям. С раннего детства Прокопий любил посещать Божий храм и участвовал в церковном чтении и пении. Одной из характерных особенностей детских лет Прокопия была его любовь к своему святому, преподобному Прокопию Декаполиту († ок. 750; память 27 февраля/12 марта), в день памяти которого он родился. Эта любовь осталась непоколебимой на всю его жизнь и выражалась в частом молитвенном обращении к святому и в подражании его добродетелям. Без молитвенного обращения к Прокопию он никогда ничего не предпринимал. Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах. Кроме обычной грамоты он научился иконописанию. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Обладая незаурядными способностями, Прокопий мог бы быть выдающимся деятелем на любом жизненном поприще. Но Промысл Божий указал ему самое достойное назначение. Пленившись монашеской жизнью, он рано оставил мир и ушел в монастырь. Монашеская жизнь Прокопия началась в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским († 1554; память 1/14 мая). Пройдя испытательный срок, Прокопий на 21-м году жизни был пострижен в монашество с именем Питирима. Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял все монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Вскоре братия монастыря избрали его игуменом. Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причем сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов. Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пленарное заседание совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии русской православной церкви 9 июля 1948 г. Святейший Патриарх Алексий: Пленарное заседание Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей объявляю открытым. Слово предоставляется Митрополиту Николаю. Выступление Митрополита Николая по вопросу о порядке работы Совещания Митрополит Николай: Предсъездная комиссия Русской Православной Церкви предлагает настоящему Высокому Собранию следующее: 1 . В Президиум пленарных заседаний Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей избрать всех присутствующих на Совещании Глав и заместителей Глав Православных Автокефальных Церквей. Возражений нет? Принято. Президиум состоит из сидящих за столом Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей. 2 . Так как все труды настоящего Совещания будут издаваться на русском и французском языках, необходимо избрать технический секретариат для этой цели. Предсъездная комиссия Русской Православной Церкви предлагает в секретариат следующих лиц: профессора С. В. Троицкого , секретаря Патриархии Л. Н. Парийского и доцента Московской Духовной Академии Н. П. Доктусова, под общим руководством Управляющего делами Московской Патриархии Протопресвитера Η. Φ. Колчицкого. Нет возражений? Принято. Прошу избранный секретариат занять места. 3 . Предлагается установить следующий порядок нашей работы: 9 и 10 июля с. г., т. е. сегодня и завтра, провести два пленарных заседания для заслушания основных докладов, выдвинутых Русской и братскими Церквами, причем прения по этим докладам на пленарных заседаниях не открывать. Возражения будут? Голоса с мест: Нет. Четыре дня с 13 по 16 июля отвести для заседаний комиссий по обсуждению докладов и выработке согласованных резолюций по этим докладам и один день, 17 июля, отвести на заключительное пленарное заседание для принятия разолюций, которые будут после принятия подписаны Главами Автокефальных Церквей или их заместителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Севастополь. Собор Владимира равноапостольного в Херсонесе. Собор Святого Владимира в Херсонесе Карта и ближайшие объекты Владимирский собор был возведен в 1891 году по проекту архитектора Давида Грима на месте предполагаемого крещения князя Киевской Руси Владимира, которое находилось на территории Херсонесского Святовладимирского монастыря, основанного в 1850 году. Проект собора был утвержден 2 июля 1859 года. Торжественная закладка нижнего храма императором Александром II и императрицей Марией Александровной состоялась 23 августа 1861 года. Строительство собора продолжалось в течение тридцати лет и было закончено только к 1891 году. Внутренняя отделка была произведена академиком Чагиным и Тихообразовым. Иконы нижнего храма были написаны известными художниками И.А. Майковым, В.И. Неффом, А. И. Корзухиным и П.Т. Риссом. 15 июля 1888 года, в юбилейный день 900-летия Крещения Руси, был освящен нижний храм в честь Рождества Богородицы, середину которого занимали остатки древней церкви, в которой крестился князь Владимир. Главный престол верхнего храма освящен 14 августа 1867 года во имя святого равноапостольного князя Владимира. Южный престол освящен 12 июля 1892 года во имя святого благоверного князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного. Размеры собора 32.7 х 41.6 м; высота сооружения – 34.6 м. 2 октября 1924 года собор был закрыт. Во время Великой Отечественной войны сильно разрушен попавшей в него бомбой. После войны храм фактически превратили в карьер по добыче камня. Богослужения возобновились в 1992 году. В 1997 году правительством Украины было принято решение о восстановлении собора. Первый этап был завершен 28 июля 2001 года торжественной церемонией установки освященного креста на купол в присутствии президентов Украины и России. Ещё информация: www.sevportal.com/our_town/khersoneses/; Очерк об истории строительства Владимирского собора из книги И.А. Антоновой " Боги Тавриды. История религий народов Крыма " , Севастополь, 1997. С. 138-158). www.chersonesos.org/

http://sobory.ru/article/?object=01502

Сразу же после прибытия он начал активную противообновленческую деятельность. Так 5 июля 1923 г. он заново освятил храм Сретенского монастыря, который занимали обновленцы – сторонники епископа Антонина (Грановского) и «произнес проповедь, в которой обратился к священству, вступившему в обновленческие группы, чтобы они покаялись в церкви всенародно, иначе он не допустит их к службе в алтаре. Присутствующее духовенство публично покаялось, и Иларион освятил церковь от осквернения еретиков» , а 6 июля он принял участие в богослужении в том же монастыре вместе с патриархом Тихоном и произнес яркую речь, направленную против обновленцев, чем не мало взволновал последних. Так, Красницкий в своем письме в ГПУ от 9 июля писал: «Усердно прошу обратить внимание на крайне провокаторскую, контрреволюционную деятельность Тихоновского ессесента (так в тексте – Д.С.) Илариона, 6/VII проповедуя в Сретенском монастыре, он произнес такую погромную речь… в толпе, в ограде и на улице произвели физические толкования и дело кончилось арестами. За пережитых 10 дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держатся вызывающе и готовы перейти к избиению – и это настроение – определенно погромное и ярко антисоветское создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежные общественные беспорядки и избиение церковников-обновленцев». В этот же день Красницкий направил в ГПУ второе письмо, в котором сообщал, что на квартире, где «проживают три тихоновских архиерея – Иларион, Филипп и Николай … глубокой ночью, около 2-х часов происходят регулярные тайные собрания… там собралось весьма теплое контрреволюционное гнездо». Вот как характеризовал архиепископа Илариона один из наблюдавших за ним агентов ГПУ: «Илларион пользуется громаднейшей популярностью среди верующих и любим за свои проповеди, проникнутые чистейшей тихоновщиной». Архиепископ всегда сопровождал патриарха на его служениях и произносил яркие проповеди, кроме того, наряду с патриархом, практически ежедневно вел прием священнослужителей. Именно к нему, как говорили в церковной среде, посылал патриарх всех приходящих к нему для принесения покаяния за уход в обновленчество . Деятельность архиепископа сразу же вызвала озабоченность у ГПУ, уже 17 июля он был вызван, как говориться в донесении сотрудника ГПУ «по поводу прочтения воззвания 15/VII в церкви Воскресения Кадаши» .

http://pravoslavie.ru/28773.html

Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин Москва, 18 июля, Благовест-инфо. День Крещения Руси готовятся отметить верующие Русской Православной Церкви 28 июля. О том, как будет проходить этот праздник на церковном и государственном уровне, каковы традиции праздника, как он воспринимается не только в российском обществе, но и в разных странах, – обо всем этом рассказали причастные к его организации представители Русской Православной Церкви на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» 17 июля. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов напомнил, что общецерковное празднование Дня Крещения Руси было установлено в 2008 г. в день памяти св.равноапостольного князя Владимира. Праздник был призван «подчеркнуть единство нашей Церкви, восходящей своими корнями к Владимирову Крещению в водах Днепра». Спустя два года праздник был признан на государственном уровне. По словам о.Николая, День Крещения Руси – «праздник еще молодой», его традиции возникают и меняются. В прежние годы традиционно в этот день Патриарх Всея Руси возглавлял богослужения в Киеве. «Сейчас эта традиция прервана по понятным причинам», – отметил священник. Теперь ежегодно после литургии в Успенском соборе Кремля Патриарх возглавляет крестный ход от храма до памятника князю Владимиру на Боровицком холме. «Но говорить, что крестные ходы к памятнику являются традиционным явлением, трудно, потому что памятник только недавно воздвигли», – сказал о. Николай. При этом он добавил: «Но что меня радует: часто проезжаю мимо Боровицкого холма – раньше было пустое унылое место, а сейчас там все время люди. Это хорошее явление: Москва таким образом почтила основателя нашей государственности и всего огромного общерусского культурно-исторического пространства, который называется Русь. Это обнадеживающее явление». Заместитель руководителя главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ (СИНФО) Вахтанг Кипшидзе также отметил, что День Крещения Руси со временем «укрепляется как народное празднование», а восприятие значения личности князя Владимира меняется.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа, Искупителя человека, Спасителя мира; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа . В Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после Пасхи , отмечается 7 января (25 дек. ст. стиль) . Также Церковью установлены праздники, посвящённые рождению Пресвятой Богородицы и Св. Иоанна Предтечи.  Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября (нов. ст).  Рождество св. Иоанна , Предтечи и Крестителя Господня отмечается 7 июля (нов. ст.). Кроме того, в Русской Церкви в XVI–XVII вв. 29 июля (н. с. — 11 августа) праздновали Рождество святителя Николая Чудотворца , однако в нашем Типиконе этот праздник отсутствует, в Минее 29 июля печатают тропарь и кондак данного праздника. Откуда мы знаем о событии Рождества Христова? Обстоятельства Рождества описаны двумя евангелистами, апостолами Матфеем (из числа 12) и Лукой (из числа 70 учеников): Мф.1:18-25 и Лк.2:4-7 . Какова цель Воплощения Сына Божия? Цель воплощения Сына Божия была связана с осуществлением предвечного Божественного замысла о Спасении человечества, направленном, в частности, на его духовное и физическое возрождение. Духовное обновление христианина совершается в течение всей его жизни. Радикальное обновление верующих совершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). Откуда известны день и месяц Рождества Христова, если в Священном Писании они не называются? С достоверностью дата Рождения Христа — точные месяц и день этого события — не известна. В прошлом различные секты вычисляли до 136 различных дат Рождества. Согласно одному из частных суждений, Христос находился на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос, скорее всего, был зачат в тот же день года, в который и пострадал – то есть в день Благовещения, который, согласно некоторым вычислениям, совпадает с днем Распятия. А еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова.

http://azbyka.ru/rozhdestvo

Архив Пн В праздник Крещения Руси Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 28 июля 2023 г. 13:18 28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 24-29 июня 2008 года в Москве, в память о Крещении Руси постановил в день памяти равноапостольного князя Владимира 15/28 июля «совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси». По традиции, после Патриаршей Божественной литургии в Московском Кремле, из кремлевского Успенского собора совершается крестный ход на Боровицкую площадь к памятнику святому Крестителю Руси, где Святейший Патриарх Кирилл вместе с собором духовенства возносит молитву об Отечестве нашем, сохранении православной веры и о всех народах, живущих в пределах исторической Руси. В этот день духовенство и прихожане столичных храмов собираются у памятника равноапостольному князю Владимиру, чтобы помолиться вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви и принять благословение князя Владимира, приложившись к частице его святых мощей, издревле хранящейся в Москве. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий , секретарь Архиерейского совета Московской митрополии; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Луховицкий Евфимий , председатель Синодального миссионерского отдела ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/6046318.ht...

Н.И. Державин Годовой церковный круг Праздники Праздник праздников Светлое Христово Воскресение. Пасха Бывает не раньше 4 апреля (22 марта старого стиля) и не позже 8 мая (25 апреля старого стиля), в первый воскресный день после весеннего полнолуния Двунадесятые переходящие праздники Вход Господень в Иерусалим Последнее воскресенье перед Пасхой Вознесение Господне 40-й день по Пасхе. Выпадает всегда на четверг День Святой Троицы. Пятидесятница 50-й день по Пасхе. Выпадает всегда на воскресенье Двунадесятые непереходящие праздники Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7 января (25 декабря старого стиля) Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 января (6 января старого стиля) Сретение Господа нашего Иисуса Христа 15 февраля (2 февраля старого стиля) Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 августа (6 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 21 сентября (8 сентября старого сшиля) Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4 декабря (21 ноября старого стиля) Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта старою стиля) Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 августа (15 августа старого стиля) 14 января (1 января старого стиля) Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля (24 июня старого стиля) Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 14 октября (1 октября старого стиля) Посты Многодневные посты Великий пост В течение семи недель (Четыредесятницы и Страстной недели) перед Пасхой Петров пост С понедельника второй недели по Пятидесятнице до 11 июля (28 июня старого стиля)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010