1925), Горьковский митр. Сергий (Страгородский; дек. 1925 - 8 дек. 1926; заместитель патриаршего местоблюстителя; впосл. патриарх Московский и всея Руси), Серпуховской еп. Алексий (Готовцев; февр.-июнь 1926; в. у.), Подольский еп. Серафим (Силичев; 28 авг. 1926 - июль 1927; в. у.; впосл. архиепископ), Ленинградский митр. Иосиф (Петровых; 8-29 дек. 1926; заместитель патриаршего местоблюстителя), Угличский архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович; 29 дек. 1926 - 12 апр. 1927; заместитель патриаршего местоблюстителя), патриарх Сергий (12 апр. 1927 - 15 мая 1944, до 27 дек. 1936 - заместитель патриаршего местоблюстителя; до 8 сент. 1943 - местоблюститель; интронизация патриарха состоялась 12 сент. 1943), патриарх Алексий I (Симанский; 15 мая 1944 - 17 апр. 1970, до 2 февр. 1945 местоблюститель в сане митрополита; интронизация патриарха состоялась 4 февр. 1945), патриарх Пимен (Извеков; 18 апр. 1970 - 3 мая 1990; до 2 июня 1971 местоблюститель в сане митрополита; интронизация патриарха состоялась 3 июня 1971), Киевский митр. Филарет (Денисенко; 3 мая - 7 июня 1990; местоблюститель; впосл. лишен сана и анафематствован), патриарх Алексий II (Ридигер; 7 июня 1990 (интронизация состоялась 10 июня 1990) - 5 дек. 2008), митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков; 5 дек. 2008 - 31 янв. 2009; в. у.), Патриарх Кирилл (Гундяев; с 1 февр. 2009). Э. П. Р. Монастыри М. е. Действующие монастыри в Москве Данилов (мужской, ставропигиальный; основан на рубеже XIII и XIV вв.; упразднен в 1930; возрожден в 1983), Новоспасский (мужской, ставропигиальный; основан в 1-й трети XIV в. (1330?) первоначально в Кремле (Спасский на Бору мон-рь); в кон. XV в. переведен на Крутицы; упразднен в 1918; возрожден в 1991), Высокопетровский (мужской, ставропигиальный; основан ранее 1379; упразднен в сер. 20-х гг. XX в.; возрожден в 2009), Богородице-Рождественский (женский, ставропигиальный; основан в 1386; упразднен в 1922; возрожден в 1993), Сретенский (мужской, ставропигиальный; основан на рубеже XIV и XV вв.

http://pravenc.ru/text/Московской ...

После учреждения единой Псковской и Порховской епархии Преосвященный Владимир, получив достаточно формальный титул епископа Изборского (поселок в 20 км, от Печор), Указом Святейшего Патриарха Алексия I был назначен на пост Начальника Русской Православной Миссии в Иерусалиме и полномочного представителя Московского Патриархата в Палестине. С декабря 1951 по июль 1956 год возглавлял кафедру Житомирскую и Овручскую (с 1954 года в сане архиепископа). Ушел по болезни на покой и вновь поселился в Псково-Печерском монастыре, где и скончался 24 января 1960 года (См. о нем: Малков Ю.Г. и Малков П.Ю. У «пещер Богом зданных». Псково-печерские подвижники благочестия XX века. М.: Правило веры, 1999. С. 319–324)., 20 Личности отца Симеона и подробностям его взаимоотношений с отцом Серафимом посвящен отдельный раздел этой книги. 21 Архимандрит Афиноген, в схиме Агапий (в миру Василий Кузьмич Агапов) – родился 12/13 (по новому стилю указывал 24) января 1881 года в деревне Карманово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Окончив земскую школу, жил с 1894 года в Санкт- Петербурге, работая в швейной мастерской родственника; после службы в армии в 1902 и в начале 1903 гг., решив оставить мир, «пошел, – по его словам, – пешеходом... в какой-нибудь монастырь». По совету встреченного на пути старца пришел в Любань и был принят в близлежащую обитель преподобного Макария Римлянина. В 1906 году облачен в рясофор, в 1911 году – в мантию (с именем Афиноген). С конца 1912 года – иеродиакон; 18 июня 1917 года рукоположен архиепископом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким ; 1862–1936) во иеромонаха. В 1921 году назначен монастырским ризничим. 15 июля 1924 года был арестован ОГПУ (вместе с настоятелем Кириллом (Васильевым), будущим схиепископом Макарием) и 30 января 1925 года приговорен к трем годам высылки из Северо-Западного края. Прожив год в Нилово-Столобенской пустыни на озере Селигер, был затем амнистирован и вернулся в Макарьевскую обитель. В 1929 году награжден золотым наперсным крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Лит.: Сб., посвященный С. М. Лукьянову. СПб., 1905; Сюзор Г. П. Ко дню LXXV юбилея Имп. уч-ща правоведения, 1835-1910 гг.: Ист. очерк. СПб., 1910; Гос. совет: Портреты и биографии. Пг., 19152; Флоровский Г. Молодость В. Соловьёва//Путь. П., 1928. 9. С. 83-88; [Некролог]//Советский врачебный журнал. Л., 1936. 3; Весёлкин П. Сергей Михайлович Лукьянов: (К 25-летию со дня смерти)//Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 1960. Т. 4. 6; 75 лет Ленинградского гос. ордена Ленина Ин-та усовершенствования врачей им. С. М. Кирова (1885-1960). Л., 1960; Грекова Т. И. С. М. Лукьянов - ученый, литератор, гос. деятель//Актуальные вопросы биологии и медицины. Л., 1989. Сб. 1. С. 142-155; она же. «Странная» карьера//Наука и религия. 1990. 5. С. 15-17; Носов А. А. «Большой и бескорыстный труд»: С. М. Лукьянов - биограф В. С. Соловьёва// Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. М., 1990. Кн. 3. Вып. 2. С. 297-380; он же. Лукьянов С. М.//Русские писатели, 1800-1917. 1994. Т. 3. С. 408-409; Первый в России исследовательский центр в области биологии и медицины: К 100-летию ин-та экспериментальной медицины, 1890-1990 гг. Л., 1990; Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи: Главы высших и центр. учреждений, 1802-1917 гг. СПб., 2002. С. 386-390; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х - 1918 гг.). М., 2002; Рожков В., прот. Церковные вопросы в Гос. Думе. М., 2004. (МИЦ; 23). Прот. А. Берташ Рубрики: Ключевые слова: ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель

http://pravenc.ru/text/2110883.html

Даватц В. Годы. Очерки пятилетней борьбы. - Белград, 1926. (Рейхенгалле) Дитерихс А. Ветви древа родословного//Медицинский вестник. 2002. N 22. 9 августа. Дитерихс М.К. Записки по пути следования во Францию//Военная Быль. 1956. Январь. N 16. Ефремов Ф. Генерал-лейтенант М.К. Дитерихс//Военная Быль. - Москва, 1993. N 3 (132). Июль-Сентябрь. Жанен М. Отрывки из моего сибирского дневника//Колчаковщина. Из белых мемуаров. - Л., 1930. Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. Шанхай, 1936. Зайцев Г. Шанхай//Родина. 1998. N 2. Заозерский А.И. К вопросу о составе и значении Земских Соборов//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1909, 6. С. 319. Иванов В.Н. Крах Белого Приморья. Из записок журналиста. Тянь-Цзинь, 1927. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России. Составление, предисловие и примечание Ю.Т.Лицицы. М., 1996. Ирошников Михаил, Процай Людмила, Шелаев Юрий Николай II. Последний Российский Император. Фотоальбом. СПб, 1992. Кадесников Н.З. Краткий очерк Белой борьбы под Андреевским флагом. Нью-Йорк, 1965. Куликовский-Романов Т.Н. Краткая история Высшего Монархического Совета.//Uмnepckiй Вестникъ. Октябрь, 1991. Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты. Избрание на Царство Михаила Федоровича. М., Наука, 2005. На Дальнем Востоке. (Информационное сообщение о Земском Соборе во Владивостоке)//Высший Монархический Совет. 57, 1922, 19 Сентября. Наумов С. Позорный конец белогвардейщины//В огне революции. Сборник статей и воспоминаний о революционных событиях на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1927. Петров П.П. От Волги до Тихого океана в рядах белых (1918-1922 гг.). Рига, 1930. Петров П.П. Роковые годы. 1914-1920. Калифорния, 1965. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 годов. Документы и материалы/А.Ф. Киселев. М., 1999. Полное Собрание Русских Летописей. Т. 1, М, 2001. Последние дни колчаковщины. Сборник документов. М.-Л., 1926. Россия перед Вторым Пришествием. Материалы к очерку Русской эсхатологии. Издание третье, исправленное и дополненное. Составители Сергей и Тамара Фомины. Т. 1. М., 1998.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/07/...

собора и благочинный 3-го округа Пинской епархии (1.1.1936), служил на прихо дах Полесской епархии, епархиальный миссионер Пинской епархии, председатель ревизионной комиссии Польской Православной Церкви (1.5.1935), член предсоборного совещания (1.5.1935), настоятель церкви в г. Лунинец и благочинный 1-го округа г. Лунинец (26.8.1939), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (июль 1944), обслуживал церкви при лагере для перемещенных лиц, митрофорный протоиерей (1947), переселился в Бельгию (1.10.1947), настоятель церкви при лагере Берингеве (19471948), перешел в юрисдикцию Экзархата КП (1948), настоятель Троицкой церкви в Шарлеруа (1.8.19481.3.1952), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (20.3.1952), настоятель Троицкой церкви в г. Мак-Аду (Пенсильвания) (8.5.1952), овдовел (31.3.1953), пострижен в монашество (28.5.1953), архимандрит (28.5.1953), епископ Японский (7.6.1953), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Леонтий (Туркевич) в Нью-Йорке, возведен в сан архиепископа (9.5.1957), архиепископ Бостонский (14.7.1960), митрополит Нью-Йоркский и Северо-Американский (23.9.1965), после получения автокефалии от МП стал первым предстоятелем Американской Автокефальной Православной Церкви (9.7.1970), председатель 1-го Всеамериканского собора (2022.10.1970), почетный председатель РНО, председатель 2-го и 3-го Всеамериканских соборов (1921.10.1971; 1315.11.1973), в связи с преклонным возрастом поручил управление Американской Православной Церковью архиеп. Канадскому Сильвестру (15.5.1974), вышел на покой в Статен-Айленд (9.3.1977). Архив: Послужный список о. И. Бекиша (19471952). АЕУА Послужный список митрополита Иринея. ААПЦ. Лит.: Блаженнейший Ириней, Митрополит Всея Америки и Канады. Биографическая справка. ЖМП. 1970. 8 Митрополит Ириней дает прошение об уходе на покой. SOP. 1977. 14. Ириней ( Зюземиль Игорь Владимирович ; 1919, г. Чернигов – 26.7.1999, Вена, Австрия), митрополит. Сын агронома, рано осиротел. В конце Гражданской войны эмигрировал с родственниками в Германию, где получил среднее образование, затем учился на медицинском факультете Берлинского университета, окончил Пастырско-богословские курсы при епархиальном управлении митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сборник статей. М. 1997. С. 319, 320). 418        Имеется в виду епископ Пекинский и Китайский Виктор (Святин, 2.8.1893–18.8.1966) – родился в семье диакона в г. Верхнеуральске Оренбургской губернии. Окончил Оренбургскую Духовную Семинарию и Казанскую Духовную Академию. Ушёл на фронт. Воевал на Кавказе. После развала армии вернулся в Челябинск, где был назначен начальником Организационного отдела Белой армии в Оренбурге. Штабс-капитан. Тяжело больной тифом был вывезен в Китай. В стенах Китайской Духовной Миссии принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Командирован во Владивосток, в Восточный институт для изучения китайского языка (1921 – окт. 1922). Архимандрит (1929). Хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинской епархии (6.11.1932 в Белграде). Епископ Пекинский и Китайский (фев. 1933). Начальник 20-й Миссии (июль 1934). Архиепископ (сентябрь 1938). В 1930-е гг. –председатель Антикоминтерновского союза Северного Китая. Воссоединился с Русской Православной Церковью (1945). Архиепископ Краснодарский и Кубанский (31.5.1956). Митрополит (20.6.1961). 419        О контактах Е. Литвиновой с представителями Московской Патриархии см. в публикуемом нами письме епископа Нестора митрополиту Антонию от 11.10.1925. Она же, как мы помним, состояла в переписке с состоящим в юрисдикции Московской Патриархии митрополитом Японским Сергием, от которого получила «длинное письмо» перед приездом владыки Нестора. 421        Великий Князь Никита Александрович (4.1.1900–12.9.1974) – сын Вел. Кн. Александра Михайловича и Вел. Кн. Ксении Александровны, сестры Императора Николая И. В браке (19.2.1922–1936) с графиней М.И. Воронцовой-Дашковой. В эмиграции в Англии, Франции и Америке. В частично уже цитированной нами в жизнеописании митрополита Нестора записке «Общее политико-стратегическое положение на Дальнем Востоке с русской национально-патриотической точки зрения», составленной в 1929 г. по просьбе европейских монархистов писателем и журналистом, капитаном 2-го ранга Б.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  Муханов П. А. Невесты.// Муханов П. А. Сочинения. Письма. Иркутск, 1991. С. 115.   Никитенко А. В. Дневник. В 3 т. М., 1955. Т. 1. С. 7.  Некоторые любопытные приключения и сны, из древних и новых времен. М., 1829. С. 165 — 166.  РА 1871. С. 178.   Соллогуб В. А. Воспоминания. М., 1998. С. 157.   Жихарев С. П. Записки современника. Л., 1989. Т. 2. С. 262.   Вяземский П. А. Письма к жене за 1830 г.//Звенья. М.; Л., 1936. Т. 6. С. 294-295.   Абрамзон Т. Е. Суеверные представления и их осмысление в русской литературе второй половины XVIII века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Гос. пед. ун-т им. А И. Герцена. СПб., 1998. С. 6 — 7.  К биографии Пушкина. Выдержки из записной книжки М. И. Семевского//РВ. 1869. Т. 84. С. 66.  Ежедневные записки русской путешественницы в 1827 и 1828 годах.//СО. 1831. Т. 17. С 5.   Ростопчина Е. П. Счастливая женщина. М., 1991. С. 17.   Долгоруков И. М., князь. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни, писанная мной самим… СПб., 2004. Т. 1. С. 447.  Вечер накануне Нового года, или Предвещания//Славянин. 1828. Ч. 5. С 25.   Вяземский П. А. Старая записная книжка. Полн. собр. соч. СПб., 1883. Т. 8. С. 470.  Там же. С 167.  Там же. С 410-411.   Востриков А. Книга о русской дуэли. СПб., 1998. С. 198.   Арапова А. Наталья Николаевна Пушкина-Ланская. М., 1994. С 48-49.   Свербеев Д. К. Записки (1799-1826). М., 1899. Т. 1. С 265.   Лотман Ю. М. Комментарий… С. 159.  Воспоминания С. М. Загоскина//ИВ. 1900. 1. С. 76.  Дневник Варвары Петровны Шереметевой, урожд. Алмазовой. 1825-1826 гг. М., 1916. С 69.  Мелочи прошлого. Петербург в 1803 г. Из дневника В. Ф. Малиновского//ГМ. 1915. 10. С. 265.  Старые годы. 1908. Июль — сентябрь. С. 542.   Ростопчина Е. П. Бальная сцена (отрывок из романа)//Сочинения графини Е. П. Ростопчиной. СПб., 1890. Т. 1. С. 214 — 215.  Воспоминания Марии Александровны Паткуль, рожденной маркизы де Траверсе, за три четверти столетия. СПб., 1903. С. 66.  Приметы и предрассудки//Живописная русская библиотека. 1859. Т. 4. С. 143.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ РУССКИЙ († 50-е гг. XIX в., Каир), исп. Род. предположительно в Предкавказье в казачьей семье. Юношей был уведен черкесами в горы и продан тур. рыбопромышленнику, к-рый в К-поле перепродал его егип. эфенди. Раб понравился хозяину, и тот решил обратить его в мусульманство и женить на одной из своих дочерей. Встретив сопротивление со стороны А. Р., эфенди пытался сломить его побоями и голодом, но не смог и продал непокорного раба. Новый хозяин удесятерил старания по обращению А. Р. в мусульманство - его били палками по пяткам, забивали камышовые спицы под ногти, надевали на голову раскаленный медный котел. После неск. лет пыток, сделавших А. Р. калекой, его выкупил банкир-армянин, пораженный стойкостью христианина. А. Р. отказался от возвращения на родину и проживания в богадельне. По благословению К-польского Патриарха он поселился при храме мон-ря вмч. Георгия в Ст. Каире, где прожил 12 лет, работая прислужником и пребывая в непрестанной молитве. Похоронен на кладбище при мон-ре. Лит.: Соловьев П., свящ. Русский исповедник [Андрей] в Каире//Странник. 1866. 7. Ч. 1. С. 5-28; ЖПодв. Июль. С. 117-140. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (1878 – 1941), свящ., исп. (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых)

http://pravenc.ru/text/115314.html

священник Петр Кремлевскии (24.06.1870–26.05.1943) Догматико-полемические Миссия Пастырское богословие священник Петр Кремлевскии Русский богослов, духовный писатель и публицист. Клирик Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге. Биография Родился в деревне Кремлево, Кадниковского уезда, Вологодской губернии в семье священника. В 1891 году окончил Вологодскую духовную семинарию, в этом же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 13 июня 1895 года советом академии удостоен степени кандидата богословия. 18 апреля 1896 года определён на должность помощника инспектора Вологодской духовной семинарии. 10 июня 1897 года Петр Кремлевский обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Палладию с прошением о предоставлении ему новооткрывшейся вакансии псаломщика при Богоявленском Никольском Морском соборе. 9 июня 1899 года венчался с дочерью священника, Анной Вениаминовной Камарашевой (16.02.1880 — 10.09.1951). 17 февраля 1902 года был рукоположен во священника в кафедральном Исаакиевском соборе и стал настоятелем церкви святого Мефодия Патарского на Суворовском проспекте, в которой прослужил 28 лет; руководил благотворительной и просветительской организацией «Мефодиевское братство». В 1922 году протоиерей Петр был арестован за «принадлежность к нелегально организованному братству»; некоторое время спустя освобожден. К обновленцам не присоединялся. С 1930 года был настоятелем церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной; с апреля 1931 по июль 1932 года - настоятелем Коневской часовни на Загородном проспекте. В июле 1932 года протоиерей Петр возвратился в Никольский Морской собор и служил там до марта 1935 года, когда его выслали из Ленинграда в Казахстан. В 1936 году дело Петра Кремлевского было пересмотрено, для него было установлено лишение права проживания в 12 населенных пунктах. Умер отец Петр 26 мая 1943 года в Вологде.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Господь Иисус Христос, краеугольный камень и глава Церкви православной, да утвердит наш союз с вами, бр., нерушимо, да благопоспешит и тем, которые ищут соединения с Церковью, да вразумить и тех, которые еще любить разделения и чуждаются единения с нею. Аминь. священник Серапион Брояновский 7) Данкевич В., свящ. Поучение в 9-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 477–480 (Невозможно спастись вне веры и Церкви Православной) Основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). И какое бы, братие, благо было нам, если бы мы устроили свое спасение на краеугольном камне – Христе, дорожили сокровищем веры, не колебались всяким ветром учения, по лукавству человеческому, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ), и не губили бы себя разделениями и спорами! Но, увы! Подули иные ветры: доброе семя, посеянное Христом и Его апостолами, стало заглушаться плевелами разных лжеучений; возникли учения странна и различна, люди стали отвращать от истины слух свой, уклоняться к басням ( 2Тим.4:4 ) и избирать себе учителей, льстящих слуху их и потворствующих всем страстям их. Вследствие этого чрез них истинное учение Христово находится в поношении, даже имя Божие хулится у неверных ( Ис.52:5 ; Иез.36:20 ). Горечь сего положения увеличивается еще от того, что увлекающиеся учениями суемыдрых новомодных учителей, каковы, напр., наши штундисты, не сознают тяжести вины своей и думают, что они поступают по учению Христову, согласно с Словом Божиим. Но подумали ли сии несчастные о том, что учение Христа и апостолов не может себе противоречить? «Верен Бог, говорит Апостол, что слово наше к вам не было то да, то нет, ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, не был да и нет; но в Нем было все да ( 2Кор.1:18–19 ). Думали ли они о том, что «Бог не есть Бог неустройства, а Бог мира, что бывает во всех церквах у святых» ( 1Кор.14:33 )? Зачем же увлекаются разделениями и неустройствами и вносят их в здание Христово – Церковь Божию? Зачем успокаивают себя обманчивою уверенностью, что поступают по Олову Божию и учению Христову?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010