Так явились и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: высшая епископ, средняя пресвитер (от греч. слова πρεσβυτης=старик, старший), и низшая диакон. Все эти лица носят общее название священнослужителей. Каждая из степеней священства имеет еще свои разновидности, в зависимости от заслуг данного священнослужителя и служебного положения, которое он занимает. Так епископы более значительных областей и городов носят наименование архиепископов (от греч. αρχαιος=старый, заслуженный епископ); епископы митрополий, или столичных городов именуются митрополитами (происходит от μητηρ мать+πολις=город), или экзархами (εξαρχω значит начальник). Епископам древних столиц Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, а также впоследствии главам некоторых Поместных Церквей усвоен титул патриархов (от πατηρ=отец, αρχω управляю, начальствую). Помощники епископов, управляющие многолюдными епархиями, носят название викарных (vice=вместо) епископов, или просто викариев, то есть «наместников». Священники, или иереи, стоящие во главе больших приходских общин и соборных храмов, носят званием «протоиереев» (от греч. πρωτος=первый ιερευς священник=«первоиерей») и первенствуют перед другими священниками при богослужении. Священники церквей дворцовых, патриарших и синодальных носят почетное звание «пресвитеров», а первые между ними «протопресвитеров». Монахи, имеющие сан иерея, называются «иеромонахами»; стоящие во главе монастыря «игуменами» (от ηγουμενος=начальствующий), а во главе самых больших и славных монастырей «архимандритами». В настоящее время эти звания даются не только по занимаемому положению, но и по выслуге лет и за особые заслуги, как награда или отличие для ревностных священнослужителей. Точно также и старшие диаконы при соборных храмах называются «протодиаконами». Диаконы–монахи называются «иеродиаконами», а старшие из них «архидиаконами». Надо твердо знать, что по благодати нет никакой разницы между патриархом, митрополитом, экзархом, архиепископом и епископом: по своим благодатным правам они совершенно равны между собою. Разница между ними только в преимуществе чести и власти управления. Всякого епископа, независимо от носимого им титута, мы называем «архиереем», «иерархом», «святителем», «архипастырем», «владыкою». Точно также и все иереи, независимо от носимого ими почетного титута или звания, по благодати, совершенно равны между собой. Также и диаконы. Степеней священства только три. Церковнослужители

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

г) Апостолы запретили пастырям брать за труды от верующих: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия» ( 1Пет. 5:2 ). г) Здесь вовсе нет запрещения пастырям брать вознаграждение за труды свои от пасомых, а запрещается только «гнусная корысть», то есть вымогательство из–за любостяжания, – порок осуждаемый словом Божьим во всяком христианине: ( Тит. 1:11 ; 1Фес. 4:6  и др.). 12) Ваши священники носят длинную одежду, а Христос предостерегал учеников Своих: «берегитесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах» ( Мар. 12:38 ). 12) Если бы здесь обличались священники за ношение длинных одежд, то так было бы и сказано: «берегитесь священников», а то речь идет о книжниках и еретиках фарисеях, носивших из тщеславия длинные одежды. Всякому известно, что наши пастыри носят неудобные для них длинные одежды не по тщеславию, а потому, что такая для них установлена форма в России. Заграницей русские священники носят и короткую одежду. Ведь длинную одежду носят многие великороссы, казаки, а зимой почти все русские люди, в том числе и сектанты; неужели поэтому их всех нужно беречься? Дело не в одежде человека, а в душе его. Заметим, наконец, что длинную одежду носили пророки, какой, например, была милоть Илии, а потом Елисея ( 4Цар. 2:8–13 ). Да и сам Христос носил длинную одежду, так называемый, хитон, из–за обладания, которым воины подняли спор ( Иоан. 19:23–24 ). 13) Ваши священники носят длинные волосы, а некоторые молятся с покрытыми головами, в то время как ап. Павел учит: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает главу свою. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божья, а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него» ( 1Кор. 11:4,7,14 ). 13) Из внимательного чтения всей одиннадцатой главы первого послания к Коринфянам видно, что запрещение молиться с покрытой головой и носить длинные волосы относится не к пастырям Церкви, а к мирянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

12) Сектант: Ваши священники носят длинную одежду, а Христос предостерегал учеников Своих: «берегитесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах“ (Map. 12: 38). Объяснение православного: Если бы здесь обличались священники за ношение длинных одежд, то так было бы и сказано: «берегитесь священников», а то речь идет о книжниках и еретиках-фарисеях, носивших из тщеславия длинные одежды. Всякому известно, что наши пастыри носят неудобные для них длинные одежды не по тщеславию, а потому, что такая для них установлена форма в России. За границей русские священники носят и короткую одежду. Ведь длинную одежду носят многие великороссы, казаки, а зимою почти все русские люди, в том числе и сектанты; неужели поэтому их всех нужно беречься? Дело не в одежде человека, а в душе его. Заметим, наконец, что длинную одежду носили пророки, каковой, наприм., была милоть Илии, а потом Елисея ( 4Цар. 2: 8–13 ). Да и сам Христос носил длинную одежду, так называемый, хитон, из-за обладания которым воины подняли спор ( Иоан. 19: 23–24 ). 13) Сектант: Ваши священники носят длинные волосы, а некоторые молятся с покрытыми головами, в то время как ап. Павел учит: " Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает главу свою. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него“ ( 1Кор. 11: 4,7, 14 ). Объяснение православного: Из внимательного чтения всей одиннадцатой главы первого послания к Коринфянам видно, что запрещение молиться с покрытою головою и носить длинные волосы относится не к пастырям Церкви, а к мирянам. В Коринфской церкви вошло в обычай, что женщины, как у язычников при их молениях, начали являться в церковные собрания с открытыми головами, а мужчины с покрытыми, как у язычников и иудеев. Св. Апостол, желая уничтожить языческо-иудейский обычай, «предлагает“ мужчинам молиться с открытыми, а женщинам с покрытыми головами. О священниках же здесь не говорится ни слова, ибо по закону, установленному самим Богом, ветхозаветные первосвященники и священники молились в кидарах (то же, что митры) и в головных повязках ( Исх. 28: 4, 40 ) «для славы и благолепия“ ( Лев. 8: 9, 13 ). Пророк Захария возложил золотой венец на голову великого иерея, Иисуса сына Иеседекова ( Зах. 6: 11 ); и даже на небе св. Иоанн видел старцев, славящих Господа, «которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы“ ( Откр. 4: 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

—108— в том, что настоятели первых имеют кафедры, т. е. право во время суда над подчиненными сидеть на кресле, а не на земле, а настоятели простых дебров этого права не имеют. Право кафедры принадлежит в Абиссинии лишь следующим лицам: кроме, конечно, негуса, епископу, чаггэ, князю (расу), ликакгайнату (тому, впрочем, которого назначает сам епископ) и настоятелю храма убежища. Наконец нужно еще иметь в виду, что в Абиссинии не в каждом селе есть церковь , а обыкновенно несколько сел (от 3-х и более) имеют одну церковь, в которой всегда бывает несколько священников (3, 5, 7, 9 и даже 12) и несколько диаконов. И вот среди духовенства каждой церкви есть один старший (гавàс). Он имеет то значение, что сносится по делам своей церкви с ликакгайнатом (напр. по поводу замещения праздного священнического места, открывшегося в приходе) и наблюдает за поведением духовенства и благочинием в своей церкви. Обычная одежда всех духовных особ в Абиссинии (кроме епископов) мало чем отличается от одежды мирян. Камис-хитон, который носят все абиссинцы, у духовных лиц отличается тем, что имеет рукава пошире и сам делается подлиннее. Поверх камиса абиссинцы носят лэвсà, – это плащ из тонкой белого цвета материи с широкой пурпуровой полосой, как бы опоясывающей этот плащ и составляющей отличие лиц высшего звания, а в том числе и духовных. Головной убор духовных лиц различается так: простые священники носят чалму (по местному метамтаммя), ликакгайнаты носят камилавку черного или другого какого-нибудь цвета, чаггэ и настоятели церквей убежища имеют камилавки черного же цвета с белой «кацéлой», которая спадает на плечи в виде короткой косынки. Кроме того, чаггэ и некоторые другие высшие духовные лица носят в качестве данной негусом награды камис из цветной шелковой материи, шитый золотом. Все духовные ходят с посохами, имеющими форму нашей буквы Т. Круг церковных дел, подлежащих ведению духовного начальства в Абиссинии, очень ограничен. При первобытной простоте и несложности жизни обитателей Абис-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все носят на плечах синие алеппские шали, а богатые – черные шелковые брусские. Девицы причесывают волосы подобным же образом, но покрывала не носят, так что можно отличить девицу от замужней. Дети их ходят голые: на них совершенно ничего не надевают. Утром и вечером детей моют теплой водою, а когда бывает снег, то часто натирают их снегом. Все женщины ходят с открытыми лицами, даже царицы. В Константинополе и его округе вдовы носят на голове оранжево-желтые покрывала, а в Молдавии, Валахии и у казаков они носят и покрывала и все платье черного цвета, как монахини. В Московской же земле носят они черные шерстяные кафтаны, очень широкие и длинные, с большими рукавами. Глава III. Молдавия. – Васлуй Возвращаемся к нашему рассказу. Область господаря молдавского разделяется на 24 судебных округа, и средоточием каждого из этих округов служить торговый город-базар-округа. Мы выехали из Бырлада, когда нас снабдили каретами и лошадьми, в субботу 22-го января, и прибыли с наступлением ночи в другой большой торговый город, по имени Василури (Васлуй), т.-е. царский, ибо в нем прежде находился престол стран молдавских, во дни покойного Стефана воеводы, 160 лет тому назад. Он был знаменитый на войне герой, всеми почитаемый, совершил двадцать четыре похода на турок, татар, ляхов и венгров, много раз их отражал и всех победил, так что имя его прославилось всюду, и все стали его бояться. Этого он достиг своею ловкостью и проницательным умом. К числу его сооружений и деяний его благотворительности принадлежать сорок четыре каменных монастыря и церкви. Здесь в Васлуе имеются его дворцы, бани и загородные дачи, также обширная, высокая, величественная церковь с очень возвышенным куполом, окруженная аркадами и сводами, на которых находятся изображения и иконы всех святых. Над вратами церкви во всю стену сверху до низу нарисован страшный суд, с золотом и лазурью, где представлен Моисей, ведущий к Господу Анну, Каиафу и других иудеев с отталкивающей наружностью; позади них другая толпа, состоящая из турок [в белых шалях и чалмах, в широких развевающихся зеленых кафтанах с висящими назади длинными рукавами, в харимах, или нижних праздничных платьях, из желтой шерсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подробности в описании обычаев Иосифова монастыря дошли до нас в уставе, составленном им самим, и в его же жизнеописании. В первом мы читаем целое рассуждение о вреде монашеского тайнояденья. Никто не может ни пить, ни есть в келии. Братия сходится у погреба пить квас, только настоятель может разрешить пить и есть в келии, и то в праздник. За трапезой нельзя говорить ни одного праздного слова. Если естество не принимает кушанья, монах имеет право заменить его другим подобным первому, рыбного нельзя подавать два раза. Иосиф разделил монахов своих на три категории: одни едят только хлеб-соль и воду, кроме больших праздников; одежду носят – рубище ветхое и того не имеют двух пар, на ногах носят берестовые лапти. Монахи второго чина едят вариво, имеют каждый по одной манию, ряске, шубе; на ногах носят кожаные сандалии. Третьи едят калачи, рыбное, имеют по две одежды всякого рода. По три запрещается; впрочем, третью шубу можно иметь вместо второй ряски. Все без исключения носят на теле власяницы. Без благословения келаря нельзя взять доски, гвоздя, ни другой какой вещи; без благословения пономаря ни одной церковной вещи; без благословения уставщика ни одной буквы нельзя вписать в книги. Чины монастырские следовали в такой постепенности: келарь, казначей, большой чашник, подкеларник, большой хлебник, уставщик. В церкви и на молитве уставом запрещалось ноги о ноги переставляти, преходити от места и осланятися спиною. Строгость обычаев поддерживали поставленные Иосифом надзиратели из опытных старцев. Они становились у дверей во время богослужения, наблюдали, чтобы монахи без особенной крайней нужды не выходили из церкви, и будили дремавших от утомления. За трапезой они сидели в середине стола и по концам, следили за точным исполнением устава, чтобы кто-либо из братии не съел того, чего не доел сосед (остатки обыкновенно относились в отдельный дом, где проживали убогие); чтобы не было произнесено лишнего слова и глубокое молчание соблюдалось бы во время обычного за обедом чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Некоторые из нововведений приобрели со временем другой, духовный смысл. Например, митра сделалась символом христианской победы, ибо святые получают венцы (короны) и правят вместе со Христом ( Откр.4:4 ). Изображаемый на коврике орел явился классическим библейским символом св. Евангелиста Иоанна и его Евангелия ( Откр.4:7 ) и к тому же символом полёта в небесный Иерусалим. Жезл стал символом Ааронова посоха ( Исх.4:2 ), и т. д. Однако, надо помнить, что все эти знаки епископского достоинства принадлежат к более поздним и не самым основным традициям Церкви. При архиерейском служении используются два особых подсвечника, которыми епископ благословляет верующих: один из них (с тремя свечами) называется трикирий , а другой (с двумя свечами) – дикирий . Они напоминают нам о главной тайне православной веры: что Бог существует в трёх   Лицах и что Иисус Христос, Спаситель, одновременно обладает двумя   Природами, являясь совершенным Богом и совершенным Человеком. Священническое облачение имеет ещё и специальные дополнения: набедренник   (прямоугольный кусок ткани) и палицу   (кусок ткани в форме ромба). Первый даётся священникам как знак отличия, а второй есть часть епископского облачения, но за особые заслуги даётся и священникам. Их символическим значением является духовная сила: Слово Божье и меч веры. Их носят сбоку, подвешенными через правое и левое плечо. В некоторых Православных Церквях придаётся особое значение и головным уборам. Например, камилавку   (высокий цилиндрический головной убор) носят все греческие священники, но в других Православных Церквях её выдают лишь особо отличившимся священникам в качестве награды. Она может быть чёрной или лиловой, монахи и епископы носят её с чёрным покрывалом (наметкой). Скуфья   (остроконечная шапочка из ткани) – тоже монашеская принадлежность, но скуфья лилового цвета используется в виде награды для белого (т. е. женатого) духовенства. В русской Церкви некоторые женатые священники получают и особую честь ношения митры во время служб, в других же Православных Церквях её носят только епископы и, иногда, главы больших монастырей (архимандриты). Правда, в последнее время, особенно на Западе, православное духовенство всё реже и реже употребляет литургические головные уборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Окончив внешнее благоустройство монастыря, Иосиф приступил и к внутреннему лучшему строю монашеской жизни. На первый раз он написал отдельный наказ братии, помещенный впоследствии в его уставе, «о недержании хмельных напитков по келиям». Кто к кому принесет в келию мед или вино горячее, или пиво, или квас медвяный, или брагу и вы бы того не имали ни у кого, ни пили, да сказали бы есте мне: кто что к вам принесет, или келарю, или казначею; а кто пойдет в деревню, или в лес пити, или к кому принесут и он возмет или учнет пити, а мне не скажет и он с монастыря будет сослан с бесчестием. Если князь или боярин вместе с кормом на братию привезет питие, от него же пиянство бывает, то и тогда не ввозить напитка в монастырь, а объяснить при этом знатному лицу со смирением, что оный запрещен уставом. Далее идет целое рассуждение о вреде монашеского тайноядения. Хваля обычаи Симонова монастыря, в коем братия в кельях не ели и не пили; из монастыря никто не отлучался без благословения настоятеля, пр. Иосиф предписал братии ни пить, ни есть в келии. Братия сходятся у погреба пить квас, только настоятель может разрешить питие и ядение в келлии, и то в праздник. За трапезой нельзя говорить ни одного праздного слова. Если естество не принимает кушанья, монах имеет право заменить его другим подобным первому, рыбного нельзя подавать два раза. Сообразно с нравственным совершенством иноков, Иосиф разделил монахов своих на три класса. Одни едят только хлеб, соль и воду, кроме больших праздников; одежду носят –рубище ветхое и того не имеют двух пар, на ногах носят берестовые лапти. Без сомнения представителем такого поразительного нищелюбия был Кассиан Босой, его излюбленный друг и сопутник. Монахи второго чина едят вариво, имеют каждый по одной мантии, ряске, шубе; на ногах носят кожаные сандалии. Третьи, не утвердившиеся еще в подвижнической жизни, едят калачи, рыбное, имеют по две одежды всякого рода. По три запрещается. Все без исключения носят на теле власяницы. Без благословения келаря нельзя взять доски, гвоздя, ни другой какой вещи; без благословения пономаря ни одной церковной вещи; без благословения уставщика ни одной буквы нельзя вписать в книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повелеваем убо, и сие безчиние да престанет. Аще ли кто дерзнет отныне сие вышеписанное безчиние творитн и беззаконие, да будет чужд священства». Нормою для всей практики русской церкви, должна служить практика тогдашней греческой церкви, почему патриархи, осуждая и отрицая тот или другой установившийся русский обычай, не согласный с тогдашним греческим, обыкновенно говорят, обращаясь ко всему русскому духовенству: «да творят по чину восточные (т. е. тогдашней греческой) церкве»; или: «яко же обычай есть и в некоторых восточных странах»; или: «ведомо творим и сие, яко во святой великой церкви Константинопольской и в прочих патриархах» бывает так-то, значит, так должно быть впредь и у русских. Или: «яко же чин держится издревле во всех святых церквах в восточных странах, и в Киеве и повсюду, опричь московского государства», то и в последнем должен соблюдаться такой же чин, а не свой. Патриархи требуют, чтобы в московском царстве священники и диаконы обязательно носили постоянно скуфьи, так как, говорят они «в наших странах священники и диаконы носят различные священническия шапки и никогда ее с головы не снимают, кроме егда сами служат священную литургию». Поэтому и русские священники и диаконы должны постоянно носить свои скуфьи. Но, замечают при этом патриархи, «аще же кто от священников и диаконов восхощет носити шапки, якоже носят нашея страны священники и диаконы, не возбраняем, но и соизволяем и благословляем». Или: —432— «причащатися пресвятые крове от потира, по-прежнему по трижды, как причащаются вселенские патриархи, папа и патриарх Паисий александрийский, Макарий антиохийский и како напечатано в Служебниках. А мирских людей причашати пресвятого тела и крови от патира лжицею до единожды, по обычаю греческия церкве Как сильно было стремление у бывших в Москве восточных патриархов все церковное древне-русское заменить современным греческим, это, между прочим, видно из того, что даже относительно обычной одежды патриархи заповедывают всем русским священного чина и монахам: «одеяние да носят, якоже вси носят освященного чина и монахи святые восточные церкве (т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержит же сказанная его книга определения православной веры, нравоучения по Священному Писанию и рассуждения святых отцов. Итак, понеже учение Дамаскиново есть учение Иисус Христово, то рассмотрите, какой и коликой есть грех, называть оное научением диавольским. Бог же его, яко православного Христианина, Евангельской веры и истины проповедника судя, венцом правды увенчает: вашим же учителям, кои Евангельское учение диавольским научением и именовать и вам проповедовать дерзнули, какую воздаст награду? Ни Дамаскин, ни другой кто из православных ни повелевает, ни научает, ни же советует Христианам не носить креста. По понеже носить крест не есть догмат веры, ни же повелено Христианам, или заповедью Божией, или завещанием Апостольским, или словами Святого Писания, или же правилом соборным, но от обыкновения, как в древние времена некоторые носили, так и ныне носят: для того те, кои не носят, не осуждаются: кои же носят, тем не препятствуете. А что сие справедливо, явствует то из обыкновения церкви, которая возлагает каждому при крещении крест, и обыкновение сие доказывает, сколь удалена церковь от запрещения носить оного крещаемым, а, следовательно, и не заслуживает толикой клеветы. Ежели же некоторые и не носят креста, сие не по развратности, ни же от непочитания к оному, как вы думаете, делают: ко паче от почтения, которое ко кресту сохраняют, носить оного иногда не дерзают, считая за непотребство, важность греха умножающее, и носить оной на себе, и грехи соделывать. Ибо как многие суть благочестивые Христиане, кои по соделании греха от лобзания святых Икон, от причащения антидора, и от пития святой воды себя воздерживают: так и многие быть могут, кои, рассматривая свой грехи, носить креста не дерзают. Вы спорите, что кто креста не носит, тот тяжко согрешает: что и справедливо есть. Но не тот же, кто не носит креста деревянного (о коем вы говорите, и коего никому Бог носить не повелевает), но кто не носит того креста, которой Господь и Спаситель наш повелел, дабы каждый из учеников нося ему следовал: истребление, то есть, злых вожделений, обуздание похотей, искоренение грехов, терпение в страданиях, готовность к смерти любви его ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010