Тут накопилась изрядная путаница. Монахи нередко приходских священников называют «мирскими», тогда как с точки зрения церковных канонов именно монах, не имеющий сана, является мирянином, мирским человеком. Вершилло Р. Игра снов (http://www.moral.ru/Igra_snov.html). Чтобы понять рецепты, которыми Роман пытается преодолеть ужасы, в которые он сам же себя и загнал, стоит процитировать другую его статью: «А на самом деле во власти возражающего должно быть не только опровержение тех или иных ошибок. Нет. Если говорят ересь и глупость, я должен иметь право просто заткнуть рот глупцу. Вот это подлинный диалог: на произнесение отвечают затыканием» ( Вершилло Р. Право на безвластие [http://www.prav-de.ru/Bezvlastie.html]). См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1999. С. 17. Авва Антоний, 2. Скорее всего, имеются в виду слова: Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех, и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому.- Ред. См.: Кущ Т. В. Византийский театрон конца XIV-XV вв. Некоторые наблюдения//Античность и Средние века. Екатеринбург, 2000. Деяния Второго Всезарубежного собора Русской Православной Церкви Заграницей. Белград, 1939. С. 372-373. Честертон Г. К. Злой рок семьи Дарнуэй//Избранные произведения: В 5 т. Т. 2. М., 1994. С. 150. Концерт в Санкт-Петербурге «Рок к Небу»//Как говорить о вере? По материалам студенческого миссионерского альманаха «Призвание». СПб., 2003. С. 73. Архим. Лазарь (Абашидзе). Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души. М., 2001. С. 68-69. А ведь попадается! В Интернете есть несколько возмущенных разборов печальной вылазки архимандрита Лазаря в мир современной музыки. Например, пассаж отца Лазаря о сатанинских инициациях «производителей рока» вызвал такую реакцию: «Этот абзац мне понравился больше всего. Заметьте, не некоторые, а все производители. Сатанинская церковь, видно, очень посещаемое место. И там постоянно дежурит представитель христианской церкви с блокнотом, занося в него имена певцов и названия песен, которые приносят туда на освящение. А потом церковники сверяют его записи с каталогами, дабы убедиться, что никто из рокеров этого торжественного момента не пропустил. Небезынтересно, что демоны накликиваются на конкретную пластинку (так как все пластинки с одинаковыми записями в целом носят название “альбом”), а в дальнейшем их, наверное, тиражируют на фабрике, вместе с копиями этой пластинки. До чего техника дошла!» (комментарий Алексея Кравецкого

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

О деревьях также рассказывают, что те из них, которых [постоянно] осаждают ветры, уходят глубже корнями в землю, [но продолжают] расти – так же стойко выдерживают напор [искушений] и праведники. В этом и в других подобных [вещах] внимайте учителям нашим, дабы добиться преуспеяния. 4. Знайте, что в начале [Святой] Дух дарует праведникам, видя сердца их чистыми, радость для духовного делания. А когда эта радость и сладость даруются, тогда Дух отходит и оставляет их, и это есть знак Его. Делает Он это со всякой душой, взыскующей Бога, в начале [духовного преуспеяния]. А отходит Он и оставляет людей, дабы знать, действительно ли они взыскуют Бога или нет. Некоторые, когда [Дух] отходит от них и [словно] пренебрегает ими, отяжелевают и пребывают в тяжести неподвижными; они не просят Бога, чтобы Он снял эту тяжесть и чтобы опять их посетили радость и сладость, уже изведанные ими, но, по нерадению своему и по собственному волению, отчуждают себя от сладости Божией 118 . Поэтому они становятся плотскими и носят одно только иноческое облачение, а от смысла [иноческого служения] отказываются. Такие [монахи] суть слепцы в жизни своей и не ведают они дела Божьего. 5. Но если [иноки], чувствуя непривычную тяжесть и [вспоминая о] предшествующей ей радости, будут слезно молить Бога и подвизаться в посте, тогда благой Бог , видя, что они просят [Его] от всего сердца и в правде, отказываясь от всех желаний своих, дарует им радость больше первой [радости] и прочно укрепит их [в вере] 119 . Этот знак Бог творит со всякой душой, взыскующей Его. 6. Итак, когда душа возносится из ада 120 то, поскольку она следует за Духом Божиим, постольку [враг], используя [различные] обстоятельства, подвергает ее искушениям. [Успешно] же преодолевая эти искушения, она становится прозорливой и обретает иную благовидность 121 . Когда Илии предстояло быть восхищенным [на небеса], то, достигнув первого неба, он изумился свету его; достигнув же второго, он еще больше удивился и сказал: «Я вижу, что свет первого неба есть мрак [по сравнению со светом второго неба]» – и так на каждом из небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Всей своей жизнью старец явил любовь к Богу, «преданность к Которому он воспитывал, культивировал в себе с беспощадной энергией». Поистине «это был праведник и по духу пустынник». Книжный муж Монах Иосиф (Шорин) (1851–1931) О монахе Иосифе, прозванном на Валааме библиотекарем, явившем подвиг старчества, известно очень мало: краткие биографические сведения и характеристика его служения, данная в воспоминаниях архимандрита Афанасия (Нечаева) . В архиве Ново-Валаамской обители в Финляндии было обнаружено 20 неизданных его рукописных дневников. Дневники старца представляют собой отдельные тетради, в которых он для себя записывал изречения святых отцов, свои мысли, рассуждения по тем или иным вопросам православного подвижничества и пути ко спасению. Кроме того, о. Иосиф описывал некоторые события из монастырской жизни. Отдельные тетради имеют заголовки, которые автор надписывал собственноручно. Названия дневников не носят тематического характера, а выглядят как краткие высказывания, выражающие духовные устремления старца. Так, например, в тетради «Ищи утешения в Господе и др.» повествуется не только о том, что всегда и во всем следует искать утешения в Боге, но и о терпении скорбей, необходимости покаяния, о стяжании благодати Господней, о молитве, о неосуждении, смирении, сострадании и др. (в приложении 3 данный дневник приводится полностью). Монах Иосиф (в миру Иван Александрович Шорин) родился 1 июня 1851 г. в селе Вознесенское Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии в крестьянской семье, принадлежавшей помещику графу Шереметеву. В 1880 г. Иван поступил в Валаамский монастырь, в котором исполнял послушания садовника, гостинника, певчего, а с 1910 г. до своей блаженной кончины был библиотекарем. Давнее его желание о пострижении в монашество осуществилось 10 июня 1889 г. В постриге он получил имя Иосиф. «Если рядовые монахи так мудры, то что же может представлять собою их библиотекарь отец Иосиф! – вспоминает архимандрит Афанасий (Нечаев) . – О нем стоит поговорить особо. Это действительно “книжный муж”, по-видимому, тоже с малым школьным образованием. Но весь поглощен книгой. Она для него – живая личность автора. И он любит говорить не столько о книге, сколько об авторе. Его келья вся завалена книгами. Как скупой рыцарь над сундуками с добром, так и отец Иосиф среди “живых мертвецов”. И сам он как оживший мертвец – весь белый, в белом балахончике, восковое лицо, маленькое, с правильными чертами и все сияющее от удовольствия, что у него так много духовного добра и что он может поделиться им с вами. Так внимательно расспрашивает: “Что вы хотели бы почитать?” И, не дожидаясь ответа, сам начинает предлагать свой “товар”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мудрые монахи, люди науки, мужи добродетели, имеющие наклонность к благу образования, – замечает Евстафий, – наоборот, упражняют свой язык, облагораживают свою речь и своими полными глубоких мыслей проповедями веселят грады Божии» 1037 . Продолжая характеризовать монашеское лицемерие своего времени, автор пишет: «В некоторых местах эти лицедеи добродетели неистовствуют даже против собственного тела. Они слегка надрезывают в том или другом месте свое тело ножами, другие же до мяса и крови обрезают ногти; делающие это морочат тех, кто их видит – детей или крестьян; притом они распространяют молву, что будто эти раны нанесены им во время ночной молитвы злыми демонами. Подобного рода обманы они допускают с целью прослыть за святых, а вместе и затем, чтобы под видом лекарственных средств, для внутреннего и внешнего употребления, получить от благотворителей вино и масло». Извлечение выгоды изо всего – вот на что обращено все их внимание. «Я уже оставляю в стороне подвижников (замечает Евстафий), которые днем носят на голом теле железные вериги, а ночью, чтобы поудобнее было покоиться, сбрасывают с себя эту тяжесть, или которые намазывают себе живот вокруг прилегающего железа кровью, чтобы подумали, будто железо разъело тело у аскета так, что он начал истекать кровью. Вот каковы эти мужи крови, по выражению Псалмопевца» 1038 . Монахи и обличения, направленные против них, занимают первенствующее место и в некоторых других сочинениях Евстафия. Так, до нас сохранилось его довольно большое сочинение под заглавием «Обозрение жизни монашеской с точки зрения требующихся в ней улучшений» (De emendanda vita monachica). Вот главные мысли этого сочинения. В начале сочинения автор показывает истинную задачу жизни монашеской, как эта задача открывается из обряда посвящения в монахи, и затем переходит к описанию различных недостатков, вкравшихся в жизнь монашескую. Он порицает в них гордость. «Некоторые из них, – говорит Евстафий, – тяготятся принимать благословение от архиерея, считая себя, по неразумию, выше его» 1039 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

234. Наши святые отцы Скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: «Что мы делаем?». Ответил один из них, великий своей жизнью, имя которого апа Исхирион, говоря: «Мы блюли заповеди Бога». И сказали ему: «Грядущие после нас что сделают?». Сказал он: «Они достигнут половины нашего дела». И сказали они: «А те, которые грядут после них?». Сказал он: «У тех нет никакого дела, искушение же грядет на них, (но) те, которых найдут чистыми в этом искушении, больше нас и наших отцов». 235. Некоторые монахи вышли из своих келий, собрались в одном месте и завели речь о подвижничестве и служении Богу, и что надлежит угождать Богу. Когда же они говорили об этом, явились два ангела перед некоторыми старцами среди них, держа в руках наплечья, причем они воздавали славу каждому, кто говорит о царстве Божьем (осеняя их наплечьями). И умолчали те, кто видел это видение. Назавтра они собрались в том месте и завели речь об одном из братьев, который согрешил, и злословили о нем. Явилась же старцам первым свинья, исполненная зловония (и) вся нечистая. Те же, кто видел откровение, когда поняли происходящий грех, сказали братьям о славе от ангелов и об образе свиньи. 236. Говорили наши отцы: «Надлежит каждому считать на себе самом грех ближнего его, чтобы он молился за него, пока он не обратится к Богу, (будучи) в страдании вместе с ним, и чтобы он радовался вместе с ним, когда он перестанет страдать, поскольку все люди носят одно тело, и душа одна, так что он мучается за него, чтобы и его однажды не постигло мучение, ибо написано: «Мы — одно тело во Христе» , и еще: «Множество уверовавших были с одним сердцем и одной душой» , и объятие церкви открывается этому (человеку)». 237. Рассказывал один из старцев: «Есть одна девственница, которая состарилась, преуспевая в страхе Божьем. Я спросил ее об образе ее отшельничества. Она вздохнула и сказала: «Я, о друг, была дочерью одного человека, который был целомудренным и кротким по своему характеру, но бессильным и больным в теле. Он прожил долгое время в одиночестве, потому что многие из тех, кто был в селении, не могли посещать его много раз, усердно трудясь на своем поле, исполняя (там) свою работу.

http://predanie.ru/book/82914-izrecheniy...

Но не таковы еще только дела наши; напротив того, имеем у себя людей, которые из желания славы и по кичению, всего более совращающему души христианские, осмелились на нововведения некоторых речений. И Церкви, потрясенные ими, подобно дыря вым сосудам, приняли в себя вливающееся еретическое растле ние. Но вы, возлюбленные и дражайшие для нас, будьте врача ми уязвленных и наставниками здравых, делая здравым болезнующее, а здравое поощряя стоять в благочестии! 235 (243). К италийским и галльским епископам Воистину боголюбивейшим и дражайшим братиям и единодушным сослужителям, епископам в Галлии и Италии, Василий, епископ Кесарии Каппадокийской. Господь наш Иисус Христос благоизволил всю Церковь Божию наименовать Телом Своим, и всех по единому со делав друг для друга членами, и нам всем даровал быть со всеми в союзе, подобно согласным между собою членам. Почему хотя весьма много отделены мы друг от друга местом жительства, но по силе сего союза близки друг к другу. Ибо как голова не может сказать ногам: не имею в вас нужды (см.: 1 Кор. 12:21), так, конечно, и вы не согласитесь отринуть нас, но столько же окажете сострадания к нашим скорбям, которым преданы мы за грехи наши, сколько и мы радуемся вашему прославлению в мире, какой даровал вам Господь. Почему и прежде еще взывали мы к вашей любви о помощи и сострадании к нам, но, конечно, потому, что не исполнилась мера наказания, не попущено было вам восстать на помощь нашу. Ибо всего более домогаемся, чтобы чрез ваше благоговение соделалось известным наше затруднительное положение и самому державствующему в обитаемых вами странах. Если же это не удобно, то пусть приидут некоторые из вас посетить и утешить скорбящих и своими глазами увидеть бедствия Востока, о кото рых невозможно приобрести сведения посредством слуха, пото му что не найдется и слова, которое бы ясно изобразило вам наше положение. Нас, досточестнейшая братия, постигло гонение, и гонение са мое тяжкое. Ибо гонят пастырей, чтобы рассеялось стадо. А всего тягостнее то, что озлобляемые приемлют страдания не с уверенностию в мученичестве и народ не воздает почестей подвижни кам наряду с мучениками, потому что гонители носят на себе имя христиан.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Посем покориши в подножие ног всех врагов борющих вас, да умножит державу и превознесет святое ваше царствие выше всех царств царствовать в доброй славе и крепости великой в род и род, молитвами всечистые и преблагословенные, всеславные владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии и всех святых. Лета от Рождества Христова 1655 года, месяца мая 1 дня, индикта 8. Паисей, бывший Костянтинополя патриарх и богомолец святаго вашего царствия (Греческие дела 7164 г. Грамота Иерусалимского патриарха Досифея от 15 ноября 1703 года к рязанскому митрополиту Стефану Яворскому с обличением его в латинстве, ненависти к грекам и пр. Преосвященный и благочестивейший митрополите Резанский, кир Стефане, и пречестный о Христе Бозе возлюбленный, благодать Всесвятаго Духа да будет архиерейству твоему, Который и сохранит тя во здравии и спасении и во всякой радости. Писание твое принес к нам иеромонах твой, Илия именем, которое писано января 25 нынешнего года от страны архиерейства твоего. Но понеже иногда неприяхом письма вашего, отвещающе о назначенных в нем, глаголем с братскою любовию, что естьли бы мы не хранили о архиерействе твоем духовную и братскую благую мысль, нужда была давно бы писать против тебя с гневом, неприлепивше наипаче и других Кафолические Церкви наставников, которые, Божиею ревностию подвижни, имели неотменное намерение, чтобы писать также против тебя полезная, но тех убо препяли есмы, также и доныне мы умолчахом. Сие убо яко со слезами приклонихом колена наша к Богу и Отцу Господу нашему Иисусу Христу, да избавит тя от всякаго порока строптиваго и да благоволит слышать нам о добром твоем правлении. Сие же яко святая Христова Соборная и Апостольская Церковь имеет многих врагов и стрегут время, чтобы сыскати им вину и оболгати сущая Восточныя Церкве непщеванием, зане в нынешней установленной главе всех христианнейших градов отступили нецыи от праваго пути, их же вина архиерей словесный и мудрый, а наипаче доверенный. Того ради да не радуются таковые и неволнии молчания друзи учинихомся, неукоряюще тобою новоуставленая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

    Конец X — начало XI века в истории скита связан с именем русича Антипы из Любеча, который стал на Афоне иноком Антонием. Преподобный Антоний - основатель Киево-Печерской Лавры и первоначальник русского монашества в родном Отечестве — был пер вым из тех русских, чье имя осталось в истории Афона. В одном из переложений его жития можно прочесть, как Антипа под влиянием святогорских подвижни ков встал на путь иноческой жизни и в поисках полезного места для спасения души оказался на Афоне: " ...Обошел тут богобоязненный Антипа все монастыри, скиты и подвижнические пустынки, много встречалось ему живущих на Свя той Горе и русских братьев, особливо в обители рус сов - Ксилургу; видел жительство их, свыше естест ва человеческого подражавших во плоти житию ангельскому, и сердце его разгорелось Христовой любовью порев новать житию их " , - так пишет соста витель жития прп. Антония.   И до сегодняшнего дня церковные историки называют два возможных места пострига преподобного Анто ния Печерского: это - или обитель Богородицы Ксилургу, или монастырь Есфигмен. Достоверно известно, что инок Антоний жил в монастыре Ксилургу подолгу. Будущий отец русского монашества дважды посетил Афон до своего водворения в Киеве. Опираясь на известные ему источники, Владимир Маевский писал: " В XI в. русские имеют свою обитель на Афоне. Это - обитель " Святыя Богородицы Ксилургу " - сущес твующая как русская и до сего дня. Б ней, по преданию, жил после постриже ния преподобный Антоний Печерский и оттуда он принес " благословение Святой Горы " в Киев " .   Но для современных поклонников афонских святынь ценно и то, что пре подобный Антоний сближает нас с историей монастыря Есфигмен, хотя   " ...это монастырь чисто греческий, и братия его состоит из одних иноков-греков. Но по преданию, именно в Есфигмене, в конце X и начале XI века, подвизал ся первоначальник русского иночест ва преподобный Антоний Киевский; по благословению игумена этой обители Феоктиста он удалился в пещеру высе ченную в скале над морем и получив шую название Самара " .

http://isihazm.ru/1/?id=370&c_pid=1

Источники для своей необширной темы автор почерпает из рукописей. Главный источник – житие преп. Димитрия очень распространено было в богослужебных и четиих сборниках древности, не раз перерабатывалось, дополнялось новыми чудесами святого и потому дошло до нашего времени в нескольких редакциях. Автор самостоятельно устанавливает последовательность этих редакций и пытается сделать поправки к существующей, правда очень скудной, литературе о житии. В приложениях помещает довольно внимательно изученные им тексты источников. К недочетам сочинения надо отнести, прежде всего, недостаточную осведомленность автора в аскетической и агиографической письменности древней Руси и Востока, без чего нельзя, конечно, плодотворно изучать какое угодно житие или похвальное слово. Поэтому житие преп. Димитрия в разных его частях почти не сопоставляется с другими произведениями того же рода письменности и неясно автору, как исторический источник и литературный памятник. Его замечания, что житие имело официальное происхождение, что оно образцовое произведение, прямо наивны. Не изучив таким образом главного источника о преп. Димитрии, г. Пикунов не сумел, как следует, изложить и биографию подвижника: здесь он впадает то в житийный тон, то в панегирический, то предается попутным благочестивым размышлениям. Между тем личность святого и его деятельность остались для нашего автора далеко неясными. Не обращено, наприм., достаточного внимания на отношение преподобного Димитрия к рабству, к монастырской благотворительности. Очерки о монастырях, построенных подвижни- —326— ком, крайне поверхностны. Не блещет сочинение своими литературными достоинствами: стиль его вялый, нудный, по местам безмощный или претенциозный. „Обитатели Авнежской области, пишет наш автор, отличались большим практицизмом и не признавали духовных ценностей“ (стр. 57) – этими словами обозначаются опасения жителей Авнеги, что поселившийся у них подвижник, основав монастырь, отберет со временем их земли. Встречаются нескладные выражения (напр., 94, 101). Наконец, автор страдает поразительной, прямо недопустимой для студента, безграмотностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священное Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предъизбирает Себе служителей еще до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5). Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижни-цы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября. О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно только что скончался. Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть, мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка. «Милая дочка, — опомнилась Наталия, — прости меня! А я-то все тебя ругаю...» Подруга Наталии позже рассказывала, что, когда Матрона была еще младенцем, мать жаловалась: «Что мне делать? Девка грудь не берет в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, разбудить ее невозможно».

http://zavet.ru/a/rss_1297090157.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010