Азот был взят Озиею, царем Иудейским, который разрушил стены его ( 2Пар.26:6 ). Впоследствии Азот был сожжен Иудою Маккавеем ( 1Мак.5:68 ). Апостол Филипп проповедовал здесь Евангелие ( Деян.8:40 ). Елеас , близ Азота; при Елеасе пал Иуда Маккавей, побежденный Вакхидом. Иуда при этом имел только 3000 воинов, а неприятелей было 22000. Воины уговаривали Иуду уклониться от битвы, но он сказал им: «Нет, да не будет этого со мною, чтобы бежать от них; а если пришел час, умрем мужественно за братьев наших, и не оставим нарекания на славу нашу» ( 1Мак.9:5–18 ). Аскалон , между Азотом и Газою, на берегу моря. Колено Иудино, по смерти Иисуса Навина, взяло этот город ( Суд.1:18 ), но Филистимляне возвратили его. В Аскалоне Самсон убил 30 филистимлян, снял с них одежды и отдал их брачным друзьям своим, разрешившим его загадку: «и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку» (м) ( Суд.14:9 ), В Аскалоне родился Ирод, избивший младенцев. Газа , близ южной границы земли Обетованной к Египту ( Быт.10:19 ); как и Аскалон, этот город был завоеван коленом Иудиным, но Филистимляне снова овладели им ( Суд.3:3; 13:1, 21 ). Самсон, запертый в Газе, в полночь «схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плеча свои, и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону» ( Суд.16:2–3 ). В Газе он был заключен в темницу ( Суд.16:21 ) и принял смерть, потрясши здание, в которое ввели его Филистимляне, чтобы он позабавил их. «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушил дом на владельцев, и на весь народ, бывший в нем» ( Суд.16:30 ). Этот город был разрушен Александром Великим; на месте древнего построили новый, который существует в наши дни. Герара , на границах Идумеи. Этот город служил столицею Авимелеху во времена Авраама. Авраам и Исаак жили в нем некоторое время и, чтоб сохранить свою жизнь, сказали Авимелеху, что жены их были сестры их ( Быт.20, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В этих людях мы узнаем, таким образом, секту фарисейскую. Ст. 49. …И установили ежегодно праздновать... день победы над Никанором, …тринадцатого числа Адара… Можно считать сохранившимся до настоящего времени сей еврейский праздник, совпадающий с праздником жребиев, до этих пор существующим у Евреев. Но, по мнению некоторых, праздник в честь победы над Никанором уничтожился еще с тех пор, как прекратилось политическое существование еврейского народа. Примечание. Вторая книга Маккавейская повествование о войне Иуды с Никанором украшает разными подробностями, которые не могут не представляться сомнительными. Таков, например, рассказ об установившейся было дружбе Иуды с Никанором, по совету которого Иуда даже женился, чтобы, бросив военные занятия, наслаждаться у домашнего очага 1131 . Еще более невероятным представляется вводный рассказ о некотором старейшине Иерусалимском Разисе, который, чтобы не впасть в руки неприятелей, совершил над собою самоубийство с таким противоестественным ожесточением, что со смертельной раной вбежал на стену и, упавши оттуда животом, встал и, пробежавши сквозь толпу народа, остановился на одной крутой скале. Затем, совершенно уже истекая кровью, вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу 1132 . Такой же сомнительностью запечатлен рассказ о сновидении Иуды, в котором представился ему Ония первосвященник, молящийся за народ, и пророк Иеремия, вручающий меч на поражение Никанора 1133 . Сам писатель 2-й книги Маккавейской, по-видимому, намекает на присутствие вымыслов в его рассказах, говоря, что в состав его сочинения входило вино, смешанное с водою 1134 . Из всего этого открывается неканонический характер 2-й книги Маккавейской. Глава 8. Союз, заключенный Иудой Маккавеем с Римлянами а) Дошедшая до Иуды слава о могуществе Римлян и о их завоеваниях (ст. 1–11). б) Великодушие Римлян к их друзьям (ст. 12–13). в) Их хорошее управление (ст. 14–16). г) Иуда избирает Евполема и Иасона для посольства в Рим и для заключения дружественного союза с Римлянами (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В этих словах апостола даётся и разъяснение того, для кого из умерших лежит пропасть великая между адом и раем и кто не может перейти из ада в рай и наоборот; Кто не раскаянный, мёртвый душой, как богатый Лазарь, а не тот, кто умер с покаянием и надеждой на милосердие Божие и лишь не успел принести достойных плодов покаяния. Когда не будет перехода, не теперь? После всеобщего суда, когда каждому воздано будет по делам его и когда всяк пожнёт, что посеял здесь – доброе или злое. А что касается приведённого тобой места ив псалма 48, то Давид говорит здесь совсем не о том – он говорит об искуплении человечества от первородного греха, которое не может совершить человек, а только Богочеловек, Единственный Ходатай между Богом и человеком, Человек-Христос Иисус (2 Тим.). Таковы доказательства из Свящ. Писания Нового Завета по вопросу о молитве за усопших, но не менее сильное указание есть и в другой половине Божия Слова – и в Ветхом завете. Читай или послушай, я прочту тебе 36 ст. 7-й главы Сираха, – вот, что там написано: «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости». Что это означает? Это значит: твори, живой, для умершего полезное; принеси жертву за умершего или ко алтарю, Или сделай благотворение, милостыню бедному, в память умершего. Штун. Я этого никогда не читал места; оно, действительно, ясно доказывает ваше учение и идёт против моих новых мыслей... А ещё нет ли подобных мест в Священном Писании ? Священ. Если поискать в библии, то найдется и не одно основание в пользу учения православной Церкви о сём предмете, а много. В том и беда, что вы прежде времени судили о всём, не исследовав всего писания. Ищи вторую книгу Маккавейскую, 12 главу, 46 стих, где читаем о благочестивом вожде Иуде, что он: «помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда. – Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». Видишь ли, что Иуда делает, и при том не сам, не один за одного, а со многими и за многих умерших (2Макк.12:40,43) – Иуда Маккавей и его сподвижники, эти лучшие люди Ветхого Завета, и сотворили это открыто, не дома, а всенародно, ибо они, как говорится в первой половине 43-го ст., «собрали до двух тысяч драхм» серебра и послали в Иерусалим», в храм, чтобы там совершена была молитва церковная священником или первосвященником о всех павших воинах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во главе отряда после смерти отца стал именно Иуда. «И помогали ему все братья его и все, которые были привержены к отцу его, и вели войну Израиля с радостью... Он преследовал беззаконных, отыскивая их, и возмущающих народ его сжигал. И смирились беззаконные из страха пред ним... Он прошел по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых, и отвратил гнев от Израиля, и сделался именитым до последних пределов земли, и собрал погибавших». Как и в былые времена, израильтяне рассчитывали теперь не на силу своего оружия, а на помощь Божью. Но чтобы надеяться на нее, надо строго исполнять данный Богом закон. В результате горстка повстанцев растет, крепнет, обретает боевой опыт и трофейное оружие – и вот они уже переходят в наступление. В 164-м г. до н.э. они занимают Иерусалим, очищают оскверненный язычниками храм и возобновляют там богослужение (именно это событие вспоминают и по сей день иудеи, празднуя в начале зимы Хануку). Сирийцы предпринимают еще одно наступление, доставляют на поле брани чудо-оружие того времени – боевых слонов. Иерусалим вновь попадает в руки сирийцев, но теперь всё выглядит уже по-другому. Антиох V, сменивший на престоле былого гонителя Антиоха IV, казнит коллаборациониста Менелая как виновника всех бедствий и отменяет все указы, запрещавшие евреям следовать правилам их религии. Эллинистические правители стараются теперь договориться с умеренными евреями, те даже служат в их войсках – но слишком ярка ненависть к угнетателям, слишком велика надежда на полную независимость. Перемирие длится недолго, и пламя народной войны, бескомпромиссной и беспощадной, разгорается вновь. Еврейские солдаты, служащие сирийцам, чувствуют себя настолько уверенно, что уже отказываются подчиняться их приказам в субботу… Так Селевкиды проиграли религиозный спор раньше, чем проиграли войну. Пейзаж после битвы Иуда Маккавей погиб в бою в 160 г. до н.э., его место занял его брат Ионафан. Теперь под его началом была уже организованная и преданная армия с огромным боевым опытом, и сирийскому двору оставалось только заключить такой мир, который позволил бы сохранить лицо. К тому же сами Селевкиды в очередной раз боролись друг с другом за престол, им было не до Иудеи, так что они приняли условия Ионафана, назначив его правителем Иудеи как автономной области. В 152 г. до н.э. Ионафан стал не только сирийским наместником, но и первосвященником. После этого он заключил союз с самим Римом – будущей мировой империей, которую побаивались и сирийцы. А после смерти Ионафана его сменил еще один брат, Симон. Так была основана династия Хасмонеев, так начался новый этап в истории народа Израиля, который продолжился почти до самых новозаветных времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Дальнейшие сведения о судьбе Идумеи сохранились уже в книгах Маккавейских. В 1Мак.5:3, 65 сообщается: «Тогда Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме, так как они держали в осаде Израиля, и поразил их великим поражением и смирил их, и взял добычи их (ст. 3)... После того вышел Иуда и братья его и воевали против сынов Исава в земле, лежащей к югу, и поразил Хеврон и селение его и разрушил укрепление его и сжег башни его вокруг него» (ст. 65). Это было около 165 года до Р. X. 647 Во 2Мак.10:14–18 сообщается: «Горгий же 648 , сделавшись в тех местах военачальником, содержал наемные войска и непрерывно поддерживал войну против Иудеев. Вместе с ним и Идумеи, владевшие удобными укреплениями, тревожили Иудеев и, принимая к себе изгнанных из Иерусалима, предпринимали войны. Бывшие же с Маккавеем, совершая моление и прося Бога быть помощником им в войне, устремились на укрепление Идумеев. И, сделавши на них сильное нападение, они овладели этими местами, отмстили всем сражавшимся на стенах, умерщвляли всех попадавшихся на встречу и побили не менее двадцати тысяч. Не менее десяти тысяч бежали в две весьма крепкие башни, снабженные всем против осады». Окончательно уничтожилась Идумея, в качестве особой национальности и особой страны, при Иоанне Гиркане. Иосиф Флавий повествует (кн. 13, гл. 9, § 1): «Гиркан завоевал Идумейские города Адору и Мариссу и, покорив всех Идумеев, позволил им жить в земле своей, ежели они примут обрезание и законы Иудейские. Идумеи, жалея оставить отечество свое, допустили совершить над собою обрезание и приняли все обычаи Иудейские. С того времени сделались они Иудеями» 649 . Это было около 130 или 120 г. до Р. X. 650 Посте этого уже вместе с Иудеями Идумеи подпадают римскому владычеству; но самобытность их, как народа, должна считаться прекратившеюся еще при И. Гиркане. Св. Ефрем Сирин исполнение пророчества настоящего стиха видит именно в победах Иуды Маккавея и Иоанна Гиркана 651 . § 22. . Выражение следует переводить «и назовут их», или лучше – «прозовут их». Глагол ( – 3 л. мн. ч. perf. по виду каль) значит 1) «кричать», 2) «звать», «кликать», 3) «называть», «именовать», 4) «читать (вслух)» 652 . Третье из этих значений и имеет место в нашем случае. В этом значении гл. соединяется с дополнением в винительном падеже для обозначения имени, которым называют, и в дательном для обозначения лица называемого. Так все это и есть в рассматриваемом месте пророка Малахии. Мы переводим будущим временем потому, что выражаемое всем этим предложением содержание представляется следствием упомянутых перед тем неудачных попыток Эдома восстановить разрушенное, а последние, как мы видели, имели совершиться в будущем по отношению к пророку Малахии. Подобным же образом переводят: LXX («κα πικληθσεται ατος»), вульгата («et vocabuntur»), таргум («и назовут»), сирский (тоже), арабский (как LXX). Лютер («und soll heissen sie»), славянский («и нарекутся им»), русский («и прозовут их») и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

И знает человек, что не так живет он, как следует, что не «по-Божьи» поступает, а удержаться не может, сил нет. И станет человек утешать себя: «Буду умирать,– говорит он,– во всем покаюсь и чистым от грехов предстану на Суд Божий». Но приходит смертный час, и видит человек, что неправильны и неразумны были его рассуждения. Одного постигла смерть скоропостижная и не дала ему возможности покаяться; другой скончался в безумии и в забвении своих прегрешений; третий, хотя и покаялся, но смущенный близостью часа смертного не успел поведать отцу духовному всех своих прегрешений. И часто, очень часто переходит человек в другой мир, или совсем не раскаявшись, или раскаявшись далеко не во всех своих согрешениях. Что же поможет человеку избавиться на том свете от наказаний и мучения; кто протянете ему, не успевшему принести плодов покаяния, руку, чтобы спасти его от «тли смертной» и вечного осуждения? Избавит его молитва Церкви и спасут моления его братьев, живущих на земле, «Молитесь,– писал апостол Иаков христианам, – друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Молитесь не только за живых, но и за умерших, так как у Господа нет мертвых: у Него все живы. «Бог, – сказал Христос Спаситель, – не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). »А живем ли, – писал христианам Святой Апостол Павел, – для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем, и потому живем ли, или умираем, всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Обычай молиться за умерших был еще в Ветхом Завете. Так, во второй книге Маккавейской повествуется, когда Иуда Маккавей послал в Иерусалим своих слуг, чтобы те помолились и принесли жертву за трех иудейских воинов, павших в сражении. «Он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно помышляя о воскресении. Он помышлял, что скончавшимся во благо чести уготована превосходная награда, посему и принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12:43–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

И обратились к молитве (к Богу), прося, чтобы содеянный грех совершенно был изглажен (ξαλειφθναι – Сир. 40:12 . – Пс. 50:3 . Дан. 9:24 – ). А Иуда увещевал собрать денег и послать в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех (Вульгата добавляет: mor-tuorum); и поступил, –добавляет писатель, – весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении (40–43). Если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся во благочестии уготована превосходная награда 230 . Какая святая и благочестивая мысль! Поэтому он и сделал выкуп (ξιλασμν – удовлетворение равноценное – 231 Исх. 13:13 ; Лев. 27 гл.), чтобы очистился грех их. Итак, по воззрению Иуды Маккавея и писателя книги, вскоре после смерти не решается окончательно участь человека. Поэтому живые могут ходатайствовать за умерших и вместо осуждения за идолопоклонство могут сделать их достойными вечного блаженства. 2Мак. 15:11–15 . Перед сражением с Никанором Иуда Маккавей воодушевил своих воинов верой в помощь умерших праведников. Он рассказал достойное вероятия (ξιπιστον) – авторитетное и заслуживавшее доверия – сонное видение. Он видел Онию первосвященника (уже умершего – 3:1, 5; 4:3), простирающего руки для молитвы за весь иудейский народ. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою (ср. Дан. 7:9–14 ). И сказал Ония: это братолюбец Иеремия – пророк Божий, который много молится о народе (иудейском) и о святом городе – Иерусалиме (как и в земной жизни Иер. 15:1; 18:20 ). Иеремия подал Иуде золотой меч – дар Божий – для победы над врагами. Видения и речи Иуды утешили (παρακληθντες – Сир. 48:27 ) соотечественников и привели к полной победе над сильным врагом. Почему же они утешили? Потому что иудеи сочли их отражением действительности. Как представилось Иуде в видении, так – верили иудеи – и в действительности Иеремия и Ония ходатайствовали пред Богом за соотечественников. Таким образом, вера в возможность ходатайства живых праведников за своих соотечественников ( Быт. 19:21 ; Иов. 42:8, 10 ) привела к вере в такое же ходатайство пред Богом умерших праведников за живых соотечественников. Вера в Иегову объединяет умерших и живых. Умирающие также соединяются с народом ( Быт. 15:15 ), как и живые; пред Иеговой все живы ( Исх. 3:6 ; Мф. 22:32 . Ср. Иез. 14:14 – ходатайство Ноя).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иерархия ветхозаветная, по учению 2-ой Мак. книги, состоит из первосвященника и священников. Первосвящениик является главным посредником между Богом и народом. Илиодору от Бога предстали юноши и сказали ему: «Воздай великую благодарность первосвященнику Онии, ибо для него Господь даровал тебе жизнь» (III, 33). Первосвященник приносит умилостивительную жертву за грехи народа (III, 33); первосвященник является главным хранителом храма Иерусалимского и всех сокровищ, в нем находящихся (III, 10–15); первосвященник учит и управляет народом и непосредственно и через священников (IV, 13–14); первосвященник принимает послов от царей, коим, в политическом отношении подчинялись евреи (III, 9); первосвященник же отправляется к царю для разбора недоразумений своих с народом (IV, 5), от которого (царя) и получает, за известную сумму денег, право быть первосвященником (IV, 8, 24). Священники, уже в зависимости от первосвященника (IV, 14), приносили жертвы и также молились за народ (III, 15), они же, при жертвоприношениях, воспевали торжественные песни (I, 30). Народ был в послушании у своих первосвященников (III. 16–20). Около первосвященников, по учению 2-ой Мак. книги, стоят старейшины (XI, 27), в военное же время выступал из народа вождь, как, например, Иуда Маккавей, который руководил воинами, говорил им речи перед битвой (XV, 8–11); он же входил в переговоры с неприятелем и заключал мир (XIV, 20–23); он же производил и суд как над своими воинами (X. 22), так и над пленными врагами (XV, 29–33). Иуда Маккавей являлся, как и первосвященник, посредником между Богом и народом (XV, 12–17). Из обязанностей к ближним, в обществе домашнем или семейном, 2-я Мак. книга указывает на взаимные обязанности родителей и детей. По учению 2-ой Мак. книги, обязанность родителей по отношению к детям – вскармливать и воспитывать их. Мать мучеников говорит младшему сыну: «Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и выростила и воспитала тебя» (VII, 27). Судя по тому, что все дети ее охотно отдали душу и тело за закон, данный через Моисея, не трудно видеть, что воспитание детей было религиозно-нравственное. Видно это и из того, что 2-я Мак. книга говорит с негодованием об устройстве Иасоном, под крепостью, училища для телесного упражнения юношей, вследствие чего явилась склонность к эллинизму (IV. 12). Из поступков еврейских женщин, из речей и мученической смерти матери Маккавеев не трудно заключить, что таковое же религиозно-нравственное воспитание было еврейских детей и женского пола (III, 19; VI, 10). Обязанность детей к родителям заключается, по учению 2-ой Мак. книги, в почтительности и послушании. Младший брат из мучеников даже не дал договорить матери, умолявшей его принять мучение – «когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя»... (VII. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Из Иуды ( Иер. ХХХ, 21 ) будет краеугольный камень, царская власть, на которой основывается все общественное здание ( Uep. LI, 26 ); из него будет прекрасно обработанный утвержденный в стене гвоздь, на который семейство вешает свои драгоценные вещи ( Uc. XXII, 23 ; Ueз. XV, 3 ); этим гвоздем означается гражданская власть, от которой зависит все, что ни есть самого важного у великого народного семейства; из него – лук брони – военная власть ( 2Цap. V, 4 ; Ueз. XXXIX, 3 ; Oc. I, 5 ); из него произойдут все народоправители, все главы, которые будут управлять с строгостью и суровостью завоеванными странами ( Uc. XIV, 2 ) Иуда представлен здесь могущественным, совсем в иных отношениях, чем он должен быть при Маккавеях. И люди от Иуды будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь ( Mux. VII, 10 ; Зax. IX, 15 ), и будут сражаться с мужеством; потому что Господь с ними, и посрамят враждебных всадников на конях. – 4, 5. Но Иуда не будет наслаждаться один будущими благословениями Божиими; Ефрем будет иметь в них свою часть (IX, 10:13). Если Всевечный должен дать некогда дому Иудину великую силу и могущество то Он даст дому Иосифову по крайней мере Свой покров, Свое избавление, Он спасет его. И Он соделает, что все они будут обитать в мире, в земле отцов своих ( Ueз. XXXVI, II ). Потому что Он умилосердится над ними, и они будут, как бы Он не оставлял их (во врем Тита): ибо Он есть Господь Бог их, и услышишь их, когда они призовут Его в своем изгнании. – 6. Ефрем также имеет свои особые обетования, которые без сомнения не равняются по величию с обетованиями Иуды. Как герой будут потомки Ефрема (IX, 13); и возвеселится сердце их, как от вина (IX, 15); они будут сражаться вместе с Иудой и под его начальством, и будут иметь долю в его торжестве. Их успехи не будут преходящими: их сыны увидят долго спустя после отцов, временное счастье, которое было дано этим последним, и возрадуются, в восторге будет сердце их о Господе – 7. Но до исполнения этих обетований, народ должен быть возвращен из изгнания в свое отечество, и Захария возвращается здесь назад, точно также как он сделал это прежде IX, 9, 10, 11 и 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Из частных обязанностей человека к самому себе, 2-я Мак. книга указывает на попечение его о душе своей, на необходимость человеку постоянно и стройно раскрывать и усовершенствовать духовные силы души. Такое, именно, благочестивое с детства воспитание дало возможность старцу Елеазару быть твердым в испытаниях, выпавших на его долю (VI, 23). Мать мучеников. обращаясь к младшему сыну, говорит ему: «Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила, вырастила и воспитала тебя». Здесь сначала указаны все стадии физического развития и затем добавлено – «воспитала», чем обозначено уже чисто духовное воспитание ребенка, воспитание его души. Далее 2-я Мак. книга указывает и частнейшие обязанности по отношению к душе, именно: попечение о просвещении разума, попечение о сердце или чувстве и попечение о воле и свободе воли. Попечение человека о просвещении разума своего должно состоять в том, чтобы обогащать разум познанием того, что всего ближе, всего необходимее для человека – познанием Бога, а так как учение о Боге содержится в откровенном учении, в слове Божием или в Священном Писании , или, что то же, в Законе Божием, то изучение Закона Божия и должно быть главным средством к развитию разума. Благочестивое воспитавие старца Елеазара достигалось, именно, изучением «святаго и Богом данного законоположения» (VI, 23); на изучении закона через Моисея воспитывались и все братья-мученики (VII, 30). Пособием в деле развития разума может служить, по учению 2-ой Мак. книги, и изучение сил и законов природы, показывающих следы премудрости, благости и всемогущества Божия на лице неба и земли и невольно возвышающих дух наш к Богу. «Умоляю тебя, дитя мое, – говорила мать мучеников, – посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (VII. 28). Полезным и необходимым в деле просвещения разума 2 Макк. книга считает значение истории, из которой, со всею ясностью, можно видеть, каково было положение людей, стоявших вне откровения, и какие великие благодеяния приносила с собою святая вера. Иуда Маккавей, желая убедить своих воинов, «рассказал им и о том заступлении, какое получали их предки, и как при Сеннахириме погублены были сто восемьдесят пять тысяч мужей и о бывшем в Вавилоне сражении против галатов, как они пришли на брань в числе только восьми тысяч с четырьмя тысячами македонян и, когда македоняне смешались, то эти восемь тысяч погубили сто двадцать тысяч, бывшею им с неба помощию и получили великую добычу. Такими рассказами Иуда сделал их неустрашимыми и готовыми умереть за законы и отечество (VIII, 19–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010