Обязанности просвещения ближних противополагается ложь или произвольное искажение истины, с намерением обмануть ближних и ввести их в заблуждение и через то причинить им вред. Лживы были речи Алкима, в чем убедился даже и Никанор (XIV, 5, 11, 24). Обязанности же распространения и утверждения между ближними нравственности, противополагаются беспечность и нерадение о нравственном состоянии ближних и, в особенности, соблазн. Про Иасона 2-я Мак. книга говорит, что он, нарушая законные учреждения, вводил противные закону обычаи. Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку. Так явились склонность к эллинизму и сближение с иноплеменничеством, вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику (IV. 12–14). Далее, частною обязанностью по отношению к ближним является попечение о жизни, здоровье и имуществе ближних. Всем этим прославился тот же благочестивый первосвященник Ония, который заботился так усердно и о спасении своих ближних (IV, 2–5, 33); он явился ревностным хранителем имущества вдов и сирот (III, 10–12), защищая их от притязаний царя и его посланного – Илиодора; заботою о сохранении здоровья ближних отличался и Иуда Маккавей (VII, 30). Иуда Маккавей даже и во время войны щадил врагов, проявлявших ему покорность (XII, 29–31). Обязанности хранить здоровье и имущество ближних 2-я Мак. книга противополагает небрежение о жизни, здоровье и имуществе ближних: воровство и, в особенности, человекоубийство, которое есть насильственное прекращение жизни ближнего без всякого на то права. Иасон и Менелай, видимо, не жалели народных денег, когда прибавляли царю целыя сотни талантов серебра за право быть первосвященниками (IV, 8, 24). Менелай ие стеснялся на народные деньги производить подкупы (VI, 45). Он, похитив из храма золотые сосуды, употребил их на подкупы и подарки, при этом часть их продал в Тире (IV, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

– Правда ли, братья, что Церковь Божия никогда не молилась за умерших по плоти людей? Нет, неправда. Из Ветхозаветных Писаний мы видим, что до Христа благочестивые израильтяне молились об умерших. Вот в Маккавейской книге мы читаем: «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести тела павших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении...» ( 2Мак.12:39–43 ). Смотрите, какое ясное свидетельство! Благочестивый Иуда Маккавей и воины молятся о грехе своих умерших братьев. И писатель книги Маккавейской замечает, что они поступили «хорошо и благочестно», а в другом месте находим восклицание по тому же случаю: «какая святая и благочестивая мысль!» ( 2Мак.12:45 ). Отсюда поймите, что в Ветхозаветной Церкви был обычай творить молитвы и приношения за мертвых. В этом убеждаемся из кн. Сираха: «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). Спрошу я у вас, друзья, какую «милость» можно оказать умершим? Хлеба им не подашь, воды тоже: мертвые ни едят, ни пьют. Одно для них можно сделать: молиться за упокой их душ со святыми, как и поступил благочестивый Иуда Маккавей... Анатолий возразил: – Маккавейских книг мы не признаем за божественные; тоже не очень почитаем Сираха. Значит, вы напрасно из этих книг приводите свидетельства... Я ответил: – Пусть Маккавейские книги вы почитаете простым человеческим свидетельством. Важно, что книги Маккавейские во все века почитались Церковью и были присоединены к Библии. Христиане, стало быть, не называли этих книг ложными. Они придавали им великую достоверность . Так, и вы, сектанты, поступайте: вы принимаете доказательства из Священной Библии? Веруйте же и неложным свидетельствам человеческим ( 1Ин. 5, 9 ). Эти «свидетельства» правдиво описывают нам те благочестивые обычаи, которые были приняты в древней Еврейской Церкви. – А для нас в данном случае это и важно. Нам нужно утвердить вас в том убеждении, что молитвы за умерших не Церковь Православная выдумала, а об этих молитвах мы находим упоминание в Библии... Веришь ты, Анатолий, что древняя Церковь молилась за мертвых?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

1Мак.4:14 . И сошлись. И разбиты были язычники, и побежали по равнине. 1Мак.4:15 . А остальные все пали от меча. И преследовали их до Гасирона и до равнин Идумеи и Азота и Иамнии; и из них пали три тысячи мужей. 1Мак.4:16 . И возвратился Иуда и воинство его после преследования их. 1Мак.4:17 . И сказал люду: не зарьтесь на добычи, ибо супротив нас война, 1Мак.4:18 . и Горгий и рать его на горе близ нас: станьте теперь против врагов наших и сразитесь с ними, после же возмите добычи уже смело. 1Мак.4:19 . Когда еще договаривал это Иуда; показался отряд, мелькающий на ходу с горы. 1Мак.4:20 . И увидел он, что дело проиграно, и Иудеи жгут стан, ибо усмотренный дым доказывал это событие. 1Мак.4:21 . А смекнув это, они испугались сильно; увидав же и ополчение Иуды на равнине готовое к бою, 1Мак.4:22 . все побежали в землю иноплеменников (Филистимов). 1Мак.4:23 . Тогда Иуда воротился забирать добычу ополчения: и получил много золота и серебра, и яхонты, и багряницу, и ярь морскаго цвета, и богатство великое. 1Мак.4:24 . И возвратившись пели и благословляли Господа небеснаго: как хороша в век милость Его [ Псал. 103:1, 117:1 ]. 1Мак.4:25 . И было великое спасение Израиля в тот день. 1Мак.4:26 . А которые иноплеменники уцелели, те, прибыв, поведали Лисию о всем случившемся. 1Мак.4:27 . Он же, выслушав все, смутился и приуныл от того, что с Израилем случилось не то, чего он хотел, и не то вышло, что повелел ему царь. 1Мак.4:28 . Посему в следующем году Лисий собрал шестьдесят тысяч избранных мужей и пятитысячную конницу для войны с ними. 1Мак.4:29 . И пришли они в Идумею, и ополчились к Вефсурах: а Иуда встретил их с десятью тысячами мужей. 1Мак.4:30 . И увидел он ополчение сильное, и помолился, говоря: благословен Ты, Спаситель Израиля, поправший стремительность сильнаго рукою раба Твоего Давида, и предавший ополчение иноплеменников в руки Ионафана сына Саулова, и оруженосца его. 1Мак.4:31 . Предай ополчение сие в руки народа твоего Израиля, и да будут постыждены с ратию и конницею их.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.7:23 . И увидел Иуда все зло, какое причинил Алким с своими сынам Израиля более, чем язычники, 1Мак.7:24 . И прошел по всем границам Иудеи вокруг, и сделал отмщение мужам-отступникам, и они перестали ходить в эту страну. 1Мак.7:25 . Когда же увидел Алким, что усилился Иуда с своими и узнал, что не может сопротивляться им: то возвратился к царю, и обвинил их лукаво. 1Мак.7:26 . И послал царь Никанора, одного из начальников своих славных, ненавистника и враждебнаго Израилю, и приказал ему погубить сей народ. 1Мак.7:27 . И пришел Никанор в Иерусалим с ратию многою, и послал к Иуде и братьям его коварно сказать слова мирныя: 1Мак.7:28 . Да не будет брань между мною и вами. Я приду с немногими душами, дабы видеть ваши лица мирно. 1Мак.7:29 . И пришел он к Иуде; и приветствовали они друг друга мирно: но супостаты были готовы схватить Иуду. 1Мак.7:30 . И стал известен Иуде говор, что он с коварством пришел к нему: и поостерегся от него, и не хотел более видеть лица его. 1Мак.7:31 . И узнал Никанор, что открыт замысл его, и вышел на встречу Иуде, чтобы сразиться у Харсарсарамы. 1Мак.7:32 . И пали из бывших с Никанором пять тысяч мужей, и убежали в город Давида. 1Мак.7:33 . А после того, что разсказано, взошел Никанор на гору Сион: и вышли из святилища некоторые священники и старшины народа, чтобы приветствовать его мирно, и показать ему всесожжение, приносимое за царя. 1Мак.7:34 . Но он изругал их, и осмеял их, и осквернил их, и говорил высокомерно, 1Мак.7:35 . и во гневе поклялся, говоря: если не попадет Иуда и ополчение его теперь же в руки мои, то будет вот что: когда я возвращусь благополучно, сожгу Дом сей. И вышел он с гневом великим. 1Мак.7:36 . А священники возвратились, и стали пред лицем жертвенника и храма, и заплакали и сказали: 1Мак.7:37 . Ты, Господи, избрал Дом сей, чтобы призывалось имя Твое в нем, и чтобы он был Домом молитв и моления народа Твоего. 1Мак.7:38 . Сделай же отмщение человеку сему и ополчению его, и да падут они от меча. Помяни злохуления их, и не дай им обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.7:39 . И вышел Никанор из Иерусалима, и ополчился у Вефорона; и соединилась с ним рать Сирии, 1Мак.7:40 . А Иуда ополчился в Адасе с тремя тысячами мужей, и молился Иуда и говорил: 1Мак.7:41 . Когда воины царя Ассириян злохульствовали, тогда пришел ангел Твой, Господи, и поразил у них сто восемьдесят пять тысяч. 1Мак.7:42 . Так сокруши ополчение сие пред нами сегодня, да познают прочие, что он (Никанор) худо говорил о святынях Твоих, и суди его по злобе его. 1Мак.7:43 . И сошлись ополчения сражаться в тринадцатый день месяца Адара; и разбито было ополчение Никанора, и он первый пал в сражении. 1Мак.7:44 . Когда же увидели полки его, что пал Никанор, тогда, бросив оружие, побежали. 1Мак.7:45 . И преследовали их (Иудеи) на разстоянии однодневнаго пути от Адасы до входа в Газиры, и трубили в след их трубами вестовыми, 1Мак.7:46 . И вышли жители из всех окрестных слобод Иудеи, и окружали их так, что они натыкались на них, и пали все от меча, и не уцелел ни один из них. 1Мак.7:47 . И взяли Иудеи принадлежности и добычу их, а голову Никанора отрубили и правую руку его, которую он протягал надменно, и принесли и выставили у Иерусалима. 1Мак.7:48 . И возрадовался народ вельми, и провели тот день, как день веселия великаго. 1Мак.7:49 . И установили ежегодно праздновать сей день в тринадцатый день Адара. 1Мак.7:50 . И успокоилась земля Иудейская на несколько дней. Глава 8 1Мак.8:1 . И услышал Иуда имя Римлян, как они могущественны и сильны, и благоволят ко всем присоединяющимся к ним, и кто бы ни соединился с ними, кто бы ни пришел к ним, ведут с таковыми дружбу. 1Мак.8:2 . А в доказательство могущества и силы их разсказали ему о войнах их и о тех мужественных подвигах, которые совершили они у Галатов, и как они покорили их и сделали их данниками; 1Мак.8:3 . И что сделали в области Испании, дабы овладеть рудами серебра и золота тамошняго, 1Мак.8:4 . и овладели всем этим краем думно и терпеливо, хотя край сей находился в весьма далеком разстоянии от них; овладели и царями, наступавшими на них с конца земли, потом сокрушили их, и произвели у них поражение великое, а прочие платят им дань ежегодно;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава IV Победа Иуды над войском Горгия (ср. 2Мак.8:23–36 ; Иос. Antt. XII, 7, 4) ( 1Мак.4:1–25 ). Победа над сирийским военоначальником Лисием (ср. Иос. Antt. XII, 7, 5) ( 1Мак.4:26–35 ). Очищение и освящение храма и восстановление законного Богослужения. – Укрепление храмовой горы и Вефсуры (ср. 2Мак.10:1–9 ; Иос. Antt. XII, 7, 6) ( 1Мак.4:36–61 ). 1Мак.4:1 . И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников, и двинулось ополчение ночью, «И взял Горгий…» По 2Мак.8:9 – главное начальствование над войсками, посланными для «истребления иудеев», Птоломей – военоначальник Нижней Сирии и Финикии – поручил Никанору, «присоединив к нему и Горгия военоначальника, опытного в делах военных». С этим достаточно согласуется показание 1-го стиха, что Горгий с отборным войском пытается разбить Иуду. 1Мак.4:2 . чтобы напасть на ополчение Иудеев и поразить их внезапно, а жившие в крепости служили ему проводниками. «Жившие в крепости…» – ο υο τς κρας, слав.: «сынове краеградия» – здесь разумеются не вообще сирийцы а, вероятнее всего, – хорошо знавшие окрестные места отступники из самих иудеев, служившие сирийцам в качестве лазутчиков. Это давало основание Флавию в данном месте сказать прямо, что это были – τινς των πεφευγτων Ιουδαων – некоторые из беглецов или отступников иудейских. 1Мак.4:3 . И услышал Иуда, и выступил сам и храбрые мужи, чтобы поразить войско царя в Еммауме, Т. е. доколе силы неприятельские были разрознены и оторваны от своего главного лагеря. Иуда прекрасно использовал эту ошибку и увлечение Горгия, заманив его еще далее, в горы, ложными отступлениями. 1Мак.4:4–6 . доколе силы неприятельские были еще в отдаленности от стана. И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел, и искал их по горам, ибо говорил: они бегут от нас. Но с рассветом дня Иуда явился на равнине с тремя тысячами мужей, но они не имели ни щитов, ни мечей, как того желали. «С рассветом дня…» – αμα τ μρα, – слав. точнее: «вкупе со днем». – «Не имели ни щитов, ни мечей, как того желали», т. е. желали именно иметь, a не не иметь и выходить безоружными – οκ εχον καθς βολοντο.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если поставят против меня ополчения, не убоится сердце мое; если возбудится против меня война, в Нем я положу надежду свою ( Пс.26:1–4 ). Тогда исполнятся оные слова: Один из вас будет преследовать тысячу, и два обратят в бегство многие тысячи ( Втор.32:30 ). Зах.10:6–7 . И придут в смятение всадники, и укреплю дом Иуды, и спасу дом Иосифа, и обращу их, ибо возымею милосердие к ним. И будут, как были, когда Я не покидал их, ибо Я – Господь Бог их, и услышу их. И будут, как сильные Ефрема, и возвеселится сердце их, как от вина, и увидят сыны их, и возрадуется и возвеселится сердце их о Господе. LXX: И придут в смятение всадники, и укреплю дом Иуды, и дом Иосифа спасу, и дам им жить, потому что Я возлюбил их; и будут они, как воины Ефрема, и возвеселится сердце их, как от вина, и сыны их увидят и возрадуются, и возвеселится сердце их о Господе. – И это место соответственно высшему пониманию они изъясняют двояко: или в том смысле, что это уже исполнилось во время Маккавеев, или в том, что это должно произойти во время Христа в последний век. Но вот смысл этого места: когда Иуда будет поставлен, как славный конь в сражении, и потопчет врагов, как придорожную грязь, и одержит верх, так как Господь будет воинствовать с ним, тогда всякий всадник Греции падет, а дом Иуды и дом Израиля (ибо называет его уже домом Иосифа, т. е. царством десяти колен) будут спасены вместе; и возвращу их из плена, в котором они были, и будут, как тогда, когда Я еще не покидал их, ибо Я есмь Господь Бог их, Который выслушает их моления. И Ефремляне, ныне находящиеся в плену, будут потом освобождены и обнаружат столь великую радость, что ты примешь их за находящихся в опьянении. Сыны их также увидят торжество отцов и возрадуются о Господе, с помощью Которого они одержали победу. Будем исследовать прошедшие события, – именно, когда Иуда и Израиль вместе сражались против Греков, или когда Ефрем возвратился из плена, когда, по словам Иезекииля ( Иез.37:16–21 ) два жезла, т. е. Иуда и Ефрем соединились вместе и были одним деревом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Есть предположение, что автор книги принадлежал к партии фарисеев, потому что он упоминает, притом дважды, о воскресении мёртвых. 1.9.3. Время и место написания . В тексте есть ясное указание на время написания второго письма: «в сто восемьдесят восьмом году…»( 2Мак.1:10 ). С учётом разницы между двумя летоисчислениями можно установить, что 188 г. Селевкидской эры – это 124 г. до Р. Х. На время создания книги проливает свет и упоминание автором того факта, что Иерусалим оставался во власти евреев во все годы его жизни, а это означает, что книга написана гораздо позднее описываемых в ней событий (176–161 гг. до Р. Х.), но не позднее завоевания Иудеи Римлянами (70 г. до Р. Х.). Во втором письме фигурирует некий Иуда, первый раз в качестве отправителя: «…живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда – Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям – радоваться и здравствовать» ( 2Мак.1:10 ), второй раз – в конце письма, где сказано: «Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал…» ( 2Мак.2:14 ). И то, и другое упоминание могут указывать только на Иуду Маккавея, павшего весной 160 г. до Р. Х. А если учесть, что в этом письме упоминается о смерти Антиоха IV, последовавшей в 164 г. до Р. Х., оно, вероятнее всего, было и написано в 164 г. до Р. Х. Анализируя, расставленные автором второй Маккавейской книги, акценты – критическое отношение к политике Иоанна Гиркана, разрушение храма на горе Гаризим и т. п., – можно сделать вывод, что книга, в дошедшем до нас виде, была написана, очевидно, вскоре после 124 г. до Р. Х. 1.9.4. Язык оригинала . На основании Предания и анализа языка книги блж. Иероним утверждал, что книга была первоначально написана на греческом языке, за исключением двух писем, переведённых с еврейского или арамейского. Гебраизмы, встречающиеся в книге, объясняются тем, что автор был еврей, но, при этом, такой, которому все-таки был чужд еврейский язык. Как и все иудеи-эллинисты, он пишет на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Из горного укрытия Маттафия вместе со своими сторонниками стал совершать набеги на македонские гарнизоны и разрушать языческие алтари. После наступившей вскоре смерти исповедника дело отца продолжил его сын Иуда, который за свое мужество и полководческий талант получил прозвище Маккавея, «молота на врагов». Потерпев ряд чувствительных поражений, которые Иуда Маккавей нанес войскам Антиоха Епифана, тот пошел на заключение мира. Царь разрешил возобновить богослужения в Иерусалимском Храме, но вскоре после этого гонения и война возобновились. Иуда погиб в сражении, его борьбу продолжили его братья Ионафан и Симон. Совершивший святотатство Антиох Епифан умер от мучительной болезни – «он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела. И тот, который только что мнил по гордости, более нежели человеческой, повелевать волнам моря и думал на весах взвесить высоты гор, повержен был на землю, и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию, так что из тела нечестивца во множестве выползали черви, и еще у живого выпадали части тела от болезней и страданий, смрад же зловония от него невыносим был в целом войске» ( 2Мак. 9:7–9 ). После смерти Антиоха Епифана в 163 г. до Р. Х. Маккавеи воевали с войсками его преемников Антиоха V Евпатора (163– 162 гг.), Димитрия Сотира (162–150 гг.), Александра Вааса (150– 145 гг.) и Антиоха VI Епифана (145–142 гг.). В 142 г. Иудея совершенно отпала от империи Селевкидов, и брат Иуды Симон стал основателем правившей в Иудее династии, названной по имени их отца Асмонейской. Распад империи продолжался при преемниках Антиоха VI, носивших имена Антиох, Селевк, Филипп и Димитрий, враждовавших между собой и ведших нескончаемые династические войны – все 19 Селевкидов, правивших после Антиоха VI, погибли насильственной смертью. Помимо внутренних распрей, самой серьезной угрозой для Селевкидов оставалась экспансия парфян. На рубеже II и I столетий до Р. Х. парфяне отняли у них Мидию и Месопотамию. Парфянское завоевание восточных пределов империи Селевкидов лишило расположенные там греческие полисы их привилегий; македонцы и греки поднимали восстания против парфянских властей и звали на помощь Селевкидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К Хасмонеям примкнули и набожные хасиды (см. §27), среди которых были люди «крепкие силою из Израиля, все верные Закону» . Впоследствии они разошлись с Хасмонеями, но в момент общей опасности действовали с ними заодно. Вскоре Маттафия, ослабевший в скитаниях по горам, заболел и почувствовал приближение смерти. Он собрал сыновей: Иоанна, Симона, Ионафана, Елеазара и Иуду, — и завещал им биться за свободу веры, доколе язычники не отступят. Власть военного вождя он передал Иуде, «сильному от юности своей», которого прозвали Маккавеем (евр. Маккаби — Молот). 2. Войны Маккавея и их результаты. Военачальники Антиоха на первых порах не придавали серьезного значения этим событиям. Восставшие были малочисленны и плохо вооружены. Идя против них, враги брали с собой работорговцев, рассчитывая сразу же продавать пленных. Иуда тоже сознавал, чтоб вступил в единоборство с силой, намного его превосходящей, но сказал своим людям: «Не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их» (1 Макк 3,19-22). К изумлению сирийцев, Иуда стал наносить им одно поражение за другим, забирая после битв оружие противника. Сначала был разбит Аполлоний у Бет-хорона, затем Лисий, а в декабре 164 года Маккавей двинулся на Иерусалим. Хотя ему не удалось взять цитадель Акру, почти весь город был очищен от язычников. Храм повстанцы нашли в жалком запустении. После дней траура Иуда назначил праздник освящения. Святыня была возрождена почти три года спустя после ее поругания. В честь этого события был учрежден праздник (см. Ин 10,22). По всему Иерусалиму зажигали светильники. Пророчество Даниила исполнилось. Весть о захвате Иудой Иерусалима привела Антиоха в ярость. Он клялся, что сделает город «еврейским кладбищем», сотрет его до основания, так, что даже имя его будет позабыто. Но для новой кампании ему нужны были средства. Поэтому он решил обобрать один из эламских храмов. Посланные за добычей получили суровый отпор; вскоре после этого Антиох умер. Историк Полибий утверждает, что смерть настигла его в состоянии помешательства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010