2Мак.12:28 . Но они, призвав Обладателя, в конец сокрушающаго силы врагов, взяли сей город, как пленника, и избили бывших в нем двадцать пять тысяч. 2Мак.12:29 . Двинувшись же оттуда, они устремились к Скифополю, отстоящему от Иерусалима на шестьсот стадий. 2Мак.12:30 . Поскольку же обитавшие тут иудеи засвидетельствовали о благосклонности, какую имели к ним скифополиты, которые даже во времена несчастия поступали с ними кротко: 2Мак.12:31 . то поблагодаривши их и попросивши и впредь быть благосклонными к роду их, они прибыли в Иерусалим, потому что приблизился праздник седмиц. 2Мак.12:32 . После рекомой же пятидесятницы устремились они на Горгия, военачальника Идумеи. 2Мак.12:33 . А выступил (Иуда) с тремя тысячами пехотинцов и четырьмя стами всадников. 2Мак.12:34 . И когда они начали битву; случилось пасть немногим из иудеев. 2Мак.12:35 . Но Досифей некто из бывших с Вакинором, всадник, муж сильный, подскакал к Горгию, и ухватившись за паволоку, тащил его сильно, желая сего проклятаго пленить живаго: но так как некто из всадников фракийских наскакал на него и отсек ему плечо, то Горгий убежал в Марису. 2Мак.12:36 . Когда же бывшие с Ездрой, сражаясь долго, изнемогли; тогда Иуда, призвав Господа явиться споборником и предводителем в сражении, 2Мак.12:37 . начал на отечественном языке петь в восклицать, в после вопля напав неожиданно на воинов Горгия, обратил их в бегство. 2Мак.12:38 . Потом Иуда, собрав войско, пришел в город Одоллам. А так как наступала неделя, то все, очистившись тут по обычаю, отпраздновали субботу. 2Мак.12:39 . На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела падших, и положить их вместе с сродниками в отеческих гробилищах. 2Мак.12:40 . Но нашли они у каждаго из умерших под одеждами изображения иамнийских идолов: что закон воспрещал иудеям. Тогда всем стало ясно: по какой причине они пали. 2Мак.12:41 . Итак все, благословив правосуднаго Господа, сокровенная делающаго явным, обратились к молитве, 2Мак.12:42 . прося совершенно изгладить сделанный грех . А доблестный Иуда увещавал люд хранить себя от греха идолопоклонническаго, видя своими глазами, что случилось по вине падших…

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.14:16 . и когда повелел им вождь, поспешно двинулись оттуда, и сшиблись с ними у слободы Деесау! [Бет Дежан? между Яффою и Лиддою?]. 2Мак.14:17 . Симон же брат Иуды сразился с Никанором, но вскоре, при неожиданном натиске неприятелей, был разбит. 2Мак.14:18 . Впрочем Никанор слыша, какую храбрость имели бывшие с Иудою, и какое терпение в подвигах за отечество, опасался решить дело кровопролитием. 2Мак.14:19 . Посему послал Посидония и феодота и Маттафию дать и взять условия. 2Мак.14:20 . Было долгое совещание о сем; и когда вождь (Иуда) сообщил оное людям, и явилось единогласное решение; тогда согласились на условия, 2Мак.14:21 . и назначили день, в который бы сойтись им по одиночке; и наступил он, и от каждаго принесли различныя седалища; 2Мак.14:22 . (а Иуда разставил готовых оруженосцов в удобных местах, дабы от врагов внезапно не произошло злодейство) и сделали подобающее совещание общее. 2Мак.14:23 . Никанор же пожил в Иерусалиме и не сделал ничего неуместнаго, а собравшияся толпы народа отпустил. 2Мак.14:24 . Он держал Иуду всегда при своей особе, и душевно расположился к сему мужу; 2Мак.14:25 . уговорил его жениться и иметь детей. (Иуда) женился, зажил хорошо, жизнию общественною. 2Мак.14:26 . Алким же, видя их взаимное благорасположение и состоявшияся условия, и заучив их, отправился к Димитрию и говорил, что Никанор иначе думает о делах; ибо преемником своим объявил Иуду, этого наветника государства. 2Мак.14:27 . Царь же, разгневанный и раздраженный такими клеветами сего вселукаваго (мужа), написал к Никанору об условиях, выразивши, что оне несносны, и повелев Маккавея выслать в оковах в Антиохию, не медля. 2Мак.14:28 . Когда же дошло это письмо до Никанора, он смутился и невыносимо ему было отвергнуть условия, когда сей муж (Иуда) ничем не обидил его. 2Мак.14:29 . Но так как нельзя было противодействовать царю; то он выжидал благоприятнаго времени, чтобы сделать это хитрым образом. 2Мак.14:30 . Маккавей же, заметив, что Никанор начал поступать с ним строже и в обычных встречах стал суровее, и уразумев, что эта строгость не к добру, собрал не мало своих, и скрылся от Никанора.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иуда Маккавей вел боевые действия не только с иноземными захватчиками, но также с иудеями-отступниками и язычниками, почувствовавшими возможность уничтожить народ завета и вернуть былое могущество. Об этом позже, а сейчас хотелось бы обратить ваше внимание на слова, сказанные Иудой Маккавеем перед боем со значительно превосходящим по численности врагом: «ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их» (Макк 3:19-22). В этих словах и содержится ответ на вопрос, о целях и задачах войны, которые ставили перед собой иудеи, которых сейчас бы назвали фундаменталистами и радикалами. Война за спасение своих душ и за верность законам, данным Богом - вот цель войны, которую вели Маккавеи. Надо сказать и о роли символики, не потерявшей своего значения и в наши дни, просто сейчас, все настолько заполнено мельканием всевозможных «этикеток», «лейблов», «брендов» и прочего, что современный человек привык к этому и в большинстве случаев не придает особого значения различным символам и знакам. В описываемые в Маккавейских книгах времена все было иначе, символов и способов их тиражирования было несоизмеримо меньше и потому та или иная символика четко определялась как принадлежность тому или иному мipy. Глобалисты Маккавейских времен, торжествуя, как они думали, свою победу, ставили на иудейские «книги закона» изображения своих идолов. Разгромив противников, Иуда, разрушив «мерзость запустения» воздвигнутую Антиохом над жертвенником, построил новый жертвенник и возобновил святилище, но до полной победы было еще очень далеко. Война, которую пришлось вести иудейским фундаменталистам, спасаясь от духовной смерти, была довольно кровопролитной, велась на нескольких ТВД (театрах военных действий), так, например, на одном ТВД действовал Иуда и его брат Ионафан, а его брат Симон, на другом. Противниками Маккавеев были не только войска Селевкидов, но и довольно многочисленные местные отступники и воинские контингенты различных уцелевших противников Израиля, например, Иуда воевал и против потомков Исава - Идумеян. Сопровождалась война большим кровопролитием и жестокостью, что, к сожалению, не удивляет, так как эта война не была «обычной», «классической» войной, ради достижения политических или экономических целей. Шла война идеологий, война смыслов и компромисс в ней был не возможен. С одной стороны ортодоксам-иудеям противостояла грозная военная машина государства Селевкидов, с другой - довольно многочисленная «пятая колонна», состоящая из иудеев-изменников.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Но сохранить положение дел на точке этой успешности было уже труднее, чем дойти до нее. Правда, чиновники царские обошли с поручением царским относительно введения идолослужения всю Иудейскую землю, с успехом преследовали оставшихся верными Закону Моисееву, истребили целые отряды спасавшихся бегством в горы и пещеры, но при всем том, очевидно, они были не настолько сильны, чтобы воспрепятствовать и Маттафии также обойти с горстью сплотившихся около него храбрецов всю Иудею, разрушать повсюду языческие алтари, обрезывать необрезанных, истреблять целыми массами отступников. Для воспрепятствования всему этому требовалось стянуть сюда сильные воинские отряды. Но пока это удалось сделать, Маттафия умер, мирно погребенный сыновьями в гробнице отцов своих, и на его место заступил не менее энергичный и храбрый Иуда Маккавей, в самое короткое время успевший еще более сплотить и упрочить положение иудеев. Последние были достаточно готовы, когда сирийцы выступили против них сильным войском под предводительством Аполлония . 1Мак.3:9–10 . и сделался именитым до последних пределов земли, и собрал погибавших. Тогда Аполлоний собрал язычников и из Самарии многочисленное войско, чтобы воевать против Израиля. «Аполлоний», начальник сирийского войска, не определяемый точнее в данном месте, вероятно, представляет одно лицо с упоминаемым в 1Мак.1:29 «начальником податей», который в параллельном месте 2Мак.5:24 носит это же имя. У Флавия он называется также вождем Самарии – της Σαμρειας στρατηγς, хотя это наименование, быть может основано только на этом же стихе самим историком. 1Мак.3:11–16 . Иуда узнал о том и вышел к нему навстречу, и поразил, и убил его; и много пало пораженных, а остальные убежали. И взял Иуда добычу их, и взял меч Аполлония , и сражался им во все дни. И услышал Сирон, военачальник Сирии, что Иуда собрал вокруг себя людей и сонм верных, выступающих с ним на войну, и сказал: сделаю себе имя и прославлюсь в царстве, и сражусь с Иудою и с теми, которые вместе с ним и которые презирают слово царское.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Перед битвой Иуда и его братья «раскрыли книгу Закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов» ( 1Мак.3:48 ). Далее была совершена молитва , и после Иуда назначил командиров в свою армию. Однако, с отрядами Горгия Иуде сразиться так и не пришлось. Селевкидское войско было утомлено долгими поисками отрядов восставших в горах, так что к моменту сражения с иудеями, наёмники решили покинуть поле боя и бежали ( 1Мак.4:16–25 ). Затем Иуда смог отвоевать Иерусалим и очистить храм от «мерзости запустения», то есть от алтаря Зевса олимпийского. Жертвенник храма был разрушен, чтобы в будущем никто не мог сказать, что иудеи используют в богослужении осквернённый язычниками жертвенник. При этом камни жертвенника сложили на храмовой горе, «пока придёт пророк и даст ответ о них» ( 1Мак.4:46 ). Об ожидании пророка в эпоху второго храма хорошо свидетельствует Ин.1:21 , когда к Иоанну Предтече были посланы люди от храмовых священников с вопросом: «…что же? Ты Илия? Он сказал: Нет. Пророк? Он отвечал: Нет». Храм был освящён и восстановлён, в честь этого события был установлен специальный праздник – Ханука, который иудеи празднуют до сих пор, хотя смысл его изменился и теперь это праздник света. Неотъемлемая часть празднования – возжигание специальных ханукальных светильников. Далее? в 1-й Маккавейской книге рассказывается о противостоянии иудеев, отстроивших заново храм, и их соседей – язычников, желавших уничтожить восстановленную святыню. Начались широкомасштабные военные действия. Интересен рассказ о встрече войска Иуды в пустыне с племенем Набатеев. Согласно 1-й книге Маккавеев, эта встреча произошла мирно, «даже дружелюбно», так что Набатеи рассказывали Иуде всё, что знали о передвижении противников евреев и войска Симона, брата Иуды, которому тот поручил сражаться против язычников в Галилее. Далее описывается несколько сражений отрядов Иуды Маккавея с сирийскими отрядами военачальника Тимофея, нового полководца, отправленного подавлять восстание. Одно из главных столкновений двух армий происходило рядом с рекой, какой именно – ясности нет. Обращает на себя внимание стих 1Мак. 5:42 : «как только подошёл Иуда к потоку воды, то поставил при потоке народных писцов и приказал им, сказав: не оставляйте ни одного человека в стане, но пусть все идут на сражение». Скорее всего, под «народными писцами» должны пониматься чиновники, исполнявшие свои функции как в отношении гражданского населения, так и в отношении военных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

По мысли Божественного установления, эти трубные звуки должны были быть напоминанием о народе пред Богом Израиля, и это напоминание теперь особенно желал сделать сильным народ, чувствовавший себя как бы оставленным и забытым от Бога. 1Мак.3:55 . После сего Иуда поставил вождей для народа – тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников. Установление Иудою мелких вождей для народа – тысяченачальников, стоначальников, пятьдесятиначальников и десятиначальников – воскрешало древний строй народа, введенный еще Моисеем ( Чис.31:43,52 ; 1Цар.8:12 ; 4Цар.1:9 и д.), причем этот строй имел ввиду облегчать не только военные действия, но и вообще управление народом в мирное время. 1Мак.3:56 . И сказали тем, которые строили дома, обручились с женами, насадили виноградники, и людям боязливым, чтобы каждый из них, по закону, возвратился в свой дом. Следуя точно постановлению закона во Втор.20:5–8 , – Иуда отпускает из ополчения всех, которые только что – или построили дома, или обручились с женами, или насадили виноградники – и не успели еще воспользоваться всем этим, а также всех малодушных, боязливых, «дабы – как говорится в указанном месте – он, т. е. боязливый, не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». 1Мак.3:57 . Тогда двинулось ополчение и расположилось станом на юге от Еммаума. Составив отборное войско, Иуда идет и располагается станом «на юге от Еммаума», т. е. вблизи врага ( 1Мак.3:40 ), воодушевляя всех горячим призывом «умереть» в сражении за «святыню нашу». 1Мак.3:58 . И сказал Иуда: опояшьтесь и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу. «Опояшьтесь…» При всяком важном деле евреи приступали к нему с «поясом на чреслах своих». – «И будьте мужественны…» – κα γνεοθ ες υιος δυνατος (ср. 2Цар.2:7,13:28 ); слав. точнее: «и будите в сыны сильны…» 1Мак.3:59–60 . Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни. А какая будет воля на небе, так да сотворит! Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Первая книга Маккавейская. 604-740 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, право первенства переходит к Иуде. Этот переход не происходит механически, поскольку тогда это было бы несправедливо по отношению к Иосифу. Но Иуда в истории с чашей в мешке Вениамина, когда все братья молчали перед лицом Иосифа, взял на себя всю ответственность, то есть роль старшего, и предложил себя вместо младшего брата ( Быт. 44:16–34 ). Кроме того, не будем забывать и о Фамари, родившей от Иуды наследников. Благословение, которое получает Иуда, является пророчеством мессианским. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое»  ( Быт. 49:8–11 ). Это пророчество, в первую очередь, говорит о том, что Спаситель произойдет именно из колена Иудина. Иногда комментаторы выделяют здесь только то, что «не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ).  Однако здесь есть некоторая сложность, поскольку цари из колена Иудина прекратились во время Вавилонского плена. После плена Иудея достаточно долгое время является просто провинцией разных государств, потом восстанавливается династия, но уже не из Иудина колена, а из колена Левина; династия Маккавеев – это потомки священника Маттафии. И потом воцаряется Ирод Идумеянин, который и становится, собственно, царем,– и вот как раз во времена Ирода и настало время явления Примирителя. Поэтому здесь не всё так просто: пришествие Спасителя совпало с тем временем, когда царский скипетр попадает уже в руки иноплеменника. Но этим не исчерпывается объем мессианского пророчества. О том, что Господь лев от колена Иудина, нам говорит Апокалипсис ( Апок. 5:5 ); и слова, что этот лев лег, и кто поднимет его?– несомненно, указывают нам на смерть и воскресение Христово, поскольку Христос воскресает Сам, будучи Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

«Увидев это, Маттафия возревновал и затрепетала внутренность его и воспламенилась ярость его по закону». Царский посол был убит, убиты отступники, жертвенник разрушен. Верный Израиль ушел в пустыню вслед за Маттафией и сыновьями его. К ним собралось множество народу. Тогда Маттафия выступил с грозным ополчением и стал отбивать Израильские города. Но он скоро умер и торжественно похоронен в Модине. «И восстал вместо его Иуда, называемый Маккавей, сын его. Он облекался бронею как исполин, он уподоблялся льву в делах своих. Прошел по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых». Иерусалим был опять возвращен, и восстановлено царство Израильское, и началась многолетняя эпоха непрерывных боевых подвигов, непрерывного геройства. Иуда – «Лев Израиля» – пал как следовало льву. Войско его почти все разбежалось, испуганное грозною ратью царя Дмитрия. «Но Иуда сказал: нет, да не будет этого со мною, чтобы бежать от них; а если пришел час нам, то умрем мужественно за братьев наших»! Иуда пал в жестокой битве. «Пал сильный, спасавший Израиля! И взяли Ионафан и Симон Иуду, брата своего, и похоронили его во гробе отцов его, в Модине». Вот какою геройскою памятью запечатлены камни неведомого теперь Модина. Левее дороги, тоже на холмике, бедная Арабская деревушка, в которой так странно звучит священное с детства название – Эммауса. Однако и об Эммаусе Евангелия столько же споров, сколько о Модине. Эммаус отыскивают и в Кубабе, по дороге в Рамле, и еще с большим вероятием в том живописном селении «Колония», в котором нам предстоит обедать, и откуда начинается последний подъем на горы Иудейские. Колесница наша въезжает в долину, поросшую деревьями, Уади-Халил. Кучка Арабов с верблюдами и овцами сбилась вокруг громадной каменной трубы, глубоко идущей в каменистую почву. Это Бир-Эюб – колодезь Иова, из которого не упустит напоить свой скот ни один туземец. Сейчас же в стороне, на склоне скалы, развалины монастыря Иова. Теперь мы совсем забираемся в горные теснины. «Уади-али» – тенистый и узкий проход, в котором немного лет тому назад разбойники чаще всего останавливали купцов и богомольцев. Впрочем, теснина эта прозвана не по имени разбойника, а по имени благочестивого отшельника Имама-Али, мимо фонтана и рощ которого пришлось нам потом проезжать. Почти у самого входа в теснину два-три домика «Ворот Долины» – «Баб-ель-Уади».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1Мак.2:51 . Помните дела отцов ваших, которыя они совершили в поколениях своих: и вы получите славу великую и имя вечное. 1Мак.2:52 . Авраам не в искушении ли оказался верным, так что это вменилось ему в праведность? 1Мак.2:53 . Иосиф в тесном обстоятельстве сохранил заповедь, и сделался владыкою Египта. 1Мак.2:54 . Финеес отец наш за то, что поревновал ревностию, получил завет священства вечнаго. 1Мак.2:55 . Иисус за исполнение поручения сделался судиею в Израиле. 1Мак.2:56 . Халев за верное свидетельство пред сонмом получил землю в наследие. 1Мак.2:57 . Давид за благость свою наследовал престол царства вечнаго. 1Мак.2:58 . Илия за то, что ревниво ревновал по законе, вознесен даже на небо. 1Мак.2:59 . Анания, Азария, Мисаил, по вере, спаслись от пламени. 1Мак.2:60 . Даниил за невинность свою избавлен от пасти львов. 1Мак.2:61 . Итак памятуйте из рода в род, что все надеющиеся на Него не изнемогут. 1Мак.2:62 . И слов мужа грешника не бойтесь, ибо слава его обращается в мотыль [Навоз] и в червя. 1Мак.2:63 . Сегодня он превознесен будет, а завтра не найдут его, ибо он обратился в прах свой, и помышление его погибло. 1Мак.2:64 . И вы, чада, укрепляйтесь и мужественно стойте в законе вашем, ибо им прославитесь. 1Мак.2:65 . А вот Симеон брат ваш. Я знаю, что он есть муж совета; итак слушайте его во все дни. Он вам будет вместо отца. 1Мак.2:66 . Иуда же Маккавей, этот крепкий силою от юности своей, будет у вас начальником воинства; и вы будете воевать, воевать – с народами. 1Мак.2:67 . Посему соберите к себе всех исполнителей закона, и отмстите за обиду народа вашего. 1Мак.2:68 . Воздайте воздаяние язычникам и соблюдайте повеления закона. 1Мак.2:69 . И благословил их, и присоединился к отцам своим. 1Мак.2:70 . Умер же он на сто сорок шестом году: и похоронили его сыны его в усыпальнице отцов его в Модеине; и оплакал его весь Израиль плачем великим. Глава 3 1Мак.3:1 . И стал Иуда, называемый Маккавей, сын его, на место его. 1Мак.3:2 . И помогали ему все братья его и все, которые пристали к отцу его, и воюя сражались за Израиля с радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но как только надменные враги касались или только угрожали их венцу, святилищу, то иудеи всего мира воспламенялись чувством гнева, которое ободряло их к деятельности; лишь только раздавался клич: – не отечество, нет, – но святилище в опасности, – и звучало оружие, раздавались торжественные молитвы, и все готовы были проливать последнюю кровь за святилище» 193 . Возьмем, например, одно из самых крупных событий после пленной истории евреев: освободительную деятельность Иуды Маккавея и его братьев. Восстание Маттафии, продолженное сыновьями его, составило эпоху в еврейской истории, окружило деятелей этой эпохи ореолом славы, создало независимое Иудейское государство и, в заключение, привело евреев к решению установить, так сказать, новую эру летосчисления (Дpebh.XIII.6:7). Что же было поводом, причиной восстания Маттафии? – " Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он (Маттафия) сказал: «горе мне! для чего я родился видеть разорение народа моего и разорение святого города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище – в руки чужих? Храм его сделался, как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен... Святыни наши и благолепие, и слава наша опустели, и язычники осквернили их. Для чего нам еще жить?» ( 1Мак.2:6–9 , 1Мак.2:12–13 ). Здесь мы видим, что мотивом восстания было, поругание религии иудейской и осквернение храма 194 . Этот вопль отчаяния Маттафии: «для чего нам еще жить?», если осквернено святилище, – показывает, что иудеи ясно сознавали всю важность храма для их жизни; и они теперь решили употребить все силы, чтобы возвратить себе храм. Этот принцип борьбы за святилище, провозглашенный Маттафией, одушевлял и его сыновей в их славной деятельности. Принцип этот поставил девизом своим Иуда Маккавей, провозгласивший в начале своей деятельности: «сразимся за народ наш и за святыню» (1Макк.3:43); то же отмечает и автор 2Мак., говоря, что Иуда Маккавей с друзьями своими, занимаясь подготовлением восстания, входили в селения и, собирая верных закону иудеев, «взывали к Господу, чтобы Он призрел на народ, всеми попираемый, и пожалел храм, оскверненный людьми нечестивыми» ( 1Мак.8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010