Св. Филипп Нери. Гравюра из кн.: Bacci P. G. Vita del B. Filippo Neri. Venetia, 1645 В XVII-XVIII вв. в Зап. Европе происходило становление Д. м.- прежде всего в рамках складывавшейся в это время в разных городах и странах практики духовного концерта (в т. ч. в условиях внехрамового исполнения не только ораторий , но и муз. жанров мессы и оффиция - «Te Deum» , «Stabat Mater» , «Stabat Mater» и др.). При этом обобщающего понятия, охватывавшего весь круг подобного рода явлений, в культуре того времени не существовало. Распространенное в муз. практике понятие «духовный» (нем. geistlich, франц. spirituel, итал. spirituale) указывает, как правило, на музыку, предназначенную для богослужения, и в смысловом отношении не выделяется в ряду др. терминов, обозначающих церковную музыку. В частности, в Германии лютеранские церковные песни именуются Geistliche Lieder, а широко распространенный в эпоху барокко жанр церковного концерта - Geistliches Konzert. Одно из лучших собраний сочинений в этом жанре, 2 части «Малых духовных концертов» Г. Шютца (Kleine Geistliche Concerte, 1636, 1639), написано по образцу «Ста церковных концертов» Л. Виаданы (Cento concerti ecclesiastici, 1602); название др. опуса Шютца свидетельствует о синонимичности понятий «духовное» и «священное»: «Музыка для священного хора, или Духовная хоровая музыка» (Musicalia ad Chorum Sacrum, Das ist: Geistliche Chor-Music, 1648). Наиболее значительным и заметным событием в истории Д. м. эпохи барокко является получившая распространение в Риме, а затем и в др. итал. городах практика проведения концертов в церковном помещении - оратории (лат. oratorium, итал. oratorio - часовня, молельня). Сложившийся здесь к сер. XVII в. муз. жанр оратории взял свое название у того места, в к-ром он возник и исполнялся. Глубоко и полно запечатлев духовную атмосферу эпохи, музыка итал. ораториев стала важной частью культурной политики католич. Церкви. У истоков традиции стояли св. Филипп Нери (1515-1595) и основанная им Конгрегация часовни (Congregatione dell " Oratorio), вдохновлявшиеся желанием вовлечь в активную и осознанную духовную жизнь как можно большее число мирян; по свидетельству одного из учеников Филиппа, тот хотел, чтобы «духовная жизнь, которую обычно считают трудным делом, стала чем-то столь привычным и домашним, чтобы человеку любого состояния она была приятной и легкой…» (цит. по изд.: Сикари. С. 63). Молитвенные собрания у Филиппа поначалу носили скромный, камерный характер; многое из того, что происходило на них (чтение Свящ. Писания и молитва на родном языке, свободное обсуждение прочитанного, проповеди, произносившиеся мирянами), стало вызывающим новшеством для религ. жизни 2-й пол. XVI в. Муз. составляющей собраний было пение лауд (итал. lauda - хвала) - традиц. многоголосных песнопений аккордового склада с простой, запоминающейся мелодией в верхнем голосе на итал. языке. С 1563 по 1600 г. было издано 10 томов таких гимнов, главным автором их текстов был поэт А. Манни.

http://pravenc.ru/text/180654.html

После молитвы священнодействующий читает внятным голосом Апостол. На торжественной литургии иподиакон читает (cantat) Апостол, а священнодействующий в то же время произносит его тихим голосом. Отвечают: Благодарение Богу. После Апостола читаются Степенны (gradualia), потом произносятся два Аллилуиа, потом стих и после стиха одно Аллилуиа. (например, в праздник блж. Августина ) Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Стих. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его (см. Пс. 36: 30–31 ). Аллилуиа, аллилуиа. Стих. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его ( Пс. 88, 21 ). Аллилуиа 1568 . В недели перед Пасхой, от Septuagesima до Великой Субботы, и в некоторые другие дни 1569 не говорится Аллилуиа, а вместо него говорится Tractus. (например, во время Св. Четыредесятницы) Господи, не по грехам нашим, которые мы совершили, и не по беззакониям нашим воздай нам (см. Пс. 102, 10 ). Стих. Господи, не помяни грехов наших предков 1570 ; скоро да предварят нас щедроты Твои; ибо мы весьма истощены (ср. Пс. 88, 8 ). Стих. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, и ради славы имени Твоего, Господи, избавь нас, и прости нам грехи наши ради имени Твоего (П с. 88, 9 ). Вместо Tractus говорится Sequentia в праздник Пасхи: Victimae Paschali, в праздник Пятидесятницы: Veni, Sancte Spiritus, в праздник Тела Христова: Lauda Suum Salvatorem, а на литургиях заупокойных кроме Tractus говорится Sequentiä Dies irae, dies illa, без Аллилуиа. По окончании этого, если литургия торжественная, диакон полагает книгу Евангелий на средине алтаря, и священнодействующий благословляет фимиам, как сказано выше; потом диакон, коленоприклонившись перед алтарем с соединенными руками, говорит: Очисти сердце мое и уста мои, всемогущий Боже, очистивший уста Исаии пророка углем огненным; так и меня сподоби очистить Твоею благой милостью, чтобы я мог достойно возвещать святое Евангелие Твое, через Христа Господа нашего. Аминь. Потом поднимается, берет книгу Евангелий с алтаря и, опять коленоприклонившис, испрашивает благословение священника, говоря: Повели, владыка, благословить 1571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

T. III. Dzieje Ziemi Kujawskiej. Rzdy Sejmikowe. Lauda i Instrukcie 1674–1700 ogl’os1.l Ad. Paw. T. IV. Dzieje Ziemi Kujawskiej. Rzdy Sejmikowe. Lauda i Instrukcie 1700–1733. T. V. Dzieje Ziemi Kujawskiej. Lauda i Instrukcie 1733–1795. Труд этот награжден премией Краковской академии наук и прем. „Кассы Мановского. 1890. La methode scientifique appliquée à l " étude de la géographie historique. Напечатано в „Travaux à l " étude de géographie historique». Paris 1890. Обзор польской исторической литературы; напеч. в историческом обозрении книг. 1. 1892. Ostatnia Ksizna Mazowiecka. Obrazek z dziejów 16 wieku przez Ad. Paw. Warez 1893. Mode lata Zygmunta Starego piórem Ad. Paw. Warez. Подляшское воеводство в 16 столетии в географическом и статистическом отношении. Реф. читанный на Виленск. арх. Съезде 1893. 1895. Sejmiki Ziemskie. Pocztek. Ich i rozwój a do ustalen1a ei udziau posow ziemskich w ustawodawstwie sejmu walnego 1374–1505. Warsz. 1895. 1896. Prof. Adolf Pawiski. Micha Gröll, obrazek na tle epoki stanisawowskiej z dodaniem spisu wydawnictw Grölla uoonego przez Zygmunta Wolskiego. Krakow 1898 Покойный Адольф Иванович напечатал также значительное количество статей исторического содержании, в различных, журналах, а именно в журналах: Biblioteka Warszawiska, Atheneaeum, Tygodnik Illustrowany, Gazeta Warszawska, Gazeta Polska, Sowo, Wielka Encyklopedya Illstrowana, Известия Варш. унив., Историческое Обозревание, Revue Historique, Jahresberichte der Geschichtswissenschaft, Dictionery for gazeteeri (географический отдел). – Если возьмем во внимание профессорские занятие, т. е. чтение лекции, а главным образом приготовление к ним, занимающее большую часть времени, то не можем не удивляться, что покойный ученый нашел еще довольно времени дли написании такого количества и так высоко ценимых трудов, из которых некоторые, именно по польской истории, положили новые основание, установили новые взгляды на развитие исторического быта Польши. „День дли служебных и общественных занятий, а ночь для меня» – это был его девиз, которому покойный служил до истощения сил. Он не знал досуга, не знал отдыха. Даже после первого удара, вопреки советов врачей, он продолжать работать, составляя статью „Dyplomatyka» дли Большой Иллюстрированной Энциклопедии (Wielka Illustrowana Encyklopedia), в которой она и будет напечатана. Это был последний, не вполне оконченный труд его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ruse a oficiat utrenia cu citirea Acatistului Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu la catedrala Botezul Domnului 30 martie 2012 19:12 La 30 martie 2012, în ajunul zilei de sâmbt a sptmânii a 5-a din Postul cel Mare – srbtoarea Lauda Maicii Domnului (Sâmbta Acatistului), Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Kiril a oficiat utrenia cu citirea Acatistului Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu la catedrala Botezul Domnului (or. Moscova). Conform tradiiei, înainte de începerea serviciului divin, în catedrala Botezul Domnului a fost adus din biserica în cinstea icoanei Maicii Domnului de la Vladimir, situat în reedina Patriarhal pe stradela Cistâi, icoana Maicii Domnului de la Serafimo-Diveevo („Bucuria tuturor bucuriilor”), o icoan venerat ce a aparinut preacuviosului Serafim de la Sarov. Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a binecuvântat cu icoana pe credincioi, apoi icoana a fost instalat în biseric pentru închinare. Împreun cu Preafericira Sa au slujit: arhiepiscopul de Istra Arsenie; episcopul de Voskresensk Savva, lociitor la mnstirea stavropighial Novospasski; arhimandritul Elisei (Fomkin), ales i ipopsifiat în treapta de episcop de Uriupinsk i Novoaninskii; arhimandritul Nichifor (Hoteev), ales i ipopsifiat în treapta de episcop de Otradnâi i Pohvistnevo; arhimandritul Augustin (Anisimov) ales i ipopsifiat în treapta de episcop de Gorode i Vetluga; arhimandritul Barnaba (Baranov) ales i ipopsifiat în treapta de episcop de Vâksa i Pavlovsk; protoiereul Matfei Stadniuk, parohul catedralei Botezul Domnului; clericii or. Moscova. Mâine, în  ziua de sâmbt a sptmânii a 5-a din Postul cel Mare, srbtoarea Lauda Maicii Domnului (Sâmbta Acatistului), Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Kiril va oficia liturghia Dumnezeiasc a sf. Ioan Gur de Aur în biserica în cinstea icoanei Maicii Domnului de la Tihvin din Alexeevskoe, or. Moscova. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii     Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2127492...

Лит.: Jeppesen K. Palestrinastil med särligt henblik paa dissonansbehandlingen. København, 1923; Fenlon I. Music and Patronage in 16th-Cent. Mantua. Camb., 1980-1982. 2 vol.; idem, ed. The Renaissance: From the 1470s to the End of the 16th Cent. L., 1989. 2 vol.; idem. The Ceremonial City: History, Memory and Myth in Renaissance Venice. New Haven, 2007; Degrada F., ed. Andrea Gabrieli e il suo tempo: Atti del Conv. intern. (Venezia, 1985). Firenze, 1987. (Studi di musica veneta; 11); Carver A. F. Cori spezzati. Camb., 1988. 2 vol.; Mischiati O., Russo P., eds. La Cappella Musicale nell " Italia della Controriforma: Atti del. Conv. intern. (Cento, 1989). Firenze, 1993; Bianchi L. Palestrina: Nella vita, nelle opere, nel suo tempo. Palestrina, 1995; O " Regan N. Institutional Patronage in Post-Tridentine Rome: Music at Santissima Trinità dei Pellegrini, 1550-1650. L., 1995; idem. Italy - II: 1560-1600//European Music, 1520-1640/Ed. by J. Haar. Woodbridge, 2006. P. 75-90; D " Accone F. A. The Civic Muse: Music and Musicians in Siena during the Middle Ages and the Renaissance. Chicago, 1997; Powers K. S. The Spiritual Madrigal in Counter-Reformation Italy: Definition, Use, and Style: Diss./Univ. of California. Santa Barbara, 1997; Rostirolla G., Zardin D., Mischiati O. La lauda spirituale tra Cinque e Seicento: Poesie e canti devozionali nell " Italia della Controriforma. R., 2001; Ackermann P. Studien zur Gattungsgeschichte und Typologie der römischen Motette im Zeitalter Palestrinas. Paderborn, 2002; Kendrick R. L. The Sounds of Milan, 1585-1650. N. Y., 2002; Schl ö tterer R. Der Komponist Palestrina: Grundlagen, Erscheinungsweisen und Bedeutung seiner Musik. Augsburg, 2002; Schmidt L. Die romische Lauda und die Verchristlichung von Musik im 16. Jh. Kassel, 2003; Getz C. S. Music in the Collective Experience in 16th-Cent. Milan. Aldershot, 2005; Bryant D., Quaranta E., eds. Produzione, circolazione e consumo: Consuetudine e quotidianità della polifonia sacra nelle chiese monastiche e parrocchiali dal tardo Medioevo alla fine degli antichi regimi. Bologna, 2006; Ongaro G. Italy - I: 1520-1560//European Music, 1520-1640/Ed. J. Haar. Woolbridge (UK), 2006. P. 58-74; Piperno F., Bragi Ravenni G., Chegai A., eds. Cappelle musicali fra corte, Stato e Chiesa nell " Italia del Rinascimento: Atti del Conv. intern. (Camaiore, 2005). Firenze, 2007; Filippi D. V. Selva armonica: La musica spirituale a Roma tra Cinque e Seicento. Turnhout, 2008. (Speculum musicae; 12); Della Sciucca M. Giovanni Pierluigi da Palestrina. Palermo, 2009. (Constellatio musica; 19).

http://pravenc.ru/text/2033728.html

T. 8. Skarbowo w Polsce i jej dzieje za Stefana Batorego przedstawi Ad. Paw. Warez. 1881. T. 9. Ksigi Podskarbiskie z czasów Stefana Batorego 1576–1586 w dwóch czciach wyda Ad. Paw. Warsz. 1881. T. 11. Akta metryk1 koronnej w waniejsze z czasów Stefana Batorego 1576–1586 zebra i wydaz rozprawk na czele о królu Stefanie jako myliwcu. Ad. Paw. Warsz. 1882. T. 11 и 13. Polska 16 wieku pod wzgldem geograficzno-statystycznym, opisana przez Ad. Paw. Wielkopolska. T. 1 и 2. Warsz. 1883. T. 14 и 15. Polska 16 wieku pod wzgldem geograficzuo-statyetycznym, opisana przez Ad. Paw. Maopolska. T. 3 и 4. Warsz. 1886. Т.16. Polska 16 wieku pod wzgldem geograficzuo-statystycznym opisana przez Ad. Paw. T. V, Mazowsze. Warez. 1895. 1877. Dziejopisarstwo polskie wieków srednich. (Перевод сочинения Zeissberga под руководством Ад . Павинского Т. 1 и 2 Warsz. 1877. Археологические раскопки в Петроковской губернии. Труды Киевского археол. Съезда. 1877. 1878. Pologne. Extra1t de la Revue h1stor1que. Par1s. 1878. 1879. De rebus ac statu Ducatus Prussiae tempore Alberti Senioris, marchiouis Braudeburgensis, illo vero mortuo Alberti Iunioris, ducis Prussiae anno 1566–1568. Commentarii commissariorum Sigismundi Augusti regis – editi cura et studio Adolphi Pawiski. Varsaviae 1879. 1881. Portugalia. – Listy z podróy. Warsz. 1881. Hiszpania. – Listy z podróy. Tom. 11. 1881. L " incineration chez les peuples Slaves. Lissabon 1881. 1882. Вопрос о существовании человека в третичной формации. Варш. 1882. Очерк научной деятельности О. М. Ковалевского. Варш. Каменный период в России. (В сочинении графа Уварова, отдел 10 губернии западной полосы. 1884 Jana Ostroroga zywot1p1smo о napraw1e rzeczypospol1tej. Studyum z l1teratury pol1tycznej XV w1eku przez Ad. Paw. Warszawa 1884. О pojednaniu w zabójstwie wedug dawnego prawa polekiego. Warez. 1887. 1884. Dzieje Ziemi Kujawskiej. Rzdy Sejmikowe w epoce Królów elekcyjnych, przedstawi Ad. Paw. T.1Warez. 1888. T.II. Dzieje Ziemi Kujawskiej. Rzdy Sejmikowe. Lauda i Instrukcie 1572–1674.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Среди разных лишений и невзгод в первое время поселения своего в Сергиевском посаде В. М. Дроздов утешен был известием с родины о возведении его родителя в сан протоиерея и назначении настоятелем Коломенского Успенского собора. С чувством сердечной радости поздравляя родителя, он желает ему дальнейшего счастливого успеха в должности, „в чем уже и предуверен " . 65 Недолго, впрочем пришлось юному Дроздову испытывать неудобства помещения на квартирах в Сергиевском посаде. Заботясь сколько о сбережении времени для занятий, столько же и об охранении себя от дурного товарищества па дурных квартирах, он пришел к префекту семинарии, объяснил ему откровенно свое положение и просил о принятии на казенное содержание со взносом денег. И его приняли и без этого условия 8). В конце первого учебного года по поступлении в Лаврскую семинарию (10 июня 1800 г.) он уже извещает родных, что принят на казенное содержание и живет в монастыре. 66 Такое перемещение он почитает счастливым для себя и немалым преимуществом пред товарищами, живущими на квартирах. „Бедным им надобно и приходить утром, и уходить вечером в темноте, в ночные часы! Я пред ними счастливым себя почитаю «, пишет он в письме к родителю. 67 Но как ни старается юный Дроздов приспособляться к своему положению в Лаврской семинарии, по временам испытывает приступы скуки, особенно когда получает не совсем приятные известия с родины. 68 Здоровьем своим за это время он также не может похвалиться: то он страдает от болезни глаз, бывшей в то время распространенною в Лавре и Вифании, то сырая погода часто худо действует на его голову. 69 Вскоре же по поступлении в Троицкую семинарию В. М. Дроздов сделался одним из отличнейших учеников. Уроки философии он, как прежде сказано, слушал у префекта иеромонаха Евграфа, который, по свидетельству современников, отличался замечательными дарованиями и обширными познаниями, хотя по отзыву его знаменитого ученика «не имел стройного образования и в философии не показывал достоинств хорошего преподавателя». 70 Но мы знаем уже, что ученик этот, благодаря своим дарованиям и трудолюбию, умел сам восполнять недостатки преподавания. Как бы то ни было, префект Евграф свидетельствовал об успехах Дроздова в философии, истории и языках греческом и еврейском за первый год учения его в Троицкой семинарии как о похвальнейших (lauda-billimos progressus). Лучшими студентами философии, товарищами Дроздова, были в это время: Матфей Знаменский (впоследствии протоиерей Московской Николаевской, на Пунышах, церкви), Кирилл Руднев и Алексей Александров. 71

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

567 Ср., напр., Innocentius III, «De contemptu mundi» и passim (См. у Migne’a Patrologia, Series latina, тома 214–217), далее Petrus Damiani, «De contemptu seculi» и passim (Migne, t. 144 и 145), Caesarius Heisterbacensis, «Dialogue miraculorum», отдел V: De Daemonibus (Edit. Strange, 1851, vol. I), Beatus Richalmus abbas: «Liber Revelationum de insidiis... Daemonum adversus homines» (Издано v Pezii Thesaurus Anecdot. novissim, том I, pars II) и т. д. Ср. Карсавин, Очерки религиозной жизни в Италии, 1912, гл. XI. Его же, Основы средневековой религиозности, 1915, стр. 186–188, 201–203. (Здесь же на стр. 338 и 341 и ряд ссылок), Н. О. Taylor, The mediaeval mind, 1914, vol. I, гл. XVII, Eicken Geschichte u. System der Mittelalterlichen Weltanschauung, 1887, (Русск. перев. Эйкен, История и система средневекового миросозерцания, 1907 г. См. также G. Roshoff, Geschichte des Teufels, I-er Band, 1869; Art. Graff, II diavolo (или немецк. перевод: Geschichte des Teufels, 1893). Cp. мою работу: «Просветление мира и жизни в мистике». Варшава, 1935. 570 Послание Варнавы 7; ср. Hermae «Pastor», Mandatum XI. 2–3 ит. д. Подробнее об этом настроении светлой радости в раннем христианстве см. в моей книге «Античный мир и раннее христианство» (последняя глава), а также, напр., у Glover’a, The conflict of religions in the early roman empire, 1911 r., стр. 165–166. 571 Ср. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», Казань, 1884 г. (Рассказ 4-й, стр. 93). Флоренский «Столп и утверждение истины», 274–318. Особенно Исаак Сирин (Слово 48). 572 «Scala divini amoris» (Провансальский мистический трактат 14-го века) hersggb. von De Motte, 1902. 573 Lauda LXXXII: «Come l’anima trova Dio in tutte creature per mezo de sensi (Iacopone da Todi, Le laude – в серии «Scrittori d’Italia», 1915). 575 Cp. «Откровения» Анджелы (в русском переводе проф. Карсавина. «Библиотека мистиков», Москва, 1918 г. См. стр. 114, 106, 258–9, 274–5; ср. введение проф. Карсавина, стр. 20, 26, 28–29, 31–33). Ср., напр., след, из проповедей Экхарта: «Об исхождении духа»... «Царство Божие близко» и др. (в русском переводе Сабашниковой избранных произведений Экхарта, Москва, 1912 г.; средне-верхне-немецкий текст Экхарта издан Pfeiffer’oм: «Deutsche Mystiker des 14 Jahrhunderts, 1857).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Мнение это опиралось главным образом на показании хроники, которую приписывали Дацию, архиепископу Медиоланскому (553). В этой хронике после рассказа о сильном действии, какое произвел Амвросий Медиоланский на Августина своей церковной беседой, читается следующее: tandem nutu divino, non post multos dies, sicut multis videntibus et sibi consentientibus palam oberraverat (иные читают: observaverant), sic in fontibus, qui В Ioan- nis adscribuntur, Deo opitulaute a B. Ambrosio cunctis fidelibus hujus urbis adstantibus et videntibus in nomine sanctae et individuae trinitatis baptizatus et confirmatus est In quibus fontibus, prout spiritus sanctus dabat eloqui illis, Те Deum lauda- mus decantantes, cunctis, qui aderant, audientibus et videntibus simulque mirantibus in posteros ediderunt, quod ab universa ecclesia catholica usque hodie tenetur et religiose decantatur 2 . Но уже давно возникали сомнения относительно принадлежности Дацию, архиепископу Медиоланскому, этой хроники и теперь можно считать окончательно доказанным, что она составлена Ландульфом, писателем XI века 3 . Вместе с тем, падает главное основание означенного мнения. Какую силу может иметь показание лица, жившего несколько веков позднее Амвросия и Августина, о значительном факте из их жизни, о котором ни сами они 4 , ни их биографы, бывшие их современниками и друзьями, не упоминают, показание, которое и в самом себе заключает несообразности и противоречия 5 ? Впрочем указания на Амвросия и Августина, как на авторов гимна Те Deum laudamus, встречаются уже гораздо ранее II века, к которому относится хроника Ландульфа, именно в приписках к разным древним богослужебным книгам Западной Церкви. Напр. в прибавлении к манускрипту Псалтири, подаренному Карлом Великим папе Адриану I в 772 году и находящемуся теперь в Венской императорской библиотеке, читаются такие слова: Hymnus quem S. Ambrosius et S. Augustinus invicem condiderunt, Те Deum landamus 6 . Но этой припиской и подобными ей доказывается только про исхождение в раний период Средних Веков сказания об Амвросии и Августине, как авторах гимна Те Deum laudamus, сказания, источник которого обыкновенно видят в подложной беседе Амвросия Медиоланского , имеющей надпись «De Augustini baptismo и заключающей следующее место: in quo (baptismo) una vobiscum cum divino instinctu hymnum cantavimus 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

   Хвалитными псалмами с их стихирами, таким образом, в бдение вводится опять, а в утреню впервые, стихирный напев гласа, после господства в службе сначала тропарно-седального, а затем канонного. Этим бдение в музыкальном отношении возвращается к своему началу (стихиры на Господи воззвах, стиховны и литийные), образуя священный круг бесконечности. Перебрав множество различных напевов того же гласа (стихирный, тропарный, седальный, антифонный, напев прокимна, канонный, кондакарный, светильный), бдение опять вступает в первый напев из этого длинного ряда, простейший из всех, и этою своею простотою, строгою и величественною, наиболее, может быть, отвечающий христианскому вкусу молящихся. Это возвращение к стихирному напеву вызывается еще и естественным понижением молитвенного восторга после того подъема его, какого этот восторг достиг в каноне («приидите, руками восплещим», «слово отрыгну»). Это понижение идет далее, чрез тихий напев великого славословия, в спокойную молитву двух ектений и, наконец, в простое чтение 1 часа. История употребления    По Студийско-Алексиевскому (а может быть, и по древнему Иерусалимскому) уставу хвалитные псалмы имели припевы после каждого стиха, именно следующие (в скобках варианты со Студ. уст. Часослова СПб. Софийск. б. XIII b.): 148 пс. включительно до 6 ст.: «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) ст.: «Дадите славу Богу», 12 (136): «Тому (Тебе) подобает (песнь Богу?)»; 149 пс. с 1 ст.: «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; 150 пс. с 1 ст.: «Сыне Божий помилуй нас», на 3 (и 4): «Слава подавъшюму (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи». Старообр. «Часовник» не указывает никаких припевов к хвалитным псалмам. По римскому чину пс. 148—150 имеют пред собою антифон «Аллилуиа» (1 раз) и после себя «Слава Отцу. Аллилуиа 3», между же собою не отделяются, в противоположность другим псалмам, «Слава Отцу»; по мозарабскому чину они имеют пред собою: «Lauda, Хвалите Господа с небес, Аллилуиа 2. Хвалите Его в вышних. Аллилуиа 2» и славословие тоже в конце лишь 3-го псалма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005