Тогда действительно, как говорит апостол Павел, в немощи совершится сила Божия (2 Кор 12:9), этот немощный человек станет источником вечной жизни для тех, которые сумели его полюбить. И это будет исцеление не только больного, это будет исцеление и здоровых, в которых победили сострадание и любовь. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос (Мк 1:32—34).   Мы сейчас долго говорили о том, как в течение Своей земной жизни Христос исцелял душевно больных, телесно больных. Евангелие не раз указывает, что причиной этих болезней было бесовское воздействие: бесы овладевали человеком, и Христос их изгонял (напр., Мф 12:22; Лк 13:11—16). Сейчас я хочу ответить на вопрос, который мне ставится постоянно: откуда же взялись бесы? Бесы — это зло, а мы знаем, что Бог зла не сотворил (Быт 1:31). Мы знаем, что Бог — Добро, значит, Он не может быть источником зла, мы знаем, что Он свят, что Он — немерцающий Свет незаходимый, значит, Он не может быть источником тьмы. Каким же образом сотворенное Им добро, без единой трещины, без всякого зла внутри, могло превратиться в зло? На протяжении христианской истории этому были предложены разные объяснения, и я хочу изложить вам одно из них, которое кажется мне наиболее убедительным и над которым нам, людям, стоит задуматься, потому что, может быть, и нам грозит та же самая опасность, что и ангелам Божиим, превратившимся в ангелов тьмы. Бог сотворил ангелов светлыми и совершенными. Как и все сотворенное Им, они были невинны, но должны были возрастать к святости, так же как человек рождается невинным, но должен путем внутренней борьбы, сопротивления злу вырасти в полную меру святости. Конечно, Адам и Ева до грехопадения не имели нужды сопротивляться злу, которого еще не было на земле, но они должны были вырастать из младенчества как бы во взрослость, а эта взрослость и есть святость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Беседа 55. Евангелие от Матфея, глава 15, 21–31. «Исцеление дочери хананеянки» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию, и мы будем читать Евангелие от Матфея, 15-ю главу с 21-го по 31-й стих. С 21-го по 28-й стих – мы рассмотрим тему «Исцеление дочери хананеянки», а с 29-го по 31-й – «Исцеление многих больных». То есть, мы рассмотрим историю исцеления дочери одной хананеянки и исцеление многих при море Галилейском. И попытаемся сравнить эти два чуда – чудо веры хананеянки и чудесное исцеление многих иудеев. И мы читаем Евангелие от Матфея, 15-ю главу, 21-й и 22-й стих: Мф.15:21–22 . «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Истолковывая эти слова, блаженный Иероним пишет: «Оставив книжников и фарисеев, порицавших Его, Он перешел в область городов Тира и Сидона, чтобы исцелить также тирян и сидонян. А женщина хананеянка выходит из прежних пределов, чтобы усиленными воплями получить исцеление для дочери… Потому она научилась называть Его сыном Давида, что уже вышла из пределов своих, и через перемену места и верований оставила заблуждение тирян и сидонян». Итак, Господь оставляет книжников и фарисеев и через это научает и нас самих, удалится от любых форм религиозного ханжества и лицемерия, гордыни и превозношения. Действительно, нам, верующим людям, нечем гордиться, ибо нет ничего такого доброго, что мы привнесли в жизнь христианской общины. Напротив того, иногда мы живем так, что порочим само имя православного христианина, называясь таковым, но живя хуже, чем живут язычники и безбожники. Сказано: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ″не прелюбодействуй″, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:22–24 ). А если что доброе и делается нами, то сие не от нас, а Божий дар и наущение, как и сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» ( Иак.1:17–18 ). То есть не мы родились для Вечной жизни, но Он Сам породил нас через дар веры, ниспосланный нам не по заслугам нашим, а скорее, по нашей несостоятельности самостоятельно возвыситься до богообщения. А книжники и фарисеи, оставленные Господом, именно в себе видели некоторую автономную святость и автономную праведность. Но мы знаем через слово Божие, что ничего из того доброго, что имеем, не можем приписать себе, а все злое, творимое нами, именно от нас и происходит. Посему никто не самодостаточен в глазах Бога, и каждый нуждается в Его милосердии и прощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

12), или в паперти иерусалимского храма, как таком месте, куда собиралось множество народа и где они удобнее могли проповедовать и творить чудеса, во имя Распятого и Воскресшего Господа. Благоговение к великим чудотворцам было так велико, что “ из посторонних ,” окружавших их людей, “ никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ,” воздавая им должное уважение и хвалу (ст. 13). Сила знамений и чудес, совершаемых руками апостолов, производила громадное впечатление на народ и обращала его ко Христу. “ так что ,” говорит священный историк, “ присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин ” (ст. 14). Обширный притвор храма Соломонова оказывался тесным для вмещения всех, искавших чудесного исцеления у апостолов. Народ принужден был “ выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях ,” чтобы хотя тень апостола Петра, когда он будет проходить, осенила кого-либо из больных (ст. 15). Так исполнялись над апостолами слова, сказанные Господом: “ верующий в Меня ” — говорил Он — “ дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ” (Иоан. 14:12). Христос исцелил кровоточивую и недужных в стране Геннисаретской не тенью своей, но краем ризы (Мат. 9:20; 14:36 ); а Петр врачевал недужных одной тенью своей. Весть о необыкновенных знамениях проповедников Христовой веры распространилась за пределы Иерусалима. “ Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все ” (ст. 16). Таковы были знамения и чудеса, совершаемые апостольскими руками. 2. Проповедники веры Христовой пользовались особенным Божьим покровительством. В то время, когда апостолы своей проповедью о Воскресшем Спасителе и чудесами обращали толпы верующих ко Христу, “ первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти ” к апостолам (ст. 17). Предубежденные против бедных рыбарей и зараженные до костей и мозгов саддукейским лжеучением, отрицавшим воскресение мертвых, эти люди не дали себе никакого труда, чтобы ознакомиться с проповедью апостолов и их чудесами.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

13–15). Далее рассказывается о таких чудесах, которых не совершал даже Господь наш Иисус Христос (по крайней мере, Евангелие об этом умалчивает). Это нечто удивительное и непостижимое. Если Евангелие рассказывает о том, что прикасавшиеся к воскрилию риз Спасителя исцелялись, то Деяния апостольские говорят об апостоле Петре нечто большее: «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (ст. 15). Люди не просто хотели, чтобы тень апостола Петра упала на кого-то из страждущих. Они верили, что его тень может исцелить. И вера эта была оправданна. Хотя в человеческий разум не укладывается, что даже тень апостола, падавшая на какого-нибудь больного, могла обладать чудодейственной силой исцеления, но именно так и было. «Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (ст. 16). Перечисляется множество чудес, исцелений, изгнаний демонов, но ни о чем подробно не рассказывается, потому что это, наверное, трудно было бы сделать и очень удлинило бы повествование. Из читавшихся в дни Страстной седмицы Евангелий мы хорошо помним, что апостолы бежали от Спасителя, а апостол Петр даже трижды отрекся от Него. Но теперь эти самые люди совершали великие чудеса. Тень апостола Петра исцеляла больных, как и повязки, пропитанные пóтом апостола Павла. Какой же была сила веры, приобщившая учеников к благодати Святого Духа, что даже грязная вещь, которую нельзя носить, пока ее вновь не приведут в порядок, исцеляла людей! Тень, обычно не привлекающая к себе никакого внимания, также обладала силой чудотворения, потому что заключала в себе образ святого апостола Петра. «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу» (ст. 17–18). Они завидовали Господу Иисусу Христу, потому что народ почитал Его, видя знамения, совершаемые Им, так они исполнились зависти и по отношению к Его ученикам.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

2 Ответы и вопросы православного 1) Кем и когда установлено таинство св. Елеосвящения? 1) Еще первый раз, посылая на проповедь св. Апостолов, Христос дал им повеление больных исцелять, мертвых воскрешать, прокаженных очищать и бесов изгонять, и Апостолы, сказано в Евангелии, «пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мр. 6:12–13 ). Установил же Христос Елеосвящение, как таинство, очевидно, уже после славного воскресения Своего, когда устроил Церковь Свою, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божьем» ( Деян. 1:3 ). Вот почему ап. Иаков говорит об Елеосвящении, как таинстве всем христианам уже известном, когда учит их: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). 2) Откуда видно, что Елеопомазание есть св. таинство, а не простое помазание маслом больного? 2) Это видно из того, что обыкновенное помазание маслом больного мог бы сделать всякий человек, особенно врач, а св. Апостол велит призвать к нему «пресвитеров Церкви», которые должны мазать больного «во имя Господне», как и крещение они должны совершать «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Особенно же видно это из дальнейших слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»: от простого врачебного помазания елеем, больной может получить только выздоровление, но не прощение грехов. 3) Для чего установлено таинство Елеосвящения? 3) Для исцеления больных от недугов тела и для отпущения их грехов, как это ясно видно из приведенных слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящего; и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, отпустятся ему». 4) Над кем, следовательно, должно совершать св. Елеосвящение? 4) Над всеми больными, а не только над умирающими, как ложно учат об этом католики, называя св. Елеосвящение последним, напутствующим умирающих, таинством, ибо не говорит св. Апостол «если кто умирает из вас» и т. д., а говорит: «Болен ли кто из вас» и т. д.; и затем учит, что «молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь», чего не мог бы он сказать об Елеосвящении, если бы оно совершалось только над умирающим уже человеком; для этого существуют другие спасительные таинства – св. Покаяние и св. Причащение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

—388— Этого было достаточно, чтобы привести в со­дрогание каменные души и твердо убедить, что не обманчивы были слова, произносимые Петром, но что действительно Бог был с ним, и свято и истинно таинство, которое возвещал он. Необхо­димо и на то обратить внимание, что знамение наказа­ния и убиения только один раз произошло через апостола по нужде (для того), чтобы решающимся на зло дать доказательство силы карающей, – чудеса же благодеяний и исцелений совершал он еже­дневно и беспрерывно. И такая легкость и благодать к врачеванию была присуща ему, что никто из больных, пришедши к нему, не возвращался обманутым в надежде, но целым и здравым отходил домой. И во всяком месте Иерусалима, где появлялся Петр, он возвещал Христа 1453 ; множество больных имел он следовавшими за собой, и странное зрелище каждодневно – из сме­шанного народа: причем одни сходились, чтобы освободиться от тяготящих зол, другие – чтобы видеть исцеляемых. Так, об (этом) апостоле записано и нечто такое чудесное, чего ни о ком другом не сказано, что родственники и домашние больных выносили их на улицу на кроватях, «дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» 1454 . А это больше даже и Владычних чудес, и раб прославляется выше Господа. И скоро исполняется в этом знамении пророчество, которое Спаситель изрек к ученикам своим: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше —389— сих сотворить» 1455 . Говоря что, я не равняю раба с Владыкою. Отнюдь нет! безумного это мысль. Но поскольку Бог, через служителей Своих обнаруживающий Свою силу, никого из учеников не обогатил своими дарами так, как Петра, и пред всеми отличил его, превознесши даровани­ями свыше; то и на опыте дел он явлен был силою Духа, как первый ученик и больший из братий. Первым он призван был, и тотчас повиновался. Найденный на берегу морском, в тревожной местности мира, обуреваемый всегда волнами человеческих треволнений, он имеет беспрестанный молитвенный вопль около берегов. Первый между христианами пренебрег он мирскими вещами и, презрев все низменное, перешел к духовному и премирному.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—72— средственно) совершал силой Божией чудеса исцеления, но то же делали и его одежды, когда их возлагали на больных в отсутствии Апостола. «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11–12 ). Более того, даже тень св. ап. Петра, по воле Божией, творила чудеса. На те улицы, по которым проходил Апостол, выносили на постелях и кроватях больных, чтобы хотя тень Петра осенила бы их ( Деян.5:15 ). По Божьему изволению получили благодатную силу и мощи святых – друзей Божиих ( Ин.15:14 ), храмов Духа Святого ( 1Кор.6:19 ). Святая Церковь во все века благоговейно почитала св. мощи. Почитание это выражалось в открытиях св. мощей, хранении, перенесении, установлении празднеств в память их открытия или перенесения, в построении над ними храмов, в положении их в основание алтарей (см. VII Всел. С., пр. 7), в паломничестве к ним, в сугубой молитве к Богу перед ними... Почитались не только сами мощи святых, но и принадлежавшие им различные вещи. Почитание святых, их останков создает в Православной Церкви, по слову праведного Иоанна Кронштадтского († 1908 г.), «атмосферу как бы духовной семьи, исполненной глубокой любви и покоя. Оно не может быть отделено от любви ко Христу и Его телу – Церкви» (Св. праведный Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе. Дневник. Кн. 1. Приложение к журналу «Русский паломник» за 1903 год, с. с. 62 и 101). Догмат иконопочитания основывается на вере в явление Христа Спасителя во плоти. Икона Спасителя есть и следствие воплощения Сына Божия, и наглядное свидетельство этого события. Господь Своим явлением во плоти самым делом показал, что Его можно изображать на иконах. Он же указал на возможность изображать также святых: «Кто принимает вас, принимает Меня» ( Мф.10:40 ). Особенно примечателен ответ Спасителя фарисеям, спросившим Его, позволительно ли давать подать кесарю? Взяв монету и указав на изображение на ней, Он спросил: «Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Он не говорит, — неверный, но «маловерный»; не говорит, — зачем ты пошел? следовательно, не хочет охлаждать будущей ревности Своих апостолов, но ободряет их, показывает, что при Его помощи они все могут сделать. Все возможно верующему». «Как птенца, который прежде времени вылетел из гнезда и готов упасть на землю, мать сажает к себе на крылья и опять уносит в гнездо; так сделал и Христос». Петра это научило не высокомудрствовать, а других учеников успокоило, чтобы не завидовали Петру. Случившееся с ним на море предзнаменовало его отречение и последовавшее за этим обращение и покаяние. И, КОГДА ВОШЛИ ОНИ В ЛОДКУ, ВЕТЕР УТИХ, буря сразу стихла и море стало спокойно. Свидетели чуда чрезвычайно изумились и дивились; когда раньше Господь словом утишил бурю, то говорили: «кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?»  (Мф. 8:27). А теперь и апостолы и другие, БЫВШИЕ ЖЕ В ЛОДКЕ ПОДОШЛИ в благоговении к Нему, ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ И СКАЗАЛИ: ИСТИННО ТЫ Мессия, воплотившийся СЫН БОЖИЙ.  Исцеление многих больных... Обличение фарисейского лицемерия...     И, ПЕРЕПРАВИВШИСЬ через море Галилейское, Христос Спаситель и ученики его ПРИБЫЛИ В ЗЕМЛЮ ГЕННИСАРЕТСКУЮ, на западной стороне моря, близ Капернаума. ЖИТЕЛИ ТОГО МЕСТА, УЗНАВ ЕГО,ПОСЛАЛИ ВО ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ ТУ, чтобы оповестить о Его прибытии, И ПРИНЕСЛИ К НЕМУ на постелях ВСЕХ БОЛЬНЫХ, и куда Он ни приходил, в селения ли, в город ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах, И ПРОСИЛИ ЕГО, ЧТОБЫ ТОЛЬКО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАЮ ОДЕЖДЫ ЕГО; И КОТОРЫЕ ПРИКАСАЛИСЬ, ИСЦЕЛЯЛИСЬ. «Теперь, — замечает святитель Златоуст, — уже не зовут Его в дом, не домогаются, чтобы прикоснулся рукой или приказал словом; напротив, с обильнейшей верой просят об исцелении, ибо кровоточивая жена всех научила любомудрию. Прикоснемся и мы к краю одежды Христовой, вернее же сказать, если хотим — к Самому Христу, ибо нам предложена ныне не только одежда, но и самое тело Его в Божественном причащении. Итак, приступим с верой, приступим все немощные. Если прикасающиеся к краю одежды Его привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут ее приемлющие в себя всего Христа? Поэтому, когда видишь, что священник преподает тебе Дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Бог прославляет тела святых после смерти нетлением их мощей и в этом нетлении Он дает знамение и для верующих и для неверующих. Такое знамение Иисус Христос обещал дать верующим в Него еще и при жизни их, именно то знамение, что еще при жизни истинно верующего тело его будет противостоять разрушительному действию смерти и тления: будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им ( Мк.16:18 ). Еще и при жизни истинно верующих в Бога чудотворящая сила Божия обнаруживается чрез их тело в исцелениях людей от болезней их: верующие возложат руки на больных, и они будут здоровы (там же). Об Апостоле Павле говорится в книге Деяний Апостолов, что в Ефесе на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:12 ), а об Апостоле Петре говорится, что в Иерусалиме выносили больных на улицы, и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). – Если же тело живого человека христианина бывает носителем чудотворящей силы Божией, то нельзя же думать, что смерть человека разобщает его с Богом совершенно, что чудотворящая сила Божия, проявлявшаяся чрез тело святого человека при жизни его, не может проявляться после смерти его таким-же образом, то есть, чрез то, что остается от тела после смерти человека, чрез его мощи. Разве не силен Бог, за грех человека возвращающий его в тление ( Пс.89:4 ), освободить его тело от тления, когда человек угодил Богу своею богобоязненною жизнью? Мы видели уже, что не все люди при всеобщем воскресении мертвых умрут, и следовательно не все истлеют. О праведном Енохе и пророке Илии говорится в Свящ. Писании, что они были взяты Богом на небо живыми, следовательно и тела их не подверглись тлению. О святом Апостоле Иоанне Иисус Христос говорит, что этот Апостол может остаться в живых до второго пришествия Христова, если этого захочет Иисус Христос (Ев. Ин.21:22 ). О пророке Елисее говорится, что от прикосновения одного умершего человека к костям его, чудотворящая сила Божия, действовавшая, очевидно, чрез кости пророка, оживила мертвого. – Если же по учению Свящ. Писания новозаветный человек и по телу своему входит в жизненное благодатное общение с Богом, то и истина нетления тел святых угодников Божиих после их смерти не только не может быть отрицаема на основании Священного Писания, но она в нём находит для себя полное оправдание и утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Божественному воздействию. Но с другой стороны, есть еще нечто, связанное с этими четырьмя людьми и их больным другом. Почему они его принесли? Не только потому, что верили, что Христос его может исцелить, а потому что они этого человека достаточно полюбили, чтобы сделать все возможное ради него. Этот человек больной, разбитый параличом, который в понимании многих являлся как бы обузой для окружающих, сумел своей личностью возбудить в них достаточно любви, достаточно уважения, для того чтобы они захотели ему исцеления. Очень часто бывает, что стареющие люди, которые были деятельные, творческие, порой даже верховодили своими домашними, по мере того как стареют, делаются бессильными. Они уже не могут делать того, что делали раньше, и чувствуют, будто они “никому не нужны”; и на них находит тоска, отчаяние. Им надо помнить рассказ об этом человеке, который, хоть парализованный, сумел родить в своем окружении столько любви, столько уважения к себе, что они все сделали, лишь бы ему помочь. Нам часто кажется, что наша роль - быть деятельными, что-то делать; будто если мы перестаем что-либо делать, мы уже никому не нужны. А есть стихотворение французского писателя, где он описывает разницу между молодостью и старостью и говорит: старик, который возвращается к первобытному источнику бытия, оставляет постепенно текущее время и вступает в незыблемую вечность; и в глазах молодого можно видеть огонь, в глазах старика может светить свет... При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос (1: 32-34). Мы сейчас долго говорили о том, как в течение Своей земной жизни Христос исцелял душевно больных, телесно больных. Евангелие не раз указывает, что причиной этих болезней было бесовское воздействие: бесы овладевали человеком, и Христос их изгонял. Сейчас я хочу ответить на вопрос, который мне

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1273...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010