Уже предисловие к Евангелию (1:1–4) указывает в писателе человека образованного, знающего требования достоверной и упорядоченной историографии – тщательное исследование исторических источников на основании преданий свидетелей-очевидцев и по возможности подробное, в порядке времени, изложение повествований. И, действительно, Евангелие Луки и отличается от первых двух большею подробностью рассказа, так как в нем есть много таких повествований, которых нет у Матфея и Марка (напр. 1:9,51и 2:9,51 и др.), и сообщает более хронологических указаний, нежели евв. Матфей и Марк. Точно также в Евангелии Луки много имеется следов и того, что писатель его был христианин из язычников и спутник апостола Павла. Во многих повествованиях, которые имеются только у св. Луки, нельзя не заметить стремления выразить ту мысль, что спасение во Христе назначено не для иудеев только, но и для язычников. Так, родословие И. Христа св. Лука проводит не до Авраама, как Матфей, но до Адама и даже самого Бога (3:23–38), показывая этим, что И. Христос есть Спаситель всех людей, так как они произошли, вместе с Христом, от Адама и имеют от одного Отца – Бога. Так, у одного св. Луки сохранены слова И. Христа о послании пророка Илии ко вдовице сарептской-язычницы, а не к какой-либо из вдов иудейских, и об очищении пророком Елисеем прокаженного язычника Неемана (4:25–27), у него одного есть рассказ об исцеленных И. Христом 10 прокаженных мужах, из которых остался благодарным один только самарянин (17:11–19),притча о человеке,впадшем в руки разбойников,которому подал помощь самарянин (10:30 и д.) и мн. др. Мысль о спасении во Христе не только иудеев, но и язычников в посланиях апост. Павла раскрывается в связи с другою мыслью, – что человек оправдывается пред Богом не делами закона, а единственно благодатью Божьей на основании веры во Христа со стороны человека. И эта мысль также ясно выражается в повествованиях, которые находятся только в Ев. Луки: о блудном сыне (15:11 и др.), о мытаре и фарисее (18:10 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Гиезий Гиезий Евр. Ехази. Слуга пр. Елисея (см. 3Цар 19:21 ; 4Цар 3:11 ). Г. сообщил Елисею о желании сонамитянки иметь ребенка ( 4Цар 4:12,14 ), но позднее, когда родившийся у этой женщины младенец умер, Г. не захотел допустить ее к пророку с просьбой о помощи. Посланный Елисеем к умершему ребенку, Г. не смог ничем помочь ему, а лишь констатировал смерть младенца. Вернуть жизнь умершему смог лишь сам пророк. Исцелив сир. военач. Неемана,Елисей отказался от вознаграждения. Г. же обманом получил часть обещанного пророку вознаграждения, но в разговоре с пророком отрицал это. Поэтому Елисей предсказал Г., что тот будет наказан «проказою Неемана» ( 4Цар 5:20–27 ). Когда царь расспрашивал Г. о деяниях Елисея, Г. еще раз сослужил добрую службу сонамитянке, рассказав о ней царю ( 4Цар 8:3–6 ). Но в целом, хотя Г. и общался с Елисеем, он остался человеком, не сумевшим осознать, какой должна быть жизнь по Божьим законам. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: “посланный”. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9: 5–8). В мадраше о слепом св. Ефрем сравнивает его исцеление с творением Адама из праха земного (см.: Быт. 2: 7). Имеется в виду рассказ об исцелении Елисеем Неемана Сирийца: «И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4 Цар. 5: 14). Отметим, что это чтение в Антиохийском чине читается на Богоявление. «И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою; и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз; и очистит дом кровью птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью; и пустит живую птицу вне города в поле и очистит дом, и будет чист» (Лев. 14: 49–53). Св. Кирилл Александрийский в толковании на Евангелие от Матфея (8: 4) считает этот обряд символом смерти и воскресения Христа (см.: Библейские комментарии отцов и учителей Церкви I–VIII в.) «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его» (Исх. 15: 23–25). Это чтение в Антиохийском и Константинопольском чине также присутствует на Богоявление. «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх. 13: 21–22). «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1 Кор. 10: 1–5).

http://pravoslavie.ru/59018.html

«Посему Елисей назвал великого Илию колесницей Израилевой и конником, потому что его одного было достаточно для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам» (блаж. Феодорит, вопр. 8). Приведенное выражение пророка Елисея при кончине его употребил царь Иоас израильский в отношении к нему ( 4Цар.13:14 ). В знак печали о разлуке с пророком Илией Елисей раздирает одежды свои. 4Цар.2:13 .  И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; 4Цар.2:14 .  и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. Взятая теперь Елисеем милоть Илии была знаком принимавшего отселе Елисеем пророческого служения (сравните стихи ( 4Цар.2:8 ) и ( 3Цар.19:19 )), залогом исполнения просьбы Елисея ( 4Цар.2:9–10 ). С этим символом пророческого звания пророк Елисей идет назад к Иордану и, подобно Илии ( 4Цар.2:8 ), ударяет его (согласно LXX, Vulgata, славянскому текстам – «дважды»), – со словами молитвенного вопроса: «где Иегова, Бог Илии, – Он Самый?», евр. аф-гу; семьдесят толковников (LXX), не понимая этого выражения, написали его лишь греч. буквами: φφ, слав.: «аффо». Принимая чтение LXX, блаж. Феодорит говорит в объяснение ст. 14: «пророк, вознамерившись перейти Иордан, подражал учителю, и ударил по воде милотию, не сказав при сем ничего, но думая, что для совершения чуда достаточно одной милоти. Поскольку же не повиновалось ему естество водное, то призвал Бога учителем, невидимого и неприступного для человеков. Ибо слово «аффо» по изложению других переводчиков толкуется «сокровенный» (блаж. Феодорит, вопр. 9 на 4 книгу Царств). Как для самого Елисея, так и для близстоявших сынов пророческих чудо разделения Иордана было знаком того, что дух Илии почил на Елисее; в прообразовательном смысле это чудо, как и переход евреев через Чермное море и через Иордан, предсказывало спасительные воды крещения (см. Тропарь 5 января в навечерие крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но и эта милость Господня не обратила сына Ииуя к служению Богу Израилеву: «однако ж не отступали (Израильтяне) от грехов дома Иеровоама, который ввел Израиля в грех; ходили в них и дубрава 1055 стояла в Самарии» (ст. 6). Как всегда, в истории народа Израильского ослабление силы государства следовало за упадком нравственным: «у Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, от того, что истребил их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание» (ст. 7). В таком униженном положении находился Израиль в последние годы царствования Иоахаза. По смерти его восходит на престол сын его Иоас. Из 4 Ц. XIV, 8–14 мы знаем, что он вел войну против Амасии, царя Иудейского, сына Иоаса, и разрушил стену Иерусалимскую 1056 , взял с Амасии дань в виде золота и сосудов, находившихся и в доме Господнем, и в сокровищнице царской. Хотя Иоас Израильский «не отступал от грехов Иеровоама» (XIII, 11), но он очевидно был чище и благочестивее своих предшественников, так как Господь благословил его царствование. Особенно одна черта замечательна в его жизни – что он не отстранялся от истинного раба Божия Елисея, а напротив был искренно к нему привязан, сознавая величие этого боговдохновенного старца. Из обращения с этим царем пророка Елисея можно даже, кажется, заключить, что Иоас был душевно предан Господу, и если он не уничтожал культ тельцов, то, по всей вероятности, это надо приписать скорее политическим причинам, чем приверженности к этому культу, которого тщету он конечно понимал. Вот как рассказывает 4 книга Царств (XIII, 15–25) о свидании царя Иоаса Израильского с пророком Елисеем: «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» (ст. 14). Повторение тех же слов, которые произнесены Елисеем во время взятия на небо Илии пророка, доказывает, что Иоас знал об этом чудесном событии и знал также, что Елисей был заместителем Илии, молитвенником за царство и покровителем его, доколе царь Израиля не возмущался против Иеговы. Поэтому выражение «колесница Израиля и конница его» указывает, что Иоас понимал, что «люди Божии», – и в его время пророк Елисей, – были силою, несравненно большею, чем тысячи военных колесниц и всадников; которые бы охраняли царство 1057 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Да, это была победа Бога над тайной пучиной человеческого сердца, совершенная Им через избранника Его Илию Фесвитянина пророка. VII Илия шел с Елисеем из Галгала. Это было на заре, но уже на предвечерней, закатной поре его служения. К концу склонялась жизнь, наполненная чудес и созерцаний. И точно самый воздух был напоен какими-то сладостными, несбыточными предчувствиями. В вихре Господь восхотел вознести Илию на небо ( 4Цар.2:1 ). И как тогда к Хориву, так теперь к другому освященному Божественным касанием месту, к Вефилю, где струилась когда-то с неба Божественная лестница Иакова, спешит Илия. И как тогда, в таинственный миг Богоявления наедине хочет быть Илия с чаемым чудом. «И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль» ( 4Цар.2:2 ). Трепетным ожиданием насыщен, кажется, самый воздух. Но молчание предварит грядущую радость свершений... О каких-то неведомых «сынах пророков» из Вефиля говорит Библия. Они тоже ждали, извещенные, быть может, каким-то Божественным знамением. «И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею, и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите» ( 4Цар.2:3 ). Из Вефиля к Иерихону идет Илия, и там опять вопрошают «сыны пророков». И опять молчание хранят врата тайны. И в третий, последний раз хочет Илия отстранить Елисея, как бы боясь, что грядущее будет слишком, до нестерпимости, ярким для не окрепшей еще в пророчествованиях и не искусившейся в созерцаниях души юноши. «И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба» ( 4Цар.2:6 ). И час чуда настал. «Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана» ( 4Цар.2:7 ). И милотью рассек Илия иорданские струи и, как посуху, перешел с Елисеем по обнаженному дну И стояли они вдвоем на другом берегу в нарастающей буре ожидания. И как последний и совершенный дар, как награду за неотступность в горнем устремлении обещает Илия Елисею даровать все, чего только он ни попросит, если только увидит последнюю тайну его восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

В двух километрах от нынешнего Иерихона—раскопки древних стен, которые пали при трубном гласе и обнесе-нии Ковчега Завета вокруг города. Здесь проходил славный Иисус Навин со своими воинами. Место древнего Иерихона называется ныне Тель эс-Султан. На нынешнее же место Иерихон сместился во времена римского владычества. Вот здесь проходил Илия-пророк с Елисеем пред своим огненным взятием на небо. А произошло оно на том берегу реки. Здесь расступился Иордан и перед Илией, и перед Елисеем. В этом городе совершил пророк Елисей чудо, соделав нехорошую воду здоровою через соль и имя Господне. Вода этого источника и ныне орошает цитрусовые сады Иерихона. И сказали жители того города [Иерихона,] Елисею: вот,, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал  (4 Цар. 2: 19-22). В память об этом событии стоит здесь ныне греческий православный храм во имя праведного пророка Елисея. И опять взоры наши устремляются туда — в сторону Иордана. Ведь именно там, всего в четырех километрах от нас, — место, где проповедовал и крестил святой Иоанн Креститель. Там крестился Христос! Совсем рядом и устье Иордана, где он впадает в Мертвое море и где Иордан возвратился вспять... Может, и в буквальном смысле мертвые соленые воды вместе с грехами людскими коснулись тогда крещаемого Спасителя?.. Мы — в Иерихоне, «городе пальм». Их действительно здесь очень много. Весь город скрылся под ними. Подъезжаем к большому зеленому дереву. Это смоковница Зак-хея. Она единственная в городе, больше смоковниц нет. Вот здесь проходил Иисус, и на это дерево влез маленький ростом Закхей, чтобы увидеть Его... А во дворе церкви пророка Елисея есть огромный сухой пень. Греки утверждают, что это и есть та самая смоковница Закхея, которая помнит Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Слово «сыны» употребляется здесь в смысле «ученики». Подобное употребление вообще характерно для языка Священного Писания, в частности, именно так — «сын мой» — начинаются многие стихи книги Притчи и других книг Писания, как обращение к ученику. Сыны пророческие представляли собой сообщества учеников пророков, своего рода школы или, лучше сказать, училища пророков. В этих училищах ученики жили совместно под руководством своего главы, признанного пророка. Они вместе учились, молились, вместе занимались простыми обыденными делами. В 4–й книге Царств есть несколько мест, фиксирующих обычную жизнь таких училищ–общин. В одном из них описывается чудо, сотворенное пророком Елисеем, когда по его молитве всплыл утонувший топор. «И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; пойдем к Иордану и воз–ьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказан: пойдите. И сказан один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказан он: пойду. И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья» (4 Цар 6.1–4). В этом отрывке следует обратить внимание на несколько моментов. Во–первых, отмечается, что ученики живут вместе с пороком Елисеем и «при нем», т. е. он сам, хотя и занимается активнейшей государственной и политической деятельностью и много путешествует, в основном живет с ними. Для них же вся жизнь проходит под его руководством. Во–вторых, они находятся у него, пользуясь православной терминологией, «на послушании». Это значит, что без его согласия (благословения) они не начинают даже самого простого, по видимости, не «духовного» дела. В третьих, они сами и вместе с ними их наставник помимо учения, занимаются обыденными делами: строят для себя новый дом или, скорее, новые дома. Иными словами, эти пророческие училища, как и многие, автономно живущие общины, были самообеспечивающимися. В четвертых, очень важны слова сынов пророческих, что «место… тесно для нас» (4 Цар 6.1). Это значит, что община учеников пророка Елисея растет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Вот здесь проходил Илия-пророк с Елисеем пред своим огненным взятием на небо. А произошло оно на том берегу реки. Здесь расступился Иордан и перед Илией, и перед Елисеем. В этом городе совершил пророк Елисей чудо, соделав нехорошую воду здоровою через соль и имя Господне. Вода этого источника и ныне орошает цитрусовые сады Иерихона. И сказали жители того города [Иерихона] Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел, он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал. ( 4Цар. 2: 19–22 ). В память об этом событии стоит здесь ныне греческий православный храм во имя праведного пророка Елисея. И опять взоры наши устремляются туда – в сторону Иордана. Ведь именно там, всего в четырех километрах от нас, – место, где проповедовал и крестил святой Иоанн Креститель. Там крестился Христос! Совсем рядом и устье Иордана, где он впадает в Мертвое море и где Иордан возвратился вспять... Может, и в буквальном смысле мертвые соленые воды вместе с грехами людскими коснулись тогда крещаемого Спасителя?.. Мы – в Иерихоне, «городе пальм». Их действительно здесь очень много. Весь город скрылся под ними. Подъезжаем к большому зеленому дереву. Это смоковница Закхея. Она единственная в городе, больше смоковниц нет. Вот здесь проходил Иисус, и на это дерево влез маленький ростом Закхей, чтобы увидеть Его… А во дворе церкви пророка Елисея есть огромный сухой пень. Греки утверждают, что это и есть та самая смоковница Закхея, которая помнит Христа. В этом храме мы совершаем молебен. Читаем евангельскую историю о Закхее (см. Лк.19:1–10 ), о том, как Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, как Он нашел здесь мытаря Закхея. Вот так Он взыскует и каждого из нас... В храме пророка Елисея мы купили иконы и сувениры, иллюстрирующие евангельскую историю о Закхее. Где-то здесь рядом, при входе в город, Господь исцелил у дороги слепого Вартимея (см. Мк.10:46–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010