Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией. Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами. Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней. В Евангелии описаны случаи исцеления при помощи воды. В купальню, называемую Вифезда, время от времени сходил ангел и «возмущал» воду; тот, кто первым входил в воду после «возмущения», выздоравливал (Ин. 5:2-9). Сам Господь использовал воду для исцеления. Когда Иисус увидел слепого от рождения, Он сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:7); тот пошел, умылся и прозрел. Господь делает воду источником жизни, она действительно становится для нас живоносной, потому что Дух Божий присутствует в ней и потому что Сам Христос Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством. Причащаясь этой воды, мы приобщаемся Духа Святого и Господа Иисуса Христа, соединяемся с Самим Богом.

http://pravmir.ru/prazdnik-vody-i-sveta-...

Далее Ахса просит у отца своего в качестве приданного поле (15:18. Суд. 1:14 ) 437 : Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние (15:18–19. Ср. Суд. 1:14–15 ). На примере этого события, описанного в книге Иисуса Навина и параллельно в книге Судей, мы можем составить себе некоторое представление о том, как в Древнем Израиле могло происходить наследование земли. Глава семейства, в данном случае Халев, единолично принимает решение отдать в приданное плодороднейший, не требующий искусственной ирригации участок земли. Поскольку дочь выдается за ближайшего родственника, поле остается в границах не только колена Иуды (границы колен нерушимы и не подлежат пересмотру), но и в границах клана Иефонниина. Халев не советуется ни с кем – ни с представителями своего клана, ни даже с Иисусом. Для святителя Григория Великого Ахса, сидящая на осле – образ человеческой души. Аллегорическое толкование Нав. 15:18–19 мы находим в его «Жизни италийских отцов». «Асхань, сидящая на осляти, это – образ души с ее неразумными плотскими стремлениями. Как та со вздохом просит у отца влажной земли, так и мы с великим стенанием должны испрашивать у Господа дара слез… Душа приобретает вышнюю землю, когда желание Царствия Небесного возбуждает в ней скорбные слезы. Душа приобретает землю нижнюю, когда плачет, трепеща, мук адских. Впрочем, прежде дается нижняя земля, а потом уже вышняя» 438 . Если Ахса – это душа, то ее осел – тело. В одном из писем римский святитель пишет: «Ахса сидит на ослице, когда душа управляет безрассудными стремлениями собственного тела» 439 . Почему о выделении надела для самого Иисуса Навина говорится уже после распределения всей земли (19:49–50)? Этой скромностью, согласно Феодориту, вождь Израиля прообразует смирение и нищету Христову. «Почему Божественнейший Иисус, разделив землю другим, не уделил жребия себе, но от народа получил Фамнаф-Сараи (19:50)? И в сем подражает смирению Владыки, Который говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Для тех, которыми обладают и страсти, и неверие, благодать Святого Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые достойно покаются и начинают исполнять заповеди Христовы с верой, со страхом и трепетом, она открывается и бывает зримой. И сама эта благодать производит в них суд, несомненно такой, какой предстоит, или лучше сказать, она бывает для них днем Божественного суда. Кто всегда освещается этой благодатью, тот истинно видит себя самого, что он такое есть и в каком жалком состоянии находится – видит в тонкости все дела свои, которые совершал телом или только в душе. При этом он судится и Божественным огнем, вследствие чего, напояемый водою слез, орошается по всему телу, и мало-помалу крещается весь душою и телом, этим Божественным огнем и Духом, становится весь чистым, весь непорочным, сыном света и дня, и более не сыном человека смертного. Потому такой не будет судим на будущем Суде, так как уже был судим раньше; не будет обличаем этим светом, потому что освятился им здесь прежде; и не войдет в этот огонь, который жжет вечно, потому что вошел в него здесь прежде и был судим. Он и думать не будет, что только тогда явился день Господень, потому что давно уже стал днем светлым и сияющим от общения и беседы с Богом... Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 26 ). Дух Святой, Дух благой, Источник всякого блага, единый по существу с Богом Отцом и Сыном, – как Он посылается твари от Отца и Сына, если только исходит Он предвечно от Отца? Посылает Его Отец, согласно словам Христа Господа, сказанным апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин. 14, 26 ). Посылает Его и Сын, согласно этому обещанию: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Потому и эту молитву: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» ( Пс. 142, 10 ) мы должны воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, чтобы от Обоих истекал на нас один источник благодати, подобно тому, как Иоанн Богослов видел в откровении его истекающим из престола Божия и от Агнца, когда говорит так: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Апок. 22, 1 ). Именуется же Дух Святой Духом благим не только потому, что Он по естеству Своему благ, как Бог, согласно написанному: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф. 19, 17 ), но еще и потому, что Его Божественной ипостаси в особенности присваивается благость, как Отчей – всемогущество, а Сыновней – мудрость, ибо Он есть причина всей благости, источник любви, и от Него происходят всякие дарования. От Него все дары, сияющие в Церкви, и в пророках, и в мучениках. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух ведения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судиях, Дух крепости в Иисусе Навине, Гедеоне и Самсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненном Симеоне – все дары благодати происходят от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Еккл.12:5 .  и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рас­сыплет­ся каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; – «Высоты будут им страшны», т. е. недоступны. «И на дороге ужасы», т. е. трудности и опасности, как действительные, так и воображаемые. «Зацветет миндаль», своим белым цветом на обнаженных ветвях зимою символизирующий старость. «Отяжелеет кузнечик», т. е. потеряет свою гибкость и подвижность туловище, спина. «И рассыплется каперс», т. е. не будет оказывать действия кипарис, ягоды и почки которого употреблялись на востоке, как возбуждающее средство. «Вечный дом», т. е. гроб (ср. Тов 3.9 ). Еккл.12:6 .  доколе не по­рвалась серебряная цепочка, и не разо­рвалась золотая по­вязка, и не раз­бил­ся кув­шин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. Образно описывается самая смерть. «Порвалась серебряная цепочка и разбилась золотая чашечка» (в русской Библии неправильно – повязка; еврейское слово означает предмет круглой формы, чашечку для елея, как Зах 4.2 ), т. е. порвалась нить жизни, не стало источника света и тепла; жизнь погасла. Следующие два образа дают другой символ смерти, именно: ломается колесо над колодцем и разбивается бадья у источника. Оба образа означают, вероятно, прекращение деятельности сердца, кровообращения и дыхания. Еккл.12:7 .  И воз­вратит­ся прах в землю, чем он и был; а дух воз­вратит­ся к Богу, Который дал его. Тело и дух возвращаются к своему первоисточнику: тело возвращается в прах, каким оно и было (ср. Быт 3.19 ; Пс 103.29 ), а дух возвращается к Богу, Который дал его. Это возвращение к Богу нельзя понимать в смысле уничтожения личного, самостоятельного существования духа, так как Екклезиаст ясно говорит о личном существовании человека и за гробом. Если в Еккл.3 он ставит скептический вопрос, имеет ли человек преимущество перед скотом, и восходит ли дух его вверх, то здесь на оба вопроса дается утвердительный ответ и, следовательно, признается продолжение личного существования человека и после смерти. Но, подобно другим священным мудрецам, Екклезиаст не мог представить более или менее полной жизни вне связи с телом, он не знал новозаветного учения о воскресении из мертвых и, потому, не мог возвыситься над обычным представлением о шеоле; он был еще далек от сознательной веры в блаженное состояние душ в общении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еще не успел он закончить своей молитвы, как из города вышла Ревекка, которая была племянницей Аврааму. Она была весьма красива и девственна. Когда она сошла к источнику и пошла наверх с наполненным кувшином, то слуга подбежал к ней и сказал: – Дай мне напиться! – Пей, господин мой, – ответила она, – я начерпаю и верблюдам твоим. Человек этот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая узнать, благословил ли Господь путь его или нет. Когда верблюды перестали пить, то Элиэзер взял золотую серьгу весом в полшекеля (4,5 г) и два запястья весом в десять шекелей (90 г) и спросил, кто она. Та ответила, что она дочь Вафуила, сына Нахора, и пригласила его в гости. Тогда слуга поклонился Господу и сказал: – Благословен Господь Бог Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своей и истиной Своей! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего. Между Ревека побежала и рассказала об этом своей матери. Брат ее, Лаван, выбежал навстречу к тому человеку к источнику и ввел его в дом. Ему предложили есть, но он ответил: – Я не стану есть, пока не скажу вам дела своего. Я раб Авраама. Господь возвысил его, и он повелел мне найти жену его сыну Исааку, который дан был Богом Аврааму в старости. Я попросил Господа, и он тотчас исполнил мое желание: к источнику пришла Ревекка и напоила не только меня, но и верблюдов. Я увидел, что Бог покровительствует Аврааму. Поэтому я прошу вас сказать, намерены ли вы оказать мне милость и отпустить дочь вашу за сына господина моего? Тогда Вафуил, отец Ревекки и брат ее Лаван отвечали: – От Господа пришло это дело. Мы не можем сказать против этого ничего ни хорошего, ни плохого. Когда слуга Авраама услышал это, то поклонился Господу. Он передал подарки Ревекке и ее родственникам, а затем попросил немедленно отпустить его домой. Тогда они позвали саму Ревекку и спросили, согласна ли она. Та ответила, что согласна. Тогда отпустили ее, благословив ее: – Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет семя твое жилищами врагов твоих!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Жизнь будущего века это та блаженная жизнь, которая будет после воскресения мертвых и всеобще­го суда Христова. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не прихо­дило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, общение с Ним: «Тогда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их» ( Мф. 13. 43 ). Блаженство праведных будет вечным: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин. 10, 28 ). Беззаконники будут преданы вечному мучению вместе с диаволами. «Идите от Мене проклятии во огонь вечный, приготовленный диаволу и ангелом его» ( Мф. 25, 41 ). «Там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 22,13 ). «Нет человека, ли­шенного любви Божьей, и нет места, непричастного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам доброволь­но лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для пра­ведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они сознают себя непричастными ей» (св. Исаак Сирин ). Рай надо понимать не как место, а как состояние души. Все описания рая лишь попытки выразить человеческим языком то, что невырази­мо и превосходит ум. Учение о том, что в конце времен все грешники и даже диавол покаются и будут спасены, называется апокатастасис (греч. всеобщее восстановление) и осуждено Церковью на V ВС. Тема 40. Надежда и молитва «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь». ( 1Фес. 5, 16-17 ) Христианская надежда это успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нас и дарует нам обещанное блаженство. «Господь Иисус Христос есть упование наше» ( 1Тим. 1,1 ). Надежда есть у каждого человека, но чтобы направить ее ко Христу необходимы молитва, знание истинного учения о блаженстве и действительное следование этому учению. Сам Господь Иисус Христос заповедал нам молиться, надеясь получить желаемое: «если чего просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» ( Ин. 14, 13 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Заповеди ...Исполняющий их прославится в Царствии Божием, а избирающий другое погибнет вместе со своими делами (ап. Варнава, 94, 52). ...Заповеди ты легко соблюдешь, и не будут они трудны, если будешь убежден, что их можно соблюсти, но если ты положил в сердце своем, что они не могут быть соблюдены человеком, то не соблюдешь их... если не соблюдешь этих заповедей и пренебрежешь их, то не спасешься... (св. Ерм , 94, 198). Источник. Соблюдешь ... если сердце твое будет чисто пред Господом, и все соблюдут, которые очистят сердца свои от суетных похотей этого века, и будут жить с Богом (св. Ерм , 94, 200). ...Если хочешь быть защищен от всякого бедствия и злополучия и иметь успех во всяком добром деле и слове и во всякой истинной добродетели, то поступай по... заповедям... и будешь господствовать над всякою неправдою. Ибо, если будешь соблюдать эти заповеди, покорятся тебе всякое пожелание и сладость этого века, и будет сопровождать тебя успех во всяком добром деле (св. Ерм , 94, 245). ...Если мы хотим ходить во свете Христовом, то да не отступаем от заповедей Его и наставлений... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 401). Источник. Евангельские заповеди – это не что иное... как Божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры... пособие к получению спасения (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 200). Источник. ...Вкусивший сладости заповедей и знающий, что они скоро приводят его к подражанию Христу, сильно желает приобрести и прочие, так что ради них часто презирает и смерть (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 41). Все блаженства делают богом по благодати человека, сделавшегося кротким, жаждущим всякой правды, милостивым, бесстрастным, миротворцем, терпящим всякую скорбь с радостью, ради любви к Богу и ближнему. Итак, это суть дары Божии, и мы должны много благодарить Бога за них и за предложенные нам воздаяния: Царствие Небесное в будущем и утешение здесь, полноту всякого блага и милости от Бога; явление Божие видением тайн, сокровенных в Божественных Писаниях и во всех тварях Его, и многую мзду на небесах, подражание Христу на земле и блаженство каждой заповеди, т. е. высочайшее из благ, крайний предел желаний (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 43–44).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И все это заставляет тебя чувствовать такую неуверенность во всем, что душа начинает болеть. А болезнь души передается телу – и вот, ты начинаешь курить, пить, употреблять наркотики, чтобы найти что-то, а на самом деле не что-то, а Кого-то. Ты мечтаешь найти Господа нашего Иисуса Христа, могущего войти в тебя и взять на Себя твои проблемы, очистить твою душу – так, чтобы ты успокоился, а твоя жизнь изменилась. «Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (Ин.5:15). Признать, что тебя исцелил Христос, говорить об этом – значит всегда бодрствовать, сохранять осторожность и успешно вести борьбу, что отражается на состоянии как души, так и тела. Многие врачи говорят, что скорейшему выздоровлению лучше всего способствует душевное равновесие и покой. А постоянный страх, стресс, напряжение активизируют гормоны, наполняющие организм токсинами, которые, в свою очередь, вызывают болезни. Вспомним апостолов: находясь в темнице, они пели молитвы и на другой день шли на пытки и допросы спокойно, с умиротворением. Так и сейчас: один человек спокоен, и тебе передается его спокойствие; а другой живет в постоянном страхе, потому что нет веры, и это грех. Самый большой грех, с которого начинаются все другие грехи, – когда мы выталкиваем Бога из нашей жизни, меняя Его на житейские наслаждения, где Ему нет места. Думай над тем, как живешь, потому что это отражается на состоянии и души, и тела. Одно влияет на другое. Пойми это. И когда ты здоров, говори: «Господь сделал это». Господь исцеляет, ставит на ноги; но даже если ты болен, парализован, Этот же Господь, Иисус Христос, дает тебе силы. Всем мы обязаны Ему. У тебя прекрасная семья, хорошие дети – это Господь сделал тебя многодетным, это Он дал тебе такое благословение, дал сил на большую семью, дал профессию, благодаря которой ты можешь всех обеспечивать. Господь Иисус Христос – Источник и Первопричина всякого счастья в жизни. И важный показатель духовной жизни – когда люди хвалят тебя и говорят с восхищением: «Как у тебя так получается? Ты потрясающе талантлив! Талантливый спортсмен, бизнесмен, поэт, певец и т.д.» – в ответ всегда быть готовым сказать, не с усилием, а совершенно естественно: «Это все благодаря Христу». Все это сделал Господь, не я. И верить. Верить в то, что Господь – Источник жизни истинной, Которому мы обязаны всем. Источник Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Правмир» Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/arhimandrit-andrey-kon...

И далее: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Пс. 15:8 ); и: «даже и ночью учит меня внутренность моя» (7). И после этого весьма ясно говорит: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (10). Не сказал: «и не дашь святому Твоему увидеть» смерти; тогда и не умер бы, но говорит, не увижу нетления; не пребуду в смерти. «Ты указал мне путь жизни» (11). Вот, ясно проповедуется жизнь по смерти! Обратись и к 29-му псалму: «Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» ( Пс. 29:2 ). Что же произошло? Спасся ли Ты от врагов, или освободился от угрожавших ударов? Сам весьма ясно ответствует на это: «Господи! Ты вывел из ада душу мою» (4). Там пророчески говорит: «не оставишь», а здесь о будущем выражается как о сбывшемся: «вывел, чтобы я не отошел в могилу» (4). В какое же время будет это? «вечером водворяется плач, а на утро радость» (6). Ибо вечером плач был у учеников, а на утро веселие о воскресении. 5. Хочешь ли знать и место? Говорит еще в Песнях: «Я сошла в ореховый сад» (Песн. Песн. 6:11 ). Ибо «на том месте, где Он распят, был сад» ( Иоан. 19:4 ). И если теперь место это особенно украшено царскими дарами, то прежде был на нем вертоград (сад); остаются еще признаки и следы этого. «Запертый сад, запечатанный источник» (Песн. Песн. 4:12 ) иудеями, которые сказали: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб» ( Мф. 27, 63. 64 ). И потом: «Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (66). Им-то в укоризну прекрасно некто сказал: «и в покои судити» их «имаши» ( Иов. 7:18 ). Кто же есть «источник запечатанный»? Или кто разумеется под источником «колодца живых вод» (Песн. Песн. 4:15 )? Сам Спаситель, о Котором написано: «Ибо у тебе источник жизни» ( Пс. 35:10 ). 6. Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? «Готовися, утренюй, истле все листвие их» ( Соф. 3:7 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

" И навел Бог " , говорит, " ветер на землю, и воды остановились . И закрылись источники бездны и окна небесные " (Быт.8:2). Смотри, как (Писание) обо всем говорит с нами по-человечески. " Закрылись " , говорит, источники бездны и окна небесные , и перестал дождь с неба " . Как бы так оно сказало: восхотел Господь, и вода опять стала на своем месте; уже она не умножалась, но постепенно убывала. " Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней " (Быт.8:3). Какой ум может когда-либо постигнуть это? Пусть так, – дождь прекратился, источники больше не изливали воды и хляби небесные заключились, но как сбыла столь великая вода? Все было бездной: как же столь великое обилие воды стало вдруг уменьшаться? Кто может объяснить это человеческим умом? Что же сказать? Все совершалось по Божьему повелению.   4. Не станем же и мы исследовать, как это было, но будем только верить, что повелел (Бог), и бездна поднялась высоко; повелел, и она остановилась в своем стремлении и возвратилась в свое место, которое ведомо только самому Господу, создавшему ее. " И остановился " , говорится, " ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор " , в первый день месяца (Быт.8:4-5). Смотри, как вдруг произошла перемена, и сколько убыло воды, так что ковчег сел на горах. Выше Писание сказало, что вода поднялась на пятнадцать локтей выше гор, а теперь говорит, что " остановился ковчег на горах Араратских " , что вода после этого мало-помалу убывала до десятого месяца, а в десятый месяц уже показались вершины гор. Подумай при этом, какова твердость праведника, что он мог выдержать столько месяцев, как бы заключенный во мраке. " По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды " (Быт.8:6-7). Смотри, праведник еще не осмеливается посмотреть сам, но выслал ворона, чтобы через него узнать, можно ли ожидать какой-либо благоприятной перемены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010