И вот, садовый источник (внутри сада скрыт садовый источник) – это самое главное в саду. Можно ходить по саду, любоваться деревьями, но это не самое главное. Самое главное, что в саду есть источник – «колодезь живых вод и потоки с Ливана». Что это за «колодезь живых вод»? Господь сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7, 38–39 ). Дух Святой, Пресвятая Троица поселяется в человеке, и он становится действительно колодцем. Около Оптиной пустыни есть замечательный такой колодец, рассказывают – Серафима Саровского . Он очень интересной формы – квадратный такой колодец, в нем идеально спокойная, зеркальная вода. Но иногда внезапно там начинается бурление и резкий подъем воды. Потом все стихает, вода становится чистая, ледяная, очень вкусная. Кто был в Оптиной, тот знает. Это очень точный образ того, что происходит и у нас. В душе человека есть такой колодец, у христианина это – миропомазание. На дне его Дух Святой находится, незаметно для каждого человека. Дух Святой действует, но когда человек начинает помогать Святому Духу разводить сад в своем сердце, когда он начинает сердце превращать в рай добродетелями, колодец незаметно для человека, абсолютно незаметно начинает наполняться, переполняться, наполняет человека до краев. Заполняет сначала глубины сердца, потом заполняет разум, заполняет волю, заполняет чувства, заполняет все тело человека, от него даже физически начинает аромат идти, в буквальном смысле этого слова. Потом заполняет все вокруг, так, что этот человек одно слово скажет – и у другого исцеляется уныние, тоска, страсть изгоняется, он начинает изгонять бесов. Источник все наполняется, наполняется, начинает благоухать природа вокруг него. Посмотрите, какая природа вокруг монастырей прекрасная. А колодец бьет, и действительно он готов заполнить все творение. Когда произойдет Великий Собор всей Вселенской Церкви, когда Господь позовет всех своих, колодец Духа Святого, бьющий в сердцах их, зальет всю вселенную этой живой водой, вымоет из нее всю смерть, вымоет из нее всю нечистоту и грязь, и вся вселенная станет новой – новое небо и новая земля, в которой будут царить святые богоподобные существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И хотя они входят в храмы, они не могут причисляться к сынам Божиим, и тот источник жизни к ним не относится. Быть крещеным или иметь способность к пророчеству может и злой человек. Принять таинство Тела и Крови Христа может и злой человек. Но и иметь любовь, и быть злым – не может. В этом и состоит собственное дарование добрых, в этом – свойственный только им источник [любви]. Из него призывает нас пить Дух Божий». Притч. 5:18–19 «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» ( Притч. 5:18–19 ). Здесь текст церковнославянский, и, соответственно, текст Септуагинты (греческий перевод от семидесяти), с которого он сделан, дают более скромный перевод данных слов: «Источник твоей воды да будет у тебя свой собственный, и веселись с женою юности твоей. Пусть беседует с тобою лань любви и жребя твоих наслаждений, но пусть руководит тобой собственная и да будет с тобою во всякое время: пребывая с ней в любви, ты будешь иметь во всем обилие». В синодальном же переводе мы видим то, как написано в еврейском тексте. Однако оба варианта выражают ту же мысль, что законное супружеское сожитие имеет благословение, и это тоже указывается как причина для человека не искать себе нигде никаких «приключений на стороне», которые на самом деле и не приключения, а путь в ад. Как пишет отец Даниил Сысоев : «Господь дает тебе возможность заниматься плотскими отношениями, так занимайся с женой, получай удовольствие с той, которая всегда рядом с тобой. Бог не сказал, что это грех или что-то нечистое. Как Библия описывает плотские отношения супругов? Нет в описании скверны или нечистоты, отношения эти описаны красивыми фразами, потому что они приводят к рождению детей, к распространению потока жизни». Притч. 5:20–21 «И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» ( Притч. 5:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Источник мудрости – струящийся поток (продолжение четвертого стиха 18-й главы). Мы уже говорили, что слова не просто исходят из ума, но сопряжены с сердцем. От избытка бо сердца уста глаголют ( Мф. 12, 34 ). От избытка сердца говорят уста человеческие. В этой-то глубине сердечной сокрыт самый источник, который никогда не оскудевает. Это, безусловно, тайна, указывающая на присутствие сокровенное, пребывание в нашем духе Божественной благодати. Как говорит Господь: Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой ( Ин. 7, 38 ). Не погрешая против истины, можно перефразировать эти слова так: «У верующего в Меня из сердца истекут источники воды живой». У каждого из нас открывается такой источник в таинстве миропомазания. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши, – говорит святой апостол Павел ( 2Кор. 1, 21–22 ). И святой Иоанн Богослов в своем послании подтверждает, что не имеет нужды чему-либо учить христиан, ибо помазание учит их всему: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё ( 1Ин. 2, 20 ). Т.е. по дару Духа Святого, принятого нами после Крещения в таинстве миропомазания, мы являемся обладателями этого источника, который по существу берет начало от благодати Господней. Так что слова, а еще прежде мысли, порождаемые в недрах этого источника, дают черед новым мыслям, новым словам, но источник не оскудевает. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои ( Притч. 18, 6 ). Уста человека, лишенного разумения, исполнены духа самолюбия, как мы говорили, тщеславия, самоутверждения. Поэтому слова, порождаемые нерассудительным, чужды такой зрячей проницающей силы. Человек нерассудительный говорит для себя самого. Он не рассчитывает, не размышляет, не знает, как его слово отзовется. Ему и слушатели-то нужны не ради них самих, а ради ублажения собственного «Я», которое у него всегда на первом месте. И вот, говоря для себя, он не имеет ни духа смирения, ни духа мудрости, ни духа любви, и поэтому его слова уже перестают быть духовной пищей для слушателей, они перестают назидать, но возбуждают в людях страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Как животные, живущие в пещерах и в течение зимы скрывающиеся в скалах, увидев наступившее лето, оставляют убежища, собираются вместе с прочими животными и веселятся вместе с ними, так и душа моя, скрывавшаяся как бы в некоторой пещере сознания своей немощи, увидев усердие вашей любви, оставляет пещеру, вступает в ваше собрание и вместе с вами восторгается прекрасными восторгами Писаний, на духовном и божественном луге, в раю Писания. Подлинно, чтение Божественных Писаний есть духовный луг и рай сладости, рай сладости превосходнейший того Рая. Этот рай Бог насадил не на земле, а в душах верующих; этот рай Он поставил не в Эдеме и не ограничил одним местом на востоке, но распространил по всей земле и распростер до пределов вселенной. А что Он распространил Писания по всей вселенной, об этом послушай пророка, который говорит: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18:5 ). Хотя бы ты отправился к индейцам, которых первых озаряет восходящее солнце, хотя бы удалился на океан, или на британские острова, хотя бы приплыл в Евксинский понт, хотя бы достиг северных стран, везде услышишь, как все любомудрствуют о том, что содержится в Писании, другим языком, но не другой верой, различными наречиями, но одинаковым умом. Хотя звуки голоса различны, но образ благочестия не различен; хотя они остаются варварами по языку, но любомудрствуют по мыслям; хотя они странны по наречию, но благочестивы по жизни. Видишь ли обширность рая, распростертого до пределов вселенной? Здесь нет змея; это место свободно от диких зверей, и ограждается благодатию Духа. Этот рай, как тот, имеет и источник,источник, из которого вытекает множество рек, а не четыре. Не Тигр, не Евфрат, не египетский Нил и не индийский Ганг, но бесчисленное множество рек изливает этот источник. Кто говорит это? Сам Бог , даровавший нам такие реки. «Кто верует в Меня, – говорит Он, – у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ). Видишь ли, как из этого источника вытекают не четыре реки, а бесчисленное множество? И не по множеству рек только, но и по естеству своему удивителен этот источник, потому что в нем не потоки воды, а дары Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Когда мы узнали значения названий рек, давайте попробуем понять, на что они указывают в человеке. Именно такую цель поставил святитель Амвросий Медиоланский и прекрасно с ней справился в своем трактате «О рае». Поэтому умолкнем на время и выслушаем епископа Милана. Так как духовное толкование святитель переплетает с буквальным, то остановим внимание на первом, чтобы оно прозвучало отчетливей. Святитель начинает свое повествование с единого Едемского источника. «Но почему премудрость Божия называется источником? Потому, что, согласно Евангелию, подобен источнику Говорящий:  " Кто жаждет, иди ко Мне и пей "   (Иоан. 7:37). И потому, что, согласно пророку, подобен источнику Тот, Кто говорит:  " Идите, ешьте хлеб мой у и пейте вино, мною растворенное " (Притч. 9:5). Итак, премудрость – не только источник жизни, источник духовной благодати, но также источник прочих добродетелей ( прим.: здесь и далее подчеркнуто автором), направляющих нас на путь вечной жизни. Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно – благоразумие, другое – умеренность, третье – сила, четвертое – справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели. Фисон означает благоразумие, и потому в нем есть хорошее золото, карбункул и камень оникс. Мы часто называем золотом найденные благоразумные решения. Потому и Господь речет через пророка:  " Я… умножил у нее серебро и золото " (Ос. 2:8), и Давид говорит о благоразумных:  " Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом " (Пс. 67:14). Поэтому тот, кто глубоко вникнет в Ветхий и Новый Завет, сможет углубиться в тайную премудрость Божиего размышления. Так что золото означает благо, а отнюдь не денежное богатство, земное и тленное.

http://bogoslov.ru/article/5384448

«Любовь – когда мне хорошо». А может, любовь – это сказать «нет» самому себе? Кто в наше время может про себя сказать, что любит по-настоящему 9 февраля, 2019 Кто в наше время может про себя сказать, что любит по-настоящему «Истинная любовь – это и ласка в одном случае, и замечание – в другом; иногда это прутик, а иногда и палка, порицание, неодобрение. Любовь может быть и в молчании, когда слова излишни, а может проявляться и во множестве слов, когда, например, человек нуждается в утешении и поддержке». О том, как полюбить по-настоящему и не страдать – архимандрит Андрей (Конанос). Архимандрит Андрей Конанос Нужно наполнить свое сердце нескончаемой любовью – чтобы любить всегда, любить, несмотря ни на что, и не страдать, что бы ни случилось. Ведь что такое страдание в отношениях? Мы страдаем не оттого, что любим, а оттого, что не получаем ответа на свою любовь. Любовь наполняет твое сердце счастьем и утешением, потому что это состояние естественно для человека – ведь все мы созданы для любви и невозможно в тот момент, когда любишь, чувствовать себя плохо. Плохо нам тогда, когда мы не получаем любви. Тогда ты страдаешь, тогда страдаем все мы. Поэтому очень полезно открыть в самом себе неисчерпаемый источник любви. Тогда нас не будет смущать отношение других людей, если они поступают с нами не так, как бы нам хотелось, и мы не будем огорчаться и убиваться в таких случаях, а просто скажем: «Ну что же, он тоже человек – вот и относится ко мне по-человечески». Полюби Бога прежде всего Источник нашей любви, начало всех благ и радостей – Бог. Потому Господь именно так и ответил на вопрос о том, какая из заповедей самая важная и что брать за основу для радостной и счастливой жизни. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» – сказал Иисус (Лк.10:27). Полюбить Бога, твоего Создателя, Источник всех благ; полюбить Того, Кто приводит в движение галактики, дает мощь водопадам, наполняет водой реки и моря; Того, Кто создал всю красоту земную – животных, деревья и цветы, Кто сотворил все прекрасное на нашей планете. Полюби Того, Кто привел тебя в эту жизнь и Чья благодать и сила даже в момент нашего разговора непрестанно творит жизнь, новую жизнь, новых существ, новые души – ведь каждую секунду в мире происходит зачатие. Полюби Того, Кто дарует жизнь, Кто есть Источник жизни, Начало всего и Конец всего. Господь потому и говорит: «Возлюби Бога твоего всем сердцем, душой, умом и естеством»: если сердце преисполнится Божественной любви, то не будешь печалиться, когда не встретишь такой же пламенной любви ответной – от людей.

http://pravmir.ru/lyubov-kogda-mne-horos...

Напояемое в меру не загнивает от солнца, а неумеренно (напояемое) загнивает: таково естественное действие солнца. Неумеренность везде зло. Поэтому будем воздерживаться от нее, чтобы и нам полу­чить то, о чем просим. Источники, говорят, получают свое начало в местах весьма возвышенных. Сделаемся же и мы возвышенны душою, и тотчас потечет (от нас) милостыня. Невозможно возвышенной душе не быть милостивою, и милости­вой – не быть возвышенною. Итак, кто презирает имущество, тот выше " корня всех зол " (1Тим.6:10). Источники по большей части находятся в пустынях; и мы изведем душу из (мирской) суеты, и потечет от нас милостыня. Источники чем более очищаются, тем более обильными становятся; так и мы чем более будем раздавать, тем более произрастет благ. Кто имеет источник, тот чужд страха; так и мы, если будем иметь источник – милостыню, не будем страшиться. И для питья, и для орошения, и для постройки зданий – для всего поле­зен нам этот источник. Нет ничего лучше такого питья: оно не производит опьянения. Лучше иметь такой источник, нежели источники, доставляющие золото. Душа, носящая это зо­лото, лучше всякой земли золотоносной. Оно сопутствует нам не в это царство, но в горнее. Это золото служит украшением Церкви Божией. Из этого золота приготовляется меч духовный (Ефес.6:17), меч, которым посекается змий. Из этого источ­ника происходят драгоценные камни, украшающие голову Царя (Апок.4:3). Не будем же пренебрегать таким богатством, но будем творить милостыню щедро, чтобы нам удостоиться ми­лости Божией, по благодати и щедротам Единородного Сына Его, Которому всякая слава, честь и держава, со Святым Ду­хом, во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 23   " Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей " (Деян.10:23,24).   Бог не есть причина грехов. – Не нужно отклады­вать крещения.   1. Угостив мужей (посланных Корнилием), отправляется (Петр) вместе с ними; и хорошо: сначала он с любовью при­нимает их, как утомившихся от пути, и располагает к себе, а потом уже отправляется с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Настоящая молитва – очень интересная вещь. Это когда Бог молится Богу в человеке. Истинная молитва – это когда Дух Святой молится Богу в человеке, и тогда благоухание ароматов, в человеке действующее, оно действительно кажется своим для человека. Бог в нас молится, дает нам настоящую молитву, дает нам делать настоящие добрые дела, а потом и говорит: «Это ты сделал». Бог, конечно, в этом поступает несправедливо. Бог в нас делает добрые дела, при наших усилиях, конечно, но эти усилия малы по сравнению с тем, что мы делаем в результате, но потом Бог говорит: «Это ты сделал». Как бы забывает всеведущий Бог, что Он Сам творил в нас добрые дела, как об этом говорит святой Макарий Великий . И дальше Господь говорит: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана» ( Песн.4, 12–15 ). Итак, сестра – Невеста становится чем-то похожа... Вам ничего не напоминает это описание: сад запечатанный, закрытый, в который нельзя войти, из которого река течет? – Рай, конечно же. Душа человека становится раем, действительно, запечатанным садом, в котором растет дерево жизни. А дерево жизни – это Кто? – Господь Иисус Христос , как об этом сам царь Соломон и говорит: «Она (премудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» ( Прит. 3, 18 ) Действительно, наше сердце превращается в рай, когда оно богоуподобляется. Действительно, и Церковь Православная есть запечатанный сад, заключенный источник. Почему «запечатанный»? Потому что она ничего не убавляет и не прибавляет к Откровению, полученному от Небес. Она получила Откровение и во всей полноте его сохраняет. У нас в Церкви не могут возникнуть новые догматы , у нас не могут исчезнуть старые догматы. Мы верим так, как мы получили, мы содержим ту жизнь, которая нам предана. Мы живем той жизнью, которую получили вначале. Но, конечно же, в первую очередь эти слова относятся к Пречистой Приснодеве Марии, Которая является запечатанным садом, потому что Она – Приснодева – всегда Дева, была Девой до Рождества, в Рождестве и после Рождества пребывает всегда Девой. Поэтому действительно: Заключенный Сад, Запечатанный Источник, в Который никакой враг не войдет. Но и человеческая душа, живущая Богом, становится таким запечатанным садом, запертым Богом, в который может войти только Бог, у Которого ключ царя Давида находится в руках Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Не взалчутъ ктому, ниже вжаждутъ, не имать же пасти на нихъ солнце, ниже всякъ зной. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. То есть не будут больше терпеть никаких бедствий. «Ибо будут иметь хлеб небесный и воду жизни. Не будут также болеть и терпеть бедствий, изображаемых под видом солнца и зноя, ибо время страданий прошло» (св. Андрей, гл.20). Откр. 7:17. Яко Агнецъ, Иже посред престола, упасетъ я и наставитъ ихъ на животныя источники водъ, и отъиметъ Богъ всяку слезу от oчiю ихъ. Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Сам «Агнец» будет «пасти их», то есть руководить ими, они сподобятся обильного излияния Духа Святого ( «животныя источники водъ» – «живые источники вод»), «и отъиметъ Богъ всяку слезу от oчiю ихъ» – «и отрет Бог всякую слезу с очей их» 18 . Параллельные места к седьмой главе Откр. 7:4–8. Рим. 9:27. Ucaia же boniemъ о Израили: аще будетъ число сыновъ Израилевыхъ яко песокъ останокъ спасется. А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется. Рим. 11:26. И тако весь Израиль спасется, якоже есть писано: npiuдemъ от Cioha Избавляяй, и отвратитъ heчecmie от Иакова. И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. Откр. 7:15. 1Кор. 6:16. Или не всте, яко прилпляяйся сквернодйц едино тло есть съ блудодйцею. Будета бо, рече, оба въ плоть едину. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с [нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. Глава восьмая. Снятие седьмой печати и гласы труб Ангельских: первой – четвертой Откр. 8:1. И егда отверзе седмую печать, бысть бeзмoлbie на небеси яко полъ часа. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Так бывает и в мире физическом: наступлению бури часто предшествует глубокая тишина. Это безмолвие на небесах означало сосредоточение благоговейного внимания предстоящих перед престолом Божиим Ангелов и человеков, в ожидании страшных знамений гнева Божия перед кончиной века сего и явления Царства Христова. Откр. 8:2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но я не думаю, чтобы кто-либо здравомыслящий мог сделать это. Итак, отнюдь не животным должен мыслиться нами Единородный, но Жизнию по природе. В самом деле, разве не истину высказывает Он в словах: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин.11:25)? А жизнию должно быть животворящее, (само) не нуждающееся в жизни от другого, как, без сомнения, и под мудростию мыслится сила умудрять, а не способность умудряться. Следовательно, истина, по-вашему, солжет и Христос не истину выскажет в словах: «Я есмь жизнь»? Баснословящим окажется также и славный хор святых, изрекающий слова чрез Духа и называющий Единородного жизнию. Так божественный Псалмопевец оказывается у нас говорящим к Отцу: «Потому что у Тебя источник жизни» (Пс.35:10). И досточудный евангелист Иоанн в своих Посланиях говорит так: «Что было от начала, что слышали мы, что видели очами нашими, что созерцали и руки наши осязали, о Слове Жизни, — и жизнь явилась, и видели мы, и свидетельствуем, и возвещаем вам жизнь вечную, которая была у Отца (к Отцу) и явилась нам» (1Ин.1:1-2). Видишь, что из этих слов Иоанна и Псалмопевец оказывается истинным, когда говорит к Отцу всяческих Богу: «Потому что у Тебя источник жизни», ибо был и есть у Него источник жизни — Сын. А что Духоносец говорит о Нем именно в таком смысле, в этом он удостоверит и посредством других слов своих в том же Послании: «И знаем, что Сын Божий пришел и дал нам разум, да знаем Истинного, — и мы (есмы) в Истинном, в Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная» (1Ин.5:20). Поэтому кто, скажи мне, может, наконец, выносить такое пустословие иномыслящих? Кто справедливо не обвинит их, дерзающих называть Сына причастным жизни от другого, хотя Святое и Богодухновенное Писание ничего такого не говорит о Нем, а, напротив, ясно высказывает, что Он есть Бог по природе, и Истинный, и Источник жизни, и также Жизнь вечная? Разве можно представлять истинным Богом того, кто имеет нужду в жизни от другого, а не напротив — Сам есть Жизнь по природе? Или как мог бы Он называться еще источником жизни, если бы чрез сообщения от другого Он получал Себе вспомоществование к тому, чтобы быть в состоянии жить?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010