Клятва Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле (свт. Василий Великий , 11, 44). Источник. Союза с братом не подтверждай клятвою, но имей с ним единомыслие в страхе Божием (прп. Ефрем Сирин , 30, 147). Источник. Гибельная страсть в человеке – сделать клятвы привычными для языка своего. Не делай клятв привычными языку своему, чтобы не умножилось твое неведение, и вместо оправдания не собрать тебе кучи грехов (прп. Ефрем Сирин , 30, 155). Источник. Соглашайся лучше понести ущерб, нежели дать клятву... (прп. Ефрем Сирин , 31, 629). Источник. ...Никто из вас да не клянется именем Всевышнего Бога, потому что в уста, сотворенные для славословия Божия, не должна входить клятва (прп. Ефрем Сирин , 33, 114). Весьма худо и давать клятву, и требовать ее: в обоих случаях оскорбляешь правду (свт. Григорий Богослов , 15, 367). Источник. Скажи же, что приобретают те, которые много клянутся? Осмеяние. А к этому что еще присовокупить? Разве то, что им не верят, когда говорят и правду (свт. Григорий Богослов , 16, 176). Источник. Благонравным... вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы (свт. Григорий Богослов , 16, 176). Источник. Как... избежать клятвы? Приобретем такие нравы, которые бы внушали доверие (свт. Григорий Богослов , 16, 176). Источник. ...Что, кроме корысти, чаще приводит к ложным клятвам? Как скоро касается дело до денег, весьма многие оказываются злонравными (свт. Григорий Богослов , 16, 177). Источник. ...Множество клятв есть уже признак, что нет к тебе доверенности (свт. Григорий Богослов , 16, 180). Источник. Многие говорят: язык произнес клятву, а ум не давал ее. Но легче во всем другом найти себе извинение, нежели в клятве. Никто и нисколько да не обманывает сам себя. Во всяком случае клятва дана, а двоедушием сколько еще увеличивается грех ! (свт. Григорий Богослов , 16, 183–184). Источник. Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? Словом и жизнью, удостоверяющею в слове. Ложная клятва есть отречение от Бога. К чему тебе призывать в посредники Бога? Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы (свт. Григорий Богослов , 16, 207). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Раздражительность Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое... (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Раздражение есть упоение души, оно так же выводит душу из ума, как и вино (свт. Василий Великий , 8, 17). Источник. ...Раздражение есть какое-то воспламенение и скорое испарение страсти... (свт. Василий Великий , 8, 152). Источник. ...Если в состоянии будешь целомудренным рассудком подсечь горький корень раздражительности, то сим уничтожишь много страстей в самом их начале (свт. Василий Великий , 8, 153). Источник. Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. Раздражительность в человеке – ров для него; а кто преодолел в себе раздражительность, тот миновал этот ров (прп. Ефрем Сирин , 30, 191). Источник. Что же такое раздражительность? Это страсть наглая и бесстыдная, за которой следует печаль и раскаяние... (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а безмолвствующий разумен (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие; потому что они и лицо изменяют, и мысль возмущают, и жилы расслабляют, и производят в человеке недостаток сил к совершению дел, а кротость и любовь отдаляют все это (прп. Ефрем Сирин , 30, 194). Источник. Пища для огня – дрова, а пища для раздражительности – высокоумие (прп. Ефрем Сирин , 30, 198). Источник. Хочешь ли укротить раздражительность? Возьмись за смиренномудрие, и ходи путем кротких и смиренных (прп. Ефрем Сирин , 30, 198). Источник. Раздражительность, когда не преступает меры, служит оружием соревнованию. Без сильного желания неудобопостижим Бог. Но знаю и наставника в добре; это – рассудок. Если же все это обращено будет на худшее, то раздражительность произведет оскорбления и злодеяния, пожелание распалит нас к гнусному сластолюбию, а рассудок не только не подавит сего, но еще поможет своими ухищрениями. Так добрые дарования отдаются во власть нашему растлителю! Но нехорошо Божий дар мешать со злом (свт. Григорий Богослов , 16, 166). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери «Живоносный источник». Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Содержание статьи Икона Божией Матери «Живоносный источник» Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления). Иконографически образ Божией Матери «Живоносный источник» восходит к византийским изображениям типа «Владычица Победодательница», который в свою очередь восходит к изображению типа «Знамение». Первоначально икона «Живоносный источник» передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан. На Светлой седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход. В этот же день на литургии читается Евангелие об изгнании торгующих из храма. Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник» В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

http://pravmir.ru/ikona-bozhiey-materi-z...

Винопитие Вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий (прп. авва Исаия , 60, 98). Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло – огонь (свт. Василий Великий , 6, 176). Источник. Вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того напиваться... чтобы оно производило помрачение рассудка... (свт. Василий Великий , 8, 74). Источник. Вином гнушаться не должно, если принимают его для врачевания, и не должно домогаться его без нужды... (свт. Василий Великий , 9, 61). Источник. Не принуждай брата своего пить вино до опьянения... ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара (прп. Ефрем Сирин , 30, 144). Источник. Укоризна человеку упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся (прп. Ефрем Сирин , 30, 155). Источник. Не пей вина до упоения, возлюбленный, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья, ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобою (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Не пей вина до опьянения, иначе сделаешь, что сердце твое с неистовством устремится к удовольствиям (прп. Ефрем Сирин , 31, 593). Источник. Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания (прп. Ефрем Сирин , 32, 71). Источник. Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди (прп. Ефрем Сирин , 34, 387). Источник. Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает (свт. Григорий Богослов , 15, 365). Источник. Вино – это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень (свт. Григорий Богослов , 15, 368). Источник. Кто не знает всего того, что вино, когда оно неумеренностью преступает потребность, бывает пищею к воспалению непотребства и к доставлению удовольствий, растлением юности, безобразием старости, бесчестием для жен, составом, приводящим в неистовство, напутием к бесчинству, отравою души, омертвением разума, отчуждением от добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не слушай советов у людей худых, потому что они сделали себя рабами чрева и плотских страстей (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Кто, не посоветовавшись, делает дело, тот подобен человеку, который на своих ногах гонится за пернатыми, не подумав наперед, станет ли у него сил догнать (прп. Ефрем Сирин , 31, 185). Подавая совет, не произноси решительного приговора, потому что не знаешь тайн Божиих (прп. Ефрем Сирин , 31, 628–629). Источник. Лукавый совет для приемлющих оный может стать смертоносным ядом (прп. Ефрем Сирин , 34, 352). Источник. Глаз другое видит, а себя не видит, даже и другого не видит, если очень слеп. Посему надобно во всяком деле иметь советника. И руке нужна рука, и ноге – нога. Источник. Ежели следуешь советам добродетельных, то не стыдись, когда станут осмеивать тебя порочные (свт. Григорий Богослов , 16, 207). Источник. ...Не отваживайся, как учитель, подавать советы слушателям, если великою и продолжительною попечительностию не укрепил для этого сил своих (свт. Григорий Нисский , 18, 276). Источник. ...Достоин одобрения исполняющий свою обязанность, порицания же и осуждения достоин не убеждающийся добрыми советами. А кто вину убеждаемого обращает на неубедившего, тот мал осмыслен, как незнающий свойства вещей Божественных и человеческих (прп. Исидор Пелусиот , 62, 155). Источник. ...Пока еще зелены и не приобрели мы зрелого грозда, не пожелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться нам игрушкою демонов (прп. Нил Синайский , 73, 52). Источник. Ни один советник не достоин такого доверия, как человеколюбец Бог... (прп. Нил Синайский , 73, 321). Источник. Неподчиненного тебе не обличай в проступке, ибо это есть более дело власти, чем совета (прп. Марк Подвижник , 69, 48). Источник. Глупый советник – слепой страж (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Неприемлющий совета не правыми путями шествует, но всегда носится по стремнинам и пропастям (прп. авва Фалассий , 91, 313). Советник благочестивый, но неопытный скорее может смутить, нежели принести пользу (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 454). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. 28 апреля, 2006 В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления) Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

Ссоры Не должно ссориться или мстить самому за себя, но, по Господней заповеди, если можно, со всеми надобно иметь мир (свт. Василий Великий , 7, 355). Источник. ...От ссоры происходит вражда, а от частной дружбы и близости происходят подозрения и зависть (свт. Василий Великий , 9, 67). Источник. ...Ссора или зависть начинаются не сами собою, но произрастают от корня славолюбия... (свт. Василий Великий , 9, 303). Источник. ...Если случится ссора между двумя братьями, то первый раскаивающийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отвергнет раскаяния, но с готовностью сделает, что нужно для мира (прп. Ефрем Сирин , 30, 190). Источник. ...Не ссорься с братом своим, ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен (прп. Ефрем Сирин , 31, 141). Если будет при тебе ссора, не входи в исследование причин. Если кто во время ссоры обратится против тебя, не раздражай его (прп. Ефрем Сирин , 31, 630). Источник. ...Кто ссорится, тот или изрыгает хулы и таким образом теряет все прежние добрые дела, или в сильном гневе клянется ложно и таким образом впадает в геенну, или наносит побои и совершает убийство... (свт. Иоанн Златоуст , 50, 166). Источник. Когда мы ссоримся с дурными людьми, то бывает то же, что с человеком, который бьет другого лежащего в грязи; он пачкает себя самого, касаясь грязи своими руками (свт. Иоанн Златоуст , 52, 349–350). Источник. ...Любовь к спору и безвременное любопытство есть дело недостойное (свт. Иоанн Златоуст , 52, 507). Источник. ...Зачем мы безрассудно ссоримся друг с другом, зачем враждуем друг против друга, когда нам повелено любить даже и ненавидящих нас? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 616). Источник. Огради себя от высокомерия, ни с кем не входи в ссору, чтобы не быть осужденным за высокоумие (прп. Нил Синайский , 72, 244). Источник. Которые веруют, те не только сами не ссорятся между собою, но умиротворяют и тех, которые рассориваются, подражая Господу... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 436). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ближний Никого не порицайте, никого не осуждайте, не уничижайте ни словом, ни мыслию (прп. авва Исаия , 60, 8). Источник. Если позовет тебя брат твой в то время, когда ты занят своим рукоделием, поспеши узнать, чего он желает, и, оставив свое дело, помоги ему (прп. авва Исаия , 60, 15). Если помысл борет тебя уничижить ближнего, помысли, что Бог за сие предаст тебя в руки врагов твоих – и сей помысл отступит от тебя (прп. авва Исаия , 60, 97). Со всеми и во всяком деле должно в точности соблюдать глаголы Господни, ничего не делая по пристрастию (свт. Василий Великий , 7, 401). Источник. ...При старших молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет (свт. Василий Великий , 9, 53). Источник. Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержанный вразумляет беспечного и бесчинного (прп. Ефрем Сирин , 30, 123). Источник. Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в оный день услышать от Господа: что сделал ты для единого сих братий Моих меньших, то для Меня сделал (ср.: Мф. 25, 40 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 153). Источник. Не искушай брата своего, преследуя его насмешками, чтоб самого не выдали в нужде, ибо написано: иже. раздражает словесы, не спасется ( Притч. 19, 7 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 160). Источник. Оказывай честь брату пред знакомыми его, и будешь почтен пред Господом (прп. Ефрем Сирин , 30, 179). Источник. Кто огорчает ближнего, тот возбуждает его к раздражению, а миротворец – блажен, яко сын Божий наречется (ср.: Мф. 5, 9 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Кто смеется над ближним, тот как бы клевещет на него, а клевета ненавистна Богу и людям (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Не обременяй брата своего, ибо если на скота своего возложишь груз не по силам, станет он на половине пути (прп. Ефрем Сирин , 30. 185).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Несообразно будет, принимая снеди для поддержания тела, сими же самыми снедями вооружаться на тело и препятствовать ему в служении заповеди (свт. Василий Великий , 9, 120). Источник. Лев, гоняясь за добычею для своего чрева, делается пленником; и чревоугодник унижается для удовольствия чрева (прп. Ефрем Сирин , 30, 171). Источник. Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами, а когда поел, мучится во время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием и трезвенностию (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Если враг... возбуждает к чревоугодию, нападем на него постом (прп. Ефрем Сирин , 30, 232–233). Источник. Кто вначале тесной жизни порабощен чреву и объедению, тот заключит худым концом (прп. Ефрем Сирин , 32, 405). Источник. ...Не любил я продолжительных трапез, не любил пресыщать прожорливое чрево – эту погибельную мать плотоугодия (свт. Григорий Богослов , 15, 281). Источник. От нескольких капель кровавой влаги сседается молоко в большом сосуде. Один камень, упав на поверхность стоячей воды, мутит вдруг прекрасный источник; множество кругов, непрестанно образуясь в одной точке, рассеваются но воде и исчезают на окружности. От удара в одном месте все тело вокруг пухнет и чувствует боль. Немного вкушено, и стал я мертв; потому что за вкушением последовали грехи, как за одним храбрецом через неприятельскую стену идет все воинство. Невелика рана, наносимая аспидом, но она мгновенно погружает в предсмертный сон, и самая гибель бывает приятна для умирающих. Посему старайся, чтобы сердце твое не осквернялось даже и малостию (свт. Григорий Богослов , 16, 89). Источник. Ненасытное чрево открыло пути для кораблей; оно научило людей с неистовством вооружаться друг против друга (свт. Григорий Богослов , 16, 140). Источник. Учись держать чрево в крепкой узде; оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния (свт. Григорий Богослов , 16, 140). Источник. Чрево говорит: дай. – Охотно дам, если, получив просимое, сохранишь целомудрие. А если жертвуешь сим дольнему, то получи от меня грязь, да и ту не в избытке. Когда же сделаешься воздержным, тогда дам и в избытке (свт. Григорий Богослов , 16, 203). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Порок... есть нечто неподводимое под правила, и у человека нет средств делать злых добрыми (свт. Григорий Богослов , 12, 109). Источник. Избегать порочной жизни могут и худые люди; потому что открытый порок для многих ненавистен (свт. Григорий Богослов , 15, 315). Источник. Добродетельному стыдно быть защитником порочных; это почти то же, что собственною ногою стать на стезю порока (свт. Григорий Богослов , 15, 362). Источник. Человек не вдруг умирает с голода; но для порочных худая жизнь есть смерть (свт. Григорий Богослов , 16, 205). Источник. Если же говоришь, что противная сила крепче, и порок вполне царствует над человеком, то обвиняешь в несправедливости Бога... (прп. Макарий Египетский , 67, 21). Источник. ...Части порока так же между собой связаны, как на доброй стороне связаны между собой и одни от других зависят добродетели (прп. Макарий Египетский , 67, 268). Источник. Привыкшие к обольщениям порока, когда слышат о Боге, как бы обеспокоенные неприятной беседой, огорчаются в уме (прп. Макарий Египетский , 67, 293). Источник. ...Смерть диаволу, если порок не приведен в исполнение и бездейственен (прп. Макарий Египетский , 67, 335). Порок ласкает и манит душевную волю мирскими пожеланиями и плотскими удовольствиями (прп. Макарий Египетский , 67, 399). Источник. Душа, сподобившаяся вместить в себе силу свыше и оный Божественный огнь, имея в членах своих срастворенную любовь небесного благого Духа, совершенно отрешается от уз порока (прп. Макарий Египетский , 67, 408). Источник. Хотя порок пребывает в самом естестве, однако же преобладает там только, где находит себе пажить (прп. Макарий Египетский , 89, 247). ...Когда дар Божий и благодать приумножаются в человеке и богатеет он в Господа, тогда порок, хотя отчасти и остается в человеке, не может вредить ему и не имеет никакой над ним силы, или никакой в нем доли (прп. Макарий Египетский , 89, 247 248). Источник. ...Все, происшедшее от скотского бессловесия и взятое в отдельности, при худом употреблении ума стало пороком; как и наоборот, если рассудок восприимет власть над таковыми движениями, то каждое из них превратится в вид добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010