Труды западных историков религий также не могли остаться незамеченными. Нидерландский протестантский богослов и один из основателей современного метода изучения религий Пьер Даниэль Шантепи де ла Соссей, под редакцией которого в переводе на русский язык еще в 1899г. вышла «Иллюстрированная история религий», был достаточно хорошо известен ему как классик религиоведения. Бельгийский исследователь, археолог, крупнейший специалист по митраизму, Ф. Кюмо был одним из любимых источников Андреева, не раз прибегавшего к его трудам при составлении своего главного курса лекций по истории Церкви. Немецкий философ Г. Шнейдер трудился над религиоведческой тематикой в те же годы 12 , что и Андреев. Еще один из цитируемых авторов – английский религиовед Вильям Джемс, автор обратившего на себя внимание исследования «Многообразие религиозного опыта», занимался религиоведением на базе психологии. Нетрудно заметить, что Н.М. Боголюбов и Шантепи де ла Соссей – богословы-религиоведы, а А.И. Введенский и Г. Шнейдер – философы-религиоведы, религиоведческие системы которых основывались на базе глубокого знания философии. В. Джемс – психолог-религиовед. Из всех вышеперечисленных лиц наиболее близок к историческому подходу Андреева оказывается подход Ф. Кюмо, который при изучении религий пользовался историко-филологическим методом. Однако, в отличие от И.Д. Андреева , Ф. Кюмо не был византинистом. Таким образом, в лице нашего автора представлен особый случай историка-византиниста, специалиста по византийской истории и литературе, который составил курс истории религий в эпоху разгула атеизма и особых вызовов не только православию, но и религиозному сознанию в целом. Справедливости ради надо отметить, что сознательный интерес к истории религий проявился у И.Д. Андреева именно в петербургский период. Фаддей Францевич Зелинский, пригласивший его в Санкт- Петербургский университет, как специалист по античности и по истории религий сыграл здесь вполне определяющую роль. Таким образом, перед глазами И.Д. Андреева был еще один пример филолога-классика и религиоведа, который оставил целый ряд религиоведческих трудов, посвященных античной религии и мифологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

... Организация курсов осуществляется исключительно на основе добровольности выбора учащимися и при согласии их родителей " . Очевидно, что в столичном мегаполисе с населением более 10 млн человек запрос на изучение курсов православной культуры среди москвичей гораздо выше. Также и курсы по исламской культуре, культуре иудаизма и другим традиционным религиям народов России могли бы изучать гораздо больше школьников, и не только обучающиеся в особых государственных школах с этнокультурными компонентом образования. Еще более неадекватна ситуация в г. Санкт-Петербург. В ответе из данного региона, с одной стороны, указано: " В общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга не ведется преподавание учебных курсов религиозной культуры (основы православной культуры, культуры ислама, буддизма, иудаизма и др.), а также курсов философско-религиоведческого содержания (история религий, религии мира и др.). Далее сообщается, что " в адрес Комитета по образованию поступали отельные обращения родителей учащихся государственных образовательных учреждений по вопросу организации изучения курсов религиозной направленности, курсов культуры традиционных российских религий (православной культуры, культуры ислама, буддизма, иудаизма), религий мира " . Также указано, что " ... преподавание в школе таких курсов возможно на основе решения Совета (Попечительского совета) школы с участием родителей " , на добровольной основе " . Однако никакой информации о мерах Комитета по образованию для удовлетворения указанного образовательного запроса, обращений граждан в ответе не содержится. Кроме того, в ответе имеются некорректные стилистически и фактически утверждения, например, " ... курсы религиозных культур, истории религий могут быть введены только в рамках регионального (национально-регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения и его реализация может осуществляться вне сетки учебного плана в качестве факультативного или специального курса " . Однако курсы регионального и школьного компонента преподаются в составе учебного плана, а курсы по истории и культуре религий могут водиться как в составе данных компонентов учебного плана, так и

http://religare.ru/2_40858.html

47 Гомер (греч. μηρος) – легендарный древнегреческий слепой поэт. Ему приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи», которые были созданы примерно в IX – VIII вв. до н.э. О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 164. 50 Софокл (около 496 – 406 гг. до н. э.) Поэт эпохи процветания Афин, поэт греческой культуры на высшей точке ее развития. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 206. 54 Эсхил (525 – 456 гг. до н. э.) – первый афинский великий трагик. Его поэзия насквозь проникнута религиозным духом. Все общественные и нравственные установки носили у этого поэта религиозный характер. Справедливость считалась установленной богами, покушения на нее рассматривались как кощунство. По-видимому, ни один поэт не овладел так совершенно мифическим материалом и не вкладывал в него так естественно своих возвышенных мыслей, как Эсхил. При этом он не выступал против народной веры, и в своих трагедиях часто пользовался мантикой, сновидениями, знамениями и предчувствиями. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 204. 65 Карма – возмездие за все благие и дурные поступки. Это понятие лежит в основе индийской религиозной философии. Появилось впервые в литературных памятниках древней Индии. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 353. 68 Платон (427 – 348 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, один из учеников Сократа, который создал учение о связи разума с добродетелью и счастьем. Он отвергал возможность научить добродетели. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 209. 74 Мединой Мухаммед назвал древний южноаравийский город Ясриб, откуда родом была его мать. Когда в Мекке новому учению Мухаммеда был дан отпор, он вместе со своими немногочисленными последователями обосновался в соседней Медине. Год этого переселения (ар.: хиджра), 622-й, принят в исламе за начало мусульманского летосчисления. Мухаммед объявил Мекке джихад, т.е. священную войну, которая частенько сводилась к ограблению мекканских караванов, но не ограничивалась этим: с легкой руки Мухаммеда во все века до сегодняшнего дня под знаменем джихада льется кровь. В 630 г. Мекка была покорена и объявлена столицей ислама , но Мухаммед остался в Медине. В 632 г., совершив хадж (паломничество) в Мекку, он умер; похоронен в Медине. Цит. По: Николай Сербский (Велемирович), свт. Феодул, или раб Божий. Саратов. 2005. С. 278.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Учебник " История религий " учит духовному пониманию нашей истории Владимир Лавров   04:00 05.09.2007 1030 Время на чтение 8 минут В учебнике " История религий " более всего заинтересованы регионы многонациональные и многоконфессиональные. В чисто русском регионе можно вполне преподавать ОПК - пожалуйста. Но, например, в Татарстане, где одна половина населения - мусульмане, а другая - православные, навязывать введение чисто религиозного учебника будет вызвать понятное неприятие и протест Правая.Ру: Владимир Михайлович, вы являетесь одним из авторов учебника " История религий " . Что это за учебник и почему он выходит только сейчас? Владимир Лавров: О необходимости написания универсального, объемного и познавательного учебника по истории религий под редакцией серьезных ученых и специалистов говорилось очень долго, больше 10 лет. Но самих учебников написано не было. И вот сейчас этот учебник создан в Институте российской истории РАН. И, нужно сказать, создан он очень вовремя. В концепцию учебника заложена модель, по которой освещаются вероучения и история основных религий, распространенных на территории России, а не всех, которые существуют в мире. Этим мы экономим время и силы и без того перегруженных школьников. Основное внимание, естественно, уделяется истории и вероучению Православия. Но это не единственный раздел. Есть разделы учебника, посвященные католичеству, протестантизму, иудаизму, исламу и буддизму.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Содержание данных разделов или отдельных курсов по каждой конфессии может согласовываться с соответствующими религиозными организациями. Приведем примеры разных моделей реализации курсов такого типа. В Краснодарском крае в части школ проводится изучение основ православной культуры с учетом запросов родителей, на добровольной основе, а все школьники изучают раздел " Православная культура на Кубани " в рамках обязательного регионального учебного предмета " Кубановедение " . В Карачаево-Черкесской Республике в 10 – 11 классах преподается курс " История и культура традиционных религий народов КЧР " в рамках предмета " История и культура народов КЧР " на основе разработанных в регионе программы и учебно-методического пособия (И.А.Шаповалова, Е.В.Кратов, Н.В.Кратова, Х.А.Лепшоков). В Смоленской области наряду с более чем 10 факультативными курсами по религиозной культуре и истории религий в региональный компонент включен учебный курс " История православной культуры земли Смоленской " . В Свердловской области в рамках регионального историко-обществоведческого проекта " Урал. Человек. Истоки " для 1 – 4 классов разработан модуль " Уральские исламские святыни " при сотрудничестве с Кызыятским управлением мусульман Свердловской области. Одновременно по заказу Кызыятского управления разработана учебная программа " История религий " , очевидно, для удовлетворения образовательных запросов мусульманской общины в регионе. В отношении принципа добровольности при изучении данных курсов следует отметить, что при включении в региональный историко-обществоведческий учебный предмет небольших разделов или курса (до 25-30 часов) по истории и культуре традиционной религии в данном регионе эти материалы целесообразно преподавать всем школьникам. Принцип добровольности в изучении любых курсов по истории и культуре религий становится актуальным при освоении учащимся знаний по данной теме в объеме, ориентировочно, более 30 учебных часов. Тогда изучение религий приобретает систематический характер, оказывает существенное воздействие на формирование отношения ребенка к религии и требует фиксированного согласия семьи школьника.

http://religare.ru/2_40858.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В школах Татарстана никогда не будут преподавать какую-либо одну религию, заявил Шаймиев 18.01.2007 Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает, что по-настоящему образованный человек должен знать основы всех мировых религий. " В общеобразовательной школе религии не место, и я ответственно заявляю, что в многонациональном и многоконфессиональном Татарстане ни одна религия не будет преподаваться односторонне, история религий - другое дело, это дело нужное. Основы мировых религий необходимо преподавать нашим детям " , - сказал М. Шаймиев на состоявшейся накануне в Казани пресс-конференции. Отвечая на вопрос о возможности использования в российских школах подготовленного в Татарстане учебника " История религий " , глава республики отметил, что книгу читал, и она ему понравилась. " В ней довольно доходчиво, с уважением и в меру рассказывается о различных ветвях христианства, об исламе, буддизме, иудаизме и других религиях. Это очень полезные знания для образованного человека. Вреда не будет " , - сказал М. Шаймиев. По его мнению, учебник будет востребован в регионах. Вместе с тем, считает глава региона, нужно обратить внимание на подготовку учителей по этому предмету. " Среди них не должно быть случайных, неподготовленных, нетактичных людей " , — подчеркнул М.Шаймиев. Те же, кто хочет более углубленно изучать ту или иную религию, должен обращаться в воскресные школы, средние и высшие духовные заведения, считает он. В Татарстане разработан сигнальный вариант школьного учебника " История религий " , который планируется предложить в качестве учебного пособия для школ России. В книге есть рассказы о различных вероучениях, о роли религии во всемирной и российской истории. Все тексты носят светский, ознакомительный характер. Авторы учебника " История религий " - специалисты Минобрнауки Татарстана, академий наук Татарстана и России. В настоящее время учебник направлен на экспертизу.

http://drevo-info.ru/news/2205.html

Учебная нагрузка по таким курсам – 1 час в неделю, изредка 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов, предусмотренное для изучения таких учебных курсов, обычно меньше, чем по курсам религиозной культуры, редко превышает 70 (1 час в неделю на 2 учебных года), чаще всего это учебные курсы на 35 часов (1 год обучения). Их объем ограничен совокупностью фактических знаний о религиях и теоретических философско-религиоведческих знаний, которые доступны школьникам по возрастным возможностям и познавательными способностям, могут представлять для них интерес, усваиваться без " погружения " в культуру религий, что не предусматривается образовательными целями данных учебных курсов. Это разные курсы под названиями " История религий " , " Религии мира " во многих регионах; курсы " Народы и религии России " в Липецкой области; " История религий мира " в Тюменской области, Красноярском крае; " История мировых религий " в Пермском крае, Республике Бурятия; " Религиоведение " , " История мировых религий " , " Религии мира " в Удмуртской Республике; " Мировые религии " в Псковской области и т.д. Можно выделить еще одну группу учебных курсов, занимающих промежуточное положение между указанными двумя основными группами. Это курсы, в содержании которых используются, в разных соотношениях, материалы как философско-религиоведческого образования, так и материалы по религиозной культуре конкретных конфессий на религиозной основе. Такие курсы реализуются в рамках вариативного регионального компонента общего историко-обществоведческого образования как добавления к базовому образованию по истории и обществознанию и предусматривают освоение знаний о нескольких религиях, распространенных в данном регионе, о религиозной культуре и ситуации в регионе в целом. Такой курс может быть интегрирован в региональные историко-обществоведческие учебные курсы или представлять собой отдельный учебный курс, в свою очередь составленный из ряда курсов или разделов по избранным конфессиями (православие и ислам; православие, ислам, буддизм и т.п.).

http://religare.ru/2_40858.html

В современной науке история религий получила несколько иное направление, намечая для себя задачи чисто исторические. Теперь она старается проследить главным образом постепенный ход развития религиозных систем, чтобы затем установить законы этого развития. Возможность выполнения такой задачи едва ли подлежит какому-либо сомнению. Все беспристрастные исследователи религии соглашаются в том, что «религиозные верования и обряды различных народов не представляют собою хаоса или постоянного проявления человеческого неразумия, которое по какой-то странности обнаруживалось и поддерживалось во все времена и во всех странах мира, а составляют стройное целое, где всегда обнаруживается человеческий разум, подчиняющийся всегда и везде одним и тем же законам мышления» (Мензис). Указанная задача науки предполагает и тот несомненный факт, что всякая естественная религия не есть что-либо раз навсегда данное и потому неизменное, но что она подлежит, как и все другие проявления духовной жизни человека, постепенному развитию. История религий только тогда и получает право на существование, когда твердо установлен этот факт; где нет роста и постепенного развития, там не может быть и истории. За указанною задачею истории религий стоит еще и другая задача, не менее важная и интересная в научном отношении. Выяснение постепенности в развитии религиозных верований и установление законов этого развития может приблизить нас к уяснению одного из самых важных вопросов в науке о религии: в чем заключается основа и сущность того чрезвычайно важного явления в человеческой жизни, которому мы усвояем наименование «религия»? Без пособия истории трудно подойти к разрешению этого вопроса. Поэтому история религий, устанавливая законы исторического развития религиозных верований и обрядов, должна вести нас и к выяснению сущности религии, ее центральной идеи и психологических оснований. Нужно заметить, что для выполнения последней задачи следовало бы проследить развитие религии у первобытных народов, начиная с первичного ее зарождения. К сожалению, это при настоящем положении науки о первобытной культуре может быть только предметом научных пожеланий. Историк религий вынужден ограничиваться лишь тем материалом, который относится к религиозным верованиям только исторически известных племен и народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

  разделы   рассылка Новость  распечатать Совет муфтиев России предложил в школах изучать историю мировых религий Участники выездного заседания Совета муфтиев России, прошедшего в четверг в Саратове, поддержали введение в государственных школах преподавания истории религий. " Совет муфтиев России еще раз подтвердил свою позицию, мы еще раз говорим обществу: необходимо изучать историю мировых религий, необходимо сближать наших детей, чтобы не было у них понимания того, что только его религия истинна, а другие религии ошибочны. И тем самым создать условия дружбы, братства " , – подчеркнул глава Совета Равиль Гайнутдин в четверг по окончании заседания. Он сообщил, что на заседании был представлен учебник мировых религий. " Мы предлагаем сегодня обществу изучать в школах как обязательный предмет " История мировых религий " и факультативно изучать предмет " Основы религиозной культуры " : православные будут изучать основы православной культуры, мусульмане – мусульманской культуры и так далее. Но это должно быть факультативно " , – подчеркнул муфтий. Участники встречи, по его словам, дали высокую оценку подготовленному для старших классов учебник по " Основам мусульманской культуры " . " Мы надеемся, что он будет иметь федеральный уровень " , – добавил Р.Гайнутдин. Кроме того, по его словам, на заседании рассматривался вопрос создания института военного духовенства в российской армии. " Совет муфтиев России также имеет свой взгляд и позицию, и эта позиция немного отличается от позиции Русской православной церкви. Мы считаем, что в армии имамы не должны носить военные погоны, в армии духовные наставники должны духовно окормлять, а не приказывать военнослужащим. Исходя из этого, мы не видим в военных погонах наших имамов, и они не должны находиться в подчинении у генерала – представителя другого вероисповедания " , – сказал председатель Совета муфтиев России. Об этом сообщает " Интерфакс-Религия " По материалам:  СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Споры вокруг преподавания ОПК и ДНК в школах

http://religare.ru/2_37164.html

Верующие разных религий признают Православие основой России, — прот. Всеволод Чаплин 29 июня, 2012. Новостная служба По мнению отца Всеволода, тот уникальный симбиоз представителей разных религий, разных конфессий, который сложился в России – «это наше богатство». 29 июня. ПРАВМИР. Протоиерей Всеволод Чаплин заявил как очевидное, что история России в первую очередь ассоциируется с Православием. «Спросите немца, американца, англичанина – все они вам ответят, что православие – это та культура, которая сформировала страну, её национальный характер , её облик во внешнем мире», — приводит его слова радио Эхо Москвы . «Я много общаюсь и с мусульманами, и с иудеями, и с буддистами, и с протестантами, и католиками, которые живут в России. На самом деле большинство их признаёт, что именно православие является основой нашего национального характера» , — добавил он. По мнению отца Всеволода, тот уникальный симбиоз представителей разных религий, разных конфессий, который сложился в России – «это наше богатство». «И никакой православный христианин никогда не скажет, что у нас есть только православные христиане и что только они должны иметь право влиять на жизнь общества и государства, но при этом наши нравственные ценности во многом близки с теми, кто составляет другие традиционные религиозные общины страны, и именно поэтому сегодня диалог между верующими и неверующими – он как раз предполагает бОльшее единство между верующими разных религий, чем между верующими и неверующими», — заявил он. Протоиерей Всеволод отметил, что верующие разных религий в таких вопросах, как общественная нравственность, влияние религии на жизнь общества оказываются в основном по одну сторону дискуссии. А те, кто хотел бы ослабить любую религию – по другую сторону этой дискуссии. «Цепляться будут за любое действие Церкви тогда, когда она старается быть самой собой и громко говорить людям о божьей правде, о том, что на самом деле является основой и нашего прошлого, и нашего настоящего , и нашего будущего», — подытожил священник.

http://pravmir.ru/veruyushhie-raznyx-rel...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010