В Казани обсудили новый школьный учебник «История религий» 27 марта 2007 г. 18:14 21 марта в Казани в конференц-зале Инновационно-производственного технопарка «Идея» состоялся круглый стол, на котором обсуждалось учебное пособие для учреждений общего образования «История религий». В заседании приняли участие начальник Управления по вопросам внутренней политики Президента РТ Александр Терентьев, министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов, вице-президент АН РТ Миркасым Усманов, заведующий отделом общественной мысли и исламоведения АН РТ Рафик Мухаметшин, главный редактор издательства «Русское слово» Марина Лобзина и другие. Открывая заседание круглого стола министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов отметил, что учебное пособие «История религий» вызвал большую заинтересованность у учащихся общеобразовательных учреждений республики, однако сразу, без предварительной работы и определенных доработок включать это в учебный план школ нельзя. Он также сообщил, что Президент Татарстана Минтимер Шаймиев лично ознакомился с данным пособием. Напомним, по заданию Президента Татарстана в 2006 году Министерство образования и науки РТ организовало разработку и подготовку к изданию учебного пособия «История религий» совместно с Институтом российской истории РАН, Институтом истории им.Ш. Марджани, издательством «Русское слово» (Москва). Как отметил министр, данное учебное пособие будет поэтапно включаться в школьную программу. «То, что мы сегодня обсуждаем — это то первое, основное пособие, от которого будут отталкиваться все остальные регионы РФ, — заявила главный редактор издательства «Русское слово» Марина Лобзина. — К написанию этого курса мы подошли очень серьезно, для нас было важно, чтобы здесь участвовали самые лучшие специалисты своей области». Она также отметила, что курс рассчитан на учащихся старших классов, так как «именно старшеклассники готовы и способны обсуждать сложные культурологические, нравственные проблемы». «Познавательные задачи курса — познакомить с культурой, религией тех людей, с которыми ты вместе живешь, именно это должно воспитывать толерантность и возможность жить в многонациональной стране. В основу курса легла история религий. Мы старались меньше давать основ вероучения, так как этому надо обучать в воскресных школах, а в светской школе упор должен делаться на истории», — подчеркнула М. Лобзина.

http://patriarchia.ru/db/text/221107.htm...

Германские ученые не принимали в нем участия. Гарнак даже высказал мысль, что историю религий изучать невозможно и что ему довольно дела с христианством. Здесь сказалась вся узость взглядов немецкого рационалиста. Христианство для него в сущности естественное явление. Но если это так, то изучение его возможно лишь при сравнении с другими аналогичными явлениями – другими религиями. Для этого не требуются во всем объеме первоисточники. По первоисточникам для одного лица невозможно изучить и историю христианства. Но немецкий ученый взглянул на дело иначе и явно подчеркнул, что в конгрессах по истории религий он видит лишь легкомысленную французскую затею. Ученые из разных стран мира взглянули на дело иначе. История религий развивается и разрабатывается. В самом Париже уже семью годами позже конгресса в католическом институте была учреждена кафедра по истории религий. Многие работники по истории религий в начале XX столетия сошли в могилу. Умерли почетные председатели парижского конгресса М. Мюллер и Тиле. Вместо Ревилей в коллеж де Франс историю религий читает бывший аббат Луази. Эта замена, впрочем, мне не особенно нравится. Ревилям я не могу поставить в вину их рационализм, они в нем были воспитаны, но с ренегатством Луази я не умею мириться. Как трактуют религию лекторы Сорбонской секции изучения религий? Отчасти над ними еще витает тень Ренана, и голос покойного скептика и пантеиста часто слышится в соображениях и рассуждениях Верна. Отчасти здесь царствует рационализм. Отчасти, под давлением всегда в конце концов торжествующей истины, совершаются уступки в пользу положительной религии. Метод изучения пытаются установить строго позитивный. Последнему можно радоваться, ибо позитивный метод во всяком случае устраняет предвзятые рационалистические гипотезы. Вот, образчики работ воспитанников в первый год существования секции: Маржерон обрабатывал библиографию таоизма, китайской религии, представляющей смесь философии Лаодзи с грубейшими народными верованиями. Тассэ исследовал документы о шинтоизме (традиционной японской религии), находящиеся в английских библиотеках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Вопрос о преподавании в школе «Основ православной культуры» или же «Основ мировых религий» развивала на прошлой неделе «Газета». В ней появились две  публикации на эту тему. Первая называется «Историю каких религий будут изучать в школе?» . Авторы Екатерина Бабкова и Надежда Кеворкова пишут о том, что «споры вокруг преподавания истории религии в российских школах не утихают» и приводят мнение как представителей  министерства образования и науки РФ, так и Русской Православной Церкви. Так, по словам протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, «согласно международному праву, государство в лице школы в данном случае обязано учитывать религиозные убеждения семьи учащегося, не входить с ними в противоречие. Более того, согласно принятым в мире нормам, государство обязано обеспечить ребенка за бюджетный счет возможностью получить образование по основам религии, исповедуемой в его семье, независимо от того, обучается ребенок в частной или государственной школе. И этот вопрос не находится в противоречии с вопросом об отделенности Церкви от государства. Такова мировая практика... Учебник, касающийся истории религий, не должен противоречить убеждениям верующих семей, дети которых обучаются в школах». Второй материал «Газеты» под названием «В государственной школе обязательного религиозного образования нет и  не может быть» представляет собой интервью, данное корреспонденту издания Екатерине Бабковой начальником отдела дополнительного этнокультурного образования Министерства образования и науки РФ Ларисой Ефремовой. В интервью речь идет о введении в школьное образование предмета «Основы мировых религий». Вот как видят этот предмет в министерстве образования: «Школа должна представить детям максимально объективную картину развития религий, основываясь на документально подтвержденных фактах. При определенной подготовке эти уроки могут вести историки, словесники, преподаватели мировой художественной культуры… Министерство исходит из того, что история и культура мировых религий является важнейшей составляющей частью истории и культуры любого народа и государства. Без понимания особенностей развития религий в той или иной стране невозможно правильно понять прошлое, настоящее и будущее любого общества».

http://pravoslavie.ru/4906.html

В нижегородских школах вводится предмет «История религий России» 30 августа 2008 г. 13:27 В школах Нижегородской области с этого учебного года вводится предмет «История религий России». Как сообщили ИТАР-ТАСС в региональном министерстве образования и науки, школы сами решают, внедрять им эту дисциплину или нет, и примерно треть школ области намерены к 1 сентября внести этот предмет в расписание. Курс разработан в Нижегородском институте развития образования и в течение двух лет был апробирован в нескольких школах. Как рассказали составители учебника, он дает представление об основных религиях. Особое внимание уделяется традиционным религиям, представленным в России, — Православию, исламу, иудаизму, католицизму, протестантизму, буддизму. К работе над учебником привлекались представители основных конфессий. «Мы руководствовались принципом — не разделять детей, основной акцент сделан на формировании толерантного отношения к носителям разных духовных традиций, тем более, что нижегородская земля и Приволжье отличается большим национальным и религиозным разнообразием», — заявил руководитель рабочей группы по разработке учебного пособия Вячеслав Романовский. По его словам, в ходе эксперимента проводилось анкетирование учащихся, которое показало, что школьники-носители ислама, например, с удовольствием узнают то, что свойственно христианству, и наоборот. Кроме того, в анкетах ребята писали, что уроки истории религий заставили их задуматься о смысле жизни. Предмет «История религий» нижегородские школьники будут изучать с 8-го класса. Специалисты НИРО считают, что данную дисциплину нужно преподавать в базовой школе, а не в старших классах, как это делают во многих регионах, — иначе будет трудно понять Достоевского, Толстого, мировую литературу и искусство. В Русской Православной Церкви всегда подчеркивали, что предмет «История религий» не может заменить «Основы православной культуры». «Участники Собора считают необходимым обеспечение права на получение учащимися государственных школ знаний об основах культуры той религии, которой придерживаются дети и их родители. Преподаваться эти знания должны на добровольной основе. Недопустима монополия в школе материалистических убеждений и скептического взгляда на религию, игнорирующего вопрос об истине и потому неприемлемого для верующих людей» ( Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» , 48). Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/453359.htm...

Отвечающий не только не решил для себя этого вопроса, но в виду того, что дело идет о прибавлении, повидимому считал лишним его ставить. Но, если даже с грехом пополам и связать историю, и обозрение религий с Введением в Богословие, то это соединение не может быть произведено без ущерба для истории религий. История религий, как часть Введения в Богословие, должна служить только интересам и задачам последней науки, но на самом деле, история религий дает материал и нужные сведения для многих богословских наук; церковной истории приходится считаться с мнением о происхождении некоторых элементов христианского вероучения из языческой теософии и языческих мистерий, литургике приходится иметь дело с теорией происхождения христианских обрядов из языческих и т. д. Введению в Богословие нет возможности заниматься обсуждением всех этих вопросов, неудобно и церковной истории и археологии, или литургике обсуждать вопросы о взаимоотношении языческих верований, учений и обрядов, и вероучения и обрядов христианских, потому что такое обсуждение для того, чтобы быть ясным и обоснованным, должно опираться на подробную характеристику языческих верований, а такой характеристики совсем нет места в науках, имеющих совершенно специальный предмет. Очевидно, самое удобное, предпослать этим наукам курс по истории религий, и из этого курса и философия религии, и церковная история, и литургика будут черпать – каждая – то, что ей полезно и нужно. При одном недельном уроке в семинариях и при одной лекции в неделю в Академиях можно было бы в достаточной мере познакомить воспитанников с историей религий. Семинарский курс заключал бы в себе с небольшим 100, а академический, приблизительно 300 с чем-либо страниц. Этот курс был бы полезен и для богословско-философского развития учащихся и в их дальнейшей практической деятельности при встрече с нашими самочинными учителями религии и их последователями. Одинаково не зная ни христианской ни языческой религий, наши отечественные рационалисты, обыкновенно идеализируют последние.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

– А почему бы не ввести просто курс истории мировых религий? – Ой, не надо! Ведь школьник – это не студент. Для думающего подростка главная проблема – это смысл жизни. И если ему на уроках религиоведения будут говорить, что все религии одинаковы, что нигде нет правды, что все религии это некие равноценные, но виртуальные миры, то это будет способствовать нарастанию подросткового цинизма. Да и учебники по религиоведению не вызывают желания немедленно знакомить с ними детей. По—настоящему объективных учебников по религиоведению и истории религий нет. Если вам кажется, что вы такие учебники знаете, то у меня к вам контрольный вопрос: " А знаете ли вы какие—нибудь светские учебники по истории религии, в которых знакомство с христианством обходилось бы без упоминаний об инквизиции, крестовых походах, Варфоломеевской ночи? " . Не знаете? Но тогда позвольте еще один вопрос: " А знаете ли Вы учебники по истории религии, в которых повествовалось бы о войне желтошапочных и красношапочных буддистов в Тибете? О войнах за обладание Зубом Будды? " . В учебниках по религиоведению никогда об этом не рассказывается. И, значит, налицо явный двойной стандарт. Существует два типа написания учебников по истории религии. Один – это когда история религии подается как история идей. Такой учебник просто описывает святыни разных религий, внутреннюю логику их доктрин – но не касается грязных страниц истории конфессий. Второй – это социологическое изложение. Тут уже уместны рассказы о внутрицерковных и межрелигиозных конфликтах и интригах. Но когда в одном и том же учебнике глава о христианстве пишется на земном (историческом) уровне, а глава о буддизме на небесно—идейном, то это уже пропаганда. Если вы считаете, что религия – это земной институт, и хотите описать историю во всей ее сложности, то берите и темные, и светлые страницы всех религий. Но темные страницы выписывайте не только из истории христианства или ислама; приведите их и из истории других религий. Иначе вы послужите усилению современного общеевропейского мифа: христианство, оказывается, самая кровожадная, самая жестокая из всех религий на земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

О преподавании истории религий Все попытки ввести в школе предмет основы православной культуры обернулись  поражением. Выразив внешнее согласие с тем, что такой предмет необходим, сменявшие за последний год друг друга министры образования, в конце концов, утвердили обязательным для школьной программы преподавание основ религий. Аналогичный предмет – история религий – существует в вузах. Таким образом, сегодня преподавание истории религии зачастую является основной, если не единственной возможностью вести христианское просвещение молодежи. Однако, как это уже всем очевидно, далеко непросто через преподавание истории религий дать человеку почувствовать тот Свет и ту Любовь, которые несет в себе Христианство. Более того, пока история религий еще не стала полностью государственно одобренным предметом, нередки случаи, когда под вывеской преподавания религиоведения в систему образования проникают различного толка сектанты, и вместо просвещения дети получают яд восточной “эзотерической” духовности, оккультной и языческой мистики. Порою такое обучение представляет собою угрозу попадания в тоталитарные секты и даже прямого нравственного растления. Именно поэтому так важно добиваться, чтобы преподавание истории религии велось православными людьми. Для обоснования необходимости этого достаточно, на наш взгляд, сослаться на ту огромную роль, которую православное христианство сыграло в деле формирование русской нации и русской культуры. Да и для вхождения в мировую культуры гораздо полезней изучить православие, чем любое сектантское учение: мировая культура не знает философов-баптистов, поэтов-адвентистов, художников-мунитов… Подавляющее большинство детей, сидящих в классах, считают себя русскими и хотят быть русскими, многие крещены в Православной Церкви, а потому было бы прямым нарушением конституционных прав личности пытаться навязывать им чуждую их наклонностям и убеждениям идеологию. И не надо считать такую позицию проявлением религиозного обскурантизма и фанатизма: чтобы иметь возможность осуществить свое конституционное право на сознательное и свободное отношение к иным культурно-религиозным установкам и учениям, необходимо, прежде всего, хорошо знать свою собственную культуру и родную для себя религиозную традицию. К сожалению, слишком многие русские люди православных основ своей родной культуры не знают.

http://pravoslavie.ru/157.html

Азербайджан не знает случаев насильственного изгнания представителей других религий, отмечают в Баку 13 октября, 2011. Новостная служба Глава Госкомитета по работе с религиозными организациями Идаят Оруджев заявляет, что история Азербайджана не знает случаев насильственного выселения представителей других религий и народов. 12 октября. ПРАВМИР. Глава Госкомитета по работе с религиозными организациями Идаят Оруджев заявляет, что история Азербайджана не знает случаев насильственного выселения представителей других религий и народов. «Представители ни одной религии и народа в истории Азербайджана насильно не были переселены из страны», — сказал он во время приема в Баку президента Исламского центра Аргентины Самира Салехи. По его словам, Азербайджан создает равные условия для представителей всех религий и защищает свободу совести на высоком уровне. «Не случайно, что евреи 2600 лет, а христиане 2000 лет дружно проживают в нашей стране», — отметил он. Глава Госкомитета также обратил внимание Самира Салехи на то, что праздники всех религий проводятся в Азербайджане на всенародном уровне. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/azerbajdzhan-ne-znaet-...

  §1. История религий как наука Научное изучение истории религий как древнего, так и современного мира началось сравнительно в очень недавнее время. Почти до haчaлa XIX cmoлemuя ученые, по-видимому, не вполне мирились с мыслью, что многочисленные религии, исповедовавшиеся и исповедуемые различными народами, заслуживают того, чтобы быть предметом самостоятельного исторического изучения. Причина этого заключалась отчасти в той религиозной нетерпимости, которую часто обнаруживали европейцы до начала прошлого столетия по отношению ко всем нехристианским религиям. Религиозная истина может быть только одна, и она во всей полноте выражена в христианстве; все прочие религии, особенно языческие, представляют собою грубое суеверие, которое менее всего достойно научного изучения: вот какою точкою зрения руководились тогда. Изучение ложных религий казалось чем-то греховным, какою-то изменою христианству; здесь видели даже опасность для слабых и неустойчивых душ, которые могут, дескать, увлечься гибельною ложью язычества. Но и помимо этих религиозных причин история религий до прошлого столетия не могла быть предметом особой самостоятельной науки вследствие отсутствия надлежащего материала. Краткие сведения, заключающиеся в сочинениях греческих и римских писателей о религиозных верованиях древних народов, представляли слишком скудный, разрозненный и мало надежный в научном отношении материал, чтобы на основании его можно было строго научно изложить историю религий. Только с прошлого столетия началась дружная и кропотливая работа по изучению религиозных памятников различных народов. Богатая религиозная письменность индусов, китайцев, древних персов, буддистов, не говоря уже о греках и римлянах, была переведена на европейские языки, систематизирована и освещена путем разнообразного рода исторических справок. Применение метода естественных наук и в этой области дало самые плодотворные результаты; путь тщательного анализа и изучения самых мелочных подробностей, относящихся к той или другой религии, привел к тому, что, может быть, и сами древние исповедники, например, ведийской религии, не имели такого основательного знакомства со своими религиозными верованиями, какого достигли современные нам исследователи ведийской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Информация, полученная из разных субъектов Российской Федерации, отличается по полноте, качественным характеристикам, объему (от 1 до 10 стр.). В части ответов содержатся сведения, не относящиеся к предмету мониторинга по вопросам: изучения истории и культуры религий в конфессионально ориентированных негосударственных учреждениях общего образования (православные, еврейские и иные школы, гимназии, детские сады и т.п.); " обучения религии " за рамками образовательных программ школ в соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона " О свободе совести и о религиозных объединениях " и приказом Минобразования России от 01.07.2003 г. 2833; практики изучения религий, катехизации (и т.п. в других религиозных традициях) при религиозных общинах (воскресные школы при православных храмах, аналогичные школы при мечетях и т.п.). Данная информация не учитывалась при обобщении и анализе. 2. Сущность проблемы. В настоящее время изучение истории и культуры религий в виде отдельного учебного курса, предмета в составе учебного плана в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях проводится в двух основных формах, различающихся по содержанию, учебным и воспитательным задачам. Им соответствуют учебные курсы двух основных типов: курсы религиозной культуры традиционных российских конфессий (Основы православной культуры, Православная культура, Культура ислама, Основы буддизма, Традиции иудаизма и т.п.); курсы философского религиоведения (Религиоведение, История религий, Религии мира, Мировые религии, Религии в России и т.п.). Курсы философского религиоведения направлены на расширение знаний учащихся о многих религиях, феномене религии в целом, знакомят с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Их содержание разрабатывается без участия религиозных организаций и отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данные учебные курсы могут способствовать формированию понимания школьниками значения религий в российской и мировой истории и культуре, современном обществе, расширению их культурного кругозора. Курсы религиозной культуры направлены на изучение в основном одной, определенной религии, религиозной культуры, традиции. Их содержание разрабатывается с участием соответствующих религиозных организаций и отражает понимание данной религии и феномена религии в целом с определенных конфессиональных мировоззренческих и этических позиций. В воспитательном плане они решают задачу приобщения детей к религиозной культуре, к которой выражают принадлежность или предпочтительное отношение семьи учащихся, к соответствующим нравственным нормам, традициям, мировоззрению, укладу жизни.

http://religare.ru/2_40858.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010