«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Можно ли говорить об Аврааме без обиняков, откровенно, не рискуя соблазнить кого-нибудь?» - спрашивает Серен Керкегор. Жертва Авраама стоит у истоков духовного опыта иудаизма, христианства, ислама. Он засвидетельствовал свою веру и благодаря этому стал наследником Завета между Богом и Адамом. Для иудеев и христиан он является отцом верующих, а в Коране представлен как первый мусульманин, истинный правоверный, всецело «послушный» (отсюда значение самого слова «ислам»). История праведного Авраама - место подлинной встречи и плодотворного диалога трех великих религий Книги. Он воплощает в себе открытость и доверие перед лицом будущего: с Богом все возможно. Об этом верующие трех религий сегодня призваны свидетельствовать всему миру. Иерей Димитрий Сизоненко клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери. Против жертвоприношения детей Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий. Изначально оно не рассматривалось как самолишение, но, напротив, было щедрым приношением божеству, от которого ожидали благосклонность, награду или прощение. В Библии мы часто видим, с какой радостью человек приносит в жертву Богу животных или плоды урожая. Однако при этом категорически отвергается сама идея человеческих жертвоприношений, которые были обычным делом у народов, населявших в то время Ханаан: жертвоприношение первенца должно было успокоить гнев божества, с ревностью взирающего на человеческое счастье. Жертвоприношение Авраама стало предметом многочисленных толкований и уже несколько тысячелетий вызывает чувство растерянности, непонимание и даже протест. Хорошо известны случаи, когда именно из-за этой истории люди отказывались принять веру в Бога. Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву? Как можно сочувствовать вере, которая похожа на слепой фанатизм и ведет к добровольному убийству собственного сына? Как можно иметь дело с таким Богом, который сначала дает обетования, а потом отнимает все без видимых на то причин? Подобного рода недоуменные вопросы возникали всегда, а не только в наше время.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9605.html 11 июня 2004 Андрей Зайцев Обзор СМИ: " Осторожно: религия " , " История религий в школах " , " Российский лютеранский центр по мониторингу СМИ и общественного мнения " Очередное судебное заседание по поводу выставки " Осторожно: религия! " оживило дискуссию о свободе творчества В печати с новой силой разгорелся спор между правозащитниками и представителями РПЦ по поводу выставки " Осторожно Религия " . В преддверии нового судебного заседания, которое состоится 15 июня, часть правозащитных организаций и деятелей искусства выступила в поддержку руководства музея имени А. Сахарова. Его сторонники, среди которых такие известные люди, как Лев Пономарев, Марат Гельман, Лев Левинсон считают, что данный конфликт представляет собой: " столкновение интересов церкви и искусства " . Как заявил Марат Гельман, агентству " Интерфакс " : " Борьба церкви и искусства происходила сто, двести, пятьсот лет назад. Всегда получалось так, что в текущий момент побеждала церковь, а в исторической перспективе – художник " . В свою очередь, Лев Пономарев полагает, что неудача правозащитников и проигрыш процесса руководством музея будут означать начало идеологических преследований: " Нам принципиально важно выиграть этот процесс. Если мы проиграем, то это станет прецедентом для дальнейшего преследования по идеологическим причинам в постсоветской России " . Наконец, Лев Левинсон считает, что у организаторов выставки " Осторожно: религия " есть " идеальные шансы " выиграть процесс в Страсбургском суде. Напомним, что позиция правозащитников и руководства музея основана на том, что художник имеет право использовать в своем творчестве религиозные символы и мотивы и свободно интерпретировать их по своему желанию. В свою очередь, частный музей может организовать выставку не ориентируясь на мнение Церкви или религиозные чувства людей. По мнению Марата Гельмана, споры между церковью и художниками не должны решаться в суде: " Эта идеологическая проблема должна решаться в виде спора, может быть со стаканами апельсинового сока друг другу в лицо, но уж точно не с помощью судов, тюрьмы, запугиваний " .

http://religare.ru/2_9605_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Выступление министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Сегодня впервые за всю историю проведения Рождественских чтений с нами нет их инициатора и вдохновителя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мы глубоко скорбим об этом, но одновременно испытываем светлое чувство: в деле, которое он считал одним из важнейших для себя – воспитания и просвещения российской молодежи – за последние годы удалось сделать немало. Именно в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью появилось такое важное направление в школьном образовании, как " Духовно-нравственная культура " . Министерство и Российская академия образования на постоянной основе сотрудничали с представителями Русской Православной Церкви, разрабатывая соответствующие учебные пособия. И именно Русская Православная Церковь показала пример и была инициатором участия других централизованных организаций в совместной работе по созданию условий для духовно-нравственного развития обучающихся. Одним из важнейших результатов на этом направлении стала разработка примерного соглашения о сотрудничестве регионального органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви. И сегодня я с удовлетворением могу отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. В рамках таких соглашений в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются программы разнообразных спецкурсов и факультативов ( " История православной культуры земли Смоленской " , " История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики " , " Духовное краеведение Подмосковья " , " Православие и казачество " (Ростовская область) и многие другие ), позволяющие глубже понять и почувствовать историю и культуру православия и других религий. Для того, чтобы поддержать и поощрить авторов лучших таких программ, министерство совместно с Русской Православной Церковью проводит Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии " За нравственный подвиг учителя " . Одним из сопредседателей оргкомитета этого конкурса является митрополит Калужский и Боровский Климент. В этом году в конкурсе приняли участие сотни педагогов по всей стране, и мы имеем возможность чествовать лучших в этом зале.

http://religare.ru/2_62429.html

Выступление министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях 17 февраля 2009 г. 11:40 Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтениях «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Сегодня впервые за всю историю проведения Рождественских чтений с нами нет их инициатора и вдохновителя — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Мы глубоко скорбим об этом, но одновременно испытываем светлое чувство: в деле, которое он считал одним из важнейших для себя — воспитания и просвещения российской молодежи — за последние годы удалось сделать немало. Именно в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью появилось такое важное направление в школьном образовании, как «Духовно-нравственная культура». Министерство и Российская академия образования на постоянной основе сотрудничали с представителями Русской Православной Церкви, разрабатывая соответствующие учебные пособия. И именно Русская Православная Церковь показала пример и была инициатором участия других централизованных организаций в совместной работе по созданию условий для духовно-нравственного развития обучающихся. Одним из важнейших результатов на этом направлении стала разработка примерного соглашения о сотрудничестве регионального органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви. И сегодня я с удовлетворением могу отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. В рамках таких соглашений в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются программы разнообразных спецкурсов и факультативов («История православной культуры земли Смоленской», «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики», «Духовное краеведение Подмосковья», «Православие и казачество» (Ростовская область) и многие другие ), позволяющие глубже понять и почувствовать историю и культуру православия и других религий.

http://patriarchia.ru/db/text/561193.htm...

поиск:   разделы   рассылка Священнослужители о " коммунистической религии " и " ленинских мощах " Источник:  Regions.ru Президент РФ Владимир Путин, отвечая на встрече с доверенными лицами на вопрос о причинах резкого повышения агрессивности в обществе, отметил, что эта проблема появилась из-за утраты традиционных ориентиров. " После развала Советского Союза ничего взамен не получилось. Может быть, коллеги, которые придерживаются левых взглядов, будут ругаться и будут спорить со мной, но ведь даже коммунистическая идеология – основные постулаты были взяты из традиционных мировых религий, " Кодекс строителей коммунизма " – это все, что в Библии, посмотрите: не убей, не укради, не пожелай жены ближнего своего, это все там прописано, – сказал Путин. – Говорят, что мавзолей не соответствует традициям. Почему? Посмотрите мощи в Киевско-Печерской лавре, других монастырях. Вы можете их смотреть. Конечно, нам надо вернуться к корням, но, безусловно, на соответствующем уровне " . Рассмотрение коммунизма в его советском варианте как своего рода " анонимного христианства " , – в частности, сравнение пропагандировавшейся тогда морали с библейскими заповедями – распространено довольно широко, у этого взгляда немало сторонников и внутри Церкви, как среди мирян, так и среди духовенства. Мумию Ленина тоже не раз сравнивали с мощами святых – правда, чаще как кощунственную на них пародию. " Согласны ли вы, что коммунизм в России оказался своего рода религией, хранящей традиционные нравственные ориентиры? Можно ли сегодня рассматривать коммунизм как религию (а Мавзолей – как ее святыню, подлежащую охране наравне со святынями других религий)? " – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Борис Михайлов настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях Сравнение тела Ленина с мощами святых будет крайне некорректным в любом контексте. Попытки представить коммунистическую идеологию в качестве религии свидетельствуют об очень низком культурном уровне людей, не имеющих никакого понятия о том, что на самом деле есть религия. Религия это в первую очередь связь, соединение человека с Богом. А Советская власть – сатанинское исчадие. В этом ее духовные – антидуховные – корни. Вся ее история была жутью и мракобесием, самоуничтожением когда-то великого народа. И закончилась эта история провалом, в котором мы находимся сейчас.

http://religare.ru/2_98572.html

Святейший Патриарх Кирилл 16 мая 2013 г. 16:00 Состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Китай Китай - одно из древнейших государств мира. При этом мало кто знает, что у Китая есть и своя христианская история, насчитывающая почти двадцать столетий. По преданию, первая проповедь о Христе прозвучала здесь еще в первом веке из уст апостола Фомы. А ровно триста лет назад в Пекине по благословению митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна была основана Русская Духовная миссия. Юбилейная дата совпала с визитом в Китай Святейшего Патриарха Кирилла. Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Китай 10 мая. В первый день визита в Доме народных собраний в Пекине Предстоятель Русской Церкви встретился с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. В приветствии, обращенном к высокому гостю, Председатель КНР подчеркнул, что Патриарх Московский и всея Руси впервые в истории посещает Китай и назвал визит Первосвятителя " ярким проявлением высокого уровня и особого качества китайско-российских отношений " . Участники встречи обсудили духовные аспекты отношений между народами, основанных на схожести фундаментальных нравственных ценностей. Святейший Патриарх рассказал Си Цзиньпину об истории Православия в Китае, о роли русских священнослужителей в формировании связей между народами России и Китая, о судьбе Китайской Православной Церкви и нынешнем состоянии диалога Русской Православной Церкви с Государственным управлением КНР по делам религий. Со своей стороны председатель КНР рассказал о религиозной ситуации в Китае и значении религиозных организаций в построении гармоничного и солидарного общества. По завершении встречи с Си Цзиньпином Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы корреспондентов российских и китайских СМИ. Предстоятель Русской Церкви рассказал, что в беседе с Председателем КНР была затронута тема Китайской Православной Церкви, которая существует уже более трехсот лет. В пятидесятых годах ее возглавляли два китайских иерарха, в ней совершали служение десятки китайских православных священников. " Потом последовали времена, о которых вы хорошо знаете, они практически свели на нет работу Китайской Православной Церкви, — сказал Патриарх. — Но в Китае продолжают оставаться китайские верующие — китайцы по национальности, а также многие десятки тысяч православных людей из России, Украины, Беларуси, которые приезжают в Китай: некоторые ненадолго, а некоторые — на продолжительное время. Я очень надеюсь, что в результате диалога, который осуществляет наша Церковь с Государственным управлением Китайской Народной Республики по делам религий, те вопросы, которые стоят на повестке дня, будут постепенно решаться при полном уважении Конституции и законодательства Китая, с опорой на местные ресурсы " .

http://e-vestnik.ru/news/vizit_svyateysh...

Скачать epub pdf Храм Соломона Единственное место на земном шаре, которое от самой глубокой древности освящено поклонением Единому Богу и на которое издревле с благоговением взирали верующие трех религий – иудаисты, христиане и мусульмане, находится в восточной части Иерусалима. В конце XI – начале Х вв. до Р. Х. Иерусалим стал столицей древнееврейского государства Израиль, а ок. 935 г. до Р. Х. – столицей иудейского царства. К этому времени относится подъем строительства в городе, когда были возведены новые крепостные стены, дворцовые и культовые здания. Наиболее выдающимся из них был храм, построенный в эпоху царей Давида и Соломона (кон. XI в. – ок. 928 г. до Р. Х.). Большинство исследователей, следуя сообщению Библии , полагает, что Соломон построил храм на горе Мориа, на том месте, которое его отец Давид купил у Орны Иевусеянина ( 2Цар 24:18,25 ; 1Пар 21:18–30 ). Но Давиду не суждено было совершить возведение храма; он воздвиг на гумне Орны только алтарь Единому Богу и умер, завещав продолжение строительства сыну Соломону. Соломон начал строить храм почти за 1000 лет до Р. Х. И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая была указана Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, – говорится об этом в Библии ( 2Пар 3:1 ). Работы по строительству храма длились 7 лет ( 3Цар 6; 7 ; 2Пар 3–4 ). Храм стал единственным местом поклонения Богу Иегове; Я освятил этот дом, построенный тобою, – говорил Господь Соломону, – чтобы имя Мое пребывало там вечно; очи Мои и сердце Мое будут там во все дни (см. 3Цар 9:3 ). В этот храм был перенесен Ковчег Завета; место, где находилось Святое Святых, было запретным для посещения, и лишь раз в год сюда имел доступ первосвященник. Дальнейшая история ветхозаветного храма Впоследствии Иерусалим завоевывался, разрушался и вновь восстанавливался вавилонским царем Навуходоносором II, персидским царем Киром, египетским царем Птолемеем, римлянами. Судьбу города разделял и храм Соломона: в 588 г. до Р. Х. он был разрушен Навуходоносором. Второй храм, строительство которого было начато по возвращении евреев из вавилонского плена в 524 году до Р. Х., строился в течение 19 лет и впоследствии неоднократно страдал от разрушений. В прежнем великолепии он был восстановлен при палестинском царе Ироде Великом (40–4 гг. до Р. Х.). Работы продолжались 46 лет (см. Ин 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Современное положение Аравии и взгляд на будущую судьбу ислама Из напечатанных в этой книге глав видно, что вся история Аравии проникнута религиозным характером, именно как страна, предназначенная Провидением служить религиоз­ным целям, что она и оправдала фактически, сделавшись колыбелью ислама, – одной из главных религий человечества. Кроме того, Аравия с ее священными для мусульман всего мира городами – Меккой и Мединой – до сих пор служит центральным пунктом, в котором во время хаджа встре­чаются и сближаются представители ислама всех частей света и откуда разносят потом по всем странам мира объединя­ющий их принципы «мусульмане – братья друг другу и самый лучший народ из всех». Из этого очевидно всемирное политическое значение хаджа. Не вдаваясь в разъяснение этого факта, понятного каждому, заметим только, что святыня христиан – Иерусалим и другие города Палестины никогда не имели, а в наши дни тем менее оказывают политическое влияние на христианскую Европу, оставаясь для удовлетворения исключи­тельно религиозной потребности посещающих «Святую Землю» христиан. В этом заключается огромное, и притом сущест­венное отличие мусульманского хаджа от христианского палом­ничества, тем более, что Палестина находится во власти турок-мусульман и что мечеть Омара высится и красуется над постройками св. города, а храм Воскресения Христова, охраняемый турецкими солдатами, напоминающими евангель­скую кустодию, почти не приметен среди других городских зданий. Столь неисповедимы судьбы Божии! При этом Пале­стина и ее святые места, по самому характеру универсального христианства, одинаково доступна христианам и всем иновер­цам, между тем как св. города мусульман, по исключитель­ному, фанатическому духу ислама, недоступны посещению иноверцами, – и только немногие христиане имеют правильное представление о Хиджазе. Воспользуемся поэтому живым словом современного публициста Т. Холмского, описавшего впечатления паломников в Мекке 431 . «Хиджас или Геджас – священная земля мусульман, где зародилось и откуда разлилось по всему Востоку учение Магомета, где жил, учился и умер создатель одной из распространеннейших религий мира, – представляет собой безотрадную, выжженную солнцем полосу земли в 1500 верст длины и от 150 до 300 верст ширины. Глубокие, почти зыбучие пески, без малейшего признака растительности, с очень редкими скудными источниками полусоленой воды, тянутся вдоль моря; параллельно им, в 50–60 километрах от берега, идут горы, сплошь каменистые, голые, такие же безжизненные, как и пустыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Сохранить память Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 мая. – Святой Георгий-Победоносец. – Образование и бренд. – Познакомится с Россией. – «Минимальная журналистская культурка». – Одесский детектив. – горькая свобода.  – Новый толерантный душок. – Американские глаза, уши и совесть. – Искажение памяти. – 9 мая. Молитвы о погибших. – Цена победы. На прошлой неделе, 6 мая Русская Православная Церковь отмечала праздник Великомученика и Победоносца Георгия . «Этот человек жил в конце II - начале III века в малоазиатской провинции Каппадокия Римской империи. Он родился и вырос в знатной семье, благодаря воинским умениям стал правителем Каппадокии. Приняв христианскую веру, доблестный воин навлек на себе ненависть и гнев императора Диоклетиана, по приказу которого был брошен в тюрьму. В застенке Георгия подвергли жестоким мучениям - били дубинками и кнутами, привязывали к колесу с острыми ножами, обували ему на ноги раскаленные железные сапоги и т.д. Выдержав все пытки, Св. Георгий не отрекся от своей веры. С тех пор он считается самым совершенным примером доблести и отваги», - пишет об одном из почитаемых православных святых сайт «Регионы России». Сайт «Седмица.Ru» сообщает, что в этот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию и молебен в храме-памятнике на Поклонной горе.  Слово предстоятеля Русской Православной Церкви после молебна в день св. Георгия Победоносца публикует «Русская линия» . В частности, предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «Святой Георгий - это не только Небесный покровитель нашего Первопрестольного града. Изображения Великомученика и Победоносца Георгия мы видим и на гербе Москвы, и на гербе государства Российского». Поэтому в этот день Патриарх Алексий сердечно поздравил «весь народ Отечества нашего с этим праздником». «Вести» в своей информации  «Православные отмечают День Георгия Победоносца» упоминают о народных приметах связанных с этим днем. О проблемах духовного образования и воспитания говорит с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко корреспондент «Учительской газеты» Виктория Молодцова.  В интервью министр еще раз отмечает, что в школе будет преподаваться не Православие, а «история религий», но, отмечает он, «в России в преподавании истории религий Православие, конечно, будет играть особую роль в соответствии с тем вкладом, который оно внесло и в создание государства, и в создание культуры».

http://pravoslavie.ru/4895.html

Формирование епископальной церкви Е. Гергей. История папства Эмансипация христианства от иудаизма благодаря контакту с эллинизмом сделала его универсальным для всей империи. (Например, в империи и Библия получила вначале распространение на греческом языке.) С завоеваниями Римской империи ускорилось проникновение в нее восточных (гностических) религий, которое во II веке, то есть с распространением христианства, достигло своего апогея. Стержневой мыслью мистических религий, как и христианства, было трансцендентальное ощущение искупления и свободы (то есть на «том свете»). Эти мистические религии обеспечивали идеологические рамки социальным волнениям в провинциях. Центрами дальнейшего распространения христианства во второй половине I столетия были уже эллинистические общины. Первой древней церковью, состоявшей из гоеков, была община в Антиохии. А христианско-античную культуру выпестовала являвшаяся последним бастионом восточно-античной философии египетская Александрия, которая одновременно обеспечила завоевательную силу все более латинизировавшегося христианства. То, что христианство перешло из еврейского гетто в эллинско-римский мир, символически отражает тот факт, что после крушения в 70 году Иерусалима почетное первенство перенимает христианская община столицы империи - Рима. Но первым посредником-передатчиком возникшего на Востоке христианства в Италию и западный мир был не Рим, а латинизированная провинция Африки - Карфаген. Однако наряду с эллинизмом решающую роль для христианства сыграл и Рим. В учении апостола Павла синтетически слились три исторических элемента: иудейская склонность к пророчествам, греческий интеллектуализм, а затем и римская цивилизация, обеспечившая уже в мировом масштабе организационные условия для расцвета христианства. Историческое значение христианства, которое представлял Павел, состояло в том, что и в движении, и в идеологии на передний план выдвинулась мысль, которую апостол Павел сформулировал в Послании к галатам так: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

http://sedmitza.ru/lib/text/441563/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010