Потому-то апостол Павел пишет: Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовество-вании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам. Не человеческое желание, хотя бы оно было очень сильным и благим, а именно воля Господа руководила всеми поступками святого апостола. Павел Самого Бога призывает в свидетели его доброго отношения к христианам Рима, к которым он стремится всей душой и сердцем. Интересно для нашего восприятия и выражение: служу Богу духом моим. Что означают эти слова? То, что дело служения Господу апостол Павел ставит превыше других обязанностей и занятий, что только это является для него сущностью бытия, стимулом и образом всей жизни. В то же время верный ученик Христов смиряется пред Божественным Промыслом и молит лишь о благе, споспешествующем ему как можно скорее увидеться с возлюбленными чадами Божиими в Риме. Для чего же желает этой встречи апостол? Для того, чтобы преподать римлянам некое дарование духовное к утверждению в вере. И далее: …то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. Несомненно, апостол Павел обладает великим духовным дарованием, которое заключено в истинном и искреннем исповедании христианской веры. Своей проповеднической деятельностью, делами любви и милосердия, чудесами исцелений он способен в большей степени укрепить новоначальных христиан, поддержать их в исповедании веры, удовлетворить интерес ко многим духовным вопросам. В то же время, как признается апостол Павел, уча других, он учится сам, укрепляя других в вере, тоже становится в духовном отношении более сильным и убежденным. Это благодатное взаимодействие в равной степени важно как для христиан Рима, так и для самого апостола, у которого в повседневной жизни встречается немало трудностей и испытаний. Но вера помогает ему все достойно преодолевать и не отступать от пути благовествования. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Неслучайно нам был сегодня прочитан за Богослужением этот отрывок из Послания к римлянам апостола Павла. Конечно, все люди, живущие на земле, разные. Но православных христиан, в какой бы стране они ни жили, объединяет вера в Господа, благодарение Богу за все и желание послужить Ему словом и делом. Исповедуя Господа нашего Иисуса Христа, мы несем свет всему миру, который просвещается словом Божиим и примерами святой, праведной жизни. Ведь по отношениям между членами Церкви Христовой, по их любви к ближним все другие люди судят и о Церкви вообще. Если среди нас присутствуют склоки, ссоры, всякие греховные недоразумения, то это, безусловно, явится не к прославлению веры, а в умаление ее. Если же христиане приносят миру лишь добро, любовь, милосердие, то и мир воскликнет о них, вторя словам апостола Павла: Благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Поэтому наш вопрос: которое из христианских исповеданий лучше, – должен быть определен точнее и ограничен следующим бесспорным положением: двух, трех, нескольких хороших, или истинных вер быть не может; истинная вера может быть только одна, и одна святая соборная, Апостольская Церковь , как мы это исповедуем в Символе Веры со времени нашего крещения. Если какое-либо христианское исповедание веры окажется уклонившимся хотя в одном пункте вероучения, или в одной части Церковных канонов от Церкви Апостольской, это значит, что в него проникло заблуждение и что само оно потеряло право именоваться Церковью, так как двух истинных Церквей быть не может, а христианская община, отделившаяся от Церкви должна приискивать себе иное название. Основной закон человеческого мышления, что об одном и том же предмете нельзя утверждать да и нет, а что-нибудь одно – или да, или нет – этот закон логики имеет здесь полное применение. Как не расширяйте христианскую мысль, какие не делайте из нее применения к различным сторонам жизни, по-видимому благоприятные, как ни расплывайтесь в рассуждениях, – вы не можете и не должны оставлять вопроса неопределенным со всею точностью и не спросить в заключение: да, или нет? Этого требует от нас и само Слово Божие. Апостол Павел говорит: „или что я предпринимаю, по плоти предпринимаю так, что у меня то да, да, то нет, нет. Верен Бог , что слово наше к вам не было то да, то нет. Ибо и Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами – не был да и нет; но в Нем было да, ибо все обетования Божии в Нем да, и в Нем амин ( 2Кор. 1, 17–20 )“. Он же говорит: „один Господь, одна вера» ( Ефес. 4, 5 ) и завещает тщательно блюсти „единство духа в союзе мира» ( Ефес. 4, 3 ). Он же прямо подвергает отлучению, или извержению из Церкви всякого, кто благовествует не то, что благовествовали Апостолы ( Галат. 1, 7–8 ). Вот с какой строгостью требуется единообразное и точное исповедание веры от христиан, желающих оставаться живыми членами единой истинной Церкви. Имея постоянно в виду эти основные начала, при рассуждении о разностях в разумении догматов и священных канонов Церкви, мы, православные христиане, как и прежде было нами сказано, легко можем различить все уклонения от истины в иных христианских исповеданиях и, с благодарением Господу, остаться с убеждением, что мы пребываем в лоне единой, истинной, вселенской Церкви. Правда есть у нас образованные люди, которые не любят, когда мы высказываем это убеждение и говорят: „Что за гордость? Будто у нас одних истина? Будто у других просвещенных народов не то же христианство? Они во многом несравненно лучше нас“. Уступая последнее, то есть, что многие во многом относительно цивилизации лучше нас, мы не можем не заметить, что эти мыслители наши из ложного либерализма, или из малодушного стыда, нам кажется, готовы отказаться не только от своей Церкви, но и от Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вступление  Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие  ( 1Ин.3:4 ) Существует большое количество пособий по исповеди, зачем нужно еще одно? Перечислю некоторые преимущества: Всякий грех является беззаконием ( 1Ин.3:4 ). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании ( 1Ин.5:16 ). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи. Мы совершаем смертный грех, при одновременном наличии трех условий. А именно, если: Совершение смертного греха является трагическим событием в духовной жизни христианина. Его не получится сделать случайно, это сознательное попрание велений совести и Божественного Закона. Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – « в нашу совесть входят стыд и страх » (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Имея на душе даже один тяжкий грех, нельзя причащаться. Такие грехи требуют обязательной исповеди перед священником и очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Помните, что нет такого греха, который не мог бы быть прощен при условии искренней веры в спасительные заслуги Господа Иисуса Христа и покаяния: « Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды » ( 1Ин. 1:9 ). Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, « мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям » (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Покаяние в тяжком грехе должно включать в себя обязательное принесение плодов покаяния (исполнение епитимии). Нарушение законных предписаний государственной или церковной власти (прежде всего, относящихся к дисциплине) может стать тяжким грехом постольку, поскольку человек сознательно не желает повиноваться этой власти, чем нарушает заповедь Божью: « Всякая душа да будет покорна высшим властям » ( Рим.13:1 ) и « Если и Церковь не послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь » ( Мф.18:17 ). В связи с многочисленностью таких предписаний, они практически не упоминаются в данном пособии.

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

То, что «близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», нужно познать не только умом, но и опытно, а опытное постижение чрезвычайно трудно и болезненно. Оно, можно даже сказать, добывается через страдание. При этом мы должны помнить слова Иисуса, сына Сирахова: «Без опыта нет знания» (см. Сир.34:10 ). Услышать от кого-то что-либо — это только начало знания, некое введение. Представьте себе, мы прочли предисловие книги и на этом остановились. Поскольку содержания самой книги мы не знаем, то у нас может сложиться превратное представление о ней. Итак, теоретическое знание, то есть вера от слышания, является началом подлинной, сердечной веры. К приобретению этой веры и призывает нас апостол Павел, когда говорит о слове веры, которое проповедует он, другие апостолы и вообще Церковь Христова. «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (ст. 9). Значит, мы должны исповедовать Иисуса Господом прежде всего устами. Не думайте, что правильного образа мыслей достаточно. Жизнь — вот что необходимо! «Устами» — значит исповедовать перед другими. Не всегда следует исполнять это буквально, хотя при необходимости мы должны обязательно поступить по слову апостола. В первохристианские времена эти слова имели чрезвычайное значение. Да и у нас несколько десятилетий назад за исповедание устами можно было лишиться, как минимум, работы и влачить нищенский образ жизни. А еще раньше, во времена сталинского террора, можно было лишиться свободы и самой жизни. В особенности священнослужители нашей Церкви полагали свою жизнь за то, что исповедали Иисуса Христа устами. Называть Иисуса Господом не значит всего лишь произносить «Иисус — это Господь», но значит понимать, что Человек Иисус есть не просто исторический персонаж, пусть и чрезвычайно интересный, удивительный, гениальный, но — Господь и Бог. И это уже не одно только признание Христа как подлинного исторического лица, а духовное знание. Исповедуя Иисуса Господом устами перед другими людьми, мы должны и своей жизнью являть это исповедание.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Тотчас по окончании псалма, как истинный и верный сын Церкви, первенец ее, Благочестивейший Государь, по приглашению первенствующего митрополита, и на его вопрос: «како веруеши», встает со своего престола, и громко, в услышание верных своих подданных, исповедует св. православную веру чтением Символа веры , заключаемым словами митрополита: «благодать пресвятого Духа да будет с Тобою». Это торжественное исповедание веры, как свидетельство истины, совершающееся нашими Императорами, по обычаю древних христианских Монархов и Боговенчанных их предков, имеет свою историю и освящено древностью. Так еще в истории Богоизбранного народа мы находим замечательное в этом отношении постановление закона Моисеева. Еще задолго до образования из этого народа особого царства, Моисей в своем предсмертном завещании заповедует ему: «когда придешь в землю, которую Господь, Бог твой, даст тебе, и овладеешь ею и скажешь: поставлю князя над собою… поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой, – из среды братьев твоих поставь над собою царя… Когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников – левитов. И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научился бояться Господа, Бога своего " … ( Втор.17:14–19 ). Так и было во времена царей иудейских, за исключением царей некоторых язычествовавших по вере. И весьма естественно, что такое назидательное наставление и завещание пророка Моисея вошло и в практику христианских государств и находится с последними в исторической связи. Это торжественное исповедание веры со стороны коронующегося Государя имеет глубокий свой смысл и значение. Оно с одной стороны служит свидетельством Царя, как старшего члена св. Церкви, дающего всенародно обет всегда находиться в тесной связи с нею и с самим Господом, низводящим на главу Его свое божественное благословение, быть верным св. истинам, исповедуемым его, и тем скрепляет Его союз со своим православным народом, – с другой стороны служит выражением Его обещания быть постоянным защитником церкви от внешних врагов и, подобно св. Константину Великому , верховным ее покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Ю.И. Пономарева, г. Москва Искушения в христианской, тем более, в монашеской жизни могут быть самые серьезные. Искушения, как известно, даются не для того, чтобы они могли преодолеть нас, а чтобы мы преодолели их. Но прежде следует не забывать предупреждения Господне: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лк. 14, 28—30). Эта притча подчеркивает великие трудности, которым подвергают себя решившие следовать за Христом. Это продолжительное предприятие, и надо суметь идти до конца. Христос никогда не стремился разрекламировать этот путь, искусственно создавая психоз успеха вокруг Себя. Он не скрывает рискованности предприятия, Он подчеркивает его опасность, сразу же останавливая искусственный пыл, как если бы дезертирство во время пути было хуже, чем если бы мы вовсе не начинали идти. Это должно бы заставить нас серьезно задуматься о тяжести оставления веры, в то время как она должна быть вольной и сознательной. Перестать следовать за Господом после того, как мы начали этот путь, хуже, чем если бы мы не знали Его никогда. Какая страшная ответственность в исповедании веры! Лучше было бы сразу от этого пути воздержаться. Прежде чем стать христианином, сядь и спокойно поразмысли. «Или какой царь, идя на войну против другого царя, — дает другой еще один образ Спаситель, — не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк. 14, 31—32). Эти две притчи — о строительстве башни и о победе на войне — неотъемлемая часть «восхождения в Иерусалим». Два повествования параллельны, в них преподается один и тот же урок, чтобы никто его не забыл: христианская жизнь — это строительство и сражение. Два рискованных предприятия, требующие рассудительности и упорства. Два предприятия, требующие предвидения и собранности. Мы должны сесть и поразмыслить! Исполняем ли мы этот завет Христа? Находим ли время, чтобы задуматься о своей жизни, о своих занятиях? Мы, умеющие вести счеты и расчеты, предвидеть многое в наших человеческих делах, останавливаемся ли мы время от времени — наедине или вместе с другими, — чтобы разобраться, действительно ли совершаются человеческие дела согласно требованиям Христовым? В этом цель постоянного испытания нашей жизни — все видеть, обо всем судить, всегда действовать, молиться — в свете Евангелия.

http://moral.ru/dom_08_2018/

Он подвергнул тогда ее страшным мучениям и затем осудил на мучительную смерть. Святую Перпетую бросили на съедение диким зверям, которые с яростью растерзали ее. Так, святая Перпетуя открыто, и словом, и самым делом показала свою православную христианскую веру, так что ни прельщения, ни угрозы, ни самая смерть не могли побудить ее к отречению от нее. А подобным образом показывать христианскую веру и значит исповедовать ее. Своим исповеданием святая Перпетуя спасла свою душу и наследовала жизнь вечную. Так и каждый христианин, если только словами и делами своими будет выражать веру свою, непременно спасет душу свою и наследует жизнь вечную, ибо, по словам апостола Павла: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спасению». И наоборот, если бы какой-либо христианин не захотел выражать своей веры словами и делами, то этим показал бы, что он не имеет истинной веры в сердце своем и подвергся бы вечной гибели, как неверующий и богоотступник. Что называется верою? Каковы те истины, вера в которые необходима для угождения Богу и спасения души? Почему изложение православной христианской веры называется символом веры ? Почему части символа веры называются членами? Что значит исповедовать православную христианскую веру? Учение о вере 5. Вера в Бога Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Евр.11:6 . Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. 1Кор.8:4 –6. Мы, христиане, веруем в единого Бога, троичного в Лицах, и эту веру исповедуем в символе веры , который, как мы сказали, разделяется на двенадцать частей или членов. Теперь, с помощью Божией, постараемся объяснить каждый член символа веры . Начнем с первого. «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым», – так читается первый член символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Тем не менее, текст послания содержит однозначные указания на теистическое, а не магическое смысловое содержание. Вера Сарры определена как знание о верности Обещавшего, т.е. как доверие Богу, вера Авраама – как доверие обетованию. В целом, вера «приходящего к Богу» содержательно определена как требование верить в то, «что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ), а не верить в творящую силу самой веры, как имманентной человеку чудотворной силы. Вера в Бога и вера в силу веры по своему характеру различны. «Все возможно верующему» ( Мк.9:23 ) Иоанн Златоуст так же содержательно определяет, как доверие действию Христа, а не доверие человека собственной вере. Контекстуально эти слова обращены к маловерному отцу бесноватого отрока, который выразил своё сомнение в Христе словами «если что можешь...». В подобных же обстоятельствах прокаженный засвидетельствовал бóльшую веру в Иисуса, сформулировав свою просьбу словами «если хочешь...» 735 . «Если хочешь» Иоанн Златоуст называет превосходящей формой веры, но это та самая форма молитвы, против которой была направлена энергичная критика учителей Движения Веры К. Хейгина, Ф. Прайса и других. «Если хочешь» означает максимальное доверие Богу в сочетании с признанием собственной духовной нищеты, что аннулирует «позитивное мышление» и поэтому отвергается учителями Движения Веры. Казалось бы, стих Мк.11:22–23 с параллельными местами ( Мф.17:20 , Мф.21:21–22 , Лк.17:5–6 ) в наибольшей мере даёт возможность магического прочтения веры как внутренней креативной способности человека: «Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет». «Эта цитата интерпретировалась метафизическими группами как библейское основание позитивного мышления и является основанием закона утвердительного принятия 736 Эрнеста Холмса». В понимании учителей Движения Веры, это место Писания подтверждает концепцию «позитивного исповедания» 737 , когда человек с помощью веры и произносимых слов управляет чудотворной силой Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

2 . Вера является необходимым условием приема в Церковь . «И евнух сказал: вот, вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян.8:36–37 ) 92 . В словах евнуха мы имеем, по-видимому, самое древнее крещальное исповедание веры. Только вера от всего сердца может открыть двери в Церковь . По Псевдо-Дионисию, епископ вопрошает крещаемого, чего он ищет. «Когда этот муж, по наставлению восприемника, боголюбезно осудит безбожие, неведение истинного добра, отчуждение от Божественной жизни и станет просить о приближении через священное посредство его [то есть епископа] к Богу и вещам божественным: тогда иерарх внушает ему, что обращение его должно быть всесовершенное…» 93 . Исповедание веры должно предшествовать крещению и сопровождать его. «После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие…» 94 Эта вера была целью апостольской проповеди : «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим.10:13–14,17 ). Вера есть ответ на призыв Божий, но есть и дар Божий. Как ветхого Израиля, избранного народа Божия, была даром Бога, так и вера нового Израиля остается даром Божиим. Поэтому вера является необходимым условием вступления в Церковь . Она же является необходимым условием пребывания в Церкви. Вера до крещения есть предварительный ответ на призыв Божий, а вера после крещения есть совершенный ответ на этот призыв. Мы увидим ниже, что желающие вступить в Церковь подвергались особому обучению, которое не кончалось моментом крещения, но продолжалось и после крещения. Через раскрытие учения об Евхаристии и через участие в ней вера становилась совершенной, потому что вступление в Церковь есть «обращение к Богу всесовершенному и непорочному» 95 . Только в Евхаристическом собрании ответ на призыв Божий может быть полным и совершенным. Вера необходима для вступления в «тело» ( 1Кор.12:13 ), но она необходима и для пребывания в нем. Другими словами, вера не есть некий момент в жизни, а есть постоянное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

39 . а) В случае акривии прием осуществляется через крещение, миропомазание, исповедание Православной веры в сочетании с отказом от бывших заблуждений. 40 . б) В случае икономии прием осуществляется через миропомазание, исповедание Православной веры и отказ от бывших заблуждений. 41 . И ни один из этих двух способов вхождения в Церковь не является суждением о действительности или недействительности таинств церкви прежнего пребывания, ведь вне Тела Христова не может быть таинств. Можно быть либо членом Тела Христова через крещение Духом Святым, т. е. освящение и/или обожение во Христе, либо пока еще пребывать в состоянии очищения крещением водою во оставление грехов и находиться в процессе становления членом Тела Христова и храмом Духа Святого. Можно быть верующим во Христа, не принадлежа ни к одной из этих категорий. Это верно и для номинальных православных. Вынос решения о статусе ищущих евхаристического общения с Телом Христовым предоставляется собору православных епископов. 42 . Что касается исцеления человека через очищение, просвещение и обожение, то тут между католиками и протестантами разницы нет, т. к. они одинаково чужды этому процессу, не имеющему никакого отношения к мистицизму. То же верно в отношении номинальных православных. Увеличение числа последних (в особенности с Петра Великого) объясняется тем, что преподаватели православных школ перестали осознавать, а многие и сейчас не осознают, что традиция исцеления человека имеет основания в Писании и святоотеческом Предании, и списывают свои учебники с несвятоотеческих и неправославных работ. В результате ныне есть много священников, которые перестали видеть разницу в латинском и православном пониманиях Таинств внутри Тела Христова. 43 . Основной вопрос, на который мы должны ответить, ясен: является ли вероучение, во-первых, защитой от лжеименного лекаря и, во-вторых, – руководством к исправлению человека через очищение, просвещение сердца и обожение? 44 . «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор 11, 28–30 ). Иными словами, каждый испытывает сам себя о том, является ли он членом Тела Христова пребыванием в состоянии просвещения, т. е. обладает ли хотя бы каким-то даром языков. А иначе он причащается Тела и Крови «недостойно» ( 1Кор 11, 27 ) и в таком случае он «немощен» или «болен» и даже духовно мертв ( 1Кор 11, 30 ), то есть с ним не происходит воскресение внутреннего человека и так он еще не приобщается на Евхаристии жизни во Христе, а причащается в суд и осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010