А.И. Малов Предварительное оглашение к юному читателю где необходимость Вероучения, происхождение Символа Веры , его разделение; понятия о Св. Писании, Богодухновенность онаго, общие качества онаго, его разделение на Ветхий и Новый Завет ; книги Канонические и Апокрифические, общее содержание всего св. содержание Ветхого Завета, содержание Нового Завета, подлинный язык В. и Н. Завета, правила, которыми должно руководствоваться при чтении св. Писания Что ты должен знать лучше всего? Как человек и Христианин, лучше и прежде всего я должен знать веру в Бога и все высокие ее таинства, по исповеданию той Церкви, в которой я рожден и воспитываюсь. Почему, сие знание ты предпочитаешь сим? Потому, что от живого и деятельного познания веры зависит как временное мое благополучие, так и вечное спасение души моей; без веры, по слову Апостола Павла, человек не может угодити Богу, 1 ; и Сам Иисус Христос глаголет: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет 2 . В какой рожден ты Церкви? Я рожден в Православной, Грековосточной Церкви. Какая Церковь сим именем называется? Сим именем называется та истинная Церковь , которая по прешествии Иудейской Церкви, будучи основана Иисусом Христом в Иерусалиме, Апостолами и их преемниками распространена по всему миру, и чрез посредство Греции в 988 году по Рождестве Христове, при великом Князе Владимире принята в нашем отечестве всенародно и торжественно. Где ты можешь научиться истинам ея веры? Первым и Главным истинам, в которые верует Церковь Православная, я могу научиться в Символе Апостольском. Что называется сим именем? Символ есть краткое, но точное и ясное учение о всех истинах веры, которые подробно изложены в Священном Писании , то есть в книгах Ветхого и Нового Завета, которые по внушению Духа Святого написаны Пророками и Апостолами. Что должен ты знать о Св. Писании? Дабы о Св. Писании мне иметь надлежащие понятия, я должен знать: 1) его происхождение, 2) его качества или принадлежности, 3) его разделение, 4) его содержание, 5) правила, которыми я должен руководствоваться при его чтении, и 6) приметить на каких языках оное первоначально было написано. Что известно о происхождении Св. Писания?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

I. О Церкви Христовой Все вообще члены, составляющие Церковь , именуемую апостольскою, как сказано в Символе веры , называются внутри своего общества: Избранными: Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным ( 1Пет.1:1 ). Христианами: «Целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян.11:26 ). Следовательно, напрасно присваивают себе упоминаемые здесь наименования те общины и отдельные лица, которые не входят в состав соборной и апостольской Церкви, утверждённой на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ). Церковь Христова называется Соборной или, что тоже, Кафолической или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времён и народов: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, – ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всём Христос ( Кол.3:11 ). И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ богослужения, единство Божие, единство исповедания Иисуса Христа: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Единство способа оправдания, единство упования: «И Он (Иисус Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:42–43 ). Церковь Христова не есть какое-либо учреждение новое, неожиданно появившееся (как, например, появляются разные сектантские «евангелические», «баптистические» и т.п. общины, с противоборствующим Православной Церкви учением), но вечное, предопределённое свыше, при этом она полна и законна ( Еф.2:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный народ против толерантности Протоиерей Георгий Городенцев поделился впечатлениями от конференции «Исповедание веры между любовью и толерантностью» 20.02.2010 480 Время на чтение 4 минуты 8 февраля в Кишиневе состоялась конференция «Исповедание веры между любовью и толерантностью», приуроченная ко дню собора новомучеников и исповедников в Землях Руси за Христа пострадавших. Меня пригласили поучаствовать в работе этого форума, сделать доклад на соответствующую тему. Честно говоря, вначале у меня возникли сомнения на этот счет. Вспомнились советские и постсоветские экуменические и полуэкуменические собрания, где каждый выступавший говорил очень обтекаемо и очень много, но так.., чтобы ничего существенного и православного не сказать. А ведь «толерантность» - это очень скользкая тема... Однако действительность оказалась совершенно иной, быстро развеяв все мои сомнения. Предыстория нашей конференции была следующей. В декабре прошлого года еврейская община установила в центре Кишинева свою ханукию (или как оно там называется), после чего возмущенные православные ревнители и простые кишиневцы удалили этот символ иудейства из своего богоспасаемого града. В результате усилился нажим на Молдавскую Митрополию (являющуюся частью Русской Православной Церкви) со стороны либеральных политиков и СМИ, с требованием от православных пресловутой толерантности. Поэтому и возникла необходимость проведения такого общецерковного (в рамках Митрополии) собрания, своего рода собора, с обсуждением этого вопроса. Которое и состоялось 8 февраля под покровом Божией Матери - в центре зала была поставлена Ее чудотворная икона Гербовецкая; по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Владыка Митрополит также принял самое деятельное участие в работе конференции, возглавив ее и открыв ее своим кратким, но содержательным докладом. Следует заметить, что зал, рассчитанный на более чем 1500 человек, был заполнен полностью, много людей стояло в проходах. Даже на глаз было видно, что здесь присутствует большая часть духовенства Молдавской Митрополии. Таким образом, еще раз подчеркиваю, что все происходящее скорее напоминало своего рода собор, чем какое-то научно-богословское собрание.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/20/pr...

История Собора Иерусалимского, бывшего назад тому двести лет, не чужда интересов настоящего времени. Важность догматических определений, этим собором постановленных и всею восточной Церковью признанных, дает им в Церкви православной значение символическое, и в споре с двумя главнейшими вероисповеданиями в христианстве, устанавливает наши отношения к их учениям по многим пунктам, которых древние вселенские соборы не касались в своих рассуждениях. Между тем, возникающие в последнее время новые сношения наши с членами того или другого исповедания заставляют нас искать твердых, незыблемых опор для установления наших отношений к ним, и невольно обращают наши взоры к тому времени, когда те же вероисповедания, наперерыв одно перед другим, в своих взаимных спорах старались иметь голос Восточной Церкви на своей стороне. – При том же обстоятельства учреждения Собора Иерусалимского в литературе нашей еще не довольно раскрыты, и научное исследование и разъяснение самих определений его еще не привлекали внимания наших ученых. История Собора Иерусалимского 1672г. состоит в тесной связи с современными церковными движениями в западной Европе. Протестанты в своей борьбе с Церковью Римско-Католической давно уже старались склонить в свою пользу пастырей Восточной Церкви. Это же было причиною и появления, в тридцатых годах XVII столетия, исповедания веры с именем патриарха Константинопольского Кирилла Лукаря, будто бы принадлежащего Церкви Восточной, но на самом деле согласного с учением Реформатского общества. Оно произвело сильное волнения на востоке и на западе. Богословы Римско-Католические старались всеми силами доказать, что учение Восточной Церкви искони согласно с учением Римской Церкви. Собор Иерусалимский явился, как опровержение клеветы на Церковь Восточную со стороны протестантов, а вместе как самостоятельное, не в угоду чьих-либо требований, не на чужие вопросы, но для собственного ограждения от лжемыслия, состоявшееся засвидетельствование веры Восточной Церкви, при особенном содействии двух достойнейших Иерархов Иерусалимского престола, Нектария и Досифея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 18.02.1653, Могилёв), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ), автор трактатов по риторике и философии. Биография Происходил из старинного западнорусского мелкошляхетского рода, к которому принадлежали, как следует из внесенного И. в синодик Златоверхого киевского во имя архангела Михаила монастыря поминания своих родственников, также и духовные лица - иером. Феодор и архим. Леонтий. Помимо Киева представители данного рода жили в Могилёве; в частности, могилёвский мещанин Федор Кононович-Горбацкий в 1633 г. вел борьбу против произвола со стороны Г. Гостиловского, настоятеля униат. могилёвского Преображенского мон-ря, и насельников, к-рых он обвинял в бесчинствах. Первые сведения об И. относятся к 1635 г., когда он был профессором риторики в Киево-Могилянской коллегии (возможно, И. был приглашен из Львова). В 1636-1642 гг. И. преподавал в коллегии философию. Соответствующие знания И. мог получить в Виленской братской школе и в католич. Замойской академии (к-рую он, вероятно, окончил одновременно с Сильвестром (Косовым) ). И. был одним из первых преподавателей философии и риторики в Киево-Могилянской коллегии. В сент. 1640 г. в Киеве он участвовал в качестве делопроизводителя в Соборе, утвердившем «Православное исповедание веры» митр. св. Петра (Могилы) . В 1642 г. И. был назначен игуменом киевского Братского в честь Богоявления монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии, занимал эту должность до 1645 г. Он присутствовал вместе с Игнатием (Оксёновичем-Старушичем) и Исаией (Трофимовичем-Козловским) на Соборе в г. Яссы в Молдавском княжестве (15 сент.- 30 окт. 1642), на к-ром представители греч. духовенства обсуждали «Православное исповедание веры» митр. Петра (Могилы). И. выступил в защиту сочинения. По свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария , на Соборе И. и его товарищи показали себя «мужами, поистине достойными удивления и всякой мудростью и знаниями украшенными». На Варшавском сейме 5 марта 1645 г. польск. кор. Владислав IV Ваза дал И. привилей на игуменство в киевском Златоверхом мон-ре, в должность настоятеля И. был введен 29 мая. Вероятно, в 1646 г. И. участвовал в работе над созданием Требника под редакцией митр. Петра (Могилы).

http://pravenc.ru/text/578513.html

(Послание Агафона и римского собора ста двадцати пяти епископов, которое было как бы инструкциею легатам, посланным на шестой собор). Благочестивейшим государям, светлейшим победителям и триумфаторам, возлюбленным сынам Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Константину, великому императору, Ираклию и Тиверию августам, – епископ Агафон, раб рабов Божиих, со всеми соборами, подчиненными собору апостольского престола. Предвидится надежда на получение всяких благ, в виду того, что ваше императорское величество с верою исследует и с живостью желает обнять истинное исповедание Того, которым оно венчано и поставлено над людьми для спасительного ими управления, исповедание, которое Ему приятнее всех даров. Оно есть совершеннейший дар Бога, от которого происходит всякое даяние благое, и к которому возвращается все полученное от величия Его. Когда Он предустрояет в тайниках ума и возбуждает пламень духовный, тогда лучи благочестивого намерения начинают блистать повсюду, и сладостное благоухание от жертвы сердечной восходит ко Господу, который услаждается таким даром, дарует за него счастье в земных делах и покорит все народы, которых Он привлечет к исповеданию истинного познания о Себе, и таким образом, подчинив их христианской власти, освободит от власти тьмы, дабы сделать счастливыми уничиженных, которым попустил возвыситься к их несчастью и падению. Восхваляя, мы удивляемся, благочестивейшие и мужественнейшие государи августы, достойному Бога намерению вашего благочестия, которое вы удостоили иметь относительно нашей апостольской веры, по таинственному внушению Бога, убеждающего не обилием слов и не обманчивым красноречием, а Божественною своею благодатию; ибо вы желаете узнать, устраняя всякую двусмысленность, что составляет содержание истинной православной и апостольской веры. Посему все мы, малые предстоятели церквей, слуги вашей христианской власти, находящиеся в северных и западных странах, хотя небогатые знанием и простые, но благодатию Божиею твердые в вере, возрадовавшись по поводу тех повелений, которые узнали из вашей высочайшей грамоты, начали из глубины сердца и со слезами возносить благодарность за это благочестивое намерение соцарствующему и управляющему вместе с вами Творцу и Домостроителю всего Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Скачать epub pdf Тяжел удел пастырского служения. Оно требует постоянного бодрствования в духе и твердости исповедания веры православной не только в личной и семейной жизни, но и в общественной своей деятельности. Необходимость бодрствования особенно чувствуется в наше время повсеместного отступления от исповедания веры Православно-Евангельской, а в некоторых странах – гонения и смертельной опасности для исповедующих Христа Сына Божия. Это особенно выявилось в переходный политический момент во время Второй Мировой Войны и потому биографии отдельных лиц, действовавших в то время, носят отпечаток эпохи и принадлежат истории, а окормление верующих в такой обстановке было подвигом исповедничества. К таким исповедникам надо причислить протоиерея Митрофана Зноско-Боровского , как об этом свидетельствует грамота епископа Брестского Венедикта (впоследствий архиепископа Берлинского и Германского) о возведении отца Митрофана 23 июня 1941 г. в сан протоиерея: «за стойкость в Православии в дни гонения на веру и за ревностные труды в Церкви Христовой». Отец Митрофан родился 4 августа 1909 г. в духовной семье, в г. Брест-Литовске. Его отец протопресвитер Константин Зноско, уездный надзиратель Церковных школ и председатель уездного отделения Епархиального училищного совета Гродненской епархии, с началом I Мировой Войны поступает добровольно, в качестве полкового священника, в 8-ой Финляндский стрелковый полк и «за отлично усердную службу», «за труды, понесенные во время военных действий», был награжден орденами: святой Анны 3-й степени, святой Анны 2-й степени с мечами, святого Владимира 4-й степени с мечами и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Отец Митрофан окончил приходское училище в г. Ельце, русскую гимназию в Брест-Литовске, богословский факультет Белградского Университета и получил диплом магистра богословия Варшавского Университета. В июне 1935 г. он подает Полесскому архиепископу Александру прошение о рукоположении, после которого намечалось его назначение настоятелем Николаевской церкви в Брест-Литовске. Но ярый ненавистник Православия и русскости, Полесский губернатор Костек-Бернацкий отказывается утвердить назначение. Тогда архиепископ Александр, вопреки воле губернатора, направляет отца Митрофана в тот же Брест-Литовск на должность законоучителя, а 25 июня 1936 г. его рукополагает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОТМЕНЕНЫ ИЛИ ПЕРЕМЕНЕНЫ КАКИЕ-ЛИБО ИЗ ПРАВИЛ И ОБРЯДОВ, ПРИНЯТЫХ И УСТАНОВЛЕННЫХ ЦЕРКОВЬЮ? Сами соборные правила говорят: «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила (св. соборов и св. отец) изменяти или отменяти, или, кроме предложенных правил, приимати другие, с подложными надписаниями, составленные некими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиной...» (VI Вселенский Собор, пр. 2; VII Вселенский Собор, пр. 1; Карфагенский Собор, пр. 2). «Да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагати иную веру, кроме определенныя от св. отец в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся» (III Вселенский Собор, пр. 7). «Божией благодатию определяем: хранити неприкосновенно нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов... да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в миру, содержа слово жизни, соблюдается твердой и непоколебимой, вкупе с Богопреданными их писаниями и догматами». «А те кто-либо из всех, не содержит и не приемлет догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному святыми и блаженными отцами, и от сословия христианского, яко чуждый, да будет исключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили ниже прибавлять что-либо, ниже убавляти, и не могли никоим образом» (VI Вселенский Собор, пр. 1). «Православный христианин должен за верное и несомненное принимать, что все члены веры кафолической и православной Церкви преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа чрез Его апостолов, изъяснены и утверждены вселенскими соборами, и веровать в оные, как повелевает апостол: тем же убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием ( 1Сол. 2:15 ). Эту веру надлежит не только хранить в тайне сердца, но и устами возвещать и исповедовать без страха и сомнения». (Правое исповедание. ч. 1, вопрос и ответ 4). «Правила веры, признанные всей Православной Церковью, неприкосновенны и неизменны, однако необходимо различать догматы веры от обрядов. Догмат веры учители церковные уподобляют жизни, а правила церковные сравнивают с пищей и рассуждают так: без пищи человек может несколько времени жить, а без жизни пища бесполезна и не нужна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Скачать epub pdf Архиеп. Аверкий (Таушев) († 1976 г.) Св. праведный отец Иоанн Кронштадтский и римско-католический папизм. В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется, вызывающее восторг многих «экуменическое движение», и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник, молитвенник и чудотворец св.  Иоанн Кронштадтский . Вот как, напр., пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13): «Ни одно исповедание Христианской Веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другия исповедания неправославныя «содержат истину в неправде» ( Рим. 1, 18 ), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к, очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь . Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей, показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времен, – и отсутствие их, по разделении церквей, в других, неправославных церквах, католической, лютеранской, англиканской». А вот потрясающия мысли св. Иоанна, направленныя как раз против последнего «экуменического» постановления Ватиканского собора: «Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными божественной истине Евангелия и учению свв. Апостолов, вселенских и поместных соборов и свв. отец. Нельзя считат их все за истинныя и спасительныя: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг ко другу . «Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу ( Лук. 22, 31 ). «Это он, сатана, и сделал и делает, то-есть породил расколы и ереси. Строго держись Единой, Истинной Веры и Церкви: «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» ( Ефес. 4, 5 )» (стр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

О Церкви Христовой в свете веры православной (вне общения с небесной Церковью нет Церкви Христовой) Источник Скачать epub pdf Предисловие В широком христианском мире тема о Церкви выдвинута в наши дни на первый план. Ее делает предметом дня – вне Православной Церкви – «экуменическое движение», озабоченное объединением в одно целое разрозненных многочисленных протестантских обществ, созданием своего «экуменического» единства, в параллель или в противовес «католическому» единству Римской Церкви. «Будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета о вашем уповании, дать ответ», наставляет апостол ( 1Пет.3:15 ). На вопрос об отношении православных христиан к поставленной протестантством проблеме нам надлежит ответить выяснением нашего понимания существа Церкви. В православном обществе имеются свои собственные, внутренние, а потому и еще более существенные основания к тому, чтобы сосредоточить внимание на учении о Церкви. Православная церковная жизнь теперь невольно соприкасается ближе, чем прежде, с жизнью иных христианских исповеданий. В особенности это нужно сказать о русском рассеянии. Православные русские люди Зарубежья оказались вкрапленными в большинстве случаев в чужую среду, хотя и христианскую, но живущую по иному религиозному укладу, римско-католическому, англиканскому, протестантскому. Во многих случаях они видят со стороны местных вероисповедных общин и их представителей бескорыстную помощь и благожелательное отношение к себе в религиозных нуждах. Нередко встречаются и с иным отношением – с настойчивыми попытками, прикрытыми или открытыми, оторвать их от православия и перевести в свои исповедания. И для многих становятся теперь особенно живыми вопросы о Церкви. Что есть Церковь Христова? Как понимать положение Православной Церкви среди окружающого Ее разнородного христианского мира и их взаимное отношение? Почему важно принадлежать к Церкви Православной? Эти вопросы и недоумения не должны быть оставлены без выяснения. Наконец, с темой Церкви часто сталкиваются теперь вопросы общественные, напр., об участии Церкви в устроении социальном, государственном, в культурной и политической жизни. Хотя догматическое учение о Церкви непосредственно не дает освещения этих вопросов, оно указывает направление, в каком можно сделать выводы, так как определяет назначение Церкви по существу и ее положение в мире. I. Церковь – Дом Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010