«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Исповедание православной веры Полное название «Исповедания православной веры» Максима Грека — «Исповедание православной веры, где преподобный Максим извествует, о Христе Иисусе, всех православных священников и князей, что он во всех отношениях вполне православный инок, соблюдающий всецело православную веру без изменения и повреждения». Это «Исповедание» преподобный Максим Грек писал из заточения, в попытке снять с себя нелепые обвинения. Так как его «преступления»  были связаны главным образом с переводом книг и защитой нестяжательного идеала Церкви, то преподобный Максим Грек заостряет внимание именно на этих пунктах. Вот как звучит его обличение злобы и лицемерия московитов, апология свободы, защита «власти любви» в Церкви: «но не хорошо и не прилично священникам священнодействующего в вышних Господа Иисуса Христа, Сына Божия, побеждаться яростию, гневом и памятозлобием, неправедно ненавидеть и враждебно гнать неповинных, а тем более тех, которые непрестанно молятся о вас, которые по божественной ревности борются и подвизаются за истину евангельскую и благочиние монашеского жития. Если же вам неугодна наша ревность по Боге и дерзновение по истине, которыми мы дерзаем ради Бога, уповая на вашу и нашу православную веру и любовь, то зачем вы и держите меня здесь насильно?». Но Москве не была нужна евангельская истина и праведная Церковь. Были нужны свои старые ошибки и описки, старые искажения церковной жизни, укоренившиеся грешки, которые принимались (а сейчас как с этим?) за предание Церкви… Исповедание православной веры, где преподобный Максим извествует, о Христе Иисусе, всех православных священников и князей, что он во всех отношениях вполне православный инок, соблюдающий всецело православную веру без изменения и повреждения Безпреткновени бывайте Иудеем и Еллином и церкви Божией , говорит божественное и достопоклоняемое слово Апостола. Каким же образом это может быть нами исполнено, если не правою и православною верою, также житием честным и богоугодным, и прилежным исполнением божественных заповедей Господа и Спаса нашего Иисуса Христа? Ибо по слову божественного Иакова, брата Божия, вера без дел благих мертва есть ; также и дела без правой веры, безполезны. По слову Василия Великого, надлежит человеку Божию быть совершенным в том и другом. И это — так!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

перевод С. Федорова и П. Пашкова Вступление Православная Церковь Христова с самого начала своего существования выражала свои непогрешимые определения посредством собора епископов. Знаменитые семь Вселенских соборов, утвердившие православную веру и осудившие опасные ереси, имеют важнейшее значение в церковной истории первого тысячелетия. Однако, во втором тысячелетии, начало которого ознаменовано отпадением Римской Церкви от полноты православия, соборная деятельность Кафолической Церкви не прекратилась, поскольку она «никогда не переставала, во всем последуя семи вселенским Соборам и древним святым Отцам, подробнее и обстоятельнее раскрывать, по случаю вновь возникавших ересей и заблуждений, свои неизменные догматы , в руководство православным» 1 . Так, среди многих православных соборов, особенно выделяется Иерусалимский собор 1672 года, который историки называют «самым важным православным собором Восточной Церкви нового времени» 2 . Он был собран под председательством иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (1641–1707), чтобы «противопоставить распространяемым тогда на Востоке идеям реформации истинное исповедание веры, а вместе с тем оправдать Православную Церковь от возводимых на нее нареканий в заражении этими идеями» 3 . Плодом деятельности этого органа стало составленное его председателем и утвержденное собором «Исповедание православной веры Восточной Церкви», «получившее впоследствии всеобщее церковное признание и статус официального вероучительного документа Восточной Церкви» 4 . Его содержание, включающее 18 определений и четыре вопрос-ответа, направлено против «Восточного исповедания христианской веры» 5 – вероучительного документа кальвинистской направленности, выдаваемого за веру Восточной Церкви. Каждое из положений последнего сочинения последовательно опровергается первым. «Исповедание» Иерусалимского собора, являющееся одним из наиболее полных изложений догматов православной веры во втором тысячелетии, было одобрено четырьмя восточными патриархами и послано ими партии англиканских епископов, искавшим объединения с православными, как авторитетный догматический документ. Послание патриархов, которое было направлено в Великобританию через Россию и содержало текст «Исповедания», было принято Святейшим Синодом Русской Церкви в 1723 году 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Часть 2. О распространении и охранении православной веры Отдел четвертый. О распространении православной веры Глава 19. Постановления о Господствующей церкви Первенствующая в Российской Империи вера есть христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания. Но и все не принадлежащие к господствующей церкви, подданные Российского Государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по ее обрядам. Эта свобода веры присвояется не только христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам, да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование российских Монархов и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и управления силы Империи. (Ст. 40, 44, 45 Осн. Зак. Свод. 1857 г. Ст. 1 и 2 Т. 11 Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г. Ст. 73 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Одна господствующая церковь имеет право в пределах государства убеждать непринадлежащих к ней подданных к принятию ее учения веры. Но эта вера порождается благодатью Божию, поучением, кротостью и более всего добрыми примерами. Поэтому господствующая церковь не дозволяет себе ни малейших понудительных средств при обращении последователей иных исповеданий и вер к православию, и тем из них, которые приступить к нему не желают, отнюдь ничем не угрожает, поступая по образу проповеди апостольской 104 . (Ст. 78 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г. сн. ст. 4 Т. 11 ч. 1. Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г.) Никто без ведома и благословения Епархиального Архиерея проповедовать иноверным православие да не дерзает. (Ст. 79 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Духовные и светские лица прочих христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии, в противном случае они подвергаются взысканиям, в уголовных законах определенным. (Ст. 4 Т. 11 ч. 1 Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Избранные творения В состав тома включены: Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы; Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания; Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина; Диспут с хионами. Десятословие по Христианскому Законоположению; Письмо своей Церкви; Святогорский томос. СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ Содержание Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина. Диспут с хионами. Десятословие по Христианскому Законоположению. Письмо своей Церкви. Святогорский томос. Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы 1341, 1347 и 1351 годах были проведены в Константинополе три Поместных Собора, чтобы судить об обвинениях против исихастов (безмолвников) и в особенности против Иисусовой молитвы. Чтобы защитить исихастов от нападений на эту не только монашескую, но и общеправославную молитву, Соборы провозгласили ряд определений о духовной жизни, о божественных энергиях и благодати, и об обожении человека. В 1351 году святый Григорий Палама предложил отцам Собора свое вероисповедание, которое было «читано перед святым и божественным собранием, чтобы все могли его слышать» и было «всеми утверждено и засчитано как совершенно православное во всем». Несмотря на то, что авторитет этого вероисповедания не находится на одном уровне с авторитетом Никео–Константинопольского Символа веры, который остается на все времена неизменимым выражением Православной Веры, текст Паламы не только важный документ в защите исихастов: его вероисповедание выражает с большой точностью и в определенной форме церковное учение об основных вопросах, не только старых, но и тех новых, которые возникли первый раз на Соборе. Троическое богословие Палама выразил с большим могуществом и строго по церковному преданию. Можно сказать то же самое о его различении между Божественной Сущностью, которая «превыше всякого имени, явления и причастия», и, с другой стороны, Божественными энергиями, «которыми Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками» (см. Вероисповедание). Богословская тема, которую Палама здесь развивает, точно следует учению свв. Василия Великого, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина. За исключением нескольких пунктов, Вероисповедание не является плодом полемики с латинянами. Противник Паламы на Соборах, калабрийский философ Варлаам, был скорее представитель византийского гуманизма, чем латинского влияния, несмотря на то, что он был в своей юности напитан итальянским Renaissance.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

(По поводу книги под заглавием: „Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования Императора Александра III“. С.-П.-Б. 1901 г.) 1 Недавно напечатана и издана по распоряжению Обер-Прокурора Св. Синода книга под заглавием: „Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования Императора Александра III ”. Содержание книги вполне соответствует её заглавию. Она содержит в себе всестороннее и полное обозрение деятельности церковного ведомства, жизни русской православной церкви за время царствования Императора Александра III. Здесь описаны: чрезвычайные события в государстве (кончина Императора Александра II, коронация Императора Александра III, чудесное спасение жизни Императора Александра III, бывшее 17 октября 1888 года), перемены в составе высшего духовенства, учреждение новых епархий и викариатств, распоряжения об управлении и положении духовенства, вновь устроенные церкви, юбилейные торжества в память исторических лиц и событий, состав и перемены в центральном управлении, состав и перемены в местных учреждениях ведомства православного исповедания, перемены в служебном положении отдельных должностных лиц, меры к улучшению делопроизводства и личного состава в местных учреждениях, открытие самостоятельных приходов и причтов, распоряжения о монастырях и общинах иноческих и знаменательные события в жизни монастырей, заботы об утверждении православной веры и благочестия в Холмско-Варшавской епархии, в западных губерниях России, в Прибалтийском крае, на Кавказе и на отдаленном севере России, миссионерская деятельность в Поволжском крае и в Сибири, миссионерская деятельность по отношению к раскольникам и сектантам и меры борьбы с расколом и сектантством, Церковные православные братства, заграничные церкви и духовные миссии, меры к обеспечению духовенства частные и общие, восстановление церковных памятников древности, важнейшие распоряжения и постановления ведомству православного исповедания за время царствования Императора Александра III, состояние духовно-учебных заведений и церковных школ, наконец, состояние духовной цензуры и перемены в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/im...

О вере или изъяснение символа веры Поучение 8 Приступая к изъяснению Символа веры , ныне раскроем: 1) понятие о Символе веры, и 2) предложим слова самого Символа, показывая содержание каждого члена его, чтобы вам удобнее было представить общее содержание Символа веры . 1) Понятие о Символе Веры Символ, слово греческое, значит знак или примета; а на церковном языке Символом веры называется краткое изложение учения о вере, которое должны содержать и исповедовать православные христиане. Исповеданием православного учения о вере мы отличаемся не только от неверующих, но и от неправославных христиан, которые содержат нечистое, или неправославное учение о вере: поэтому краткое, но точное изложение православной веры и называется православным Символом, или как бы отличительным знаком христиан православных. Символ веры , который повседневно слышим в Церкви, составлен святыми отцами первых двух вселенских Соборов, и признан неприкосновенным на следующих вселенских соборах, как содержащий истинное и неизменное учение православной Церкви. Посему этот Символ веры от времени вселенских Соборов и доныне неизменно содержится православною Церковью. Всем православным христианам надобно твердо знать на память этот Символ веры и хорошо понимать его, чтобы, размышляя о Божественных истинах, в нем предлагаемых, всегда питать в душе благочестие и благоговение к Богу. 2) Изложение Символа Веры Символ веры разделяется на двенадцать членов или частей. Первый член читается так: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В этом члене говорится сперва о Боге, как едином по существу, потом о первой Ипостаси или о первом лице Святой Троицы – Боге Отце, и далее о Боге, как Творце и Промыслителе мира. Второй член читается так: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. В сем члене говорится о втором Лице Святой Троицы, Сыне Божием, и показывается Его Божественное величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Катехизис содержит основные определения веры. В книге «Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви» Николай Сербский последовательно разбирает происхождение и источники православной веры, христианское православное исповедание веры, семь святых таинств, ветхозаветные заповеди, Новый завет. «В чем суть христианской веры? Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? Самые важные тайны бытия и жизни таковы: Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека; Тайна сотворения мира и конца света; Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели. Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.» Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Святитель Николай Сербский (Велимирович) Содержание Введение. О христианской вере Глава 1. Происхождение и источники православной веры Глава 2. Христианское православное исповедание веры Глава 3. Семь святых таинств Глава 4. Ветхозаветные заповеди Глава 5. Новый завет Введение. О христианской вере В чем суть христианской веры?   Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Глава X. Святогорский томос При изучении темы «Святой Григорий Палама как святогорец» мы не можем обойти вниманием исповедание веры, которое носит название «Святогорский томос». Мы рассмотрим это исповедание в настоящей главе и покажем его значение, а также важность учения святого Григория. Введение Святой Григорий был истинным святогорцем. Он прожил большую часть своей жизни на Святой Горе, он был связан со святыми отцами, которые вели подвижническую жизнь вместе с ним, и поэтому он выразил опыт афонских подвижников, который на самом деле является опытом Православной Церкви. Как мы видим из других творений святого Григория, на Афоне жили исихасты, которые сохраняли сущность монашеской и христианской жизни, которая заключается в очищении сердца, просветлении ума и причастии Божественной энергии. Именно с этих позиций мы должны оценивать значение святогорцев в сохранении православного учения о Божественной сущности и энергиях и о причастии Божественным энергиям. В богословском споре с Варлаамом святого Григория поддерживали афонские подвижники. В этом отношении Святая Гора сыграла важную роль. «Святогорский томос» составлен самим святым Григорием. Правда, существовало мнение, что, возможно, это исповедание было написано святым Филофеем Коккином, ставшим впоследствии Константинопольским патриархом. Однако это мнение явно ошибочно 621 . Есть множество свидетельств в работах Григория Паламы , которые явно говорят о том, что он сам составил «Святогорский томос», но я приведу только одно. Монах Арсений Студит обратился к святому Григорию с просьбой разъяснить его учение по вопросам, которые волновали Церковь в то время. Григорий Палама написал, что ответ находится в его сочинениях. И естественно, среди своих сочинений он упоминает «Святогорский томос», о котором он ясно говорит: «В Святогорском томосе», который я составил два года назад, мы говорим так, слово в слово...» 622 Одного этого отрывка достаточно, чтобы доказать авторство святого Григория. По всей вероятности, он написал этот текст в ноябре 1340 года, и это исповедание сыграло важную роль на Константинопольском соборе 1341 года, созванном для захциты взглядов святого Григория. Впоследствии святитель неоднократно ссылался на этот текст 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Первый член Символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. Поучение 9 1) Что значит веровать в Бога? Первый член Символа Веры начинается словами: верую во единаго Бога. Остановимся на этих словах. Что значит веровать в Бога? Веровать в Бога значит – иметь живое убеждение или несомненную уверенность в Его вечном бытии, высочайших совершенствах и Божеских делах, как учит о сем слово Божие, и эту веру свидетельствовать нашими делами. Или иначе скажем: веровать в Бога значит с несомненным убеждением принимать, содержать и исповедовать словами и делами то учение о Триедином Боге и Его Божеских делах, которое преподает нам Святая Православная Церковь . Кто говорит: я верую в Бога, но не принимает Божественного учения, предлагаемого православною Церковью , тот заблуждается. Язычник говорит: я кланяюсь и служу богу, т. е. идолу, или другому какому мнимому божеству; но он есть неверующий: потому что не верует в истинного Бога. Иудей также почитает себя верующим в Бога, но он не верует в Иисуса Христа, пришедшего в мир для спасения человеков; потому и иудей есть также не верующий или заблуждающийся. 2) Что значит исповедовать православную веру? Истинная вера в Бога необходимо обнаруживается в делах; ибо вера без дел мертва есть, учит апостол ( Иак. 2:20 ); а такое необходимое дело живой и спасительной веры в Бога есть исповедание сей веры. Что значит исповедовать православную веру? – Исповедовать православную веру значит с благоговением пред Богом объявлять свою православную веру пред другими, христианами и не христианами, словами и делами, и без страха показывать, что мы содержим православную веру, говорить, когда нужно, и поступать во всем согласно с учением православной веры, и если этого будет требовать верность Господу Богу, делать это с непоколебимою твердостью, не смотря ни на какие к тому препятствия, хотя бы надлежало перенести разные оскорбления, угрозы, мучения и самую смерть. Исповедание веры есть необходимое обнаружение глубокого убеждения в святости веры и всецелой преданности сей вере: потому что мы должны прославлять Бога всем существом своим, не только душою, но и телом, не только внутренно, но и внешне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

(См. также по этой теме прот. (священномученик) Николай Добронравов. Участие клира и мирян на соборах в первые девять веков христианства//Богословский вестник. 1906, февраль. СС. 263-283, цит. по: На пути к Поместному Собору Русской Православной Церкви. Материалы к Архиерейскому Собору 2004 года. Сборник статей. М., 2004. СС. 236-256). Рассмотрим Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года), в которых пунктами 1-3 полностью и без каких-либо оговорок одобряется всё, что произведено при подготовке так называемого «Всеправославного Собора», включая опубликованные проекты документов, которые «в своём нынешнем виде» «не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви» (п. 3). Следует ли считать данные документы, причем в их подготовительном виде (проекты – готовились более 50-ти лет!!!), не нарушающими чистоту православной веры и не отступающими от канонического предания Церкви, как утверждается в указанных постановлениях Архиерейского Собора РПЦ 2016 г.? Не следует ли объявить об упразднении значения этих пунктов постановлений Архиерейского Собора РПЦ 2016 г., причем заявить об этом официально и во всеуслышание Церкви, без двусмысленности, дабы соблюсти декларируемую чистоту исповедания истины Христовой? Справка. В Постановлениях Архиерейского Собора РПЦ (29 ноября - 2 декабря 2017 года), пп. 38-41, рассматривается тема так называемого «Критского Собора» 2016 г., причём отмечено, что «Анализ документов Критского Собора, проведённый по поручению Священного Синода Синодальной библейско-богословской комиссией, показал, что некоторые из них содержат неясные и неоднозначные формулировки, что не позволяет считать их образцовыми выражениями истин православной веры и Предания Церкви. Это особенно относится к документу «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», который не был подписан 2/3 членов делегации Сербской Православной Церкви, а также отдельными архипастырям ряда других Поместных Церквей, принимавших участие в работе Собора на Крите, что свидетельствует о значительном разномыслии в отношении этого документа даже среди участников Критского Собора» (п. 39).

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/04/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010