Разделы портала «Азбука веры» Самое страшное в жизни человека – потерять веру в Бога, общение со своим Творцом. На осуществление этой цели с древнейших времен человечества были направлены все силы ада. Грубейшим наследием в этой борьбе был атеизм. В современном мире атеизм теряет былую привлекательность, и на его место в сознание людей все чаще вселяются безбожные идеи другого порядка. Безумие атеизма всегда было слишком очевидно. Псалмопевец Давид с предельной откровенностью говорил: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» ( Пс.13:1 ). Святитель Григорий Нисский в том же духе обличал древнее неверие: «Кто в мысли своей не дает места бытию Божию, говоря, что Бога нет, тот, став вне Сущего, растлил собственное бытие» 1 . Растление духа человеческого происходит там, где природа, как бытие, или общество, как коллективное сознание, ставятся выше Божественных свойств человеческой личности. Там, где «бытие» определяет сознание духа, душа становится рабой внешнего, теряет смысл духовного самоопределения. Центр жизни смещается с внутренних ценностей на внешние преобразования, с духовного на душевное и плотское. Так исчезает внутренняя энергия духа человеческого и теряется общение с Богом. Душа, находясь в забвении, забвению предает и Самого Бога. Вера материалистов в сомнительное происхождение человечества ослабила и растлила нравы многих народов. Однако причины этого растления надо искать не только в атеизме, но и в отступлении многих христиан от основ православной веры, в их неспособности стать «солью» общества ( Мф.5:13 ). У верующих в Бога есть свои болезни «атеизма». Это прежде всего неверие в сотрудничество Бога с человеком во имя спасения человека. Святитель Игнатий Брянчанинов уже во второй половине XIX века советовал стать на путь спасения не только материалистам, но и верующим. Он писал: «…для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим» 2 . Верующим он напоминал: «По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель» 3 .

http://azbyka.ru/soblazny-neveriya-v-bog...

СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ПОУЧЕНИЯ О ПОКАЯНИИ Итак, здесь мы коротко упомянули о самых распространенных и наиболее зловредных грехах нашего времени (конечно, далеко не о всех), таких, злостность которых теперь часто недооценивают и считают «легкими». Теперь стоит коротко коснуться и того, как вообще исправлять себя, свое сердце, откуда начинать, где искать корни греха, на что обращать внимание более, какая страсть от какой происходит. Прекрасно об этом говорит святитель Феофан Затворник в проповеди субботней первой недели Великого поста. Приведем здесь часть ее. Об исправлении сердца Воспитание в себе всего святого так трудно и многосложно, путь к добру пролегает среди такого множества сокровенных распутий, что приступающему к благому подвигу самоисправления непременно должно начертать предварительно в мысли, что и как исправлять, носить сие начертание постоянно в уме и сердце, чтобы с ним, как с верным путеводителем, беспреткновеннее и надежнее привести к концу начатое дело. Итак, первое – что нам исправлять в себе? Почти все, что есть в нас. Грех любит полновластие. Если он в любви у нашего сердца, то уже овладевает им всем и всего человека покрывает своей зловредной силой. Для грешного и человека и человечества надпись одна: от ног даже до головы несть целости ( Ис. 1:6 ). В этом каждый легко убедится, если приникнет внутрь грешного сердца. Там увидит он коренное семя зла, увидит основные возбуждения греха, равно как и то, в чем он обнаруживается. Семя всего нравственного зла – самолюбие. Оно лежит на самом дне сердца. Человек по назначению своему должен бы забывать себя в своей жизни и деятельности – должен бы жить только для Бога и людей. Освящая свою деятельность возношением ее как благодарственной жертвы к Богу Спасителю, он должен бы всю ее простирать на пользу ближних и на них изливать все, что бы не получил от Щедродавца Бога. Одно здесь не бывает без другого: нельзя любить Бога, не любя ближних, и нельзя любить ближних, не любя Бога, – равно как, любя Бога и ближних, нельзя не жертвовать собой славе Божией и благу ближних. Но когда человек мыслью, сердцем и желанием отвращается от Бога, а вследствие того – и от ближних, то, естественно, останавливается на одном себе – себя поставляет средоточением, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

А. Обязанности христианина, вытекающие из повеления познавать Бога 1. Учись богопознанию, как важнейшему из всех знаний а) Свидетельства св. отцов об обязанности богопознания. Св. Ириней лифнский говорит: «Господь не сказал, что Отец и Сын вовсе не могут быть познаны; иначе напрасно было бы и Его пришествие. Ибо для чего Он пришел сюда? Для того ли, чтобы сказать нам: не ищите Бога; Он неведом и вы Его не найдете – как лгут последователи Валентина, будто Христос (так) сказал (их) вонам?» (Кн. IV, 4). Св. Иоанн Златоуст не был против исследования в деле веры; это ясно видно в его призыве к такому исследованию. Так он говорит: «Бог хощет, чтобы мы не просто слушали имена и слова, находящиеся в Писании, но се разумением. Поэтому блаженный Давид многие из своих псалмов подписал так: в разум и говорил: открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. CXVIII. 18) . После него сын его, заступивший его место, учит, что мудрости должно искать как серебра, приобретать ее больше, чем золота. А Господь внушал иудеям испытывать писания и тем нас еще более побуждает к исследованию (их), – ибо Он не в том смысле говорил это, чтобы, только прочитав, можно было с первого раза понят писание. Никто, конечно, не станет испытывать того, что находится вблизи и под рукою, а испытывают то, что остается в тени и может открыться только после долгого изыскания. Для того-то писание и называется сокровищем сокровенным, чтобы побудить нас к испытанию его, – а это внушается нам для того, чтобы приступали в словам писания не просто, как случилось, но с большою осмотрительностию, – ибо кто станет слушать, что читается в нем, без рассуждения; и все принимать так, как сказано, – буквально, такой может предполагать много нелепого о Боге. Он, пожалуй, допустит, что Бог есть и человек и что Он состоит из меди, что Он и гневлив, и яростен и много других еще более худых мыслей. Если же кто будет вникать в глубину смысла, то избежит всякой такой нелепости» 46 . («Бес. на св. Uoahha XV »). б) О необходимости усовершенствования в познании св. веры нашей. Христианин должен возрастать в познании веры. Св. апостол Павел, научив уверовавших во Христа существеннейшим и необходимейшим истинам веры ( 1Кор. 2, 2 ), не переставал заботиться о том, чтобы христиане совершенствовались в познания преподанного им учения. В заботах о сем он не перестает молить Бога о новообращенных им христианах, чтобы они возрастали в познании Бога ( Кол. 1, 10 ), дабы Он исполнил их познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном ( Кол. 1, 9 ), дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал Духа премудрости и откровения в познании Его ( Ефес. 1, 17 ). Молясь ко Господу, ап. Павел не перестает убеждать верующих: возрастайте в познании Бога и Господа наши и Спасителя Иисуса Христа ( Кол. 1, 10 ср. 2Петр. 3, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

[Греч. Νικτας, Θεδωρος, Γρηγριος κα Δανιλ] (XI в.), преподобные Фиванские (пам. греч. 23 июня). Ф., Г. и Д. считаются учениками Н. Он род. в нач. XI в. в беотийских Фивах в семье богатых и благочестивых Андрея и Феодоры. Во время крещения ребенка над ним парил Св. Дух в виде голубя, свидетельствуя о милости, к-рую Н. обретет у Бога. В 5 лет он был отдан на воспитание учителям. Вопреки воле родителей юноша не хотел жениться, поэтому в 16 лет вместе с братом он тайно покинул дом и пришел в мон-рь Феоклита, где был пострижен в монахи. Проводя все время в молитве и практически не смыкая глаз, Н. желал уединения и просил об этом Бога. Однажды ночью игумену мон-ря явился ангел и велел отпустить Н. из обители. Утром игумен благословил монаха на отшельническую жизнь и тот отправился искать подходящее место. Н. пришел на юго-зап. побережье Беотии и поселился в пещере; 10 лет он провел в аскетических подвигах. Молва о добродетелях подвижника распространилась по окрестностям, многие приходили к Н. за советом и оставались жить под его руководством. Тогда Н. принял священнический сан, чтобы совершать богослужения для общины, к-рая начала образовываться вокруг него. Всю ночь святой проводил в молитве и, чтобы бороться со сном, ходил по окрестным горам. На рассвете он возвращался в пещеру, где была устроена церковь, и вместе с братией продолжал молиться. Н. редко покидал обитель, жил в крайней бедности: имел только одну одежду, довольствовался хлебом и водой, во время Великого поста вкушал лишь по субботам и воскресеньям, а в остальные дни воздерживался от пищи. Однако, если к нему приходили посетители, он ел все, что ему предлагали, чтобы не обидеть гостей. Н. получил от Бога власть над дикими зверями, к-рых кормил с рук. Он всегда был приветлив, с радостью и благорасположением встречал посетителей, учеников наставлял остерегаться козней диавола, не допускать дурных помыслов. За духовным наставлением к нему приходили не только миряне, но и монахи, священники и даже епископы. Подвижник исцелял душевные и телесные недуги, в т. ч. изгонял бесов. Однажды он посетил соседний мон-рь, игумен к-рого погрузился в заботы о мирском благосостоянии и не радел о духовной жизни мон-ря. Святой советовал ему возложить все надежды на Бога и вернуться к исполнению монашеского правила. Н. торжественно пообещал игумену перед Богом и ангелами, что, если тот будет совершать положенные богослужения и усердно молиться, Господь дарует ему не только небесные блага, но и все необходимое в земной жизни. Святой заночевал в обители и долго просил Бога о спасении настоятеля и братии. Ему явился ангел, подал небесный хлеб и велел напомнить монахам слова из Евангелия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33). Когда насельники мон-ря вернулись после работ на поле, они увидели Н. в трапезной, где столы были заставлены изысканными блюдами. Оставшиеся после этого обеда продукты чудесным образом хранили мн. лет и раздавали больным как лекарство.

http://pravenc.ru/text/2565426.html

4. О потерянной драхме (Лк.15:8–10) Сказав притчу о заблудшей овце, Спаситель непосредственно присовокупил к ней и другую, о потерянной драхме. Кая жена имущи десять драхм, аще погубит драхму едину, не вжигает ли светильника, и пометет храмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет ( Лк.14:8 ). «Какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату, и искать тщательно, пока не найдет?» В притче о заблудшей овце под пастырем разумеется Господь наш Иисус Христос. А в притче о потерянной драхме в образе женщины представляется Церковь Святая, основанная Иисусом Христом на земле для спасения людей. Драхма затерявшаяся есть монета из разряда мелких (в 15 к.). Под нею разумеется грешный человек, потерянный для Царства Божия. Светильник, который зажгла женщина, изображает свет спасительного Христова учения, которое вверено на хранение Церкви и ею преподается людям и в Священном Писании и Священном Предании. Женщина метет комнату со светильником. Церковь Святая животворит Духом Святым, пребывающим в ней, возрождающим и просвещающим верующих во Христа. Прилежное и тщательное искание изображает ревность Церкви к спасению людей. Раскрыв притчу, мы можем изложить и смысл ее. В мире сем люди до пришествия Христа воистину были потерянными для Бога. Суеверия, идолослужение и неверие царили всюду. С ними рука об руку шли пороки, преступления и беззакония всякого рода. Но могло ли в людях заглохнуть совершенно сознание, что они «все роди Его», т.е. Бога, все имеют в душе своей печать и образ Царя. Пусть образ сей затемнился, сильно стерся, но не мог он совсем изгладиться. Блуждание, затерянность, удаление от Бога точно было как бы общим уделом человечества. Однако люди искали Бога ( Деян.17:27 ) и, не имея даже закона, законное еще творили, прислушиваясь к голосу совести ( Рим.2:15 ). Словом род человеческий уподоблялся потерянной драхме. Божия была эта драхма. Но потеряла ее Церковь подзаконная. Она не могла обнять всех людей, ибо и сил для сего не имела.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

XVII. Борьба пастыря с инославной и сектантской пропагандой Главная арена, на которой ныне происходит решительная борьба двух направлений – материалистическо-атеистического и религиозного, – это Россия. Там Русская Церковь мучительно, болезненно, страдальчески выдерживает отчаянный натиск материализма, усиливающегося покончить с религией, устроить жизнь человека без Церкви, без Бога, без неба. Тысячи мучеников, в том числе множество архипастырей и пастырей, уже отдали там жизнь свою в борьбе за веру. Но надо быть слишком близоруким, чтобы думать, что удар материализма направлен только против Русской Православной церкви. Русская Церковь явилась лишь ближайшим объектом для страшного опыта, замысел же врага простирается на весь мир, имея своею целью во всем мире вытравить веру, и прежде всего упразднить Церковь . Признаем – иначе мы и не можем признать, – что замысел насколько дерзкий, настолько же и безнадежный. Истребить веру в роде человеческом нельзя. Чтобы истребить ее, надо было бы пересоздать человека, надо было бы вытравить в человеке то чувство, которое заставляет его устремлять свой взор туда, к небу, искать общения с Богом и в общении с Высшим Существом находить высшую усладу и утешение. Но пересоздать человека – выше сил человеческих. Какие бы усилия ни делали враги Бога и веры, Бога им не уничтожить, веру, потребность веры из сердец человеческих не вытравить и не отнять им у веры того чудесного свойства, по которому она спасала, спасает и всегда будет спасать мир от нравственного разложения и гниения. В этом утверждают нас и история, и жизненный опыт, и наука о душе человеческой и, конечно, Слово Божие. Однако полная уверенность в том, что страшный замысел врагов веры в своих конечных расчетах безнадежен, не дает еще права спокойно и безучастно смотреть на происходящим на наших глазах поединок веры и неверия. То несомненно, что Бога из мира не изгонят и веры не уничтожат. Но... церкви Божии могут испытать величайшие потрясения; соединенное с неверием зло может возрасти и придушить на время радость добра; при этих потрясениях могут погибнуть миллионы христианских душ. Это уже мы видим на деле. С другой стороны, было бы симптомом дряхлеющего старчества, если бы дружному сатанинскому натиску, беспримерной энергии неверия верующий мир противопоставил какую-то теплохладность, разрозненность своих сил и непонимание угрожающего момента. В нашей дряхлости и слабости неверие нашло бы для себя наиболее крепкую опору.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Вознесение Господне Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол.3:1–2 ). Воскресший из мертвых, Господь наш Иисус Христос вознесся от земли на небо – ко Отцу Своему, и седя одесную Его. Теперь, казалось бы, нам можно уже обратиться к нашим земным делам и погрузиться в наши обыденные занятия. Но Апостол Христов выводит отсюда совсем иное заключение. По его заключению, теперь-то нам и нужно – преимущественно искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствовать, а не земная. Почему так? Потому что и воскрес, и вознесся на небо не Один Господь Иисус Христос; с Ним и в Нем воскрешены и превознесены и мы: Бог, богат сый в милости, говорит Апостол, за премногую любовь Свою, ею же возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи, Христом, и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе ( Еф.2:4–6 ). В этом-то и состоит истинно христианское празднование праздников Господних, когда и в нас, как истинных и живых членах Тела Христова, совершается тоже, что совершилось во Христе. Для того и торжествует св. Церковь все великия и спасительные дела Искупителя нашего, да мудрствуется и в нас, еже и во Христе Иисусе... С Ним нам должно распинаться миру и распинать плоть свою со страстьми и похотьми, с Ним воскресать покаянием от смерти греховной к лучшей – богоугодной жизни, с Ним возноситься духом на небо, где живот наш сокровен со Христом, в Боге. Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствуйте, а не земная. Видите ль, как воскресением и вознесением Господним рассеевается для нас мрак видимого чувственного, и сквозь отверстое небо является мир новый – невидимый – духовный? Взирая с Апостолами на небо, вслед Вознесшагося Господа, видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни вся судьба наша – не ограничивается пределами временной жизни нашей во плоти, – что весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый, – где поруганный, уничиженный, распятый на Кресте Сын Человеческий является на престоле славы, одесную Бога Отца, а мнимое торжество неверия и нечестия вождей иудейских, и подобных им, обращается в вечное посрамление, погибель и мучение, – где все величие земное, вся слава мира является яко ничто, а открывается слава Божия всесовершенная и всеблаженная, никогда не умаляющаяся и никогда не померкающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

ГРЕХ, ГРЕХОВНОСТЬ, ГРЕХОПАДЕНИЕ, ГРЕШНИК Адам должную любовь к Создателю своему обратил к созданию Его и так тяжко согрешил (5:33, см. ХРИСТИАНИН , 1087). Грехопадение от зависти Диавола Не без воздыхания и скорби читают тое, что человек, который так высоко от Бога был почтен, в так глубокую несчастия яму завистию диавольскою упал, и который тако от Бога возлюблен и вышеестественно одарен был, врагом Его сотворился, и со смирением и жалением исповедаются: «согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом» ( Пс. 105, 6 ). Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия» ( Рим. 3, 23 ) (3:437). Нарушили заповедь, послушав Диавола Заповеди Божия прародители наши не сохранили; «от заповеданнаго древа вкусили» ( Быт. 3, 6 ). К сему преслушанию и законопреступлению прельстил их змий лукавый и сатана, позавидев великому их блаженству. И тако они, не послушавши Бога, Создателя своего, послушавши же прелестника и врага своего, весьма тяжко согрешили пред Богом; чего ради лишилися милости Божией и благодати, которою их почтил Бог в создании; потеряли образ Божий, и из святых и праведных сделались нечистыми, скверными и грешными, и подпали праведному гневу Божию и всякому неблагополучию, временному и вечному (3:124). Что повлекло за собой грехопадение ПРАРОДИТЕЛЕЙ? Знаете вы сами, что неделя сыропустная заключает, в которой воспоминает нам Церковь святая падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас самих. Так мы поэтому в тот день оплакиваем крайнее наше несчастье; оплакиваем мы тогда тот час и день, в который род наш начал быть преступником заповеди Божия, и Бога преблагаго прогневлять. Оплакиваем тот день, в который Божиим правосудием проклятию преданы мы, на смерть осудилися, предалися тлению, изгналися от рая, лишилися краснейшей оной доброты, удалилися от Богозданнаго селения, посланы в юдоль сию плачевную, «в поте лица» нашего искать хлеб себе. С крайним нашим жалением воспоминаем тое время, в которое мы подпали всяким несчастьям, бедам, болезням, немощем, печали, воздыханию. Плачем еще, поминая тот час, в который образ Божий, неизреченную оную доброту потеряли мы, и «приложилися скотам несмысленным и уподобилися им», в который наконец смерть начала над нами царствовать (1:42).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пусть тяжёлые новости не угнетают 06.03.2023 520 Время на чтение 3 минуты Источник: Архангельская епархия «Мы не лучше и не хуже других. Мы празднуем не превосходство над кем-то. Мы торжествуем, потому что смогли сохранить учение Божие в неприкосновенности, в той красоте, что нам передали апостолы», — о празднике Торжества Православия рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов. В первое воскресенье Великого поста мы отмечаем праздник Торжества Православия. Тожество есть победа, о какой же победе может идти речь в данном случае? Давайте еще раз вернемся в Райский сад, где человек возрастает под руководством Бога. Волю Божию не надо искать, потому что можно напрямую обратиться к Создателю, и Он покажет, объяснит, как человеку духовно возрастать, как восходить по ступеням духовной лестницы и постигать самую трудную из наук — умение любить Бога, ближнего, себя. Человек не выдерживает испытание славой, самостоятельностью, и та свобода, которая дарована человеку как образ и подобие Божие, становится камнем преткновения. Иногда говорят: «А может быть не надо было давать свободу? Не было бы запрета, не было бы того дерева, не было бы грехопадения». Но ведь человек тогда не был бы образом и подобием Божиим. Только в свободном волеизъявлении возрастают духовные плоды, только по своей воле человек может подниматься по духовной лестнице. Когда мы находимся в принуждении, когда над нами стоит некий «потолок», мы превращаемся в биороботов, выполняющих определенную безошибочную программу. Но Бог уважает Свое любимое создание — человека, и поэтому дарит ему свободу в надежде, что он воспользуется ею во благо. Рай — то место, где человек находил опору в Боге, непосредственно обращаясь к Нему. Но когда мы вырвали свою руку из рук Божиих, вышли из Райского сада, мы сразу ощутили, как плохо без Бога. Как человек, впервые вошедший в лес, может быстро заблудиться, так и человечество без Бога теряет опору, смысл жизни, не понимает своего пути. Проходит немного времени после изгнания, на земле живет всего четыре человека, и уже происходит убийство.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/06/pust_t...

Замысел, внутренний порядок и план этого сочинения Часть первая. Человек, не познавший Бога Предуведомление Глава I. Место человека в лоне природы: две бесконечности Глава II. Ничтожество человека. Вводящие в обман могучие силы 1. Чувства и память 2. Воображение 3. Обычай 4. Себялюбие 5. Гордыня и дух тщеславия. 6. Противоречия 7. Малоумие человеческой науки и философии 8. Развлечение 9. Человек в обществе Глава III. Величие человека – в чем оно проявляется 1. В качестве итога всему, что касается его чувства собственного ничтожества. Мысль 2. В заключение всего сказанного о его ничтожестве. Бессознательный порыв к истине и благу даже и в пору заблуждений 3. Людская справедливость и причина следствий 4. Превращение “за” в “против” и “против” в “за” 5. Порядок, присущий истинной справедливости 6. Величие человека в том, чтобы держаться середины Глава IV. Заключение: должно искать Бога Часть вторая. Человек, обретший Бога Предуведомление Раздел I. Поиски 1. Философы 2. Вероисповедания 3. Иудейский народ 4. В чем трудность 5. Преодоление трудности: естество, отпавшее от Господа 6. Знамения истинного вероисповедания 7. Заключение Раздел II. Узел 1. Убрать препятствия 2. Непостижимость. Бытие Бога. Ограниченность нашей логики 3. Бесконечность – небытие 4. Покорность и разумение 5. Польза доказательств с помощью механических действий: автомат и воля 6. Сердце 7. Вера и что может помочь нам уверовать. Просопопея Раздел III. Доказательства бытия Иисуса Христа Вступление Глава I. Ветхий Завет 1. Моисей 2. Завет 3. Предсказания. Надежды на пришествие Мессии 4. Пророчества, подтвержденные пришествием Мессии, Иисуса Христа, положившего начало внутреннему духовному царству 5. Причина употребления образных иносказаний. Основы христианского вероисповедания Глава II. Новый Завет. Иисус Христос Введение. Иисус Христос Богочеловек, средоточие сущего Доказательства пришествия Иисуса Христа 1. Исполнение пророчеств и особенности этих пророчеств 2. Он сотворил чудеса 3. Замалчивания Иисуса Христа. Таинство Евхаристии 4. Иисус Христос, Искупитель всех человеков 5. Что в мире свершило искупление. Благодать 6. Нравственность 7. Внутренний распорядок вселенской справедливости 8. Пути к спасению 9. Иисус Христос Глава III. Церковь 1. Пути, которые привели к созданию христианской Церкви. Истинность поведанного в Евангелии. Апостолы 2. Пути, которые направляли христианскую веру 3. Непрерывность 4. Непогрешимость Церкви. Папа и единство Заключение. Знак благоволения и таинство любви Господней Долг человека  

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010