Визит высоких гостей в Кесарию выглядел как обычный визит вежливости, ведь именно так цари Иудейские приветствовали новых римских правителей. Хотя со стороны Ариппы он был также поводом упрочить свое положение на политической арене, так как Ирод Агриппа II являлся царем очень небольшой части Палестины — Галилеи и Пиреи, и владел всем этим исключительно по милости Рима: император его туда посадил, равно как и мог сместить в любое подходящее время. Естественно, Агриппа всеми силами стремился доказать свою верность кесарю. И опять Фест решает подстраховаться: И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. Настоятельной необходимости в предложении царю Агриппе разбора дела апостола Павла не было. Но Фест не только хочет развеять тем его скуку, а как бы сложить с себя часть ответственности. Возможно, прокуратору казалось, что царь способен принять более правильное решение в силу своей осведомленности в области обычаев и законов иудейских. Обстоятельность рассказа Феста о деле Павла содержит не только стремление проявить свою компетентность, но и показать перед царем личную правдивость, честность и пунктуальность в ведении расследования: Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения. Никаких обвинений политического характера найдено не было, остальное все — не имело никаких доказательств. И посему слова прокуратора звучали как оправдание Павла. Нельзя было предать смерти апостола Павла за то, что иудеи имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив. Фест стремится выставить себя выше всех этих иудейских религиозных споров. Учению же Христову и словам Павла о Воскресении Господа он просто не верит, а потому и говорит о том с нескрываемой издевкой. В результате Агриппа из уст Феста получил обстоятельный и полный отчет о деле Павла, а Павел теперь имел возможность выступить перед царем и защищаться от выдвинутых против него обвинений. Так сбылось пророчество Господа нашего Иисуса Христа, Который говорил ученикам: …и поведут вас к правителям и царям за Меня.. ( Мф. 10,18 ). Но верный последователь Христов был готов и духовно, и морально предстать перед судом правителей, дабы и им проповедовать Правду вечной жизни и Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Деян.25:13–15 .   Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста. И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. Агриппа был или наместником царя в восточных провинциях и потому назывался царем, или, быть может, он был и сам царем на востоке, тогда как Нерон владычествовал на западе и имел резиденцию в Риме. «Кесарь» по-римски означает «император», так как все римские императоры, пока были императорами, назывались кесарями; однако же названия эти не были собственными их именами. Я заметил это, чтобы кто-либо, на основании тождества этого общего названия с именем собственным, не подумал, что при одном и том же императоре и Господь наш родился, и Павел умер. Господь родился, как показывает хронология, при кесаре Августе, а умер через тридцать три года при Тиверии Августе. Павел же умер при Нероне, спустя тридцать четыре года после смерти Господа. Да и Ирод был наместником царя, поэтому и сам назывался царем. Деян.25:16–18 .   Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения. Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека. Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал. Ясно, что Пилат, выдав Иисуса иудеям, сделал это со злодейской целью, так как он и суд Божий, и закон римский презрел для того, чтобы, предав кровь неповинную на смерть, угодить убийцам, хотя за такой противозаконный поступок и подвергался ответственности перед императором римским, который и послал его начальником в пределы Иерусалима. «Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений». Клеветники возводили на него обвинение, но не доказали его, потому что их клевета и дерзость казались подозрительными, а разбирательство дела не подтвердило ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

2. Около этого же времени царь предпринял поездку в Италию, чтобы повидаться с Цезарем, а также со своими сыновьями, жившими в Риме. Цезарь принял его во всех отношениях любезно и разрешил ему отвезти обратно на родину сыновей, которые уже успели закончить свое образование. Когда Ирод вернулся с ними из Италии, простонародье восторженно отнеслось к юношам, снискавшим себе всеобщее благоволение как дарами счастья, которыми их наделила судьба, так и своею царственною внешностью и осанкою. Но за то они тотчас же навлекли на себя и недоброжелательство со стороны Саломеи, сестры царя, и тех, что своими наветами загубили Мариамму. Дело в том, что последние уже теперь боялись, что, когда юноши сами вступят на престол, им придется поплатиться за незаконные свои поступки по отношению к их матери. Это опасение опять побуждало [придворных] к клеветническим наветам на юношей, причем выставлялось на вид, что те вовсе не находят удовольствия в обществе отца своего, так как считают безнравственным жить вместе с тем, кто являлся убийцею их матери. Так как подобные наветы походили на истину, основываясь на убедительном факте, то врагам удалось преуспеть в своих кознях и лишить юношей расположения, которое питал к ним отец их. Конечно, недоброжелатели ничего этого не высказывали царю прямо, но распространяли такие слухи в народе; когда же об этом было донесено Ироду, в нем понемногу стала развиваться та ненависть [к сыновьям], подавить которую он с течением времени уже по самой природе своей не был в состоянии. Впрочем, пока у царя чувство родительской любви было еще сильнее всякой подозрительности и клеветы, и потому он заботился, чтобы его сыновьям оказывались всевозможные почести; когда же они достигли соответственного возраста, он женил их, а именно Аристобулу дал в жены Беренику, дочь Саломеи, а Александру – Глафиру, дочь каппадокийского царя Архелая 1027 . Глава 2 1. Устроив это и узнав, что Марк Агриппа вновь прибыл из Италии в Азию, Ирод тотчас поехал к нему и просил его приехать в иудейское царство, чтобы найти там гостеприимство преданного ему друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Призвав затем депутатов, Клавдий сообщил им, что исполняет их просьбу, и велел им благодарить за это Агриппу (по ходатайству которого он, император, это делает). При этом он вручил им в виде письменного ответа бумагу следующего содержания: «Император Клавдий Германик, в пятый раз облеченный властью народного трибуна, в четвертый раз консул 1218 и в десятый раз главный военачальник, отец своего отечества, сим посылает привет начальникам, членам совета, населению иерусалимскому и всему вообще иудейскому народу. Так как мой любезный Агриппа, которого я воспитал и который так предан мне, представил мне ваших послов, поблагодаривших меня за мою заботливость о вашем народе и усердно и почтительно просивших меня представить в ваше собственное распоряжение священную одежду и головной убор первосвященника, я сим выражаю свое на это согласие, подобно доблестному и любезнейшему мне Вителлию 1219 . На эту вашу просьбу я согласился, во-первых, как вследствие своего благочестия, так и желания, чтобы каждый мог исполнять по-своему требования религии; а во-вторых, я согласился на это потому, что знаю, что этим я доставлю удовольствие царю Ироду и младшему Аристобулу, преданность которых ко мне и заботливость которых о вас мне одинаково известны. К тому же я особенно расположен к этим отличным и милым людям. Вместе с тем я послал своему наместнику Куспию Фаду соответственное распоряжение. Это письмо вручено Корнелию, сыну Керона, Трифону, сыну Фейдиона, Дорофею, сыну Иоанна. Составлено оно за четыре дня до июльских календ 1220 , в консульство Юлия Руфа и Помпея Сильвана 1221 ». 3. Тогда же Ирод, брат покойного Агриппы, управлявший в это время Халкидою, обратился к императору Клавдию с просьбой предоставить ему право заведования [Иерусалимским] храмом, его суммами и назначением первосвященников. Клавдий согласился на это. С того времени право это оставалось за всеми его потомками вплоть до конца [Иудейской войны]. Между прочим, Ирод сместил первосвященника, прозванного Канферой, и предоставил его сан Иосифу, сыну Камея. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2Мак.9:4–8 Воспылав гневом, он думал выместить на Иудеях зло обративших его в бегство; поэтому приказал правящему колесницею непрестанно погонять и ускорять путешествие, тогда как небесный суд уже следовал за ним. Ибо он сказал с высокомерием: кладбищем для Иудеев сделаю Иерусалим, когда приду туда. Но всевидящий Господь, Бог Израилев, поразил его неисцельным и невидимым ударом: как только кончил он эти слова, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки, и совершенно праведно; ибо он многими и необычайными муками терзал утробы других. Но он нисколько не оставлял своей гордости и еще более исполнился высокомерия, дыша огнем ярости на Иудеев и приказывая ускорять путешествие. Тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела. И тот, который только что мнил по гордости, более нежели человеческой, повелевать волнам моря и думал на весах взвесить высоты гор, повержен был на землю и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию, «Повелевать волнам моря…, на весах взвесить высоты гор…», – выражения дня обозначения беспредельного всемогущества силы Божией (ср. Иов XXXIII: 11; Nc LXIV: 7–8; LXXXVIII: 10 : Uc LI: 15 ). Выражение данного места близко воспроизводит особенно – Uc XL: 12 . – Подобное же выражение 10 ст. – «касаться звезд небесных…» срав. Ис XIV: 13 и д. 2Мак.9:9–10 так что из тела нечестивца во множестве выползали черви и еще у живого выпадали части тела от болезней и страданий; смрад же зловония от него невыносим был в целом войске. И того, который незадолго перед тем мечтал касаться звезд небесных, никто не мог носить по причине невыносимого зловония. Описываемая здесь болезнь Антиоха не исключительна в истории. По книге Деяний XII: 23 – от подобной же болезни умер Ирод Агриппа I; по Флавию – Ирод Великий (Арх XVII, 5, 6). Геродот также упоминает (IV, 205) об одной африканской царице, изъеденной червями ( ζσα ευλων εξζεσε). Современной медицине известна подобная болезнь под названием helminthiasis; она действительно сопровождается не только внутренними коликами (5 ст.), но и наружными нарывами и ранами от червей, которые проедают кишечный канал (ulcera verminosa), причем отделяется невыносимое зловоние.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Большинство агадических повествований имеют библейскую основу и сообщают подробности, к-рых в тексте самого Писания нет. Иногда цель рассказа воспитательная. Напр., Аарон предстает миротворцем. Согласно А., если Аарон узнавал, что 2 человека в ссоре, он приходил к одному и говорил: «Вот, ты в злобе на ближнего своего, а послушал бы, что он втайне говорит про тебя: сердце мое, говорит, сжимается от боли, я глубоко раскаиваюсь и готов волосы на себе рвать от отчаяния, что не смею в глаза взглянуть ближнему моему, перед которым я один во всем виноват». И не уходил, пока не видел, что не оставалось в том ни капли злобы. Потом шел к другому с теми же увещаниями. Встретятся эти люди - и кинутся друг другу в объятия (Авот де-рабби Натан 12). Это сказание не только восхваляет миротворца, но и дает метод достижения мира. Кроме того, поскольку Аарон - родоначальник священников, А. исподволь внушала, что мирить ссорящихся - одна из обязанностей священника. Но это не единственный тип рассказов о патриархах. Нек-рые из них содержат богословский подтекст. В «Берешит Рабба», толковании на кн. Бытия (I-III вв. по Р. Х.), дается, напр., такой комментарий к словам «и взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего» (Быт 22. 6): «Как человек, который несет крест на плече своем» (Берешит Рабба 56. 3). В А. содержится немало фольклорного материала, легенд, прибауток, сказок, бродячих сюжетов. Героями агадических сказаний часто становились не только персонажи канонических текстов евр. Библии, но и исторические лица более позднего периода: Александр Македонский , Гиркан , Агриппа Ирод II , евр. законодатели. Центральное место в этих историях принадлежит мудрецам I в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. Истории о мудрецах весьма неоднородны по характеру и жанру. Иногда они носят сказочно гиперболический характер: напр., повествуется об особом благочестии ослицы р. Пинхаса бен Йаира: на постоялом дворе ей дали необмолоченного ячменя - не стала есть. Дали овса - опять не ест. Перебрали и очистили зерно - все-таки не ест. «Возможно,- сказал р. Пинхас,- от этого зерна не успели еще отделить десятину». Десятина тут же была отделена, и ослица принялась есть (Хулин 7а-б).

http://pravenc.ru/text/63066.html

В Вост. Средиземноморье, будучи связан дружескими узами с царями зависимых от Рима гос-в, К. вернулся к форме непрямого управления. На Балканах, в М. Азии, Сирии и Палестине для зависимых от Рима династов были созданы марионеточные гос-ва. Три сына фракийского царя Котиса получили в управление Фракию, М. Армению и Понт; Антиох из Коммагены - престол своего родного царства; Агриппа I Ирод в 37 г.- 2 части палестинской тетрархии, Батанею и Трахонитиду. В 39 г. К. лишил престола Ирода Антипу , области Галилею и Перею передал Ироду Агриппе ( Euseb. Hist. eccl. II 4). В 39 г., после того как префект Египта Авл Авиллий Флакк установил статуи К. в синагогах в Александрии, произошли кровавые столкновения между греч. и иудейской общинами города; сопротивление иудеев подавили войска, а его лидеры были распяты на крестах. К. вскоре отозвал Флакка в Рим, а конфликт разбирался имп. судом. Из Александрии обе общины направили посольства; греческое возглавил ритор Апион; иудейское - философ Филон Александрийский . Обе стороны представили К. петиции, однако он выслушал греков и решил дело в их пользу, даже не дав слова Филону ( Philo. In Flacc.; Idem. Leg. Gai.; Ios. Flav. Antiq. XIX 1-2; Euseb. Hist. eccl. II 5). За короткий период правления К. известны 5 заговоров рим. знати против него. Все они (кроме последнего) раскрывались, их участники карались смертью. После расправы над заговором Марка Эмилия Лепида К. отправил в ссылку 2 своих младших сестер. В оппозиции К. были также известные в Риме философы Юлий Кан и Юлий Грецин. Со временем отношения К. и сената испортились. Постоянно занимавшийся расследованиями и политическими расправами К. приказал своему вольноотпущеннику Протогену носить за ним 2 грамоты под названиями «Меч» и «Кинжал», куда были занесены имена тех, кто подлежали казни. Последний заговор против К. составили Кассий Херея, Анний Винициан и сенаторы Публий Ноний Аспренат и Луций Норбан Бальб. К. был убит кинжалами заговорщиков в день проведения Палатинских игр, когда он выходил из театра, чтобы принять ванну.

http://pravenc.ru/text/1319967.html

Новый завет Господа нашего Иисуса Христа есть единственный, спасительный для человечества всех времен. Но человечеству на веки дан он в одно известное, определенное время. Видно, в ряду времен одно это известное время и имело готовую приемлемость к первоначальному открытию в мир Нового Завета. Само слово Божие подтверждает это, называя время первоначального открытия Нового Завета «полнотой времени». Так апостол Павел, указав на необходимость держать спасаемого человека под повелители и приставники во все времена ветхозаветной его младости, продолжает: егда же прииде «полнота времени»,  посла Бог Сына своего…. Да всыновление восприимем ( Гал.4:1–5 ). Посему для раскрытия внутреннего порядка преподания или открытия в мир Нового Завета должно обратить внимание на приемлемость к тому самого тогдашнего времени.      Каковы же были обстоятельства и нужды времени открытия и первоначального распространения в мир христианства?  Это было время  единственное в ряду времен и по внешнему положению  мира. Разделения между языками 1 и избранным народом, в гражданском отношении, уже не существовало. В Палестине хотя еще и появлялись и цари (каков Ирод Агриппа): но эти цари сами были рабами римского императора; земля обетованная, вместе с Сириею, была в числе римских провинций, пока наконец не была опустошена римским оружием. Римская же империя обнимала почти весь тогдашний гражданский мир; не входящие в ее состав и не зависящие от нее – или были разобщены со всеми, или не достигли еще до гражданского устройства.      Что касается до внутреннего состояния мира: языческая религия (каковы бы ни были частные ее виды), – как священное и вековое предание отцов, как колыбель,  в которой были положены языки в своем младенчестве, как почва на которой они росли и развивались, как форма, проникшая весь гражданский организм, и у образованнейших из них вполне развитая, – была ожесточенно-твердым в мире заблуждением. Но внутренние основания язычества были уже подорваны и убиты. Наглядная сторона мира  и природы  уже довольна была непленительна, чтобы духу увлекаться и  успокаиваться в ней, ка в своей родной области, чтобы т.е. светло отражать в себе духовное и Божественное. Искусство, пришедшее на помощь природе к обольщению духа человеческого призраками Божественного (идолами), отчасти продолжило очарование видимого и наглядного, отчасти же само, раскрывая в человеке внутренние силы, могущие властительно распоряжаться видимым и естественным, подрывало основание к обожанию этого видимого и естественного. И ум язычника (по крайней мере в мудрецах языческих) на столько уже возвышался над естественным и видимым, что Божества искал выше видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою поклоняющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость. Кондак, глас 2: Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение. Кондак, глас 2: Верховнаго и перваго Апостолов, истины божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим, и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще. 614 Здесь разумеется Ирод Агриппа I-й, внук Ирода Великого, царь иудейский, убивший мечом св. апостола Иакова Зеведеева и апостола Петра; управлял Иудеей в царствование римских императоров Калигулы (37–41 г.) и Клавдия (41–54 г.); умер, пораженный Ангелом, от тяжкой болезни вскоре после чудесного освобождения апостола Петра из темницы. 617 Здесь разумеется главный собор в Константинополе во имя Софии – Премудрости Божьей, созданный Константином Великим . Впоследствии этот собор был великолепно возобновлен и расширен императором Юстинианом Великим в 537 году; в 1453 году, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть. Юстиниановский храм Св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля самой цветущей эпохи его развития. 619 Нерон – римский император царствовал с 54–68 год; по его повелению апостол Петр предан был мученической смерти (около 67 года). – Вериги, которыми апостол Петр был окован по повелению Нерона, были обретены в Риме во II веке. 620 Римский праздник вериг существовал в начале II века, при папе Александре (109–119 г.) в память вериги апостола Петра в римской темнице, которую чтили и лобызали, а после праздник сей обновлен присланною веригою из Иерусалима. Праздник этот совершается в римской церкви 1 августа. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В нашем движении активно участвуют СМИ. Мы подготовили соответствующее обращение в адрес торговых сетей, предпринимателей, которые в этот день могут устанавливать дополнительные ограничения по продаже спиртных напитков. Также мы проводим работу с  населением, с трудовыми коллективами, молодежью по пропаганде трудового образа жизни и отказу от курения. Кроме того, мы будем проводить круглый стол, на котором будет пропагандироваться социальный проект, существующий в области уже более 5 лет. Он называется «Будь здоров!», это участие 7-9 классов, которые берут на себя определенные обязательства по отказу от табакокурения, по пропаганде здорового образа жизни. За этот период более 26 тысяч человек приняли участие в  этом проекте,  в учебном 2009-2010 году участвовали около 170 классов. Победители за счет средств областного бюджета направляются отдыхать на черноморское побережье. По итогам предыдущих Дней трезвости, по нашим данным, участвовали: в первом Дне в 2008 г.- около 180 тыс человек, в 2009 г. – 195 тыс человек. Мы надеемся, что в этом году, круг людей, которые поддержат общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» будет еще шире. о. Алексей Яковлев: «Попечительство о народной трезвости» - это дело общее. Пьянство –  дело сугубо индивидуальное и ограниченное. Сам день 11 сентября, к которому приурочен этот праздник, это День усекновения головы Иоанна-Предтечи. Почему День трезвости приурочен именно к этому, понятно из произошедшего события: В Иудее был царек по имени Ирод Агриппа, человек достаточно мелкий и, как часто бывает, достаточно буйный. Отчасти это было связано с тем, что денег у него было много, а ума мало. Он праздновал день рождения, который был насыщен различными алкогольными напитками (подмечу, что в то время крепких алкогольных напитков не было, то есть это было  подобно пивному алкоголизму). В результате этого, несмотря на то, что Ирод Агриппа очень уважал Иоанна-Пророка, одного из самых велик святых, будучи одурманен винными парами, царь этот принес клятву, от которой сам не смог избавиться - он повелел палачу отрубить голову Иоанна-Крестителя. То есть получилась очень странная ситуация: Ирод Агриппа любил слушать проповеди Иона-Предтечи, ему было интересно с ним общаться, но, в тоже время, алкогольный дурман заставил царя отрубить пророку голову. Современная статистика и милицейские сводки подтверждают, что это - не парадоксальный пример, это бывает часто - значительная часть убийств происходит на почве алкогольного опьянения. В этом смысле, проблема пьянства не только социальная, медицинская, но и духовная. Здесь церковь никак не может стоять в стороне, тем более, что и опыт борьбы с пьянством у нее есть.

http://pravoslavie.ru/38643.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010