9. Двадцатипятилетнее юбилейное торжество игумений Марии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря. Нижний Новгород, 1887 г. 10. Сказание о Христа ради юродивой подвижнице Пелагее Ивановне Серебренниковой. Тверь, 1881 г. 11. Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский. Воронеж, 18go г. 12. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. М., 1895 г. 13. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский. Нижний Новгород, 1886r. 14. Схиигумен Серафим, бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря о. Иоасаф. Священника А. Братановского. Ярославль, 1885 г. 15. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Т. 4 и т. 5 (часть первая). 16. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к Высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888 г. 17. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч. 4- М., 1884 г. Архимандрит Серафим (Леонид Чичагов) Глава I Четыре удела Божией Матери на земле: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Флоровский женский монастырь в Киеве. Полковница Агафья Семеновна Мелъгунова - первоначальница обители на месте четвертого жребия Матери Божией на земле - в селе Дивееве. Общежительная Саровская пустынь; история ее. Иеросхимонах Иоанн В 44-м году по Р. X., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, обезглавил Иакова, брата Иоаннова, и заключил в темницу Петра, тогда св. апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и положили кинуть между собою жребий, кому отправиться в какую сторону для проповеди Евангельской (Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. СПб., 1869 г.). Пречистой Богоматери досталась земля Иверская, нынешняя Грузия. С радостью приняв этот первый удел, Она стала готовиться к отправлению в Иверию, но Ангел, явившийся перед Ней, возвестил Ей, что страна, доставшаяся Ей в удел для проповеди, просветится впоследствии времени; что же касается до Нее Самой, то Она должна остаться теперь в Иерусалиме, ибо Ей предназначен труд просвещения другой страны, о которой воля Сына и Бога Ее выскажется в свое время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Апостола Петра, если бы тот не был спасен чудесным образом от смерти ( Деян. 12:1–10 ). Впрочем, Палестина не долго находилась под его правлением. После немного более чем трехлетнего царствования он был внезапно поражен свыше и умер страшной смертью (съеден червями) в 44 году по Р. X., в то самое время как сидел однажды в Кесарии на возвышенном месте во всей царской одежде и был приветствуем народом за некоего бога ( Деян. 12:22,23 ). 5. Куспий Фад По смерти Агриппы сын его, Ирод Агриппа казался еще слишком молод для того чтобы самостоятельно вступить на престол, а потому и управление всей Палестиной снова было передано правителю из Римлян Куспию Фаду, находившемуся под главным ведением правителя Сирии. В то время Римские правители, даже лучшие из них, вместо того чтобы действовать с кротостью и терпимостью, по отношению к Иудеям предпринимали единственно крайние меры жестокости и строгости, для того чтобы подавить всякое движение народной жизни. Это особенно видно из образа действий Куспия Фада (44 – 46 по Р.Х.), Тиверия Александра (46 – 48), Вентидия Кумана (48 – 52), и Феликса (52 – 60 по Р. X.). Правление Александра, отступника из Иудеев, было более жестокое, чем даже самих Римлян. Феликс, по свидетельству Тацита, действовал в качестве правителя со всевозможною жестокостью и развратом, в духе раба, возвысившегося до высшей степени почести. Такое правление естественно возбуждало в Иудеях горькое чувство ненависти и негодования против Рима. В тоже самое время раздоры и несогласия между самими священниками, смертельная борьба между Иудейской аристократией и народом и крайности со стороны отчаянных фанатиков еще более усиливали и умножали народное бедствие. 6. Порций Фест Порций Фест был послан Императором Нероном наследовать Феликсу в 60 году по Р. X. Воодушевленный добрыми намерениями, преемник Феликса совершенно был не в силах исправить и загладить злоупотребления, сделанные сим последним. После краткого, двухлетнего, управления он умер в Иудее. Два наследовавшие ему Римские правители, по-видимому, делали с своей стороны все возможное не для успокоения, а для усиления ожесточенной внутренней борьбы между чужеземцами и Иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

В городе Кесарии жил сотник Корнилий. Он был язычником, но человеком благочестивым, добродетельным, боящимся Бога. И вот явился ему ангел и велел пригласить апостола Петра, жившего недалеко. В это время Петр стоял на молитве. Помолившись, он почувствовал голод и попросил есть. Пока готовилось кушанье, он увидел, что небо открылось и оттуда опускается к нему огромное полотно, привязанное за четыре угла, а в полотне находились звери, птицы, гады – животные нечистые, которых запрещалось вкушать. И раздался голос с неба: «Встань, Петр, заколи и ешь». «Нет, Господи, сказал апостол, я никогда не ел ничего скверного, ничего нечистого!» – Тогда голос сказал: «Что Бог очистил, того ты не считай нечистым». Так повторилось три раза, и снова полотно поднялось на небо. Видение окончилось, и Петр не знал, что подумать о нем. В это время пришли посланные от Корнилия и звали Петра к нему, рассказав о явлении ангела. Петр понял тогда, что значило видение, и, повинуясь воле Божией, пошел к Корнилию, которого прежде, как язычника, считал нечистым и недостойным слышать слово Божие. А Корнилий тем временем уже созвал друзей и родственников своих в ожидании прибытия апостола и, увидевши его, вышел навстречу, поклонился до земли и ввел в свой дом. Там, во время проповеди апостола, Дух Святый сошел на язычников: они стали говорить на различных языках и прославлять Бога. Петр крестил их, и с того времени слово Божие стало проповедоваться и между язычниками. Вскоре после того, царь Иерусалимский, Ирод Агриппа схватил Петра, заключил в темницу и осудил на смерть. Накануне назначенного для казни дня, Петр спал ночью между двумя воинами, скованный цепями. У дверей темницы стоял крепкий караул. Все спали. Вдруг светоносный ангел явился в темнице и разбудил апостола. Железные цепи упали с его рук и ног. Он оделся и вышел за ангелом из темницы, не зная, что это такое; думал – сон или видение. Идут они; проходят мимо одной стражи, другой, третьей, и никто не останавливает их – все спит глубоким сном. Вот железные тюремные ворота. Они сами растворились, и Петр вошел в город. Тут ангел стал невидим, и апостол понял, что это действительное событие, а не видение. Он пошел к христианам, которые плакали и молились о нем. Утешив их своим освобождением, Петр на время удалился из города.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Возложиша на не ризы своя (возложили на него, на осленка, одежды свои). Это сделали Апостолы в знак особенного почтения к Господу ( 4Цар.9:13 ). Такое же значение имело и то, что многие, видя шествие Христово, постилали одежды свои по дороги, а другие резали витки с дерев (ваиа резаху от древия), – с пальмовых, оливковых и других дерев, которыми была обсажена дорога, и постилали по дороги. Бросать цветы и древесные ветви по пути было обычаем при въезде в город победителей. Так встречены были в Иерусалиме, как повествует еврейский историк Флавий, Александр Македонский и Ирод Агриппа. Осанна, благословен грядый (грядущий) во имя Господне. Слово осанна значит: спаси, дай спасение. Иудеи обыкновенно восклицали это слово в знак радости при торжественных случаях, особенно при празднествах. Оно подобно нашему восклицанию „ура!“ при виде царя. Грядущий во имя Господне, т.е. особенный посланник Божий, представляющий собой Самого пославшего, Бога ( Ин.5:43 ). Благословенно грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида. Царство Иисуса Христа или Мессии пророки обыкновенно изображали под видом восстановленного царства Давидова, как и сам Давид представляет собой образ Мессии ( Иер.33:15–21 ; Иез.34:23–25 ). Народ, таким образом, видя торжественный, подобно царскому, вход Иисуса Христа в Иерусалим, думал, что Он идет туда воцариться и тем восстановить царство Давидово. Этим и объясняются все, возданные Ему, при входе царские почести. Осанна в вышних, т.е. на небе. Это значит: клик радости да будет слышен не только на земле, но и на небе, в обиталище Божьем и Ангельском. Всеобщий восторг еще более усилился, когда Господь вошел в Иерусалим, столичный город, – в это время, как повествует еванг. Матфей, пришел в движение весь город. Господь ведал, что эта народная радость возбуждена несбыточными надеждами видеть в Нем земного царя; но важно то, что народ видимо теперь, в лице Его, признал обетованного Мессию, а потому не препятствовал этому искреннему излиянию радостных чувств (Тр. л.). Зач. 50. Проклятие смоковницы и очищение храма Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Вообще «верхний город» был аристократическою, но не торговою частью города. Если «нижний город» и пригород 11 были местом рынков, магазинов, цехов, то «верхний город» был местом дворцов. На восточном гребне Сиона стоял старый дворец Маккавеев: из его зал можно было смотреть на город и храм. От Маккавеев этот дворец перешел к Ироду: здесь находился Ирод Агриппа в ту страшную пасху, когда Пилат послал Иисуса на допрос к правителю Галилеи ( Лук. 23. 6–7 ). К северу от дворца находилось большое открытое пространство, обнесенное высокою крытою колоннадой, известное под именем ксиста 12 , где происходили народные гулянья. Близ ксиста поднимался чертог «царского совещания» и были расположены общественные архивы. На склоне холма находился дом первосвященника, с нижним этажом под главными помещениями и притвором впереди: здесь в ночь предания был ап. Петр «на дворе внизу» ( Мрк. 14, 66 ). Теперь на месте дома Анны находится армянская церковь св. Ангелов; а вблизи нее – главная армянская церковь св. ап. Иакова Зеведеева (армянская патриархия), в западном корабле которой указывают темницу, в которой был убит апостол ( Деян. 12, 2 ). Здесь находится большой сад, богатый великолепными деревьями, который простирается вдоль городской стены. Улица, ведущая на юг, приводит к Сионским воротам. Далее к западу от дворца первосвященника, ксиста и пр. поднимались террасообразно красивые здания верхнего города, а в самом северо-западном углу его возвышался новый дворец Ирода. Это был почти город и крепость, и большая часть северной половины горы Сион находилась внутри его похожих на ограду стен; последние в 45 ф. высотою, с тремя сильными башнями на фланге, составляли вторую линию защиты. „Самый дворец отличался неописуемым великолепием. Обширные комнаты, с украшенными искусною резьбою стенами и потолками, причем некоторые из них были украшены дорогими камнями, выставляли на показ восточный блеск пред тысячами гостей в известное время. Золото и серебро блестели со всех сторон. Вокруг этих роскошных помещений портики с изящными колоннами из дорогого камня были местом для широких, тенистых убежищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Тут с устранением войн времена укротятся крутые. Верность седая и Веста и Рем при брате Квирине Будут законы давать; железом затворов запрутся Грозные двери войны... (Эн. 1, 278 и далее) Надо сказать, что с появлением христианства, сознание единства человеческого рода стало углубляться и одухотворяться. В течение веков христианской эры возникла новая задача объединить человечество изнутри не только политически и культурно, но и духовно – «в духе и истине» (В. Соловьев «Всемирная монархия»). Итак, Рим стремился объединить все народы с целью дать общие законы для установления всеобщего мира и порядка. Для этого он действовал силою своего оружия и мудростью гражданского управления, в основе которых лежала необычайная способность римлян к организации и ясность мысли в поставленных ими военных и политических задачах. Для завоеваний Римская империя организовала сильную армию и флот. Строгая дисциплина в них поддерживалась как в самом Риме, так и в провинциях, где стояли особые отряды, охранявшие порядок и поддерживавшие спокойствие в завоеванных странах. Не везде и не всегда царил мир в завоеванных провинциях: не все сразу и охотно подчинялись единому и строгому римскому закону из-за своих национальных традиций и чаяний. Ко времени Рождества Христова, Римская империя была под единоличным правлением цезаря, который управлял при помощи сената, ведавшего гражданскими делами. Особые чиновники – префекты, проконсулы и прокураторы управляли провинциями при помощи военных отрядов. Некоторые провинции получали право иметь своих местных правителей – царей. Таким правом пользовались некоторые части Палестины, где родился и жил Христос. Таковыми были в Палестине царь Ирод, царь Агриппа и др., за деятельностью которых неофициально следили римские чиновники, как Пилат в Иерусалиме и Гессий Флор в Антиохии. Некоторые провинции получали права римского гражданства, но, конечно, ограниченные. Однако, во всех колониях и областях, как, например, «Десятиградие», было рассеяно не мало, как полноправных, так и неполноправных римских граждан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ученый Ориген , привлекая в училище свое самых философов языческих, знакомил их с философией христианскою, и с нею же являлся при дворе Аравийском 24 . Но более плодов производила вера посредством таких учителей, которые сильны были не столько ученостью, сколько верою. Так несколько священнослужителей пленены были в Азии готфами, жившими в Мисии и Фракии, и как словом, так и чудесами пленяли самих пленителей в веру Христову 25 . Церкви умножались более и более в Галлии, Германии и Испании. Много также было христиан в Персии. Гонения на Христиан в первых двух веках §4. Христианство , будучи противно страстям и порокам, суеверию и нечестию, постыдному невежеству и гордой языческой мудрости, при распространении своем, не могло не встретить вражды в иудеях и язычниках. Иудеи, в самом начале апостольской проповеди, побили камнями сильного обличителя их заблуждений, диакона Стефана. В угодность иудеев же, Ирод Агриппа предал мечу апостола Иакова Зеведеева. При первосвященнике Анание свержен ими с высот храма и убит Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский. Но несравненно более надлежало терпеть христианству от язычества, еще повсюду сильного и почти всеми земными силами защищаемого. Гонений от языческих императоров обыкновенно считают 10. 1. Нерона, который, сложив на христиан вину своего зажигательства в Риме, казнил их многие тысячи. При нем пострадали апостол Петр на кресте и апостол Павел от меча. (При Веспасиане и Тите, около 17 лет, прямого гонения не было). 2. Домициана. Он изыскивал сродников Иисуса Христа, и хотя ничего не нашел опасного для своего властолюбия, однако позволял гнать и умерщвлять христиан. В его время апостол Иоанн ввержен был в кипящее масло и, вышед из него невредимым, заточен на остров Патмос; а Святой Антипа сожжен был в раскаленном медном быке, в Пергаме. (При Нерве, изгнанные Домицианом возвращены). 3. Траяна. Он запретил отдельные собрания, а проконсулу Плинию велел сделать розыск о христианах в Вифинии. Когда Плиний донес, что вина христиан только та, что они покланяются Христу как Богу, Траян запретил изыскивать христиан, но вместе повелел и наказывать тех, на коих будет донесено, что они христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Около Синопа на Черном море Агриппа неожиданно увидал флотилию Ирода, и это доставило ему удовольствие. Свидание было очень радостно, так как Агриппа увидел доказательство величайшей преданности и любви к нему Ирода, который пустился в столь продолжительное плавание и не желал покидать его в нужную минуту, причем бросил свою страну и поставил на втором плане управление своими собственными делами. Во время этого похода Ирод был неотлучно с ним, являясь его союзником в боях, советником в серьезные минуты и приятным товарищем в удовольствиях; всегда и везде был он с ним, деля с ним все тягости вследствие своего к нему расположения и радости, чтобы почтить его. Когда окончилось у них то дело на Понте, ради которого Агриппа был послан туда, они решили возвратиться назад уже не морем, но проехать через Пафлагонию 1032 и Каппадокию. Перерезав затем Великую Фригию, они прибыли в Эфес, а оттуда морем переправились на Самос 1033 . Тут в каждом городе царь оказывал великие милости всем обращавшимся к нему за помощью. Он никогда не останавливался в раздаче денег или в оказании любезности, беря все издержки на свой счет. Он являлся также у Агриппы заступником за тех, которые имели к нему какие-либо просьбы, и достигал того, что никто из просителей не уходил недовольным. Так как сам Агриппа был человеком хорошим, великодушным и готовым быть всякому по мере сил своих полезным, лишь бы не обижать никого, то заступничество царя находило себе здесь широкое поле применения, побуждая и без того тароватого Агриппу к оказанию всевозможных благодеяний. Так, например, царь примирил его с илионцами 1034 , на которых тот гневался, заплатил за хиосцев сумму, которую они должны были императорским наместникам, освободил их от ввозных пошлин и вообще поддерживал всех, по мере сил, в их нуждах. 3. Когда они, таким образом, прибыли в Ионию, к ним явилась огромная толпа живших в [ионийских] городах иудеев, которые воспользовались представившимся удобным случаем, чтобы пожаловаться на те притеснения, которым их подвергают, а именно что им мешают жить сообразно их обычаям, что их нарочно заставляют являться в суд в дни священных праздников, что у них отнимают предназначенные для Иерусалима деньги, что их заставляют нести военную службу и заниматься общественными работами, причем принуждают тратить на это священные деньги, тогда как от всего этого они навсегда освобождены римлянами, предоставившими им право жить по собственным их законам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. У царя Ирода в это время было девять жен: мать Антипатра 1058 , дочь первосвященника, которая родила ему сына его же имени (Ирода), дочь его брата и дочь его сестры, у которых обеих, впрочем, не было детей. В числе его жен находилась также одна самарянка 1059 , от которой он имел двух сыновей, Антипу и Архелая, и дочь Олимпиаду, которую впоследствии взял в жены Иосиф, племянник царя. Архелай и Антипа воспитывались у одного частного лица в Риме. Кроме того, женой Ирода была также иерусалимская гражданка Клеопатра, от которой у него были сыновья Ирод и Филипп, также воспитывавшиеся в Риме. Другая жена его была некая Паллада, родившая ему сына Фазаеля. Помимо этих жен он жил еще с Федрой и Эльпидой, родившими ему двух дочерей, Роксану и Саломею. Что касается старших дочерей Ирода от Мариаммы, от брака с которыми отказался Ферор, то одну из них царь выдал замуж за племянника своего Антипатра, а другую за племянника своего Фазаеля 1060 . Вот из кого состояла семья Ирода. Глава 2 1. Желая обезопасить себя относительно трахонцев, царь решил в центре их страны основать иудейское поселение, по размерам своим не уступавшее городу. Этим он желал не только оградить свою собственную страну, но и иметь пункт, откуда он мог бы быстро нападать на врагов своих. Узнав, что некий вавилонский еврей перешел через Евфрат во главе пятисот вооруженных луками всадников и около ста родственников и поселился наудачу в сирийском городе Антиохии Эпидафне, причем тогдашний претор Сатурнин предоставил ему для поселения местность Валафу, Ирод послал за ним и за его отрядом и обещал отдать ему область в топархии Батанее, граничащей с Трахонеей, желая тем самым создать оплот лично для себя. Вместе с тем он объявил эту область свободной от всех налогов и обычных повинностей и предоставил ее ему в безвозмездное пользование. 2. Привлеченный этими обещаниями, вавилонянин прибыл к [царю], принял от него землю и настроил в ней крепости, а также поселение, которому дал имя Бафиры. Этот человек стал действительно оплотом как туземцам, так и иудеям, являвшимся из Вавилона в Иерусалим для жертвоприношений, и ограждал их от разбоев трахонцев. Поэтому многие, которым были дороги иудейские установления, со всех сторон стекались к нему. Таким образом, эта страна [быстро] заселилась, тем более, что при полной безопасности она была еще свободна от налогов. Это продолжалось все время, пока Ирод был жив. Когда власть перешла после него к Филиппу, последний короткое время взимал незначительные подати. Однако Агриппа Великий и сын его Агриппа 1061 в значительной степени повысосали соки из населения этой области, причем, впрочем, не желали лишать его свободы. Римляне, к которым перешла власть после них, оставили за населением его прежнюю свободу, но сильно притесняли его повышением налогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Требую суда кесарева!» – заключает апостол, избавляя Феста от страха возбудить неудовольствие иудеев своим освобождением и находя настоящий момент наиболее благоприятным к исполнению воли Господа, предназначившей ему свидетельствовать о Нем и в Риме ( Деян.23:11 ). Деян.25:12 .  Тогда Фест, по­говорив с советом, отвечал: ты по­требовал суда кесарева, к кесарю и отправишься. «Фест, поговорив с советом» из нескольких чиновников, называвшихся советниками, которые состояли обыкновенно при провинциальных правителях для участия в делах управления областью. «Ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься». В объявлении этом звучит нотка неудовольствия, понятная после тех тонких намеков, на какие вызвал апостола образ действий прокуратора. Деян.25:13 .  Через несколько дней царь Агриппа и Вере­ника при­были в Кесарию по­здравить Феста. «Царь Агриппа». Это был Ирод Агриппа II-й, последний царь из фамилии Иродовой. Он был сын Ирода Агриппы I-ro, (о котором говорится в Деян.12 ), правнук Ирода I-ro, брат Друзиллы – жены бывшего прокуратора Феликса. Воспитывался при дворе римского императора Клавдия, который, вскоре после смерти отца его, дал ему во владение Халкис (в Сирии), а через четыре года (около 53 г. по Р. X.) вместо него – прежнюю тетрархию Филиппа и тетрархию Лисания (см. к Мф.2 и Лк. 3:1 ), с титулом царя и полномочием – иметь попечение и надзор за храмом Иерусалимским (при нем и оконченным, см. к Ин.2:20 ) и избирать первосвященников Иерусалимских (Флав., Археол., XIX, 9, 2; XX, 1, 1 и 3, 7, 1). «Вереника» – родная сестра Агриппы, бывшая сперва в замужестве за дядей своим Иродом, правителем Халкиса, потом по смерти его жившая с вышеупомянутым братом своим, как полагали, в беззаконной связи (Флав., Археол. XX, 7, 3), потом вышедшая за киликийского царя Полемона (там же, 7, 5) и, наконец, бывшая в обладании Веспасиана и Тита. «Поздравить Феста...» Исполнение не просто долга вежливости, но и прямой обязанности – ввиду вассальных отношений к Риму. Деян.25:14 .  И как они про­вели там много дней, то Фест пред­ложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставлен­ный Феликсом в узах,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010