3. Упоминаемый в святом Евангелии (Лк.3:1) сын Ирода I Филипп (от Клеопатры) правил северо-восточной частью Палестины: в Итурее и Трахонитской области. Он сильно отличался характером от своих братьев: был умерен и стремился к справедливости. Женат он был на своей внучатой племяннице Саломии, дочери Иродиады, которая плясала перед Иродом Антипой (Мф 14.6; Мр 6.22). 4. Чаще всего в Новом Завете (Мф.14:3,6; Мк. 6:14,16-18,20-22; 8:15; Лк. 3:1,19; 9.7,9; 13.31; 23:7,8,11,12,15; Деян. 13:1) упоминается Ирод Антипа (сын Ирода I от Малфаки), которому достались Перея и Галилея, где Иисус Христос прожил около 30 лет до начала Своего благовествования. Он воспитывался в Риме вместе со своим старшим братом Архелаем. В доме своего сводного брата (5.) Филиппа (не тетрарха, а другого сына Ирода I от Мариамны, который не получил никакого наследства и жил как частное лицо) он встретил золовку и племянницу Иродиаду, в которою страстно влюбился. Чтобы жениться на ней, он изгнал свою законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV. За это и был обличаем св. Иоанном Крестителем, которого он обезглавил. Понтий Пилат посылал на суд к Ироду Антипе находившегося в узах Спасителя мира, желая снять с себя ответственность. Римский император Калигула сослал его по жалобе иудеев в Лион, где тот и умер. 6. Ирод Агриппа I , сын Аристовула, внук Ирода I. Правил Иудеей с 38 г. до 44 г. по Р.Х. Он преследовал Апостолов, убил св. апостола Иакова в последний год своего царствования и пытался умертвить и св. апостола Петра, но Господь этого не попустил (Деян. 12:2-11). Ирод Агриппа умер, пораженный Ангелом Господним (Деян. 12:23). 7. Ирод Агриппа II , сын Ирода Агриппы I, правнук Ирода I. Правил Иудеей c 48 г. до 100 г. по Р.Х. Агриппа II упомянут вместе с сестрой Вереникой в связи с судом над св. апостолом Павлом. Об Ироде Агриппе II упоминает в «Деяниях Апостолов» св. евангелист Лука: 25:13,22-24,26; 26:1-2,7 и др. Со смертью Ирода Агриппы II династия, оставившая мрачную память в истории Палестины, исчезла.

http://pravoslavie.ru/6958.html

До всего этого в эпоху Ирода Великого было еще далеко, но без знания этих фактов мы многого не поймем в его истории. О ней у нас речь пойдет в следующий раз. Ирод Великий и его сыновья Этот человек упоминается в Евангелии в связи с одним-единственным эпизодом – истреблением вифлеемских младенцев после Рождества Иисуса, причем рассказывает об этом только Матфей. Он писал прежде всего для евреев, а уж они-то прекрасно помнили, кто такой царь Ирод Великий! Получается, что именно этот царь не остановился перед явным злодейством, перебил множество невинных детей, чтобы избавиться от мнимого конкурента. Тут встает такой интересный вопрос: о большинстве героев Нового Завета мы не знаем из исторических источников ничего или почти ничего, тогда как о знаменитом царе Ироде историки древности сообщают нам очень много. И среди этих повествований нет даже упоминаний о вифлеемском злодействе! Почему? Но прежде чем высказать предположение, поговорим о том, чем прославился Ирод. Он был действительно эффективным правителем и умел добиться своего. Он успешно отразил с римской помощью нападения внешних врагов, парфян и арабов, с внутренней оппозицией расправился без колебаний. Женился на внучке первосвященника Гиркана II, чтобы придать легитимности своей династии. Но больше всего он известен своей строительной программой: при нем возводились новые кварталы Иерусалима, надежные крепости, роскошные дворцы, современные театры (театры, впрочем, оскорбляли крайних ревнителей иудейской религии). Самое главное, что при нем был перестроен Храм. Когда Ирод пришел к власти, на Храмовой горе в Иерусалиме стояло все то же скромное здание, которое возвели переселенцы из Вавилонии сразу после возвращения в Иерусалим. Стыдно было перед римлянами за это маленькое, обветшавшее здание… Ирод в 22 году до н. э. начинает радикальную перестройку всего храмового комплекса, которая длится девять лет — и всё это время богослужения не прекращаются. Стена Плача, которую и сегодня можно увидеть в Иерусалиме, — это всего лишь часть платформы, возведенной Иродом, чтобы расширить пространство для Храма. Можно представить себе, насколько великолепной была сама его постройка! Именно в этот Храм будет приходить затем Иисус… но простоит Храм меньше века и будет разрушен теми самыми римскими легионами, которые привели Ирода к власти.

http://pravmir.ru/irody-cari-iudei/

6. Корнилий — римский центурион (сотник) Италийского полка, стоявшего в Кесарии (Деян 10:1—48), “благочестивый и боящийся Бога”. Получив в видении указание пригласить к себе апостола Петра, последовал ему. Петр же, предварительно имевший видение о том, что запрет на нечистую по иудейским законам пищу отныне отменяется, вошел в дом римлянина, разделил с ним трапезу и, проповедовав Корнилию, его семье и друзьям Благую Весть, крестил их. 7. Анания и Сапфира — супруги, члены первохристианской общины (Церкви). Когда все христиане решили продать свое имущество, а деньги обратить на общие нужды, Ананий и Сапфира утаили часть денег, полученных ими за продажу земли, и Бог покарал их немедленной смертью, — поскольку, по словам апостола Петра, они солгали “не человекам, а Богу”. 8. Варнава — левит с Кипра, друг и спутник апостола Павла. Прозвание Варнавы (“сын утешения”) получил от Апосто-лов, когда принес в Церковь деньги, полученные при продаже своего имущества (Деян 4:36). В Деян 11:19—30 сообщается, что он год учил в Антиохии и что именно его ученики впервые стали называться христианами. О нем говорится также в Деян 12:25; 13:1—15:41. 9. Эфиопский евнух — придворный эфиопской царицы, обращенный Филиппом (Деян 8:26—39). Филипп встретил его в дороге, когда тот, сидя в колеснице, читал пророка Исайю. После того, как Филипп по его просьбе разъяснил ему пророчество Исайи о Мессии (ср. Ис 53:7—8), эфиоплянин попросил крестить его, как только колесница достигла реки, и его просьба была выполнена. 10. В Деяниях упоминаются два царя Агриппы : Ирод Агриппа I, царь Иудеи (Деян 12), предпринял гонения на христиан; он казнил апостола Иакова, брата Иоанна, арестовал апостола Петра (который был чудесным образом выведен из темницы), после чего казнил стражей. Когда Агриппа, сидя на троне, обратился к присутствующим с речью и придворные восклицали “это голос Бога, а не человека”, Ангел поразил его, и он умер, изъеденный червями. Ирод Агриппа II, царь Халкиды, упоминается в глл. 25—26. Он вместе с Вереникой прибывает в Кесарию поздравить нового римского наместника Феста и изъявляет желание послушать арестованного Павла (Деян 25:13—26). Павел держит речь перед царем Агриппой, Вереникой и Фестом по всем правилам риторики, излагая историю своего обращения и свидетельствуя об Иисусе Христе (Деян 26: 1—23). Агриппа, Вереника и Фест не находят Павла виновным в каком-либо преступлении и хотели бы его отпустить, но по собственной его просьбе решают отослать Апостола в Рим (Деян 26:24—32).

http://pravmir.ru/proverte-sebya/

На римский императорский престол вступил Клавдий Агриппа 1-й делается царем всей Палестины. Первосвященник иудейский – Симон, сын Боэта; потом Матфей, сын Анана Возвращение Савла из Аравии в Дамаск и удаление оттуда в Иерусалим Удаление Савла из Иерусалима в Кесарию и потом в Тарс 792–796 Мир в церквях палестинских и апостольское путешествие Петра по Палестине Ап. Петр в Лидде (исцеление Енея) и в Иоппии (воскрешение Тавифы) Путешествие ап. Петра в Кесарию и обращение Корнилия Возвращение Петра в Иерусалим и его оправдание Распространение христианства в Финикии, Кипре и Антиохии сирской. Варнава и Савл Пророчество Агава о голоде Гонение на церковь со стороны Агриппы 1-го (первосвященник Елионай, сын Кантеры, потом брат его Измаил): мученическая смерть ап. Иакова Зеведеева, заключение Петра в темницу, чудесное освобождение его и удаление из Иерусалима Отъезд Агриппы 1-го из Иерусалима в Кесарию и смерть его Прокуратор Иудеи – Куспий Фад Путешествие Варнавы и Савла из Антиохии в Иерусалим с милостыней и возвращение Прокуратор Иудеи – Тиверий Александр. Ирод, царь Халкиса – блюститель иерусалимского храма. Первосвященник – Иосиф, сын Камита; потом – Анания, сын Неведея Прокуратор – Вентидий Куман – Феликс Ирод халкисский умирает, Агриппа 2-й, сын Агриппы 1-го, делается царем Халкиса и блюстителем храма иерусалимского 798–804 На эти годы падает (хотя точно нельзя определить, какие из них именно) первое апостольское путешествие Варнавы и Савла к язычникам на Кипр и в Малую Азию и возвращение их в Антиохию Прокуратор Иудеи – Феликс Смущение в Антиохии, путешествие Павла и Варнавы в Иерусалим, апостольский собор и его определения, возвращение Савла и Варнавы в Антиохию Апостолы Петр и Павел в Антиохии Несогласие между Павлом и Варнавой и разлучение их 806–807 Второе апостольское путешествие Павла к язычникам (с Силой) Павел в Сирии и Малой Азии Путешествие его из Троады в Македонию Павел в Филиппах Павел в Солуни Павел в Верии Павел в Афинах Павел в Коринфе Два послания к Солунянам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Деян.12:3 .  Видя же, что это при­ятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков, – «Тогда были дни опресноков» – дни опресноков начинались со дня Пасхи и продолжались 7 дней. Если Ирод обычно пребывал в Кесарии, резиденции тогдашних иудейских правителей, то упоминание о днях опресночных дает понять, что для гонения на христиан и заключения Петра к удовольствию иудеев Ирод воспользовался своим пребыванием в Иерусалиме на празднике Пасхи; как бы то ни было, низкая расчетливость, руководившая им, была такова, чтобы своими действиями угодить можно большему числу народа: вполне по-иродовски и достойно тех, кому это делалось в угоду. Деян.12:4 .  и, задержав его, по­садил в темницу, и при­ка­за­л четырем четверицам во­инов стеречь его, намереваясь по­сле Пасхи вывести его к народу. «Четырем четверицам воинов», т.е. четырем сменам – по четыре человека в каждой. Такая усиленная охрана полагалась лишь особо важным преступникам, а в данном случае она сослужила свою службу совсем не так, как ожидалось, ибо «чем тщательнее была стража, тем более удивительно обнаружение силы Божией...» (Феофилакт). «Намереваясь после Пасхи». В праздник, и притом такой великий, как Пасха, не позволительно было осуждать на казнь, а потому Ирод Агриппа хотел осудить Петра по окончании праздника. «Вывести его к народу» – для торжественного публичного суда, осуждения и смертной казни. Любитель зрелищ, воспитавшийся на кровавых зрелищах римских, царь хотел сделать народное зрелище и из осуждения и казни первоверховного апостола. Деян.12:5 .  Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь при­лежно молилась о нем Богу. «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу». Замечание дает понять, что чудесное освобождение апостола было даровано особенно по молитве за него Церкви. «Они (т.е. верующие) находились теперь в самом опасном положении. Их устрашало и то, что тот (Иаков) убит, и то, что этот (Петр) посажен в темницу... Но – они не возмущались, не производили смут, а обратились к молитве, прибегли к этой непреоборимой поборнице...» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Увидев, что это весьма приятно начальникам иудейским и вообще иерусалимлянам, Ирод повелел схватить и посадить в темницу апостола Петра, первого из представителей христианства, доселе сильнейшего всех других собратий и словом и делом пред Богом и людьми. Так вере апостола первоверховного, который понес уже много трудов и страданий за Христа, предстояло выдержать тяжкое испытание, которое завершилось последующим явлением ему чудесной и могущественной милости Божией. Ввиду того, что в праздник, и притом такой великий как Пасха, непозволительно было осуждать на казнь, Ирод Агриппа в угоду фанатикам иудейства намерен был по окончании праздничных дней торжественно при многолюдном стечении народа судить и осудить на смертную казнь этого мнимого преступника. До того же времени повелено было его, якобы чрезвычайно опасного для всех, тщательно стеречь четырем четверицам воинов, так что на каждую из четырех ночных страж приходилось по четыре воина; причем соответственно римскому обычаю – при строгом военном заключении темничном приковывать заключенного цепью к своему стражу – апостол Петр в темнице прикован был к двум стражам, к одному одной рукой, к другому другой; между тем остальные два стража из четырех находились у дверей темницы. В виду столь явно решительного намерения врагов христианства, опечаленные верующие прилежно молились Господу Богу, чтобы Он сохранил жизнь славного апостола для блага Церкви Своей, так или иначе освободив его из рук яростных врагов, как несколько прежде освободил из темницы всех апостолов ( Деян. 5, 18 и далее). И молитвы церкви оказались сильнее темничных уз. Накануне того дня, когда царь Ирод хотел публично произнести смертный приговор над неповинным святым узником, последний посреди ужасов предстоявшей смерти не предается ни унынию, ни страху и остается спокойным в полной преданности воле Господа Бога, и Он избавил апостола от великой опасности. И вот ангел Господень предстал, и свет заблистал в той комнате темницы, в которой находился Петр. Толкнув в бок его, спавшего сном невинности, небесный посетитель пробудил его и сказал: «Встань скорее!».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Евсевий, епископ Анвирский (в Галатии): 52. Евсевий, пресвитер (Александрийский): 60 . 61. 62. Евстафий, епископ Антиохийский: 89. 145. 151. 170. Евстафий, пресвитер: 186. Евтихий (еретик): CXIII. Евфратисия: 37. Евфроний, военный чиновник: 79. Египетская река (Нил): 225. Евфалий, пресвитер: 209. Евферий, епископ Тианский: 112. 231. 254. Египет: 50. 86. LXXXVI. 149. 151. 161. 162. 174. 177. 236. 237. 239. 245. 252. 264. Египтяне: 236. 237. 264. Ефесский собор: 82. Ефес, город: 112. 113. 121. 139. 152. 154. 156. 157. 161. 162. 163. 167. 168. 169. 178. 229. 230. 236. 240. 241. 243. 250. 254. 263. 264. 265. 266. 267. Едессцы (клирики Озроинские): 87. 111. Елисей, епископ: 232. Елладий, епископ Тарсийский: 163. 254. 257. 263. Епиктет, епископ Коринфский: 86. LXXXVI. 233. 234. 235. Ефрем Сирин: 145. 151. Запад, область: 70 112. 145. 149. 162. 264. Зевгма, город: 243. 244. Ива, епископ Едесский: 111. 181. Игнатий Богоносец : 89. 145. 151. Илиад, епископ: 149. 248. 250. Илия, пресвитер: 87. Илия, пророк: 3. Иллирийский диоцез: 167. Имерий, епископ Никомидийский: 163. 165. 170. 256. 240. Ипатий, хорепископ: 113. Ипатий, чтец: 11. Ипполит, западный писатель, епископ: 145. 151. Ириней, епископ Лионский: 145. 151. Ириней, епископ Тирский: 110. Ириней, комит: 149. 158. Ирод Агриппа I-й: 3. Ирод великий: 151. Исаак, диакон Долихийский: 131. Исаврийский народ, Исавряне: 216. 231. 259. 260. Исав: 246. Исидор (бывший консулом в 436 г.): 42. 47. Италийский диоцез: 167. 170. Италия: 264. Иаков, ветхоз. патриарх: 78. 144. 156. Иаков (младший, Кирский подвижник): 42. 44. 200. 253. Иамвлих, пресвитер и монах: 97. Иезавель: 3. Иераполь, город в Ефратисии: 37. 183. 238. 243. 244. 247. 250. Иерусалим: 72. 151. 252. Иефеай, епископ: 232. Иоанн Богослов: 146. 154. 161. 229. 264. Иоанн, епископ Антиохийский: 81. 83. 112. 149. 152. 163. 165. 170. 178. 233. 244. 247. 248. 249. 250. 253. 256. 257. 258. 259. 260. 261. 263. 264. 266. 268. Иоанн, епископ Дамаскинский: 163. 165. 232. 268. Иоанн Златоуст: 89. 145. 151. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

А что антихрист возставит царство Иудейское, как пишут многие из св. отцов, мню, о том говорится и в откровении св. Иоанна Богослова во главе 17, в ст. 8: Зверь, егоже видел ecu, бе и несть, и имать изыти от бездны, и в пагубу пойдет. Известно, что зверями в откровении Иоанна Богослова образуются царства земные. Хотя Иудеи отреклись от своего истинного царя, когда говорили: не имамы царя, токмо кесаря ( Ин.19:15 ), и паки: не пиши царь Иудейский ( Ин.19:21 ); однако и по распятии Христове, до разорения Иерусалима, царство Иудейское, хотя и в подданстве и подчинении Римлянам, существовало, имея своих царей. По свидетельству книги Деяний Апостольских у них был: Ирод царь, убивший Апостола Иакова брата Иоаннова мечем ( Деян.12:2 ), был Агриппа царь, которому представлен был Фистом Апостол Павел ( Деян.25:13 ). Посему христоубийственное царство Иудейское, начавшее гнать Христа еще сущего в пеленах, не прекращавшееся от распятия Христова до разорения Иерусалима, и можно разуметь под зверем, о котором сказано: бе и несть; оно было, существовало до разорения Римлянами, и несть, упразднилось, когда разорено Римлянами за христоубийство, по слову Спасителя: обаче враги моя оны, иже не восхотеша мене, да бых царь был над ними, приведите семо, и изсецыте предо мною; потом на кончину мира, в лице антихриста, имат изыти из бездны, или по выражению Апостола, по действу сатанину ( 2Фес.2:9 ); и, наконец, в пагубу пойдет, или по словеси Апостола, Господь Иисус упразднит его явлением пришествия своего ( 2Фес.2:8 ). Явлению сего зверя, то есть возстанию Иудейскаго царства, по сказанию Апокалипсиса, удивятся живущий на земли, имже имена не написана суть в книгу животную от сложения мира. Затем в Апокалипсисе указана и причина удивления: удивятся... видяще, яко зверь бе, и несть, и предста ( Откр.17:8 ), то есть удивляться будут неверные, не разумевающие имеющей быть последней погибели зверя, а только видящие, что древнее запустелое царство Иудейское предста, явилось опять и в такой силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время – его страданий в Гефсиманском саду. Там   горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя.   А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы. Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами — «паси овец моих». Апостол Петр первый содействовал распространению и утверж-дению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности. Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе. По преданию, вдохновившему Генриха Сенкевича на написание целого романа «Камо грядеши» , римские христиане очень боялись, что Петра подвергнут   тяжелейшим пыткам и издевательствам и уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, на дороге Петр увидел идущего к нему навстречу Христа. «Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг.

http://pravmir.ru/svyatye-apostoly-petr-...

Быв от апостолов послан в Самарию, Петр низвел Св. Духа на крестившихся самарян и обличил святокупство Симона волхва. Спустя несколько времени, исцелил Энея в Лидде и воскресил Тавифу в Иоппии, из коей (около 40 года по Р.Х.), вследствие особого откровения, ходил в Кесарию и там крестил Корнилия сотника и всех его родственников, и таким образом положил основание Церкви Божией из язычников; а рассказом о сем последнем обстоятельстве произвел то, что верующие из иудеев сказали:так видно и язычникам Бог дал покаяние в жизнь ( Деян.11:18 ). Ирод Агриппа (около 44 года по Р. X.) заключил Петра в темницу; но Ангел Господень вывел его из оной, по молитвам Церкви. Около 51 года по Р. X. на соборе апостольском Петр, как избранный благовестник, из уст коего язычники в первый раз услышали слово Евангелия, засвидетельствовал, что Сердцеведец не положил никакого различья между иудеями и язычниками и что, напротив, мы, апостолы, веруем, что и мы, иудеи, спасемся благодатью Господа Иисуса Христа таким же образом, как и они, язычники ( Деян.15:7–11 ). Прочие подвиги св. Ап. Петра, неупоминаемые в книге Деяний, малоизвестны. Предание говорит, что Ап. Петр около семи лет был епископом антиохийским. 130 Блаженный Иероним свидетельствует, что Симон Петр, после проповеди пришельцам рассеяния, которые от обрезания уверовали в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, во второй год Клавдия, пришел в Рим для посрамления (ad expugnandum) Симона волхва. 131 За это посрамление волхва, по свидетельству предания, Апостол был осужден на распятие (около 68 г. по Р. X. и сам просил распять его стремглав, потому что считал себя недостойным быть распятым так, как распят И. Христос. 132 Ориген (в толковании на 21 главу Еванг. Иоаннова) и св. Амвросий медиоланский (в 68 сл.) повествуют, что Апостол первоначально хотел уклониться от гонения Неронова и решился удалиться из Рима. Но когда он выходил за ворота городские, тогда явился ему Господь идущий в Рим, и на вопрос Петра, куда идешь ты, Господи? отвечал: иду в Рим, чтобы опять претерпеть распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010