Саломея, посоветовавшись с матерью, повторила слова, подсказанные ей Иродиадой: “Подай мне сейчас же на блюде... голову Иоанна Крестителя”. Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение, и к тому же он опасался реакции народа. Да и римляне не любили внесудебных расправ. Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал телохранителю спуститься в темницу. Скоро тот вернулся с окровавленной головой Иоанна в руках. Ее положили на блюдо, а Саломея отнесла страшный дар матери... Так погиб “величайший из рожденных женами”. Ему было немногим более тридцати лет. Успел ли он получить ответ Иисуса? Мы не знаем. Но он умер, как жил, - несгибаемым свидетелем правды Божией. Тело пророка отдали ученикам. Похоронив его, они поспешили в Галилею сообщить о случившемся Иисусу. Иоанниты знали, что в последние дни мысли их наставника постоянно возвращались к Человеку из Назарета. С тех пор Антипу стал преследовать страх. Услышав об Иисусе, он уверял окружающих, что это восстал из мертвых казненный им праведник. Когда Арета IV пошел на Ирода войной и захватил Махерон, люди говорили, что Бог покарал тетрарха за убийство Иоанна» (О. Александр Мень). Страшное злодеяние! Но вот что поразительно: как же зло коварно, что способно убедить даже человека, признающего Бога, и заставить совершать его богопротивные поступки. Воистину борьба за человеческое сердце! Даже, совершив злодеяние, Ирод впадает в печаль. «Почему же печалится? Такова добродетель! И у порочных людей она достойна удивления и похвал. Каково же неистовство Иродиады! Ей надлежало удивляться Иоанну, надлежало благоговеть пред ним, потому что защищал ее от позора; а она замышляет о смерти его, расставляет сети, просит сатанинского дара. Ирод же убоялся, говорит евангелист, клятвы ради и за возлежащих с ним (ст. 9). Но как же ты не убоялся поступка бесчеловечнейшего? Если ты боялся иметь свидетелей клятвопреступления, то гораздо больше надлежало тебе страшиться иметь стольких свидетелей такого беззаконного убийства» (Свт.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/05/...

Полагают, что евангелисты ошибались, называя Антипу, сына Ирода Великого, царем, хотя он был назначен только правителем одной из четырех областей Палестины. Но в Евангелиях Ирод так и назван “тетрархом”, “четверовластником”, как именует его и Флавий 556 . Высказывалось мнение, будто в Иудее I века не существовало титула “дидаскалос”, который в Евангелиях приводится как эквивалент слову “равви”, учитель. Но в 1930 году израильский археолог Э.Сукеник нашел гробницу того времени, где был похоронен человек, именовавшийся “дидаскалос” 557 . В Евангелии от Иоанна говорится о “первосвященниках”, что считают ошибкой, так как первосвященник должен был быть только один 558 . Однако из книг Иосифа Флавия мы узнаем, что в те годы отстраненный римлянами первосвященник Ханан (Анна) не утратил своего влияния. Преемником Ханана стал его зять Иосиф Кайафа 559 . Они фактически делили власть, и оба принимали участие в суде над Иисусом. Евангелисты упоминают о стаде свиней, которое паслось в “земле Гадаринской”. Ссылаясь на запрет Ветхого Завета употреблять в пищу свинину, критики “уличают” евангелистов в незнании местных обычаев 560 . Между тем известно, что Гадарин относился к Декаполису, области, где жили в основном язычники, не соблюдавшие Закона Моисеева. Поэтому нет ничего невероятного в том, что эти люди содержали свиней 561 . Ставится под сомнение и достоверность рассказов о Страстях. В частности, говорят, что суд первосвященников нарушал многие пункты иудейского права 562 . Однако примеров незаконных судилищ история знает немало, почему же следует ждать от членов Синедриона юридической щепетильности, когда приговор был уже предрешен? Тем более что в евангельскую эпоху судопроизводство находилось в руках саддукейской партии, которая следовала собственному уголовному кодексу. О нем известно лишь, что оно отличалось крайней суровостью 563 . Отмечают, что поведение Пилата изображено в Евангелиях неправдоподобно, поскольку он был известен как человек жестокий и ненавидевший иудеев 564 . Но разве не мог прокуратор противиться Синедриону, именно чтобы досадить ему? В то же время согласие на казнь Невинного показывает Пилата именно таким, как описывают его современники.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

(Филон пишет о подобном спектакле в Александрии: " здесь народ заставил илиота Карибаса в короне из папируса с тростником в руках и ковром на плечах на возвышении в Гимиазуме разыгрывать Ирода Антипу, только что назначенного Калигулой в Александрию и находящегося в дороге " . И этот рассказ евангелистов получил вдруг неожиданное подтверждение. После войны археолог Винсент, руководствуясь Евангелием от Иоанна, открыл в резиденции Пилата помост из плит. Это тот самый лифостротон, о котором пишется в 19-й главе (стих 13) Евангелия: " Пилат вывел вон Иисуса и сел на месте, называемом лифостротон " (то есть вымощенном плитами). Именно там происходило бичевание и шутовское коронование Иисуса. На одной из плит лифостротона археологи обнаружили корону и букву " В " (очевидно, " Базилевс " - царь). Вспомнили в связи с этим о кровавой игре, распространенной в войсках, когда осужденного сначала короновали, а потом убивали. Так подтвердилась гипотеза Дж. Фрезера, связавшего этот обычай с евангельским рассказом.) " Тогда вышел Иисус Христос в терновом венце с багрянцем и сказал Пилат: " Се человек " .  " Распять его, распять! - кричал народ. - Мы имеем закон, и по закону нашему он должен умереть, потому что назвал себя сыном Божьим " . И еще кричали: " Если ты отпустишь его - ты не друг Кесарю " . Это было уже концом. Кесарь был princepes Senatus президентом. Pontifex maxsimus постоянным консулом, императором или военным диктатором, ему присягала армия. Пилат был Amicus Cesares - это почетный титул, который соединяется с высшими должностями - легат, префект, проконсул. Обвинение " не друг Кесарю " было страшным. Тацит пишет о многочисленных случаях, когда к прочим обвинениям в подобных жалобах провинциалов на проконсулов прибавлялось именно III, 38). Это кончалось всегда плачевно. Пилат окончательно осудил Христа. Очевидно, была сказана формула - Ibisad (in) crucum - иди на крест, и этим все завершилось, но среди христианских апокрифов сохранилось несколько письменных " приговоров " , претендующих на подлинность. Ввиду их выразительности приведем два главных. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Цельс, согласно Оригену, относил убийство вифлеемских младенцев ко времени тетрарха Ирода Антипы ( Orig. Соптг. Cels. 1. 58); и хотя Ориген подчеркивает, что Цельс не считал это событие исторически достоверным (Ibid. 1. 61), он, однако, не отметил противоречие в аргументации Цельса. Избиение младенцев. Рельеф врат св. Раньери в Пизанском соборе. Мастер Бонанно Пизано. Ок. 1180 г. Избиение младенцев. Рельеф врат св. Раньери в Пизанском соборе. Мастер Бонанно Пизано. Ок. 1180 г. Блж. Иероним писал, что многие толкователи Мф 2. 22 путали И. В. с Иродом Антипой. Так, св. Петр Хрисолог характеризует И. В. так же, как и Антипу ( Petr. Chrysolog. Serm. 86. 3; 127. 3). В «Истории Иосифа плотника» (8. 1) (сохр. в копт. версии; нем. изд.: Die Geschichte von Joseph dem Zimmermann/Übers. S. Morenz. B., 1951. (TU; 56)) И. В. приписывается казнь Иоанна Предтечи, к-рая, как известно, произошла по приказу Антипы; там же (8. 3) о смерти И. В. говорится со ссылкой на Деян 12. 23. В «Евангелии Гамалиила» иудейский царь назван Иродом или И. В. и никак не объясняется, что речь здесь идет о 2 разных лицах. Тема избиения вифлеемских младенцев по повелению И. В. присутствует в толкованиях уже раннехристианских авторов. В Иакова Протоевангелии тяжесть греха И. В. умножается, т. к. не указывается, что убийство младенцев произошло только в Вифлееме (Protev. Jac. 22. 1); мч. Иустин Философ не называет возраст убитых младенцев (2 года и младше) ( Iust. Martyr. Dial. 78. 18; ср.: Orig. Contr. Cels. 1. 61). Согласно «Протоевангелию Иакова» (23), И. В. также приказывает убить первосвященника Захарию, отца Иоанна Предтечи (что, судя по всему, выводится из Мф 23. 35). Аллюзия на этот текст имеется у прп. Ефрема Сирина ( Ephraem Syr. In Diatess. 2. 5, согласно примеч. 3, поздняя глосса). В апокрифическом «Евангелии Псевдо-Матфея» (17. 1) И. В. намеревается даже убить волхвов . Избиение младенцев. Волхвы прощаются с царем Иродом Великим. Витраж в Шартрском соборе. XII в. Избиение младенцев. Волхвы прощаются с царем Иродом Великим. Витраж в Шартрском соборе. XII в.

http://pravenc.ru/text/674087.html

Так как им уже удалось раньше погубить великого пророка – Иоанна Крестителя, то ободренные этим успехом, они туже меру стали употреблять и против Христа, и настроили против Hero Ирода Антипу, который по их наветам хотел наложить на Hero руки, хотя ему и не удалось достигнуть этого. 40 Эту политику они вели потом все с большей настойчивостью, и в знаменитом решении синедриона, на котором Каиафа произнес свое невольное пророчество о том, что “лучше одному человеку пострадать за всех“, чем подвергать целый народ бедствию войны, эта политика достигла своего высшего выражения, так как тут ясно было выражено со стороны саддукейской партии опасение политического движения, которое могло бы повести к радикальному перевороту общественных отношений, в ко тором священническая аристократия могла навсегда потерять свое выгодное положение. Решив в этом смысле вопрос, саддукеи искали только благоприятного случая довести дело до конца, и не отступили от него даже и тогда, когда пришлось прибегнуть к преступной сделке с злосчастным учеником-предателем. Первосвященнический суд над Христом с его беззаконностью и подкупными лжесвидетелями довершил их политику, которая именно и привела к распятию Его на кресте. Вот в каком отношении, таким образом, Христос стоял к главнейшим классам, составлявшим современное Ему иудейское общество. Оба руководящие классы, несмотря на противоположность их миросозерцания, сказались во враждебном к Нему отношении, потому что оба эти на правления были ложны и как таковые находили себе обличение в лучезарной истине учения Христа. Но отсюда сама собой обнаруживается праздность возбужденного в недавнее время в ученой библейско-исторической литературе вопроса о том, кто более виновны в крестной смерти Христа – фарисеи или саддукеи? – Виновны одинаково те и другие, потому что и те и другие, встретив в лице Христа грозное изобличение своей неправды и своего преступного лицемерия, стремились во чтобы то ни стало избавиться от Hero, хотя бы для этого понадобилось пролить кровь неповинную.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/hristo...

Равным образом, и во всех последовавших за сим обстоятельствах, – а именно: биении и поруганиях над Христом, Его распятии, надписании на кресте вины Его и т. п., Пилат никакого участия не принимал; всё было исполнено согласно отданному Иродом приказанию, самими иудеями, при участии, как надобно полагать, первосвященнических и иродовых служителей. Что такое изложение дела отнюдь не основывается на каком-либо независимом от наших канонических Евангелий и более согласном с действительными фактами предании, а есть нечто иное, как тенденциозное лишь извращение евангельского же повествования, – это особенно ясно видно из той совершенно невероятной, невозможной роли, какую автор псевдо-евангелия приписывает здесь Ироду Антипе. Трудно допустить, чтобы автор не имел ни малейшего понятия о политическом положении Палестины в описываемое им время, – не знал, кто такой был Ирод Антипа, какими областями он управлял, и в чьих собственно руках находилась власть над Иерусалимом и Иудеей вообще. Пером его руководила, напротив, явная преднамеренность, особый, заранее обдуманный план или цель. Тенденция его в данном случае особенно понятна: всю вину за осуждение Христа на распятие он старается всецело сложить с Пилата, на иудеев, и в особенности на Ирода Антипу. По его взгляду, омыв руки (о чём, очевидно, была речь непосредственно пред первым стихом отрывка), Пилат стал совершенно чист от крови Праведника. И эту-то чистоту, невинность, даже более – явное якобы отвращение его к задуманному иудеями злодеянию автор и старается возможно ярче выставить на вид. Так как, говорит он, никто из судей Господа не хотел умыть руки, то Пилат «встал», т. е. возмущенный жестокосердием судей вышел из зала заседания 27 . Что представляет нам, равным образом, и всё дальнейшее описание страданий Христа, Его распятия, погребения, и в особенности воскресения? Представляет ряд сцен, в которых наряду с чертами, сходными с повествованием наших канонических Евангелий, рассказывается множество частностей, явно также тенденциозных, за исключением лишь очень немногих обязанных своим происхождением всецело изобретательной фантазии самого автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

159 Николай Николаевич Романов (18561929), великий князь, внук императора Николая I, дядя последнего царя. 160 Пасха в 1917г. была 2 апреля. Поэтому пасхальное приветствие епископа Никона, прозвучавшее приблизительно в середине Великого поста, являлось более выражением его эмоциональных, чем религиозных чувств 161 Согласно распоряжению архиепископа Алексия, данное послание было зачитано во всех церквах Владимирской епархии. 164 Автократор – Самодержец; Пантократор – Вседержитель. – Примеч. в «Уфимских епарх. ведомостях». 165 Кадетская (конституционно-демократическая) партия, партия «Народной свободы» – одна из наиболее влиятельных политических партий, представлявшая левое крыло российского либерализма. Организационно оформилась в октябре 1905 г. (см. подробнее: Политические партии России. С. 267273). 166 Александра Федоровна, российская императрица (18941918), супруга Николая II. Настоящее имя Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. 167 Ирод Антипа – один из упоминаемых в Новом Завете правителей Иудейского царства. Известен своей беспечностью и сладострастием. Отнял у своего сводного брата Ирода Филиппа I его жену Иродиаду, за что был обличен св. Иоанном Крестителем. По его приказу была от сечена глава св. Иоанна Крестителя [ Мк.6:1820 ] (См. подробнее: Библейская энциклопедия. Сост. Никифор, архимандрит. М., Репринтное издание. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1990. С. 50). 168 Иродиада – один из персонажей Нового Завета. Главная виновница убийства св. Иоанна Крестителя. Была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I. Во время этого брака вступила в сожительство с другим своим дядей Иродом Антипою. Иоанн Креститель открыто обличал ее прелюбодеяние. В отместку Иродиада сумела настроить Антипу против обличителя беззакония и, воспользовавшись сложившимися обстоятельствами, добилась казни св. Иоанна Крестителя [ Мк.6:1729 ] (См. подробнее: Библейская энциклопедия. С. 298). 169 Распутин (Новых) Г.Е. (18721916 гг.) – из крестьян Тобольской губернии. Фаворит императрицы Александры Федоровны. Пользовался репутацией «старца» и «предсказателя-чудотворца». Был убит группой заговорщиков, считавшей, что влияние Распутина на Николая II и императрицу пагубно для России (Каталог русских архиереев-обновленцев. Указ. соч. С. 1003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобно отцу своему, Ирод Антипа также искал своей славы в грандиозных и роскошных строениях; так, он снова восстановил и притом в гораздо больших размерах сожженный воинами Вара главный город Галилеи – Сепфорис; для защиты Переи он укрепил Вифарамфу и назвал ее Ливиею, или Юлиадою (в честь жены кесаревой); в честь нового римского императора Тиберия он основал вновь главный город Галилеи – Тивериаду на западном берегу Геннисаретского озера – и, дабы приобрести благоволение императора, самое это озеро переименовал в «Тивериаду». Во время праздников иудейских он, по-видимому, часто проживал в Иерусалиме ( Лк.23:7 ) и там мог принять живое участие в жалобе иудеев на Пилата римскому императору. По своей нравственной распущенности Антипа был, кажется, ниже даже и самого отца своего. Имея более пятидесяти лет от роду и посетив однажды проживавшего в Риме сводного брата своего Ирода 47 , он в его же собственном доме соблазнил его законную жену, красивую и честолюбивую Иродиаду, дочь казненного Аристовула, хотя она уже давным-давно была матерью Саломии, впоследствии жены четверовластника Филиппа, и была женщина довольно пожилая (имела уже более сорока лет от роду). Чтобы жениться на ней, он хотел прогнать свою, уже давно взятую им, жену – дочь арабского царя Ареты; но последняя еще раньше, как только узнала о неверности своего мужа, сама ушла к своему отцу. Безнравственный поступок Антипы не остался без прискорбных последствий и тяжелых жертв. Иоанн Креститель, безбоязненно порицавший за него Антипу, говоря: «Несправедливо, что ты имеешь жену брата своего!» – как известно, первый стал жертвой мстительной Иродиады, сложив на плахе свою голову в мрачной темнице Махеронской крепости. Сам Ирод Антипа, впрочем, весьма уважал Иоанна Крестителя как великого пророка, строгого аскета и сурового проповедника всеобщего покаяния. Он боялся его даже и после усекновения главы его. Между прочим, известно, что когда Ирод Антипа услышал в Галилее об Иисусе Христе, Его учении и сверхъестественных действиях, он принял Его за воскресшего Крестителя ( Мф.14:1 ) и пожелал взглянуть на Него ( Лк.9:9 ), хотя вскоре за этим и старался уже как-нибудь тайно умертвить Его ( Лк.13:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Каким термином обозначить их, это представляется крайне трудным, и трудность заключается, по-видимому, собственно в том, что на этот счет определенного термина пока еще не установилось. Эдершейм указывает как на более вероятных – на фарисеев. Но, как выше было, сказано, он просто скользит на этой основной причине мученичества Крестителя 36 . И поэтому он едва ли дал себе труд сделать надлежащие соотнесения даже со своими суждениями. Т. е. его не стесняет в данном случае то высказанное в других местах того же самого труда, что первостепенными деятелями в синедрионе были «книжники» 37 , которые в свою очередь были из фарисеев, но также были и из саддукеев 38 . Засим на фарисеев также указывают предшествующие сходные примеры, из коих самый выпуклый относится к управлению Александры по смерти ее мужа – первосвященника Александра Ианнея 39 . Наконец в этом отношении мы имеем еще более авторитетное указание ев. Луки, повествующего, что в Иерусалиме на синедрион, как на причину убийства пророков, Спаситель указал именно фарисеям. Все это верно, дело только в том, что фарисеи как таковые суть представители известного религиозного веровоззрения. Это даже не философы – не «стоики», как называл их Флавий; но теософы. Между тем во всех приведенных указаниях на фарисеев перед нами являются политики; является такая партия, представляя состав которой, мы бы допустили историческую ошибку, если бы не причислили сюда кроме фарисеев и саддукеев, и книжников, и старейшин. Если переводить на современный язык, то означенная партия назвала бы себя «национальной» (будучи ею на самом деле или только по видимости – это вопрос другой). А так как это, во всяком случае, название не точное, и так как хотя в Евангелии Иоанна есть, кажется, указание на истинное именование, но введение его требует предварительной аргументации – уклонения в сторону; поэтому в настоящем случае будем употреблять, как наиболее собирательное из установившихся, именование «книжников». Распределение действующих причин в рассматриваемом событии будет очевидно такое: книжники действуют на Иродиаду, а эта на Ирода Антипу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иоанн Креститель: почему он был так известен во времена Христа и что значит «Предтеча» 5 мин., 20.01.2024 Иоанн Предтеча — одна из самых значимых фигур евангельской истории после Иисуса Христа. Историю его жизни мы знаем буквально с момента зачатия и до мученической кончины. Сам Спаситель говорит о нем как о самом выдающемся человеке из всех когда-либо живших на земле: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя  (Мф 11:11). Наконец, о жизни и деятельности Иоанна повествуют не только евангелисты. Сведения о нем содержатся у авторитетного иудейского историка Иосифа Флавия, который пишет о Предтече в своем труде «Иудейские древности». Можно без преувеличения сказать, что до выхода Иисуса Христа на проповедь Иоанн был самым известным и уважаемым человеком в Израиле. Его суровый аскетический образ жизни (он обитал в пустыне, всю его одежду составляла грубая рубаха из верблюжьей шерсти, а еду — саранча и дикий мед), пламенные обличительные речи, основным содержанием которых был призыв к покаянию, сила убеждения — словом, весь его облик и поведение вызывали в памяти рассказы о древних пророках, которых на тот момент вот уже как триста лет не было в Израиле. К нему приходили люди самого разного социального статуса — уважаемые в обществе фарисеи, презираемые всеми мытари, злоупотреблявшие своим служебным положением воины. Народ искал его совета, обращался к нему как к нравственному и религиозному авторитету. Иоанн, со своей стороны, заботился только о правде Божьей и возвещал ее, невзирая на лица и звания тех, к кому была обращена его проповедь. Фарисеев и саддукеев — представителей религиозно-политической элиты древнего Израиля — он называл змеенышами ( порождения ехиднины ;   Мф 3:7) и грозил им гневом Божьим, а царя Ирода Антипу публично обвинил в нарушении заповеди Моисея о прелюбодеянии: Ирод отнял у своего брата Филиппа его жену Иродиаду и стал с ней сожительствовать. За это обличение царь заключил Иоанна в темницу и впоследствии приказал его казнить.

http://foma.ru/ioann-krestitel-pochemu-o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010