БЕСЕДА 57 Итак, ученики узнали об этом не из Писаний, но им открыли книжники, — и молва об этом носилась в простом народе, как и о Христе. Потому и самарянка сказала: “Придет Мессия …; когда Он придет, то возвестит нам все” (Ин. 4:25); и книжники вопрошали Иоанна: “Ты Илия? … Пророк” (Ин. 1:21)? Итак, среди иудеев, как я сказал, была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. И Павел, указывая на оба пришествия, сказал: “Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке”. Вот одно пришествие; послушай, как и о другом говорит. Сказавши эти слова, он присовокупил: “Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (Тит. 2:11-13). Также и пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею — не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только втором пришествии и говорили, что если этот — Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом. Потому и ученики говорят: “Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде”? По той же причине фарисеи посылали к Иоанну и спрашивали: “Что же? ты Илия”? вовсе не упоминая о первом пришествии. Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия, — называя этим именем Иоанна. Этот Илия пришел. А если ты спрашиваешь о фесвитянине, то он придет; потому и сказал: “Илия должен придти прежде и устроить все”. Что такое — все? То, о чем сказал пророк Малахия: “Пошлю к вам Илию пророка …. И он обратит сердца отцов к детям …, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием” (Мал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Вздымались и падали волны человеческого океана. Назревали и совершались великие политические события, международные войны, гражданские потрясения. Мир жил всем напряжением жизни человеческого гения и творчества, греха и порока. Но он не ведал, – никто в мире не ведал, – что исполнилась полнота человеческого возраста, что в Иорданской пустыне соблюдается до урочного часа величайший из рожденных женами. Неведомы пути Божии человеку. Глава II. Св. Иоанн Предтеча – проповедник покаяния «В те дни ( Мф. 3,1 ), когда наступило время явления Христа народу, явлен был ранее миру Предтеча. Он выступает внезапно из безвестности и сразу становится пророком-проповедником. Окончились годы приуготовительного подвига, молитвы, безмолвия, поста, богомыслия, и погружения в Слово Божие. – Предтеча был призван к своему служению: «бысть глагол Божии ко Иоанну Захариину сыну в пустыне» ( Лк. 3, 2 ). О чем был глагол μαБожий? Кроме общего призвания на служение проповеди покаяния, Иоанну была раскрыта тайна и его собственного призвания, как сам он свидетельствует по Евангелию от Иоанна: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ио. I. 33). О проповеди Иоанна Крестителя согласно повествуют все три синоптические евангелиста ( Мф. 3, 1–12 ; Мр. 1, 1–8 ; Лк. 3, 1–18 ), также и евангелист Иоанн Богослов (1, 15–17, 19–28). рассказ об этой проповеди вводится всеми евангелистами в прямое повествование о явлении Господа И. Христа, как «начало Евангелия» ( Мр. 1, 1 ). И проповедь Предтечи, имеющая свое собственное значение и самостоятельное содержание, связана с его проповедничеством о Грядущем, с самосвидетельством Предтечи, которое содержится у всех четырех евангелистов: «и проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мр. 1, 7–8 ; Мф. 3,11 ; Лк. 3,16 , Ио. 1, 1,27). Проповедь Предтечи есть проповедь о Христе Грядущем: сам он весь влагается в это ожидание и сретение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Возможно, именно отсутствие такой вдохновляющей веры в конечное торжество правды помешало ессеям сохранить свою общину после карательного похода римлян на Иудею в 70 году по Р. Х. Во время этой операции поселения ессеев были полностью уничтожены и никогда больше не восстановились. А вот христиане с их верой в Воскресение Христово и ожиданием Его Второго Пришествия распространились по всей земле, несмотря на два с лишним века страшных гонений. Пещеры Кумрана Во-вторых, всякий внимательно читающий Евангелие заметит, что Господь Иисус Христос никогда не настаивал на тех аскетических подвигах, которыми как раз увлекались ессеи. Ни Спаситель, ни Его ученики не призывали к обязательному безбрачию (а ессеи, как правило, воздерживались от брака), не настаивали на необходимости сверхстрогого поста (а у ессеев были строгие правила относительно еды – например, они не могли есть пищу, приготовленную за пределами их общины) и т.д. Милости хочу, а не жертвы… ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:13), – вот, пожалуй, ключевой принцип, о котором вновь и вновь говорил Христос. А в писаниях ессеев порой сквозит нечто противоположное: суровый подвиг как личная жертва Богу – нечто очень важное, а вот милость к грешнику может быть даже предосудительной — серьезно оступившихся ессеи изгоняли из общины. В-третьих, то крещение, которое совершал в реке Иордан Иоанн Предтеча, если и имело какое-то сходство с ритуальными омовениями ессеев, то скорее внешнее. Предтеча крестил приходивших к нему в воде в покаяние . Это было символическое освобождение от грехов, подготовка к крещению Духом Святым и огнем (Мф 3:11), то есть к таинству рождения в новую жизнь, к принятию Духа Святого, Которого позже пошлет верующим в Него Христос. Для ессеев же ежедневное омовение в холодной воде, предшествовавшее трапезе или совершавшееся по одному из множества мелочных случаев, прописанных в иудейском законе, было (насколько можно судить по фрагментам их устава) прежде всего ритуалом, сакральным актом очищения от скверны. Этот ритуал был, судя по всему, гораздо ближе к «преданию старцев», которое дотошно соблюдали современные Христу фарисеи, чем к крещению, которое совершал Иоанн Предтеча. Вот что мы читаем у евангелиста Марка: фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и,  придя  с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей (Мк 7:3,4).

http://foma.ru/pravda-li-chto-hrista-pri...

И апостол, открывая оные, сказал: «явися благодать Божия» и пр. ( Тит.2:11–13 ). Также пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого – был Иоанн, которого Христос называет Илиею не потому, чтобы он был Илия, а потому, что он совершал служение его. Ибо как Илия будет предтечею второго пришествия Его, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая и то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об этом только втором пришествии и говорили, что ежели сей есть Христос, то Илия должен предварить его своим пришествием... Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда пред вторым Моим пришествием, но и ныне пришел Илия, а ежели ты спрашиваешь о Фесфитянине, то он придет... дабы убедить иудеев принять веру в Иисуса Христа и дабы, когда сей придет, не все они совершенно погибли. Посему Он, приводя им сие на память, сказал: «и устроит все», т.е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени» (ср. Феофил.). Мф.17:14–16 . Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. «Когда они пришли к народу»: это было на другой день преображения Господня ( Лк.9:37 ). – «Преклоняя пред Ним колена»: в знак благоговения к Нему и в намерении усилить просьбу свою, чтобы получить от Него милость. – «Он в новолуния беснуется»: σεληνιαζεται – подвержен лунатизму (см. прим к Мф.4:24 . Болезнь отрока была орудием действия злого духа, так что лунатик был вместе бесноватый ( Мк.9:17 и дал. Лк.9:39 и дал.); кроме припадков лунатизма, больной жестоко страдал припадками беснования (ср. парал. мест. Мк. и Лк. и прим. к Мф.4:24 ). Когда еще Господь с тремя учениками был на горе преображения, отец больного – бесноватого приводил его к прочим ученикам Христовым; но они не могли изгнать духа злого и исцелить больного, и отец как бы с жалобой на учеников высказывает это Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иоанн Предтеча обличает Ирода Святым не было все равно, кто правит народом и как правит. Уже одно то, что Иоанн Предтеча, больший из всех рожденных женщинами, обличал Ирода за незаконный брак с женою брата, говорит об этом. Оно ему надо, вроде бы, кто с кем спит и кто кому изменил? Кто от кого ушел и к кому пришел? Оказывается, надо. Потому что разврат министра – это по определению развалившееся министерство. А разврат губернатора – это расползающийся по швам регион. И Предтеча, надо полагать, думал не о телесных вольностях царя, а о последствиях для народа. Отсюда и обличения. И мы приходим к следующей мысли: какие, кроме воздержания и чистоты, требования можно и нужно ожидать от властей? Что говорит Писание? Править должны мужчины. И не малолетки, а созревшие умом и силами мужи Говорит, например, что правитель не должен быть очень молод. Это должен быть созревший и успевший закалиться муж. Причем лучше муж, чем жена, поскольку не для начальства сотворил Господь Бог женщину. Вот цитата: «Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним» (Ис. 3: 12). А о том, что правители не должны быть очень молоды, вот: «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 3: 4). Это в виде наказания, конечно. Любители спорить найдут множество примеров от Клеопатры до Екатерины Великой, но я останусь при своем. Править должны мужчины. И не малолетки, окруженные регентами и временщиками, а созревшие умом и силами мужи. Это вполне здравое и естественное требование. Что еще? А вот что. «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Еккл. 10: 16–17). Противопоставляются, как видим, два разных образа жизни. Первый: я правлю другими, чтобы жить в свое удовольствие. Глаза поутру разлепил – и сразу к холодильнику. «Как намажу бутерброд, зразу мысль: “А как народ?”». Второй: не столько я правлю, сколько служу. Перекусываю, где придется и только чтобы подкрепиться. За столом часами не просиживаю. Это требование аскетическое и очень практичное. Хлебосольные любители рюмками чокаться и тосты часами говорить редко бывают хорошими управленцами. Для этого они не на все пуговицы застегнуты. Имеется в виду – внутри.

http://pravoslavie.ru/108095.html

купели и сделавшихся чадами Божиими, тем более требуются плоды покаяния, плоды любви и милосердия друг к другу. Дух благодати Христовой есть взаимная любовь: сие заповедаю вам, да любите друг друга 100 . Аминь. Слово в неделю пред Просвещением Нынешнее воскресенье называется, возлюбленные братия и сестры, неделею пред Просвещением или – все равно – пред Богоявлением, пред Крещением. Из Евангелия сегодня положено читать от Марка первую главу, с 1-го до 9-го стиха. В Евангелии приведены пророчества или предсказания пророков Господних Малахии и Исаии о том, что пред самым пришествием Господа на землю во плоти, т. е. пред первым, а не вторым пришествием, – послан будет Предтеча, который приготовит Ему путь; у Малахии пророка, которому и память сегодня празднуется, этот Предтеча назван Ангелом 101 Божиим, по ангельской, святой, бесстрастной жизни Иоанна Крестителя; а у другого пророка – Исаии – он назван гласом вопиющего в пустыне, т. е. Иорданской, гласившим: приготовьте путь Господу; прямыми сделайте стези Ему 102 . В Евангелии сказано далее, что эти пророчества исполнились, ибо действительно, пред самым явлением Спасителя мира, явился великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, и выходили к нему все жители страны Иудейской и Иерусалима и крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои 103 . Далее описывается образ жизни Иоанна, его возвышенный, божественный характер, его совершенное беспристрастие ко всему, чем прельщаемся, к чему страстно прилепляемся мы грешные; – говорится, что он носил самую простую, грубую, суровую, а не мягкую и тонкую одежду – из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед, т. е. растительность подручную в сыром виде, и мед диких, не домашних пчел. А проповедовал Он народу вот что: идет за мною Сильнейший меня, у которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его, я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Можно привести два библейских текста, где говорится о том, что перед лицом Мессии должен прийти Илия. Это третья глава книги пророка Малахии и 48-я глава книги Премудрости Соломона, сына Сирахова. Иоанн заявляет, что он не Илия, и тем не менее говорит именно как Предтеча, и все это понимают. Он говорит: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:26—27). Из этих стихов ясно, что Иоанн — действительно Предтеча. Однако он предшественник не того Мессии, которого ждут и которого создало народное сознание, не того Мессии, которому уже заранее придуманы фольклорные черты, он — Предтеча настоящего Мессии, Того, приход Которого неожидан «как вор в нощи» и потому просто не принимается большинством. «Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете», — говорит Иоанн фарисеям. Во время богослужения эти слова читаются в один из первых Этот текст вновь отсылает нас к началу книги Бытия где говорится, что «Дух Божий носился над поверхностью вод», в Синодальном переводе — «над водою» (Быт. 1:2). В древнееврейском оригинале глагол мерахефет, переданный в Синодальном переводе как «носился», употребляется довольно редко, обычно лишь в тех случаях, когда речь идет о птице, которая парит над гнездом, не взмывая вверх и не опускаясь на него, как бы охраняя его своими распростертыми крыльями. Значит, Дух Божий парит, подобно птице, над землей. Иисус скажет затем в Евангелии от Матфея: «Сколь крат и столько Я хотел собрать вас, как птица». В Синодальном переводе это передано следующим образом: «Как птица собирает птенцов своих под крылья…» (Мф. 23:37). Более точен славянский вариант: « Яко (т. е. как курица. — Г.Ч.) собирает птенцов». Вероятно, и надо было перевести: «как курица», но в XIX в. Синодальная комиссия смиренно не решилась сравнивать Иисуса с этой птицей. Образ птицы, парящей над землей, предельно ясен. И потому образ Бога, Который оберегает, охраняет нас, подобно тому как птица бережет своих птенцов, — это голубка. Не случайно образ голубки появляется на первых же страницах всех четырех Евангелий. Эта тема — Бог оберегающий, а не карающий — чрезвычайно важна, она еще не до конца исчерпана и нуждается в развитии. Вообще очень важно помнить, что если Бог что-то запрещает нам устами пророков или Иисуса, то это не новый ритуальный запрет, не запрет этикетного характера. Устами Иисусовыми запрещается только то, что опасно для нашей жизни. Эти запреты сравнимы, образно говоря, с запретом перебегать железную дорогу перед идущим поездом, так как это опасно для жизни. Запреты Иисуса — не требования ритуального характера, они просто оберегают человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Обстоятельства зачатия Предтечи изображаются в Евангелии от Луки. Священник Захария имел в алтаре явление архангела Гавриила. Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что к Захарии был послан именно архангел Гавриил, который был послан и для Благовещения к Деве Марии. Этим свидетельствуется вся важность благовествования о рождении Предтечи, которое излагается в связи с Благовещением. Рождество Предтечи, проповедника покаяния, возвещается архангелом как «радость и веселие, и многие (ποΛΛοι) о рождении его возрадуются» (Лк, 1,14). Эти слова о радости еше увеличивают свое значение оттого, что и в явлении пастырям ангела, возвещающего о Рождестве Христовом, ангел говорит им: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 1,10). Радость о рождестве Предтечи будет, прежде всего, для отца, а затем и для всех. Архангел возвещает также и имя еще не рожденного сына. «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему Иоанн» (1,13). Это наречение имени Божиим вестником имеет то значение, что явление Иоанна было предвечно предустановлено в путях Божиих. Имя не кличка, но сущность, nomen omen («имя предзнаменование»). То, что в благовествовании архангела, в котором имеет особый вес каждое слово, вводится имя Предтечи, свидетельствует о таковом значении Предтечи. Это становится особенно понятно, если сопоставить со словами ангела Иосифу о рождении Спасителя: «родит же Сына и наречет Имя Ему: Иисус» (Мф. 1, 21). Значение этого наречения имени еще более усиливается из обстоятельств самого рождения Предтечи — тем спором, который возник об имени новорожденного и с разрешением которого разрешилась и немота Захарии. «В восьмой день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца его Захарием. На это мать сказала: нет, а назвать его Иоанном. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (1, 59–64). Что далее свидетельствуется о Предтече? Его величие, святость и облагодатствованность: «будет бо в е л и й пред Господом, и вина и сикера не имать пити (будет подвижником), и Духа Свята исполнится еще из чрева матери своея» (Лк. 1,5). Далее говорится об его действии как проповедника покаяния: «и многих от сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (1, 16). И, наконец, возвещается о нем, как о Предтече: «и той предыдет пред Ним духом и силою Илииной обратите сердца отцев на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершенны» (1,17). Этот стих представляет собой перифраз пророчества Малахиина о Предтече как «Илии Фесвитянине», что здесь изъясняется как «в духе и силою Илииною» (о чем ниже): «Се аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искренному его, да не пришед поражу землю в конце» (Мал. 4, 5–6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Молитва Предтечи 10.09.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Усекновение главы Иоанна Предтечи Слово в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна В этот день по обычаю церковному мы совершаем молитву о упокоении всех воинов православных, живот свой за веру и отечество на поле брани положивших. И призываем Предтечу в заступники нашей молитвы. Мы знаем из Писания, как ученики Христовы приступили к Нему и сказали: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». Нам ничего неизвестно о том, как молился Предтеча, как он учил своих учеников молитве, но мы знаем, что благодаря этому обращению апостолов ко Христу, благодаря тому, что они видели, как молится Предтеча, из уст Самого Господа была дана всему роду человеческому единственная из всех молитв — молитва Господня. Больше ничего неизвестно нам о молитве Иоанна. Но оттого что он молился в пустыне и в темнице, и оттого что Господь внял просьбе Своих учеников, нам дано произносить слова Самого Спасителя. Когда молитесь, говорит Он, молитесь так: «Отче наш, сущий на небесех». Только властью Возлюбленного Единородного Сына Божия, на Котором Предтеча Иоанн увидел Духа сходящего и пребывающего, дается всем уверовавшим во Христа, исповедовать Бога Своим Отцом. Только Христос, Сын Божий, мог произнести эти слова: «Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему». И только Он мог сделать так, чтобы эти слова стали правдой для всех нас. Предтече дано было услышать Отчий глас и увидеть Духа Святого, сходящего на Сына Божия, но ему не было дано произнести эти два слова «Отче наш». Но каждый из нас, меньший его, благодаря подвигу его молитвы сподобляется этого дара. Надо чтобы мы научились произносить эти слова как самые главные слова нашей жизни, как самую главную молитву, как самую большую правду, которая нам известна. Для этого вся наша жизнь должна соответствовать молитве, которую мы совершаем. Правда молитвы рождается, когда есть правда слова, которое мы произносим, и правда жизни, как это было у Предтечи.

http://moral.ru/молитва-предтечи/

Однако остается вопрос, который мучил святого Иоанна Крестителя в темнице: должны ли мы ждать другого мессию-спасителя, который будет действовать более успешно? В минувшем ХХ веке многие верили в это, когда кричали в Европе: «Хайль Гитлер!», а в России ждали от своего вождя решения всех своих проблем. На самом деле обман был и будет гораздо глубже. Христос не обещал спасения, которое упразднит на земле все несчастья: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Этими словами Он говорит: «Да, это Я, Мессия и Спаситель, но не соблазняйтесь, оттого что, по-видимости, Я немощен». Христос не спасает Иоанна Предтечу ни от темницы, ни от смерти. Себя Самого Он не спасает от Креста. И Он не препятствует тому, чтобы в нашей жизни были беды и страдания. Но Он дает силу веры. Он показывает, как велик святой Иоанн Предтеча, оттого что всю свою надежду он возлагает на Бога, не на благополучие и роскошь. «Что смотреть ходили вы в пустыню? Человека ли, одетого в мягкие одежды?» Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. И он не тростник, колеблемый каким угодно ветром, но человек пустыни, которому твердое стояние в вере стоило тюрьмы. И он голову свою положит за верность Христу и правде Его. И всех, кто живет верою во Христа и предает свою жизнь Ему, Он называет великими в Царстве Небесном. Из рожденных женами нет ни одного пророка большего Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Божием больше его. Открывается переход от древнего мира к новому. Время становится качественно иным — Царство Божие входит в него. Христос начинает служение, когда Предтеча завершает свой путь. Подобно тому как Моисей, великий пророк, увидел землю обетованную, но не вошел в нее сам, так святой Иоанн Предтеча остается на пороге Царства. Приходом Христа нищии, мытари грешники сподобляются этого Царства. Те, кто ничего из себя не представляет, становятся больше Иоанна, большего из всех людей. Сегодняшнее Евангелие заканчивается словами: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него». Как мы видели уже в пророчестве праведного Симеона: «Се лежит Сей на восстание и падение многих». Разделение в Израиле и во всем роде человеческом — один из признаков последних времен.

http://pravoslavie.ru/3703.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010