... В начале Евангелия приводятся слова пророков Малахии и Исаии о предтече Христовом, высказанные ими за несколько столетий до явления Его: " се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоими, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мал. 3:1 ), «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис. 40:3 ). Как пояснить эти пророческие слова? Здесь Предтеча, приготовляющей людей к принятию Спасителя, представляется под образом вестника, который царем, идущим с войском в походе, посылался вперед объявить приближение его, приготовить нужное, исправить дороги и пр. Предтеча называется ангелом еще за его как бы ангельскую, бесплотную, жизнь на земле и за возвещение и указание грядущего Христа. Далее в Евангелие говорится, что Иоанн Предтеча Христов явился в пустыне, там проповедывал крещение покаяния для прощения грехов и тех, которые внимали его проповеди, крестил в реке Иордане. Затем в Евангелие говорится, что Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс и питался акридами и диким медом. Как пояснить эти действия Предтечи Христова? О Предтече Христовом Иоанне повествуется, что, когда он был двухлетним ребенком, мать его Елисавета, жена Захарии, убежала с ним от посланных Иродом убийц детей в Вифлееме и его окрестностях в пещеру в Иудейской пустыне. Здесь умерла она, а младенец Иоанн остался один и кормился плодами. Тут он воспитывался и стал самым строгим подвижником. Так, носил «одежду из верблюжьих волос» – одежду жесткую, подпоясывался ремнем, когда вырос, начал питаться акридами и диким медом. «Акриды» – вид саранчи, очень обыкновенная пища на Востоке у бедных людей. Саранча – это небольшое крылатое насекомое. «Дикий мед» – это мед диких пчел или жидкость медоподобная, истекавшая из некоторых дерев, как-то: пальмы, фиги, на вкус он горький. Тут, в пустыне Иоанн Предтеча и проповедывал, приготовляя людей к принятию Мессии. Иоанн проповедывал крещение покаяния. «Покаяние», т. е. сознание своих грехов и потому нужду в искупителе. «Крещение», т. е. погружение в воде для омовения, что у Иудеев было в некоторых случаях религиозным обрядом и обозначало сверх чистоты телесной очищение души, т. е. оставление грехов, обновление жизни. И Иоанн проповедывал крещение покаяния и крестил для прощения грехов. Т. е. Он и учил и самым крещением показывал, что людям, кающимся во грехах, дается прощение грехов по вере в грядущего и провозвещаемого им Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Иисус Христос начал Свою проповедь теми же словами, что и Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом существовала тесная связь. Когда Г осподь начал Свою проповедь, миссия Иоанна Крестителя подходила к концу, поэтому Иоанн сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). И еще до того, как Христос пошел по пути умаления, истощания, кенозиса, по этому пути пошел Иоанн Предтеча, который претерпел заточение в темнице и был казнен по приказу Ирода. Мы знаем, — евангелисты не скрыли этого от нас, — что Иоанн Предтеча, находясь в темнице, послал своих учеников, чтобы спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3). Ответ на этот вопрос имел для Иоанна Крестителя решающее значение, потому что, если бы Иисус не был Христом, то миссия Иоанна Крестителя оказалась бы тщетной, а вся его жизнь от начала и до конца — ошибкой. Иисус не ответил ему прямо, но просил передать: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (стт. 4–6). Иоанн Креститель получает от Христа слово предупреждения: не соблазнись, не усомнись, не споткнись на последнем этапе твоего пути. И он не соблазнился, не усомнился, не споткнулся, но сохранил верность Христу до конца, став первым христианским мучеником. Он пошел крестным путем, Христовым путем, и сошел во ад, чтобы и там засвидетельствовать о пришествии Спасителя. Всей своей жизнью Иоанн Предтеча доказал, что следование Христу возможно, что человек может вырасти в такую меру уподобления Христу, чтобы отдать всю свою жизнь Богу, чтобы умалиться и истощить себя даже до смерти, и смерти крестной. Судьба Иоанна Крестителя свидетельствует еще и о том, что человек, который решился в этой жизни говорить только правду, свидетельствовать об истине, не соглашаться на компромиссы, в этом мире неизбежно будет страдать, потому что мир живет по иным законам, чем те, кто свидетельствует об истине. В мире перемешано добро и зло, истинное и ложное, белое и черное, божественное и диавольское. И твердая жизненная позиция всегда встречает зависть, злобу, ненависть. Иоанн Предтеча пострадал потому, что обличал Ирода за его безнравственность, книжников и фарисеев — этих «порождений ехидниных» (Мф. 3:7) — за их греховные дела. И именно за ту твердую позицию, которую он занял с самого начала и проводил до конца, его предали смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Крещение Господне связано с именем замечательного святого Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи. Мне о нем особенно радостно и страшно говорить, потому что моя церковь приходская посвящена именно святому Иоанну Предтече. Чесменская церковь – это храм Рождества Иоанна Крестителя, и Иоанн Предтеча является нашим покровителем небесным. Это один из самых удивительных людей в Священном Писании. О нем Господь сказал, что не было среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель, то есть среди людей он первый, он равен ангелам, и в то же самое время он прожил жизнь удивительно смиренную. При том, что слово его звучало, при том, что властители земные боялись его и считались с ним, все равно в Иоанне Предтече было величайшее смирение. Когда он видит перед собой Христа, он говорит ученикам своим: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). Одно из величайших искушений человеческих – это искушение властью, причем властью не грубой физической, а духовной. Иоанн Предтеча действительно настолько ангелоподобен, он так свободно пропускает божественный свет, он так свят, что он с радостью отказывается от этой духовной власти. Он говорит своим ученикам «Вот Он, идите к Нему». Согласно Евангелию от Иоанна, среди апостолов, среди первых учеников Христа были люди, которые следовали за Иоанном Предтечей, и именно он отправил их ко Христу. Он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Идите к Нему и научитесь». Так вот, Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель проповедует на берегах реки Иордан, проповедует покаяние во оставление грехов. В знак покаяния, в знак очищения его ученики входят в воды реки Иордан и совершают крещение, «баптизму» по-гречески, омовение. И вот среди толп народа, которые приходят на берега Иордана в пустыню, чтобы услышать проповедь Иоанна Крестителя, оказывается и Сам Господь, причем Господь просит крещения у Иоанна. Иоанн говорит Ему: «Я не достоин развязать ремешки сандалий Твоих, как же Ты хочешь, чтобы я Тебя крестил?» Но Господь ему на это говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ), и Он на общих основаниях, что называется, вместе с народом входит в воды Иорданские, хотя Он единственный, Кому это было не нужно. Проповедь Иоанна Предтечи была обращена ко всем, кроме Иисуса, потому что Он единственный, Кто не имел никакого греха, а значит, не имел никакой необходимости очищения от этого греха. И однако, Господь входит в эту воду Иорданскую, которая стала уже темной и тяжелой от грехов наших. Он входит туда, и в этот момент совершается такое удивительное чудо: Иоанн Предтеча видит раскрывшиеся небеса, видит Духа Свята в виде голубя, Который спускается на Христа, и слышит глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ).

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Но в крещении соединяется не только Богоявление, сошествие Св. Духа и усыновление Сына Человеческого Отцу небесному, но и Его явление народу, встреча с человеческим родом. Господь должен быть встречен, и принят, и узнан, и засвидетельствован в день, когда Он приходит к народу. Он здесь не должен пребыть в одиночестве и отъединении от рода человеческого, хотя нужно, чтобы эта встреча была достойная, т. е. чтобы это была, действительно, встреча. И эту встречу от лица всего человеческого рода совершает Иоанн, как Предтеча, друг Жениха. В нем говорит человечество, он есть его уста, его сердце, обращенное к Спасителю. От этой встречи начинается Евангельская история, первое обращение и призвание. Здесь выступает значение Иоанна как свидетеля, что составляет главный предмет повествования о нем в Евангелии от Иоанна, в отличие от других Евангелий. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ио. 1,29). В этих словах Иоанн выразил такую полноту ведения и постижения тайны боговоплощения, что он мог уже отойти с этим ведением для проповеди во аде: он все постиг. В этих словах, в которых явственно звучат образы 53 главы ветхозаветного евангелиста Исайи, дана полная и исчерпывающая мысль об искупительном деле Христовом. «И на другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его и, увидев идущего Иисуса, сказал: «вот Агнец Божий» (Ио. 1,36). И что же последовало? «Услышав от него сии слова, оба ученика (Андрей и Иоанн) пошли за Иисусом» (1, 37). Так совершилось первое внутреннее призвание их ранее того, чем Господь Сам призвал их за Собой. Явление Христа миру и человечеству совершилось в Иоанне, в крещении. Креститель и Предтеча становится другом Жениха. И опять: если бы не было на своем месте Предтечи или если бы он не узнал Господа и не засвидетельствовал о Нем, осталась бы незаполненной та пропасть, какая существует между Ним и грешными людьми, не оказалось бы моста, и посредника, и свидетеля, и не началась бы проповедь Евангелия Царствия так, как она началась. Но Предтеча совершил свое дело, он явился истинным Крестителем Господним. Для встречи Богомладенца уготовлен был Богом Богоприимец, для встречи же Мессии – Предтеча Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

" Для Царствия Небесного нужны покаяние и вера " января 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе В канун праздника Богоявления , 18 января, митрополит Санкт-Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер , настоятель протоиерей Геннадий Бартов с клиром и другие священнослужители. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением и Просвещением, - сказал владыка. - Мы - люди воцерковленные, читали Евангелие, многие бывали на Святой земле, в том числе на Иордане, где происходили евангельские события, которым посвящен нынешний праздник. Мы знаем, что Господь по достижении 30-летия явил Себя народу как Мессия, Спаситель рода человеческого. В те времена Иоанн Предтеча недалеко от местечка Вифавара совершал крещение покаяния. К нему приходили люди, он заводил их в Иордан, они стояли в воде по шею, исповедовали грехи, и он окунал каждого в воду с головой. И вот, незаметно подошел к этой толпе плотник из Назарета. Иоанн Предтеча узнал в Нем Того, Кого долго ждал и о Ком говорил: " Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Мф. 3:11). Подошел Иисус, и Иоанн Предтеча спрашивает: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " (Мф. 3:14). Иисус же Своим ответом дает понять, что не нужно упражняться в смирении, а нужно исполнить волю Божию. Господь принял Крещение от Иоанна, тотчас вышел из реки, совершил молитву Отцу Небесному, испросив помощи и благословения. И тут небеса открылись, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и голос с небес возвестил: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 3:17). " Господь тотчас ушел оттуда в Иудейскую пустыню, на гору, которая именуется теперь Горой Искушений, и там провел сорок дней и ночей, ничего не вкушая, в молитвах и беседах со Своим Отцом, - продолжил архипастырь. - Спаситель отверг все искушения диавола, а затем, по прошествии сорока дней, вновь пришел на Иордан. И здесь уже Иоанн принародно засвидетельствовал: " Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29). Иоанн Предтеча проповедовал покаяние, и Господь тоже говорил: " Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное " (Мф. 4:17).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Как и все остальные Таинства Церкви Таинство Покаяния берет свое начало во времена земной жизни Спасителя. Более того, к покаянию призывали еще ветхозаветные пророки; правда, их призывы были обращены, в основном, к народу древнего Израиля. Святой пророк Иоанн Предтеча обращался с призывом к покаянию. Об этом нам сообщает Святое Евангелие: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3: 1–2). Таким образом, уже в этих призывах, мы можем увидеть зачатки будущего Таинства Покаяния христианской Церкви. Однако стоит отметить, что святой пророк Иоанн Предтеча является все же пророком рубежным, т. е. он венчает собой Ветхий Завет и лишь приоткрывает Новый Завет Господа Иисуса Христа. Поэтому именно Сам Господь является, в полной мере, первым Установителем Таинства Покаяния. Однако, несмотря на то, что это исповедание грехов было лишь прообразом христианского покаяния, тем не менее, уже тогда мы видим существование определенного обряда действий. Так, исходя из слов Евангелия, святой Иоанн Предтеча крестил приходивших к нему людей в водах реки Иордан, а те, в свою очередь, исповедовали ему свои грехи. В Евангелии от Матфея говорится следующее: Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3: 5–6). Более того, пророк Иоанн Предтеча призывал людей не просто к исповеданию своих грехов, но также к стяжанию и принесению истинных плодов покаяния. Этот факт говорит нам о том, что совокупность данных действий уже представляла собой почти оформившийся обряд, который в христианстве принял форму Таинства. Устанавливая Таинство Покаяния Христос, конечно же, не дает нам конкретных указаний относительно того, как, где и когда его совершать – все это выработает в дальнейшем Его Церковь. Господь дает нам лишь самые основные, самые важные указания на то, чем должно явиться для нас покаяние. В этом отношении можно выделить целый ряд моментов из Священного Писания, в которых Иисус Христос говорит нам о покаянии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был последним из пророков и первым из мучеников. Он стоит на пороге Нового Завета, возвещая людям о том, что «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1. 7-8). Иоанн Предтеча указывает на грядущего Спасителя и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29). Он первым распознает в Иисусе Христе не простого человека, не просто пророка, а Того, Кого Бог обещал израильскому народу – Мессию Христа, Спасителя мира, Который на Себя берет грех всего мира. Того, Кто пришел для того, чтобы искупить человеческий род от греха и смерти. Святой Иоанн Предтеча, как бы предшествуя Господу Иисусу Христу не только здесь, на земле, но и в вечности, умирает раньше Него для того, чтобы уготовать Ему путь не только здесь, но и там. Как верует Церковь, после того, как Иоанн был убит беззаконным четвертовластником Иродом (о чем мы сегодня слышали в чтении из Евангелия от Марка), его душа сошла в адские бездны, дабы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Ему, чтобы и там возвестить о том, что грядет Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. И когда Господь Иисус Христос умер на Кресте, тогда, как мы веруем, Его душа сошла во ад не для того, чтобы там остаться, но для того, чтобы и адские бездны наполнились Божественным присутствием, для того, чтобы открыть путь к воскресению из мертвых и к вечной жизни всем тем, которые ожидали Спасителя в этих темных адских безднах. И, конечно, вместе с ними был выведен оттуда и святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, которого мы сегодня почитаем и прославляем как пророка, который указал и продолжает указывать людям путь ко Христу Спасителю». Обращаясь к представителям профессорско-преподавательской корпорации ОЦАД и учащимся, ректор этого учебного заведения отметил: «Мы совершаем престольный праздник, одновременно отмечая начало учебного года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Нынешний год начинается в непростых условиях, потому что, к сожалению, продолжается пандемия коронавируса. Нет возможности в полной мере обеспечить очное обучение для всех студентов, но, по крайней мере, после целого года, когда мы занимались заочно, сегодня мы имеем возможность видеть друг друга в лицо, пусть и в масках. Мы имеем возможность начать учебный год в очном режиме с надеждой на то, что при строгом соблюдении и преподавателями, и начальствующими, и учащимися необходимых противоэпидемических мер, сумеем избежать заражений, распространения коронавируса и сможем продолжить обучение в нормальных условиях.

http://mospat.ru/ru/news/88004/

" Царствие Божие стяжать покаянными трудами " января 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Николая Чудотворца на улице Лебедева В канун Недели 33-й по Пятидесятнице, пред Богоявлением, 16 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варосонофий совершил Всенощное бдение в храме святителя Николая Чудотворца на улице Лебедева . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Калининского округа протоиерей Николай Брындин, настоятель иерей Феодор Кузнецов с клиром и другие священнослужители. После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью. " В завтрашнем евангельском чтении (Мк., 1:1-8) мы услышим о событиях, предшествовавших Крещению Господню, - сказал владыка. - Это - выход на проповедь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы знаем, что Иоанн Предтеча отличается от других людей, окружавших Иисуса Христа, от Его учеников. Это был необычайный человек, если принять во внимание, как он родился, как жил в пустыне, как крестил народ на Иордане и как совершил свою главную миссию, то, для чего он пришел на землю, - крещение Господа нашего Иисуса Христа. Необычно было и его отшествие из этого мира. Он отличался и от пророков Ветхого Завета - те указывали на Мессию, но ни один из них не дожил до Его пришествия. А Иоанн Предтеча имел счастливую возможность видеть Спасителя, возложить на Него руки, свидетельствовать о Нем. Иоанн Предтеча - это ангел пустыни. Он воспитывался в пустыне, без людей, не просил у людей ни хлеба, ни одежды. Он отдал тело свое и душу на волю Божию, поэтому не боялся ни холода, ни голода, ни диких зверей в этой пещере, где он жил. Когда мы посещаем Горненский монастырь на Святой земле, нам показывают пещеру, где Иоанн Предтеча подвизался. Он был руководим только Богом. Он не по своей воле пришел на Иордан - был глагол Божий к нему. По гласу Божию он пошел на Иордан навстречу идущему туда безгрешному Христу Спасителю. " И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий " . (Ин. 1:32-34).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

После преображения Иисус Христос сказал своим ученикам: Илия должен прийти прежде и устроить всё ( Мф. 17:11 ). Слово: устроить, намекает на пророчество Малахии. Что в этих словах Илией назван не Иоанн Креститель, как это может показаться на оснований дальнейших слов, это объясняют Святой Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский . Первый говорит следующее: „Писание возвещает два пришествия Христова: сие, уже бывшее, и будущее. Указывая их, Павел сказал: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили ( Тит. 2:11–12 ). Вот одно пришествие. Теперь выслушай, что он далее объявляет и второе пришествие: Ожидая блаженного упования и пришествия великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). Также и пророки упоминают о том и о другом пришествии и говорят, что предтечей второго пришествия будет Илия. А [предтечей] первого пришествия был Иоанн, которого Христос назвал Ильёй, – не потому, чтобы он был Илия, а потому, что он совершал служение его. Ибо как тот будет предтечей второго пришествия, так этот был (предтечей) первого... Итак, какое же Христос дал решение вопроса? То, что, несомненно, Илия придёт перед вторым Его пришествием, и теперь уже Илия пришёл, называя так Иоанна: этот Илия пришёл. А если ты спрашивает о Фесвитянине, то он придёт. Посему сказал: Илия придёт и устроит всё. Что же всё? То, что предсказал Малахия пророк: Пошлю вам Илию Фесвитянина, который устроит сердце отца к сыну, дабы, пришед, Я не поразил землю в конец. Видишь точность пророческого предсказания? Ибо, так как Христос назвал Илиею Иоанна по причине сходства служения, то, чтобы ты не подумал, что это теперь сказано о пророке, прибавил и об его отечестве, сказавши: Фесвитянин. Иоанн же не был Фесвитянином. Даже присовокупил и другой признак, когда сказал: дабы, пришед, Я не поразил землю в конец, возвещая второе Его страшное то пришествие; потому что при первом (пришествии) Он не пришёл поразить землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Святой Иоанн Креститель шел к гибнущим людям с проповедью спасительного покаяния. Духовному взору Предтечи, приобретшему необычайную остроту за годы его уединения с Господом, были открыты дела горние и земные. Святой Иоанн зрячим сердцем предчувствовал скорое явление Агнца Божия, Который берет на Себя грехмира ( Ин.1:29 ), – и с болью и гневом видел, сколь недостоин падший мир этого явления Божественного. Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное ( Мф.3:2 ), – прогремел над вселенной призыв святого Иоанна Крестителя. Уже и секира при корне древ лежит: всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Лк.3:9 ; Мф.3:10 ), – возвещал Предтеча Господень. Да, грозная секира гнева Божия веками острилась в потоках крови и слез, в страданиях праведников и невинных, требующих справедливого отмщения преступникам. И лезвие суда Господня уже готово было пасть на души грешников, но Милосердный Создатель медлил – Он выслал перед Собой огнеустого пророка, дабы тот попытался отвратить гибель от заблудших грешников. И святой Иоанн Предтеча, словно соперничая с человеколюбием Божиим, обратил к людям зов, исполненный сострадающей любовью к ним, а лучше сказать и ко всем нам: Сотворите же достойный плод покаяния ( Мф.3:8 ) – и спасетесь. Немногого, совсем немногого требовал великий подвижник пустыни Иорданской святой Иоанн Креститель от внимавших его проповеди. Корыстным мытарям-сборщикам податей он велел не брать с народа лишнего, а воинов призывал не обижать и не грабить слабых. Предтеча Господень увещевал: У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ), – не будь жестокосерд, пресыщаясь и роскошествуя, не забывай о страданиях обездоленных. Такие простые и обыденные призывы, – столь малой толикой справедливости среди людей готова была удовлетвориться правда Божия, говорившая устами святого Иоанна Крестителя. Предтеча Господень напоминал народу слова пламенного пророка Исаии: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими; И узрит всякая плоть спасение Божие ( Ис.40:3–5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010