А.С. Смыкалин Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса 1. Православное учение о Церкви. 2. Богочеловеческая природа Церкви. 3. Применимость правовых категорий к жизни Церкви. 4. Место канонического (церковного) права в системе права. 5. Каноническое (церковное) право как наука. Изучение церковного (канонического) права в Византии и Греции. Церковное правоведение в России. Задача, метод и система науки канонического (церковного) права. Наука канонического (церковного) права и ее отношение к наукам богословским и юридическим. Каноническое (церковное) право и российская правовая наука. 1. Православное учение о Церкви Каноническое, или церковное, право мало изучено отечественной юриспруденцией. В XIX – начале ХХ в. оно читалось на юридических факультетах всех российских университетов. В советское время, когда церковь была официально отделена от государства, в светских вузах его не преподавали. Сегодня идеологические оковы спали, и, на наш взгляд, следовало бы переосмыслить роль церковного права в юридической науке. Основоположником курса канонического (церковного) права считается профессор протоиерей В. А. Цыпин, опубликовавший в 1994 г. первый за последние 80 лет курс лекций по данной дисциплине (в 1996 г. его переиздали тиражом 10 тыс. экз., и вскоре он стал библиографической редкостью). С точки зрения В. А. Цыпина, каноническое (церковное) право – «это нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами религиозного или политического характера». Исследование канонического (церковного) права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе, ибо православное церковное право – одна из важнейших составных фундамента, на котором сформировалась российская правовая система, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории 1 . Как справедливо отметил Патриарх всея Руси Кирилл (Гундяев), «для того, чтобы обеспечить действительно устойчивое существование человеческого сообщества, необходимо опираться на новое многополярное и многоукладное устройство мира. При этом религиозные или иные традиции должны быть учтены при формировании общей цивилизационной картины. Настало время вернуть обществу понимание религии как глубочайшего пласта человеческой культуры, как основы, которую невозможно ограничить рамками личной жизни» 2 . 2. Богочеловеческая природа Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия: третий Рим или новый Иерусалим? 15.04.2008 686 Время на чтение 14 минут Каковы принципы взаимоотношений духовной и политической власти? Что исторически предпочтительней для России: их взаимодействие, взаимопроникновение или противостояние? Наконец, что такое духовная власть? Эти вопросы стали предметом обсуждения на прошедших в конце декабря в Москве в Паломническом центре Московского Патриархата V Панаринских чтениях, организованных ОВЦС Московского Патриархата, Институтом философии РАН, философским факультетом МГУ, Государственной академией славянской культуры. Один из докладов, прозвучавших на чтениях, мы предлагаем вниманию читателей. Что есть Россия: третий Рим или новый Иерусалим? Ответ на вопрос: как соотносятся эти два великих предназначения России, связан с другим: как соотносятся власть духовная и власть политическая. В нашей стране этот вопрос традиционно сводился к проблеме отношений священства (Церкви) и царства (власти). После большевистского переворота Церковь в России была окончательно отделена от государства, и таким образом оно, это государство, обозначило свой светский характер. Это то, что можно назвать институциональным подходом, в соответствии с которым устанавливаются два принципа - принцип отделения института Церкви от института власти и принцип верховенства политической власти по отношению к власти духовной в общей системе государственности и ее структур. В соответствии с институциональным подходом власть духовную отождествляют с социальным институтом в общем ряду других социальных институтов, по сути приравнивая ее к ним и не выделяя ее. Взаимоотношения политической и духовной власти сведены к формальным юридическим нормам. И в этом смысле духовная власть отождествляется с Церковью, а Церковь понимается с правовой точки зрения как организация, подобная другим организациям. Институциональный подход строится на светском отношении к Церкви со стороны политической власти. Но духовную власть следует понимать еще и в широком смысле - как власть духа. Известно, что престол в душе человека никогда не бывает пуст: там или Бог, или его противоположность. В этом смысле политическая власть - это совокупность людей, которые являются носителями того или иного духа. И потому не может быть светской политической власти, не подчиненной власти духовной. Есть власть, в большинстве своем подчинившая себя тому или иному духу. Этот выбор определяет режим ее правления и проводимую ею политику: является ли она богоугодной или богопротивной, дарованной Господом или попущенной Им вследствие богоотступничества народа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Основные принципы (версия для печати)/Православие.Ru Основные принципы Православие.Ru , 15 февраля 2006 г. Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви и Комитета Священного Архиерейского Собора по Косово и Метохии по вопросу предстоящих переговоров о будущем статусе Косово и Метохии 1. Сербской Православной Церкви, ее верующему народу и святыням на территории Косово и Метохии в процессе решения будущего статуса Края необходимо обеспечить адекватную защиту и свободную жизнь, согласно основным принципам религиозных и человеческих свобод, принятых в демократическом мире. 2. Положение сербской общины в Косово и Метохии должно регулироваться особым видом децентрализации, которая обеспечит эффективную защиту жизненных интересов сербского народа, особенно в сфере образования, культуры, информации, здравоохранения и социальной политики, хозяйственных и имущественных вопросов, местной полиции и правосудия. Особенно важно, чтобы было обеспечено возвращение сербских беженцев, их безопасная жизнь и стабильное существование. В этом отношении Сербская Православная Церковь выражает всестороннюю поддержку Рабочей группе по политическим переговорам о будущем статусе Косово и Метохии, которая будет защищать интересы сербского народа и государства. 3. Наряду с заинтересованностью в институциональной, правовой и имущественной защите сербского народа на территории Косово и Метохии, Церковь жизненно заинтересована и серьезной защите своих святынь: монастырей, храмов, имущества и культурного наследия. Эти Святыни веками были и остаются верными хранителями и свидетелями духовного и культурного идентитета сербского народа на этих территориях и как таковые должны быть сохранены для будущего, так чтобы им был обеспечен особый статус в рамках будущего всеобъемлющего решения для Косово и Метохии. Важно не только защитить отдельные святые места как религиозные и культурные памятники, но и как действующие общины живого народа. 4. В сотрудничестве с соответствующими экспертами в ходе разговора необходимо определить конкретные решения, которые бы обеспечили Сербской Православной Церкви, духовный центр которой находится в Печской Патриархии, и ее Рашко-Призренской и Косовско-метохийской епархии полную внутреннюю автономию, свободную пастырскую и миссионерскую работу с верующими, защиту имущественных и других прав, защиту названий и идентитета. А также беспрепятственную связь с каноническим и административным центром Сербской Православной Церкви в Белграде. В этом отношении очень важно, чтобы для Сербской Православной Церкви в рамках будущего Закона о религиозных свободах в Косово и Метохии были обеспечены полные права, согласно Хартии Объединенных Наций и другим соответствующим международным актам о защите прав человека и религиозных свобод и прав.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Церковь вне времени, пространства и не привязана ни к какому политическому измерению. Она есть божественное учреждение и потому не подчиняется земному социальному порядку и устройству. Тем не менее ее нахождение в обществе обуславливает некие связи, необходимые для социальной коммуникации. Церковь хоть и надмирное образование, но не отделена от мира и его законов. Это причина вводит Церковь в область права – как внутреннего, так и внешнего. Любому церковному образованию необходимо считаться с гражданскими законами (если они не противоречат законам религиозным) и выстраивать собственную правовую парадигму, беря в расчет страстное начало в человеке, нуждающееся в обуздании. Это область церковного права охватывает саму внутрицерковную жизнь, ее административную систему, взаимоотношения между общинами, учреждениями и самими членами Церкви. Церковь хоть и надмирное образование, но не отделена от мира и его законов Христос, Основатель и Глава Церкви, дал ей основной закон – правило веры и правило жизни по вере. Все это раскрывается в Священном Предании, в которое входит Священное Писание, святоотеческая традиция и благодатный церковный опыт, передающийся через христианские поколения, начиная с апостольских времен. Протоиерей Владислав Цыпин констатирует: «Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право» . Подобного рода канонической формализацией Церковь сохраняет свою целостность, единство, святость. Для конкретной дефиниции сферы церковных канонов необходимо раскрыть понятие «право». Правовая область дает много определений, часто вступающих в разногласия друг с другом. Такой диссонанс связан с существованием разных теории права. Само по себе «право» – это предельно широкий и ключевой концепт в юриспруденции, от того или иного его изложения зависит метод и характер юридической теории. В церковной традиции есть также попытка дать дефинию этому понятию. В «Дигестах» императора Юстиниана (533 г.) и в перешедших из этого сборника в византийские законодательные своды «Василики» и «Прохирон» (IX в.), а также в канонический сборник «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря (1335 г.) оно сформулировано так:

http://pravoslavie.ru/157240.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Путин: Наша цель - развитие масштабного евразийского экономического проекта Президент России выступил на заседании Высшего Евразийского экономического совета с участием Армении, Киргизии и Украины 25.12.2013 358 Время на чтение 6 минут Как сообщалось , вчера началось заседание Высшего Евразийского экономического совета в узком составе. Кроме того, вчера также прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием Армении, Киргизии и Украины . На нем выступил Президент России Владимир Путин , сообщает сайт Кремля . «Позвольте искренне поприветствовать президентов Армении и Киргизии, премьер-министра Украины на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Только что мы с Александром Григорьевичем Лукашенко и Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым обсудили основные направления дальнейшего развития евразийской интеграции. Хотел бы в этой связи отметить, что главы государств " тройки " практически одобрили институциональную часть проекта договора о Евразийском экономическом союзе. Определены, в частности, ключевые принципы деятельности союза: сотрудничество на взаимовыгодной основе для сближения наших экономик, их гармоничного развития и укрепления конкурентоспособности. Реализация этих принципов подчинена главной и основной цели – повышению благосостояния граждан наших государств. Следующий этап – согласование функциональной, или отраслевой, части договора. Сроки крайне сжатые, текст должен быть готов к подписанию 1 мая 2014 года. Затем договор будет передан на ратификацию в парламенты наших стран, с тем чтобы Евразийский экономический союз начал работать в полном формате с 1 января 2015 года. Важно выдержать установленный график. Для этого необходимо нарастить взаимодействие по линии наших министерств и ведомств, а также экспертных групп», - сказал глава Российского государства. Он также отметил, что отраслевую часть договора нужно максимально насытить конкретными обязательствами в сфере единой экономической политики. «Требуется завершить кодификацию всей договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, устранить остающиеся изъятия из общего торгового и инвестиционного режима, обеспечить свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. Нужно улучшить обмен данными по внешней и взаимной торговле. Для этого создаётся специальная интегрированная информационная система. Продолжить гармонизацию законодательств в сфере антимонопольной политики. В целях формирования системы защиты честной и добросовестной конкуренции подготовлен ряд новых решений, которые примем по итогам этого заседания. В соответствии с ними Евразийская экономическая комиссия получает полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции. Для рассмотрения дел, касающихся возможных нарушений этих правил, создаётся специальный орган в рамках Суда ЕврАзЭС», - продолжил Путин.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/25/vl...

Закрыть itemscope itemtype="" > До чего доведёт Россию такая миграционная и межэтническая политика? Движение к «азиопству» на последних примерах поведения некоторых «мигрантов» и конкретных правовых актах федеральной власти 19.03.2019 12302 Время на чтение 8 минут Итак, Кремль сформулировал институциональную инфраструктуру, призванную обеспечить переселение в Россию как можно большего числа людей из сопредельных государств. Цель амбициозная: сделать новыми россиянами 5-10 миллионов человек. Действует соответствующая непонятная и нелогичная Концепция миграционной политики, уже создана рабочая группа по реализации сомнительных её направлений. Обоснование не новое, знакомое до боли - демографический кризис. Как и следовало ожидать, зафиксированное в последнее время новое снижение рождаемости в русских регионах закончится привычными действиями либералов у власти по снятию всех барьеров для неконтролируемой миграции. Мол, стране нужны прирост населения, дешевая рабочая сила и тому подобное. Это вместо мер по повышению социальных гарантий семьям, статуса русской культуры и русского народа. Я уж не говорю о том, что статистика преступлений, совершенная этническими группами, стыдливо продолжает прятаться за «бытовыми преступлениями». Казалось бы, в ситуации демографического кризиса нужно думать в первую очередь о повышении рождаемости, и прежде всего в русских регионах. Но, этот вопрос в реальности (красивые декларации здесь я не имею в виду) не на первом, даже не на втором, а на периферийном уровне. Оказывается, куда важнее «создать все условия для переселения в Россию соотечественников». Хорошо бы, если, действительно, речь шла бы о переселении в Россию соотечественников. Но все предыдущие программы по переселению в Россию соотечественников, интегрированных в русскую культуру, успешно проваливались, доводились до абсурда. А на практике поступают в Россию всё больше мигрантов, никак не желающих интегрироваться в российское общество, русскую культуру. Наша страна при таких темпах и «порядках» может превратиться уже, собственно, не в Россию, а в нечто непонятное, мультикультурное и мультинациональное.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/19/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как нам построить русскую нацию? 27.01.2020 685 Время на чтение 8 минут Источник: Изборский Клуб В России началась конституционная реформа. Одной из главных целей этой реформы является юридическая фиксация изменений, происшедших в процессе национального строительства в последние десятилетия и создание институциональных препятствий для их демонтажа. Президент В. Путин предложил внести в основной закон ряд положений, которые бы не позволяли продвигать в состав высшего руководства страны лиц, связанных с другими государствами отношениями гражданства или квазигражданства. Вводится также большая централизация политического управления страной. Процесс внесения поправок в Конституцию не закрыт, создана комиссия из представителей общественности и специалистов, которая вырабатывает дополнительные правовые нормы, направленные на совершенствование процесса национального строительства. Член Комиссии по конституционной реформе, историк и политолог Богдан Беспалько высказался в СМИ за необходимость внести в основной закон положение о возможности присоединения к России регионов Украины и Белоруссии, населенных преимущественно русскими. Это предложение историка вызвало резкое недовольство среди ряда российских, украинских и белорусских обществоведов. Автор идеи был обвинен во всевозможных грехах, начиная от покушения на суверенитет братских стран и кончая проведением в жизнь нацистских идей. Беспалько активно защищает высказанную идею, дискуссия продолжается. В развернувшейся дискуссии, по существу, обсуждается проблема в каком направлении пойдет в ближайшем будущем национальное строительство в России. Учитывая большую актуальность проблемы, выскажу свое мнение по этому поводу с позиций русского, живущего в рассеянии. Существует два принципиальных пути строительства буржуазной нации: на явно выраженной этнической основе какого-либо народа или на слабо выраженной, практически внеэтнической основе. По первому пути, например, шла английская буржуазия в XVII-XIX вв., когда строила на базе английского народа английскую нацию. По второму пути шла та же английская буржуазия в североамериканских колониях в XVIII-XX вв. Она строила там самостоятельную американскую нацию, поскольку на подконтрольной ей территории была малочисленна, слаба, да еще и находилась в конфликте с материнской нацией (две войны за независимость).

http://ruskline.ru/opp/2020/01/27/kak_na...

Статистика Шмидт Вильям Владимирович 12.09.1969, г. Пинск Брестской обл.), Советник Российской Федерации 1 кл., доктор философских наук, заместитель заведующего кафедрой по научной работе Сфера интересов: теоретические и прикладные исследования религиозно-философского наследия, историко-культурных процессов становления и развития сообществ (малых и больших групп) на основе археографических источников; история идей, институциональное становление и развитии (индивид, общество, государство, конфессия; межличностные, межгосударственные и межконфессиональные отношения), разработка стратегических и идеологических моделей и направлений развития общественно-государственных и социально-политических процессов, информационно-аналитическое и административно-правовое их сопровождение, обеспечение координации участников социально-политического процесса, взаимодействие с политическими, общественными, религиозными объединениями и организациями Образование и квалификация: 2007 г. – доктор философских наук; исследование по теме «Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации» 2000 г. – кандидат философских наук; исследование по теме «Религиозно-философские воззрения и система богословия Патриарха Никона» 2007 г. – Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, докторантура при кафедре религиоведения (09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры) 2000 г. – МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирантура философского факультета (09.00.06 – философия религии и религиоведение) 1997 г. – Институт психологии РАН, аспирантура (19.00.05 – социальная психология) 1996 г. - Институт сравнительной политологии РАН, аспирантура (23.00.02 – политические институты и процессы) 2006 г. – Дипломатическая академия МИД России, факультет международных отношений 1997 г. – МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики 1996 г. – МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет 1995 г. – Французский университетский колледж (МГУ-Сорбонна), страноведение (исследователь французской цивилизации)

http://lib.cerkov.ru/authors/1359

Глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии архиепископ Юкка Паарма посетил Представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях 8 марта 2006 г. 14:03 7 марта делегация Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии посетила Представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях . В состав делегации из 21 человека входили глава ЕЛЦФ, архиепископ Турку и Финляндии Юкка Паарма, духовенство ЕЛЦФ, депутаты парламента, сотрудники министерств и ведомств Финляндии, сотрудники Европейских Институтов. Представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион тепло приветствовал гостей и показал им Свято-Троицкий храм, при котором расквартировано брюссельское Представительство Московского Патриархата. В настоящий момент в храме ведутся ремонтные работы. Затем в помещениях Представительства состоялась беседа, в ходе которой Владыка рассказал о деятельности Представительства, о накопленном опыте взаимодействия с европейскими политическими структурами в свете действующих институционально-правовых норм, регулирующих сотрудничество ЕС с социальными партнерами, в том числе Церквами и религиозными организациями. Епископ Иларион также подробно остановился на актуальных вопросах текущей дискуссии по данной тематике между институтами ЕС и Церквами. В своем ответном слове архиепископ Юкка Паарма поблагодарил владыку за теплые и конструктивные отношения, которые вот уже несколько лет связывают Представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях и Евангелическую Церковь Финляндии. Глава ЕЛЦФ высоко оценил информационную деятельность Представительства, регулярно освещающего посредством своих электронных периодических изданий позицию Русской Православной Церкви по важнейшим аспектам европейской и межхристианской проблематики. Далее состоялся обмен мнениями  по вопросу о месте и значении моральных ценностей в жизни объединяющейся Европы, о ряде нравственных аспектов законодательства ЕС, а также о докладах Европейского Парламента по проблемам традиционных меньшинств и недискриминации.

http://patriarchia.ru/db/text/87541.html

Мне кажется, что тут есть несколько вопросов. Первое, что именно мы понимаем под свободой – " свободой для " , " свободой ради " или " свободой от " . То, что на языке политологии или социологии сейчас объясняется как негативная или позитивная модель свободы. Церковь в синодальную эпоху не обладала негативной свободой. Она была институционально закрепощена. Но онтологически, экзистенциально Церковь и православные христиане были свободны всегда, поскольку это была свобода во Христе. Институциональная несвобода Русской Православной Церкви была очевидна, в силу попытки государства отстроить из сетевого православного сообщества некую корпорацию, во главе которой стоял гражданский чиновник – обер-прокурор, согласовывавший свою политику с императором. Однако сетевая идентичность православия не трансформировалась в корпоративную. Сетевая идентичность религиозной среды выражалась посредством таких явлений, как старчество, паломничество. Т.е. реализация своей внутренней религиозной свободы не исчезла. На современном этапе Русская Православная Церковь может выступать как корпорация публичного права, но это только правовой подход, один модус ее присутствия в обществе. Как социальная сила Церковь вполне легитимно участвует в формировании гражданского общества в России. Как богочеловеческий институт Церковь предлагает свои религиозные ценности, свою аксиологию, которая не только древняя, но и не принадлежит исключительно Русской Православной Церкви. И здесь проявляется следующий модус РПЦ: она – поместная автокефальная Церковь в рамках мирового православия, которое древнее, чем автокефальная Русская Церковь, и у которого единые религиозные ценности, единое видение социального измерения христианского служения. Т.е. Русская Православная Церковь – часть православного мира, и она реализует (в меру своей внешней свободы или несвободы) возможности по консолидации с мировым православием. В советский период этой возможности не было или она была существенно ограничена. Сейчас такая возможность появилась, и мы видим, что Русская Православная Церковь играет всё более активную роль и в российском обществе, и во внешней политике российского государства. Более того, у РПЦ есть своя политическая субъектность в мировой политике, не связанная исключительно с национальной государственностью (таков статус участия Русской Церкви в международных религиозных организациях, в Евросоюзе и т.д.).

http://religare.ru/2_8842.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010