И. Курлятев, члены его семьи и стрелецкий голова Т. И. Тетерин; насильственное пострижение в монахи противоречило принципу добровольного принятия иноческого чина (см. наст. изд. и коммент. к нему). 37 ...детми своими паче же Кроновых жерцов дйствуют. – Кронос – согласно греческой мифологии, кровожадный титан, пожиравший своих детей. Был отцом верховного олимпийского божества Зевса. «Кроновы жерцы» – это служители Кроноса. В комментируемом пассаже речь, очевидно, идет о новых царских приближенных, которые с помощью своих детей губят тело и душу царя. Одним из таких «губителей» являлся, очевидно, влиятельный боярин А. Д. Басманов, сын которого Федор состоял в противоестественных любовных связях с царем, благодаря чему Федор обладал возможностью подводить «всех под гнев тирана» (см.: Новое известие о России времени Ивана Грозного. Сказание Альберта Шлихтинга/Пер. А. И. Малеина. Л., 1934. С. 17; ср. Гваньини Александр. Описание Московии/Пер. с лат., вводная статья и коммент. Г. Г. Козловой. М., 1997. С. 97; Штаден Генрих. О Москве Ивана Грозного. С. 96). Одной из жертв любимого царем Ф. А. Басманова стал молодой воевода князь Д. Ф. Овчинин, происходивший из знатного боярского рода князей Оболенских. Этот князь был задушен псарями Ивана IV за то, что он «среди ссор и брани с Федором, сыном Басмана ... попрекнул его нечестным деянием» (Новое известие о России времени Ивана Грозного. Сказание Альберта Шлихтинга. С. 17; ср.: Гваньини Александр. Описание Московии. С. 97). 38 Писано во граде Волмре... – Вольмер, или Вольмар (ныне Валмиера в Латвии) – город в Ливонии, который вместе с территорией Ливонии в 1561 г. перешел под власть Польши. В Вольмере Курбский находился начиная с первых чисел мая 1564 г., после своего побега из Юрьева ночью 30 апреля 1564 г. 39 ...государя моего Августа Жигимонта короля, от негоже надюся много пожалован быти... милостию его государъскою... – Август Жигимонт – польский король Сигизмунд II Август (1520–1571), с 1548 г. являвшийся также и великим князем Литовским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, прежде описанных семидесяти пяти ощущений его при действиях молитвенных, с примечаниями и взглядами на оные, свидетельствующие высокое состояние молитвенника, дабы более воодушевить твое внимание, предлагаю тебе краткий очерк жизни сего доблестного мужа, извлеченный из полного жития его, напечатанного в журнале «Москвитянин» в 1842 году 1 . Там повествуется: Родился сей исповедник Василиск, Тверской губернии, Кашинской округи, в Колязинской уезде, около 1743 года. С малых лет имел охоту молиться Богу, слушать проповеди в Церквях и духовное чтение, всегда ощущал стремление к пустыннической жизни. По воле отца своего был женат, но детей не имел; супругу свою наставлял на спасительную жизнь, и сам молитвенного своего правила не оставлял и иноческой жизни усердно желал. В скором времени по согласию своей супруги и тестя, оставив дом свой, удалился жить к пустынникам в чувашские леса (37-ми лет). Там много постился, бдел и прилежал к чтению душеполезных книг, выписывая из оных нужнейшее. Трудился и молился внешне, ибо о внутренней молитве еще не знал, полагал много поклонов. Услышав о богоугодной жизни старца Адриана 2 , пришел к нему в пустыню в брянские леса. Там им пострижен, наречен вместо Василия Василиском и научен сердечной молитве во имя Иисуса Христа (43-х лет). С сим старцем Адрианом переместился в Коневскую пустыню, где и жил десять лет (47-и лет). Отсюда ушел в Сибирскую пустыню (57-и лет), с учеником Зосимою – Томской губернии, Кузнецкого уезда, где и жил в лесу 24 года. Скончался 1824-го года, декабря 29-го, в пять часов по полудне (81 год). Чтобы ближе ознакомиться с смиренным и любвеобильном духом сего внутреннего молитвенника, я выписываю святые его изречения. Например: 1. Старец говаривал, особенно в часы скорбей встречающихся с ним: «Бог – премудр, всемогущ, богат и многомилостлив: поэтому, что Он ни делает – делает без ошибки и хорошо, ибо премудро сделает. Он всемогущ, а поэтому и ничто воле Его противостоять не может. Он многомилостлив и посему и помилует и меня грешного. Богатство Его изобильное, поэтому подаст и мне». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

По житию преп. Дионисия, блаж. Макарий, рождённый в Ростове, ещё двенадцатилетним Матфеем взят был из дома родительского в обитель Дионисия и пострижен был в иночество; он жил в келье игумена и под его надзором обучался иноческой жизни. Авва полюбил его за чистоту души и по его просьбе Макарий посвящён был в иеромонаха Ростовского архиепископом Дионисием (1396–1416 г.). Блаж. Макарий до самой кончины преподобного наставника своего жил при его кельи. После Амфилохия он был игуменом Глушицкой обители. Мощи его почивают под спудом, осенённые ракой. Служба ему отправляется общая с другими Глушицкими преподобными по древней рукописной монастырской книге 172 . Блаженный Тарасий был игуменом Пермской обители, но добровольно оставил начальство, чтобы быть в послушании другого. – Когда сказали Дионисию о прибытии его в Глушицкую лавру, он вышел на встречу к Тарасию. «Издавна желал я видеть лицо твоё, честный отче, и много молил о том Господа», сказал Тарасий при встрече с Дионисием. «Благословен Бог, пославший к нам недостойным мужа, опытного и благоговейного», отвечал Дионисий. «Тебя прославил Господь по делам твоим, сказал Тарасий; позволь же моему смирению подражать тебе и исполнять твою волю; вот небольшое имение, которое принёс я с собой; причисли меня к твоей пастве». «Не ты ли, как подражатель истинного Пастыря Христа, говорил Дионисий, был сам пастырем и целителем людей, блуждавших во мраке язычества в земле Пермской?» Тарасий сказал, что чувствует нужду быть учеником другого, опытнейшего. С того времени игумен Тарасий проводил суровую пустынную жизнь наравне с прочими, сохранял строгий пост и приобрёл благодатные слёзы умиления, тёкшие часто из очей его. Он прожил при преп. Дионисии 10 лет и преставился при игум. Амфилохии, вскоре после наставника своего, в 1440 году. Служба ему общая с преп. Макарием. Мощи его осенены ракой. О блаженном Феодосии известно только то, что он был учеником преп. Дионисия и мощи его почивают вблизи мощей Тарасия 173 . 155 Жизнь св. Максимилиана, описанная в XIII стол. Патавским пресвитером, изд. int. script. rerum austr. T. 1, и с объяснениями Ганзена: Germania sacra t. 1. Извлечения у Вейса: Leben d. Heiligen. В. 14, 546–559. Leben u. Werken d. Heiligen. B. 2. 427. Regensburg. 1840.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что сказано в псалме: «Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя...» (Пс. 24, 18)». Отсюда ясно, что истинное смирение никогда не бывает без труда, а истинный труд никогда не бывает без смирения, одно должно быть необходимо сопровождаемо другим, иначе мы не будем получать никакой пользы. А если будем и трудиться, и смиряться, как сказано в псалме: «Виждь смирение мое и труд мой», то получим награду — оставление грехов, как сказано: «И остави вся грехи моя». Поэтому необходимо упражняться и в том, и в другом (преп. Варсонофий). Иногда выражают мне некоторые свое желание высшей монашеской жизни, высших подвигов. А что может быть выше прощения обид, оскорблений, терпения скорбей и немощи братской?! Вы, вероятно, помните случай из жития преподобного Пахомия. К нему приходит инок и говорит: «Авва! Благослови меня, я хочу идти и предать себя на мучение, дабы иметь мученический венец». А преподобный Пахомий говорит: «Ни, отче! Советую тебе остаться в обители, нести всю тесноту иноческого жития и немощи собратий и отрекаться от своей воли, — это вменится тебе в мученичество! (преп. Варсонофий). Лицемерие, двойственность, лукавство вообще погрешительны, а на монашеском пути это — прямая погибель. Надо твердо идти, никуда не сворачивать, не служить и нашим и вашим... (преп. Варсонофий). Тебя устрашило слово: «истязай будешь в День Судный» (чин пострижения монахов), а за обеты, данные в крещении, неужели не будем истязаны в День Судный? Ежели б не было покаяния и надежды на милосердие Божие, то, конечно, надо бы упасть духом, а как мы находимся в борьбе страстей, падаем и восстаем и приходим во смирение, то и надеемся на милость Божию, а не на наши дела (преп. Макарий). ...Не думайте, что сразу можно на небо взлететь и мертвецов воскрешать! Нет, сначала нужно упражняться во внешнем монашестве, перешагнуть его, а приступать сразу ко внутреннему нельзя, нужно потерпеть всякие скорби, унижения и озлобления и внутри себя от диавола, и совне от неразумных собратий. Сначала нужно пройти весь искус.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О просветительской деятельности Григория Синаита повествуется в его жизнеописании 35 . В своих наставлениях он раскрывал ученикам центральную идею исихастской практики, направленной на непрерывное очищение души от страстных промыслов, соединенное с непрестанным богомыслием – умной молитвой. Важно отметить, что древнюю практику «умного делания» Григорий неразрывно связывал с деятельной любовью не только к Богу, но и к человеку. Он также особо подчеркивал, что высшие формы созерцательного богопознания требуют полного ухода от мира и значительного аскетического опыта, однако практика умной молитвы как непрерывное безмолвное памятование о цели религиозной жизни доступна всем ищущим спасения, т. е. не только инокам, но и мирянам. Иными словами, не будучи утопистом, Григорий Синаит отнюдь не призывал всех и каждого уйти в отшельническую аскезу, а проповедовал практику исихазма как форму духовного устроения любого православного христианина. Упражнение в «безмолвной» молитве направляло христианскую совесть к Вечности путем любви к Богу, но при этом позволяло человеку в его повседневной деятельности не порывать с земным (природным) временем. Сведения о жизни Григория запечатлелись в двух агиографических источниках, переведенных на русский язык: в «Афонском патерике», где в переводе с греческого языка приводится его житие, составленное Никодимом Агиоритом (Святогорцем) 36 , и в отдельном жизнеописании, составленном учеником Григория – патриархом Константинопольским Каллистом. Родился Григорий предположительно в конце 1260-х гг. в Кукуле – сельской местности на территории Малой Азии. В юности он подвергся пленению во время набега турков-османов. Пребывая пленником в турецком военном лагере, разбитом на Лаодикийской земле, Григорий имел возможность вместе со своими товарищами по несчастью посещать близлежащий христианский храм, где участвовал в церковных песнопениях. Местные христиане, пораженные проникновенным вокальным искусством Григория, выкупили его из турецкого плена. Оказавшись на свободе, юноша не стал возвращаться в отчий дом, а предпочел мирской жизни паломничество к местам иноческого подвижничества в восточном Средиземноморье. Согласно агиографическим источникам, он посетил остров Кипр, гору Синай, Палестину, Критскую пустынь, Парорийскую пустынь (в приграничье между Болгарией и Византией), Афон. Пребывая на Синае, Григорий удостоился пострижения в малую схиму и вел высокую аскетическую жизнь, за что был наречен Синаитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27. Никто из священноиноков, кроме утвержденных для монастыря или обители духовников, не имеет права принимать к себе на исповедь ни братии, ни тем более приходящих в обитель мирян-богомольцев, без благословения настоятеля. 28. Никто не может быть пострижен в монашество без надлежащего предварительного испытания и убеждения в благонадежности данного лица к достойному прохождению иноческой жизни. Означенное испытание, как того требуют канонические правила (5-е правило Двукратного Собора), должно продолжаться по крайней мере три года и только в особых случаях может быть сокращено до шестимесячного срока. 29. Никто из братии или сестер не имеет права отлучаться из монастыря или обители без благословения настоятеля или наместника. 30. Всем монашествующим и послушникам безусловно запрещается в пределах монастыря или обители или вне их курить, вкушать мясо и употреблять крепкие спиртные напитки. 31. Женщинам запрещается вход в кельи братии в мужских монастырях, а мужчинам – вход в кельи сестер в женских монастырях. 32. Настоятель, как начальник и представитель монастыря или обители имеет особенную нужду принимать посетителей, богомольцев и благотворителей монастыря или обители, и руководствуется в этом собственным благорассуждением. Остальные же братья и сестры не часто должны принимать посторонних и всякий раз не иначе, как с ведома и благословения настоятеля или его заместителя, и при том в своих кельях принимать в мужских монастырях только лиц мужского пола, а в женских – только лиц женского пола. 33. Братия и сестры могут посещать друг друга в своих кельях – первые в мужских монастырях, а вторые – в женских, но не для праздного провождения времени и суесловия, а только для взаимного пособия в нуждах келейных, особенно для посещения больных и престарелых и служения им, а также с целью получения взаимного назидания и вразумления. Настоятель или его заместитель имеет право и долг в любое время обозревать все кельи, посещая их в присутствии или отсутствии братии. 34. Настоятель монастыря или обители имеет право и долг быть в курсе всех взаимоотношений братии с мирянами. От него не должно быть скрыто, кто из братии кому пишет письма или от кого получает письма. Смотря по обстоятельствам он может требовать предоставления ему для прочтения всех писем, и если он найдет переписку не представляющей ни надобности, ни пользы, то он может требовать прекращения ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все обитатели скита Ковалёвых – иноки и монашки. Кто иноческого сана не имел, того Виталия посвящает в таковый. По смерти старика Ковалёва она посвятила в монашество его жену Александру, глухонемого сына Димитрия и дочь Ульяну (показ. А. Ковалёва). Постриженный ею старик Яков Ярский объясняет, что «Виталия нашла такое правило, что может постричь» (показ. Ярского). Замечательно, что, посвящая в иночество, Виталия снимала с постригаемого носимый им крест и давала новый особого образца (описание его ниже), и это она делала при каждом пострижении; все члены её общины получили новые кресты, а «прежние долой», по выражению Ковалёва. Таким образом, все скитяне – иноки (хотя и постригались в разное время; некоторые, напр., пред зарытием), и все имеют особого образца кресты. Непременным условием пребывания в общине Виталия ставила полное послушаение ей всех скитян: они как бы отрекаются от своей воли и делают только то, что скажет «матушка». И мы видим разительные примеры такого повиновения скитян. Какое бы дело ни было предпринято, но если «матушка Виталия не велит», оно не будет осуществлено. Даже в простых обыденных беседах достаточно было матушке Виталии сказать: «нет благословения говорить», и беседа прекращалась (показ. Е. Горзина). Может быть, частое применение Виталией начал послушания в среде скитян и создало о ней мнение как о «сердитой», «строгой и крикливой» (показ. А. Поляковой), и, несомненно, прав Г. Сибилев, когда выражался, что «Виталия владела» скитянами (его показ.). Пользуясь правами «матушки», Виталия ревниво оберегает членов скита от какого бы то ни было общения с прочими. Не говоря о том, что в самом ските монашки обыкновенно «чуждались людей», прятались по келиям (показ. Макс. Полякова), даже родственники, благодаря влиянию Виталии, ставали друг другу чужими. Ювеналий Ковалёв, напр., часто ругал Виталию разными неприличными словами, считая её виновницей раздора между ним и матерью (его же показ.). Раздор этот был даже заметен для других. Левченко Татьяна объясняет, что «Ювеналий обижался на мать, что она им пренебрегает и не допускает к себе» (показ Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

По окончании домашнего воспитания Стефан Сокольский поступил сначала в Бежецкое Духовное училище, а в 1817 году в Тверскую Семинарию. В бытность свою в училище Стефан вместе со своим старшим братом квартировался у одного мещанина. Семейство у хозяина было большое и отличалось религиозностью. Сам хозяин смотрел на своих маленьких квартирантов не как на чужих, а как на своих родных детей, и не только заботился о приличном материальном содержании их, но и наблюдал за их поведением, причем частенько, за разные детские шалости журил и даже наказывал их. Это, конечно, не нравилось детям, и в один из приездов их матери в город для свидания с ними старший брат пожаловался ей на строгость хозяина. Почтенная женщина промолчала. Но, прощаясь перед отъездом, когда уже подана была лошадь, она вдруг поклонилась в ноги хозяину квартиры и сказала: " Благодарю тебя за то, что ты строго поступаешь с моими детьми и прошу тебя, продолжай так делать: учи их уму-разуму " . Удивление детей, ожидавших иного последствия своей жалобы, было неописуемо. На этот случай из своей жизни владыка Софония часто указывал как на пример разумного отношения матери к детям, не допускавшей и малейшей поблажки к шалостям и в то же время учившей их столь необходимому в жизни терпению. Как в училище, так и в семинарии Стефан Сокольский отличался прилежанием, успехами в науках и добрым поведением. В 1823 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию в число студентов VII курса и был одним из лучших студентов по учению и поведению, и внимательно готовил себя к иноческому постригу. В 1827 году Стефан Сокольский окончил академический курс со степенью магистра. В том же году 6 сентября пострижен в монашество с именем Софония, в честь одного из 12-и малых пророков. 8 сентября был рукоположен во иеродиакона, а 11 сентября – во иеромонаха. 16 сентября 1827 года иеромонах Софония был определен в родную ему Тверскую семинарию. Менее, чем через полтора года молодой иеромонах 16 февраля 1829 года получает должность инспектора и профессора философских наук Вологодской семинарии. Во время служения в Вологде отец Софония временно управлял Вологодским Спасо-Каменным монастырем и Лопотовою обителью. С 7 декабря 1930 года исполнял должность ректора Вологодской семинарии и цензора проповедей. В этом же году ему поручена была ревизия Вологодских училищ.

http://pravoslavie.ru/36553.html

Паче же вместо сих стяжи подобающая святым: братолюбие, безмолвие, кротость, молчание, благоговение, поучение и размышление божественных словес, и чтение, соблюдение сердца от лукавых помыслов, делание по силе, воздержание, и терпение даже до смерти, и на негоже отца обетование свое возложил еси, и первое и последнее исповедание, сердечных таин твоих николиже от него сокрывай, но всегда открывая ему сия исповедай, якоже Божественная писания глаголют: крещахуся бо, рече, исповедающе грехи своя. Сый Владыко Вседержителю, Превышний Царю Славы, с Живым и Ипостасным Своим Словом, и от Тебе исходящим Духом Истинным господствуяй всякою тварию видимою же и невидимою, Боже седяй на Херувимех и трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый непрестанно, Емуже предстоят тысящы тысящей и тмы тем святых Ангел и Архангел воинства, Ты еси Свет просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир, умоляемь от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, и всея Небесныя Твоея Церкве первенец во Иерусалиме, призри милостивным оком на смирение раба Твоего, имярек, иже возложи исповедание пред многими свидетели, совокупи его дарованному ему от прародителей дару сыноположения, и Царствия Твоего святым крещением, иноческое сие и ангеловидное обещание постави совершенно на краесекомем и духовнем камени еже в Тя веры, укрепи его в державе силы Твоея, и облецы его во все оружество Святаго Твоего Духа, яко несть ему брань к крови и плоти, но к началом, ко властем, к миродержителем тмы века сего, к духовом лукавства, препояши чресла его силою истины, и облецы его в броня правды и радости, и обуй нозе его во уготование благовествования мира, умудри его восприяти щит веры, в немже возможет вся стрелы лукаваго разжженныя угасити, и шлем спасения прияти, и меч духовный, еже есть слово Твое, и заступая неизглаголанная сердца его воздыхания, сопричти его избранным Твоим, яко да будет Твой сосуд избранный, сын и наследник Царствия Твоего, сын света и дне, мудрость, правда, освящение, избавление, сотвори его орган доброгласен, псалтирь красен Святаго Духа, яко да отсюду по преспеянию совлекся ветхаго человека, тлеющаго по сластолюбии прелестника многообразнаго змия, облечется в Новаго Адама, по Бозе созданнаго, в преподобии и правде, утверди его всегда и язвы и крест Иисусов носити на теле своем, имиже ему мир распятся, и той мирови, вообрази в нем добродетель истинную водити, а не на угождение человеком, или на самоугодие, в терпении благочестие, во благочестии же братолюбие и послушание, облагодати его бодрствующа, делающа, спяща, востающа, во псалмех и пениих и песнех духовных, ангельски зрети Тебе чистым сердцем, и покланятися Тебе Единому Живому и Истинному Богу, в радость Его неизглаголанную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нельзя сказать, чтобы «Изложение на Лютера» было без всяких недостатков. В некоторых статьях его автор слишком увлекается доказываемою истиною. Так, например, в главе 14, содержащей в себе апологию монашества, начало его автор возводит ко временам апостольским и утверждает, что монашество еще при жизни апостолов существовало в том виде, в каком оно существует в Православной церкви и теперь; что и тогда намеревающиеся вести иноческую жизнь принимали пострижение в храме, пред божественным жертвенником, со всеми нынешними обрядами, и облекались во все нынешнее одеяние иноческого образа; что в монашество постригали еще сами апостолы 86 ; что при апостолах уже существовали монастыри и мужеские и женские, и многие из них основали и устроили сами апостолы 87 и проч. 88 . На том основании, что в таинстве евхаристии употребляется у лютеран опреснок, он упрекает их в пристрастии к иудейству и даже говорит, что «у них совершенное жидовство, а христианство отнюдь несть ни единаго в них». На том же основании утверждает, что лютеране исповедуют Христа приемша плоть бездушну, безумну (т. е. без души, без ума) и проч. проч. и что «потому их часть с Арием, Несторием, Аполлинарием, Евагрием и другими еретиками» 89 . К этому нужно присовокупить еще и то, что автором приводятся иногда и свидетельства сомнительной достоверности 90 . Со стороны расположения статей и разделения глав, «Изложение на Лютера» более походит на простой сборник богословско-полемических противупротестантских статей, чем на особенное, систематически целое сочинение, хотя составитель и старался дать ему некоторый вид системы. Статьи, которые, по сходству содержания, должны стоять рядом, иногда разделяются несколькими статьями, в которых говорится совершенно о другом предмете 91 . Связь одной главы с другою совершенно внешняя, а иногда ее и вовсе нет, переходы от одной статьи к другой, помещенные составителем для внутренней связи в конце главы, не всегда достигают своей цели 92 . Разделение глав не всегда основывается на различии их содержания, иногда в нескольких главах говорится совершенно об одном и том же предмете 93 , а иногда, напротив, в одной главе соединяются статьи различные, которые удобно могли бы составить отдельные главы 94 . Встречается и то, что в одной или нескольких главах излагаются одни факты, а объяснение их заключается в нескольких других, особенных главах 95 . Можно, конечно, находить в «Изложении на Лютера» и другие недостатки, но в каком сочинении подобного рода нет их? Имеет ли богословская литература наша, даже и позднейшего, настоящего времени хотя одно полемическое сочинение, свободное от всяких недостатков?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010