Скачать epub pdf Слово при пострижении в монашество послушника Русского Спасова монастыря в Болгарии, брата Александра (Попова) 15 Приветствую тебя, возлюбленный во Христе сын мой о. Кирилл, с принятием монашества, которое ублажается нашею Православною Церковию как ангельский чин. Так высоко смотрит св. Церковь на монашество потому, что иноки своим девственным состоянием уподобляются бесплотному ангельскому жительству и, как Херувимы и Серафимы, должны непрестанно быть с Богом посредством молитвы. Высокой ангельской чести сподобляются иноки при пострижении. Но еще большая честь их ожидает на небесах, где они сподобляются особенной божественной славы. Что это так, об этом свидетельствует св. Церковь в жизнеописании преп. Даниила Столпника. Он долго умолял свою мать принять иноческий постриг, но она не соглашалась, говоря, что можно угодить Богу и в мирском звании. Тогда, по молитве ее великого сына, Господь показал ей в видении неизреченные, превосходящие по славе и красоте все другие небесные обители, приготовленные только для принявших иночество. После этого она исполнила волю своего сына и постриглась. Но указывая на великую ангельскую честь монашеского звания, св. Церковь не скрывает от нас всей тяжести его подвига. И ты слышал сейчас, мой возлюбленный о Христе сын о. Кирилл, какие великие обеты поста, целомудрия, послушания и терпения всякой скорби до смерти приняла от тебя Церковь при твоем пострижении, в невидимом присутствии Самого Бога, Его Пречистой Матери и св. Ангелов. Не скрыла от тебя Церковь , по какому отселе тяжкому и скорбному пути ты должен идти в своей иноческой девственной жизни. Вот почему Сама Пречистая Божия Матерь, явившаяся в день праздника Благовещения преп. Серафиму в сопровождении Апостолов Петра и Иоанна и двенадцати дев, преподобных и мучениц, сказала благочестивой инокине Дивеевской обители, свидетельнице этого дивного видения: «ныне великий подвиг сих мучениц несут инокини, только не открыто, а тайно, через умерщвление своих страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Псков. Иоанно-Предтеченский монастырь с Завеличья (подворье Крыпецкого монастыря). Упразднённый в 1923 г. исторический Ивановский монастырь с 2007 г. является подворьем Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря . Храмы бывшего Ивановского монастыря: Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский девичий монастырь расположен на левом берегу реки Великой напротив Кремля, в местности известной в Пскове под именем Завеличья. Его основательницей считается благоверная княгиня Евфросиния, дочь литовского князя Рогволода Борисовича и родственница псковского князя Довмонта. Замуж Евфросиния была выдана за князя Ярослава Владимировича. Ярослав большую часть времени проводил в Ливонии. В одном из своих походов, Ярослав увидал в Ливонском городе местную жительницу, пленившись красотой которой, он отверг свою супругу и окончательно поселился на жительство в пределах Ливонии. Оставленная своим мужем, княгиня Евфросиния приступила к устройству обители, где и приняла иноческое пострижение с именем Евпраксия. Место для монастыря ею было избрано вблизи того холма, где по преданию княгиня Ольга поставила крест и видела три луча, осенявшие то место, где теперь стоит Троицкий собор. Благоверная Евпраксия устроила храм во имя Святого Предтечи. По преданию, Евпраксия стала первой игуменьей монастыря. В каком именно году начата Евпраксией постройка монастыря с точностью сказать трудно. Одни исторические источники считают годом основания 1240, а другие 1243 год. Во всяком случае, все исторические данные сообщают, что строение монастыря было окончено в 1243 г. и в этом же году княгиня была вызвана своим мужем в Ливонский город Одемпе, где 8 мая была убита своим пасынком. Тело княгини мученицы было принесено в г. Псков и погребено в основанном ею Ивановском монастыре. В XIII в. Иоанно-Предтеченскому монастырю щедро помогали своими пожертвованиями князь Довмонт-Тимофей и его супруга Марфа. Ими были пожертвованы вотчины и угодья вблизи г. Гдова. После смерти князя Довмонта княгиня Марфа переселилась в Иоанно-Предтеченский монастырь, где приняла иноческое пострижение. В 1487 г. в Ивановском монастыре была погребена супруга псковского князя Ярослава, умершая от моровой язвы. В Псковских синодиках упоминаются имена 10 княгинь-инокинь, нашедших место вечного упокоения в стенах Иоанно-Предтеченского монастыря. Вероятным является то предположение, что Иоанновский монастырь, основанный подвижницей княгиней, являлся для последующих псковских княгинь местом погребения.

http://sobory.ru/article/?object=46874

Глава IV. Пострижение в иночество преп. Феодора Пострижение в иночество преп. Феодора; жизнь и подвиги его в обители «Саккудион». Седьмой Вселенский Собор Биограф преп. Феодора Студита , монах Михаил, относит время пострижения его к первым годам царствования Ирины (с 780 г. после смерти Льва IV Хазара). В решении его посвятить себя иноческой жизни всецело сказалось влияние Платона. «Пребывая в Константинополе, дивный Платон расположил многих к презрению настоящих тленных благ, особенно же в собственной сестре и благочестивом племяннике Феодоре, которые еще прежде внутренне пламенели великою любовью к небесной жизни, возбудил большое стремление к лучшей монашеской жизни» 33 . Феодору в то время было около 22 лет. Душа юного монаха полна была внутреннего огня. Это воодушевление скоро отозвалось и на всех близких ему родных. «Этот Феодор, исполнившись ревности от увещаний преподобного, при содействии советов матери, внушал чрез нее спасительные и правые мысли отцу, и таким образом расположил и его с тремя братьями проникнуться подобною любовью к добродетели и, хотя последним, присоединиться к своим; ибо двоих родных братьев 34 с одною сестрою их он еще прежде уловил добрыми увещаниями матери» 35 . И так одна семья могла уже составить небольшой монастырь. Игуменство, конечно, должен быль взять на себя Платон. Он воодушевил новых иноков, он и в силах был продолжать руководительство ими в новой жизни. А старое братство на Олимпе? По видимому игумен Платон поручил иноков обители «в Символах» надежному руководительству какого либо из учеников своих и сам более не воспоминал о них. Он отдается всецело воспитанию новых подвижников, которых принял под свое руководство. Некогда сам Платон пред поступлением в монастырь продал все свое имущество и роздал деньги бедным. Так начал он подвижническую жизнь с исполнения заповеди о нестяжательности. Первые шаги новопостриженных иноков на поприще подвижническом были в этом же роде. «Когда таким образом они все согласились отречься от мира и посвятить себя Богу в апостольском виде, то поспешно продали все, относящееся к мирской жизни и потребное при исправлении царских должностей, также и дом свой, и, вырученные от того деньги раздав бедным, даровали служившим в доме рабам свободную жизнь, уделив им еще части из имущества» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Сведение о жизни отца Назария, игумена Валаамского Отец Игумен Назарий был сын причетника села Аносова, Тамбовской губернии, Кондрата и жены его Мавры. Он родился в 1735 году; мирское имя его было Николай. С юных лет он отличался своим благочестием и на семнадцатом году своей жизни ушёл в Саровскую пустынь, чтобы там проводить иноческую жизнь. В 1760 году он был пострижен в монашество под именем Назария. В 1776 году посвящен был во Иеромонаха. Строгое исполнение иноческого устава было всегдашней заботой отца Назария. Вся жизнь его была подвигом. С самой юности возлюбил он Господа, Его искал и к Нему прилепился поучением и творением Его заповедей. Чтение Священного писания и писаний Отеческих составляло ежедневную пищу его души. Душа его так проникнута была мыслью о Божественных предметах, что единственным предметом его бесед было слово о пользе души. О делах мирских – он не знал и слов, как говорить о них. Но если он отверзал свои уста, чтобы говорить о подвигах против страстей, о любви к добродетели, то его беседа была неиссякаемым источником сладости. И как сам он, так и слушающие забывали часы и время в усладительной беседе. Слова его были правы, прямы и резки. Без слова Божия, как основания не любил он начинать разговоров, так учил и других, чтобы душеспасительные советы основывать не на своем разуме, но на слове Божьем. Строгий и как бы недоступный по виду, он своими словами привлекал сердца всех в любовь и послушание к нему. Смиренный сам, он и всех, которые просили у него наставления, прежде всего учил смирению. Жизнь неизменяемо проводил он постническую и нестяжательную; едва только не рубище употреблял для одежды своей. В 1781 году отец Назарий был вытребован в Петербург и там, по воле Преосвященного Митрополита Гавриила, ревностно заботившегося о благоустройстве обителей и иноческого сословия, определён в Строителя Валаамской обители для заведения в ней общежития и порядка по правилам и примеру Саровской обители. Преосвященный Гавриил признавал отца Назария особенно способным к сему делу, что ясно показывает следующее послание Преосвященного Гавриила в Валаамскую обитель об отце Назарии:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Печерского Память 23 марта Когда Господу угодно было насадить в России многоплодную ветвь иноческого жития, Он, прежде других, привел к искусному и трудолюбному первоначальнику российского монашества святому Антонию , подвизавшемуся в пещере, преподобного Никона, который был ему добрым сотрудником в подвижничестве. Ревностно проходя степени иноческих добродетелей, подражая во всем наставнику и учителю своему, преподобный Никон являл в себе достойного вождя иноков и надежного руководителя их в мысленный вертоград постнического жития. Когда приходили к Антонию лица, желающие принять равноангельский образ, он сам поучал их добродетелям, а преподобному Никону он повелевал постригать их. В деяниях этих двух подвижников можно было усматривать некоторый вид подобия Моисея и Аарона, ибо преподобный Антоний принес закон со св. Афонской горы 2092 , как Моисей с Синайской, преподобный же Никон действовал по повелению Антония, как Аарон, почтенный саном священства. Все дела свои Никон совершал с благопокорностью, испытывая не только одни радости, но с терпением переносил и скорби, благодаря за все Бога. Великой радости духовной сподобился он, когда постриг преподобного отца нашего Феодосия , оказавшегося вскоре великим наставником иноческого жития в России. Возрадовался духом и тогда, когда постриг именитого боярина, блаженного Варлаама , а также заведующего всем хозяйством у князя и любимца его блаженного Ефрема-евнуха . Но за этих постриженников он потерпел и немалую скорбь. Ибо, узнав об их пострижении, князь Изяслав 2093 сильно разгневался на преподобных и повелел одного из них, именно совершившего пострижение, тотчас привести к себе. Слуги тотчас же отправились и привели к нему блаженного Никона. Посмотрев с гневом на святого, князь спросил: – Ты ли постриг боярина и евнуха без моего повеления? Преподобный Никон ответил с мужеством: – Я постриг их благодатью Божьею по повелению Небесного Царя Иисуса Христа, призвавшего их на таковой подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

I. Воспоминаемый в нынешний день преподобный Пимен многоболезненный жил в XII-м веке. И родился он болезненным, и рос в болезнях. Родители очень сокрушались о своем больном единственном сыне, которого они рассчитывали воспитать в довольстве и наделить значительным наследством по своей смерти. Но не так думал их сын. Он, напротив, благодарил Господа, что Господь смирял и вразумлял его болезнями. Об одном он просил родителей, чтобы они дозволили ему поступить иноком в Киево-Печерскую обитель, где славились тогда святостию жизни многие из иноков, под руководством великих первоначальников иночества – Антония и Феодосия печерских . Родители на это по своим видам не соглашались; они молили Господа только об одном, чтобы их сын был здоров. Привезли они своего больного сына и в Киево-Печерскую обитель к преподобным отцам печерским, чтоб они его исцелили своими молитвами; а сын втайне молился, чтобы Господь, по Своей святой воле, продолжал вести его путем болезней и скорбей и удостоил бы иноческого пострижения. И Господь услышал молитву верного раба Своего: Пимен удостоился таинственного пострижения на болезненном одре, – и все-таки продолжал болеть, хотя других и исцелял от болезней, по благодати ему данной. Только за несколько дней пред своей кончиной, как предуказано ему было свыше, он встал с болезненного одра, пошел, поклонился святыням монастырским, простился с каждым из братии, причастился св. таин Христовых и затем мирно почил о Господе. «Терпение больных не пропадает даром, говорил преподобный одному исцеленному им брату: здесь скорбь и туга; там радость и веселие. Потому-то я и терплю все. Бог, Который исцелил тебя от болезни, может и мне даровать здоровье: но я не желал бы того. Претерпевый до конца, тот спасется. Пусть весь я сгнию в этой жизни: только бы там плоть моя осталась без истления; пусть здесь будет смрадный запах, только бы там наслаждаться благоуханием неизреченным. Что значит эта смрадная и тесная храмина, как не суд прежде суда того, – мучение прежде муки бесконечной?» Нетленные мощи преподобного Пимена многоболезненного и доныне почивают в пещерах киевских и изливают источники исцелений, в знаменование святости его подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В. А. Федоров Глава 3. Монастыри и монашество Монашество возникло в IV в., когда при византийском императоре Константине I христианство стало государственной религией. В го же время христианские общины, избавившись от гонений, стали утрачивать прежний строгий образ жизни Вследствие этого ревностные христиане стали удаляться в пустынные места для иноческого жития (иночество – от греч. уединение). Первые монахи (анахореты-отшельники) появились в Египте в IV в. Они проводили созерцательно-аскетическую жизнь в лесах и пещерах Египта. Основателем монашеской жизни считается св. Пахомий. В том же IV в. аскет св. Антоний стал объединять таких отшельников в киновии (общежительства). Так возникали первые монастыри, со своими уставами и выработанным чином посвящения (пострижения) в монашество. Эти правила, которые и ныне находятся в основе монашеской жизни, были разработаны Василием Великим . Со временем принятия христианства на Руси ее православное духовенство состояло из двух категорий – «белого» (приходского) и «черного» (монашествующего). В 1056 г. был основан и первый русский православный монастырь – Киево-Печерский. Основателем и первым настоятелем его был Антоний Печерский. Черное духовенство имеет ряд преимуществ перед белым, ибо только монашество, как «причисленное к ангельскому чину», с отречением от всего «мирского», Церковь признает идеальным «путем к Богу». Все высшие чины церковной иерархии (епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи) назначаются (или избираются) только из монашествующего духовенства. Представитель же белого духовенства не может подняться выше протоиерея, а по должности – благочинного. Иначе говоря, высших должностей церковной карьеры можно достичь только через монашеский постриг. Монахи не причислены к клиру, за исключением рукоположенных в иеромонахи и иеродиаконы для священнослужения в монастырских храмах. По уставу вступающий в монахи дает три обета: 1) послушания старшим с отречением от собственной воли, 2) целомудрия и 3) нестяжания. По степени осуществления этих обетов насельники монастырей делятся на послушников или «рясофорных», т.е получивших только черную рясу как «залог будущих обетов действительного монашества», и «действительных монахов», т.е. принесших уже все три установленных обета при пострижении в монашество, и особенную одежду – длинную черную мантию (или параманд) – безрукавную одежду, охватывающую все тело в знак того, что все члены тела у монашествующего мертвы для мира. Голову сверх камилавки покрывают клобуком, означающим «шлем спасения». Такие монахи называются «манатейными». Во время пострижения в монашество его отпевают как уходящего в «иную жизнь» и по пострижении он получает новое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этой грамоты видно, что на место запустевшей церкви дозволено упомянутым лицам построить новый храм. Далее, в челобитной иеромонаха Лукиана Патриарху пишется: в прошлом во 157 году (1649) вкладчики тое пустыни истопничей Александр Фёдоров и Тимофей Иванов по совету тамошних окрестных Христолюбцев вкладчиков и невкладчиков, которые велию веру содержат ко Пречистой Богородице и слыша многия чудеса от Пресвятыя Богородицы образа по твоему Святительскому благословению воздвигнули новую церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Рождества и били челом Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всеа Русии обо мне Лукьянище, что они Александр и Тимофей, и я, Лукьянище, с ними же трудился, и на той пустыне новую церковь по твоему Святительскому благословению воздвигнули; и быти бы у той церкви и за Государское многолетнее здравие Бога молити мне нищему Государеву и твоему Святительскому богомольцу. А по обещанию Государь своему пострижен я на той же пустыне в старой церкви от преже-прихожего Священника Спаса-Прилуцкаго монастыря Феодосия Поморца, а в попы, Государь, чёрные благословлён и поставлен от твоего Святительскаго рукоположения в прошлом во 7154 году (1646 г.). И по их, Государь, вкладчиков челобитную, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа русии пожаловал велел мне нищему туто, на пустыне у Рождества Пресвятыя Богородицы быть и в приказу Большаго Дворца и Государева жалованная грамота мне дана; и я нищей ваш Государев Богомолец без твоего Святительскаго благословения и без перехожей памяти служити не смею. Великий Государь Святейший Иосаф Патриарх Московский и всеа Русийски пожалуй Государь меня нищаго царскаго и своего Святительскаго Богомольца по обещанию моему, где я пострижен, вели Государь мне тут по своему Святительскому благословению священная действовать на пустыне у Рождества Пресвятыя Богородицы, – Государь, Святейший Патриарх, смилуйся! На это челобитье Патриарх прислал ему следующую грамоту: 158 (то есть 1650 года) Августа в 28 день Великий Господин Святейший Иосиф, Патриарх Московский и всеа Русии, сее челобитну слушав, указал чёрному попу Лукьяну по Государеву указу и по грамоте, какова ему дана из Приказу Большаго Дворца, быть в той пустыне у церкви Рождества Пречистыя Богородицы и священноиноческая действовати по ставленной иноческой грамоте не возбранно, а из сей пустыни непереходить, а буде перейдёт, и он священно-иноческая да недействует.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Игнатий (Лебедев). Фотография. 20-е гг. XX в. (Лебедев Александр Александрович; 28.05.1884, г. Чухлома Костромской губ.- 11.09.1938, г. Алатырь, Чувашия), прмч. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской), схиархим. Из благочестивой семьи потомственного почетного гражданина. В 1894 г. поступил в Солигаличское ДУ, по окончании к-рого учился в Костромской ДС. В 1903 г. поступил в Казанский ветеринарный ин-т. В Казани примкнул к кружку церковной молодежи, к-рым руководил прп. Гавриил (Зырянов) , старец Седмиезерной пуст., благословивший А. Лебедева 25 апр. 1905 г. на принятие монашества. После получения согласия родителей на выбор иноческого пути посетил Смоленской иконы Божией Матери Зосимову пустынь и попросил игум. прп. Германа (Гомзина) принять его в число братии, к-рый велел сначала окончить ин-т. А. А. Лебедев сдал экзамены, но не дожидаясь получения диплома о завершении образования и не заезжая к родителям, 4 мая 1908 г. прибыл в Зосимову пуст. Первым послушанием его стал уход за скотом. Он также пел на клиросе, был канонархом, работал в аптеке, в поле, в просфорне; как имеющий ветеринарное образование, лечил животных. 12 июня 1909 г. официально зачислен послушником мон-ря. 17 марта 1910 г. пострижен в рясофор. Значительную часть времени посвящал чтению духовных книг. Изучал «Добротолюбие» , труды прп. Симеона Нового Богослова и свт. Исаака Сирина в переводе прп. Паисия (Величковского) , свт. Игнатия (Брянчанинова) . 18 марта 1915 г. пострижен в мантию с наречением имени Агафон. Исполнял обязанности письмоводителя при игумене, в случае необходимости лечил братию мон-ря. 15 дек. 1918 г. Волоколамским еп. Феодором (Поздеевским) рукоположен во диакона, 9 окт. 1920 г. Патриархом Московским и всея России св. Тихоном - во иерея. В нач. 1923 г. по благословению старца Зосимовой пуст. прп. Алексия (Соловьёва) переехал в Москву, где жил в семье духовных детей старца.

http://pravenc.ru/text/293439.html

Настоятель Краснослободской Спасовой пустыни иеросхимонах Герасим (Память 17 августа). В половине XVII века в пяти верстах от города Краснослободска, в большом лесу, на берегу реки Мокши поселился неведомый пустынножитель – «черный старец» Дионисий, а в 1655 г. жители дворцовой Красной Слободы – некто «Андрей Агапитов, с товарищи всяких чинов людьми», побуждаемые славою подвигов проживавшего в пустыньке уединенно, в посте и молитве, черного старца Дионисия, предстали пред патриархом Никоном с челобитной, в которой испрашивалось у патриарха благословение, чтобы около Дионисьевой пустыньки «лес ронить и воздвигнуть вновь церковь ». «Августа в 6-й день, в самый праздник Преображения Господня, благословенная грамота была подписана патриархом, а в феврале следующего 1656 года, т.е. ровно через шесть месяцев после утверждения грамоты подписью патриарха, церковь была не только уже выстроена, но даже и освящена. Самая «пустынька» наименовалась «Спасовой», и тогда же в нее начала уже собираться братия. Около этого времени, а, может быть, несколько и раньше, еще перед построением храма, пришел в пустыньку, к старцу Дионисию, неведомый странник и пожелал здесь остаться, «ради иноческого жития». Пришлец был еще в цветущей поре юношеского возраста, но отличался крайней молчаливостью и необыкновенным трудолюбием. Кто он был по происхождению, откуда пришел, и что заставило его покинуть мир с его жизнью, юноша этого не сказал. Несомненно казалось только одно, что пришел он в пустыню не из особенно, должно быть, дальней стороны, потому что иначе откуда было бы ему знать, что под Красной Слободой поселился в лесу старец Дионисий и «возграждается» новая обитель. Таким образом, у старца Дионисия оказался послушник, молчаливый, кроткий и усердный, охотно разделявший со старцем его труды и иноческие подвиги. Этот молчаливый юноша был не кто другой, как приснопамятный ныне иеросхимонах Герасим, похоронивший затем с собою в могиле как тайну своею происхождения, так и свое мирское имя. Около 1660 года молчаливый послушник удостоен был пострижения и сделался иноком. Однако жизнь в пустынной обители, несмотря на ее замкнутость, на непрестанные молитвы и труды послушания, не удовлетворяла молодого инока в его благочестивой ревности к подвижничеству; его пламенная душа, исполненная любовью к Господу, стремилась к иным, более тяжким подвигам, чем послушание монастырское. Один только скорбный и тернистый путь пустынного жития с его безмолвием и подвигами казался Герасиму верным путем в царствие небесное. И вот, повинуясь призыву благодати, Герасим, спустя четыре года после своего пострижения, покинул обитель и удалился, ради пустынного безмолвия, верст за 80 на север в непроходимые дебри вековых лесов, которые сплошною массою тянулись тогда от Темникова до Арзамаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010