481 Чертков АД . О переводе Манассииной летописи; Чертков А. Д. Описание войны великого князя Святослава Игоревича. М., 1843. 482 Даже после января 814 г. более 12 000 пленных уведено Крумом в Болгарию, а другая часть Крумовой армии увела еще 50 000 (Чертков А.Д. О переводе Манас­сииной летописи). Главное местопребывание Грубоша – Шумен, из которого после образовалась Шумла. 483 Кедрин Г. Обозрение истории; Зонара И. Сокращенная история. Василия Ма­кедонянина признают славянином арабский писатель Гамза и византийский Генезий. По словам последнего, Василий земледелец любил бороться «на подрез». Переводчик Манассииной летописи говорит, что имп. Василий был «от села Белипра, близ сущего правого града Македонского» (Чертков А.Д. О переводе Манассииной летописи), тогда как по словам монаха Георгия, «родился в Македонии, в округе Адрианополь- ском», по выражению Симеона логофета, «был родом Македонянин, по отечеству Адрианополец». По известию Кедрина (Кедрин Г. Обозрение истории), имп. Михаил, предпринимая возвратить Одрин, не хотел употребить стенобитных башен, чтобы иначе «скифы, живущие вокруг Адрианополя», не научились действовать этими машинами. Таким образом села, расположенные вокруг Одрина, в конце VIII века состояли из жителей скифов – славян, и Македония – означала страну славян, как и в древнее время. Близ Адрианополя гор. Берсиниция – Березница (796 и 813 г. у Феофана) горный проход Гема – Берегава (678 г. у Феофана). 485 В менологе Василия под 21 января: «при имп. Льве Армянине Крум Болгарский князь, со множеством людей, осадил Адрианополь Фракийский и взял св. Мануила епископа. Сперва велел он отрубить ему руки, потом рассеченного мечом отдал в пищу зверям. За это нечестие он подпал ненависти со стороны своего народа и был задушен веревкою. Принявший власть над болгарами нечестивейший Цок собрал всех пленных христиан, воевод, священников, простых мирян, принуждал отречься от христианской веры. Болгары тогда еще не были христианами. Когда же те не захотели исполнить его волю, велел иных обезглавить, других умертвить жестокими казнями». Здесь много неверного. Грубош умер, задушенный приливом крови, в пятницу на Святой неделе апреля 14-го 814 г. (Krug byzantin. chronol.). Так как св. Мануил скончался 22 января, а в этом месяце 814 г. Лев Армянин хотел обманом умертвить Грубоша; то мучениче­ство св. Мануила последовало конечно вслед за открывшимся обманом, января 22-го 814 г. После Грубоша наследовал престол сын его Обритый, иначе Крутогон и Мур- тагон. Цок никогда не был владетельным князем, а был только военачальником. Имя Цока поныне обыкновенное у болгар. Славян. перевод синаксаря 1340 г. (Записки Императорской Академии Наук. Т. 6) неверен подлиннику, но замечательны в нем Одрин град Фрачски, Круг Болгарский князь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ок. 810 г. двоюродный брат Карла Великого (800-814) св. Адальхард I ( Адальгард; † 826), аббат Корби (780/1-814), игравший важную роль при дворе императора, предпринял попытку основать дочерний мон-рь с целью христианизации региона, завоеванного в ходе войн с саксами, в к-рых участвовал брат Адальхарда св. Вала († 836). По просьбе Адальхарда местный аристократ Теодрад выделил для мон-ря землю в Хетисе (это место отождествляют с совр. Нойхаус-им-Золлинг; по др. версии, Хетис находился у скал Экстернштайне близ совр. г. Хорн-Бад-Майнберг - Teudt. 1936; Matthes. 1982). Однако основание дочерней обители было отложено, т. к. Карл Великий назначил Валу регентом при кор. Италии Бернарде (812-818). После смерти Карла Адальхард, Вала, их брат Бернхарий и сестра Гундрада попали в опалу, т. к. имп. Людовик Благочестивый (814-840) опасался интриг с их стороны. Адальхард был вынужден отправиться в мон-рь Нуармутье, а Вала принял монашество в Корби и вскоре стал препозитом при аббате Адальхарде II (814-821) (см.: Ganz. 1991. P. 25-26). На имперском съезде в Падерборне (815) Адальхарду II удалось убедить Людовика Благочестивого и еп. Хатумара в необходимости основать обитель в Хетисе. Первым настоятелем К. стал Хукберт (епископ Мо в 823-853). Монахами монастыря являлись представители саксонской знати. При обители была создана школа для мальчиков по образцу школы, существовавшей в Корби. В первые годы монашеская община испытывала экономические трудности (Translatio S. Viti. 3). Ситуация изменилась в 821 г., после возвращения из ссылки Адальхарда I, к-рый вновь стал аббатом Корби и предоставил монахам К. денежную помощь. Тем временем Адальхард II получил согласие императора на перенос мон-ря на новое место, расположенное близ Хёкстера, к-рый являлся частью королевского домена (по-видимому, эта идея принадлежала препозиту К. Адальберту). 6 авг. 822 г. монахи разметили землю для монастырских зданий, а 25 авг. епископ Падерборна освятил место для строительства и дал обители название Нов. Корби. Монастырская церковь, строительство которой завершилось в 844 г., как и одна из церквей аббатства Корби, была посвящена св. Стефану. После того как Хукберт занял епископскую кафедру Мо, аббатом К. стал св. Адальхард I (Ibid. 4).

http://pravenc.ru/text/2057232.html

В каноне чина Православия выражается радость, торжество Церкви по случаю побед над ересью, в нем заключаются и анафематствования иконоборцам. В славянских и греческих Постных Триодях канон приписывается св. Феодору Студиту (Allatius de Dominicis. §9), умершему в 826 г. Преосвященный Филарет, епископ Черниговский, говорит, что Феодор был участником первого вселенского Торжества Православия, и вероятно, «тогда же написал песни его и пел в 814 году» во время совершенного им крестного хода. В сем каноне, продолжает преосв. Филарет, «нет ничего такого, что препятствовало бы признать его творением св. Феодора Студита ». Некоторые из упоминаемых в каноне иконоборцев – те самые, которых обличал св. Феодор в письмах, другие жили также не после Студита (Истор. обозр. песнопевцев. Изд. 2, Чернигов, стр. 302). Но едва ли канон в том виде, как мы его читаем, был составлен в 814 году св. Феодором Студитом и был тогда же пет на крестном ходу. Канон есть благодарственная песнь Богу за победу над иконоборством, за воцарившийся мир в Церкви. В нем призываются пустыня и вселенная для общего ликования. Крестный же ход, бывший в 814 году в Неделю ваий по улицам Константинополя с иконами и пением, был совершен св. Феодором не в знак победы над иконоборством, а для выражения верными почитания икон. Крестный ход в то время не мог означать победу над иконоборством, находившимся тогда в большой силе. Иконоборцы упоминаются в каноне как побежденные, 46 между тем они в 814 г. были в полном могуществе. В каноне ясно говорится о восстановлении почитания икон в 842 году. Там (песнь 7, ст. 1) сказано, что Божественная благодать, палящая умных халдеев и орошающая служащих Троице, угасила ныне пещь ересей, имевшую силу четыре седмицы лет, т.е. 28. 47 Гонения на иконы, бывшие после VII Вселенского Собора при Льве Армянине и следующих императорах, продолжались такое же число лет (813842 гг.). Они угасли в 842 году. В каноне говорится об извержении из Церкви Антония и Иоанна, т.е. патриархов. Последний же из них – Иоанн, был лишен патриаршества в 842 году. Таким образом, если признать несомненным, что св. Феодор Студит , который умер в 826 году, писал упоминаемый канон, то при этом должно допустить, что канон был написан не в том виде, как мы его читаем, что кто-нибудь другой, живший после св. Феодора Студита , несколько изменил и дополнил канон во времена полного торжества восстановления почитания икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Западная церковь от смерти Григория Великого до папы Григория II (604–715 гг.) Глава 26. Иконоборчество (717–775 гг.) Глава 27. Святой Бонифаций (715–755 гг.) Глава 28. Пипин и Карл Великий (741–814 гг.) Глава 29. Восточная церковь – Споры века Карла Великого (775 –814 гг.) Глава 30. Восточные секты Глава 31. Дополнительная Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Глава 33. Франкская церковь и папство от смерти Людовика Благочестивого до низложения Карла Толстого (840–887 гг.) Глава 34. Греческая церковь – Патриарх Фотий (842–898 гг.) Глава 35. Испания – Англия – Миссии IX столетия Глава 36. От низложения Карла Толстого до смерти папы Сильвестра II (887–1003 гг.) Глава 37. От смерти папы Сильвестра и до разделения церквей (1003–1054 гг.) Глава 38. Британские церкви – Миссии X и XII столетий Глава 39. Ереси (1000–1052 гг.) Глава 40. Дополнительная Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Приложение 3. Хронологическая таблица соборов Приложение 4. Список главных источников и пособий     Предисловие Изданными раньше переводами избранных произведений иностранной богословской литературы мы имели в виду восполнять, по мере сил, существующие в нашей отечественной богословской литературе пробелы. Та же самая цель имелась нами в виду и при издании предлагаемого полного курса Истории Христианской церкви. Среди богословских наук церковная история давно уже пользуется наибольшим вниманием наших ученых, и по ней уже имеется у нас довольно значительная литература, отдельные произведения которой обращали на себя заслуженное внимание даже заграницей. Но, к сожалению – вся эта литература имеет отрывочный, монографический характер, и доселе у нас нет ни одного такого полного курса общей церковной истории, который бы выходил за пределы краткого компилятивного учебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 июня 813 г. визант. армия потерпела сокрушительное поражение при Версиникии (близ Адрианополя), вскоре в войске произошел мятеж. Новым императором был провозглашен полководец Лев V Армянин (по слухам, сам и спровоцировавший поражение). Михаил отрекся от престола и принял монашество вместе с женой и сыновьями (один из них впосл. патриарх свт. Игнатий ). Лев V, по всей видимости, сочувствовал иконоборческой политике Исаврийской династии. Поэтому при его коронации патриарх К-польский свт. Никифор I взял с него письменное свидетельство приверженности православию. Весной 814 г. хан Крум, подготовивший новую грандиозную экспедицию против Византии, оснащенную мощными осадными орудиями, внезапно скончался. В Болгарии началась борьба за власть, что дало империи неожиданную передышку. Летом 814 г. имп. Лев V Армянин поручил своему советнику молодому и амбициозному Иоанну Грамматику (впосл. Иоанн VII Грамматик , патриарх К-польский) подготовить материалы для реабилитации иконоборчества. Замысел императора был вызван не столько его личными симпатиями, сколько настроениями в визант. армии и нек-рых общественных кругах. Военные и политические катастрофы императоров-иконопочитателей контрастировали с достижениями иконоборцев Льва III и Константина V . Трудно было удержаться от соблазна истолковать происходившие события в ветхозаветном ключе, как проявление гнева Божия за идолопоклонство. Комиссия Иоанна, работавшая во дворце под покровом тайны, получила поддержку еп. Антония Силейского; но, когда его вызвал патриарх, тот отрицал свои иконоборческие симпатии и поклялся в верности православию. В дек. 814 г. император, ссылаясь на «соблазны в народе», предложил патриарху свт. Никифору I возобновить дискуссию о правомерности почитания икон. Однако патриарх и поддержавшие его епископы и игумены во главе с прп. Феодором Студитом отказались идти против решений Вселенского Собора. В ответ на спровоцированное императором осквернение и последующее снятие образа Христа Халкита с ворот Большого дворца патриарх накануне Рождества 814 г.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

23) Константин порфирогенит in vita Basilli p. 135. 136. Тоже Кедрин 2, 558. 24) В менологе Василия под 21 января: «при имп. Льве армянине Крум, болгарский князь, со множеством людей, осадил Адрианополь фракийский и взял св. Мануила епископа. Сперва велел он отрубить ему руки, потом рассеченного мечом епископ славян, также умер мучеником25). В числе пострадавших священников пресвитер Парод – славянин по имени; Петр священствовал в славянском городе Мглине и болгары особенно чтут поныне сего мученика: вблизи Тернова есть моанстырь св. Петра мглинского26). Время Грубоша было весьма важным в истории южных славян. Властители их, особенно по политической борьбе с греками, еще фанатически охраняли язычество, хотя и из них один, князь Цериг, в 777 г., оставив своих, принял крещение в Константинополе от патриарха – славянина Никиты27). А в народе славянском св. вера имела уже десятки и сотни тысяч чтителей своих особенно после проповеди, преподанной пленниками Грубоша славянам28).   отдал в пищу зверям. За это нечестие он подпал ненависти со стороны своего народа и был задушен веревкою. – Принявший власть над болгарами нечестивейший Цок собрал всех пленных христиан, воевод, священников, простых мирян, принуждал отречься от христианской веры. Болгары тогда еще не были христианами. – Когда же те не захотели исполнить его волю: велел иных обезглавить, других умертвить жестокими казнями». Здесь много неверного. Грубош умер, задушенный приливом крови, в пятницу на святой неделе апр. 14 814 г. (Krug Byzantin. Chronol. S. 156). Так как св. Мануил скончался 22 января, а в этом месяце 814 г. Лев армянин хотел обманом умертвить Грубоша: то мученичество св. Мануила последовало конечно в след за открывшимся обманом, янв. 22, 814 г. – После Грубоша наследовал престол сын его Обритый, иначе Крутогон и Муртагон. – Цок никогда не был владетельным князем, а был только военачальником. Имя Цока поныне обыкновенное у болгар. Слав. перевод синаксаря 1340 г. (Зап. акад. VI, 110) неверен подлиннику; но замечательны в нем Одрин град Фрачьскы, Круг, Бльгарскы кнезь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ [лат. Paschasius Radbertus] († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби , католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии . Жизнь Хронология жизни П. Р. устанавливается приблизительно. Считается, что он род. в Суасоне между 785 и 795 гг. (как правило, указывают среднюю дату - ок. 790). Вероятно, он рано осиротел или был брошен (expositus) родителями, а потому отдан на воспитание в женский мон-рь Пресв. Девы Марии в Суасоне (Нотр-Дам-де-Суасон) ( Engelmodus. Ad Radbertum abbatem. 69-71//MGH. АА. Poet. T. 3. P. 64). Нек-рые исследователи полагают, что П. Р. был облатом и попал в эту обитель из-за тесной связи аббатства с королевской семьей (аббатиса Гизела (ок. 780-810) была дочерью франк. кор. Пипина Короткого (751-768) и сестрой франк. кор. Карла Великого (768-814; император с 800)), что открывало П. Р. возможности для дальнейшей карьеры. Вспоминая о том, как он был пострижен в мон-ре, П. Р. писал, что он был тогда еще «ребеночком» (puerulus), а при совершении чина присутствовали монахини из аббатства Пресв. Девы Марии, что, возможно, указывает на принятие им тонзуры в Суасоне ( Paschas. Radb. Expositio in Psalmum 44. III 53-57/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1991. P. 74. (CCCM; 94)). П. Р. находился в этом мон-ре до 803/4 г., когда имп. Карл Великий запретил воспитание мальчиков при жен. обителях (Capitula ecclesiastica ad Salz data. 7//MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 119). После этого нек-рое время П. Р. жил в миру (exulatus longdiu in saeculo), вероятно, при имп. дворе в Ахене , поскольку был хорошо осведомлен о жизни в этот период Валы († 836), буд. аббата Корби. Ок. 812 г. П. Р. стал монахом аббатства Корби. Некоторые исследователи указывают 814 г. как дату его поступления в Корби, но это представляется сомнительным, поскольку после прихода к власти имп. Людовика Благочестивого (814-840) аббат Адальхард I († 826), учитель П. Р., был отправлен в ссылку. Однако поскольку в 814 г. Вала, тоже входивший в состав ближайшего окружения имп. Карла Великого, был насильно пострижен и стал препозитом в аббатстве Корби, он мог привести с собой из Ахена и П. Р.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Д.К. Робертсон (протестант) Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Смерть Карла Великого – Людовик Благочестивый – Переговоры со Львом 3-м и Стефаном 4-м – Церковная и монастырская реформа – Сообщество Лотаря в управлении империи – Заговор и смерть Бернарда – Брак Людовика и Юдифью – Покаяние Людовика – Лотарь из Рима – Рим и империя – Интриги против Людовика – Григорий 4-й во Франции – «Поле лжи» – Пленение и низложение Людовика – Восстановление Людовика – Эббо Реймский – Смерть Людовика – Вопрос об иконопочитании на Востоке и Лев Армянин – Феодор Студит – Собеседование об иконопочитании – Низложение Никифора – Меры против иконопочитания – Михаил Заика (косноязычный) – Умерщвление Льва 5-го – Греческое посольство к Людовику – Император Феофил – Смерть Феофила – Императрица Феодора – Окончательное восстановление иконопочитания – Вопрос об иконопочитании на Западе – Иконы во франкской церкви – Мнение Агобарда об иконах – Клавдий Туринский – Теодемир – Дунгал – Ложные декреталии и их происхождение В системе Карла Великого был тот великий недостаток, что она требовала для своего продолжения таких же лиц, каким был он сам. Его действительные преемники между тем оказались до прискорбия неспособными выдерживать на себе могущественное бремя империи. Чувствуя приближение кончины (813 г.), Карл Великий, созвав народное собрание, призвал своего единственно оставшегося в живых законного сына Людовика из Аквитании в Э-ля-Шапелль (Аахен), и в присутствии громадного собрания народных представителей объявил его своим сотоварищем и преемником. Он преподал принцу наставление касательно обязанностей государя, и получил от него обещание повиноваться его наставлениям. Затем он пожелал, чтобы Людовик подошел к высокому жертвеннику, на котором лежала императорская корона, взял эту корону и своими руками возложил ее себе на голову, – каковым актом император хотел показать, что он и его потомство получают свою власть ни от коронации со стороны папы, ни от тех восторженных восклицаний, которыми эта церемония в храме ап. Петра была приветствуема римлянами, а непосредственно от Бога 2937 . После этого провозглашения, Людовик возвратился к управлению Аквитанией, но скоро опять вызван был в Аахен вследствие смерти своего отца, последовавшей в январе 814 года 2938 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010