Экстаз св. Кануда IV, кор. Дании. Гравюра. XVIII в. Экстаз св. Кануда IV, кор. Дании. Гравюра. XVIII в. Папа Пасхалий II (1099-1118) в 1100 г. разрешил обретение мощей Ангильберта (иначе Энгельбрех или Энгельберт;814), настоятеля аббатства Сен-Рикье, ученика Алкуина . 19 апр. 1100 г. по поручению папы произошли обретение мощей и К. Кнуда IV Святого († 1086), кор. Дании. 4 июня 1110 г. в г. Сеньи (Италия) была совершена К. Петра, еп. г. Ананьи († 1105), которая сопровождалась чтением Жития новопрославленного святого ( Jaff é . RPR. N 6239). Папа Каллист II (1119-1124) канонизировал в 1120 г. Гуго, аббата Клюни († 1109), которого папа лично знал ( Cowdrey H. E. J. Two Studies in Cluniac History, 1046-1126. R., 1978. P. 115). В том же году папа поручил своему легату совершить обретение мощей Арнульфа, еп. Суасона († 1087). В 1123-1124 гг. произошла К. Герарда, еп. г. Потенца († 1119). Его преемник на епископской кафедре еп. Манфред прибыл в Рим вместе с делегацией от народа, чтобы просить папу причислить Герарда к лику святых. Прочитав его Житие, Каллист II провозгласил Герарда святым. В Потенцу были посланы 3 епископа и кардинал, чтобы публично объявить о К. и даровании папой 40-дневной индульгенции всем тем, кто будут совершать память нового святого ( Krafft. 2005. P. 73-74). Обычай предоставления подобного рода индульгенций окончательно утвердится лишь в XIII в. Этот же папа канонизировал свт. Конрада , еп. Констанцского († 975) ( Jaff é . RPR. N 7028). Папа Иннокентий II (1130-1143), присутствуя на Соборе в Реймсе, канонизировал 29 окт. 1131 г., после обычного чтения Жития и рассказа о чудесах, Годехарда, еп. г. Хильдесхайм († 1038) ( Innocentius II, papa. Epistolae et privilegia 61//PL. 179. Col. 110; Jaff é . RPR. N 7496). В период между 1134 и 1136 гг. папа разрешил К. Гуго († 1132), настоятеля аббатства Ла-Шез-Дьё (Франция), впосл. еп. Гренобля ( Innocentius II, papa. Ep.//PL. 153. Col. 761; Jaff é . RPR. N 7742). II Латеранским Собором (1139) был причислен к лику святых Стурмий, аббат монастыря Фульда († 779) ( Innocentius II, papa. Epistolae et privilegia 392//PL. 179. Col. 450; Jaff é . RPR. N 8007).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

П.В. Долгоруков Графы, бароны и дворяне Менгдены Древняя фамилия Менгден (Mengden) происхождением из Вестфалии, где одна ветвь её существует доселе, возведённая в Баронское Римской Империи достоинство Императором Карлом VI, в 1723 году. Иоанн-Остгоф-фон-Менгден прибыл из Вестфалии в Лифляндию в первой половине XV века, и был гермейстером ливонского ордена с 1451 по 1475 год. Родной племянник его, также переселившийся в Лифляндию, Энгельбрехт, был родоначальником всех графов, баронов и дворян Менгденов, в России находящихся. отцовский КОЛЕНО I: Энгельбрехт, жил в XV веке; женат на Доротее ф. Гастфер КОЛЕНО II: Энгельбрехт, женат на Анне ф. Тизенгаузен Эрнест КОЛЕНО III: Эрнест, женат на Гертруде ф. Фохт Энгельбрехт, женат на Маргарите ф. Берг КОЛЕНО IV: Георг, женат на Магдалине ф. Фитингоф Энгельбрехт, рождение 1587 † 1649; женат на Маргарите ф. Таубе КОЛЕНО V: Барон Отто, шведский полковник и лифляндский ландрат, рождение 23 апреля 1600 † 26 февраля 1684; женат на Гертруде ф. Розен Конрад-Дитрих, рождение 1621 † 1677; родоначальник младшей дворянской ветви Менгденов КОЛЕНО VI: Барон Густав, шведский генерал-майор и лифляндский ландрат, рождение 17 апреля 1627 † 16 декабря 1688; женат на Варваре ф. Финкенштейн КОЛЕНО VII: Барон Отто-Рейнгольд, Барон Магнус-Густав, шведский подполковник лифляндский ландмаршал, рождение 1662 † 25 января 1727; женат: 1) на графине Маргарите Гастфер; 2) на баронессе Анне- Елисавете Будберг; 3) на Доротее-Софие ф. Розен, рождение 1690 † 1773 (от 2-го брака сын; от 3-го брака 2 сына и 4 дочери) Барон Иоанн-Албрехт, лифляндский ландрат, рождение 6 декабря 1663 † 26 декабря 1720; женат на Анне-Екатерине Штрейф ф. Лауенштейн Барон Карл-Фридрих, шведский генерал-лейтенант и лифляндский ландрат, рождение 12 мая 1666 † 29 декабря 1734; женат на Елене-Ренате ф. Таубе † 1746 КОЛЕНО VIII: Барон Густав-Иоанн, российской конной гвардии ротмистр, рождение 1709 † 21 февраля 1773; женат: 1) на Агнесе-Гертруде ф. Клодт † 1751; 2) на Елисавете-Беате ф. Цедерберг ф. 1805 (от 1-го брака 3 сына и 2 дочери, от 2-го брака 3 сына и 4 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иная картина представлена в более поздних хрониках – «Хронике Энгельбректа», «Хронике Карла», «Хронике Стуре». Там важные события выдаются за сверхъестественные, чудесные. Как чудо, преподносится в «Хронике Энгельбректа» борьба шведов против Эрика Померанского. Посредством чудесного вмешательства Бог, Дева Мария и святые помогают шведам в борьбе, карают недругов. В «Хронике Карла» регент Карл Кнутссон дважды слышит чудесное пророчество: быть ему королем. Особенно много говорится о чудесах и удивительных событиях в «Хрониках Стуре». Как удивительные преподносятся политические события: борьба магнатов из рода Уксеншерна против короля Карла Кнутссона, противостояние фракций магнатов внутри риксрода. Удивительным назван слух о том, что король Ханс хочет захватить власть в Швеции. «Чудом» («under») может быть примечательное событие: такое, как появление кита у берегов Швеции. Чудом могли являться и бедствия, обрушившиеся в конце XV века: сильные ветры, пожары, бури, чума и «козни русских». Внимание к удивительным событиям, чудесам (и употребление самого понятия «чудо») было отчасти обусловлено нестабильностью жизни, а также пропагандой религиозных идей. Богословы учили, что мир делится на естественный и сверхъестественный; все, относящееся к Богу, выходит за пределы естественного. В доступном виде – через проповеди и нравоучительные сочинения – такие идеи доносились до сознания мирян. Вот почему, например, для создателей хроник было важно преподнести победы шведов как чудо: это доказывало, что им помогает Бог. Что позаимствовал Олаус Петри из подобных представлений о сверхъестественном, чудесном, и от чего он отказался? Мы видим, что в отличие, например, от авторов «Хроник Стуре», Олаус не столь часто употребляет понятие «чудо». Чудом для него является промысел Божий. Чудесным образом Господь воздает по заслугам: высокомерным государям посылает строптивых подданных; правителей из рода Фолькунгов заставил расплачиваться за злодеяния предков 759 . Олаус, как и многие предшественники и современники, считал чудесными необычные природные явления: «кровавый дождь» (дождь, окрашенный вулканическим пеплом), вставшие реки. В традициях своего времени «местер Улоф» рассматривал такие феномены как знамения. Вспомним, какую роль одно из подобных явлений – «ложные солнца» над Стокгольмом – сыграло в жизни Олауса Петри. Все же в «Шведской хронике» Олаус строго подходит к отбору того, что можно считать чудесами. Так, он не включил в свою хронику сведения о знамении, ниспосланном перед битвой при Брункеберге: во время богослужения из распятия в чашу упала капля крови 760 . Олаус скептически относился к подобным происшествиям; знал случаи, когда клирики обманывали прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Анализ терминологии, связанной с этим и другими восстаниями, будет интересно продолжить. Целесообразно исследовать значение не только шведских терминов, но и соответствующей латинской, датской, нижненемецкой лексики, которая, как известно, влияла на шведскую. Но для понимания сути событий такие штудии могут иметь только ограниченное значение. Гораздо важнее история событий как таковая. Многое в «Восстании вестъётских господ» напоминает знаменитое восстание Энгельбректа Энгельбректссона, состоявшееся в 30-е гг. XV в. В обоих случаях мятеж начался как локальное народное выступление, сигналом к которому являлось нападение на королевского фогда, злоупотребившего властью. Смоланд сыграл в 1529 г. роль региона-эпицентра – подобно Даларне в движении 1430-х гг. Присоединение фрельсе к восстанию преподносилось как исполнение народной воли, подчинение людским призывам, которые сопровождались угрозами справедливой расправы. В обоих случаях уже на начальной стадии сформировался своеобразный альянс повстанцев: фрельсе, бюргеры и бонды мятежного региона. В восстании Энгельбректа это были упландские фрельсисманы, бюргеры Уппсалы и верхнешведские крестьяне. В восстании вестъётских господ – вестъётское фрельсе, йенчёпингские бюргеры, нижнешведские бонды. Оба движения быстро приняли широкий размах. Сходной была и пропаганда: повстанцы обвиняли короля в нарушении присяги, притеснениях духовенства, налоговых злоупотреблениях. И там, и там был из бран лидер движения – вождь-хёвитсман, состоялись собрания народных представителей, где тон задавали непримиримые оппозиционеры. Несомненно, что «вестъётские господа» опирались на старинную традицию, действовали по отработанной схеме. Остается вопрос: почему верх взял Густав Васа, а не мятежники? У короля имелась устоявшаяся (со времен регентов Стуре) и, в данном случае, специально усиленная Густавом Васой социально-политическая опора национальных шведских правителей: бюргерство Стокгольма и лояльная упландская администрация. В придачу к тому Густав I сумел добиться нейтралитета нескольких «взрывоопасных» областей и наладить конструктивный диалог со Скарским и Линчёпингским соборными капитулами, которые заняли нейтральную позицию, посредничали между повстанцами и королем. Да и фрельсе не было единым даже в пределах Вестеръётланда: некоторые местные магнаты отказались участвовать в восстании 564 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Уже в мае 1525 г. положение в стране было весьма серьезным, король на риксдаге в Вестеросе 205 заявил, что готов отречься от престола. Но члены риксрода и представители сословий просили Густава I остаться у власти и присягнули ему на верность 206 . Главным очагом беспокойства, как и ранее, оказалась Даларна. В 15241525 гг. там вспыхнуло восстание, возглавленное опальными вестеросскими прелатами Педером Якобссоном Суннанведером и местером Кнутом. Королю удалось успокоить далекарлийцев при помощи разъяснительных писем и бесед 207 . Лидеры восстания покинули страну, найдя убежище у норвежского архиепископа Олава Энгельбректссона. В сентябре 1526 г. их выдали шведам, а в феврале следующего года казнили. Перед казнью же провезли в шутовских нарядах по Стокгольму, предавали осмеянию. Были продекламированы стихи, в которых говорилось: «Эти мудрецы предпочли стать отъявленными предателями, нежели одобрить учение доктора Лютера» 208 . Однако вскоре, ко времени казни вождей первого далекарлийского восстания, в Даларне уже вспыхнул новый мятеж. Вначале бонды Даларны и Хельсингланда отказались платить налоги, а затем жители нескольких далекарлийских приходов восстали под предводительством Дальюнкера – самозванца 209 , выдававшего себя за юнкера 210 Нильса – сына Стена Стуре (который, по официальной версии, незадолго до этих событий умер). Дальюнкер притязал на власть в королевстве и умело агитировал жителей Даларны против государя, утверждая, что Густав Васа «отверг христианскую веру, стал лютеранином и язычником» 211 . Он нашел поддержку у жителей нескольких приходов Северной Даларны, а также у норвежских аристократов – архиепископа Олава Энгельбректссона (который выделил в помощь Дальюнкеру вооруженный отряд в 300 человек) и фру Ингер Оттесдоттер, выдавшей за самозванца свою дочь 212 . Пропаганда на сей раз имела лишь частичный успех, и Густаву Васе пришлось послать в Даларну значительные военные силы, получившие подкрепление от лояльных по отношению к королю далекарлийцев Бергслагена 213 . После кровопролитных боев начались переговоры. Далекарлийцы предъявили претензии: закрыт монетный двор в Вестеросе, в королевстве ходит неполновесная монета, налоги непомерны, король сокращает число церквей и монастырей. От монарха потребовали, чтобы он не навязывал шведам лютеранское учение и не одевал придворных в «изрезанное иноземное платье» (т.е. модную одежду заграничною покроя с разрезами). Густав I всячески старался успокоить далекарлийцев, объясняя, в частности, что не вводит лютеранства, а лишь дозволяет проповедовать Евангелие. Нашлось место и для шутки: король пообещал не давать больше своим придворным платье, если они и далее будут его резать 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

В период «графской распри» в Дании (1533-1536) в Н. усилились позиции противников Ольденбургской династии. Однако созванное архиеп. Олавом Гос. собрание в Буд (в совр. фюльке Мёре-ог-Румсдал), в к-ром участвовали члены норвеж. риксрода, представители от норвеж. городов и крестьянства, не смогло выработать кандидатуру нового короля Н. и предложило архиепископу стать главой гос-ва до решения вопроса о буд. монархе. После победы в Дании новый дат. король-лютеранин Кристиан III (1534-1559) сделал ставку в Н. на продат. партию. Осенью 1535 г. дат. войска под командованием К. Билле, поддержанного епископами Осло и Хамара, вторглись в Н. и направились к Нидаросу. Архиеп. Олав, заручившись поддержкой части местного населения, наладил контакты с имп. Карлом V, к-рый через своего посланника известил о намерении посадить на норвеж. престол зятя свергнутого Кристиана II, гр. Фридриха Пфальцского. Затягивая время, архиеп. Олав вступил в переговоры с прибывшими в Нидарос оппозиционными членами риксрода относительно коронации Кристиана III норвеж. королем. Архиепископ организовал восстание местных крестьян, к-рые в янв. 1536 г. уничтожили бóльшую часть дат. отряда. Архиеп. Олав обратился с открытым воззванием к населению, призывая, начать борьбу против датчан и выбить их из замков в Бергене и Осло, к-рые были захвачены дат. войсками. Поддержка населения была неповсеместной, а Фридрих Пфальцский не прибыл с обещанной армией. Архиеп. Олав приказал отпустить арестованных датчан и сообщил Кристиану III о готовности короновать его норвеж. королем в обмен на амнистию в отношении себя и своих сторонников. Кристиан III, одержав военную победу над противниками в Дании и взяв Копенгаген (авг. 1536), объявил в подчиненных ему землях Реформацию и приказал арестовать всех католич. епископов, в т. ч. и архиеп. Олава, к-рый прекратил сопротивление и 13 апр. 1537 г. покинул Н., отплыв в Нидерланды. Мятеж архиеп. Олава Энгельбректссона был использован датскими властями как повод для ликвидации независимости Н. Рецесс 30 окт. 1536 г., принятый на сословном собрании в Копенгагене, лишал Н. статуса королевства, объявив ее частью Датского гос-ва, норвежский риксрод более не созывался. Бывш. католич. еп-ства упразднялись, имущество епископов, на к-рых была возложена вина за развязывание гражданской войны, переходило короне. Вместо епископов король должен был назначить суперинтендантов, которые были обязаны принести ему присягу на верность, обладать лишь духовной властью и не участвовать в гос. управлении. Для проведения Реформации в Н. были отправлены дат. чиновники во главе наемных отрядов. В дек. 1536 г. в пользу короны было конфисковано все имущество Бергенского еп-ства, а в июне 1537 г. в управление К. Витфельда, королевского представителя в Н., перешли все земли Нидаросской кафедры.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЙГЕЛЬ [Weigel], Валентин (1533, Наундорф, близ Гросенхайна, Саксония - 10.06.1588, Чопау, близ Кемница), нем. протестант. богослов, теософ и мистик. После окончания школы в Майсене В. в качестве стипендиата саксонского курфюрста изучал теологию в Лейпцигском ун-те. Ок. 1563 г. переехал в Виттенберг, где завершил образование и получил степень магистра богословия. Уже в Виттенберге В. стал интересоваться натурфилософскими вопросами и увлекся творчеством Ф. Парацельса . В 1567 г. он стал пастором в Чопау, где и провел остаток жизни. В. всегда поддерживал внешнюю лояльность к офиц. лютеран. богословию и вместе с др. пасторами своего диоцеза подписал Formula Concordiae ( Согласия формулу ). Лишь после смерти В. обнаружилось, что он скрывал свои подлинные мистико-теософские воззрения, проникнутые критическим настроем в отношении лютеран. богословия. Учение В. изложено в обширном корпусе сочинений, ни одно из к-рых не было обнародовано при жизни автора. Сочинения были обнаружены через неск. лет после смерти В. у его ученика М. Бидермана и опубликованы в Галле ок. 1609-1612 гг. В 1624 г. последовал офиц. запрет на сочинения В., его книги начиная с 1626 г. многократно подвергались сожжению. В течение XVII в. в Германии публиковались антивейгелевские трактаты (И. Кроций, Т. Тумм, И. Шельхаммер и др.). Однако творчество В. продолжало распространяться его учениками в рукописных копиях. Последователи В. - Й. Штифель, П. Нагель, К. Энгельбрехт и др. - образовали в 90-х гг. XVI в. спиритуалистическую секту «вейгелианцев». Подлинность ряда сочинений, приписываемых В., вызывает сомнения и остается предметом дискуссий. Удовлетворительное разрешение всех спорных вопросов, а также точную датировку текстов В. должно дать критическое издание его сочинений, к-рое в наст. время не завершено. Важнейшими из числа признанных бесспорно подлинными являются трактаты «Vom Orth der Welt» (О местонахождении мира), «Gnothi Seauton» (Познай самого себя), «Studium Universale» (Всеобщее учение), «Büchlein vom Gebet» (Книжица о молитве), «Von der Gelassenheit» (Об отрешенности), «Ein Büchlein dass Gott allein gut sei» (Книжица о том, что один лишь Бог благ), «Kirchen- und Hauspostille» (Церковные и домашние проповеди), «Der güldene Griff alle Dinge ohne Irrtumb zu erkennen» (Золотой ключ к безошибочному познанию всех вещей), «Kurzer Bericht und Anleitung zur Teutschen Theologie» (Краткое введение и наставление к немецкой теологии). Особое место в наследии В. занимает «Dialogus de Christianismo» (Диалог о христианстве) - цикл из 9 небольших диалогов между пастором, мирянином и Смертью, где пастор олицетворяет офиц. лютеран. учение, мирянин - теософию самого В., а Смерть - Христа, разрешающего спор между ними.

http://pravenc.ru/text/150031.html

384 См:. Лев. 19:14,32; Притч. 24:21; 1 Петр. 2:17. 385 См.: Ис. 45:7. 386 Наказание смертью: человек вкусил запретный плод и, таким образом, не пожелал оставаться бессмертным. Имеется чтение «пожелал». 387 Ср.: Быт. 7:11—23. 388 Ср.: Быт. 19:24. 389 Ср.: Исх. 7:14—11:10. 390 Ср.: Исх. 4:21; 10:20. 391 Ср.: Исх. 5:2. 392 Ср.: Исх. 5:4. 393 Ср.: Исх. 1:11—14; 5:7—19. 394 Ср.: Исх. 32:35. 395 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 396 Интерполяция, по мнению Кройманна. 397 Ср.: Исх. 20:5; 34:7; Числ. 14:18; Пс. 109 108:14; Иер. 32:18 и в др. местах. 398 Кройманн так исправляет текст: «чтобы на весь род переходила как милость, так и немилость». 399 Ср.: Иер. 31 38:29; Иез. 18:2—4. 400 Конъектура А. Энгельбрехта. В рукописи: «всё Божье провидение определило». 401 Эти слова Кройманн помещает в конце 14-й главы. 402 Ср.: Исх. 15и в др. местах. 403 Ср.: 4 Цар. 19:16 и в др. местах. 404 Ср.: 2 Цар. 22:10 и в др. местах. 405 В сочинении «Против Праксея» 4 406 Лакуна, по мнению Кройманна. Пропущено слово со значением «будет тревожиться» или «будет приводиться в замешательство». 407 Интерполяция? 408 Ср.: Лк. 9:62. 409 Ср.: Мф. 5:45. 410 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 411 Ср.: Ион. 3:1—10. 412 Ср.: 4 Цар. 20:1—5. 413 Ср.: Дан. 4:31—33. 414 Ср.: 1 Цар. 14:38—45. 415 Ср.: 2 Цар. 12:13. 416 См.: Исх. 20:12—17. 417 Ср.: Исх. 21:1; Bmop. 15:12; Иер. 34:14. 418 Ср.: Лев. 25:4—6. 419 Вставка Кройманна. 420 Ср.: Втор. 25:4. 421 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое ересь жаждет?» 422 См.: Исх. 21:24. 423 Ср.: Исх. 21:25. 424 См.: Рим. 12:19; Евр. 10:30; ср.: Втор. 32:35. 425 A se tuta, — исправление Кройманна. В рукописи: astuta «лукавая»; имеется чтение aestuata «полыхающая». 426 Ср.: Лев. 11:1—47. 427 Ср.: Быт. 1:21—25. 428 Ср.: Числ. 11:4—8. 429 Frigescunt. Ср.: sine Сегеге et libero friget Venus «без Цереры (­ хлеба) и Либера (­ вина) хладеет Венера (­любовь)» (Ter. Eun., 732). 430 См.: Исх. 32:6. 431 Исправление Кройманна. В рукописи: «Наконец, чтобы человеку, приученному к необильной и неизысканной еде и не желающему впредь ничего слишком утонченного, легче было настроиться на пост в Боге».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Итак, правители бывают хорошие и плохие, но подданные, считал Олаус, обязаны хранить верность любому законному государю, каким бы он ни был. Восстание недопустимо, даже если правитель нарушает свои обязательства по отношению к подданным. В «Шведской хронике» приведено немало примеров того, что восстания пагубны для самих восставших. Таков, например, мятеж против короля Эрика Шепелявого: выступление было подавлено, вождь Хольгер Кнутссон обезглавлен. Ходил слух, что у могилы Хольгера Кнутссона свершилось знамение; стало быть, этот человек – святой. Олаус этому не очень-то верит: для него Хольгер – мятежник, изменник, обнаживший меч против законного государя 774 . Петри убежден: мятежники, восстающие против законного государя, обычно кончают плохо. Так было с мятежниками, восставшими против короля Магнуса Биргерссона, и с бондами, выступившими против короля Биргера 775 , так было с Энгельбректом и его соратниками. Нередко восстания вызывались тиранией со стороны государей. Но даже в таких случаях, считал Олаус, подданные не должны обнажать оружие против государя; мятеж может привести к еще большим бедствиям. «Шведская хроника» содержит любопытный материал и по части типологии средневековых восстаний; во всяком случае, она показывает, как причины, движущие силы и цели таких выступлений воспринимались автором XVI в. Мы видим, что главной причиной подобных движений являлись страдания народа, гнет со стороны властей; таким образом, по Олаусу, выступления – проявления народной борьбы. В то же время, из хроники следует, что часто не было четкой грани между народными восстаниями и мятежами знати: фрельсисманы-оппозиционеры, пользуясь недовольством подданных, поднимали простых людей (как правило, бондов) на борьбу, возглавляли движения и использовали их в собственных целях. В отдельных случаях Олаус мог недооценивать роль пропаганды и агитации со стороны фрельсе. Так, цитируя в XIV в. письмо жителей Верхней Швеции, в котором содержится призыв к борьбе с королем Альбрехтом Мекленбургским, Петри явно верит, что послание составили простые люди по собственной инициативе. А между тем этот документ, скорее всего, написан под диктовку шведских магнатов – противников Альбрехта Мекленбургского. Мы знаем, что именно так обстояло дело с аналогичными позднейшими воззваниями, созданными в XVXVI вв., выдаваемыми за заявления, исходящие от народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

57 Имя «Vasa» происходит либо от названия фамильного имения Васа, либо от слова «vass» – «тростник» (по одной из версий, предмет, изображенный на родовом гербе, представлял собой связку или стебель тростника), либо от «vase» – «сноп». 58 Род Васа (представители которого фигурируют в источниках с XIV в.) состоял в родстве с аристократическими домами как Швеции (Стуре, Бьельке и др.), так и Дании (Круммедике, Билле, Рённёв). В середине XV в. Васа придерживались продатской ориентации, однако в конце XVhaчaлe XVI в. примкнули к антидатской оппозиции. Густав Эрикссон родился около 1497 г. В юности он проучился несколько лет в Уппсальском университете, а затем прибыл ко двору Стена Стуре младшего, где приобрел ценный политический и военный опыт. Во время боевых действий против Густава Тролле и Кристиана II молодой Густав Эрикссон командовал отрядами, верными регенту. В 1518 г. он и несколько других дворян (в том числе будущий сподвижник Густава Васы Ларе Сиггесон Спарре) были переданы датчанам в качестве заложников в ходе переговоров Кристиана II и Стена Стуре. Однако в нарушение достигнутого перемирия эти дворяне были вывезены в Данию, где содержались фактически в качестве пленников. См.: Tegel E.J. Then Stoormechtighe högborne furstes och christelighe herres her Gustaffs fordom Sweriges Göthes och Wendes konungh etc. historia (далее: Tegel E.J. Historia). Stockholm, 1622. S. 17; Hildebrand E. Gustav Vasa. 15211560. Sveriges historia intill tjugonde seklet. Avd. III . Stockholm, 1903. S. 112. 59 Устная традиция сохранила множество подробностей о пребывании Густава Васы в Даларне. К ним относится и рассказ о длительном лыжном переходе будущего короля от Норвежских гор до Муры, впоследствии давшем название знаменитому международному марафону. Предания об этих событиях стали фиксироваться шведскими священнослужителями по изданному в 1666 г. повелению короля Карла XI. Впоследствии собранный материал использовали ученые и литераторы Нового времени. Опираясь на предания и хроники, они создали своеобразный миф о молодом Густаве Эрикссоне как вожде освободительного движения. См.: Samuelsson S. От traditionen som källa för Gustaf Vasas äfventyr i Dalarna II Historiska studier tillägnade professor Harald Hjärne. Uppsala, 1908. S. 125138. Cp.: Blom J. Gustaf Eriksson Wasa såsom flykting i Dalarne. 15201521. Falun, 1901. Известно, что в своей агитации Густав Эрикссон напомнил далекарлийцам об их древней борьбе против иноземного ига – со времен восстания Энгельбректа Энгельбректссона (ок. 14341436 гг.). См.: Ahnlund N. От femtonhundratalets syn рå Engelbrekt. Ahnlund N. Engelbrekt. Tal och uppsatser. Stockholm, 1934. S. 8591.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

  001     002    003    004    005