Часть основания Тихвинского монастыря принадлежит помещику Теплову. Последний был человек религиозный и набожный; он неопустительно посещал службы Божии, часто бывал в Саровской пустыни и удостоился получить благословение от прп. Серафима, Саровского чудотворца, на устроение женской обители. От преподобного он получил даже некоторые вещи в благословение, употреблявшиеся преподобным в повседневной жизни – мантию, подрясник, святку, топор, обрубок дерева, который служил Серафиму для сидения, немного волос, камень, лапти и ступни. Вещи эти наследниками Теплова переданы Тихвинскому монастырю, где они ныне и хранятся, как святыня. Получив благословение Серафима, Теплов пожертвовал для предполагаемой женской общины участок земли и стал хлопотать перед епархиальным начальством о разрешении устроить таковую в его имении. Разрешение было получено, и в 1860 году на пожертвованной им земле была открыта община, получившая название Серафимовской Куриловской. По указу Св. Синода от 4 июля 1890 года, женская община эта была переименована в общежительный монастырь с наречением его Тихвинским, – в честь чтимой обителью Тихвинской иконы Божией Матери. В Куриловской обители два храма: каменный, в честь Тихвинской иконы Богородицы, с двумя приделами (в честь Бесплотных сил и Смоленской иконы Божией Матери), и другой – тоже каменный – в честь Воздвижения Креста Господня, с двумя приделами (во имя Святителя Николая и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи). Крестовоздвиженский храм очень величественный; живопись его великолепна. Главными достопримечательностями храма служат: икона Тихвинской Божией Матери, представляющая из себя копию с подлинной Тихвинской иконы, икона Знамения Богородицы (копия с чудотворной иконы Понетаевского монастыря), крест сребропозлащенный с частями мощей Св. ап. Андрея Первозванного, Игнатия Богоносца , свмч. Харлампия, прп. Феодора Студита и мч. Амоса. Святые мощи хранятся в деревянном ковчеге и стоят в храме открыто во время богослужения. Следует упомянуть еще сребропозлащенный крест с частицами мощей свв. Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о и Святителя Николая Мирликийского чудотворца. Сей крест висит на Тихвинской иконе Божией Матери. Упомянем также и об иконе сввмч. Пантелеимона и Харлампия, в средине которой находится ковчежец с частью ризы Божией Матери; икона эта пожертвована обители основателем ее Тепловым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Иваново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Тихвинской иконы Божией Матери в селе Иваново построен в начале XIX века на месте деревянной церкви Живоначальной Троицы с приделами Пресвятой Богородицы Одигитрии и святителя Николая, упоминаемая в документах впервые в 1654 году. Содержание История [ править править код ] Село Ивановское стало называться Ивановское-Прозоровских, потому что с XVII века оно было вотчиной князей Прозоровских, которые владели им 185 лет. Сельцо сначала было дворцовым, в 1624 году пожаловано царём Михаилом Фёдоровичем боярину, князю Семёну Васильевичу Прозоровскому «за тихвинское осадное сидение», то есть за защиту от шведов города Тихвина и Тихвинского монастыря в 1613 году. В тяжелейшее для России время князь храбро защищал её, в 1617 году отбил польское войско от Дорогобужа, в 1616 и 1618 годах был осадным воеводой в Москве, воеводой в Рязани, Астрахани, Вязьме, Путивле (всё это приграничные города). Князь умер в 1660 году, перед смертью приняв монашество в Тихвинском Успенском Богородицком монастыре. Село перешло к его сыну, боярину, князю Петру Семёновичу Меньшому Прозоровскому. После него селом владел сын, боярин, князь Никита Петрович Прозоровский, женатый на княжне Марии Михайловне Голицыной. Ему наследовал сын, князь Александр Никитич. Он был отцом следующего владельца, генерал-фельдмаршала, князя Александра Александровича Прозоровского (1732-1809), который участвовал в Семилетней войне, а во время Русско-турецкой войны – в покорении Крыма. Он начал строительство ныне существующей каменной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сначала была выстроена отапливаемая трапезная с престолами Живоначальной Троицы (освящён в 1815 году) и святителя Николая (1816 года). Главный престол освящён в 1835 году. Находившаяся в церкви древняя икона Божией Матери Тихвинской почиталась окрестными жителями чудотворной. В 1794 году построена кладбищенская деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Приходской причт состоял из священника, диакона и псаломщика. С 1887 году в селе существовала церковноприходская школа.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

По сей день икона обильно мироточит сама, мироточат также выставляемые перед нею иконы многочисленных паломников. Миром покрываются хлеба и вода, выставленные тут же. Иногда как моросящим дождиком покропляются и молящиеся. Старые иконы в этом доме обновляются, расколотые сращиваются, ризы белого металла на глазах покрываются золотом (правда, хозяин, смеясь, заметил, что химической экспертизы никто не делал, речь идет пока только о цвете). Экспертами были представлены видеозаписи мироточения в Локте. Происходят и другие удивительные события, как считает Наталья Николаевна, по молитвам старца Мелетия и милости Пресвятой Богородицы. Протоиерей Александр Митрушин, настоятель храма Всех скорбящих Радости Орловской епархии, заметил, что и растения реагируют на икону. Священник вспомнил случай, когда его прихожанин, получивший засушенную розу, украшавшую когда-то этот образ, вынужден был остановить машину, в которой возвращался со своим подарком домой: салон наполнился сильным благоуханием, а стекла покрылись росой. Были и случаи чудесного исцеления тяжелобольных после молитвы пред этим образом. Так, у жительницы Брянска, готовившейся к серьезной онкологической операции, после поездки в Локоть УЗИ опухоли не обнаружило. Хранительница иконы Наталья Николаевна, будучи сама врачом, настоятельно посоветовала женщине все же прооперироваться. На месте бывшей опухоли, зафиксированной снимками и анализами, в процессе операции была обнаружена небольшая язвочка, а метастазы были словно прижжены. Настоятель Никольской церкви села Лямцино Домодедовского района о. Александр Трушин рассказал, как, выложив, свою икону святителя Николая, втайне замыслил по примеру Гедеона из Ветхого Завета: «Господи, если это Твоя воля, то пусть одна икона – моя – останется сухой». И на экране мы видели среди обильно мироточащих образов «сухого» святителя Николая. Иерей дал и духовное осмысление увиденного им в Локте: свойство всех чудес, посылаемых нам Богом, в том смирении, радости и благодати, которыми они наполняют нашу душу.

http://pravicon.com/info-729

Фомиха. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1830. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Камешковский район, с. Фомиха Координаты: 56.342, 40.6148 Проезд: подъезд с юга: трасса М7/Е22 поворот на север на Камешково, через 9 км левый поворот на север до пос. Второво; далее Пищихино 8 км, ж/д пути, за пос. им. Фрунзе левый поворот на деревню Нерлинка; дорога с твердым покрытием заканчивается, колея, проезд сезонный; подъезд с севера: дорога Суздаль-Камеш ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда подъезд с юга: трасса М7/Е22 поворот на север на Камешково, через 9 км левый поворот на север до пос. Второво; далее Пищихино 8 км, ж/д пути, за пос. им. Фрунзе левый поворот на деревню Нерлинка; дорога с твердым покрытием заканчивается, колея, проезд сезонный; подъезд с севера: дорога Суздаль-Камешково, у д. Песочное съезжаем на юг сразу на песчаную колею и двигаемся по ней мимо Санино и Байково полями и подлеском к Фомихе держась правой стороны развилок Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь в селе каменная, с такой же колокольней и оградой, построена в 1830 г., вместо ветхой деревянной церкви, усердием прихожан. Престолов в ней два: в холодной — главный престол — в честь св. иконы Казанской Божией Матери, в теплой трапезе — в честь Святителя и Чудотворца Николая. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из старинных сосудов в церкви хранились потир и звездица 1776 года. Церковные документы хранились: копии с метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1809 года; опись церковного имущества составлена в 1865 году. С 1886 г. в селе существовала церковно-приходская школа. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Официально в Фомихе нет жителей, тем не менее в деревне практически нет брошеных домов, всё занято дачниками, чему способствует близость реки Нерль и лесочки с грибочками на фоне относительного малолюдья. Поэтому колея к селу вполне уверенная. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01452

Так, в 1770 году, дважды – 28 мая и 14 сентября, – в присутствии императрицы, столица благодарственным молебном в этом соборе радостно торжествовала победы своего молодого флота: 28 мая – пленение им морского флота нескольких городов в Морее, а 14 сентября – истребление им всего турецкого флота при Чесме 24 июля. Поэтому же, наконец, в этом же соборе покровителя русского флота установлено торжественное благодарственное молебствие по поводу этой последней победы 24 июля, и при этом указом 1777 года высочайше повелено к обычному царскому многолетию прибавлять возглашение вечной памяти государю императору Петру I, как «основателю русского флота и виновнику морских побед». В храме хранится великое множество святынь: старинные иконы византийской традиции, частицы мощей святых, среди которых и частица мощей святителя Николая. В советские годы собор не закрывался, а с 1941 по 1999 годы был кафедральным. Особенно почиталась в прошлые времена населением тогдашней столицы, преимущественно лицами, готовящимися к супружескому союзу, икона святителя Николая, так называемого «обручника», в Троицко-Петровском соборе на Петербургской стороне. И название это, и особенное благоговение к ней, главным образом, лиц бракосочетающихся объясняется тем, вероятно, что святитель на ней изображен внутри обручального кольца (или, выражаясь точнее, ободка в виде кольца). Образ помещался в соборе с правой стороны у правого клироса, меж дверью и окном, в особом позлащенном киоте, на возвышении, и был украшен серебряной ризой с позлащенным венцом и изображениями по углам Иоанна Воина, Обретения главы Иоанна Предтечи, святой Анны пророчицы и преподобной Феодосии. Чудотворные и чтимые иконы святителя Николая находились также в Преображенском Соборе и других храмах второй столицы России. К сожалению, на сегодняшний день большая часть святынь утрачена. Глава 8. Святитель Николай Чудотворец – друг преподобных и покровитель иноков. Монастыри, посвященные спасителю Николаю Чудотворцу, в России Радуйся, церковное украшение, Архиереев доброю, монашествующих похвало, Николае пресвященне, всеблаженне отче.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 ноября 2013 г. 09:50 Пункт обвинения: воссоздание икон Иконы изъять, священника осудить, общину выставить на улицу. Такое развитие событий нельзя исключить и это не 1918-й и не 1937-й, а… 2013-й год. Место действия — Средний Урал. Абсурдное уголовное дело по факту ненадлежащей реставрации Никольского храма-памятника в селе Быньги (Нижнетагильская епархия) сплошь соткано из противоречий. Несмотря на тянущееся уже три с лишним месяца следствие, обвиняемые до сих пор не названы. Полиция Свердловской области изъяла в качестве вещественных доказательств не являющиеся предметом охраны иконы и всерьез настаивает на правомочности договора охраны, заключенного в 1949 году. А государственные структуры, по статусу призванные заботиться о сохранности объектов культурного наследия, отказываются принимать какоелибо участие в судьбе храма-памятника. Иконы-вещдоки Полиция нагрянула в Екатеринбургское художественное училище им. Шадра в разгар летних каникул. Учебный процесс блюстителей порядка не интересовал. Узнав у руководства, где находятся поступившие весной из храма Святителя Николая в Быньгах (Невьянское благочиние Нижнетагильской епархии) на реставрацию иконы, правоохранители внимательно осмотрели, пересчитали и объявили их вещественными доказательствами. После составления описи «вещдоки» перекочевали в один из оборудованных сигнализацией учебных кабинетов и были опечатаны. Там они до настоящего момента и находятся. Быньги — небольшое, основанное старообрядцами село в трех километрах от центра городского округа Невьянска. Некогда богатейшая столица «царства заводчиков Демидовых» Невьянск, как и весь Тагильский регион, последние годы находится в глубочайшей депрессии. Помимо славного промышленного прошлого известен Невьянск и оригинальным направлением в русской иконописи, которому он «подарил» собственное имя. Вполне естественно, что в очень многих старых храмах Нижнетагильской епархии есть иконы именно невьянской иконописной школы. Есть-то они есть, но их состояние в силу причин естественного старения оставляет желать лучшего. Поэтому когда в середине 2000-х годов настоятелю Никольского храма в Быньгах священнику Виктору Зырянову меценаты предложили привести иконы в порядок, тот с радостью согласился. Тем более предлагалась вполне разумная схема: за реставрацию икон берутся квалифицированные преподаватели единственного профильного учебного заведения на Среднем Урале — Екатеринбургского художественного училища им. Шадра, привлекающие к процессу своих лучших студентов. Начать решили с иконостасов северного и южного приделов.

http://e-vestnik.ru/reports/nikolskiy_hr...

Разговор с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием о любимом всеми святом в канун праздника Святителя Николая Чудотворца.      – Ваше Блаженство, в чем причина массового и многовекового почитания Святителя Николая Чудотворца? С какими просьбами к нему обращаются, в чем этот святой помогает? – Нет другого такого святого, исключая Деву Марию, к которому бы так часто обращались люди с молитвой. Святителя Николая знают все – и православные христиане, и неправославные, мусульмане и язычники. Все его почитают и любят, потому что он молится за всех. Мне приходилось ездить по разным странам, по мусульманским в том числе, и везде Николая Чудотворца знают. Я был на том месте, где Святитель Николай родился, служил, где провел всю свою жизнь. Сейчас это территория Турции. Турки, к примеру, ходят к нему целыми группами и просят, чтобы он помогал им во всевозможных житейских нуждах. Они меня уверяли, что святой Николай помогает даже тем, кто не может выйти замуж или жениться: когда просят у него благословения, он посылает супружество. За тех, кто находится в истинной вере, Николай Чудотворец молится, чтобы Господь укреплял их в этом подвиге, взывает к Богу вернуть заблудившихся на путь правды. Для каждого он просит то, что полезно для спасения и вечной жизни. Святитель является заступником всех обиженных, покровителем сирот и заключенных. В чем его особенность? Николай Чудотворец не получил высокого светского образования потому, что с детства жил при храме, но имел христианскую любовь и мудрость духовную, понимал тайны духовной жизни так, как не смог бы понять самый образованный человек. Современная икона «Святитель Николай с житием». Иконописец Георгий Панайотов – Вы верите в чудеса? Есть ли сегодня в них потребность для мира? Знаете ли Вы о помощи Святителя Николая в наше время? – И сегодня Святитель Николай, как и много веков назад, вместе с теми, кто молится к нему и призывает его имя. Он всегда помогает людям, и часто чудесным образом. Много лет назад знакомая рассказала мне случай, который произошел с мужем ее подруги, ветеринаром. Однажды его вызвал человек, исповедовавший протестантизм. Ветеринар полечил животное, и хозяин начал ему излагать свое вероучение. И так он заговорил этого ветеринара, что тот решил принять веру сектанта. Придя домой, он ничего жене не сказал, но начал готовиться к переходу в протестантизм. И вот ему явился Старец, с виду очень похожий на Святителя Николая, и спросил: «Как ты оставишь иконы Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих, которые есть у тебя в доме?» Старец исчез, а ветеринар задумался. Пришло воскресенье, жена пошла в церковь, а муж остался дома и начал молиться: «Святитель Николай, если я делаю неправильный шаг, убей меня». Потом вышел на улицу, и к нему тотчас подошел тот же Старец, которого он встречал в видении, и тяжелым предметом ударил ветеринара по голове. Тот упал на землю, потерял сознание и лежал, пока не вернулась жена и не занесла его в дом.

http://pravoslavie.ru/88926.html

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Сабурове. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Николая Чудотворца в селе Сабурово Московского уезда была построена в 1595 году (по другим сведениям, в 1592) тщанием крестьянина Иллариона Андреева. Она была деревянная, с 1710 года - каменная. Это был небольшой куб с простым сомкнутым сводом, одноглавый. Декоративные закомары, отрезанные карнизом, характерны церковным постройкам, того времени; б окон (3 из них в алтаре); крест и глава вызолочены; пол в храме из лещаной пехорской плиты. В те годы церкви принадлежало около 10 десятин (14,5 га) земли, в том числе и на другой стороне Москвы-реки. В 1812 году храм был ограблен французами, уцелел только иконостас с иконами без окладов и древняя икона святого пророка Илии в серебряной ризе. В 1822 году при Никольской церкви находится уже 36 десятин (52,2 га) земли, дома причта деревянные. В приходе состояло 167 дворов с 700-ми жителями. В 1861 году здание церкви было разрушено и до 1865 года построено вновь с расширенной трапезой, двумя приделами и колокольней на средства московских, купцов Тарасовых. Церковь была кирпичная; фундамент, цоколь и карниз из белого камня. Колокольня З-х ярусная, 6 медных колоколов; две маленькие вызолоченные главы с крестами; крьша покрыта железом, покрашена зелёным цветом. Внутри оштукатурена и расписана живописью. Храм отапливался двумя изразцовыми печами. Имелось три алтаря, три престола: Николая Чудотворца, Иверской иконы Богородицы и пророка Божия Илии. В 1912 году началось устройство духового (подпольного) отопления церкви. После октябрьского переворота 1917 года большевистская власть декретом лишает Церковь всего имущества и права владеть им, но разрешает бесплатно пользоваться необходимыми для богослужения зданиями и предметами (дом причта был конфискован). В 1939 году храм лишился обеих глав и половины колокольни по «оборонным» соображениям советского правительства, а в 1990-х годах был полностью разрушен южный придел церкви. В 1980-х гг. в районе Москворечье-Сабурово собрались строить новый большой микрорайон и заодно было решено отреставрировать единственный уцелевший здесь памятник старины. С 1991 года в церкви святителя Николая в Сабурово города Москвы возобновлены богослужения, в 1994 году восстановлен утраченный придел пророка Илии, а в 1998 году - колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=03320

Москва. Николо-Перервинский монастырь. Собор Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никольский собор был построен тщанием Святейшего Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен. До построения собора здесь находились три каменных церкви - Успенская, Николаевская и Сергиевская. Он их объединил: в верхнем этаже разместился храм святителя Николая Чудотворца, в нижнем - трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне - церковь Успения Божией Матери. Четыре года ушло на его построение и благоукрашение - с 1696 по 1700-й гг. В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью, - позлащенными клеймами, изображающими евангельские события, - а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась. Около верхней Николаевской церкви с северной и западной сторон выдается обширная и светлая паперть. Она была оштукатурена в 1766 и 1767 гг. и сплошь покрыта хорошей живописной работой с лепными украшениями, - благолепными альфресковой работы рамами, изображающими в большинстве своем житие и чудеса свт.Николая. В 1776-1778 гг. в Никольском верхнем храме был настлан чугунный пол вместо деревянного. В 1800 году на западной стене появились хоры, расписаные жвописью, на которые входили с паперти. До наших дней не сохранились. В нижнем этаже распологается храм Преподобного Сергия Радонежского, -теплый зимний храм, состоящий из трех частей алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой столпом. Здесь была братская трапеза, рядом размещались хлебная, кухня и житница. Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, весь вызолоченный. В серебрянной ризе, сделанной в 1865 году, здесь находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, что стояла в Никольском храме в золотой ризе. В 1808 году в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 году прежний деревянный иконостас был заменен на новый - прекрасный двухъярусный иконостас, сделанный из итальянского мрамора в византийском стиле.

http://sobory.ru/article/?object=05405

В свете этого по-другому начинает звучать весь твой путь. И даже помощь областных властей в организации крестного хода наполняется подлинно христианским смыслом заботы о людях, а не о «брендировании» области. Только так, оторвав взгляд от себя, можно заметить чудотворный образ Святителя Николая, идущий впереди крестного хода. Мы настолько привыкли под словом «образ» разуметь только икону, что забыли его другое, не менее глубокое значение - «формируемый в сознании человека мысленный образ воспринимаемого им объекта», а также «порядок, способ, метод, организация жизни человека и общества». Ближайшее и однокоренные с ним понятия - «образец» и «образование». Идя Великорецким крестным ходом, мы многократно поем тропарь святителю Николаю, называя его «образцом» для всех нас и стремясь «образовать» себя по этому Богом данному «правилу веры» и «образу кротости». Вглядитесь в клейма Великорецкой иконы, которые с такой силой и любовью раскрывают для нас образ святого и, прежде всего, его великое милосердие к ближним - вот он является во сне царю Константину, повелевая освободить из темницы невинных воевод; спасает Димитрия со дна моря; помогает морякам не погибнуть в буре; избавляет от казни трех оклеветанных граждан; возвращает отцу пропавшего сына. С не меньшим талантом добродетели святителя Николая раскрываются в посвященном ему акафисте, который многократно звучит во время крестного хода. По своему содержанию, акафист есть «неседальная песнь», в основу которой положено житие святого, что роднит его с житийной иконой. Только в отличие от нее, акафист рассказывает о святом не красками, а возвышенным языком поэзии. Даже, когда чудотворная икона ушла далеко вперед, благодаря акафисту она будто бы рядом, и мы можем видеть духовными очами и ее, и самого святителя Николая. Сопоставив акафист и икону, нетрудно заметить, что из всех трудов и подвигов святителя Николая неведомый автор иконы избрал именно те, которые научают милосердию . Было же это в те времена, когда наши предки вятчане без устали грабили соседние христианские земли, за что от устюжских летописцев заслужили прозвание «жестокосердных».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010