Статус И. является одной из важнейших проблем в арабо-израильском конфликте. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 118 (29 нояб. 1948) при образовании евр. и араб. гос-в в Палестине предполагалось создать систему международного управления И. Однако план не был реализован, и И. был разделен на зап. (еврейскую; Израиль) и вост. (арабскую; Иордания) части, к-рые затем почти 20 лет развивались обособленно. В 1967 г. Израиль оккупировал Вост. И. вместе с остальными араб. территориями Палестины. В 1980 г. был принят Основной закон о статусе И. как «вечной и неделимой» столицы Израиля. В наст. время в зап. части И. располагаются резиденции Президента и Премьер-министра Израиля, кнессет, Верховный суд и др. гос. учреждения. Однако ни объединение И., ни его столичный статус официально не признаны большинством стран ООН (в т. ч. Россией). Дипломатические миссии почти всех стран мира, работающие в Израиле, находятся в Тель-Авиве. В совр. И. сосредоточено большое число церковных орг-ций и представительств мн. христ. Церквей и общин. Традиционно первенство во владении св. местами принадлежит Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ; Иерусалимскому Патриархату). Ее кафедральным собором является храм Гроба Господня , в котором Патриархату принадлежат основные престолы. Резиденция Иерусалимского Патриарха, совмещенная с мон-рем св. Константина и Елены, занимает квартал в Старом городе И. к западу от храма Гроба Господня. В Христианском квартале находятся муж. мон-ри св. Иоанна Предтечи и св. Евфимия Великого, женский - вмц. Екатерины; также ИПЦ принадлежат муж. мон-ри Успения Богородицы у горы Сион, «Мужи галилейские» (Viri galilaei) на Елеонской горе, св. Стефана в долине Кедрона, св. Симеона Богоприимца и св. Илии (оба в юж. части совр. И.), женские - святых Марфы и Марии в Вифании , св. Онуфрия ( Акелдама ). В Старом городе действует неск. небольших церквей; в долине Кедрона находится храм Гроба Богородицы. Представительство РПЦ в И., Русская духовная миссия (РДМ), владеет частью зданий Русского квартала, центром к-рого является Свято-Троицкий собор. Помимо этого на территории совр. И. РПЦ принадлежат жен. Горненский монастырь в Айн-Кареме . Во владении РПЦЗ находятся женские монастыри Елеонский Вознесенский и Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе, Александровское подворье в Старом городе. Подворье в И. имеет Румынская Православная Церковь.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Агнии, упросила своего отца устроить церковь на месте ее упокоения. При новосозданной церкви св. Агнии царевна Констанция тогда же устроила и себе жилище, где прожила, оставаясь девой, со многими другими благородными и знатными девицами, до своей кончины. По преставлении своем, она была погребена в упомянутой крещальне, в богатом саркофаге из красного порфира, где и почивала в мире до XIII в., когда крещальня была обращена в церковь преподобной Констанции. Мощи преподобной были переложены из саркофага внутрь устроенного посредине церкви престола, где они почивают и доселе. Память сей местночтимой угодницы Божией совершается в Риме 18 февраля нов. ст. Саркофаг в 1791 г. был перенесен в Ватиканский музей, где находится и по настоящее время, рядом с подобным же порфировым саркофагом, в котором некогда покоились мощи св. равноапостольной царицы Елены, почивающие ныне в церкви во имя Божией Матери «Жертвенник Небесный» (см. 35). Место же, на котором в церкви преподобной Констанции он стоял до перенесения, отмечено фреской с изображением сего саркофага во всю его величину. 21. Церковь во имя святого мученика Лаврентия архидиакона по Тибуртинской дороге (Basilica di S. Lorenzo fuori le mura; Piazzale del Verano, 3) Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом , папой римским, четыре беседы его на Евангелии: 19-я, 24-я, 31-я и 40-я. Много раз эта церковь была перестраиваема 44 . В настоящий же вид приведена в 1848–64 гг. Главный вход в церковь устроен в западной стене. Под возвышением, на котором стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу, находится особый нижний придел (Confessione), спуск в который открывается из середины собора. В этом нижнем приделе, позади имеющегося в нем престола, стоит обнесенная решеткой белая мраморная гробница, внутри которой почивают мощи св. мученика Лаврентия архидиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. А. Бахрушин. Фотография. Кон. XIX в. Почти все представители семьи Б. были глубоко верующими людьми, строго хранившими традиц. правосл. уклад. Старшие в роде Б. являлись старостами и председателями церковноприходского попечительства в приходе Св. Троицы в Кожевниках (в 1870-1894 - Петр, в 1895-1916 - его брат Александр), проявляли неустанную заботу о благолепии и реставрации Троицкого храма, к-рый современники сравнивали по красоте и богатству церковной утвари с Христа Спасителя храмом . Весьма обширной была храмоздательная деятельность Б. При каждом благотворительном учреждении, построенном на средства промышленников, была создана правосл. церковь: в больнице имени Б.- в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» и часовня во имя вмч. Пантелеимона, при сиротском приюте в Сокольниках - в честь Св. Троицы с приделами во имя Алексия, человека Божия, и мц. Наталии, при Доме бесплатных квартир на Софийской набережной - во имя свт. Николая Чудотворца, при приюте в 3-м Монетчиковском пер.- во имя равноапостольных Константина и Елены. По инициативе Василия Алексеевича Бахрушина в рабочем поселке близ Рогожской заставы был воздвигнут величественный храм во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне с приделами во имя св. апостолов Петра и Павла и мч. Александра. В завещании Василий Алексеевич оставил крупные денежные суммы Троице-Одигитриеву жен. мон-рю (где приняла постриг его сестра Евгения, в монашестве Олимпиада, затем Алексия), ц. во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне, церквам во имя Св. Троицы в Кожевниках и в Зубове, храмам при больнице им. Б., сиротском приюте в Сокольниках и Доме бесплатных квартир на Софийской набережной (сын Василия Алексеевича Николай (1872-1917) состоял старостой Никольской ц. при Доме бесплатных квартир). Причты церквей должны были пользоваться процентами с этих капиталов. Сын Петра Алексеевича Дмитрий (1844-1919) был среди главных жертвователей на храм Покрова Богородицы в Черкизове, освященный 6 июля 1903 г., близ станции Тарасовка Ярославской железной дороги, где располагалась его дача. Его брат Константин (1856-1938) много лет являлся церковным старостой и главой церковноприходского попечительства храма во имя свт. Николая в Кузнецах.

http://pravenc.ru/text/77714.html

Церковь , каменная, малая, построена была греками еще в 1775 г. во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены; по выходе греков в 1779 г. в Мариуполь, она более 60 лет стояла в запустении, и в 1841 г. была исправлена, но в крымскую войну была разорена и по окончании войны снова исправлена прихожанами и освящена в 1856 г. Храмовая икона святых равноапостольных царей Константина и Елены, в серебряной ризе, принадлежала бывшему балаклавскому греческому батальону. Богослужение совершает священник с вольнонаемным церковником. Содержание священника: от казны 141 руб. 12 к. и от прихожан 300 р. и 3 дес. земли. Помещение – в общественном доме. – Церковник получает от прихожан 60 руб. в год. Приход – Каран. Прихожан 107+90=197. Дух. 2+4. – Все прихожане – греки и преимущественно мещане. Занятие их – хлебопашество, табаководство и отчасти пчеловодство. Землю обрабатывают не только плугом, но и заступом: последним – на крутых скатах гор, где плугом пахать неудобно. За недостатком воды, для орошения табачных плантаций покупают воду, которую возят бочками за 5–6 верст. В конце июня и в июле, когда цветет табак, и в то время, когда снимают листья его для просушки, воздух до того наполняется никотином, что непривыкшие чувствуют головокружение, тошноту и лихорадочное состояние; но до цвета и по уборке табака воздух свежий и чистый. Занимаются здесь и виноделием: здешний виноград по достоинству не ниже южно-бережского винограда. Приписные 6. Кадыкой или Кадыковка – греческое селение, в 2 верстах от Балаклавы, на шоссейной дороге. В крымскую войну оно было занято англичанами. Каменная небольшая церковь построена греками на свои средства и освящена в 1810 г. во славу Пресвятой Троицы. К ней принадлежит Георгиевская часовня – в 2 верстах от селения. До крымской войны был при церкви особый причт, но потом церковь приписана к балаклавской, причт которой за Богослужение и требоисправление в Кадыковке получает от общества 48 ½ дес. земли. – Прихожане греки и занимаются хлебопашеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

1998. С. 69), в приделе чудотворца прп. Кирилла Белозерского - крест «воздвизальный» деревянный (синолойный) резной в серебряном позолоченном окладе (Там же. С. 95). В монастырской ц. арх. Гавриила «иже под колоколы» находился деревянный Н. к. («воздвизальный») с серебряным золоченым рельефом Распятия (Там же. С. 104), в трапезной ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы - крест «благословенный», серебряный, в сканом окладе (Там же. С. 118). На остальных престолах обители были деревянные Н. к.: в приделе во имя равноапостольных Константина и Елены Архангело-Гаврииловской ц.- деревянный Н. к. («воздвизальный») (Там же. С. 105), в ц. Преображения Господня (надвратной, в прясле юж. стены, выходящей к Сиверскому оз.) - деревянный золоченый и расписанный («на красках», «воздвизальный»), такой же крест был в приделе во имя свт. Николая Чудотворца, а в приделе во имя мц. Ирины - деревянный, «на красках», без золочения (Там же. С. 110, 111). Резные деревянные Н. к. были в надвратной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника, в ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Предтеченском мон-ре «на горе» (Там же. С. 114, 116, 159 («благословенный»)), в его приделе во имя прп. Кирилла Белозерского (Там же. С. 160). В теплой Сергиевской ц. Предтеченского «на горе» мон-ря был деревянный «на красках» Н. к., а на престоле придельной ц. во имя прп. Дионисия Глушицкого лежал деревянный Н. к. в медном окладе (Там же. С. 161-162). Вероятно, Н. к. в храмах обители отличались размерами, что влияло на их наименования: благословенный крест мог быть несколько меньше и проще по исполнению, чем воздвизальный. Н. к. как элемент церковной службы содержал св. мощи, прежде всего частицу Животворящего Креста. Уже в средневизант. время кресты служили одним из распространенных видов ставротек. Древнейший вид подобных ковчегов-Н. к. имеет 6-конечную форму. Одним из ранних считается крест имп. равноап. Константина в Ватопеде. Этот крест представляет собой сочетание разновременных элементов, и уже историки XIX в.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Когда построена в первый раз в Якушеве церковь , сведений о том не сохранилось, но судя по подписи на иконе Нерукотворенного Образа, церковь существовала здесь в 1690 г. До постройки настоящего каменного храма в Якушеве было две деревянных церкви, которые в 1819 г. сгорели. В 1820 году вместо сгоревших церквей устроен каменный храм, который остается без изменений с наружной стороны до настоящего времени; внутренние же украшения храма обновлялись не однажды. Престолов в храме в настоящее время пять: в холодном – в честь Смоленской иконы Божией Матери, во имя свв. равноапостольных Константина, Елены и св. пророка Илии, в трапезе теплой – в честь Рождества Христова и во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон особенно чтимы прихожанами и окрестными жителями две иконы – Св. Николая Чудотворца и Нерукотворенного Образа Христа Спасителя; на последней сохранилась надпись, что она написана по усердию попа Луппа Васильева в 1690 году изуграфом Флорищевой пустыни. Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается из разных источников до 1,000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 4 дес. 244 саж., под церковью, кладбищем п дорогами 4 десят. 2,156 саж., пахотной 47 дес. 2,156 саж., сенокосной 1 десят. и неудобной 18 десят.; план на эту землю имеется. Кроме того, в 1890 г. пожертвовано пахотной, сенокосной и лесной земли 58 десят. 497 саж.; доход с этой земли идет в пользу церкви. Приход состоит из сельца Мордвинова (1 вер. от церкви) и деревень: Михайловской (1 вер.), Грачева (7 вер.), Смыкова (8 вер.), Боркова (1 вер.), Сурков (6 вер.), Самолюбова (6 в.), Антонова (4 вер.), Рыкова (8 вер.), Захарова (3 вер.), Хмельничинова (7 вер.), Тупицына (8 вер.), Скорынина (9 вер.), Брюхатова (8 вер.), Жабок (8 вер.), Серкова (6 вер.), Хрипунова (3 вер.), Борисова (4 вер.), Шалгонова (4 вер.). Афроси (6 вер.), Лоханина (10 вер.), Гаврилищ (3 вер.), Норогова (6 в.), Ушева (1 вер.), Осиповок (3 вер.), Шихирей (5 вер.), Хомутова (3 вер.), Сосновки (4 вер.), Тюрятова (9 вер.), Рычагова (9 вер.), Долгого Луга (9 вер.), Ильина (5 вер.), Нова (5 вер.) и Вяхирева (7 вер.), всего сельцо и 33 деревни, в них по клировым ведомостям числится 1,477 душ мужеского пола и 1,703 женского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Берлинско-Германская епархия: 1. Включить в состав Берлинско-Германской епархии новообразованный приход во имя преп. Севастиана Карагандинского, исповедника в г. Бамберг, Бавария. 2. Включить в состав Берлинско-Германской епархии новообразованный приход в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в г. Дуйсбург, Германия. 3. Включить новообразованный приход во имя сщмч. Илариона Верейского в г. Леер, земля Нижняя Саксония, в состав Берлинско-Германской епархии. Корсунская епархия: 1. Включить в состав Корсунской епархии ставропигиальный приход в честь Святых Равноапостольных царей Константина и Елены в г. Кламаре, Франция. 2. Принять в состав Корсунской епархии новообразованный приход во имя св. мц. Агафии в г. Катания, Сицилия, Италия. 3. Принять в состав Корсунской епархии новообразованный Свято-Троицкий приход в г. Брешия, Италия. 4. Игумена Владимира (Порубина), клирика Кишиневско-Молдавской митрополии, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия для пастырского служения в Италии. Свято-Николаевский приход в Риме, Италия: Игумена Филиппа (Васильцева) освободить от должности клирика Свято-Николаевского прихода в г. Риме и назначить клириком храма св. вмчц. Екатерины в г. Риме. Приходы Московского Патриархата в Норвегии: Священника Димитрия Останина, сотрудника Отдела внешних церковных связей, назначить настоятелем Богоявленского прихода в г. Бергене, Норвегия с поручением ему пастырского окормления прихода св. мц. Ирины в г. Ставангере, Норвегия. ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей о направлении клириков для служения в Русской Зарубежной Церкви. Справка: Преосвященный архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), наблюдающий за делами Духовной миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме, обратился с просьбой направить в его ведение священника Виталия Сазонова, заштатного клирика Кемеровской епархии для служения в Германии, а также священника Михаила Бутина, клирика Кемеровской епархии для служения в Святой Земле.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

В предместье Берлина Тегеле имеется кладбищенский храм во имя свв. равноапостольных Царей Константина и Елены. Построен он иждивением Свято-Князе-Владимирского братства на месте, им в 1892 г. приобретенном. Братство это создалось 29 марта (10 апреля) 1890 г. в Берлине при посольской Свято-Владимирской церкви. Главным деятелем его был настоятель посольской церкви протоиерей Алексий Мальцев. На том же участке земли существовал русский Братский дом в память Императора Александра III и кладбище. На кладбище сем нашли себе место упокоения и многие русские эмигранты, жившие в Берлине после революции. Летом 1921 г. в доме некоторое время проживал митрополит Антоний (Храповицкий) и имел пребывание в течение двух лет архиепископ Евлогий, потом митрополит, управлявший в то время в составе Зарубежной Церкви русскими церквами в Западной Европе. В Брюсселе церковь во имя святителя Николая Чудотворца устроена была в 1862 г. тогдашним посланником князем Николаем Алексеевичем Орловым. До 1876 г. она помещалась в нанятом им доме. В 1876 г. церковь перешла в ведение Министерства иностранных дел и помещалась на рю де Шевалье в доме 29, для этой цели приобретенном. Деятельное участие в этом принял настоятель протоиерей Петров. Алтарь помещается в позднейшей пристройке и имеет главу. В эмиграции на повсеместно собранные средства сооружен во владимиро-суздальском стиле храм во имя св. и праведного Иова Многострадального, в память Царя-Мученика Императора Николая II и всех русских людей, в смуте убиенных. Храм-памятник был освящен митрополитом Анастасием 18 сентября (1 октября) 1950 г. В Бухаресте сооружен был на средства русского правительства храм во имя святителя Николая. Освящение совершил 26 ноября 1909 г. епископ Кронштадтский Владимир (Путята). После революции румынский Патриарх Мирон, в настоловании которого принял участие митрополит Антоний (Храповицкий) , покровительствовал храму. Поддерживал его и бывший русский посланник, поляк-католик Станислав Альфонсович Поклевский-Козелл, отвергший предложение Польского правительства занять видные дипломатические посты. Когда Румыния признала СССР, Патриарх Мирон отдал русскую церковь сербам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В XV в. в Косе была построена однонефная сводчатая ц. св. Иоанна Предтечи. В конхе апсиды сохранились фрагменты композиции «Видение пророка Иезекииля», довольно редкой в росписи визант. храмов, но неожиданно получившей широкое распространение в декорации церквей Родоса и Коса в кон. XV - нач. XVI в. В 1943 г., когда археологи установили, что ц. св. Иоанна Предтечи находится на месте святилища Афродиты, было решено перенести ее на новое место, в сев.-зап. часть квартала Хора. В 1947 г. митр. Эммануил переосвятил этот храм во имя нмч. Иоанна Навклира. Лат. господство не оказало значительного влияния на церковную живопись. Росписи XIV в. в ц. св. Таксиархов в Палео-Пили выполнены в русле визант. традиции. В ц. вмч. Георгия Победоносца близ Асфендиу сохранились фрески XV в. Мастер остался верен визант. образцам, зап. влияние прослеживается только в моделировке одежд. В XV в. в Косе также расписаны 3 церкви: свт. Николая Чудотворца «Бедного» (1-й слой 2-я четв. XV в.), Пресв. Богородицы Скоропослушницы (2 слоя: XV в. и нач. XVI в.) и вмц. Екатерины. Авторы этих фресок работали в русле визант. традиции, но не принадлежали к местной мастерской. В плохом состоянии сохранились фрески в ц. равноапостольных Константина и Елены в Косе, И. Коллиас предположительно датирует их XV в. ( Κλλιας. 2006. Σ. 244), а И. Бифа - нач. XVI в. ( Μπθα. 2004. Τ. 1. Σ. 349). Ниже качеством росписи местных художников нач. XVI в., которые также работали на о-ве Калимнос. Этой мастерской выполнен 2-й слой фресок в церквах Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» и Пресв. Богородицы Скоропослушницы, 2-й слой росписей в ц. свт. Николая Чудотворца «Бедного», украшены церкви св. Бесплотных сил и прп. Антония Великого в Палео-Пили, свт. Николая Чудотворца в крепости Андимахии и св. Иоанна в Косе. На Нисиросе фрески XV в. сохранились в ц. Св. Троицы в с. Никья. Епископы Косские Мелифрон (упом. в 325), Едесот (упом. в 343/4), Иулиан (упом. в 448 и 457), Иоанн (V в.), Аристократ (V в.), Дорофей (упом. в 518), Георгий (упом. в 680/1), Григорий (VIII в.), Константин (упом. в 879), Афанасий (XI в.), аноним (упом. в 1140), Нифонт (сер. или 2-я пол. XII в.), Михаил (упом. в 1267), Исаия (после 1267 - до 1271), Гавриил (упом. в 1271), Нифонт (упом. в 1288 и 1292). Архиепископы Косские

http://pravenc.ru/text/2458857.html

XVII в., ВГИАХМЗ), с блгв. князьями Феодором, Давидом и Константином, с прп. Максимом Исповедником - в ц. во имя Д. на Наволоке (80-е гг. XVIII в., ВГИАХМЗ), а также со св. целителями Космой и Дамианом или блаженными Прокопием и Иоанном Устюжскими (иконы XVII в., ВГИАХМЗ); также со святыми, выбор к-рых определен заказчиком,- икона «Избранные святые в молении Св. Троице» 1715 г. работы Л. Г. Туфанова (ВГИАХМЗ, из ц. равноапостольных Константина и Елены), икона Божией Матери «Одигитрия» с предстоящими ап. Андреем Первозванным и св. Иоанном Предтечей, припадающими ап. Иоанном Богословом и Д. (XVII в.?, ВГИАХМЗ). Образ Д. помещен в произведениях декоративно-прикладного искусства XVII в.- на оплечьях фелони, на дробнице митры, на кресте напрестольном из Димитриева Прилуцкого мон-ря (1638), на ладанице (1694), на запрестольном кресте из ц. вмч. Георгия Победоносца в Вологде, также на каменной иконке XVIII в., на эмалевых образках XIX в. (все в собр. ВГИАХМЗ). Черневое изображение святого вырезано на золотой дробнице 1599-1600 гг., к-рая является частью убора оклада, исполненного по заказу царя Бориса Годунова, на икону Св. Троицы Ветхозаветной, написанной прп. Андреем Рублёвым (СПИАХМЗ), а также наряду с др. святыми и праздниками - на серебряных позолоченных дробницах 2-й пол. XVI-XVIII в. к неск. подвесным пеленам 80-х - 90-х гг. XVIII в. к иконам Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК, см.: Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле/ГММК. М., 2003. С. 342-348. Кат. 120-122). Образ Д. имеется также в лицевых рукописях, напр. в Евангелии апракос 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 828 об.). В монументальном искусстве образ Д. часто встречается в росписях храмов Вологды. В Софийском соборе (1686-1688) поясное изображение преподобного - на юж. стене апсиды диаконника, где находился престол в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, и среди рус. преподобных над чином святителей. В стенописи ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Рощенье 1718 г. Д. представлен в рост, держащим в руке длинные четки, вместе с прп.

http://pravenc.ru/text/178017.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010