В конце XVII века на месте деревянного храма была возведена каменная приходская церковь во имя св. Константина и Елены вместе с отдельно стоящей колокольней. Каменный храм св. Константина и Елены представляет собой трехчастную бесстолпную церковь (храмовая часть, трехъярусная колокольня и трапезная — между ними). Четверик храма под коробовым лотковым сводом увенчан маленькой главкой на глухом барабане. Иконостас трёх ярусный, весьма приличный. В 1855 году храм св. Константина и Елены (Константиновская церковь) был приписан к собору. В начале XVIII века храм и колокольня были объединены трапезной частью. В конце XIX — начале XX века в храме появляются приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери и великомученика Георгия Победоносца. Храм расположен на высокой береговой террасе, у дороги, при входе в город. До революции основными композиционными элементами городского ансамбля были три архитектурных комплекса на верхнем плато острова: Успенский и Иоанно-Предтеченский монастыри и Рождественский собор. После того, как в 1931 году был разрушен Рождественский собор, доминирующий в восточной окраине Свияжска, его роль в общей композиции досталась храму св. Константина и Елены. Первым настоятелем храма св. Константина и Елены стал отец Герман — основатель Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря. В 1564-м г первосвященник острова-града был рукоположен в сан архиепископа Казанского и Свияжского и отбыл на кафедру в Казань. Позже отец Герман был канонизирован. В 1939 году иереем Анатолием Романовским в церкви был отслужен последний молебен, и церковь была закрыта. В это время храм имел только два престола — главный в честь Владимирской иконы Божией Матери и святых царей Константина и Елены, второй — во имя великомученика Георгия Победоносца. Храм использовался в 80-90-е годы для музейных экспозиций, так как здание было отдано филиалу Государственного музея ТАССР. 3 июня 1993 года в храме вновь зазвучало слово Божие. Для служб был возобновлен престол в честь равноапостольных царей Константина и Елены.

http://sobory.ru/article/?object=07037

Первоначально храм в с. Водениковском был деревянный, однопрестольный в честь Свв. равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Он был построен на правом берегу р. Ичкина. В 1789 году от неизвестной причины он сгорел. В 1791 году вместо него, но уже на другом месте, именно в части селения, носящей название Тюленевой, заложен был в честь тех же святых новый также деревянный храм. Алтарная часть этого храма была устроена так, что разделялась на две части и представляла собою два рядом расположенных алтаря, из которых один был освящен в 1793 г. в честь вышепоименованных святых, а другой – в 1794 г. в честь Модеста, патриарха Иерусалимского. В 1835 году храм этот был перестроен и разделен на теплый и холодный. Теплый в честь Василия Великого освящен был в 1836 году, а холодный летний – в 1840 г. во имя прежних святых. Храм этот сгорел в 1849 году со всем своим имуществом. Еще до пожара у прихожан возникла мысль об устройстве нового более обширного храма, так как существующий не соответствовал по своей тесноте потребностям прихода. Но к осуществлению этой мысли приступлено было лишь в 1857 г., когда заложен был каменный храм, в честь Свв. равноапостольных Константина и Елены, с теплыми приделами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы – с северной стороны и Св. Василия Великого – с южной. Теплый храм закончен постройкою в 1863 году и тогда же освящен южный придел его, а северный освящен в 1881 г. Постройка летнего главного храма закончена лишь в 1874 году, тогда же последовало и освящение его. Храм устроен иждивением прихожан и поддерживается в должном благолепии их же старанием. Так, на их средства в 1881 году были устроены новые иконостасы в приделах. Вокруг храма устроена каменная с железными решетками ограда. В пределах прихода есть одна деревянная часовня, устроенная в д. Уткиной в воспоминание избавления Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей Ему опасности в Японии в бытность Его Наследником престола. При церкви имеются два дома для помещения священника и диакона. Школы грамоты имеются в деревнях Тюшняковой и Уткиной.

http://sobory.ru/article/?object=48216

Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, и она приняла решение стать христианкой. По свидетельству летописца, таинство крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. Ей было наречено в крещении имя Елена, в честь святой равноапостольной Елены. И удалилась святая Ольга из Константинополя к себе домой с великой радостью. Вернувшись из Константинополя в Киев, новая Елена — княгиня Ольга — начала христианскую проповедь. Многое зависело от того, обратится ли ко Христу ее сын Святослав, который должен был вот-вот принять бразды правления государством. Но никак не могла она привести его в истинный разум, к познанию Бога. Всецело отдавшийся военным предприятиям, не хотел Святослав и слышать о святом крещении, но креститься никому не возбранял, а только смеялся над новокрещеными. Ольга теплой верой молилась день и ночь о сыне и о народе, чтобы просветил их Господь, какими ведает судьбами. А между тем, будучи не в силах умягчить сердце Святослава, она старалась посеять семена христианства в трех своих малолетних внуках — Ярополке, Олеге и Владимире, которых оставлял ей отец-воитель. Святое семя сие в свое время принесло благоприятный плод, укоренившись в сердце юного Владимира. Несмотря на неудачу стараний об учреждении на Руси церковной иерархии, св. Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства. Для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова великая княгиня воздвигла Никольский храм над могилой Аскольда и заложила деревянный собор над могилой Дира во имя Святой Софии Премудрости Божией, освященный 11 мая 960 года. Недаром русская княгиня Ольга получила в крещении имя святой равноапостольной Елены, обретшей Честное Древо Креста Христова в Иерусалиме. Главной святыней новосозданного Софийского храма стал святой восьмиконечный крест, принесенный новой Еленой из Царьграда и полученный ею в благословение от Константинопольского патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На нем была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Крест и другие христианские святыни благодатью, от них исходящей, содействовали просвещению Русской земли. При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

" 371. Грамота Преосвященнаго Кирилла па построение в с. Суводском, Орловск. у., вместо ветхой деревян. Предтеченской церкви, вновь каменнаго храма во имя Св. Пророка Предтечи Господня Иоанна с приделами в честь Св. Василия Великаго и Св. Равноап. Царей Константина и Елены. 1828 г. 30 Мая. Божиею милостию. Смиренный Кирилл Епископ Вятский и Слободской. По благодати, дару и власти всесвятаго и живоначального Духа, данной нам от самаго великаго архиерея Господа нашего Иисуса Христа чрез святыя и священныя Его апостолы и их наместники и преемники. Слушав мы поданное нам епархии нашея, Орловской округи, села Суводскаго, Предтеченской церкви из прихожан от выборнаго крестьянина Якова Ворошилова прошение о дoзboлehiu в оном Суводском селе, вместо деревянной церкви, приходящей в ветхость, построить вновь каменную в проименование Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна с приделами Святаго Василия Великаго и Святых Равноапостольных Царей Константина и Елены. Благословили оную каменную церковь в означенныя проименования удобнейшем и пристойнешем месте на востоке строить но плану и фасаду архитекторскому, под надзором его или другаго сведущаго и опытнаго в правильном и прочном построении человека, и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием так, как святыя правила и церковные уставы повелевают, святые ж престолы уготовить по указу Святейшаго Правительствующаго синода 734 года сентября 13 дня, в вышину аршина шести вершков и со дскою, в длину аршина осми вершков, в ширину аршина четырех вершков, и когда та церковь с приделами строением окончена и всем принадлежащим украшением в совершенство приведена будет, то о освящении оной просить нас особым прошением. Дана сия храмозданная граммата рукою нашею подписанная и печатию запечатанная в богоспасаемом граде Вятке при нашем архиерейском доме. Лета мироздания 7336, воплощения же Бога Слова 1828-го месяца Мая в 30 день. 1958. На подлинной приложена архиерейская печать на шелковом шнуре. Печать сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=30376

10. Протодиакон Сергий Голубцов, кандидат богословия. «Московская Духовная академия – очаг образования и просвещения в русской культуре XIX–XX вв.». 11. Гостев Олег Алексеевич, член Московского Союза художников. «“Будьте как дети” (ср.: Мф. 18, 1–6). Детский портрет в русском искусстве XVIII–XX вв.». 12. Протоиерей Димитрий Грудогло, настоятель храма во имя св. благоверного князя Александра Невского, директор церковно-приходской школы в г. Кинешма; Ракоца Александр Николаевич, помощник благочинного Кинешемского, Юрьевецкого и Заволжского районов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. «По страницам альманаха “Свет Православия” Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии». 13. Захарченко Елена Владимировна, член Санкт-Петербургского Союза художников и Союза писателей «Литературный Петербург». «Культурные традиции православных национальных приходов Санкт-Петербурга». 14. Кедрина Светлана Дмитриевна, член Союза писателей Москвы. «Церковь, обряд, торжественность – основа моего понимания в раннем детстве. К 50-летию со дня смерти и 100-летию со дня рождения поэта Дмитрия Кедрина (1907-1945)». 15. Ковалевская Ольга Тимофеевна, член Союза художников Санкт-Петербурга, заведующая отделом прозы журнала «Костер», представитель журнала «Вестник русского христианского движения» в Санкт-Петербурге. «Творческий и духовный путь монахини Елены (Казимирчак-Полонской)». 16. Кублановский Юрий Михайлович, поэт, член Союза писателей России, заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир». «Религиозные мотивы в современной русской поэзии». 17. Кузинков Алексей Михайлович, лейтенант Космических войск Российской Федерации (Санкт-Петербург). «К возрождению храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены при Павловском военном училище (ныне Военно-Космическая академия)». 18. Кузнецова Татьяна Феликсовна, ст. н. с. музея архитектуры им. А. В. Щусева, кандидат культурологии. « Музей и церковь: исторические аспекты и поиск путей взаимодействия». 19. Лебедев Валентин Владимирович, председатель «Союза православных граждан», гл. редактор журнала «Православная беседа». «Проблемы духовной культуры на страницах российской церковной периодики».

http://pravoslavie.ru/428.html

В. А. Бахрушин. Фотография. Кон. XIX в. Почти все представители семьи Б. были глубоко верующими людьми, строго хранившими традиц. правосл. уклад. Старшие в роде Б. являлись старостами и председателями церковноприходского попечительства в приходе Св. Троицы в Кожевниках (в 1870-1894 - Петр, в 1895-1916 - его брат Александр), проявляли неустанную заботу о благолепии и реставрации Троицкого храма, к-рый современники сравнивали по красоте и богатству церковной утвари с Христа Спасителя храмом . Весьма обширной была храмоздательная деятельность Б. При каждом благотворительном учреждении, построенном на средства промышленников, была создана правосл. церковь: в больнице имени Б.- в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» и часовня во имя вмч. Пантелеимона, при сиротском приюте в Сокольниках - в честь Св. Троицы с приделами во имя Алексия, человека Божия, и мц. Наталии, при Доме бесплатных квартир на Софийской набережной - во имя свт. Николая Чудотворца, при приюте в 3-м Монетчиковском пер.- во имя равноапостольных Константина и Елены. По инициативе Василия Алексеевича Бахрушина в рабочем поселке близ Рогожской заставы был воздвигнут величественный храм во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне с приделами во имя св. апостолов Петра и Павла и мч. Александра. В завещании Василий Алексеевич оставил крупные денежные суммы Троице-Одигитриеву жен. мон-рю (где приняла постриг его сестра Евгения, в монашестве Олимпиада, затем Алексия), ц. во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне, церквам во имя Св. Троицы в Кожевниках и в Зубове, храмам при больнице им. Б., сиротском приюте в Сокольниках и Доме бесплатных квартир на Софийской набережной (сын Василия Алексеевича Николай (1872-1917) состоял старостой Никольской ц. при Доме бесплатных квартир). Причты церквей должны были пользоваться процентами с этих капиталов. Сын Петра Алексеевича Дмитрий (1844-1919) был среди главных жертвователей на храм Покрова Богородицы в Черкизове, освященный 6 июля 1903 г., близ станции Тарасовка Ярославской железной дороги, где располагалась его дача. Его брат Константин (1856-1938) много лет являлся церковным старостой и главой церковноприходского попечительства храма во имя свт. Николая в Кузнецах.

http://pravenc.ru/text/77714.html

За тем, из живущих домовладельцев 2 принадлежат к единоверческой церкви и 4 иноверца. Из остальных не более 20 челов., с их семействами могут быть названы постоянными прихожанами собора, прочие же, как привыкли присутствовать при богослужении в домовых церквах, так и для исправления христианских треб обращаются к причтам тех же церквей. Как беден приход населенностью, так, напротив, богат улицами, которых с переулками насчитывается 20; именно улицы: Александровская, Екатерининская, Леонтьевская, Лафонская, Подгорная, Тверская, Конногвардейская, Таврическая, Манежная, Ставропольская, Одесская, Смольная, Ярославская, Костромская, малая Болотная, Набережная большой Невы; переулки: Монашеский, Пальменбахский, Конногвардейский и Дегтярный. Есть и площади: Мариинская, Ставропольская и третья Безымянная, расположенная перед старым Императорским, впоследствии монастырским садом, который занимает впереди здания Воспитательного общества значительный параллелограмм, с одной, довольно хорошо сохранившейся и поддерживаемой аллеей вековых тополей. Домовых церквей при 7 казенных зданиях, расположенных в районе прихода, и имеющих свои отдельные причты 9-ть: 2 при вдовьем доме, во имя св. великомученицы Екатерины и св. праведных Захария и Елизаветы; 1 при Обществе благородных девиц, во имя св. благоверного и великого князя Александра Невского; 1 при Александровском училище, во имя того же святого; 2 при градских богадельнях, во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены и в честь Рождества Пресвятой Богородицы; 1 при Мариинском институте, во имя св. равноапостольной Марии Магдалины; 1 при 1-м военно-сухопутном госпитале, во имя святителя Николая Чудотворца и 1 при Ольгинской больнице, во имя св. благоверной княгини Ольги. При Аракчеевских казармах, доколе в них стоял учебный карабинерный полк, была своя церковь и причт, но с выведением его и помещением С.-Петербургского гарнизонного батальона, сей последний, указом консистории от 25-го февраля 1837 г. 896, причислен к собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Статус И. является одной из важнейших проблем в арабо-израильском конфликте. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 118 (29 нояб. 1948) при образовании евр. и араб. гос-в в Палестине предполагалось создать систему международного управления И. Однако план не был реализован, и И. был разделен на зап. (еврейскую; Израиль) и вост. (арабскую; Иордания) части, к-рые затем почти 20 лет развивались обособленно. В 1967 г. Израиль оккупировал Вост. И. вместе с остальными араб. территориями Палестины. В 1980 г. был принят Основной закон о статусе И. как «вечной и неделимой» столицы Израиля. В наст. время в зап. части И. располагаются резиденции Президента и Премьер-министра Израиля, кнессет, Верховный суд и др. гос. учреждения. Однако ни объединение И., ни его столичный статус официально не признаны большинством стран ООН (в т. ч. Россией). Дипломатические миссии почти всех стран мира, работающие в Израиле, находятся в Тель-Авиве. В совр. И. сосредоточено большое число церковных орг-ций и представительств мн. христ. Церквей и общин. Традиционно первенство во владении св. местами принадлежит Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ; Иерусалимскому Патриархату). Ее кафедральным собором является храм Гроба Господня , в котором Патриархату принадлежат основные престолы. Резиденция Иерусалимского Патриарха, совмещенная с мон-рем св. Константина и Елены, занимает квартал в Старом городе И. к западу от храма Гроба Господня. В Христианском квартале находятся муж. мон-ри св. Иоанна Предтечи и св. Евфимия Великого, женский - вмц. Екатерины; также ИПЦ принадлежат муж. мон-ри Успения Богородицы у горы Сион, «Мужи галилейские» (Viri galilaei) на Елеонской горе, св. Стефана в долине Кедрона, св. Симеона Богоприимца и св. Илии (оба в юж. части совр. И.), женские - святых Марфы и Марии в Вифании , св. Онуфрия ( Акелдама ). В Старом городе действует неск. небольших церквей; в долине Кедрона находится храм Гроба Богородицы. Представительство РПЦ в И., Русская духовная миссия (РДМ), владеет частью зданий Русского квартала, центром к-рого является Свято-Троицкий собор. Помимо этого на территории совр. И. РПЦ принадлежат жен. Горненский монастырь в Айн-Кареме . Во владении РПЦЗ находятся женские монастыри Елеонский Вознесенский и Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе, Александровское подворье в Старом городе. Подворье в И. имеет Румынская Православная Церковь.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Среди самых ранних свидетельств почитания М.- Мученичество Поликарпа, еп. Смирнского (не ранее 155): «И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало» (Passio Polycarpi, ep. Smyrnenis. 18 (BHG, N 1556-1560)); а также в Мученичестве св. Игнатия Богоносца († нач. II в.) сообщается о перенесении его св. останков в Антиохию с особыми почестями. Во время правления имп. Диоклетиана и Максимиана Галерия (кон. III - нач. IV в.) уже полностью сформировалось сакральное отношение к телам мучеников. Так, в Мученичестве св. Вонифатия Римского в основе сюжета лежит желание госпожи Вонифатия иметь у себя М. мучеников, за к-рыми она и посылает своего слугу. Распространено мнение о том, что обычай вкладывать в престол храма частицы М., а также служить литургию на М. мучеников восходит к раннехрист. временам; вероятно, эта т. зр. основывается на указе папы Римского свт. Феликса I , датированном в Liber Pontificalis 269 г., о служении литургий на могилах мучеников (LP. Т. 1. Р. 158). Однако на практике на могилах, по-видимому, совершались лишь поминальные службы, а в местах регулярных собраний христиан для общей молитвы М., как правило, не было ( Izzo J. M. The Antimension in he Liturgical and Canonical Tradition of the Byzantine and Latin Churches. R., 1975. P. 12-20). Практика перенесения М. с места захоронения в специально освященный во имя святого храм становится допустимой лишь с сер. IV в. Однако и после VI в. в Византии чин освящения престола и храма не предполагал обязательного вложения М. в престол ( Желтов. 2006. С. 70; подробнее см. в ст. Освящение храма ). Впервые М. были извлечены из погребения и перенесены в специальное место, отведенное для них в храме, при имп. Констанции II; по его распоряжению в ц. св. Апостолов, строительство к-рой начал его отец, равноап. имп. Константин I Великий, были перенесены М. апостолов Тимофея , Андрея Первозванного и Луки ( Woods D. The Date of the Translation of the Relics of Saints Luke and Andrew to Constantinople//VChr. 1991. Vol. 45. N 3. P. 290). Однако существует предание о том, что ап. Лука отделил от М. Иоанна Предтечи десницу и перенес в Антиохию, где она хранилась в течение мн. веков. Ко времени равноапостольных Константина и его матери Елены относится начало строительства над могилами святых мартириев - культовых зданий особого типа.

http://pravenc.ru/text/2564262.html

далее... Единственная в Москве приходская Святодуховская церковь стояла до революции на Пречистенском, ныне Гоголевском, бульваре. Она была выстроена здесь задолго до того, как стену Белого города сломали и разбили по ее линии бульварное кольцо. Церковь разделила судьбу соседнего храма Христа Спасителя и была снесена для строительства Дворца Советов. На месте Святодуховского храма в самом начале бульвара был возведен наземный павильон станции метро. далее... Знаменитая церковь " Большое Вознесение " у Никитских ворот - самая известная московская церковь не только среди других Вознесенских храмов столицы, но и во всем городе. Любимое москвичами " Большое Вознесение " непременно входит во все экскурсионные маршруты, учебники по москвоведению, путеводители, юбилейные издания. далее... Самая известная московская церковь, освященная во имя святых равноапостольных Константина и Елены, стояла до революции в Кремле, в Тайницком саду " под горою " , или на подоле, как тогда называли внутреннюю " низовую " часть Кремля. Она находилась за кремлевской стеной, близ одноименной Константино-Еленинской башни, которой и дала название. далее... Уникальные изображения Мессианского Престола украшают фасады Димитриевского собора во Владимире. Снаружи Димитриевский собор украшен множеством резных изображений, иконографическая программа которых обозначает основные новозаветные понятия о Христе, Воскресении, Евхаристии, Преображении и Царствии Божием посредством ветхозаветных прообразов и метафор. далее... В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая " Большой Крест " , стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века. далее... О Великой Отечественной войне снято много прекрасных фильмов. Мне же хотелось бы вспомнить об одном из них - " Проверке на дорогах " Алексея Германа. На мой взгляд, это один из самых христианских фильмов в мировом кинематографе, заслуживающий включения в курс " Основ православной культуры " .

http://pravoslavie.ru/47.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010