Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, в связи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, директор Краеведческого музея Е. Н. Коренева обратилась с письмом к уполномоченному по делам Православной Церкви Н. Ф. Звереву с просьбой вернуть мощи в музей. Просьба была удовлетворена. Еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея, и только в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, они были переданы Церкви. Было решено поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. Когда же в 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, мощи святителя Тихона были возвращены на место. Мощи св. Марии Магдалины [ править править код ] На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель. В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя. Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

Существовала ещё кладбищенская церковь во имя св. вмц. Параскевы, нареченной Пятницы. Каменная, теплая, с колокольней в одной связи, отстоящая от приходской церкви в 1 версте. Эта церковь была построена усердием прихожан и освящена 5 июня 1846 г. В 1897 г. отремонтирована, алтарь перестроен и освящен 6 ноября 1898 г. Здесь хранилась чтимая икона вмц. Параскевы. Возможно, она была привезена новгородцами Муравьевыми, создателями ранее существовавших на этом месте храмов. Существовало также предание о том, что икона явилась на " дереве ель " одному крестьянину, на месте явления была построена часовня. Икона была написана в рост великомученицы, сверху, снизу и с боков помещены жития и страдания. Высота иконы составляла 6 четвертей и ширина - 5 четвертей. Риза на ней была серебряная, 84 пробы, весом 8 фунтов. Крестный ход совершался ежегодно с 29 июня по 10 июля вокруг всего селения с местными иконами. По обычаю, в приход для поклонения приносили икону свт. Стефана Пермского из Вотчинской Богородской церкви (В клировой ведомости за 1900 г. написано: " в нынешний 1900 год принесена не была по упорству причта дать ее сюда для молитвословий " ). Приписная церковь: во имя вмц. Параскевы Пятницы в Чулибе, построена в 1846 г.Молитвенные дома в деревнях: в Каргорте, сначала во имя Покрова Пресвятой Богородицы, затем во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи; в Жидаче, во имя Преображения Господня; в Вад-Керосе, во имя Воскресения Христова. Деревянные часовни: 1) в д. Березнике, во имя свт. Николая Чудотворца, построена на основании указа Велико-Устюжского духовного правления от 15 мая 1732 г. за 2) в д. Ем, во имя Александра Невского в память коронования Императора Александра 3-го и супруги Его Марии Феодоровны; 3) в д. Подгорье, во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, в память восшествия на престол императора Александра 3-го и супруги его Марии Феодоровны, построена на основании указа Велико-Устюжского духовного правления от 12 июня 1889 года за 4) в Мыргаибе, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; 5) на горе Кубримыльк, построенная в память 500-летия со дня блаженной кончины свт. Стефана, просветителя зырян. По преданию, свт. Стефан Пермский с этой горы начал свою проповедь зырянам. Часовня строилась по указу Велико-Устюжского духовного правления от 4 апреля 1896 года за 15 сентября 1928 г. обновленческим архиепископом Усть-Сысольским и Усть-Вымским Александром был освящён деревянный храм в честь свт. Стефана Пермского, перестроенный из часовни.

http://sobory.ru/article/?object=10480

Уникальным примером частной инициативы в сфере жен. духовного образования в Белоруссии было открытие Паричского уч-ща для девиц духовного звания, пользовавшегося активной поддержкой архиепископа. В 1860 г. М. Я. Пущина (урожд. Подкользина, 1812-1895), выпускница С.-Петербургского жен. патриотического ин-та, жена генерал-майора (с 1865), бывш. декабриста М. И. Пущина, основала учебное заведение в имении мужа мест. Паричи Бобруйского у. (ныне поселок Светлогорского р-на Гомельской обл.). 17 июня 1860 г. Пущина сообщила М., что имп. Мария Александровна и Августейшие дети 6 июня пожертвовали 1300 р. на содержание уч-ща, а в кон. авг. 1860 г. императрица согласилась наименовать его в честь равноап. Марии Магдалины. Государыня стала покровительницей училища, средства поступали ежегодно, в т. ч. и от частных лиц, напр. москвича, почетного гражданина М. Л. Королёва (4 тыс. р.), свояченицы основательницы Е. И. Бароцци (2 тыс. р., по завещанию). К 1 сент. 1860 г. был определен первоначальный штат воспитанниц из 25 дочерей беднейшего местного правосл. духовенства, и в праздник Рождества Богородицы М. возглавил церемонию открытия. 10 окт. 1862 г. по благословению М. для заведования делами уч-ща был учрежден комитет при Минской духовной консистории. К 1863 г. на средства Пущина была построена в русском стиле ц. во имя св. Марии Магдалины, освященная М. 13 нояб. (разрушена в 70-х гг. XX в.; в 1991 построен новый храм). 18 нояб. 1863 г. был утвержден штат Минского жен. ДУ, и по предложению Пущиной на эти средства стали содержаться 20 воспитанниц в Паричах. Через 2 года в Паричи были помещены еще 20 девочек для буд. ДУ в г. Минске. В нач. 1865 г. по приказу Муравьёва на устройство более удобного здания для уч-ща было выделено 6 тыс. р. из штрафных сумм за мятеж. Инженер А. Скуратов составил смету на возобновление и капитальное расширение училищного здания. На 4 тыс. р., полученных от Мин-ва внутренних дел, в 1866-1867 гг. были устроены кухня, столовая, галерея, баня и прачечная, о чем Пущина отчиталась императрице.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Марие-Магдалинская Черноморская пустынь в Екатеринодарском отделе. Третьеклассная общежительная Марие-Магдалинская пустынь находится в 12 в. от станицы Тимашевской и в 92 в. от областного г. Екатеринодара. Она основана в 1818 году по желанию Черноморского казачества, внесшего на устройство обители 20 тыс. рублей. Храм ее освящен в 1848 г. во имя Св. равноап. Марии Магдалины. Управляет игуменья. Покровский монастырь в Екатеринодарском отделе. Эта общежительная нештатная обитель находится близ станицы Динской, в 35. в. от Екатеринодара. Основанная в 1899 г. в имении крестьянки Татианы Кончаковой, она до 1904 г. существовала под именем женской общины, a в этом 1904 г. преобразована в монастырь. В Покровской обители имеется один молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Управляет игуменья. Спасо-Преображенский Сентинский монастырь в Баталпашинском отделе. Сентинская общежительная обитель находится близ аула Сенты, на самом берегу р. Теберды, в 70 в. от Баталпашинска. Она учреждена в 1892 г. и существовала первое время как община, а в 1897 г. была переименована в монастырь. Ныне в обители два храма. Управляет игуменья. Кутаисская губерния Мужских обителей 21, жснских 5. Мужские обители Гелатский или Гаэнатский Богородичный монастырь в Кутаисском уезде. Гелатский первоклассный необщительный монастырь расположен в восхитительной местности, в 3 в. от станции Закавказской ж. д. «Гелати» и в 6 в. к северо-востоку от Кутаиса, у подножия громадного горного хребта, на одной из широких террас, которыми местность опускается в долину р. Цхалцилтели, т. е. Красной речки. Монастырь основан в 1110 г. грузинским царем Давидом III Возобновителем. Просуществовав несколько веков, он в 1509 году подвергается разорению от татар, но вскоре же возобновляется имеретинским царем Багратом III (1510–1548). Вью XVII веке он делается кафедрой митрополита, а в XIX веке переходит в ведение имеретинских епископов. Соборный храм монастыря, построенный в честь Успения Пресвятой Богородицы, имеет шесть приделов: во имя Свв. прпп. Иоакима и Анны, Св. вмчц. Марины, Св. ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, Св. Николая Чудотворца и Св. мчц. Ирины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1978. P. 408-411) или он представляет собой независимую от синоптиков традицию ( Witherington. 1987. P. 112). Несмотря на отличия в деталях, евангелисты Матфей, Марк и Иоанн в целом более или менее единодушны в своих версиях, так что, судя по контексту, речь идет об одном и том же событии, т. е. о помазании Христа Марией. Несколько особняком в традиции историй о помазании стоит рассказ из Евангелия от Луки: в отличие от остальных Евангелий его действие происходит не в Вифании, а в доме фарисея Симона в Галилее и отнесено к раннему периоду служения Иисуса (когда св. Иоанн Креститель был еще заключен в темницу - Лк 7. 22). Только евангелист Лука именует грешницей эту безымянную женщину, к-рая плача помазала ноги Иисусу миром и отерла их своими волосами и целовала их (Лк 7. 37). Лишь 2 детали из этого рассказа: имя хозяина дома Симон и помазание ног Спасителя - дают основание для отождествления этой женщины с Марией. Тем не менее, учитывая распространенность имени Симон в НЗ, ничто не мешает рассматривать имя хозяина дома как совпадение, а образ Марии, представленный в др. стихах Евангелия от Луки, весьма сложно соотнести с грешницей. Кроме того, основная цель этого события состоит в научении фарисея Симона величию силы прощения (Лк 7. 47), что противоречит содержанию других рассказов ( Witherington. 1987. P. 110). Именно поэтому большинство комментаторов считают, что у евангелиста Луки представлено др. событие, тем самым допуская, что было 2 случая помазания Иисуса в Его земной жизни: одно было совершено раскаявшейся грешницей из Галилеи, а 2-е - Марией из Вифании ( Beasley-Murray. 1999. P. 205; Nolland. 2002. P. 354; Bovon. 1989. S. 399; Witherington. 1987. P. 111). По поводу согласования этих рассказов не было единого мнения и у раннехрист. экзегетов. Так, именование «грешница» в Лк 7. 37 позволило отдельным средневековым западным толкователям отождествить всех женщин в этих рассказах с Марией Магдалиной . Свт. Григорий I Великий называет грешницу, после многих прегрешений припавшую к ногам Спасителя, Марией Магдалиной ( Greg.

http://pravenc.ru/text/2562512.html

В 1864 община приняла новый устав, согласно которому одним из главных направлений ее деятельности стало оказание медицинской помощи малообеспеченным лицам. В 1865, когда в столице случилась эпидемия «возвратной горячки» (тифа), община открыла больницу для рабочих. Как и другие общины сестер милосердия, она принимала у себя раненых и пострадавших во время Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской и I Мировой войн. Деятельность общины постоянно расширялась. В 1871 она открыла женскую больницу на 8 кроватей – как для своих пансионерок, так и для приходящих. В 1881 на месте деревянного дома на Сергиевской ул., 73 по проекту архитектора А. И. Кракау возвели четырехэтажное каменное здание детской и женской больницы (на 22 и 30 коек соответственно). На третьем этаже дворового флигеля в 1884 была устроена небольшая церковь во имя св. равноап. кнг. Ольги – небесной покровительницы умершей в 1876 гр. О. И. Орловой-Давыдовой. Вскоре по соседству (Сергиевская ул., 54) общиной был куплен двухэтажный дом с большим мезонином и каменным надворным флигелем, где разместились школа рукоделия и бесплатная квартира. К концу XIX в. в собственности общины имелось дачное поселение – пустошь «Успенское» близ станции Саблино по Николаевской железной дороге. После кончины гр. О. И. Орловой-Давыдовой попечительницей общины стала ее дочь – гр. Мария Владимировна Орлова-Давыдова, которая еще при жизни матери практически взяла на себя управление учреждением. Она же известна как основательница церковной женской общины «Отрада и Утешение» в унаследованном родовом имении Орловых с. Добрыниха Серпуховского уезда Московской губ. Здесь в 1903 графиня приняла монашеский постриг под именем Магдалины и стала игуменьей, оставаясь при этом до самой революции и попечительницей петербургской общины. Ее помощницей была племянница (дочь младшей сестры Евгении) – кнг. Екатерина Петровна Васильчикова. 14 апреля 1890 был принят новый устав общины, в котором ей придавался подчеркнуто православный характер и закреплялось название «Община сестер милосердия во имя Христа Спасителя».

http://sobory.ru/article/?object=24618

В 1922 г. скитская Воскресенская ц. была передана санаторно-курортному управлению; здание церкви руководством пансионата «Красные Зори» переоборудовано под жилой корпус, на разоренном кладбище устроена детская площадка. В скиту разместился и дом отдыха ЦК профсоюза паровозоремонтных заводов. Во время Великой Отечественной войны, после оккупации Одессы в 1942 г., О. М. м. был открыт, к 1944 г. сестры проживали в основном в помещениях Воскресенского скита на 9-й станции Б. Фонтана (ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 3. Д. 99. Л. 55). Скитская Воскресенская ц., в к-рой хранилась чтимая икона равноап. Марии Магдалины, в янв. 1942 г. была переосвящена во имя св. Марии Магдалины. С 1942 г. настоятельницей стала мон. Анатолия (Букач), ранее занимавшая должность казначеи. 27 апр. 1942 г. был составлен акт передачи зданий О. М. м. сестрам. 21 нояб. того же года в помещении, пристроенном к 2-этажному монастырскому корпусу, был освящен храм во имя арх. Михаила. После освобождения Одессы в 1944 г. монахини О. М. м. ухаживали за ранеными бойцами, шили обмундирование. 3 сент. 1944 г. викарный еп. Кировоградский Сергий (Ларин) возвел мон. Анатолию в сан игумении. Она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». К нач. 1945 г. в обители проживали 76 насельниц, в т. ч. много пожилых. Сестры трудились на мельнице, в огороде, на скотном дворе, в мастерских выпекали просфоры для городских церквей. По благословению еп. Сергия казначеей стала мон. Сергия (Коваленко). Духовниками были прот. Евгений Корнейчук (до 1945), священники Василий Ворошников, в 1946-1948 гг.- Иоанн Нечипоренко, в 1948-1950 гг.- Лука Самойленко, в 1950-1954 гг.- Николай Прусенко, в 1954-1959 гг.- Николай Стефанов. Среди духовников упоминается и свящ. Феодор Мефодиевич Разумович (1877-1965), переведенный в 1946 г. на сельский приход. 27 февр. 1945 г. по решению исполкома Одесского облсовета скит был закрыт, все имущество упраздненного Марие-Магдалининского храма с престолом перенесено в помещение под Михаило-Архангельским храмом, в к-ром в 1946 г. устроен нижний храм равноап. Марии Магдалины. К 1947 г. обители принадлежали мельница и пошивочная мастерская, вскоре они были закрыты. В сент. того же года была арестована заведующая монастырской мельницей мон. Рафаила (Столярова), обвиненная Одесским отделом ОБХСС в финансовых нарушениях (Там же. Л. 28-29). При этом уполномоченный указывал на ее «контрреволюционное прошлое». В 1944-1948 гг. местные жители при поддержке властей отнимали у монахинь кельи, избивали и грабили сестер (ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 55. Л. 84). Только в июне 1948 г. председатель исполкома Одесского облсовета К. С. Караваев выселил из келий всех т. н. незаконных жильцов.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

В сир. версии «Дидаскалии апостолов» представлено уникальное свидетельство: в списке «учениц» Христовых упоминаются «Мария, дочь Иакова» и «другая Мария» (Didasc. Apost. 15), а в рассказе о воскресении Христовом говорится, что Господь явился Марии Магдалине и «Марии, дочери Иакова» (Ibid. 21). Это является очевидной интерпретацией Мк 16. 1 на основании чтения одной из версий старосир. перевода Евангелия (ркп. Sinait Syr. 30 или Syrc), где М. также названа «дочерью Иакова» ( Kiraz G. A. Comparative Edition of the Syriac Gospels: Aligning the Sinaiticus, Curetonianus, Peshitta, and Harklean Versions. Leiden, 1996. Vol. 2. P. 249). Др. нехарактерное для всей традиции предание встречается в копт. апокрифе «Книга Варфоломея о воскресении Иисуса» V-VII вв. (Liber Bartholomaei de resurrectione Iesu Christi - CANT, N 80), в котором сказано, что именно эту М. «Иисус освободил от руки сатаны» (Gli Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. M. Erbetta. Torino, 1975. Vol. 1. Pt. 2. P. 307), т. е. речь идет о ее идентификации с одержимой женщиной (Лк 13. 16). Из-за разных попыток соотнесения М. с др. св. женами-мироносицами в трудах авторов древней Церкви не сохранилось достаточного количества свидетельств существования уверенной традиции ее почитания в церковном Предании. Почитание М. как святой ограничено в Византии включением в стишные Синаксари под 19 июня памяти «Святой мироносицы Марии, матери Иосии, в мире» и посвященного ей двустишия (Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 757-758; Синаксарь Vlatad. 53, XV в.- Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 344). Однако эти сведения не вошли в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в совр. календари Греческих Церквей. При переводе стишного Синаксаря на слав. язык имя М. было внесено в стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 46) и впосл. заимствовано оттуда митр. Макарием при составлении ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 231 (2-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память М. под 19 июня отсутствует. В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес в составленный им Римский Мартиролог под 25 мая память перенесения и обретения мощей М., к-рое состоялось в 1209 г. в г. Вероли (Италия). В ордене кармелитов под этой же датой совершалось торжественное поминовение М. вместе с Саломеей (MartRom. Comment. P. 206-208; ActaSS. Mai. T. 6. P. 2; ср.: BHL, N 3427-3436).

http://pravenc.ru/text/2562080.html

Георгия и св. Анны и лечившей прокаженных (в 1235 канонизирована католич. Церковью в связи с чудесными исцелениями у ее гробницы). Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната А. Ф. во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами» (Орем. С. 26). Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле 1903 г. Николай II и А. Ф. участвовали в торжестве прославления и открытия мощей прп. Серафима Саровского, на средства имп. семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пуст. лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой прп. Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника (Витте. С. 221). Заботами имп. семьи было воздвигнуто неск. правосл. храмов. На родине А. Ф., в Дармштадте, построен правосл. храм во имя св. Марии Магдалины в память первой российской императрицы из Гессенского дома - Марии Александровны. 4 окт. 1896 г. в Гамбурге в присутствии Николая II, А. Ф., вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, вел. герц. гессенского в память коронования российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых. На свои средства имп. семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященным 20 авг. 1912 г., где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя прп. Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в русско-япон. войне 1904-1905 гг., и собора Св. Троицы в Петрограде.

http://pravicon.com/info-1709

Деревянная большая холодная церковь , построенная в 1754 году, приходила более и более в ветхость, так, что в 1828 году, казалось уже почти невозможным отправлять в ней богослужение. Поэтому Благочестивейший, в Бозе почивающий Государь Император Николай Павлович, бывший с 1800 года Шефом Лейб-Гвардии Измайловского полка, и благоволивший удержать за собой сие звание и по вступлении Своем на престол, 2-го октября 1827 года, рескриптом на имя Министра Двора Князя Волконского повелеть соизволил приступить к построению новой каменной теплой церкви и построить оную на счет кабинета Его Величества, в память командования Его полком. Вот подлинные слова этого Высочайшего Рескрипта: " Князь Петр Михайлович! В память командования Моего Лейб-Гвардии Измайловским полком, Я желаю, чтобы в сем полку вместо приходящей ныне в ветхость деревянной церкви, построена была новая на счет Кабинета, а потому поручаю Вам, строение церкви произвести под собственным Вашим наблюдением через посредство Строительной Комиссии существующей при Кабинете, с тем, чтобы в оной, сверх настоящих ее членов, присутствовали по части сего строения Командир 3-й Гвардейской бригады, Генерал Адъютант Мартынов и Командир Измайловского полка, Генерал-Майор Анненков 1-й». В том же году Строительная комиссия при Кабинете Его Величества, открыла свои действия. К строению церкви Государь назначил главным архитектором В. П. Стасова, известного многими прекрасными постройками; причем Государю угодно было, чтобы при составлении плана и фасада новой церкви на 3000 человек, внутреннее расположение было «по подражанию деревянной». Одобрив поднесенные архитектором Стасовым план и фасад, Государь Император повелел начать по ним с 1828-го года строить, на месте прежней церкви, новую каменную теплую церковь , во имя св. Живоначальной Троицы, с двумя приделами: северным во имя Иоанна воина, и южным во имя св. Равноапостольной Марии Магдалины, имеющими престольные праздники 30 и 22 июля, с тем, чтобы 13-го мая, в день полкового праздника, церковь была заложена, и в шесть лет совершенно окончена. При всем своем желании, Государь Император не мог быть при закладке церкви; обстоятельства начавшейся тогда войны с Турцией отозвали Его к действующим войскам. Почему торжество закладки новой церкви совершено было преосвященным митрополитом Серафимом в присутствии Императрицы Марии Феодоровны с великим князем Александром Николаевичем (ныне Царствующим Государем Императором).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010