В придворной церкви не раз бывал Император Александр I, навещавший сестру во время своего пребывания в Германии в период войн и переговоров с Наполеоном. Здесь он праздновал победу союзников в «битве народов» под Лейпцигом. Молился в церкви и Николай I, а после убийства Александра II в нее был передан мундир Тюрингского полка, шефом которого был Император. Каждый год, 11 марта, служилась панихида по Павлу I, на которой Мария Павловна «всегда желала быть одной». Не раз посещал домовую церковь И. В. Гете, проявлявший интерес к древнерусской иконе и церковному пению. В 1835 на втором этаже северного флигеля замка была освящена «зимняя» церковь св. Марии Магдалины, действовавшая до смерти великой герцогини. Когда Мария Павловна скончалась, гроб с ее телом поместили в герцогскую усыпальницу (в ней также покоились Шиллер и Гете), находящуюся в протестантской часовне, в центре городского кладбища, и рядом, на склоне, 8 июля 1860 заложили надгробную церковь, тоже во имя св. Марии Магдалины. Из России на 60 фурах под церковь привезли землю. Автором проекта был не установленный русский архитектор, строителем — местный зодчий Фердинанд фон Штрейхган. Церковь была освящена 24 ноября 1862 (год написан над входом) прот. Стефаном Сабининым, и тогда же гроб герцогини перенесли в саркофаг, поставленный в крипте и соединенной арочным проходом с соседней усыпальницей великогерцогского дома. В изголовье саркофага находилась икона Божией Матери, принадлежавшая покойной, у подножия — икона св. Марии Магдалины, подаренная вел. кн. Константином Николаевичем. После освящения надгробную церковь подчинили местной русской миссии, которая платила за ее содержание. Священника и двух псаломщиков по-прежнему присылали из Петербурга. Хор из семи человек оплачивал великий герцог. Храм, выдержанный в русско-византийском стиле, стоит на высоком цоколе и увенчан пятью куполами, покрытыми медью и расписными узорами. Боковые главки помещены на высоких декоративных барабанах. Входной портал обрамлен светлым песчаником, стены окрашены полосами желтой и коричневой охры. Профильная тяга членит фасад на две части. Верхняя часть прорезана семью полуциркульными окнами, в которые вставлены желтые стекла с орнаментом.

http://sobory.ru/article/?object=34964

Закладка храма состоялась 21 янв. 1885 г., в надписи было указано: «Сей священный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Августейших Его братьев великих князей Владимира, Алексея, Сергея и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны». Храм построили за 3 года. Большую часть денег на строительство -135 тыс. р.- пожертвовал имп. Александр III, по 15 тыс. р. выделил каждый из 4 его братьев (Алексей, Владимир, Сергей и Павел Александровичи), еще 5 тыс. р.- их сестра Мария Александровна, герц. Эдинбургская. Представители придворной аристократии участвовали в украшении и обустройстве храма. Автором проекта был рус. архит. Д. И. Гримм (1823-1898), руководил строительством иерусалимский инженер и архит. Георгий Франгья. 7-главый храм с золотыми куполами построен в типичном для царствования Александра III новорус. стиле с характерными для московского зодчества XVII в. кокошниками и шатровой колокольней. Главным украшением интерьера является иконостас белого мрамора с темной бронзой, иконы для к-рого были написаны В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из 4 стен храма, работы худож. С. В. Иванова (живопись по холсту, прикрепленному затем к стене), отражают основные эпизоды из жизни равноап. Марии Магдалины. Работу по размещению икон и холстов осуществлял командированный из С.-Петербурга худож.-реставратор П. К. Соколов. При строительстве храма были обнаружены остатки древнеевр. гробниц эпохи Второго храма. В находящейся на участке небольшой естественной пещере, по местному монастырскому преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя. Для участия в торжественном освящении церкви, состоявшемся в праздник Покрова Пресв. Богородицы, 1 окт. 1888 г., в Иерусалим приехали вел. кн. Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем. На церемонии присутствовали губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греч. консул, рус. консульство и более 150 рус. паломников. Паломничество в Св. землю и посещение храма-мемориала в память имп. Марии Александровны несомненно сыграли роль в принятии решения вел. кнг. Елизаветы Федоровны о переходе в Православие. Впосл. сюда были перенесены ее мощи.

http://pravenc.ru/text/164927.html

В 1802 году Мария Федоровна учредила в Москве Екатерининский институт благородных девиц, где учились дети обер-офицерского звания. А для детей низших сословий («захудалых дворян, чиновников, разночинцев и мещан»), не имевших право поступать в благородные заведения, были устроены специальные отделения институтов – мещанские училища. Для Московского мещанского училища, получившего имя императора Александра I, в 1805 году предоставили роскошную усадьбу в Кудрине – ее тогда перестроил архитектор И.Жилярди. И домовая церковь св. Марии Магдалины была освящена в этом здании раньше, чем его занял Вдовий дом – в 1805 году, при Александровском мещанском училище. Храм освятили в честь тезоименитства вдовствующей императрицы, благотворительницы и матери правящего государя.   Незадолго до Отечественной войны Александровскому училищу решили передать выстроенное для Вдовьего дома здание на Божедомке, а Вдовий дом из Лефортова перевести сразу в Кудрино. Училище освободило здание и переехало, а вот вдовы не успели занять свое новое пристанище, так как грянул 1812 год. И в здании на Кудринской площади случилась трагедия. Там был устроен военный госпиталь для русских воинов, в том числе и раненых на Бородинском поле. При отступлении из Москвы войска Кутузова не успели взять их с собой, и французское командование обвинило раненых в связях с партизанами. Наполеоновцы учинили в госпитале настоящий погром: обстреляли дом из пушек, а потом подожгли – погибли 700 раненых. От самого дома остались только стены. Однако он вошел и в литературную историю, посвященную тому страшному времени, оставшись на страницах толстовской эпопеи «Война и мир». Мимо Вдовьего дома в 1812 году проезжала Наташа Ростова, покидая Москву и свой дом на Поварской улице. После войны Доменико Жилярди, сын архитектора прежнего дома, выстроил новое здание, дожившее до наших дней. В 1814 году сюда из Лефортова переехал Вдовий дом, и домовая церковь во имя св. Марии Магдалины осталась ему в наследство. Под ее сенью Вдовьему дому и суждено было прожить здесь до самой Октябрьской революции.

http://pravoslavie.ru/170.html

Эстонская Апостольская Православная Церковь, Приход св. Марии Магдалины в Хаапсалу Первая деревянная церковь во имя Святой Троицы была построена в Хаапсалу в 1756 году по инициативе бургомистра Й. Тобиаса-Энкина для расквартированных в городе военнослужащих. Вероятно, эту же самую церковь называли еще и Полковой – стояла она на углу нынешних улиц Эхте и Суур-Лосси. Своего священника в церкви не было, и на богослужения приезжал иерей из Палдиски. При необходимости службу вел капеллан местного гарнизона. В 30-х годах XIX столетия церковь закрыли или она сгорела – точных сведений не сохранилось. Официальной датой основания здесь православного прихода считается 1 февраля 1836 года, когда церковное ведомство перевели в Хаапсалу и сюда же перевезли имущество прекратившей в Таллинне свою деятельность госпитальной церкви. Так как здания для нее не было, то поначалу богослужения в течение 15 лет проводились в казарме (в отделе государственной кассы казначейства, на втором этаже). В первые годы прихожанами были сановники русского происхождения, купцы и военнослужащие. В 1845 году стали собирать средства на строительство церкви и приступили к возведению каменного здания. Однако пожертвований хватило лишь нафундамент, и в таком виде строение простояло до 1851 года. Наконец по решению Святого Синода необходимые средства на завершение стройки были выделены из государственной казны. Церковь освятили 21 июля 1852 года. Освящали храм протоиереи А. Смирнов, Й. Рождественский и Г. Дебольский. На церемонии присутствовали великая княгиня Мария Александровна и сын Александр (будущий царь Александр II), прибалтийский генерал-губернатор А.А. Суворов в сопровождении нескольких генералов и знатных персон. По желанию княгини храм освятили во имя святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины. Сначала приход состоял в основном из русской знати, купцов и военнослужащих. В период национального пробуждения во второй половине XIX века приход расширился за счет прихожан-эстонцев. Сменили веру и перешли в православие многие эстонцы Ляэнеского уезда, а также шведы с острова Вормси. После 1905 года часть из них вновь обратилась к лютеранской вере. Несмотря на это в Ляэнемаа, по данным 1922 года, насчитывалось 9779 православных, что составляло 12,9% от уездных жителей. Больше всего православных проживало в волостях Массу, Паадремаа, Паатсалу, Сууремыйза и Лихула (около 1/3 населения).

http://sobory.ru/article/?object=06258

В 1892 г. на средства и по поручению Палестинского Православного общества (ИППО) в сев.-вост. углу Гефсиманского участка был построен т. н. дом великого князя - 2-этажное здание для паломников благородного сословия в память вел. кнг. Александры Георгиевны († 12 сент. 1891), супруги вел. кн. Павла Александровича, и вел. кн. Константина Николаевича († 13 янв. 1892). Дом был освящен архим. Антонином (Капустиным) 12 сент. 1892 г. Место для строительства было выбрано в углу сада, перед большим серым камнем, на к-рый, по преданию, Пресв. Богородица бросила Свой пояс ап. Фоме в 3-й день по Успении. В 1904 г. по инициативе секретаря ИППО В. Н. Хитрово возле храма во имя равноап. Марии Магдалины было устроено рус. кладбище. Среди погребенных - видные представители рус. эмиграции, в т. ч. последний флигель-адъютант имп. Николая II, долголетний председатель ИППО в Иерусалиме ген. М. Г. Хрипунов († 6 апр. 1983). Рус. участок отделен от расположенного ниже по склону францисканского участка узкой асфальтированной дорогой. Напротив ворот рус. обители, на месте, где, по преданию, Иуда целованием предал Господа, установлен обломок колонны. До первой мировой войны здесь начинался коридор-отросток, к-рый вел к Камню Моления о Чаше, являвшемуся тогда общим достоянием католиков и православных. Попытки францисканцев сделать священный камень своим владением каждый раз оспаривались и пресекались совместными усилиями Иерусалимской Патриархии, РДМ и рус. консульством. После перехода (в кон. 1917) Иерусалима под брит. контроль францисканцы, воспользовавшись отсутствием РДМ (эвакуированной в Александрию) и рус. консульства, добились от греков отказа от их прав и построили стену, преградив доступ к этому св. месту. По проекту архит. А. Барлуцци , приглашенного кустодом Св. земли Ф. Диа Таллеви для строительства ц. Гефсиманской молитвы («Церкви всех наций», 1919-1924), священный камень оказался внутри храма, в алтарной части. После мученической кончины вел. кнг. Елизаветы Федоровны в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. ее мощи, как и останки др. погибших с нею, по мере отступления Белой Армии были перевезены игум. Серафимом (Кузнецовым) через всю Сибирь в Хабаровск, Пекин, Шанхай. Затем по желанию сестры Елизаветы Федоровны принцессы Виктории Баттенбергской мощи вел. княгини и инокини Варвары (Яковлевой) были доставлены в Иерусалим и 17/30 янв. 1921 г. погребены в крипте храма Марии Магдалины. После того как 1 нояб. 1981 г. Елизавета Федоровна и Варвара (Яковлева) были прославлены РПЦЗ в лике святых, было решено перенести их мощи из крипты непосредственно в храм. Торжественное перенесение состоялось 1-2 мая 1982 г. 9-11 янв. 1990 г. мощи были переложены в новые, мраморные раки по обеим сторонам солеи (мощи, прмц. Елисаветы Феодоровны - справа, инокини прмц. Варвары - слева).

http://pravenc.ru/text/164927.html

Особенностью приходов епархии является наличие в их границах по неск. храмов, что объясняется богатой историей правосл. жизни на этих землях и постоянной экспансией католицизма, в результате чего количество прихожан постоянно сокращалось, но сами церковные здания сохранялись. В отдельных районах наблюдался и обратный процесс, напр., в Браньске (Брянске) некогда существовало неск. правосл. церквей, в наст. время осталась одна. Общее число церквей и часовен в Бельско-Подлясском благочинии приближается к 50, в Хайнувском - 40, в Наревском - 20, в Семятычском - 20, в Клещельском - 30. В епархии 2 действующих мон-ря. Особенно почитаем среди православных жен. мон-рь Марфы и Марии на Св. горе Грабарка , в праздник Преображения Господня его посещают тысячи паломников. На самой вост. окраине Польши, на р. Буг, расположен муж. ставропигиальный Яблочинский мон-рь прп . Онуфрия Великого . Небесный покровитель епархии - прп. Иов Почаевский. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. В епархии находится неск. крупнейших духовных учебных заведений и правосл. научных орг-ций, напр. Варшавская православная духовная семинария , Бельская иконописная школа . Особое место среди них занимает правосл. секция экуменической Христианской Богословской Академии (организована в 1954), являющейся по своему статусу гос. учебным и научно-исследовательским учреждением. Секция имеет кафедры Свящ. Писания, правосл. догматического и нравственного богословия, истории Церкви, патрологии и др. Академия присваивает своим выпускникам степени магистра и д-ра богословия. В 1996 г. при Троицком соборе в г. Хайнувка (Гайновка), где проводятся международные фестивали церковной музыки, была открыта 2-летняя школа псаломщиков (регентов). Начиная с 1999 г. в епархии создано неск. ин-тов правосл. культуры, действующих в рамках отдельных благочиний. Самые крупные из них - в Хайнувке, Бельске-Подляски и Семятыче (Семятичах).

http://pravenc.ru/text/150463.html

Поэтому речь у нас пойдет о других святых женщинах, носящих это славное, давно пришедшее к нам и укоренившееся в России имя - Мария. СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА Имя этой святой знакомо многим, но подробности жизни известны не всем. Часто смешивают жития Марии Магдалины, Марии Египетской и Марии - сестры Лазаря. Святая Мария происходила из палестинского города Магдалы. Она тяжко болела и никто не мог ее вылечить, так как она была БЕСНОВАТАЯ, т.е. одержимая бесами. Услышав о чудесах, творимых Иисусом Христом, она пришла к Нему с мольбой о выздоровлении и получила исцеление. Не только чудо исцеления, но и чудо самой этой встречи заставило Магдалину уверовать в Иисуса Христа Спасителя и стать верной Его ученицей. Св.Мария не отреклась от Него даже во время страшных испытаний, ареста и суда над Учителем. Даже когда апостолы испугались и покинули Его. Она была свидетельницей Распятия, смерти и погребения Христа. И она же стала очевидицей потрясающего чуда - Воскресения Спасителя из мертвых. Это произошло на третий день после Распятия. Мария вместе с другими женщинами пришла к могильной пещере, чтобы воздать последние почести Учителю, умастив Его Тело МИРОМ - драгоценным благовонным маслом. Но к их ужасу Христа в гробнице не было... Горе женщин было настолько велико (и, наверное, слезы им мешали), что они приняли двух ангелов, сидевших на камнях гробницы, за людей и молили сказать, куда унесли их Учителя. И даже когда перед Магдалиной появился Сам Христос, она не узнала Его. Она подумала почему-то, что это садовник - и вновь спрашивала о пропавшем из гроба Иисусе. Тогда Христос назвал ее по имени - и Мария вдруг поняла, Кто это, и какое чудо вошло в мир!.. Их стали называть " женами-мироносицами " - не оттого лишь, что св.Мария и ее спутницы несли драгоценное масло к могильной пещере. А потому, что как драгоценнейшее миро понесли эти женщины людям Весть о Воскресении Спасителя... А люди не верили, не хотели, а часто и не принимали этой Вести. И даже ближайшие ученики Христа - апостолы - не сразу поверили тому, о чем так убежденно говорили им жены-мироносицы.

http://foma.ru/mariya.html

В Горсенсе (Ютландия) существовала придворная церковь и священник. Там пребывала принцесса Екатерина Антоновна Брауншвейг-Люнебургская, правнучка Царя Иоанна V Алексеевича. Она родилась в Санкт-Петербурге за несколько дней до свержения в 1741 г. с престола ее брата, Императора Иоанна VI, с 1742 по 1780 гг. прожила с родными в Холмогорах и была отпущена Императрицей Екатериной II в Горсенс, получая от русского правительства 8000 рублей в год. Скончалась она в 1807 г., последней из всей семьи. Верность Православию сохранила. В Веймаре (Саксен-Веймар и Саксен-Альтенбург) существовали две церкви: домовая – на Аккерванд, 25 и надгробная – за городом, на протестантском кладбище. Обе церкви во имя св. Марии Магдалины. Первая сооружена была в 1804 г. Великой Княгиней Марией Павловной, гросс-герцогиней Веймарской и Эйзенахской, дочерью Императора Павла, и была придворной церковью, помещавшейся во дворце, а в летнее время – в особом здании на Аккерванд, 25. После кончины Великой Княгини в 1859 г. церковь эта стала храмом императорской российской миссии в Веймаре. Надгробная церковь сооружена в 1862 г. сыном покойной, великим герцогом Карлом-Александром, рядом с протестантской церковью (стена в стену). Внизу имеется один общий склеп для членов правившего Саксен-Веймарского дома. Православный храм – в византийском стиле с пятью позлащенными главами. В «Русском архиве» (1900) печатались записки М. С. Сабининой, дочери протоиерея Стефана Сабинина, духовника Великой Княгини. Она указывает, что Император Николай I, навещавший сестру, подарил о. Стефану наперсный крест, с которым Государь путешествовал 14 лет. Она же в 1849 г. отмечает: «11 марта была панихида по Императоре Павле I. Это была единственная служба, на которой наша Великая Княгиня всегда желала быть одна. В этот день она приезжала со своей старой камер-фрау, и больше никто не присутствовал на богослужении. Причины смерти Императора Павла держались в страшной тайне». Храм во имя равноапостольной Марии Магдалины воздвигнут был на личные средства Императора Николая II в Дармштадте в Гессене. Великое герцогство Гессен-Дармштадтское дало Царствующему Дому глубоко верующих Императриц Марию Александровну, супругу Императора Александра II, и Александру Феодоровну, умерщвленную большевиками в Екатеринбурге. Храм, освященный в 1899 г. в присутствии Их Величеств, сооружен в стиле старинных ярославских церквей, со звонницею и с тремя золочеными главами. Построен он по проекту академика Л. Н. Бенуа. Резной из дуба иконостас, с иконами профессора Неффа, и плащаница принесены в дар храму Великой Княгиней Марией Александровной, герцогиней Саксен-Кобург-Готской. Ранее они находились в ее домовой церкви в Лондоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя каменными башнями, в одной из которых находилась часовня. Первый и самый древний храм в Успенском монастыре был в честь Успения Пр. Богородицы, по имени которого монастырь и стал называться Успенским. Сначала церковь была деревянной, но просуществовала недолго. Ее разобрали и возвели каменную. Но и ей не суждена была долгая жизнь. Во второй половине XVIII ст. Успенская церковь обветшала и была разобрана, а в 1792 г. построена новая за счет государственной казны попечением Тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина и настоятельницы монастыря игуменьи Тавифы. В XIX ст. эта церковь опять пришла в ветхость и в 1857 г. перестроена. В 1899 г. по проекту губернского инженера Э.В. Скавронского на этом месте начинает возникать удивительное по архитектуре культовое сооружение – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1902 г. Успенская церковь была разобрана до основания и на ее месте воздвигнут новый двухэтажный обширный и великолепный храм, тщанием настоятельницы игуменьи Агнии и игуменьи Магдалины, при содействии благотворителей. Строилась она до 1902 г. и до сих пор поражает специалистов своей архитектурой. Это большой двухэтажный храм, построенный в псевдорусском стиле и завершенный пятиглавием. В верхней холодной церкви было три престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы, во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и во имя преподобного Александра Свирского. В нижнем этаже была устроена трапезная церковь с одним престолом – во имя равноапостольной Мироносицы Марии Магдалины и св. великомученика Пантелеимона. Освящен храм был владыкой Питиримом 24 октября 1902 г. В.Н. Уклеин пишет: «Начиная с 1830-х годов, в русском зодчестве преобладающее значение приобрели церкви «в древнем русском вкусе в византийском стиле». Термин «византийская архитектура» носил совершенно условный характер, поскольку ни Богоявленская церковь в Тульском Кремле, ни Успенская женского монастыря, хоть и слыли «византийскими», не имели ничего общего с архитектурными творениями Византии». Чаще всего архитектурный стиль этого исторического периода называют «псевдорусским». Псевдорусский стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Ни при одном другом художественном течении одно и то же архитектурное произведение не вызывало столь восторженных похвал у современников и таких суровых отзывов у потомков, как при попытках русских зодчих создать «национальный стиль», который характеризовал бы собою подлинную русскую архитектуру.

http://sobory.ru/article/?object=05523

Своими руками выкопал для братии колодезь, и вода колодезя его была весьма вкусная и чистая. Он не прерывал молчания своего и теперь, когда жил с братиями. Так прожил он 30 лет, оставаясь во мнении других глухим и немым. Перед кончиной, о которой дал он знать знаками, пошёл он к общему духовному отцу, игумену Никольской обители Варлааму, исповедался, причастился св. Таин и по просьбе его облечён был в схиму; только теперь, по просьбе духовника, рассказал о себе, кто он, откуда, как шла жизнь его. Возвратясь в обитель, особоровался св. маслом и в тот же день скончался. Это было 22 июля 1693 г. Он был похоронен в часовне, вблизи первоначального схимника Адриана убиенного. Спустя 9 лет, при построении нового храма, обретены были нетленные мощи его. При освящении храма в честь Смоленской иконы Богоматери в 1705 г. святитель Димитрий Ростовский , в ведении которого стоял тогда Переяславль, свидетельствовал мощи, и они положены были в новом храме, под спудом. Святитель написал тропарь и кондак преподобному; тогда же написана была икона преподобного. – В ркп. житии записано всего 17 чудес, совершившихся при мощах преподобного до июля 1717 г.; имя его внесено и в ркп. святцы. – Икона его с надписью: «образ пр. Корнилия, Переславского чудотворца». Кондак преподобному, сочинение св. Димитрия: «Вышняя получити желая, в вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне; да наследиши горняя, презрел еси дольняя, не токмо очи отвратив не видети суеты, но и устнам своим молчание наложив не глаголати суетная: обаче немолчным сердцем воспел еси Богу. – Не умолчи убо и ныне о нас моляся, Корнилие преподобне» 274 . Св. Мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины Мария Магдалина родом из Палестины, из колена Иссахарова, из местечка Магдалы ( Мф.15:39 ), потому названа Магдалиной. Она была усерднейшей ученицей Иисуса Христа; ходила за Ним и служила Ему ( Мк.15:40–41 ). Вместе с другими жёнами Магдалина шла и плакала за Господом, ведомым на пропятие ( Лк.23:28,55 ). Когда Господь был распят на кресте, она издали с глубокой скорбью смотрела на Распятого и находилась при Его погребении ( Мк.15:47 ; Мф.27:61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010