В Трире была широко распространена древняя легенда о том, что другие гвоздя с Креста Иисуса Христа царица Елена повелела вставить один – в уздечку лошади сына Константина, другой – в обрамление для одной из императорских корон, что подтверждает и итальянский историк Анджело Пареди. Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет на руках своего сына и внука Констанция. Немецкие историки считают, что если осенью 328-го и в начале 329 года император Константин пребывал в Трире, значит святая Елена отошла ко Господу именно в этом городе . Тело святой Елены Константин велел перенести в Рим, где ее погребли с великими почестями. По одним источникам, ее могила находилась якобы при церкви святых Петра и Марцеллина, расположенной на пути из Рима в Неаполь, где до сих пор существует кладбище святой Елены. Спустя два года мощи святой Елены были перенесены в Константинополь. По другим источникам, саркофаг с ее телом якобы находился в Torra Pignattara на улице Via Labicana, о чем в 1154 году писал папа Римский Анастасий IV. Есть сведения о том, что часть мощей святой Елены попала в римскую церковь Santa Maria in ara coeli, а другая часть мощей в IX столетии попала во французское местечко Hautvillers. Об этом сообщается в хронике некоего монаха по имени Altmann из Hautvillers. По сведениям служителей Кафедрального собора святого Петра и Епископского музея Трира, глава святой Елены хранится в Трире с 1356 г.: это подарок собору и его горожанам короля Карла IV. В 1990 г. реликварий, в котором хранятся мощи святой Елены, был украшен бюстом святой царицы работы Тео Хайерманна. В современном Трире жива память о святой Елене. В 1883 и 1908 гг. две трирские улицы получили ее имя – Helenenstrasse и St.-Helena-Strasse. В городском районе Ойрен находится старинная церковь во имя святой Елены (Helena-Patrozinium). Именем святой царицы назван один из местных церковных хоров, а также детский сад. В самом центре города, на его площади Главный рынок можно видеть старинное здание, украшенное скульптурными изображениями святой Елены. Большое скульптурное изображение святой царицы можно видеть в Епископском саду, а несколько трирских церквей имеют мозаичные панно и витражи, рассказывающие о житии святой Елены.

http://pravoslavie.ru/3344.html

В конце XVII века на месте деревянного храма была возведена каменная приходская церковь во имя св. Константина и Елены вместе с отдельно стоящей колокольней. Каменный храм св. Константина и Елены представляет собой трехчастную бесстолпную церковь (храмовая часть, трехъярусная колокольня и трапезная — между ними). Четверик храма под коробовым лотковым сводом увенчан маленькой главкой на глухом барабане. Иконостас трёх ярусный, весьма приличный. В 1855 году храм св. Константина и Елены (Константиновская церковь) был приписан к собору. В начале XVIII века храм и колокольня были объединены трапезной частью. В конце XIX — начале XX века в храме появляются приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери и великомученика Георгия Победоносца. Храм расположен на высокой береговой террасе, у дороги, при входе в город. До революции основными композиционными элементами городского ансамбля были три архитектурных комплекса на верхнем плато острова: Успенский и Иоанно-Предтеченский монастыри и Рождественский собор. После того, как в 1931 году был разрушен Рождественский собор, доминирующий в восточной окраине Свияжска, его роль в общей композиции досталась храму св. Константина и Елены. Первым настоятелем храма св. Константина и Елены стал отец Герман — основатель Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря. В 1564-м г первосвященник острова-града был рукоположен в сан архиепископа Казанского и Свияжского и отбыл на кафедру в Казань. Позже отец Герман был канонизирован. В 1939 году иереем Анатолием Романовским в церкви был отслужен последний молебен, и церковь была закрыта. В это время храм имел только два престола — главный в честь Владимирской иконы Божией Матери и святых царей Константина и Елены, второй — во имя великомученика Георгия Победоносца. Храм использовался в 80-90-е годы для музейных экспозиций, так как здание было отдано филиалу Государственного музея ТАССР. 3 июня 1993 года в храме вновь зазвучало слово Божие. Для служб был возобновлен престол в честь равноапостольных царей Константина и Елены.

http://sobory.ru/article/?object=07037

Каменная церковь Константина и Елены - великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века. Для показа эпохи расцвета московского зодчества и его влияния, эта церковь является одним из лучших примеров в Вологде. Каменная Цареконстантиновская церковь двухэтажная, пятиглавая, трехпрестольная. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошно крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразные столбах, на них - купол, увенчанный небольшой главой с крестом. Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, восьмигранная колокольня с шатровым верхом, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды. В церкви Константина и Елены существовало три престола: в верхнем, холодном храме - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем - на южной стороне во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, на северной стороне - во имя семи отроков Эфесских. Церковь Константина и Елены издавна славилась старинными иконами и иконостасом, несмотря на бедность храма и причта. Источник: В " Вологодском летописце " , составленном из нескольких летописных источников и опубликованном в 1870-е годы, содержится следующая запись: " В лето 7011 (1503), июня в 3 день, сретение бысть на Вологде образу преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, который привезён из Москвы и значится по старинным святцам, что оный образ встречен Стефаном епископом, и весь град изыде в сретение и на том месте церковь поставиша, и уставися ежелетное празднество...

http://sobory.ru/article/?object=01085

В конце 90-х годов храм передали Церкви, и в нем началась реставрация. 4 ноября 2001 года здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение. Е. М. Литвинова. " Крым: православные святыни. Путеводитель " Среди возрождённых ныне храмов краевого центра особое место занимает небольшая, старейшая в Симферополе церковь во имя святых Константина и Елены. После присоединения Крыма к России самая старая часть города Ак-Мечеть была занята русскими войсками. Командир полка Б. А. Тищев в доме, купленнном у татарина за 50 рублей, устроил полковую церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. После ухода войск из города дом некоторое время пустовал. В 1786 году правитель Таврической области В. В. Каховский распорядился сделать иконостас, и в первом православном храме Симферополя вновь началось Богослужение. Именно в этой церкви молилась императрица Екатерина II, прибыв в Симферополь проездом из Бахчисарая в Карасубазар (нынешний Белогорск) 26 мая 1787 года. По её распоряжению в 1794 году были присланы из Санкт-Петербурга серебро, церковная утварь и ризница. Прошло более десяти лет после приезда императрицы в Крым, а православные жители нашего города всё ещё ходили в маленькую церковь, по исповедной росписи которой значилось 1119 прихожан. Только в 1805 году приступили к строительству нового храма. Через год деревянная Петропавловская церковь была освящена, а церковь свв. Константина и Елены вошла в усадебный комплекс известного генерала В. П. Попова как домовая церковь. Под храм был приспособлен одноэтажный дом, к которому примыкала колокольня с притвором, оформленная элементами русско-византийского стиля. Последним владельцем симферопольской усадьбы был Юрий Васильевич Попов - сын генерал-майора В. П. Попова и правнук видного политического и государственного деятеля, секретаря кабинета Екатерины II, сенатора (1797-1799) В. С. Попова, оказавшего большое влияние на политику России конца XVIII-XIX вв. Ю. В. Попов реконструировал все усадебные постройки, в том числе и домовую церковь, которая была освящена 14 июля 1887 года. После реконструкции облик Константино-Еленинской церкви изменился. Была построена новая колокольня. Цельный, отлично сгармонированный в пропорциях объём пристроенной колокольни чётко делится на два яруса: довольно тяжеловесный, укрупнённых форм - нижний, и лёгкий, " прозрачный " , устремлённый ввысь - верхний. Колокольня соответствовала архитектурному направлению, преобладавшему во второй половине XIX века, когда храмы часто сооружались с богатым кокошниковым верхом, характерным для русских церквей XVII столетия. Такие храмы имели порталы, сложные наличники окон, нарядные пилястры. Всё это должно было работать на главную идею храма - ощущение лёгкости, устремлённости вверх. Колокольня домовой церкви равноапостольных Константина и Елены воплотила в себе в миниатюре вышеописанный приём оформления, столь популярный в православном зодчестве второй половины XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=08803

Известный ученый-краевед А.И. Маркевич оставил воспоминания о священнике Константино-Еленинской церкви Никите Петровском. Он участвовал в штурме Измаила в 1790 году, одним из первых взобрался на крепостной вал, держа в руке крест. Удар турецкой сабли лишил его нескольких пальцев. Священник, принимавший участие в боевых действиях, пользовался большим авторитетом у прихожан, особенно у военных. После открытия Петропавловского собора церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены стала частью усадьбы генерал-майора В.П. Попова. Кроме храма, в частное владение Поповых входил дом и служебные постройки. Первым владельцем усадьбы был Василий Степанович Попов — государственный и политический деятель, правитель канцелярии князя Г. А. Потемкина. Его внук генерал-майор Василий Павлович Попов был губернским предводителем дворянства в 80-е годы XIX века и много полезного сделал для любимого города. Последним хозяином усадьбы стал Юрий Васильевич Попов, помещик Симферопольского уезда, при нем была проведена реконструкция всех зданий усадьбы. Архитектурный облик домовой церкви изменила новая двухъярусная колокольня, иным стало и оформление, в котором использованы элементы русского зодчества XVII века. Широкие арочные проемы звонницы украсили кокошники, шатровую крышу увенчала луковица, окна храма — наличники. Теперь колокольня Константино-Еленинской церкви имела укрупненный нижний и стройный, легкий верхний ярус. На капителях полуколонок колокольни и пилястрах храмового здания были изображены кресты, ажурные одинаковые решетки украсили колокольню и дом. Над зданием храма соорудили небольшой купол, форма которого гармонировала с колокольней. На портале входа написаны слова: «Внииду в дом Твой и поклонюся ко храму Святому». В 1914 году церковь святых Константина и Елены снова стала полковой, ее посещали солдаты пехотного полка. До настоящего времени на потолке храма сохранились гербы полков. С 1917 по 1921 год церковь была приписана к Петропавловскому собору, но затем у нее появился свой приход. В 1924 году власти приняли решение о ликвидации храма, но затем отменили его, уступив настойчивым просьбам прихожан. Спустя пять лет, в 1929 году церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены закрыли, разрушили верхний ярус колокольни. В обезображенном здании разместился аэроклуб, а затем здесь долгое время был архив ЗАГСа.

http://sobory.ru/article/?object=08803

Реставрация этого одного из четырех малых приделов Покровского собора продолжалась почти год. Молебен в открывшемся храме совершил настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье в Китай-городе священник Вячеслав Шестаков, напомнивший о том, что церковь – это «не только памятник истории и культуры», но и памятник «любви человека к Богу». Следующей в ансамбле Покровского собора предполагается отреставрировать церковь  Александра Свирского . На сербско-боснийской границе заложен храм во имя равноапостольных Константина и Елены 3 июня, в праздник равноапостольных Константина и Елены, епископ Зворничско-Тузланский Василий (Сербская Православная Церковь) совершил чин освящения фундамента храма, посвященного этим святым. Храм строится в Пилице недалеко от г. Зворника (Босния и Герцеговина). Владыке Василию сослужили архиерейский наместник протоиерей-страврофор Видойе Лукич, иерей Гайо Гайич и протодиакон Жарко Миятович. Владыка Василий обратился к собравшимся с проповедью. «Это богомолье… – свидетельство того, что вы принадлежите к единой Сербской Соборной и Апостольской Церкви, – сказал владыка. – Хорошо вас зная, верю, что вы очень быстро достроите эту церковь, и мы отдадим ее на служение имени Божиему в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены, его матери» . России возвращена икона, вывезенная в годы войны в Испанию военнослужащим «Голубой дивизии» Подданная Испании Роса Очоа передала российской стороне икону Пресвятой Богородицы «Умиление», которую в годы Великой Отечественной войны вывез из Новгородской области ее отец, воевавший в составе испанской «Голубой дивизии». Церемония передачи иконы состоялась в посольстве РФ в Мадриде. Икону из рук испанки приняли посол России в Испании Александр Кузнецов и архиепископ Корсунский Иннокентий, прибывший в Мадрид из Парижа специально по этому случаю. По словам госпожи Очоа, решение вернуть России икону, которая уже стала семейной реликвией, было принято «в знак восстановления справедливости, а также примирения и дружбы между народами наших стран».

http://pravoslavie.ru/5086.html

По распоряжению Макария (Павлова), епископа Бийского, новый церкви 25 октября 1902 г. был выдан святой антиминс. 27 октября 1902 г. Преосвященнейший Макарий (Павлов), епископ Бийский совершил чин освящения построенной церкви в честь небесной покровительницы Е.Г. Морозовой – святой константинопольской царицы Елены и сына ее Константина. В «Церковных ведомостях» за 1902 г. говорилось, что на имя Обер-Прокурора Святейшего Синода из г. Бийска, от епископа Бийского Макария (Павлова), протоиереев Павла Митропольского и Владимира Дагаева, строительницы храма Елены Григорьевны Морозовой, инспектора училища Никитина, настоятеля церкви иерея Симеона Митропольского, городского головы Михаила Савельевича Сычева, церковного старосты купца Ивана Петровича Палабужева и других, а также купечества и бийских граждан, 28 октября 1902 г. поступила телеграмма следующего содержания: «С высоты Престола некогда высказано было святое живое желание воспитывать детей в доброй христианской нравственности. Нравственное воспитание полагается на твердой основе Евангелия, святые истины которого, как семя на распаханном поле, падая в детское сердце, приносят желанный Церкви и Отечеству плод в деле сеяния евангельского слова. Для учащегося поколения города Бийска ныне созданы самые благоприятные условия: построенный местной благотворительницей Е.Г. Морозовой при городском училище обширный и прекрасно обставленный храм является редким собором для учебных заведений. В совершившемся 27-го октября торжестве освящения, дерзаем видеть верноподданическое исполнение Высочайшей воли…» На представленной действительным тайным советником К. Победоносцевым копии этой телеграммы, Государь Император собственноручно начертал: «Прочел с удовольствием». Рядом со зданием училища, с западной стороны, находилась отдельно стоящая деревянная звонница церкви, силуэт которой частично можно увидеть на некоторых фотооткрытках начала ХХ в. с видами города. Училищная домовая однопрестольная церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены являлась приписной к приходу Градо-Бийской Успенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=57863

Первоначально храм в с. Водениковском был деревянный, однопрестольный в честь Свв. равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Он был построен на правом берегу р. Ичкина. В 1789 году от неизвестной причины он сгорел. В 1791 году вместо него, но уже на другом месте, именно в части селения, носящей название Тюленевой, заложен был в честь тех же святых новый также деревянный храм. Алтарная часть этого храма была устроена так, что разделялась на две части и представляла собою два рядом расположенных алтаря, из которых один был освящен в 1793 г. в честь вышепоименованных святых, а другой – в 1794 г. в честь Модеста, патриарха Иерусалимского. В 1835 году храм этот был перестроен и разделен на теплый и холодный. Теплый в честь Василия Великого освящен был в 1836 году, а холодный летний – в 1840 г. во имя прежних святых. Храм этот сгорел в 1849 году со всем своим имуществом. Еще до пожара у прихожан возникла мысль об устройстве нового более обширного храма, так как существующий не соответствовал по своей тесноте потребностям прихода. Но к осуществлению этой мысли приступлено было лишь в 1857 г., когда заложен был каменный храм, в честь Свв. равноапостольных Константина и Елены, с теплыми приделами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы – с северной стороны и Св. Василия Великого – с южной. Теплый храм закончен постройкою в 1863 году и тогда же освящен южный придел его, а северный освящен в 1881 г. Постройка летнего главного храма закончена лишь в 1874 году, тогда же последовало и освящение его. Храм устроен иждивением прихожан и поддерживается в должном благолепии их же старанием. Так, на их средства в 1881 году были устроены новые иконостасы в приделах. Вокруг храма устроена каменная с железными решетками ограда. В пределах прихода есть одна деревянная часовня, устроенная в д. Уткиной в воспоминание избавления Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей Ему опасности в Японии в бытность Его Наследником престола. При церкви имеются два дома для помещения священника и диакона. Школы грамоты имеются в деревнях Тюшняковой и Уткиной.

http://sobory.ru/article/?object=48216

Карта и ближайшие объекты В 1697 г. на старом церковном месте под руководством Е. Самойлова силами посадских людей построена и освящена деревянная холодная церковь. В 1732 г. на средства купца В. Гаврилова к холодной церкви пристроена теплая, которую освятили во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя Архангела Гавриила. Церкви обновлялись с прежним названием. В середине XVIII в. на месте деревянной церкви выстроили каменную во имя свв. равноапп. царя Константина и его матери царицы Елены. Четверик храма завершен массивным восьмигранным световым барабаном, на который опирался шлемообразный купол с одной главой. К храму примыкали небольшая трапезная и колокольня в три яруса. Остатки сохранившейся кирпичной ограды говорят о высоком мастерстве строителей. Церковь капитально реставрировалась в 1908 г. Храм закрыли в 1920-х гг. Здание использовалось в хозяйственных нуждах. С 2004 г. храм передан православной общине, идут подготовительные работы к восстановлению церкви. Церковь Святых Равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены сооружена в 1798 году на средства купцов Занегиных. Здание кирпичное, оштукатуренное, с продольно-осевой композицией. Четверик храма завершен массивным световым восьмериком, апсида прямоугольная в плане с выступающим в середине полукружием. Барочные традиции в планировке и компоновке объемов сочетаются с простым и строгим архитектурным убранством фасадов в стиле раннего классицизма. К храму примыкает небольшая трапезная и трехярусная колокольня. Стены храма были расписаны фресками. Алтарь имел одну апсиду. Следы настенной живописи сохранились до сих пор. Церковь окружала построенная, скорее всего, уже после войны 1812 года ограда, от которой на сегодняшний день остались лишь двое ампирных ворот. Первый деревянный храм, стоявший на посаде был известен с 16 века. Обитателями улиц и слободок Вереи были в основном ремесленники, реже купцы, которые в основном занимались скупкой и продажей в Москве овощей, выращенных крестьянами на верейских огородах. В конце 16 столетия в Верее числилось 17 православных храмов, из которых только соборная церковь на городище в царствование Иоанна Грозного была выстроена из камня.

http://sobory.ru/article/?object=02364

Аналогично, кстати, дело обстояло с именами Светлана и Фотиния. Когда-то славянское имя Светлана было языческим. Мы же, современные люди, можем почитать уже и Светлану, и Фотинию. Из этого, кстати, следует практический вывод: Светланам и Ольгам можно писать в записках свои имена, не обязательно заменять их на Фотинию или Елену, потому что все они равно почитаемы Церковью. Так кто же все-таки в этот день отмечает именины? Только Ольги? Или Елены тоже могут присоединиться? 24 июля – это именины, прежде всего, для христианок с именем Ольга. Но и Елены, если хотят, конечно, тоже могут присоединиться. Жизнерадостные люди вообще празднуют каждый раз, когда в календаре упомянут святой с их именем. Но хорошо бы при этом знать, в честь какой именно Елены, Ольги или другого святого вы крещены, с кем именно связали свою жизнь. В христианстве много святых с одинаковыми именами – Александры, Иоанны, Сергии… Один из них – тот, в честь кого вас крестили. Но есть такое понятие как малые именины – когда чествуют святого с таким же именем, как у вас, но при этом он не ваш небесный покровитель. Да, и малые именины тоже можно праздновать. Легенды или факты биографии святой княгини Ольги А что вообще известно о жизни княгини Ольги? Мы знаем, что она была первой нашей правительницей-христианкой. Но есть еще какие-то факты? Или только легенды? Мы знаем историю жизни Ольги из летописей и из ее жития. Она была женой князя Игоря Рюриковича, есть описание их романтической встречи… Имя Ольга –скандинавского происхождения (Helga). Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, не знатного рода, встретились они случайно. И потом, когда Игорь собрался вступить в брак, он вспомнил про эту девушку и сделал ее своей женой, княгиней. Есть еще одно очень интересное предание о ней – его передают жития святой княгини Ольги. Речь идет об эпизоде накануне ее крещения. Как известно, Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдова. И вот византийскому императору Константину она так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (а Константин, как мы помним, стал ее крестным отцом), император у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

http://foma.ru/24-iyulya-svyataya-ravnoa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010