Сохранившаяся каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и свт. Алексия построена в кон. XVIII - нач. XIX в., в 1885 г. при ней была возведена многоярусная кирпичная колокольня. В конце XIX - начале XX в. причт Никольской ц. состоял из священника и псаломщика. В храме почиталась происходившая из Константино-Еленинского мон-ря икона равноапостольных Константина и Елены, начиная с 1771 г. ежегодно с 21 мая по 16 июня образ переносился крестным ходом во Владимир вместе с Боголюбской иконой Божией Матери. Никольскому храму принадлежали 2 двухэтажных дома, в к-рых располагались муж. богадельня и народное уч-ще, открытое в 1839 г. местным священником; со 2-й пол. XIX в. уч-ще с 60 учениками содержалось на средства земства. В 1935 г. Никольская ц. была закрыта, ее заняли под склад, нек-рое время там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 80-90-х гг. XX в. цех диафильмов областного кинопроката. На территории приходского кладбища были построены гаражи, разбиты огороды. В окт. 1994 г. бывш. Никольский храм был переосвящен во имя равноапостольных Константина и Елены. В основанном при храме мон-ре в кон. 2004 г. жили игум. Авраамий (Павличенко) и 5 насельников, переведенных из Боголюбского монастыря. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 236 [Офицерская опись Цареконстантиновского муж. мон-ря]; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Ист.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 7. С. 173; СПб., 1885. Т. 10. С. 152; СПб., 1863. Т. 15. Стб. 405; СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 168; СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 168; СПб., 1910. Т. 23. С. 90; СПб., 1913. Т. 18. С. 75; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 151; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 61, 220; М., 1965. Т. 11. С. 32; (М.; Л., 1965). Т. 30. С. 95; Приселков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 333; АФЗХ. Вып. 1; ЖМП. 2003. 5. С. 12. Лит.: Тихонравов К.Н. Цареконстантиновский мон-рь при с. Добром близ Владимира: Из монастырской описи 1741 г.//Владимирские ГВ. 1874. 48; Добронравов В., Березин В. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1893. Вып. 1. С. 234-239; Мат-лы для истории Владимирской епархии. Вып. 1: Владимирская десятина жилых данных церквей, 1628-1746 гг. Отд. 1. Владимир, 1894. С. 153, 154; М., 1911. Вып. 6. С. 81; Масанов И.Ф. Библиография Владимирской губ. Владимир, 1905. Т. 1; Малицкий Н.В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1911. Вып. 3. С. 6-11; Селиванов А. Из прибежища алкоголиков в место славы Божией//Молва. Владимир, 1995. 18 мая; Леонтьев С. Ю. Владимирские храмы//Зап. владимирских краеведов. Владимир, 1998. Сб. 2. С. 16-18.

http://sobory.ru/article/?object=05408

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной. Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля. Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые  мощи были обретены нетленными.

http://pravmir.ru/elena-ravnoapostolnaya...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены г. Абакана 30 августа 2011 г. 17:15 30 августа 2011 года Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане, а затем Божественную литургию в новоосвященном храме. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Только что мы прослушали небольшой отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам. В нескольких словах, которые были нам предложены, открывается ни много ни мало смысл человеческой истории. Наверное, нет ни одной другой книги, кроме Книги жизни — Библии, в которой не словами человеческими, а самим Божиим словом в нескольких фразах могла бы открываться такая глубина, такая бездна знания, которая способна изменить жизнь человека и всего общества. Почему же этого не происходит? А потому что мы чаще всего, как говорит поговорка, дальше своего носа не видим. Каждый из нас вовлечен в текущие проблемы, в свою повестку дня, в то, что нас волнует, беспокоит, в то, что будоражит нашу мысль, в то, что приводит нас в состояние радости или, наоборот, возбуждает негативные чувства — и вот мы все оказывается в этой круговерти. И ведь кажется, что то, что мы делаем — самое главное, и важнее быть ничего не может… Но иногда Господь проводит нас через такое состояние, когда мы понимаем, что то, чему мы отдаем всю свою жизнь, — это не самое главное. Например, когда человека постигает внезапное горе, разрушается семья, уходит любовь, разрываются отношения с детьми... Эти стрессы помогают нам хотя бы на мгновение понять, что то, чем мы занимаемся каждый день, — не самое главное. Подобные мысли посещают нас и тогда, когда мы сталкиваемся лицом к лицу с неизлечимой болезнью или с самой смертью. Но для того чтобы человек мог правильно устроять свою жизнь, у него должен быть верный взгляд на эту жизнь, на историю, на самого себя — взгляд, который порождается не стрессом, не катастрофой, но проистекает из убеждений, из знания, из мысли. Вот слово Божие и помогает нам обрести, опираясь на Божественную мудрость, этот правильный взгляд на мир, на историю рода человеческого и на самого себя в этой истории.

http://patriarchia.ru/db/text/1608261.ht...

Реставрация этого одного из четырех малых приделов Покровского собора продолжалась почти год. Молебен в открывшемся храме совершил настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье в Китай-городе священник Вячеслав Шестаков, напомнивший о том, что церковь – это «не только памятник истории и культуры», но и памятник «любви человека к Богу». Следующей в ансамбле Покровского собора предполагается отреставрировать церковь  Александра Свирского . На сербско-боснийской границе заложен храм во имя равноапостольных Константина и Елены 3 июня, в праздник равноапостольных Константина и Елены, епископ Зворничско-Тузланский Василий (Сербская Православная Церковь) совершил чин освящения фундамента храма, посвященного этим святым. Храм строится в Пилице недалеко от г. Зворника (Босния и Герцеговина). Владыке Василию сослужили архиерейский наместник протоиерей-страврофор Видойе Лукич, иерей Гайо Гайич и протодиакон Жарко Миятович. Владыка Василий обратился к собравшимся с проповедью. «Это богомолье… – свидетельство того, что вы принадлежите к единой Сербской Соборной и Апостольской Церкви, – сказал владыка. – Хорошо вас зная, верю, что вы очень быстро достроите эту церковь, и мы отдадим ее на служение имени Божиему в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены, его матери» . России возвращена икона, вывезенная в годы войны в Испанию военнослужащим «Голубой дивизии» Подданная Испании Роса Очоа передала российской стороне икону Пресвятой Богородицы «Умиление», которую в годы Великой Отечественной войны вывез из Новгородской области ее отец, воевавший в составе испанской «Голубой дивизии». Церемония передачи иконы состоялась в посольстве РФ в Мадриде. Икону из рук испанки приняли посол России в Испании Александр Кузнецов и архиепископ Корсунский Иннокентий, прибывший в Мадрид из Парижа специально по этому случаю. По словам госпожи Очоа, решение вернуть России икону, которая уже стала семейной реликвией, было принято «в знак восстановления справедливости, а также примирения и дружбы между народами наших стран».

http://pravoslavie.ru/5086.html

Федосеевская. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Константина и Елены Год постройки:Между 1777 и 1781. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Кумылженский район, ст. Федосеевская, на месте церкви установлен памятный знак Координаты: 49.982424, 42.349216 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1736 году в Федосеевской станице была построена малая деревянная церковь в честь иконы Божьей Матери. В 1777 году заложили каменную церковь с колокольней, в честь Казанской иконы Божьей Матери. Освящена она была в 1781 году. Были сделаны боковые пристрои, которые к концу 19 века стали грозить падением, почему в 1894 году и были исправлены. Церковь эта с приделом в трапезной во имя Святых равноапостольных Константина и Елены. При церкви имеется каменная богадельня в две комнаты на шесть человек, устроена в 1888 году. Приходское училище открыто 10 января 1865 года. Источник: сайт " Духовенство области войска Донского " Федосеевская станица, Хоперский округ, Зотовское благочиние. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Первое здание. На прежнем месте станицы Федосеевской существовала ветхая и малая деревянная церковь, построенная в 1736 г. Эта церковь после постройки новой была перенесена в станицу Акишевскую, а оттуда в хутор Ежов. Второе здание. 20 мая 1777 г. жители просили епископа Тихона (Малинина) разрешение на строительство каменной церкви с такой же колокольней. Заложена 17 июня 1777 г. Освящена 21 сентября 1781 г. В 1850 г. в трапезе был устроен придел во имя Свв. Царей Константина и Елены. Освящен 29 сентября 1851 г. В 1869 г. с двух сторон главной церкви были пристроены еще два кирпичных придела. Работы были окончены в 1871 г. В 1897 г. в южном приделе был устроен алтарь. Церковь каменная, с такой же колокольней в одной связи. Трехпрестольная: 1. Казанской иконы Божией Матери (главный). 2. Свв. Равноап. Константина и Елены (придел в трапезной). Свт. Николая Чудотворца (южный придел).

http://sobory.ru/article/?object=52401

Св. Елена имеет важное значение в истории Церкви. Она воспитала в сыне своем Константине любовь ко Христу и была ревностной помощницей его в делах на пользу Церкви. Она лично трудилась на местах, освященных стопами Богочеловека, обрела Животворящий Гроб Господень и Честной Крест Христов и создала много храмов в Святой земле, особенно в тех местах, которые были ознаменованы великими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа. Скончалась она в 335 г. в глубокой старости, будучи 80 лет, вскоре по возвращении из святого града Иерусалима. Честные мощи ее, положенные в громадном из красного порфира саркофаге, с рельефными изображениями, первоначально покоились в особом мавзолее. Над ним сооружена была св. Константином базилика во имя свв. мучеников Петра и Маркеллина. В настоящее время от этого мавзолея видны лишь развалины, а церковь , построенная в XVII в. во имя тех же свв. мучеников Петра и Маркеллина с мавзолеем св. царицы Елены стоит на древней Лабиканской дороге за воротами «Маджоре». В XVI в. мощи св. царицы Елены были перенесены на настоящее место, а древний саркофаг ее сначала был поставлен в Латеранском дворце, а потом – в Ватиканском музее (1791), где он находится и поныне, рядом с подобным же красного порфира саркофагом, в котором некогда покоились мощи преподобной Констанции, дочери св. царя Константина, почивающие ныне в церкви ее имени (Chiesa di Santa Costanza, см. 20). Вокруг купола над означенным приделом во имя св. Елены имеется следующая надпись (на латыни): «Жертвенник этот, именуемый Небесным, сооружен, по преданию, на том самом месте, на котором император Август удостоился видеть Пресвятую Деву Марию, Матерь Божию на небесах, в злато-видном сиянии, держащую на пречистых руках Своих Предвечного Младенца». По преданию, Август, пораженный этим видением, предсказанным прорицательницей Сивиллой, немедленно отказался от предложенной ему чести быть причисленным к лику богов, а на месте бывшего ему чудесного явления соорудил алтарь с надписью: «Жертвенник перворожденному от Бога». Потому и сама церковь , выстроенная на развалинах храма Юпитера Капитолийского, называется «Ara Coeli» («Жертвенник Небесный») 60 ; престол же во имя св. равноапостольной царицы Елены стоит ныне на том самом месте, на котором некогда находился упомянутый жертвенник, сооруженный Августом 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мраморское. Церковь Иоанна Предтечи. Храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1841. Адрес: Свердловская обл., г. Полевской, с. Мраморское, ул. Пушкина, 11 Координаты: 56.547258, 60.411007 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Строительство каменного трехпрестольного Иоанно-Предтеченского храма было завершено в конце XIX века, оно велось более пятидесяти лет. В 1930-х годах церковь была закрыта для богослужений и практически до 2000-х годов  медленно и неуклонно разрушалась. Реставрация началась несколько лет назад. На сегодняшний день восстановлен только один придел в честь Святых Равноапостольных Константина и Елены, в котором проходят постоянные богослужения. Сайт Православной газеты Екатеринбургской епархии Существующий ныне православный храм в память Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Иоанна освящён 12 октября 1841 года. 4 июня 1897 года освящён северный придел во имя во имя святых равноапостольных Константина и Елены, построенный на средства екатеринбургского мещанина К. И. Трапезникова. 16 августа 1899 года освящён южный придел в честь Сретения Господня. 17 марта 1933 года храм был закрыт, колокольня снесена. В настоящее время храм возвращён верующим и восстанавливается, службы проходят в уже отремонтированном северном приделе. Там находится сохранённая верующими после закрытия храма икона равноапостольных Константина и Елены. Источник: Википедия Мраморское село находится в 40 верстах по ж. д. к югу от Екатеринбурга, в одной версте от ст. Мраморской Пермь-Т. ж. д. В 1738 г. к югу от Горнощитского села были открыты мраморные ломки. Для отделки мрамора устроена была в Северском заводе вододействующая фабрика, отданная в 1758 г. Турчанинову. В 1765 г. в самом центре каменоломней устроены были казармы для рабочих, разросшиеся впоследствии в целое селение. В 4 верстах от казарм на реке Чусовой устроена была в 1768 г. мраморная фабрика, взамен Северской, действующая до 1810 г. В 1810 г. фабрики для обработки мрамора выстроены были в самом селении. Для улучшения производства переселены были из Петербурга 10 семейств мастеров-мраморщиков. Фабрика в селении существовала до 1858 г., когда была закрыта за ненадобностью.

http://sobory.ru/article/?object=20397

Селезениха. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История церкви и прихода Каменная церковь в честь Преображения Господня с приделом во имя равноапостольного царя Константина и матери его Елены построена в 1770г. Каменная церковь построена по храмозданной грамоте от 19 мая 1767г. за 651. Этой грамотой позволено было строить церковь во имя святых Константина и Елены с приделом во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. По построении придельной церкви прихожане испросили благословения преосвященного Варфоломея освятить эту придельную церковь во имя св.Константина и Елены. Придел освящен Слободского Вознесенского собора протоиереем Тимофеем 15 ноября 1772г. Холодный храм освящен в честь Преображения Господня 10 октября 1776г. тем же протоиереем. И церковь после освящения холодного храма в честь Преображения Господня церковь стала называться Преображенской. В 1850г. холодный храм и в 1860г. теплый храм за ветхостью и теснотою старых построены по новому плану, т.е. построена новая церковь. Церковь трехпрестольная: холодный храм освящен в честь Преображения Господня, теплые – в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость” и во имя Константины и Елены. Приход состоял из 24 селений. Каменная колокольня построена в 1842г. В 5 верстах от села в д.Лимоновской деревянная часовня, построена в 1903г.. В часовне находилась часть старого иконостаса холодного храма. По данным статистического описания Вятской епархии за 1909г.: “ Причта по штату положено: 1 свящ., 1 диак., 1 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усадебной 7дес. 2040саж., пахотной 29дес. 2200саж., сенокосной 3дес.200саж.; братский денежный доход: священника 809руб., диакона 539 руб., псаломщика 269 руб.; руги собирается на весь причт до 100 и пудов ржи и 200 пудов овса; прихожан: правосл. Руск. 1579 м.п., 1788 ж.п.; приход состоит из 24 селений расстоянием 1-8 верст.” В библиотеке 200 книг. Архиерей был в 1911г., 9 июня 1916г. церковь посетил епископ Вятский и Слободской Никандр и отслужил здесь молебен.

http://sobory.ru/article/?object=12948

Николаевская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Николаевской области [ править править код ] Николаевское викариатство Херсонской епархии было учреждено 6 ноября 1913 года и просуществовало до конца Второй мировой войны. Решением Священного синода Украинской православной церкви от 20 июня 1992 года была восстановлена Николаевская и Вознесенская епархия, теперь как самостоятельная, будучи выделена из Кировоградской. 25 августа 2012 года из состава Николаевской и Вознесенской епархии была выделена Вознесенская епархия, в связи с этим епархиальному архиерею Синод постановил именоваться Николаевский и Очаковский. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Васильевские новомученики: Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Мужской монастырь святых равноапостольных Константина и Елены (Константиновка) [ править править код ] Мужской монастырь во имя святых равноапостольных Константина и Елены В 1905 г. на средства прихожан в селе был построен большой каменный храм свв. равноапп. Константина и Елены (вместо малой одноименной церкви, сооруженной в 1862 г. при участии николаевского купца Константина Соболева). В советское время храм оставался действующим, но колокольня над входом была разобрана. В 1998 г. при храме учрежден монастырь. В настоящее время в обители строится корпус с теплой церковью. Адрес: 57200, Украина, Николаевская область, Жовтневый район, с. Константиновка Телефон: (0512) 68–48–21, 067–900–77–55 Архангело-Михайловский Пелагеевский женский монастырь [ править править код ] В 60-70-х гг. XIX в. купец Исидор Дурилин приобрел и начал осваивать земли на Ингуле. Одно из основанных им сел он назвал Пелагеевкой – в честь безвременно почившей жены Пелагии. В 1890 г. Дурилин раздал свои земли 4-м сыновьям, при этом Пелагеевка досталась Андрею и Михаилу. В память о матери они построили здесь в 1896-1904 гг. храм св. Архангела Михаила (с боковыми приделами: правым – св. мч. Андрея Стратилата, левым – прп. Пелагии, память которой празднуется 21 окт. н. ст.). Одновременно при храме построили 2 помещения – для приходской школы и для священника. Свято-Михайловский Пелагеевский женский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевская_о...

Первоначально храм в с. Водениковском был деревянный, однопрестольный в честь Свв. равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Он был построен на правом берегу р. Ичкина. В 1789 году от неизвестной причины он сгорел. В 1791 году вместо него, но уже на другом месте, именно в части селения, носящей название Тюленевой, заложен был в честь тех же святых новый также деревянный храм. Алтарная часть этого храма была устроена так, что разделялась на две части и представляла собою два рядом расположенных алтаря, из которых один был освящен в 1793 г. в честь вышепоименованных святых, а другой – в 1794 г. в честь Модеста, патриарха Иерусалимского. В 1835 году храм этот был перестроен и разделен на теплый и холодный. Теплый в честь Василия Великого освящен был в 1836 году, а холодный летний – в 1840 г. во имя прежних святых. Храм этот сгорел в 1849 году со всем своим имуществом. Еще до пожара у прихожан возникла мысль об устройстве нового более обширного храма, так как существующий не соответствовал по своей тесноте потребностям прихода. Но к осуществлению этой мысли приступлено было лишь в 1857 г., когда заложен был каменный храм, в честь Свв. равноапостольных Константина и Елены, с теплыми приделами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы – с северной стороны и Св. Василия Великого – с южной. Теплый храм закончен постройкою в 1863 году и тогда же освящен южный придел его, а северный освящен в 1881 г. Постройка летнего главного храма закончена лишь в 1874 году, тогда же последовало и освящение его. Храм устроен иждивением прихожан и поддерживается в должном благолепии их же старанием. Так, на их средства в 1881 году были устроены новые иконостасы в приделах. Вокруг храма устроена каменная с железными решетками ограда. В пределах прихода есть одна деревянная часовня, устроенная в д. Уткиной в воспоминание избавления Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей Ему опасности в Японии в бытность Его Наследником престола. При церкви имеются два дома для помещения священника и диакона. Школы грамоты имеются в деревнях Тюшняковой и Уткиной.

http://sobory.ru/article/?object=48216

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010